Научная статья на тему 'ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
20
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Л.И. Абросимова, Л.С. Байбакова, Л.А. Симонова, Г.В. Фетисов, В.А. Ситников

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Studies of physical working capacity and endurance of exercise in the rural schoolchildren of the Moscow region have shown that physical working capacity and vegetative function in the rural schoolchildren is higher, whereas their endurance of exercise is lower compared to the urban children. Such a retardation in endurance of exercise, alongside with a higher functional level, makes it necessary, in the authors' view, to improve physical training of rural schoolchildren.

Текст научной работы на тему «ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

и от 16 до 23 °Сдля старших). Количество подаваемого воздуха соответствовало минимально необходимому. Исследования проводились как в камере,, так и в школе.

Анализ физиологических реакций детей в условиях двух принципиально разных видов микроклимата позволил сделать вывод о том, что динамический микроклимат учебных помещений оказывает на детский организм более благоприятное влияние по сравнению с постоянно поддерживаемыми микроклиматическими параметрами. Так, частота простудных заболеваний снизилась по сравнению с предыдущим годом как в экспериментальном (с динамическим режимом), так и в контрольном (со стабильным режимом) классе. Однако частота простудных заболеваний в экспериментальном классе снизилась почти в 3 раза, а в контрольном— в 1,7 раза. Это различие объясняется тем, что длительное интермиттирующее воздействие температуры воздуха в зоне относительного оптимума теплового состояния школьников способствует повышению резистентности детского организма к простудным заболеваниям, в первую очередь за счет повышения функциональных возможностей системы терморегуляции.

На рисунке представлены изменения одного из важнейших показателей холодовой пробы — лабильности, отражающей уровень закаленности организма. В классе с динамическим микроклиматом к концу учебного года она оказалась достоверно выше (возросла с 3,1 до 3,9), что указывало на рост функциональных возможностей системы терморегуляции у этих детей. У учеников класса со стабильным микроклиматом отмечена тенденция к снижению этого показателя (с 3,2 до 2,8), что согласуется с данными литературы [5].

У учащихся экспериментального класса при длительном воздействии динамического микроклимата наблюдалась и более благоприятная динамика частоты сердечных сокращений, пульсового давления, а также показателей умственной работоспособности в течение учебного года, недели, дня по сравнению с контролем. Так, в экспериментальном классе к концу года коэффициент П повысился в 7,3 раза, в контрольном — лишь в 1,5 раза.

Число работ без ошибок в экспериментально^! классе возросло в 3 раза, в контрольном — только в 1,6 раза.

Таким образом, исследования показали, что наилучшие условия в школьных учебных помещениях для учеников старших и младших классов создаются при минимально необходимой воздухоподаче (в зависимости от возраста) в сочетании с динамическим микроклиматом, который, тонизируя и стимулируя деятельность головного мозга, препятствует развитию утомления в процессе обучения, способствует оздоровлению организма и снятию сонного торможения, повышает эффективность работы кардиореспираторного аппарата, тренирует терморецепторы.

Сочетание указанных путей оптимизации дает более благоприятный эффект, обусловливая повышение работоспособности, улучшение функционального состояния и более существенное снижение частоты простудных заболеваний школьников.

Литература ф

1. Койранский Б. Б. Охлаждение, переохлаждение и их профилактика. Л., 1966.

2. Кореневская Е. И. Тепловое состояние детей как основа нормирования микроклимата школьных зданий. Дис. докт. мед. паук. М., 1969.

3. Сапожникова Р. Р. — Гиг. и сан., 1983, № 2, с. 21—24.

4. Сердюковская Г. Н. — Вести. АМН СССР. 1981, № 3, с. 19-26.

5. Терентьева Г. В. — Гиг. и сан., 1974, № 4, с. 42—46.

Поступило 2 0.02.85

Summary. Studies were made on the possibility of improving the indoor air environment at schools by controlling air supply. The impact of the air medium at schools with different levels of air supply on morbidity and the functional state of junior and senior schoolchildrcn was determined. The optimal air supply patterns were established. The best conditions at schools were shown to be created at the minimum air supply regimes (depending on the age of schoolchildren) in combination with dynamic microclimate. The combination of the above factors produces a more favorable effect and thus contributes to enhancing work capacity, improving the functional state and to a significant reduction in the incidence of respiratory diseases among schoolchildren.

УДК 613.955-07:613.865

Jl. И. Абросимова, Л. С. Байбакова, Л. А. Симонова,

В. А. Ситников

Г. В. Фетисов,

ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ И ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ СЕЛЬСКИХ ШКОЛЬНИКОВ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

НИИ гигиены детей и подростков Минздрава СССР, Москва

Изучение физической работоспособности (ФР) в процессе онтогенеза и под влиянием различных факторов внешней среды имеет большое значение. В гигиене детей и подростков оценка ФР производится при нормировании спортивной и производ-

ственной деятельности, изучении влияния учебных занятий и трудового обучения, факторов внешней среды и социальных условий на организм. При оценке ФР выявляются функциональные резервы организма, характер адаптационных реакций, взаи-

4К Уровень физической работоспособности у сельских и городских школьников 10—15 лет при велоэргометрической раЗоте

(М±т)

Показатели Пол Возраст, годы

10 — 11 12 13 14- -15

село город село город село город село город

\л, кгм М 5788±433 6290±235 6308±328 6706± 150 9693±634 7898±237 12369±617 9926±264

Ж 5246±355 4350±92 6066±517 5076±<>4 6845±581 6613±49 7565± 403 6911±47

Рп, кгм/мин м 506±54 590±29 467± 24 600± 14 876± 58 750±24 1043±60 880±2!

ж 398±22 500± 13 514±46 560± 13,5 570+ 41 650±8,3 576± 57 700± 17

1а, мин м 19,5±0,4 17,8± 1,1 !8,0±0 17,8± 1,1 21,8±0,7 19,6± 1,2 22,0±0,6 19,9±0,3

Р\УС, кгм/мин ж 17,4±0,4 13.0±0,4 18,0±0,9 16,5±0,4 16,2±1,0 15.0±0,2 17,1±0,9 14,7±0,1

М 386±32 400±26 328±29 400±23 454 ±27 467±16 656±37 575± 20

ж 252±35 319±35 328±8,2 333±27 360±7,5 423±55 560±17

мосвязь уровня ФР с различными морфофункцно-нальными показателями, деятельностью основных физиологических систем, а также степень подготовленности к выполнению физических нагрузок [1—5].

Целью настоящего исследования явилось изучение ФР, а также физической подготовленности ™ФП) сельских школьников Московской области с учетом их повседневной двигательной активности и физического воспитания в школе.

Моделирование физической работы проводилось на велоэргометре (ВНР). Мощность нагрузки ступенеобразно нарастала от легкой (1-я ступень) до максимальной (4-я ступень). Продолжительность работы на каждой ступени 6 мин, за исключением 4-й, где она не ограничивалась, а продолжалась до отказа. Отдых между ступенями — 2 мин. Скорость педалирования постоянная — 60 оборотов в минуту.

Для создания сравнимых условий задаваемую мощность работы первых 3 ступеней определяли из расчета 1,0, 1,5 и 2,0 Вт на 1 кг массы тела. Мощность последующей (4-я) ступени увеличивалась на 16 Вт ежеминутно до отказа испытуемого от работы. Вся работа, не считая периодов отдыха, продолжалась 12—25 мин в зависимости от индивидуальной физической работоспособности.

Под наблюдением находились практически здо-^ровые школьники Воскресенской сельской школы (112 человек) в возрасте от 10 до 15 лет. Школьники были сгруппированы в следующие возрастные группы: 10—11, 12, 13 и 14—15 лет.

Полученные физиологические данные обработаны методом вариационной статистики. Достоверность различий оценивали по Стыоденту.

Для характеристики ФР при напряженной мышечной работе на велоэргометре, когда мощность нагрузки повышалась до предела, использовали следующие количественные показатели: объем выполненной работы (Ул, гкм), общая продолжительность работы (1Л, мин), мощность максимальной (предельной) нагрузки (Р„, кгм/мин), мощность физической нагрузки при пульсе 170 в минуту ^С170).

Частоту пульса 170 рассматривали как показа-

тель околопредельного напряжения системы кровообращения.

Результаты исследований представлены в таблице и свидетельствуют о достоверном увеличении с возрастом объема выполненной работы (Ж0,01). Максимальный прирост общей выносливости выявлен у мальчиков 13 лет (на 21,1%).

Сравнительный анализ количественных показателей ФР сельских школьников и школьников Москвы обоего пола выявил достоверные различия по объему выполненной работы, который у сельских девочек 10—11 лет и у мальчиков 14—15 лет оказался больше соответственно на 20,6, 22,7 и 24,6% на каждой из 3 ступеней работы.

У 12-летних сельских школьников отмечается тенденция к более высокому уровню ФР как по объему выполненной работы (на 19,5%), так и по общей выносливости (1д) на 9,1%.

Общая выносливость сельских школьников (1А) оказалась достоверно лучше у мальчиков и девочек 10—11 и 14—15 лет (на 9,5—33,8 и на 10,5 и 16,3% соответственно). В остальных возрастных группах она у сельских и городских школьников была примерно одинакова.

Величина мощности нагрузки, соответствующая пульсу 170 в минуту, во всех сравниваемых возрастных группах сельских и городских школьников не имела достоверных различий, кроме группы девочек 14—15 лет, где она была на 24,5% выше у девочек Москвы (ЖО.ОО. По-видимому, это указывает на меньшее напряжение сердечно-сосудистой системы городских девочек 14—15 лет при выполнении ступенчатой работы. Следует однако отметить, что продолжительность работы девочек Москвы (при одинаковой нагрузке на 1 кг массы тела) меньше на 16,3% (Р<0,01), чем у их сельских сверстников.

Изучение развщря основных физических качеств сельских школьников в возрасте 8—15 лет проводили с целью установить уровень их ФП, характеризующий результат работы по физическому воспитанию. С этой целью использовали комплекс контрольных упражнений (тестов): становая сила; сила кистей рук; подтягивание на перекладине (мальчики); отжимание на гимнастиче-

ской скамейке (девочки); бег 30 м для школьников 8—10 лет и 60 м для школьников 11 —15 лет; бег 300 и 500 м для мальчиков 8—15 лет, 300 м для девочек 8—15 лет и 500 м для девочек 9—15 лет; прыжок в длину с места; метание набивного мяча весом 1 кг сидя из-за головы. .

Всего обследовали 336 школьников, в том числе 171 мальчик и 165 девочек.

Анализ полученных результатов показывает, что развитие силы у мальчиков в возрасте 8—15 лет постепенно увеличивается (к 15 годам более чем в 2 раза, а количество подтягиваний к 14—15 годам в 6 раз). У девочек увеличение силы мышц происходит несколько медленнее. Кроме того, согласно результатам отжимания на гимнастической скамейке, эти показатели в возрасте 15 лет снижаются. По данным годовых прибавок, наиболее высокие темпы развития качества силы (по показателям становой силы и силы кистей рук) у девочек наблюдаются в возрасте 9—13 лет; в 14— 15 лет эти прибавки наименьшие; у мальчиков увеличение показателей силы по этим тестам наблюдается во всех обследованных возрастах, что объясняется различными сроками полового созревания.

Быстрота и выносливость у мальчиков (по результатам бега на дистанции 30, 60 и 300. 500 м) во всех возрастных группах от 8 до 15 лет постоянно повышается. То же можно сказать и об их скоростно-силовых качествах. Исключение составляет только результат прыжка в длину с места у девочек в возрасте 14—15 лет, где отмечается незначительное его снижение на 3,2 см. Наименьшие годовые прибавки в развитии скоростно-силовых качеств у мальчиков отмечаются в возрасте !1 —12 лет, наибольшие—в 14—15 лет; у девочек, наоборот, в 14—15 лет происходит снижение развития скоростно-силовых качеств.

Сравнение ФП сельских школьников и школьников Москвы показало, что по результатам прыжка в длину с места московские школьники опережают своих сельских сверстников во всех возрастных группах: мальчики в среднем на 5—7 см, девочки — на 8—10 см. Результаты метания мяча: в 8—9 и 15 лет они лучше у городских мальчиков, а в 10—14 лет — у сельских; в 9, 11 и 13 лет— у городских девочек, а в 10, 12, 14 и 15 лет — у сельских.

Показатели становой силы и силы правой кисти во всех возрастных группах мальчиков и девочек лучше у горожан. Несколько лучше у них результаты и в подтягивании на перекладине.

В беге на 30 м городские и сельские школьники

в 8 лет имеют одинаковые результаты, а в 10 лет сельские школьники опережают городских на 0,5 с. В беге на 60 м результаты почти одинаковы, а в 15 лет сельские мальчики и девочки на

0.7.0,6 с опережают горожан. В беге на выносливость (300 и 500 м) в 12—14 лет лучшие результаты показывают городские мальчики, у сельских девочек лучший результат в беге на выносливость отмечается только в 14 лет.

Таким образом, ФП московских школьников в целом несколько лучше, чем у их сельских сверстников. У них выше уровень развития скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места и метание мяча на дальность). У мальчиков значительно лучше развита сила (становая, сила правой кисти и подтягивание), отмечаются лучшие результаты в беге на выносливость. Несколько отстают они от сельских школьников только в быстроте (результат в беге на 30 и 60 м).

У сельских школьников по сравнению с городскими выявлен более высокий уровень ФР и вегетативного обеспечения. Это позволяет считать, что их более низкая ФП зависит прежде всего отф недостаточно организованной системы физического воспитания.

Отставание ФП сельских школьников, с одной стороны, и более высокий функциональный уровень — с другой, позволяют сделать вывод о необходимости интенсификации их физической подготовки. Такое заключение отвечает гигиеническим принципам нормирования физических нагрузок для контингента, отстающего от выполнения единых нормативных и программных требований.

Литература

1. Виру А. А., Пярнат Я■ П. — Теор. и практ. физ. культуры, 1971, № 7, с. 23—26.

2. Волков Н. И. Энергетический обмен и работоспособность человека в условиях напряжений мышечной деятельности. Автореф. дис. канд. биол. наук. М., 1969.

3. Фарфель В. С. — В кн.: Медицинские проблемы исследования и управления тренированности спортсменов. М., 1969, с. 103—104.

4. Яковлев Н. Н. — Теор. и практ. физ. культуры, 1963, № 12, с. 31—34.

5. Margaria R., Edwards Н. Т., Dill D. В. — Amer. J. Physiol., 1963, vol. 106, p. 689. M

Поступила 25.01.85'^

Summary. Studies of physical working capacity and endurance of exercise in the rural schoolchildren of the Moscow region have shown that physical working capacity and vegetative function in the rural schoolchildren is higher, whereas their endurance of exercise is lower compared to the urban children. Such a retardation in endurance of exercise, alongside with a higher functional level, makes it necessary, in the authors' view, to improve physical trai-ningof rural schoolchildren.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.