Научная статья на тему 'ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ'

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
48
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Б.З. Воронова, E.А. Эльковская, Ю.А. Мурашкина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies were made on the possibility of improving the indoor air environment at schools by controlling air supply. The impact of the air medium at schools with different levels of air supply on morbidity and the functional state of junior and senior schoolchildren was determined. The optimal air supply patterns were established. The best conditions at schools were shown to be created at the minimum air supply regimes (depending on the age of schoolchildren) in combination with dynamic microclimate. The combination of the above factors produces a more favorable effect and thus contributes to enhancing work capacity, improving the functional state and to a significant reduction in the incidence of respiratory diseases among schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ»

рядке: гидроаэрозоль чистой водопроводной воды, воды поверхностных источников, оборотной водь: на основе очищенных городских стоков, оборотной воды на основе смеси очищенных городских и производственных сточных вод.

Данные морфологических исследований наряду с другими (физиологическими, биохимическими) использованы для установления гигиенических нормативов в связи с возможностью воздействия гидроаэрозолей различного состава на организм [2, 3, 41.

Выводы. 1. Установлена зависимость характера и степени выраженности морфологических изменений от химического состава гидроаэрозолей и уровней их воздействия.

2. На основе морфологических показателей составлена градация гидроаэрозолей (изученных составов) по степени их опасности для живого организма.

3. Подтверждена целесообразность использования морфологических показателей биологического действия для гигиенической регламентации допустимого содержания гидроаэрозолей различного состава в атмосфере населенных пунктов.

Литература

1. Нечаев А. П. — Водоснабжение и сан. техника, 1984. № 6. с. 2—3.

2. Пинигин М. А., Цыгановская Л. X.. Тарадин Я ■ И., Фетисова Л. Н. — Гиг. и сан., 1981. № 7, с. 7—9.

3. Цыгановская Л. X., Тарадин Я• П., Фетисова Л. 11.—

В кн.: Актуальные вопросы гигиены и профессиональной патологии в условиях научно-технического прогресса. Ташкент, 1980, с. 79—81.

4. Цыгановская Л. X., Тарадин Я- И., Фетисова Л. Н. и др. — Гиг. н сан., 1982, № 5, с. 52—64.

Поступила 11.03.85

Summary. Experimental data on the morphological changes in laboratory animals exposed to hydroaerosols of different composition in toxicologo-hygienic studies are presented. The relationship between the character and manifestation of morphological changes and the chemical composition and hydroaerosols exposure levels has been established1 the development of microcirculatory impairments, as well as inflammatory dystrophic and necrotic changes in the organs. Morphological parameteres of the biologicaU effects made a basis for hydroaerosols classification acco™ ding to the degree of hazards to a living body.

УДК 371.7:613.155

Б. 3. Вороном, Е. А. Эльковская, Ю. А. Мурашкина

ГИГИЕНИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОПТИМИЗАЦИИ ВОЗДУШНОЙ СРЕДЫ В УЧЕБНЫХ ПОМЕЩЕНИЯХ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Интенсификация учебного процесса, повышение учебной нагрузки, а также увеличение из года в год строительства современных школ требуют поиска новых путей оптимизации условий труда учащихся, среди которых вопросы организации рационального воздушного режима учебных помещений занимают особенно важное место.

Результаты ряда исследований свидетельствуют о существенном влиянии микроклимата и состояния воздушной среды на самочувствие и работоспособность школьников [2—41. Однако данные значительного числа работ показывают, что состояние воздушной среды в учебных помещениях школ остается неудовлетворительным.

В поисках путей гигиенической оптимизации воздушной среды в учебных помещениях изучалась возможность оптимизации воздушной среды учебных помещений школ путем регулирования воздухоподачи, определялось влияние воздушной среды учебных помещений с различной воздухо-подачей на функциональное состояние детского организма и решался вопрос, в каких режимах должна осуществляться нормируемая воздухопо-дача, каковы должны быть важнейшие параметры подаваемого в учебные помещения воздуха (температура, влажность, подвижность и др.).

Исследования, проведенные в экспериментальной

воздушной камере и в условиях натурного эксперимента, показали прямую зависимость состояния воздушной среды от объема воздухоподачи, количества и возраста детей.

Оптимизация воздушной среды по содержанию углекислого газа, аммиака, окисляемости и бактериальной обсемененности наблюдалась при подаче 80 м:| воздуха в час на 1 ребенка как младшего, так и старшего школьного возраста. В учебных помещениях для учащихся младших классов улучшение ряда показателей среды отмечено уже прф подаче 40 м3 воздуха в час на 1 человека, а для старшеклассников — 60 м®.

Показатели, характеризующие функциональное состояние организма, полностью отражали изменение состояния воздушной среды. При подаче 80 м3 воздуха в час на 1 ребенка как у старших, так и у младших школьников при условии кратковременного (3-часового) пребывания в камере были наиболее благоприятные реакции со стороны ЦНС.

Так, к концу эксперимента у учащихся не наблюдалось случаев срыва дифференцировок и последовательного торможения, был укорочен латентный период зрительно-моторной реакции, увеличен объем кратковременной памяти (у 83% в 3-х классах и у 90% в 8-х), у большинства учеников возросло время работы без ошибок.

Выявлены экономизация реакции пооксигемо-граммам, достоверное замедление кровотока в малом круге кровообращения, что косвенно указывает на сравнительно меньшее напряжение компенсаторных механизмов дыхания и кровообращения, обеспечивающих выход организма из состояния гипоксии (при проведении пробы Генча), увеличение потенциальных возможностей дыхания (ПВД), максимальной вентиляции легких (МВЛ) у учащихся 3-х классов (у восьмиклассников эти показатели не изменялись).

Следует отметить, что к концу 3-часового эксперимента в камере число детей с сокращением объема кратковременной памяти убывало параллельно с усилением вентнляцни — с 23% при подаче 20 м3 до 17,9 и 6% при подаче соответственно 40, 60, 80 м3 воздуха в час на 1 ребенка.

Корреляционный анализ показал, что между величиной фазы устойчивой окснгенации крови, отражающей интенсивность потребления кислорода тканями организма, и объемом кратковременной памяти существует тесная взаимосвязь (коэффициент корреляции /?*„= +0,73). По-видимому, объем кратковременной памяти у детей тесно связан с эффективностью процесса оксигенации крови.

Снижение воздухоподачн в камеру до 40 м3 воздуха в час на 1 ребенка у старших и до 20 м3 у младших школьников вызывало нарушение равновесия между процессами возбуждения и торможения в коре головного мозга (достоверно увеличивалось число случаев срыва дифференцировок и последовательного торможения, у большинства детей снижался объем кратковременной памяти, уменьшалось время работы без ошибок).

В этих условиях также отмечено напряжение сердечно-сосудистой и дыхательной систем, на что указывало резкое снижение количества оксигемог-лобина и замедленное восстановление его до исходного уровня при проведении гипокснческой пробы, ускорение кровотока в малом круге кровообращения у младших школьников (у учащихся старшего возраста он оставался неизменным), увеличение коэффициента вариабельности, свидетельствующее о нарушении ритма сердечных сокращений, снижение потенциальных возможностей дыхания у учащихся младших классов.

Установлено, что первые заметные благоприятные изменения физиологических функций наступают у младших школьников при удельной воздухо-подаче 40 м3/ч, а у старших — не менее 60 м3/ч. При дальнейшем увеличении воздухоподачн (до 80 м3/ч) происходит дальнейшее улучшение динамики физиологических функций у детей.

Указанные изменения физиологических показателей позволили сделать вывод о том, что оптимальной для старших и младших школьников следует считать воздухоподачу 80 м3 в час на 1 ребенка.

Минимально необходимой следует считать для старших школьников воздухоподачу 60 м3 в час на 1 ребенка, для младших — 40 м3. Это последнее

г -/ -

I л I л

Показатель лабильности у школьников в начале (/) и конце (//) учебного года при динамическом (а) и стабильном (б) микроклимате.

положение нашло подтверждение в натурном эксперименте.

У младших школьников, занимавшихся в течение года в помещении с воздухоподачей 40 м®/ч на 1 ребенка (экспериментальный класс), в отличие от детей, занимавшихся в условиях воздухоподачн 20 м3/ч (контрольный класс), к концу года отмечено снижение индекса пропусков, частоты простудных заболеваний, сохранение высокой работоспособности в течение учебного дня, недели и года, отсутствие значительных изменений пульса и артериального давления.

Различия в формировании воздушной среды учебных помещений отразились и на состоянии здоровья школьников, прежде всего на острой заболеваемости .

В контрольном классе острая заболеваемость за период наблюдений практически не изменилась, а в экспериментальном классе снизилась в 1,5 раза. Уровень хронической заболеваемости в обоих классах не изменился. Существенное снижение острой заболеваемости учащихся экспериментального класса произошло в основном за счет достоверного уменьшения частоты простудных заболеваний.

Решая проблему достаточной воздухоподачн, нельзя оставить без внимания вопрос, в каких режимах она должна осуществляться. Здесь проблема рационального воздухообмена тесно связана с поиском новых путей оптимизации воздушной среды учебных помещений современных школ. Одним из таких путей, наиболее перспективных в гигиеническом отношении, является создание динамического микроклимата, на высокую физиологическую эффективность которого указывают многие гигиенисты [1 и др.].

Нами изучено влияние на детский организм двух экспериментальных динамических режимов: первый — с колебаниями скорости движения воздуха в зоне относительного оптимума (в условиях камеры). Количество подаваемого воздуха соответствовало минимально необходимым возрастным уровням; второй — с колебаниями температуры воздуха в зоне относительного оптимума теплового состояния школьников (от 17 до 22 °С для младших

и от 16 до 23 °Сдля старших). Количество подаваемого воздуха соответствовало минимально необходимому. Исследования проводились как в камере,, так и в школе.

Анализ физиологических реакций детей в условиях двух принципиально разных видов микроклимата позволил сделать вывод о том, что динамический микроклимат учебных помещений оказывает на детский организм более благоприятное влияние по сравнению с постоянно поддерживаемыми микроклиматическими параметрами. Так, частота простудных заболеваний снизилась по сравнению с предыдущим годом как в экспериментальном (с динамическим режимом), так и в контрольном (со стабильным режимом) классе. Однако частота простудных заболеваний в экспериментальном классе снизилась почти в 3 раза, а в контрольном— в 1,7 раза. Это различие объясняется тем, что длительное интермиттирующее воздействие температуры воздуха в зоне относительного оптимума теплового состояния школьников способствует повышению резистентности детского организма к простудным заболеваниям, в первую очередь за счет повышения функциональных возможностей системы терморегуляции.

На рисунке представлены изменения одного из важнейших показателей холодовой пробы — лабильности, отражающей уровень закаленности организма. В классе с динамическим микроклиматом к концу учебного года она оказалась достоверно выше (возросла с 3,1 до 3,9), что указывало на рост функциональных возможностей системы терморегуляции у этих детей. У учеников класса со стабильным микроклиматом отмечена тенденция к снижению этого показателя (с 3,2 до 2,8), что согласуется с данными литературы [51.

У учащихся экспериментального класса при длительном воздействии динамического микроклимата наблюдалась и более благоприятная динамика частоты сердечных сокращений, пульсового давления, а также показателей умственной работоспособности в течение учебного года, недели, дня по сравнению с контролем. Так, в экспериментальном классе к концу года коэффициент П повысился в 7,3 раза, в контрольном — лишь в 1,5 раза.

Число работ без ошибок в экспериментально^! классе возросло в 3 раза, в контрольном — только в 1,6 раза.

Таким образом, исследования показали, что наилучшие условия в школьных учебных помещениях для учеников старших и младших классов создаются при минимально необходимой воздухоподаче (в зависимости от возраста) в сочетании с динамическим микроклиматом, который, тонизируя и стимулируя деятельность головного мозга, препятствует развитию утомления в процессе обучения, способствует оздоровлению организма и снятию сонного торможения, повышает эффективность работы кардиореспираторного аппарата, тренирует терморецепторы.

Сочетание указанных путей оптимизации дает более благоприятный эффект, обусловливая повышение работоспособности, улучшение функционального состояния и более существенное снижение частоты простудных заболеваний школьников.

Литература ф

1. Койранский Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Л., 1966.

2. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дис. докт. мед. паук. М., 1969.

3. Сапожникова Р. Р. — Гнг. и сан., 1983, № 2, с. 21—24.

4. Сердюковская Г. Н. — Вести. АМН СССР. 1981, № 3, с. 19-26.

5. Терентьева Г. В. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 42—46.

Поступило 2 0.02.85

Summary. Studies were made on the possibility of improving the indoor air environment at schools by controlling air supply. The impact of the air medium at schools with different levels of air supply on morbidity and the functional state of junior and senior schoolchildren was determined. The optimal air supply patterns were established. The best conditions at schools were shown to be created at the minimum air supply regimes (depending on the age of schoolchildren) in combination with dynamic microclimate. The combination of the above factors produces a more favorable effect and thus contributes to enhancing work capacity, improving the functional state and to a significant reduction in the incidence of respiratory diseases among schoolchildren.

УДК 613.955-07:613.865

Jl. И. Абросимова, Л. С. Байбакова, Л. А. Симонова,

В. А. Ситников

Г. В. Фетисов,

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Изучение физической работоспособности (ФР) в процессе онтогенеза и под влиянием различных факторов внешней среды имеет большое значение. В гигиене детей и подростков оценка ФР производится при нормировании спортивной и производ-

ственной деятельности, изучении влияния учебных занятий и трудового обучения, факторов внешней среды и социальных условий на организм. При оценке ФР выявляются функциональные резервы организма, характер адаптационных реакций, взан-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.