Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ВЕНТИЛЯЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА'

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ВЕНТИЛЯЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
19
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF THE VENTILATION REGIME ON THE FUNCTIONAL STATE OF YOUNG SCHOOLCHILDREN

In model experiments, an appreciable improvement in eir quality occurred when the rate of air supply was increased to 40 or more cubic meters per hour per child whereas the functional state of the children improved only when the air supply rate was increased to at least 60 ms per hour. The functioning of different bodily systems did not improve simultaneously. The first to improve were the respiratory and cardiovascular functions, followed by that of the central nervous system.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ВЕНТИЛЯЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

г

i

внутренних органов и патоморфологическнми исследованиями исследовали активность ферментов (холннэстеразы, трансаминазы, цитохромокси-дазы) в гомогснатах внутренних органов. Результаты показали, что в токсикологическом эксперименте у животных опытных групп не было существенной, достоверной при статистической обработке разницы изучавшихся показателей по сравнению контролем (вероятность различий во всех случаях менее 95%).

При сравнении показателей гибели животных от спонтанных заболеваний за время опытов не выявлено разницы между опытом и контролем. За время эксперимента погибли 11 крыс: в контрольной группе 4, в 1-й — 2, во 2-й — 3 и в 3-й —2.

В результате проведенных токсикологических исследований оценку получила сумма комплекса веществ, переходящих из полимерных изделий в воду и масло. Итоги работы, касающейся возможности и условий использования в пищевой промышленности изделий из ПБ и ПЭП, нашли отражение в «Перечне материалов, разрешенных Главным санэпидуправлением Министерства здравоохранения СССР для применения в пищевой промышленности и продовольственном машиностроении».

В технологическом процессе синтеза ПБ разрешенных марок должны применяться такие прогрессивные приемы очистки полимера от остатков растворителей (и других летучих веществ), как отгонка острым паром, заключительная водная промывка с последующей двухступенчатой сушкой (в среде горячего инертного газа с использованием приемов вакуумирования) и др. Эффективным методом контроля очищения ПБ от остатков растворителей является газохроматография. При пере-

работке ПБ необходимо строгое соблюдение оптимальных, исключающих перегрев материала температурных регламентов и использование машин, оборудованных дегазацией.

При санитарнс-химическом исследовании изделий из ПБ и П5П, проводимом в порядке текущего санитарного надзора, необходимо руководствоваться указанной выше инструкцией № 880-71.

Выводы

1. На основании результатов санитарно-хими-ческих исследований и токсикологических экспериментов на животных дана положительная гигиеническая оценка изделий из ПБ и пленки «Пеноплен», использование которых в пищевой промышленности регламентируется пределами испытанных температур (20—100°С).

2. Для изготовления изделий, контактирующих с пищевыми продуктами, рекомендован ПБ базовых марок 21006 и 21015 (индекс расплава в пределах от 0,1 до 2,0 г/10 мин, зольность до 0,03%) и «Пеноплена» (на основе полиэтилена высокого давления марки 10802-020 с индексом расплава до 2,0 г/10 мин, азодикарбонамида марки 108-ЧХЗ-21 и активатора марки 108-АР в концентрациях соответственно 88,6 и 6%).

3. При получении и переработке ПБ и «Пеноплена», предназначенных для применения в пищевой промышленности, необходимо строгое соблюдение разработанных технологических регламентов (дополнительная очистка сырья и полимера, вакуумирование, оптимальные температурные режимы переработки материала и др.).

Поступило 19/Х1 1979 г.

HYGIENIC EVALUATION OF NEW POLYMERIC MATERIALS OF POLYOLEFIN TYPE FOR USE IN THE FOOD INDUSTRY

D. D. Braun, L. A. Moshlakova, and G. V. Zenina

THE

Hygienic characteristics of the new synthetic polymeric materials Polybutane and modified polyethylene Penoplene were determined by means of sanitary-chemical studies and

toxicologic experiments on animals. The scope and conditions of their use in the food industry were defined.

УДК 371.6:628.83

Б. 3. Воронова, E. А. Эльковская

ВЛИЯНИЕ РЕЖИМА ВЕНТИЛЯЦИИ НА ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Состояние воздушной среды оказывает существенное влияние на самочувствие и работоспособность детей. В связи с этим важное значение имеет рациональный воздухообмен в учебных помещениях. Рекомендации о количестве подаваемого )1оздуха весьма разноречивы: от 6 до 60 м3 в час на 1 человека (Е. И. Кореневская и Л. Г. Рога-чевская; 3. А. Плужникова; Г. Л. Туровец и

Л. В. Михайлова). Влияние разных объемов подаваемого воздуха на функциональное состояние организма определяли только у взрослых людей (X. А. Заривайская и В. Г. Матусевич; Ю.Д. Губернский и Е. И. Кореневская).

В действующих же СНиПах для школ норма воздухоподачи в системе приточной вентиляции (16 м3/ч на 1 человека) не имеет физиолого-гигне-нического обоснования.

Рис. I. Изменение концентрации СОг, аммиака, окисля-емости и бактериальной обсемененности воздуха камеры

в зависимости от количества подаваемого воздуха. Но оси абсцисс — количество подаваемого воздуха (м'/ч на 1 человека): по оси ординат — / — бактериальная обсеменсниость воздуха камеры (количество колонии в 1 м'), II — окнслиемость воздуха камеры (мг/м1). III — концентрация СО, (%), IV — концентрация аммиака (мкг/м1).

Цель нашей работы — изучение влияния различных объемов подаваемого воздуха на функциональное состояние организма детей младшего школьного возраста.

Исследования проводили в естественных условиях — в экспериментальной школе и в экспериментальной воздушной камере.

В специально оборудованную камеру вместимостью около 13 м3 подавали различные объемы воздуха (20, 40, 60 и 80 м3 в час на 1 ребенка).

В школе оборудовано 2 экспериментальных классных помещения для 3-х классов, где обеспечивалась подача 20 и 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка.

В оптимальных условиях микроклимата (температура воздуха 20—21°С, относительная влажность 30—50%, скорость движения воздуха не более 0,25 м/с) регистрировали изменения воздушной среды (содержание С02, аммиака, окисляе-мость и бактериальную обсемененность) в зависимости от объемов воздухоподачи и изучали ее влияние на функциональное состояние организма школьников.

В камере под наблюдением находилось 15 здоровых детей 9—10-летнего возраста. Каждый ребенок последовательно (в разные дни) подвергался воздействию разных уровней воздухоподачи

Измерение скорости зрительно-моторной реакции

(некоторые по 2—3 раза). Общее время эксперимента для каждого ребенка в камере составляло 3 ч (исследования проводились троекратно).

В промежутках между исследованиями дети занимались рисованием и чтением. Функциональное состояние испытуемых в камере оценивали по состоянию центральной нервной системы (с помощью хронорефлексометрии и теста Малкова на кратковременную память), сердечно-сосудистой систе-. мы (методом окснгемографии, путем записи пуль-1 са), по функции внешнего дыхания (спирографией, с помощью гипоксических проб Штанге и Ген-ча), по лабильности терморегуляционной системы (по кожно-сосудистой реакции на охлаждение).

В школе под наблюдением находились учащиеся 3-х классов, у которых углубленно изучали состояние здоровья (по полной программе), сезонную динамику работоспособности (методом корректурных проб), вегетативную реактивность (измерением пульса), лабильность терморегуляционной системы (с помощью кожио-сосудистой реакции на охлаждение).

Показатели состояния воздушной среды, как видно из рис. 1, свидетельствовали о закономерном снижении концентрации С02, аммиака, окис-ляемости и бактериальной обсемененности воздуха камеры при переходе от первого режима воздухоподачи (20 м3 в час на 1 ребенка) к последующим. Так, при увеличении воздухоподачи вдво« резко уменьшалась концентрация углекислого га-, за, достигавшая уровня его в атмосферном воздухе 0,035%. При дальнейшем увеличении воздухоподачи накопления углекислого газа выше 0,035% не происходило, что говорило о полном отсутствии в камере «антропогенного» углекислого газа. Снижение же концентрации аммиака, окисляемости и бактериальной обсемененности воздуха происходит в основном параллельно усилению вентиляции. Атмосферное давление в камере постоянно контролируемое соответствовало наружному.

Необходимо отметить, что при подаче 40 ма воздуха в час на 1 ребенка состояние воздушной среды по всем показателям удовлетворительное. Аналогичная картина отмечалась в школе. Состояние среды не могло отразиться на функциональном состоянии организма. Функциональное состояние центральной нервной системы оценива-

Таблица 1 в зависимости от объема воздухоподачи (М±т)

Фон Середина эксперимента Конец эксперимента

Объем подаваемого воздуха, м'/ч латентный период (средние данные! % срывов днфференци-ровки % случаев последовательного торможения латентный период (средине данные) % срывов диффепен-цировки % случаев последовательного торможения латентный период (средние данные) % срывов дифферент цировкн % случаев последовательного торможения

20 40 60 80 205,3+10,1 193,9+8,0 191,9+4,4 229,1+4,4 40,0+2,5 18,2+2,3 21,2+0,1 36,4±6,3 46,7+2,5 63,6+2,8 29,5+3,1 12,1 ±3,2 198,3+5,2 207,0+5,1 168,9 ±4,02 200,1 ±6,8 60,0+5,0 18,2+1,5 15,1 + 1,3 9,1 ±1,7 33,3 36,4-ь2,8 15,1 ±3,2 6.1 ±3,2 189,8+4,5 199,8+5.6 171,1+3,4 171,9+6,8 60,0+5,0 30,3+1,5 3,0+0,02 46.7+2,5. 37,9+2,8^ 18,2 ±6,3

ли по латентному периоду зрительно-моторной реакции, количеству ошибочных реакций при предъявлении дифференцировочных раздражите -лей. Анализ полученных данных показал (табл. 1), что в процессе проведения эксперимента при всех 4 режимах воздухоподачи сокращалась длительность латентного периода. Однако при подаче 60 и 80 м3 воздуха на 1 ребенка эти изменения статистически достоверны (£>2), при подаче же 20 /и 40 м3 это снижение носило характер тенденции (данные статистически недостоверны).

Судя по числу ошибок при подаче дифференци-ровочного раздражителя (см. табл. I), при подаче 20 и 40 м3 воздуха на 1 ребенка достоверно увеличивается процент срыва дифференцнровок от фона к концу эксперимента, что свидетельствует о нарушении равновесия между процессами возбуждения и торможения в центральной нервной системе (Е. И. Бойко; И. А. Опарин и соавт.).

При подаче 60 м3 воздуха на 1 ребенка процент срыва дифференцнровок резко падает от фона к концу эксперимента, при подаче же 80 м3 этот показатель (относительно высокий фоновый) к середине эксперимента уменьшается в 4 раза и не регистрируется к его концу.

Сходная картина наблюдается и в отношении последовательного торможения у детей в условиях юдачи различного количества воздуха. 1 Аналогичные закономерности изменения функ-шонального состояния центральной нервной системы обнаружены и при определении умственной ^"работоспособности.

г Как показали данные, полученные с помощью теста Малкова, с увеличением воздухообмена возрастает объем кратковременной памяти.

При подаче 60 и 80 м3 воздуха на 1 ребенка происходит достоверное увеличение среднего числа просчитанных треугольников, а время счета при подаче 80 м3 воздуха даже уменьшается по сравнению с фоном, в то время как при подаче 20 и 40 м3 к концу эксперимента число треугольников практически не меняется, а время, затраченное на счет, даже возрастает.

Таким образом, данные, полученные при I, II и III режимах воздухоподачи, свидетельствуют о появлении утомления, а при IV режиме воздухоподачи — о положительной динамике корковых процессов (И. А. Опарин и соавт.).

Сдвиги, выявленные при изучении центральной нервной системы, закономерны и подтверждаются динамикой функционального состояния сердечнососудистой и дыхательной систем.

Скорость кровотока на участке легкие — левое ухо, характеризующая гемодинамику малого круга кровообращения, изменялась под влиянием моделируемых условий. При всех режимах воздухоподачи наблюдалось уменьшение скорости кровотока от фона к концу эксперимента, хотя в условиях подачи 20 м3 воздуха в час на 1 человека замедление кровотока было выражено слабо. Возможно, что тенденция к замедлению циркуляции

Таблица 2

Изменение пульса и коэффициента вариабельности в условиях различного воздухообмена

Количе- к Фом Середина Конец

эксперимента эксперимента

ство

подаваемого коэффи- коэффи- коэффи-

воздуха. пульс циент циент циент

м"/ч вариа- пульс вариа- пульс вариа-

бельно- бельно- бельно-

сти сти сти

20 74 7,8 65 10,8 64 12,7

40 78 7.8 70 11.2 68 10,1

60 78 7,4 73 7.0 74 6,3

80 81 7,8 74 5,0 74 6,3

крови в условиях улучшенной вентиляции косвенно указывает на сравнительно меньшее напряжение компенсаторных механизмов дыхания и кровообращения, обеспечивающих выход организма из состояния гипоксии (при проведении пробы Генча).

Скорость кровотока коррелирует с частотой пульса (В. В. Розенблат и В. А. Захаров). Наши данные о частоте пульса подтверждают это положение. Как видно из табл. 2, при всех 4-х режимах воздухоподачи происходит уреженне пульса от фона к концу эксперимента.

Коэффициент вариабельности при подаче 20 и 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка увеличивался от фона к концу эксперимента, что, по-видимому, указывало на нарушение ритмичности пульса, в то время как при подаче 60 и 80 м3 он уменьь-шался от фона к концу эксперимента, что свидетельствовало о нормализации пульса.

На суммарных оксигемограммах, полученных при различных режимах воздухоподачи, было видно следующее. При подаче 80 м3 воздуха в час на 1 ребенка отмечается максимальная продолжительность фазы устойчивой оксигенации крови и апноэ, минимальное снижение количества ок-сигемоглобина и быстрое восстановление его до исходного уровня. Подача 20 м3 воздуха в час на 1 ребенка вызывает значительно большее напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на что указывают минимальная продолжительность фазы устойчивой оксигенации при минимальном апноэ, значительное сокращение количества оксигемоглобина и замедленное восстановление исходного процента насыщения крови кислородом. Оксигемограммы, полученные при подаче 40 и 60 м3 воздуха в час, занимают промежуточное положение. К концу эксперимента в условиях III и IV режимов вентиляции возрастает максимальная вентиляция легких и потенциальные возможности дыхания.

Данные о лабильности кожных сосудов в ответ на охлаждение свидетельствуют о том, что при всех режимах воздухоподачи показатель лабильности от фона к концу эксперимента снижается за счет увеличения времени полного восстановления; происходит также уменьшение процента фа-

2 Гигиена и санитария № 6

— 33 —

(

280 270 260 Z50 240 230 220 2Ю 200 JSO J80 170

ПЗг

IP

I

I

72 V

ю

3

a

7 6 С

4

a г. г

в

а

Рис. 2. Изменение скорости и точности выполнения работы у детей младшего школьного возраста в зависимости

от объема подаваемого воздуха (по сезонам года). По оси абсцисс — сезоны года (о — осень; б — зима: ® — весна); по оси ординат: А — число просмотренных знаков. Б — число ошибок в пересчете на 500 знаков: / — экспериментальный класс.

2 — контрольный класс.

зы быстрого восстановления, что согласуется с замедлением скорости кровотока.

В экспериментальной школе исследования проводили по сезонам в течение учебного года. Под наблюдением находились дети экспериментального класса (40 м3 воздуха в час на 1 ребенка) и контрольного класса (20 м3 воздуха в час на ! ребенка). У всех учащихся дважды (на фоне и в конце эксперимента) изучали состояние здоровья по полной программе.

В экспериментальном классе в отличие от контрольного состояние воздушной среды по всем показателям во все сезоны года было удовлетворительным.

Как показали данные углубленных осмотров, изменений в перемещении групп здоровья от фона к концу учебного года не произошло ни в экспериментальном, ни в контрольном классе, однако индекс пропусков был значительно выше в контрольном классе. У учащихся экспериментально-, го класса показатели пульса на протяжении учебного года не изменялись, а в контрольном к концу, учебного года ухудшались (у 64% учащихся фоновые данные укладывались в возрастную норму, а в конце года они были нормальными у 56%).

Показатели работоспособности (рис. 2) свидетельствовали о том, что учащиеся экспериментального класса в отличие от контрольного выполняли работу с высокой точностью, которая не измени-

лась, а даже несколько возросла к концу учебного года.

Очевидно, более1 высокая способность к диффе-ренцировочному торможению, которая проявлялась в высокой точности выполнения работ учащимися экспериментального класса, сохранялась на протяжении всего учебного года благодаря длительному и постоянному влиянию исследуемого фактора воздушной среды (большему коли-ч честву подаваемого воздуха). \

Данные о лабильности кожных сосудов, установленные с помощью холодовой пробы, аналогичны полученным в камеральных условиях при подаче 20 и 40 м3 воздуха на 1 школьника.

Результаты натурных исследований подтвердили общие закономерности изменения функционального состояния детей при увеличении воздухообмена, выявленные в экспериментальной камере. По ряду показателей достоверные благоприятные сдвиги в функциональном состоянии детей обнаружены при увеличении воздухообмена начиная с 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка.

Таким образом, в моделируемых условиях различной воздухоподачи заметное улучшение состояния воздушной среды наступает при подаче 40 м3 и более воздуха в час на 1 ребенка. Это свидетельствует о благоприятном влиянии увеличения воздухоподачи на функциональное состояние центральной нервной системы, системы органов дыхания и кровообращения у детей младшего школьного возраста.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Сопоставление данных физиологических исследований и состояния воздушной среды при различных режимах воздухоподачи показывает, что эти показатели улучшаются не одновременно: значительное улучшение состояния воздушной среды наступает при подаче 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка, а функционального состояния организма — при подаче не менее 60 м3.

Улучшение функционального состояния различных систем организма происходит неодномоментно: в первую очередь — в системах органов дыхания и кровообращения, которые обеспечивают постоянство важнейшего гомеостатического параметра — уровня насыщения крови кислородом, в последнюю — в центральной нервной системе.

<

ЛИТЕРАТУРА

Бойко Е. И. Время реакции человека. М., 1964.

Губернский Ю. Д., Кореневская Е. И. Гигиенические основы кондиционирования микроклимата жилых и общественных зданий. М., 1978.

Заривайская X. А., Матусевич В. Г.— В кн.: Гигнена населенных мест. Киев, 1967, с. 175—179.

Кореневская Е. И., Рогачевская JI. Г. Гигиенические вопросы строительства школьных зданий. М., 1974.

Практикум по гигиене детей и подростков. Под ред.

И. А. Ъпарина и др. Л., 1974. Роэенблат В. В., Захаров В. А. Цит. Крепе Е. М. Окси-

гемометрия. Л., 1959. Туровец Г. //., Михайлова Л. В.— В кн.: Гигиена детей н подростков. Под ред. Г. Н. Сердюковской, С. М. Громбаха. М., 1977, вып. 4: с. 132—144.

Поступила 22/XI 1979 г.

EFFECT OF THE VENTILATION REGIME ON THE FUNCTIONAL STATE OF

YOUNG SCHOOLCHILDREN B. Z. Voronova and E. A. Elkovskayc

\

In model experiments, an appreciable improvement in air quality occurred when the rate of air sppply was increa-

sed to 40 or more cubic meters per hour per child whereas the functional state of the children improved only when

the air supply rate was increased to at least 60 m* per hour. and cardiovascular functions, followed by that of the cent-The functioning of different bodily systems did not improve ral nervous system, simultaneously. The first to improve were the respiratory

УДК 613.&: 678.743.22.049.13

Канд. мед. наук Н. К■ Стацек ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА НЕКОТОРЫХ ПЛАСТИФИКАТОРОВ

Всесоюзный научно-исследовательский институт гигиены и токсикологии пестицидов, полимерных и пластических масс, Киев

Эфиры фталевой кислоты и спиртов С,—С, (ДАФ-789) и Св—С8 (ДАФ-68) являются новыми высокоэффективными пластификаторами поли-винилхлоридных искусственных кож, предназначенных для изготовления одежды, обуви, детских колясок и других бытовых изделий. В количестве от 35 до 60 весовых частей они способствуют улучшению физических свойств материалов и изделий (придают им мягкость, эластичность, морозостойкость и др.).

Нашей задачей являлось токсикологическое изучение ДАФ-789 и ДАФ-68 и гигиеническое исследование поливинилхлоридных искусственных кож, пластифицированных ими, для решения вопроса об их внедрении в производство и применении в быту.

Указанные препараты представляют собой маслянистые жидкости со слабым специфическим запахом, имеют высокую молекулярную массу и низкую упругость пара, хорошо растворяются в жирах и органических растворителях, температура кипения 205—250°С.

Токсичность и характер действия веществ изучали на белых мышах, крысах и морских свинках при одно- и многократном поступлении в организм через желудочно-кишечный тракт и кожные покровы. При однократном введении в желудок веществ в дозах от 6 до 15 г/кг гибели животных не наблюдалось. Признаки интоксикации появлялись на 2-е сутки после введения доз 10—15 г/кг и характеризовались возбуждением, сменявшимся адинамией, развитием пареза конечностей, мышечным напряжением, еннжением массы тела и др. При ежедневном в течение 10 дней введении веществ в дозе 3 г/кг гибели животных также не отмечалось.

Кумулятивные свойства препаратов изучали по методу Ю. С. Кагана. При ежедневном в течение 4 мес введении их в желудок из расчета 0,5 и 0,1 г/кг (примерно 1/20, 1/10о токсичной дозы в остром опыте), кумулятивного эффекта по смертельному исходу не выявлено, хотя суммарная доза составила от 10 до 50 г/кг. При исследовании функционального состояния органов и'систем в процессе длительного воздействия веществ в дозе

5 г/кг обнаружены изменения в составе периферической крови, которые выражались в замедлении возрастания количества гемоглобина и эритроцитов, увеличении количества ретикулонитов

в течение 1—2 мес у подопытных животных по сравнению с контролем. Выявлены нарушения обезвреживающей и белковообразовательной функции печени, функций почек и активности окислительно-восстановительных ферментов крови (в основном в первой половине опыта) с восстановлением до исходного уровня к концу эксперимента. Установлено достоверное изменение содержания аскорбиновой кислоты в надпочечниках, относительной массы внутренних органов (печени, почек, селезенки, легких). Таким образом, при одно-и многократном поступлении в желудок ДАФ-789 и ДАФ-68 оказались значительно менее токсичными и практически не обладающими кумулятивными свойствами, чем выгодно отличались от более токсичных препаратов в ряду эфиров фталевой кислоты, таких, как ДБФ, ББФ, ДОФ и др. (О. К. Антонюк; Н. К. Стацек; Л. А. Тимо-фиевская и М. В. Алдырева, и др.)..

Резорбтивно-токсическое и местнораздражаю-щее действие ДАФ-789 и ДАФ-68 изучали на мышах и крысах методом хвостовых аппликаций и путем нанесения на кожу спины. При однократной аппликации ДАФ-789 из расчета и 2, 4, 6 г/кг местных изменений кожи и признаков токсического действия не отмечено. ДАФ-68 в дозах 4— 6 г/кг вызывал признаки интоксикации и гибель животных. Местная 'реакция характеризовалась гиперемией, мацерацией кожи, изъязвлениями и мелкопластинчатым шелушением. При хвостовых аппликациях веществ в чистом виде мышам в течение 10 дней (по 2 ч) ДАФ-789 не оказывал местного и резорбтивного действия, а ДАФ-68 вызывал гибель 50% животных, местно — гиперемию, эрозии. У крыс после 10-дневных хвостовых аппликаций обоих веществ отмечались резко выраженный лейкоцитоз —35 300±2600 (в контроле 14 400±900), повышение возбудимости нервной системы, гиперемия кожи.

Изучена также токсичность веществ при многократном (3—5 мес) их воздействии через кожные покровы в дозах 500, 100 и 10 мг/кг. ДАФ-68 в дозе 500 мг/кг (40% эмульсия в подсолнечном масле) после 3—5-кратного контакта с кожей вызывал местные изменения (гиперемию, эрозии, утолщение кожной складки и др.), которые по мере продолжения опыта нарастали. После 5— 23 аппликаций погибли 50% животных, ЬО50сНг составила 10,2±0,9 г/кг. Коэффициент кумуля-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.