Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО ДАННЫМ ГЕМОДИНАМИКИ)'

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО ДАННЫМ ГЕМОДИНАМИКИ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
40
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The author has studied how the stress caused by examinations affects the cardiac activity at various stages of the examination period in conditions where the examiner’s questions are answered under normal circumstances or under those aggravateed by various factors. The students were those showing varying degrees of academic performance and taking their end-of-year, final, first, or subsequent examinations in various subjects and included individuals going in for sports (physically fit) and those physically less fit.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО ДАННЫМ ГЕМОДИНАМИКИ)»

Бреманис Э. Б., Мартузанс Я. П.. Скулме С. Я. — В кн.: Вопросы физиологии н педагогики спорта в Киргизии. Фрунзе, 1980, с. 11 — 12.

Веренич Г. И., Дерюгина М. П. — В кн.: Материалы по физическому развитию детей и подростков городов и сельской местности СССР. М., 1977, вып. 3, с. 374—375.

Властовский В. Г. — Там же, с. 180—181.

Г ромбах С. М.—В кн.: Гигиена детей и подростков. М., 1979, вып. 7, с. 166—186.

Лебедева Н. Т. — В кн.: Физиология человека в природных условиях СССР. Л., 1969, с. 20—30.

Лебедева Н. Т. — Педиатрия, 1970, № 11, с. 67—68.

Лебедева Н. Т. Основы гигиенического нормирования общей двигательной активности младших школьников. Автореф. дис. докт. Минск, 1973.

Сальникова Г. П. Физическое развитие школьников. М., 1968.

Сальникова Г. П., Эристави В. Г. — В кн.: Материалы по

физическому воспитанию детей и подростков городов и сельской местности СССР. М., 1977, вып. 3, с. 96—121. Wolanski N. — In: Education phvsique des enfants avant e'epoque de la puberte, Varsovie-Poznan, 1976, p. 38—75.

Поступила 20.02.81

Summary. A longitudinal study of the development of young people aged 17, 20, 22, and 24 years, who had previously (during early school years) been studied for the level of their diurnal motor activity, was carried out. Group, in-tergroup, and individual analyses of their physical and sexual development showed that those whose level of motor activity had been medium at the age of 8-10 years, compared very favorably with those whose motor activity had been high or low at that age. The level of daily motor activity in childhood may be of prognostic value in assessing the development of young persons aged 17-24 years.

УДК 612.17-06:613.8631-057.876

Н. Я. Волкинд

ВЛИЯНИЕ ЭКЗАМЕНАЦИОННОГО СТРЕССА НА СЕРДЕЧНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ СТУДЕНТОВ (ПО ДАННЫМ ГЕМОДИНАМИКИ)

Красноярский педагогический институт

Сдача экзаменов — одна из форм крайне напряженной умственной деятельности. Об этом свидетельствуют нервно-психические заболевания, возникающие у студентов на фоне умственной и эмоциональной перегрузки во время экзаменационных сессий (В. Н. Вашетко и А. Е. Королева; А. В. Олейник и Н. М. Сологуб), и данные литературы о влиянии экзаменов на организм (Е. В. Андрущенко; Н. П. Волкова; Р. И. Пастухина: Cannon; Hodges и соавт.; Tigerstedt, и др.). В связи с этим нами изучено влияние стресса на напряжение сердечной деятельности студентов на протяжении всего хода экзамена, начиная с получения ими экзаменационного билета и кончая объявлением оценки. Об этом влиянии судили по изменениям гемодннамиче-ских показателей: частоты пульса (ЧП), систолического, диастолического и пульсового давления (соответственно СД, ДД и ПД), а также

юо -

90 ■ 80 ■ 7О -бО -

Рнс. I. ЧП студентов на разных этапах государственных экзаменов.

Здесь и на рис. 2 по оси абсцисс — этапы экзаменов; но оси ординат — 411 в минуту; 1 — состояние покоя: 2 — получение экзаменационного билета: 3 — подготовка к ответу; 4 — во время ответа; 5 — ожидание оценки; 6 — после объявления оценки.

общего периферического сопротивления (ОПС). ЧП определяли по интервалу Я — /? ЭКГ (использовано II стандартное отведение). АД измеряли по Короткову, ОПС — по формуле Франка— Пуазейля. Ввиду сложности экзаменационной обстановки мы отказались от применения других методов исследований.

Обследовано 280 человек. Контрольным функциональным состоянием являлся покой, регистрировавшийся у студентов после завершения экзаменов утром следующего дня, когда они были свободны от стресса. Статистическую обработку полученных данных проводили в вычислительном центре Института физики Сибирского отделения АН СССР.

Наибольшее напряжение сердечной деятельности наблюдалось у студентов перед получением экзаменационного билета, сразу после его получения, при ответе и ожидании оценки (рис. 1). Эти этапы экзаменов были для них острыми стрессовыми ситуациями, вызывавшими резкое возрастание гемодинамических показателей. Сама подготовка к ответу сопровождалась меньшими сдвигами гемодинамики, что можно объяснить обдумыванием учебного материала, подавляющим эмоциональное напряжение.

Неодинаковым было напряжение сердечной деятельности при обычном и осложненном неблагоприятными факторами ответе. Такими факторами являлись сложность экзаменационного билета, слабое знание предмета, затруднения при ответе, трудные встречные вопросы экзаменатора, его явное недовольство слабой подготовкой студентов, а также пересдача отрицательной оценки. На фоне осложненного ответа показатели гемодинамики резко возрастали.

100 so во

Рис. 2. ЧП на разных этапах сдачи курсовых экзаменов у

студентов с низкой (/) и высокой (2) успеваемостью.

Различными оказались вегетативные сдвиги у сдающих государственные и курсовые экзамены (Н. Я. Волкинд): у первых возрастание напряжения сердечной деятельности на ответственных этапах экзаменационного периода происходило резче и быстрее и, кроме того, отмечено более стремительное освобождение сердца от высокой нагрузки. Такое явление можно рассматривать как защитную реакцию сердечно-сосудистой системы, направленную на быстрое избавление сердца от тяжелой и опасной нагрузки.

Напряжение сердечной деятельности было неодинаковым у занимающихся спортом и нетренированных студентов (Н. Я. Волкинд). У спортсменов, особенно высокотренированных, сердечно-сосудистая система оказалась функционально более устойчивой к эмоциональной нагрузке, что было видно по более экономной работе сердца в условиях стресса у мастеров спорта и у спортсменов первого разряда. У неспортсменов сердечно-сосудистая система проявляла низкую резистентность к стрессу, сердце работало неэкономно, малоэффективно и с большим напряжением, о чем свидетельствовали большая ЧП, низкое ПД и высокое ДД. Повышение последнего связано с ростом нервного напряжения (М. И. Виноградов).

Неодинаковыми были сдвиги в сердечной деятельности на фоне экзаменов и у студентов, имеющих различную успеваемость. У отлично и хорошо занимающихся сердечно-сосудистая система в этих условиях обнаруживала значительно меньшие сдвиги, чем у удовлетворительно успевающих (рис. 2).

В напряжении сердечной деятельности экзаменующихся прослеживались половые различия. У женщин на разных этапах экзамена было более низкое систолическое и пульсовое давление, что связано, видимо, с более слабым физическим развитием сердца. ЧП у женщин, наоборот, была более высокой, чем у мужчин. Большая ЧП, более низкое систолическое и пульсовое давление у студенток свидетельствуют о большей неэкономности и более низкой эффективности работы сердца. У женщин было более значительным и нервное напряжение, о чем судили по больше-

му возрастанию у них по сравнению с мужчинами показателей ДД и ОПС. Иллюстрируем сказанное вегетативными сдвигами у тех и других при ответе на курсовых экзаменах. Так, ЧП, СД, ДД и ПД, ОПС у студенток составляли соответственно 90,60±6,72 в минуту, 122,25±3,83, 83,75±2,93 и 44,75±2,99 мм рт. ст., 2342,98± ±154,19 дин/с/см-5, у студентов — 84,00±6,65 в минуту, 131,25±5,20, 81,75±2,43 и 53,00± ±5,85" мм рт. ст., 2225,36± 116,86 дин/с/см"5, в покое у тех и других — 55,20±1,98 в минуту, 108,50±2,41, 67,75± 1,61 и 40,75±2,18 мм. рт. ст., 1727,96±61,88 днн/с/см-5.

Первые курсовые и государственные экзамены вызывали большее напряжение сердечной деятельности, чем последующие. Последние вследствие адаптации студентов к экзаменационной обстановке приводили к значительному ослаблению напряженного состояния. Сдача вторых экзаменов сопровождалась меньшими сдвигами, что проявилось в меньших изменениях гемодинамики. Однако уровень этих сдвигов говорил о высоком напряжении сердечной деятельности студентов при сдаче ими и вторых экзаменов. При третьем экзамене обнаруживалось еще большее снижение их напряженного состояния (табл. 1).

Влиял на напряжение сердечно-сосудистой системы экзаменующихся и их учебный возраст. У младшекурсников это напряжение было большим, чем у старшекурсников. Так, при ответе ЧП, СД, ДД, ПД и ОПС достигали у студентов первых 2 курсов соответственно 105,60±8,53 в минуту, 138,67±7,29, 89,33± ±2,90 и 55,33±7,13 мм рт. ст.. 2465,64± ±155,64 дин/с/см-5, у студентов старших курсов — 84,00±7,90 в минуту, 127,00±5,81, 84,67± ±4,74 и 47,67±4,17 мм рт. ст., 2360,96± ±138,56 дин/с/см-5, в покое у тех и других — 57,33±3,42 в минуту, 109,67±3,05, 68,00±2,52 и 41,00±2,00 мм рт. ст., 1688,29±96,34 дин/с/см-5.

Неодинаковым было напряжение сердечной

Таблица 1

Гемодинамика у студентов во время ответа на первом и третьем государственных экзаменах (п = 20, М±ш)

Показатель Экзамен Во время ответа Р В состоянии покоя

ЧП в минуту Первый Трети!) 1 03, 47±12,57 85.27±9. 17 <0.05 56,40 ± 3,68

СД, мм рт. ст. Первый Третий 1 50, 00±7 ,35 137, 50±8,30 <0,05 1 1 1 .50 ± 4 .48

ДД. мм рт. ст. Первый Третий 91 ,00±5.00 87.50 + 2,53 >0.05 67, 50 ±3.01

ПД, мм. рт. ст. Первый Третий 58 , 00±5 ,28 46.50+5,85 <0.05 41,50 ± 2,94

ОПС. днн/с/см-5 Первый Третий 2562,75 • 208,91 2136,49± 1 83,62 <0.05 1 754,22 ±94,77

Таблица 2

Гемодинамика у студентов во время ответа при сдаче экзаменов по предметам с различным объемом учебной информации

(п= 15, М±т)

Показатель Объем информации Во время ответа Р В состоянии покоя

ЧП в минуту Большой Малый 92.2 7±9,СО 88.0±9.84 >0,05 57.73±2 ,32

СД, мм рт. ст. Большой Малый 141 ,33±5.07 131 ,33±5,78 <0,05 1 09 . 67±3 , 39

ДД. мм рт. ст. Большой Малый 85 ,33±3 , 22 80, 00±2 . 34 <0,05 68 ,00±1 ,75

ПД. мм рт. ст. Большой Малый 57 .67±5 , 62 4 7 , 33±4 , 55 <0.05 41 , 67±2 , 49

ОПС. днн/с/см"5 Большой Малый 2305 , 07± 1 04 , 02 2102,4 1 ± . 20,32 <0.05 1 705.57±60. 45

деятельности при сдаче экзаменов по дисциплинам, включающим различный объем учебной информации. Более информативные предметы вызывали у студентов большее напряжение, чем менее информативные (табл. 2). Это различие было более выраженным при получении билета, во время ответа и в ожидании оценки. Для ослабления экзаменационного стресса у студентов мы выдвигаем следующие предложения.

1. Экзаменационная сессия на I и II курсах не должна быть перегруженной, тем более сложными и емкими по учебному материалу дисциплинами, что в действительности имеет место, так как студенты младших курсов, особенно I, еще не успели адаптироваться к учебной обстановке вуза, резко отличающейся от школьной объемом учебной информации каждой дисциплины и много-предметностью. Крайне перегруженные учебным материалом в течение учебного года, еще не научившиеся работать над книгой в институте, такие студенты приходят на экзамены, кстати сложные и емкие, не вполне подготовленными, что резко усиливает их нервно-эмоциональное напряжение, тормозит умственную деятельность и снижает качество ответов.

О большой загруженности студентов младших курсов (I и II курсы факультета физического воспитания) свидетельствуют следующие данные: на лекции затрачивается 684 ч, на семинары и практические занятия — 1566 ч, а на III и IV курсах (четырехлетнее обучение)—соответственно 632 и 1116 ч. На первых курсах преподаются сложные и емкие общетеоретические дисциплины (общественные и специальные). На старших же курсах общетеоретические дисциплины малочисленны и менее емки (по числу часов), а основное внимание уделяется специальным предметам, близким студентам в силу их профессиональной подготовки и носящим в основном практический характер.

2. Для снижения экзаменационного стресса необходима систематическая работа студентов над учебным материалом в течение всего учебного года. Это сделает их подготовку прочной,глубокой, а экзаменующихся — более уверенными в своих знаниях. Преподаватели должны требо-

вать от студентов систематической работы над учебником, чаще контролировать эту самостоятельную деятельность путем текущего опроса и организации коллоквиумов по наиболее трудным разделам изучаемых дисциплин. Такие коллоквиумы не только обеспечивают теоретическую подготовку студентов, но и знакомят их с кругом вопросов изучаемых предметов, позже выносящихся на экзамены, обеспечивая более быструю адаптацию к экзаменационной обстановке, к экзаменатору, что, конечно, ослабит стресс.

3. Поскольку физическая тренированность снижает напряжение сердечной деятельности вовремя экзаменов, необходимо более широкое внедрение физкультуры и спорта в учебный процесс и быт студентов. По нашему мнению, длительность занятий физкультурой согласно учебному плану вузов должна быть увеличена до 4 ч в неделю. Обязательными должны стать физкульт-паузы в середине учебного дня. Студентам нельзя забывать и об утренней физической зарядке.

4. Сложные, емкие дисциплины (годовые) целесообразно сдавать в начале или середине экзаменационной сессии. Запланированные на конец сессии (что бывает часто), когда студенты сильно утомлены, они могут затруднить успешную сдачу экзаменов. Стресс же будет высоким в связи с большим объемом учебной информации, заключенном в этих дисциплинах.

5. Государственная экзаменационная комиссия, создаваемая для приема выпускных экзаменов, не должна быть многочисленной, ибо в каждом из ее членов студенты усматривают потенциального экзаменатора.

ЛИТЕРАТУРА. Андрущенко Е. В.— Врач, дело, 1957,

№ 5, с. 533—535. Вашетко В. Н., Королева А. Е. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969. с. 23—24.

Виноградов М. И. Физиология трудовых процессов. М., 1966, с. 101.

Волкинд Н. Я. — Ж- высш. иервн. деят., 1976, № 6, с. 1137— 1143.

Волкинд Н. Я. — Теор. и практ. физ. культуры, 1978, № 5, с. 59—61.

Волкова Н. /7. — В кн.: Физиология труда. М., 1973, с. 78—79.

Олейник А. В., Сологуб Н. М. — В кн.: Физиологическая характеристика умственного и творческого труда. М., 1969, с. 88—90. Пасту хина Р. И. — Там же, с. 94—96.

Cannon W. Bodily Changes in Pain, Hungar, Fear and Rage.

New York, 1936, p. 74. Hodges J. R., Jones M. Т., Slockliam M. A. — Nature, 1962,

v. 193, p. 1187—1188. Tigersledt C. — Skand. Arch. Physiol., 1926, Bd 48, S. 138— 146.

Поступила 19.01.81

Summary. The author has studied how the stress caused by examinations affects the cardiac activity at various stages of the examination period in conditions where the examiner's questions are answered under normal circumstances or under those aggravataed by various factors. The students were those showing varying degrees of academic performance and taking their end-of-year, final, first, or subsequent examinations in various subjects and included individuals going in for sports (physically fit) and those physically less fit.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.