Научная статья на тему 'ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ'

ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
18
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.З. Воронова, И.А. Шашкова, E.А. Эльковская

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The dependence of schoolchildren’s menial health on aerial environment of schoolrooms has been studied. It is determined that if the air supply is twice as big as it was according to the previously established norm, the aerial condition of the environment in schoolrooms improves. Lasting exposure (during the school year) to the aerial environment, corresponding to hygienic requirements, favours schoolchildren’s mental health, improves the functional state of CNS and prevents fatigue. From the point of view of psycho-hygiene, the improvement of the aerial environment in schoolrooms will provide the optimal vital activity of children in real conditions of their school life and will improve their mental health.

Текст научной работы на тему «ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ ШКОЛЬНИКОВ ОТ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ»

ванной птицы может быть рекомендовано для применения с целью увеличения сроков хранения, так как проведенные хронические эксперименты на животных показали безвредность мяса.

Литература

1. Александрова М. А. // Применение криогенного замораживания в пищевой промышленности за рубежом. — М., 1970, —С. 56; 60-63.

2. Бадилькес И. С. Свойства холодильных агентоз. — М., 1974.

3. Конева В. В., Артамонова В. Е. / / Гиг. и сан.— 1976.— № 10. —С. 111.

4. Кротов Е. Г., Вишневский Е. Д. // Холодильная техника и технология. — Киев, 1973.— Сб. 17, —С. 89—91.

5. Технологические инструкции по производству мяса пти-

цы, кроликов, консервов, полуфабрикатов и кулинарных изделий. — М., 1979.

6. Томановская В. Ф., Колотова Б. Е. Фреоны. Свойства и применение. — Л., 1970.— С. 15.

7. Astrum S., Jasceils A. //Food Proc. — 1976. — Vol. 45.— P. 19—20.

8. Lohu /., Daly L. R. //Food Technol - 1969. - Vol. 23 — N 4. — P. 24—26.

Поступила 04.12.85

Summary. The qualitative and quantitative characteristics of broilers fat change due to the effect of contact coolant (freon-12). The residual quantity of coolant is available both in the skin and subcutaneous fat. In long-term toxico-logical experiments on white rats it was determined that broilers meat was harmless after previous package into poviden film and freezing in coolant medium (freon-12).

УДК 371.5:613.155] :612.821-053.5

Б. 3. Воронова, И. А. Шашкова, Е. А. Эльковская

ЗАВИСИМОСТЬ ФУНКЦИОНАЛЬНОГО состояния школьников ОТ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ ШКОЛ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Одним из важных компонентов окружающей среды, влияющих на здоровье и работоспособность школьников, является состояние воздушной среды учебных помещений, которая загрязняется за счет накопления ряда токсичных веществ (антропотоксины, продукты деструкции полимерных материалов, загразнения атмосфер-ного воздуха) [1].

До настоящего времени состояние воздушной среды в учебных помещениях школ часто остается неудовлетворительным, особенно при отсутствии организованного притока чистого атмосферного воздуха. Как показали экспериментальные исследования, проведенные в условиях воздушной камеры в НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР [2], подача 20 м3/ч воздуха на 1 учащегося (при норме воздухоподачи в системе приточной вентиляции 16 м3/ч) не обеспечивает создания благоприятных условий воздушной среды: содержание углекислого газа, аммиака и органических веществ становится выше ПДК. При увеличении воздухоподачи вдвое (40 м3/ч) отмечается стабилизация концентраций указанных химических веществ и создается вполне удовлетворительная воздушная среда.

Для изучения влияния условий различного воздухообмена на функциональное состояние и нервно-психическое развитие школьников мы провели исследование в натурных условиях школы.

В школе № 919 Люблинского района Москвы с действующей автоматизированной системой воздушного отопления (наиболее прогрессивная и эффективная система вентиляции) были смоделированы два режима воздухоподачи. В одно

классное помещение на протяжении всего учеб- • ного года осуществлялась подача 40 м3 воздуха в 1 ч на 1 учащегося (экспериментальный класс), в другое помещение — 20 м3/ч на 1 школьника (контрольный класс). В обоих помещениях создавали оптимальные условия микроклимата (температура воздуха 20—21°С, относительная влажность 30—50%, скорость движения воздуха не более 0,25 м/с). Классы имели одинаковую юго-восточную ориентацию с близкими уровнями естественной освещенности. Состояние воздушной среды в классных помещениях и параметры микроклимата находились под постоянным контролем.

Под наблюдением находились дети двух 3-х классов, имеющие одинаковое расписание. Выбор учащихся был обусловлен тем, что дети это- _ го возраста (9—10 лет) по сравнению с детьми, * находящимися в препубертатном периоде (11 — 12 лет)', или с младшими школьниками (7— 8 лет) обладают относительно большей нервно-психической устойчивостью.

До эксперимента и в конце учебного года все дети были тщательно обследованы психоневрологом. Предварительно анкетным методом изучали их материально-бытовые условия, особенности развития в учебном году, предшествующем эксперименту. В обоих классах учились дети, имеющие приблизительно одинаковые материально-бытовые условия. Психоневролог подробно фиксировал все жалобы школьников и состояние их функциональной психической активности (характер поведения, работоспособность, внимание и т. д.), учитывая анамнестические сведения, * получаемые от родителей, данные школьных ме-

дицинских карт о состоянии соматического здоровья, а также педагогические характеристики. Заключение о наличии легких или более выраженных функциональных отклонений у детей делалось на основании комплексного анализа их нервно-психического статуса с учетом характера и степени выраженности выявлявшихся симптомов.

Данные о состоянии воздушной среды, полученные в условиях натурного эксперимента, были аналогичны результатам лабораторных исследований. Установлено, что удельная воздухопо-дача в объеме 20 м3/ч на 1 ребенка (контрольный класс) не обеспечивает в учебных помещениях эффективного воздухообмена, так как при этом создаются неблагоприятные условия воздушной среды. С увеличением вдвое удельной воздухоподачи состояние воздушной среды учебных помещений заметно улучшается и ее условия становятся удовлетворительными.

Различия в качестве воздушной среды учебных помещений отразились на состоянии психического здоровья школьников.

Проведенное обследование выявило большую распространенность жалоб астенического типа — р на повышенную утомляемость, плаксивость, головную боль, снижение аппетита, нарушение сна, аффективную несдержанность, ослабление памяти и др. По степени выраженности нарушения оценивали как легкая астения при наличии единичных астенических признаков, как умеренная при увеличении частоты и продолжительности астенической симптоматики. Невротическая функциональная симптоматика у школьников этого возраста встречалась заметно реже (навязчивая привычка грызть ногти, вертеть что-нибудь в руках, грызть ручки, карандаши, склонность к страхам, заикание, тики, при этом дети характеризовались повышенной обидчивостью, плаксивостью, тревожностью, раздражительностью).

Сравнительная оценка функционального со-щ стояния психического здоровья школьников показала следующее: осенью, в начале учебного года, число здоровых школьников (I группа здоровья) составило 22 % в контрольном классе и 29 % в экспериментальном. Число школьников II и III групп здоровья было приблизительно одинаковым в обоих классах. В конце учебного года число школьников I, II и III групп здоровья в контрольном классе оставалось прежним в процентном отношении, однако у детей II группы здоровья обнаружено заметное ухудшение функционального состояния в плане более выраженной астенической симптоматики.

Как видно из таблицы, в контрольном классе на 11 % уменьшилось количество детей с легкой астенией и соответственно возрос процент детей 4 с умеренной астенией и другой невротической ^ симптоматикой. В то же время в экспериментальном классе к концу года число школьников

Сдвиги показателей психического здоровья школьников в течение учебного года (по соотношению показателей весной и осенью, выраженному в процентах)

Группа здр-ровья Оценка функционального состояния Контрольный класс Экспериментальный класс

увеличение уменьшение увеличение уменьшение

I Без особенностей 0 0 17,0 0

п. Легкая астения 0 11,0 0 17,0

Умеренная астения 8.0 0 0 3,0

Другая невротическая 0

симптоматика 3,0 3,0 0

ш Астено-невротическая 0 0 0 0

симптоматика

I группы здоровья возросло на 17%, а число детей II группы здоровья уменьшилось в 1,5 раза, при этом наиболее заметным было исчезновение функциональной симптоматики астенического типа.

Анализ факторов, влияющих на состояние психического здоровья школьников, выявил наибольшую зависимость функциональных отклонений в нервно-психической сфере от биологических вредностей и состояния соматического здоровья (хронические заболевания, врожденные пороки развития, патология зрения, экссудатив-ный диатез) и др.

Результаты проведенного исследования позволяют говорить о том, что частота астенических реакций у школьников связана с нежелательными влияниями среды на психофизиологические функции. Это отразилось на их самочувствии и работоспособности, чувствительности нервной системы и психическом здоровье в целом. В то же время удовлетворительная воздушная среда учебных помещений (экспериментальный класс) школы оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы (ЦНС) и работоспособность школьников.

При анализе выполнения учащимися обоих классов корректурных проб в течение учебного года были выявлены существенные различия в характере умственной работоспособности школьников сравниваемых классов. При изучении динамики работоспособности школьников установлено, что к концу учебного года в экспериментальном классе учащиеся выполняли корректурные работы со скоростью, значительно (на 10,2%) превышающей исходную. Точность выполнения работ в течение года возросла в среднем на 29,3 % по сравнению с исходным показателем. У учащихся контрольного класса отмечена менее благоприятная динамика работоспособности: к концу учебного года при росте скорости выполнения корректурных проб точность работы снижалась.

Данные динамики работоспособности учащих-

ся показали, что к концу учебного года школьники экспериментального класса выполняют задания быстро и точно на протяжении всего учебного дня, в контрольном классе к концу дня скорость выполнения работ существенно падает, а количество ошибок за это время возрастает, что свидетельствует о развитии утомления.

Выводы. 1. Увеличение воздухоподачи вдвое по сравнению с нормой улучшает состояние воздушной среды в учебных помещениях школы.

2. Длительное (в течение учебного года) действие воздушной среды, отвечающей санитарно-гигиеническим требованиям, оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние ЦНС школьников и является мощным фактором профилактики их утомляемости.

3. С позиции психогигиены, улучшение воздушной среды в учебных помещениях школ обеспечит оптимальные условия для жизнедеятельности детей и будет способствовать укреплению их психического здоровья.

Литература

1. Губернский 10. Д. Гигиенические аспекты обеспечения оптимальных условий внутренней среды жилых и общественных зданий. Дне. докт. мед. наук. — М., 1976.

2. Сердюковская Г. Н. // Психогигиена детей и подростков. — М„ 1985, —С. 7—17.

Поступила 13.01.86

Summary. The dependence of schoolchildren's menial health on aerial environment of schoolrooms has been studied. It is determined that if the air supply is twice as big as it was according to the previously established norm, the aerial condition of the environment in schoolrooms improves. Lasting exposure (during the school year) to the aerial environment, corresponding to hygienic requirements, favours schoolchildren's mental health, improves the functional state of CNS and prevents fatigue. From the point of view of psychohygiene, the improvement of the aerial environment in schoolrooms will provide the optimal vital activity of children in real conditions of their school life and will improve their mental health.

УДК 572.51-055.25(470.311-25)

10. А. Ямпольская

ТЕНДЕНЦИИ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕВОЧЕК МОСКВЫ В ПОСЛЕДНИЕ ДВА ДЕСЯТИЛЕТИЯ И ИХ ПРОГНОЗ НА БЛИЖАЙШИЕ ГОДЫ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

В общей проблеме роста и развития подрастающего поколения особый интерес представляет изучение тенденций этого процесса в последние годы, что в определенной степени связано с акселерацией развития детей и подростков. Так, несмотря на то что в научной литературе встречаются высказывания о намечающемся (или уже имеющем место) снижении темпов акселерации, в ряде стран, в том числе и в нашей стране, в середине 70-х годов они остаются достаточно высокими [1, 3, 6].

В 1970 г., используя архивные данные, мы показали сдвиги сроков созревания (по возрасту шепагсЬе) у девушек Москвы на протяжении примерно 30 лет, отметив, что вплоть до 1965 г. шло неуклонное (если не считать военные годы) снижение возраста шепагсЬе, скорость которого достигает 1,2 мес в год [5]. Изучение темпов роста и развития в последующие годы — от 60-х к 70-м и от 70-х к 80-м годам — представляет несомненный теоретический интерес. Это изучение, особенно на контингенте московских детей, как известно, в наибольшей степени подверженных всевозможным акцелерационным воздействиям, поможет выявить тенденции дальнейшего течения процесса изменений физического развития подрастающего поколения нашей страны, прогнозировать его в будущем. Прогноз этот имеет и практическое значение: вопрос о том,

какой будет длина тела молодых людей через 15—20 лет небезразличен для общества, для многих областей народного хозяйства, в том числе для планирования продукции промышленности и торговли, профессиональной ориентации и др.

Изложенное выше определило круг задач настоящего исследования, целью которого явилось изучение сдвигов полового созревания и уровня физического развития девочек Москвы в последние 20 лет, прогнозирование тенденций их дальнейшего развития.

Получение достоверных данных о темпах роста и развития подрастающего поколения, особенно за такой сравнительно небольшой отрезок времени, как 20 лет, требует максимальной унификации методов сбора материала. Если для выявления соматических сдвигов достаточно тщательно соблюдать идентичность в антропометрических приемах работы, подборе аналогичных по составу и календарному возрасту групп детей, то при выявлении достоверных изменений в сроках тепагсЬе возникают дополнительные трудности. В частности, здесь неприемлем одноразовый опрос девочек разного возраста, из которых многие, особенно старшие по возрасту, часто не помнят не только месяц, но и год появления первых регул.

Для определения сдвигов в истинном значе-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.