Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК ПРЕПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ'

ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК ПРЕПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
59
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ТИП МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / МЕТОДИКА ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Мельников Дмитрий Валерьевич, Чернова Мария Борисовна

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью учета специфики организации энергетического обеспечения мышечной деятельности детей на различных этапах возрастного развития в процессе физического воспитания. Цель исследования - выявить типологические особенности биоэнергетики мышечной деятельности девочек 9-10 лет и на этой основе экспериментально обосновать методику дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры. Материалы и методы. В исследовании приняли участие девочки 9-10 лет (n=211). Для оценки мышечной энергетики и работоспособности использовали комплекс функциональных и эргометрических показателей. В целях выявления типологических характеристик мышечной энергетики применяли кластерный анализ - итеративный метод группировки k-средних. Результаты. На основе кластерного анализа выявлены: аэробный; смешанный; фосфатный; анаэробный типы энергообеспечения мышечной деятельности. Между отдельными кластерами имеются различия по показателям мышечной энергетики и работоспособности (t=2,3-34,7; p<0,05-0,001), физического развития (t=2,6-6,1; p<0,05-0,001) и подготовленности (t=2,3-34,6; p<0,05-0,001). Установлено, что среди школьниц с преобладанием аэробного метаболизма высока встречаемость высокого уровня выносливости и лептосомного телосложения, а с превалированием анаэробного метаболизма - высокого уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, а также эурисомного телосложения. С учетом типа мышечной энергетики разработана методика дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры. Использование этой методики в экспериментальной группе выявило по сравнению с контрольной более выраженные приросты абсолютных и относительных значений МПК (t=3,1; р<0,01 и t=3,4; р<0,01) и PWC170 (t=3,8; р<0,01 и t=3,1; р<0,01), V40 (t=4,0; р<0,01), V240 (t=3,5; р<0,01), V900 (t=3,4 ; р<0,01), Lns (t=4,1; р<0,01), коэффициентов «а» (t=3,0; р<0,01) и «b» (t=3,4; р<0,01), бега на 30 м (t=2,3; р<0,05) и 60 м (t=4,6; р<0,01), прыжков (t=7,5; р<0,01), челночного бега (t=3,0; р<0,01), 6-минутного бега (t=3,5; р<0,01), поднимания туловища (t=4,9; р<0,01). Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности применения методики дифференцированной физической подготовки, базирующейся на учете типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности на уроках физической культуры в школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Криволапчук Игорь Альлерович, Мельников Дмитрий Валерьевич, Чернова Мария Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

RATIONALE FOR PHYSICAL FITNESS OF PREPUBESCENT GIRLS WITH DIFFERENT TYPES OF MUSCULAR ENERGY

Introduction. The relevance of the research is accounted for by the need to take into account the specific organisation of muscular-activity energy supply in children at different stages of age development in the process of physical education. The purpose of the study is to identify the typological features of muscular activity bioenergetics in 9-10-year old girls and experimentally substantiate the methodology of differentiated physical training at physical education lessons on this basis. Materials and methods. The study encompassed a number of girls aged 9-10 (n=211). A set of functional and ergometric indices was used to assess the muscular energy and fitness for work. In order to identify the typological characteristics of muscular energy, the cluster analysis was applied - iterative method for k-means grouping. Results. Based on the cluster analysis, the following types of muscle energy supply were identified: aerobic; mixed; phosphatic; anaerobic. There are distinctions between separate clusters in indicators of muscular energy and capacity for work (t=2.3-34.7; p<0.05-0.001), physical development (t=2.6-6.1; p<0.05-0.001) and fitness (t=2.3-34.6; p<0.05-0.001). It was revealed that schoolgirls with the prevalence of aerobic metabolism show high level of endurance along with leptosomal physique, while the ones with prevalent anaerobic metabolism - high level of fastness, strength and swiftness/strength-specific qualities, along with eurysomal physique. Special methodology of differentiated physical training at physical education classes was developed with regard for the type of muscular energy. The use of this methodology in the experimental group revealed more expressed increment in absolute and relative values of maximal oxygen consumption in comparison with the control group (t=3.1; p<0.01 and t=3.4; p<0.01) and PWC170 (t=3.8; p<0.01 and t=3.1; p<0,01), V40 (t=4.0; p<0.01), V240 (t=3.5; p<0.01), V900 (t=3.4 ; p<0.01), Lns (t=4.1; p<0.01), coefficients “a” (t=3.0; p<0.01) and “b” (t=3.4; p<0.01), 30-metre running (t=2.3; p<0.01), 60-metre running (t=4.6; p<0.01), jumping (t=7.5; p<0.01), shuttle run (t=3.0; p<0.01), 6-minute running (t=3.5; p<0.01), torso lifting (t=4.9; p<0.01). Conclusion. The research results testify to high efficiency of using the differentiated physical training methodology based on account of typological features of muscular-activity energy supply at physical education classes at school.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК ПРЕПУБЕРТАТНОГО ВОЗРАСТА С РАЗНЫМИ ТИПАМИ МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ»

Перспективы Науки и Образования

Международный электронный научный журнал ISSN 2307-2334 (Онлайн)

Адрес выпуска: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Дата публикации: 30.06.2022 УДК 37.016:796

И. А. КриволАпчук, Д. В. Мельников, М. Б. Чернова

Обоснование физической подготовки девочек препубертатного возраста с разными типами мышечной энергетики

Введение. Актуальность исследования определяется необходимостью учета специфики организации энергетического обеспечения мышечной деятельности детей на различных этапах возрастного развития в процессе физического воспитания. Цель исследования - выявить типологические особенности биоэнергетики мышечной деятельности девочек 9-10 лет и на этой основе экспериментально обосновать методику дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры.

Материалы и методы. В исследовании приняли участие девочки 9-10 лет (п=211). Для оценки мышечной энергетики и работоспособности использовали комплекс функциональных и эргометрических показателей. В целях выявления типологических характеристик мышечной энергетики применяли кластерный анализ -итеративный метод группировки к-средних.

Результаты. На основе кластерного анализа выявлены: аэробный; смешанный; фосфатный; анаэробный типы энергообеспечения мышечной деятельности. Между отдельными кластерами имеются различия по показателям мышечной энергетики и работоспособности (1=2,3-34,7; р<0,05-0,001), физического развития (1=2,6-6,1; р<0,05-0,001) и подготовленности (1=2,3-34,6; р<0,05-0,001). Установлено, что среди школьниц с преобладанием аэробного метабо-лизма высока встречаемость высокого уровня выносливости и лептосомного телосложения, а с превалированием анаэробного метаболизма - высокого уровня скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, а также эурисомного телосложения. С учетом типа мышечной энергетики разработана методика дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры. Использование этой методики в экспериментальной группе выявило по сравнению с контрольной более выраженные приросты абсолютных и относительных значений МПК (1=3,1; р<0,01 и 1=3,4; р<0,01) и PWC170 (1=3,8; р<0,01 и 1=3,1; р<0,01), У40 (1=4,0; р<0,01), У240 (1=3,5; р<0,01), У900 (1=3,4 ; р<0,01), Lns (1=4,1; р<0,01), коэффициентов «а» (1=3,0; р<0,01) и «Ь» (1=3,4; р<0,01), бега на 30 м (1=2,3; р<0,05) и 60 м (1=4,6; р<0,01), прыжков (1=7,5; р<0,01), челночного бега (1=3,0; р<0,01), 6-минутного бега (1=3,5; р<0,01), поднимания туловища (1=4,9; р<0,01).

Заключение. Результаты исследования свидетельствуют о высокой эффективности применения методики дифференцированной физической подготовки, базирующейся на учете типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности на уроках физической культуры в школе.

Ключевые слова: тип мышечной энергетики, физическая работоспособность, двигательная подготовленность, физическое развитие, дифференцированный подход, методика физической подготовки

Ссылка для цитирования:

Криволапчук И. А., Мельников Д. В., Чернова М. Б. Обоснование физической подготовки девочек препубертатного возраста с разными типами мышечной энергетики // Перспективы науки и образования. 2022. № 3 (57). С. 386-401. сЫ: 10.32744/р$е.2022.3.22

Perspectives of Science & Education

International Scientific Electronic Journal ISSN 2307-2334 (Online)

Available: https://pnojournal.wordpress.com/2022-2/22-03/ Accepted: 12 January 2021 Published: 30 June 2022

I. A. KRIVOLAPCHUK, D. V. MELNIKOV, M. B. CHERNOVA

Rationale for physical fitness of prepubescent girls with different types of muscular energy

Introduction. The relevance of the research is accounted for by the need to take into account the specific organisation of muscular-activity energy supply in children at different stages of age development in the process of physical education.

The purpose of the study is to identify the typological features of muscular activity bioenergetics in 9-10-year old girls and experimentally substantiate the methodology of differentiated physical training at physical education lessons on this basis.

Materials and methods. The study encompassed a number of girls aged 9-10 (n = 211). A set of functional and ergometric indices was used to assess the muscular energy and fitness for work. In order to identify the typological characteristics of muscular energy, the cluster analysis was applied - iterative method for k-means grouping.

Results. Based on the cluster analysis, the following types of muscle energy supply were identified: aerobic; mixed; phosphatic; anaerobic. There are distinctions between separate clusters in indicators of muscular energy and capacity for work (t=2.3-34.7; p<0.05-0.001), physical development (t=2.6-6.1; p<0.05-0.001) and fitness (t=2.3-34.6; p<0.05-0.001). It was revealed that schoolgirls with the prevalence of aerobic metabolism show high level of endurance along with leptosomal physique, while the ones with prevalent anaerobic metabolism - high level of fastness, strength and swiftness/strength-specific qualities, along with eurysomal physique. Special methodology of differentiated physical training at physical education classes was developed with regard for the type of muscular energy. The use of this methodology in the experimental group revealed more expressed increment in absolute and relative values of maximal oxygen consumption in comparison with the control group (t=3.1; p<0.01 and t=3.4; p<0.01) and PWC170 (t=3.8; p<0.01 and t=3.1; p<0,01), V40 (t=4.0; p<0.01), V240 (t=3.5; p<0.01), V900 (t=3.4 ; p<0.01), Lns (t=4.1; p<0.01), coefficients "a" (t=3.0; p<0.01) and "b" (t=3.4; p<0.01), 30-metre running (t=2.3; p<0.01), 60-metre running (t=4.6; p<0.01), jumping (t=7.5; p<0.01), shuttle run (t=3.0; p<0.01), 6-minute running (t=3.5; p<0.01), torso lifting (t=4.9; p<0.01).

Conclusion. The research results testify to high efficiency of using the differentiated physical training methodology based on account of typological features of muscular-activity energy supply at physical education classes at school.

Keywords: muscle energy type, physical fitness, motor fitness, physical development, differentiated approach, physical training methodology

For Reference:

Krivolapchuk, I. A., Melnikov, D. V., & Chernova, M. B. (2022). Rationale for physical fitness of prepubescent girls with different types of muscular energy. Perspektivy nauki i obrazovania -Perspectives of Science and Education, 57 (3), 386-401. doi: 10.32744/pse.2022.3.22

_Введение

всемирная организация здравоохранения в последние годы уделяет большое внимание вопросам использования двигательной активности и физических упражнений для оптимизации функционального состояния детей [14]. Благодаря этому определены наиболее общие параметры физических нагрузок и условия эффективного их применения в повседневной жизни в целях укрепления здоровья и повышения работоспособности. Вместе с тем данная проблема в аспекте учета особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности детей в процессе физической подготовки, недостаточно изучена.

Неравномерность и гетерохронность формирования системы энергетического обеспечения мышечной деятельности в онтогенезе человека обусловлена глубинными биологическими процессами, связанными с конституциональной принадлежностью организма [4]. В научной литературе имеются фрагментарные данные о неоднородности развития аэробных [12] и анаэробных [24] возможностей у детей на различных этапах онтогенеза.

В исследованиях, выполненных на спортсменах разной квалификации, выделяют от 3-х [2] до 7-ми [11] вариантов индивидуальной организации энергообеспечения мышечной деятельности. У детей разного возраста и пола, не занимающихся спортом, обнаружены 3 [9], 4 [3] и 6 [8] типологических групп, характеризующихся особенностями мышечной энергетики. Несмотря на имеющиеся данные до настоящего времени нет исчерпывающей информации о том, когда начинают формироваться типы мышечной энергетики и насколько они устойчивы в процессе роста и развития, как они связаны с различными показателями физической работоспособности и двигательной подготовленности в онтогенезе. Вместе с тем знание основных закономерностей становления типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности может служить естественно-научной основой для разработки индивидуализированных походов к физиологическому обоснованию эффективных педагогических методик физической подготовки детей на отдельных этапах онтогенеза. Приходится, в частности, констатировать отсутствие строго выверенных научных данных о вариантах индивидуальной организации энергообеспечения скелетных мышц девочек препубертатного возраста. Исследования, направленные на выявление типологических особенностей мышечной энергетики и работоспособности у девочек на этом этапе развития не проводились. Соответственно в процессе занятий физическими упражнениями не учитывалась специфика индивидуальной организации мышечной энергетики. В связи с этим до сих пор не ясно, какой эффект направленных педагогических воздействий будет достигаться при учете типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности в процессе их физической подготовки.

Цель исследования - выявить типологические особенности биоэнергетики мышечной деятельности девочек 9-10 лет и на этой основе экспериментально обосновать методику дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры.

_Материалы и методы

В исследовании приняли участие практически здоровые девочки (n=211) 9-10 лет. Работа была организована в соответствии с принципами биомедицинской этики и отвечала требованиям Хельсинской декларации.

Для оценки рабочих возможностей испытуемых использовали комплекс функциональных и эргометрических показателей. Определяли максимальное потребление кислорода (МПК), мощность нагрузки при пульсе 170 уд/мин (PWC170), интенсивность накопления пульсового долга (ИНПД) [10]. Расчет эргометрических критериев осуществляли на основе выполнения двух беговых нагрузок максимальной и большой мощности. Первая тестовая нагрузка представляла собой скоростной бег (t1, V1), вторая - бег, требующий проявления общей выносливости (t2, V2). С помощью уравнения Muller находили индивидуальные константы, характеризующие емкость аэробного источника (коэффициент b) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (коэффициент a), скорость беговых нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1, 40, 240, 900 с (Vmax, V40, V240, V900), а также интегральную работоспособность (LnS) [1].

Используемая батарея тестов двигательной подготовленности включала: наклон вперед (гибкость), бег 30 м (скоростные способности), бег 60 м (скоростные способности), прыжок в длину с места (скоростно-силовые способности), челночный бег 3х10 м (координационные способности, проявляющиеся при скоростном беге), 6-минутный бег (общая выносливость), поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту (силовая выносливость).

Для выявления особенностей телосложения использовали схему В.Г. Штефко. Измеряли жизненную емкость легких (ЖЕЛ), длину и массу тела, рост сидя, окружность головы, грудной клетки на выдохе, ширины плеч, ширины таза. С помощью станового динамометра определяли максимальную силу (МС) мышц разгибателей туловища.

Основной эксперимент, проходивший в течение 3 и 4 учебных четвертей, был направлен на выявление эффективности разработанной методики дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на основе учета особенностей биоэнергетики мышечной деятельности. Для этого были сформированы рандомизированные экспериментальная (n=43) и контрольная (n=45) группы.

Обработку данных проводили с использованием пакета прикладных программ Microsoft Excel и Statistica 6.0. Для выявления типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности применяли кластерный анализ - итеративный метод группировки k-средних. Результаты статистической обработки представлены в виде средних значений показателей и средней ошибки, средних значений разности между выборками с попарно связанными вариантами и их средней ошибки. Значимость различий определялась посредством расчета t-критерия Стьюдента для связанных и независимых выборок. Различия считались статистически существенными при уровне значимости p<0,05.

_Результаты исследования

Констатирующий этап

В целях выявления типологических характеристик энергетики скелетных мышц применяли кластерный анализ. За оптимальную принималась такая классификация, при которой расстояние между центрами кластеров и плотность точек внутри кластеров были максимальны. В процессе работы последовательно выделялись от 2-х до 6-ти кластеров. Во всех случаях оставалась часть детей, которую нельзя было отнести к какому-либо из выделенных кластеров. Результаты исследования показали, что структура, включающая 4 кластера, обеспечивает наибольшие попарные различия между разными типологическими группами девочек 9-10 лет. Между отдельными кластерами имеются статистически существенные различия по ряду показателей мышечной энергетики и физической работоспособности (t=2,27-34,68; p<0,05-0,001), физического развития (t=2,55-6,07; p<0,05-0,001) и двигательной подготовленности (t=2,28-34,62; p<0,05-0,001). Эти различия носили не только количественный, но и качественный характер (см. табл. 1). На этой основе выделены 4 типа организации мышечной энергетики у школьниц рассматриваемой возрастной группы.

Тип I (аэробный, n=42) отличается высокими показателями аэробной производительности организма, средними и высокими показателями возможностей анаэробного энергообеспечения. Для него характерны сочетания высокой ёмкости и мощности аэробного механизма, мощности анаэробного гликолитического механизма, интегральной работоспособности и работоспособности в зоне смешанного энергообеспечения, общей выносливости, быстроты, скоростно-силовых качеств, со средними и низкими величинами всех других показателей двигательной подготовленности и физического развития. На этом фоне отмечается равномерная встречаемость эури-сомного и лептосомного типов телосложения (см. табл. 1).

Тип II (смешанный, n=26) характеризуется равномерно-пропорциональным развитием всех механизмов энергообеспечения на фоне среднего и низкого уровня рабочих возможностей организма. Он отличался «средними» значениям большинства из рассматриваемых показателей мышечной энергетики и работоспособности, физического развития и двигательной подготовленности. Исключение составляют невысокие показатели мощности анаэробного алактатного источника, скоростно-сило-вых и координационных способностей (проявляемых при скоростном беге), а также жизненной емкости легких (см. табл. 1).

Тип III (фосфатный, n=63) объединяет школьниц с высокой мощностью анаэробного алактатного источника. Для него характерны относительно низкие показатели мощности аэробного и анаэробного гликолитического источников, аэробной ёмкости, интегральной работоспособности и двигательной подготовленности.

У девочек, вошедших в данный кластер, отмечаются высокие значения абсолютных и низкие значения относительных показателей МПК и PWC170, а также высокий уровень морфометрических показателей физического развития и, соответственно, повышенная встречаемость эурисомного телосложения, особенно, дигестивного (см. табл. 1).

Таблица 1

Результаты кластерного анализа показателей физического состояния

девочек 9-10 лет (М±а)

Показатели Кластеры (типы) t-критерий Стьюдента

I - аэробный II - смешанный III -фосфатный IV -анаэробный I-II I-III 1-IV II-III II-IV III-IV

Мышечная энергетика и работоспособность

WMax, м/с 6,06±0,38 5,41±0,66 6,50±0,55 6,43±0,41 5,17 4,54 4,73 8,00 9,01 0,86

W40, м/с 3,95±0,12 3,52±0,20 3,27±0,16 3,80±0,17 11,28 25,31 5,88 6,12 6,72 18,22

W240, м/с 3,23±0,11 2,88±0,06 2,35±0,16 2,94±0,14 15,70 34,10 11,98 22,42 2,35 22,88

W900, м/с 2,79±0,11 2,49±0,10 1,84±0,17 2,44±0,13 11,34 34,68 14,91 22,55 1,67 19,19

Lns, отн.ед. 47,8±2,7 37,2±3,0 32,9±2,4 42,0±2,8 14,97 29,27 10,55 7,01 7,34 19,82

Коэф. а, отн.ед. 9,04±1,01 7,04±1,06 5,46±0,65 7,08±0,52 7,82 22,21 13,51 8,61 0,25 15,88

Коэф. в, отн.ед. 15,9±1,4 13,1±1,8 10,2±0,9 12,0±0,7 7,02 25,47 14,45 10,56 0,50 21,47

VO2 max, л/мин 1399±189 1537±177 1665±275 1499±240 3,00 5,89 2,30 2,62 0,74 3,72

VO2 max, мл/ мин*кг 46,4±9,9 44,3±6,2 42,6±7,9 46,9±9,0 1,10 1,17 1,63 1,94 0,20 2,88

PWC170, кгм/ мин 421±104 466±89 509±184 443±147 1,82 3,11 0,82 1,48 0,76 2,27

PWC170, кгм/ мин*кг 16,4±3,4 13,8±3,7 12,3±5,1 14,1±4,9 0,54 0,25 0,38 0,81 0,15 0,61

Двигательная подготовленность

Бег 30 м, с 6,16±0,27 7,06±1,1 6,58±0,47 6,25±1,1 5,20 5,71 0,50 2,95 3,27 2,28

Бег 60 м, с 11,88±0,51 12,35±0,59 12,43±0,70 11,68±0,60 3,51 4,33 1,81 0,46 4,91 6,57

6-мин бег, м 1113±38 990±20 784±59 1000±47 15,06 34,62 13,16 24,51 1,01 23,11

Челночный бег, с 9,34±0,54 9,60±0,56 9,66±0,53 9,29±0,49 1,91 2,98 0,49 0,43 2,65 4,12

Прыжок в длину, см 140,5±7,6 128,7±10,0 128,6±15,5 139,0±12,7 5,51 5,27 0,82 0,04 3,70 4,23

Наклон, см вперёд 6,55±2,65 7,12±4,41 6,29±3,82 9,13±5,29 0,66 0,39 3,41 0,89 1,73 3,56

Поднимание туловища, раз 28,4±6,2 27,2±7,5 25,9±7,9 30,0±8,2 0,76 1,77 1,10 0,71 1,57 2,98

Ст. динамометрия, кг 40,21±12,46 36,08±13,63 39,08±11,99 39,10±12,26 1,28 0,47 0,46 1,03 1,04 0,01

Физическое развитие

Длина тела, см 142,31±7,62 141,50±9,30 147,29±11,46 141,64±8,68 0,391 2,67 0,41 2,28 0,07 3,17

Масса тела, кг 31,81±4,52 34,35±7,83 39,97±9,12 32,64±6,48 1,50 6,07 0,79 2,75 1,08 5,28

ЖЁЛ, мл 1579±444 1469±445 1672±468 1646±459 0,99 1,03 0,76 1,89 1,69 0,32

Тип IV (анаэробный, п=69) отличается наиболее высокими показателями анаэробной алактатной и анаэробной гликолитической производительности организма. Он характеризуется комбинацией повышенных значений мощности анаэробных источников со средними показателями аэробных возможностей организма. У представительниц этого типа высокий уровень развития скоростных и скоростно-силовых способностей, силовой выносливости и гибкости сочетался со средним уровнем работоспособности, общей выносливости, силы, а также длины и массы тела. Все это соотносится с более высокой встречаемостью лептосомной конституции (см. табл. 1).

Формирующий этап

С учетом выделенных качественных и количественных особенностей энергообеспечения мышечной деятельности для экспериментальной группы были подобраны рациональные соотношения физических нагрузок различной направленности (см. табл. 2): анаэробный тип - анаэробные упражнения - 70 %, аэробные упражнения 30 %; аэробный тип - анаэробные упражнения 30 %, аэробные упражнения - 70 %; смешанный и фосфатный типы - анаэробные упражнения 50 %; аэробные упражнения - 50 %.

На основе этих соотношений средств физической подготовки составлены и опробованы в пилотажном исследовании высокоинтенсивные комплексы упражнений для развития двигательных способностей девочек экспериментальной группы с аэробным, анаэробным, фосфатным и смешанным типами энергетики. Предложенные комплексы отличались по соотношению нагрузок различной метаболической направленности, интенсивности, времени выполнения и дозировке нагрузки. Для достижения эффективного взаимодействия «тренировочных» эффектов нагрузок аэробной и анаэробной направленности, физические упражнения выполнялись в следующем порядке: силовые, скоростно-силовые, скоростные способности, специальная и общая выносливость. Упражнения для развития гибкости выполнялись в интервалах отдыха между повторениями при развитии скоростных и скоростно-силовых способностей. Комплексы, главным образом, включали физические упражнения из программ физического воспитания учащихся начальной школы, используемые для развития кондиционных и координационных двигательных способностей. В целях учета исходного уровня развития отдельных двигательных способностей в экспериментальной группе в зависимости от типа мышечной энергетики выделялись две подгруппы. В одну подгруппу входили девочки с преобладанием высокого и среднего уровней развития конкретной двигательной способности, в другую - с преобладанием низкого уровня её развития. Такая перегруппировка занимающихся позволяет дифференцированно оказывать педагогическое воздействие и более равномерно развивать ключевые двигательные способности. Разработанные комплексы использовали в ходе формирующего эксперимента.

При разработке методики дифференцированной физической подготовки учитывали содержание программы по физическому воспитанию и нормативные требования ВФСК ГТО соответствующей ступени, а также рекомендации Всемирной организации здравоохранения [14] и национальные рекомендации таких государств как США [23], Канада [15], Германия [19], Великобритания [16] по физической активности для здоровья детей и развитию двигательных способностей. В экспериментальной группе в структуре основной части урока физической культуры выделяли два основных блока - обучающий и тренирующий [7]. На решение задач тренировочного блока отводилось 20 минут чистого времени урока.

Контрольный этап

Сравнение показателей энергообеспечения мышечной деятельности, физической работоспособности и двигательной подготовленности у девочек экспериментальной и контрольной групп, полученных до и после окончания эксперимента, выявило статистически значимые межгрупповые различия по средней величине сдвигов (см. рис. 1, 2). Так, в экспериментальной группе, использующей разработанную методику дифференцированной физической подготовки, по сравнению с контрольной группой наблюдались более выраженные приросты абсолютных и относительных значений МПК ^=3,14; р<0,01 и t=3,37; р<0,01, соответственно) и PWC170 ^=3,81; р<0,01 и t=3,12; р<0,01).

Таблица 2

Варианты соотношений упражнений для девочек с анаэробным и анаэробным

типами мышечной энергетики

Направленность Анаэробный тип Аэробный тип

Упражнения преимущественно анаэробного характера 14 минут 6 минут

Развитие силовых способностей около 2 минут около 1 минуты

Развитие скоростно-силовых способностей 7 минут 3 минуты

Развитие скоростных способностей около 4 минут 2 минуты

Развитие специальной выносливости около 2 минут около 1 минуты

Упражнения преимущественно аэробного характера 6 минут 14 минут

Развитие общей выносливости 4,5 минут около 11 минут

Развитие специальной выносливости около 1,5 минуты около 3 минут

Сходные различия выявлены и при сопоставлении приростов эргометрических показателей мышечной энергетики и работоспособности. У девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной отмечено меньшее снижение показателей Vмах (t=2,19; р<0,05) и большие приросты показателей V40 (t=4,00; р<0,01), V240 (t=3,54; р<0,01), V900 (t=3,40 ; р<0,01), Lns (t=4,14; р<0,01), коэффициентов «а» (t=2,97; р<0,01) и «b» (t=3,35; р<0,01) уравнения Мюллера (см. рис. 1).

Полученные результаты дают основание утверждать, что у девочек 9-10 лет экспериментальная методика ограничивает временное снижение мощности фосфаген-ного механизма и, одновременно, обеспечивает повышение мощности анаэробного гликолиза, мощности и ёмкости аэробного механизма, работоспособности в диапазоне смешанного энергообеспечения и интегральной физической работоспособности. Важно отметить, что при использовании экспериментальной методики происходило существенное увеличение количества девочек с высоким уровнем развития аэробной и анаэробной производительности организма и уменьшение количества девочек с низкими возможностями системы энергообеспечения мышечной деятельности.

239 1

228,2 ' 22В, 1

.....~ ™ 177'4 173-г 173'4 163^ III

il I I I

* ^ У jr У / / / /

* S / У

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

■ контрольная группа ■ экспериментальная группа

Рисунок 1 Изменения показателей мышечной энергетики и работоспособности девочек экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента

Примечание. Сдвиги показателей в контрольной группе, приняты за 100%.

Следовательно, экспериментальная методика хорошо развивает как аэробные, так и анаэробные гликолитические возможности, а также физическую работоспособность девочек 9-10 лет в широком диапазоне доступных нагрузок.

В экспериментальной группе наблюдались также более существенные приросты большинства из рассматриваемых показателей двигательной подготовленности (см. рис. 2). После окончания педагогического эксперимента у девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной группой зарегистрированы более значимые сдвиги показателей бега на 30 м ^=2,33; р<0,05) и на 60 м ^=4,57; р<0,01), прыжков в длину с места ^=7,45; р<0,01), челночного бега 3х10 м ^=2,97; р<0,01), 6-минутного бега ^=3,49; р<0,01), теста «поднимания туловища» ^=4,91; р<0,01).

Следовательно, экспериментальная методика, базирующаяся на учете в процессе занятий физическими упражнениями типологических особенностей мышечной энергетики, эффективно развивает у девочек 9-10 лет общую и силовую выносливость, скоростные, скоростно-силовые и координационные способности (проявляемые при скоростном беге). И это не случайно, хорошо известно, что перечисленные двигательные способности тесно связаны с механизмами энергетического обеспечения мышечной деятельности.

35D

Бег 30 и, с БегБ0м, с б-глин Ser, м Челн, бег, с Прыжок, м Поднигл. тулов.,

раз

■ контрольная группа ■ экспериментальная группа Рисунок 2 Изменения показателей двигательной подготовленности девочек экспериментальной и контрольной групп после окончания эксперимента Примечание. Сдвиги показателей в контрольной группе, приняты за 100%.

Вместе с тем результаты становой динамометрии, подтягиваний в висе лёжа не имели значимых межгрупповых различий на фоне наметившейся слабовыражен-ной тенденции временных «регрессивных» изменений показателя максимальной мощности фосфагенного источника. Отмеченные особенности обусловлены тем, что отдельные составляющие системы энергообеспечения мышечной деятельности совершенствуются в онтогенезе гетерохронно и неравномерно, проходя через периоды ускоренного, относительно равномерного и замедленного развития [12]. Важно отметить, что в возрасте 9-10 лет завершается формирование системы управления движениями, когда в нее включаются механизмы, присущие зрелому типу функционирования. В соответствии с формированием двигательной функции происходят изменения в энергообеспечении мышечной деятельности [10]. В это время наблюдается существенный прирост аэробных возможностей, значительные преобразования

кислородтранспортной системы [12], способствующие повышению работоспособности и двигательной подготовленности детей. Изменения же анаэробных механизмов мышечной энергетики в препубертатный период менее выражены [10]. Известно, что преимущественное развитие анаэробной или аэробной энергетики в онтогенезе человека, в значительной степени зависящее от наследственности, определяется массой скелетной мускулатуры [25] и составом мышечных волокон [10], особенностями функционирования ферментативных систем [17] и систем вегетативного обеспечения мышечной деятельности [12].

Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности обнаружены у спортсменов и лиц, не занимающихся спортом. Так, например, у лыжников-гонщиков массовых разрядов в возрасте 17-18 лет выявлены аэробный, смешанный и фосфатный типы энергетического обеспечения мышечной деятельности. Показано, что адаптивная реакция источников энергообеспечения на тренировку и результаты соревновательной деятельности зависит от типа мышечной энергетики. Установлено, что тип энергетического обеспечения скелетных мышц лыжников-гонщиков является устойчивой характеристикой конституции [2]. В другом исследовании на основе кластерного анализа среди представителей циклических видов спорта выявлены типологические группы, характеризующиеся различными соотношениями активности аэробного и анаэробных механизмов энергообеспечения. Испытуемые,

—г «

вошедшие в 7 кластеров, отличаются разной длительностью выполнения нагрузки и различными аэробными и анаэробными возможностями. Установлено, что увеличение от кластера к кластеру продолжительности нагрузки «до отказа» сопровождалось закономерным ростом оцениваемых показателей энергообеспечения, при этом вклад аэробных возможностей в общий энергетический «котел» повышался при одновременном снижении доли анаэробных возможностей. В свою очередь вклад анаэробных механизмов имел как однонаправленные изменения в виде снижения в одних кластерах, так и разнонаправленные изменения активностей лактатного и алактатного механизмов, в других. Авторы полагают, что при планировании физических нагрузок с целью расширения возможностей системы энергетического обеспечения мышечной деятельности и повышения работоспособности следует учитывать выявленные варианты соотношения активности механизмов мышечной энергетики [11].

У детей и подростков разного возраста, не занимающихся спортом, также выделяют типы энергообеспечения мышечной деятельности. Например, у мальчиков 7-8 лет определено 6 [8], 9-10 [3] и 10-11 лет [5] - 4, 17-18 лет - 3 [9] типа мышечной энергетики. Как правило выделяются аэробный, анаэробный гликолитический и анаэробный алактатный типы мышечной энергетики, а также несколько промежуточных типов, характеризующихся сочетанием уровней мощности, емкости и эффективности биоэнергетических источников. Так, например, у мальчиков 9-10 лет выявлены аэробный, смешанный, универсальный и анаэробный варианты организации мышечной энергетики. Эти варианты индивидуальной организации энергетического метаболизма, характеризуются стабильными сочетаниями уровней развития биоэнергетических возможностей организма с уровнями мышечной работоспособности, двигательной подготовленности и физического развития [3]. Во многих исследованиях отмечается, что выделенные «типы» мышечной энергетики у детей являются условно устойчивыми характеристиками и, в большинстве случаев, рассматриваются как промежуточные конституциональные варианты, отражающие незавершенность формирования конституционного статуса.

В нашем исследовании продемонстрировано, что способность к аэробному и анаэробному метаболизму и особенности телосложения являются тесно взаимосвязанными характеристиками организма. Установлено, что среди девочек с преобладанием аэробного метаболизма высока встречаемость детей с высоким уровнем выносливости и лептосомным телосложением, а с преобладанием анаэробного метаболизма - с высоким уровнем скоростно-силовых способностей и эурисомным телосложением. Выявлена зависимость наблюдаемых изменений физической работоспособности и двигательной подготовленности от преимущественной метаболической направленности используемых физических упражнений и типологических особенностей организации мышечной энергетики. Выделенные типологические особенности энергообеспечения скелетных мышц у девочек 9-10 лет необходимо учитывать при организации и проведении занятий физическими упражнениями различной метаболической направленности.

_Обсуждение результатов

Полученные результаты находятся в соответствии с данными других работ. Уже в возрасте 6 лет наблюдаются определенные связи мышечной энергетики с телосложением [10]. В процессе дальнейшего становлении энергетики скелетных мышц конституциональные особенности продолжают проявляться во втором детстве, пубертатном и в юношеском возрасте [6]. Показано, что у представителей астеноидного и торакального телосложения интенсивно развивается система аэробной энергетики, мышечного и дигестивного - анаэробной [6]. Подчеркивается, что различия между представителями разных типов внутри каждой возрастно-половой группы могут быть выражены сильнее, чем различия между мальчиками и девочками.

Результаты настоящего исследования свидетельствуют, что гармоничные сочетания нагрузок аэробного и анаэробного характера, а также средств развития кондиционных двигательных способностей, соответствующие разным типам мышечной энергетики, определяют существенно более высокую физическую работоспособность и двигательную подготовленность девочек экспериментальной группы. Установлено, что использование комплексов упражнений различной преимущественной направленности, учитывающих тип организации энергетического метаболизма скелетных мышц, способствует ускоренному развитию механизмов мышечной энергетики, повышению физической работоспособности и уровня развития, связанных с ними, ведущих двигательных способностей. Показано, что каждый из выделенных типов мышечной энергетики характеризуется определенными особенностями физической работоспособности и двигательной подготовленности.

Полученные данные дают основание полагать, что в процессе систематических занятий физическими упражнениями под влиянием рационально дозированных физических нагрузок, подобранных с учетом индивидуальных вариантов организации мышечной энергетики, эффективно совершенствуются физиологические механизмы адаптации, расширяются функциональные возможности физиологических систем, увеличиваются структурные и энергетические ресурсы организма. В частности, повышается мощность, емкость и эффективность системы энергообеспечения. Это заключение в целом согласуется с информацией, представленной в научной литературе. Изучение непосредственного влияния физических упражнений на формирование

энергетической системы организма в онтогенезе свидетельствует о наличии неодинакового эффекта педагогических воздействий в разные возрастные периоды. Показано, что применение большого количества нагрузок аэробной или анаэробной направленности в препубертатный период и в период полового созревания приводят к различным результатам. Анализ влияния физической подготовки и уровня биологической зрелости на реакцию девочек при краткосрочных высокоинтенсивных упражнениях показал, что не существует порога созревания, после достижения которого у девочек существенно возрастает эффективность занятий физическими упражнениями анаэробной направленности [18]. При сравнении функциональных эффектов тренировок на выносливость с постоянной интенсивностью и высокоинтенсивных интервальных тренировок на показатели аэробной и анаэробной производительности организма школьников установлено, что наблюдаемые адаптационные изменения были идентичными, при этом на различных этапах полового созревания наблюдался примерно одинаковый прирост «тренированности» [21]. В другом исследовании при оценке кумулятивных эффектов интервальной тренировки с учетом уровня соматической зрелости испытуемых, наоборот, выявлено отсутствие значимых изменений показателей аэробной и анаэробной работоспособности в препубертатный период и наиболее выраженные их приросты в постпубертатный период [13]. Авторы полагают, что адаптация к интервальной «спринтерской» тренировке зависит от степени полового созревания. Установлено также, что ранняя и узкая спортивная специализация может оказывать влияние на развитие аэробного или анаэробного метаболизма [22]. Сегодня высокоинтенсивная интервальная тренировка рассматривается как эффективная по времени альтернатива аэробным тренировкам, поскольку она в условиях школы позволяет увеличить количество участников упражнений, что приводит к улучшению результатов в отношении здоровья. Предполагается, что введение методов интервальной интенсивной тренировки в школьный контекст имеет высокий потенциал для улучшения физической формы и умеренное влияние на улучшение состава тела у подростков [20].

Учитывая вышеизложенное, ключевая задача учителя физической культуры в школе заключается в том, чтобы в процессе физической подготовки при обучении двигательным действиям и, особенно, при развитии двигательных способностей лучше учитывать специфику индивидуальной организации энергообеспечения мышечной деятельности, обусловленную соотношением аэробных и анаэробных процессов. Это важно прежде всего для оценки готовности к обучению определенным двигательным действиям, достижения необходимого уровня развития двигательных способностей, а также рационального выбора преимущественной метаболической направленности, объема и интенсивности применяемых нагрузок. Выявленные типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности необходимо учитывать при выборе адекватных средств и методов физического воспитания, а также в процессе реализации спортивной ориентации и отбора.

Заключение

На основе кластерного анализа у девочек 9-10 лет выявлены 4 типа энергетического обеспечения мышечной деятельности: аэробный; смешанный; фосфатный; анаэробный. Установлено, что среди школьниц с преобладанием аэробного метаболизма

высока встречаемость обучающихся с высоким уровнем общей и силовой выносливости, а также лептосомным телосложением, а с превалированием анаэробного метаболизма - высоким уровнем скоростных, силовых и скоростно-силовых качеств, а также эурисомным телосложением. В ходе дальнейшей работы определены рациональные соотношения средств развития двигательных способностей и способы комплектования групп девочек с разными типологическими особенностями мышечной энергетики, для каждого типа энергообеспечения составлены специальные комплексы физических упражнений. На этом основании разработана и экспериментально обоснована методика дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры с учетом типологических особенностей энергетического обеспечения мышечной деятельности. Полученные результаты свидетельствуют о высокой эффективности рассматриваемой методики. После окончания педагогического эксперимента выявлена

f \J f f \J u

зависимость наблюдаемых изменений аэробной, анаэробной гликолитической, анаэробной алактатной работоспособности, а также приростов уровня развития двигательных способностей от преимущественной метаболической направленности физических нагрузок и типологических особенностей организации мышечной энергетики. Установлено, что для обеспечения выраженного улучшения аэробных или анаэробных компонентов физической работоспособности девочек 9-10 лет, а также связанных с ними двигательных способностей, необходимо делать акцент на преимущественной направленности физических упражнений с учетом типа энергетического обеспечения мышечной деятельности. Результаты работы могут найти широкое применение в системе подготовки специалистов по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Баранцев С.А., Зайцева В.В., Пискова Д.М. Формирование кинематической структуры ациклических локомоций и биоэнергетики мышечной системы мальчиков школьного возраста // Новые исследования. 2009. №3(20). С. 62-72.

2. Богатов А.А. Особенности адаптации лыжников с разными типами энергообеспечения скелетных мышц к дозированным и тренировочным физическим нагрузкам // Физиология человека. 2003. Т.29, № 4. С. 464-470.

3. Васильева Р.М., Чернова М.Б., Мышьяков В.В., Орлова Н.И. Технология дифференцированной физической подготовки мальчиков 9-10 лет на основе учета типологической характеристики энергообеспечения мышечной деятельности // Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2021. № 10 (200). С. 54-61. http://www.lesgaft-notes.spb.ru/files/10-200-2021/14.pdf

4. Волков Н.И., Олейников В.И. Биоэнергетика спорта: Монография. М.: Советский спорт. 2011. 160 с. URL: https://library.geotar.ru/book/ISBN9785971805250.html (дата обращения: 02.02.2022)

5. Воробьёв В.Ф., Тамбовцева Р.В. Использование модели Мюллера-Корниенко для выявления особенностей энергообеспечения мышечной работы школьников, различающихся значениями индекса Рорера // Новые исследования». 2009. №3(20). С. 26-32.

6. Корниенко И.А., Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В., Панасюк Т.В. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: итоги 30-летнего исследования. Сообщение IV. Особенности развития энергетики скелетных мышц в зависимости от соматотипа // Физиология человека. 2007. Т.33. №6. С. 94-99.

7. Криволапчук И.А., Баранцев С.А., Чернова М.Б., Мышьяков В.В. Долговременные адаптационные эффекты занятий физическими упражнениями анаэробной направленности у школьников 7-8 и 9-10 лет// Научно-теоретический журнал «Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта». 2021. № 10 (200). С. 188-194. http://www.lesgaft-notes.spb.ru/files/10-200-2021/44.pdf

8. Марчик Л.А., Каталымов Л.Л. Варианты индивидуальной организации энергетики скелетных мышц мальчиков 7-8 лет // Тез. докл. Всерос. научн. конф. по проблеме физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста. Волгоград. 1994. С. 57 - 58.

9. Пискова Д.М., Сонькин В.Д. Взаимосвязь профилей моторики и энергетики // Тезисы докл. всерос. конф.: Прикладные аспекты исследований скелетных, сердечных и гладких мышц. Пущино. 1996. C. 47 - 48.

10. Сонькин В.Д., Тамбовцева Р.В. Развитие мышечной энергетики и работоспособности в онтогенезе. М.:

Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2011. 368 с.

11. Чиков А.Е., Медведев Д.С., Чикова С.Н., Колмогоров С.В. Особенности энергообеспечения мышечной работы в зависимости от длительности выполнения ступенчато-возрастающей нагрузки у спортсменов, занимающихся циклическими видами спорта // Человек. Спорт. Медицина / Human. Sport. Medicine. 2020. Т.20. №4. С. 62-68. DOI: 10.14529/hsm200407

12. Armstrong N., Welsman J. Multilevel allometric modelling of maximum cardiac output, maximum arteriovenous oxygen difference, and peak oxygen uptake in 11-13-year-olds // Eur J Appl Physiol. 2020. Vol. 120(2). P. 527-537. doi: 10.1007/s00421-020-04300-0.

13. Beyer K.S., Stout J.R., Redd M.J., Baker K.M., Church D.D., Bergstrom H.C., Hoffman J.R., Fukuda D.H. Effect of somatic maturity on the aerobic and anaerobic adaptations to sprint interval training // Physiol Rep. 2020. Vol. 8(9):e14426. doi: 10.14814/phy2.

14. Bull F.C., Al-Ansari S.S., Biddle S., Borodulin K., Buman M.P., Cardon G., Carty C., Chaput J.P., Chastin S., Chou R., Dempsey P.C., DiPietro L., Ekelund U., Firth J., Friedenreich C.M., Garcia L., Gichu M., Jago R., Katzmarzyk P.T., Lambert E., Leitzmann M., Milton K., Ortega F.B., Ranasinghe C., Stamatakis E., Tiedemann A., Troiano R.P., van der Ploeg H.P., Wari V., Willumsen J.F. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior // Br J Sports Med. 2020. Vol. 54(24). P. 1451-1462. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/bjsports-2020-102955

15. Tremblay M.S., Carson V., Chaput J.P., Connor Gorber S., Dinh T., Duggan M., Faulkner G., Gray C.E., Gruber R., Janson K., Janssen I., Katzmarzyk P.T., Kho M.E., Latimer-Cheung A.E., LeBlanc C., Okely A.D., Olds T., Pate R.R., Phillips A., Poitras V.J., Rodenburg S., Sampson M., Saunders T.J., Stone J.A., Stratton G., Weiss S.K., Zehr L. Canadian 24-Hour Movement Guidelines for Children and Youth: An Integration of Physical Activity, Sedentary Behaviour, and Sleep // Appl Physiol Nutr Metab. 2016. Vol. 41(6 Suppl 3): S311-27. doi: 10.1139/apnm-2016-0151.

16. Strain T., Milton K., Dall P., Standage M., Mutrie N. How are we measuring physical activity and sedentary behaviour in the four home nations of the UK? A narrative review of current surveillance measures and future directions // Br J Sports Med. 2020. Vol. 54(21). P. 1269-1276. DOI: http://dx.doi.org/10.1136/ bjsports-2018-100355

17. Kaczor J.J., Ziolkowski W., Popinigis J., Tarnopolsky M.A. Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults // Pediatr Res. 2005. Vol.57(3). P. 331-335. doi: 10.1203/01.PDR.0000150799.77094.DE.

18. McNarry M., Jones A. The influence of training status on the aerobic and anaerobic responses to exercise in children: a review // Eur J Sport Sci. 2014. Vol.14 Suppl 1: S57-68. doi: 10.1080/17461391.2011.643316.

19. Krug S., Worth A., Finger J.D., Damerow S., Manz K. Motorische Leistungsfähigkeit 4 bis 10 jähriger Kinder in Deutschland: Ergebnisse aus KiGGS Welle 2 und Trends [Motor fitness of 4- to 10-year-old children in Germany: Results of KiGGS Wave 2 and trends] // Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz. 2019. Vol. 62(10). P. 1242-1252. German. DOI: https://doi.org/10.1007/s00103-019-03016-7

20. Paulino da Silva Bento A.F., Paez L.C., Manuel de Mendonga Raimundo A. High-intensity interval training in high-school physical education classes: Study protocol for a randomized controlled trial // Contemp Clin Trials Commun. 2021. Vol. 24:100867. doi: 10.1016/j.conctc.2021.100867.

21. Runacres A., Mackintosh K.A., McNarry M.A. The effect of constant-intensity endurance training and high-intensity interval training on aerobic and anaerobic parameters in youth // J Sports Sci. 2019. Vol37(21). P. 2492-2498. doi: 10.1080/02640414.2019.1644890.

22. Sawicki P., Dornowski M., Grzywacz T., Kaczor J.J. The effects of gymnastics training on selected parameters of anaerobic capacity in 12-year-old boys // J Sports Med Phys Fitness. 2018. Vol.58(5). P. 591-596. doi: 10.23736/ S0022-4707.17.06778-0.

23. Piercy K.L., Troiano R.P., Ballard R.M., Carlson S.A., Fulton J.E., Galuska D.A., George S.M., Olson R.D. The Physical Activity Guidelines for Americans // JAMA. 2018. Vol. 320(19). P. 2020-2028. DOI: 10.1001/jama.2018.14854.

24. Williams C.A. Children's and adolescents' anaerobic performance during cycle ergometry // Sports Med. 1997. 24(4). P. 227-240. doi: 10.2165/00007256-199724040-00002.

25. Wittekind S.G., Powell A.W., Opotowsky A.R., Mays W.W., Knecht S.K., Rivin G., Chin C. Skeletal Muscle Mass Is Linked to Cardiorespiratory Fitness in Youth // Med Sci Sports Exerc. 2020. Vol. 52(12). P. 2574-2580. doi: 10.1249/ MSS.0000000000002424.

REFERENCES

1. Barantsev S.A., Zaitseva V.V., Piskova D.M. Formation of the kinematic structure of acyclic locomotion and bioenergetics of the muscular system of school-age boys. New Research, 2009, no. 3(20), pp. 62-72. (In Russian)

2. Bogatov A.A. Features of adaptation of skiers with different types of energy supply of skeletal muscles to dosed and training physical loads. Human Physiology, 2003, vol. 29, no. 4, pp. 464-470. (In Russian)

3. Vasil'eva R.M., Chernova M.B., Mysh'yakov V.V., Orlova N.I. Technology of differentiated physical training of boys 9-10 years old based on the consideration of the typological characteristics of the energy supply of muscle activity. Scientific and theoretical journal "Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft", 2021, no. 10 (200), pp. 54-61. (In Russian), URL: http://www.lesgaft-notes.spb.ru/files/10-200-2021/14.pdf

4. Volkov N.I., Oleinikov V.I. Bioenergetics of sports: Monograph. Moscow, Soviet sport Publ., 2011. 160 p. (In Russian)

5. Vorobyov V.F., Tambovtseva R.V. Using the Muller-Kornienko model to identify the features of the energy supply of

the muscular work of schoolchildren, differing in the values of the Rohrer index. New research, 2009, no. 3(20), pp. 26-32. (In Russian)

6. Kornienko I.A., Sonkin V.D., Tambovtseva R.V., Panasyuk T.V. Age-related development of the energetics of muscular activity: results of a 30-year study. Message IV. Features of the development of skeletal muscle energy depending on the somatotype. Human Physiology, 2007, vol. 33, no. 6. pp. 94-99. (In Russian)

7. Krivolapchuk I.A., Barantsev S.A., Chernova M.B., Mysh'yakov V.V. Long-term adaptive effects of anaerobic physical exercises in schoolchildren aged 7-8 and 9-10 years old. Scientific and theoretical journal "Scientific notes of the University named after P.F. Lesgaft", 2021, no. 10(200), pp. 188-194. (In Russian). URL: http://www.lesgaft-notes. spb.ru/files/10-200-2021/44.pdf

8. Marchik L.A., Katalymov L.L. Variants of individual organization of energy of skeletal muscles in boys 7-8 years old. report Vseros. scientific conf. on the problem of physical education of children of school and preschool age. Volgograd, 1994, pp. 57-58. (In Russian)

9. Piskova D.M., Sonkin V.D. The relationship between the profiles of motility and energy. Abstracts of reports. Vseros. scientific conf.: Applied Aspects of Skeletal, Cardiac and Smooth Muscle Research. Pushchino, 1996, pp. 47-48. (In Russian)

10. Sonkin V.D., Tambovtseva R.V. Development of muscular energy and working capacity in ontogeny. Moscow, Book house "LIBROKOM", 2011. 368 p. (In Russian)

11. Chikov A.E., Medvedev D.S., Chikova S.N., Kolmogorov S.V. Features of the energy supply of muscle work depending on the duration of the step-increasing load in athletes involved in cyclic sports. Chelovek. Sport. Medicine, 2020, vol. 20, no. 4, pp. 62-68. (In Russian). DOI: 10.14529/hsm200407

12. Armstrong N., Welsman J. Multilevel allometric modelling of maximum cardiac output, maximum arteriovenous oxygen difference, and peak oxygen uptake in 11-13-year-olds. European Journal of Applied Physiology, 2020. vol. 120(2). pp. 527-537. DOI: 10.1007/s00421-020-04300-0.

13. Beyer K.S., Stout J.R., Redd M.J., Baker K.M., Church D.D., Bergstrom H.C., Hoffman J.R., Fukuda D.H. Effect of somatic maturity on the aerobic and anaerobic adaptations to sprint interval training. Physiological Reports, 2020, vol. 8(9): e14426. DOI: 10.14814/phy2.

14. Bull F.C., Al-Ansari S.S., Biddle S., Borodulin K., Buman M.P., Cardon G., Carty C., Chaput J.P., Chastin S., Chou R., Dempsey P.C., DiPietro L., Ekelund U., Firth J., Friedenreich C.M., Garcia L., Gichu M., Jago R., Katzmarzyk P.T., Lambert E., Leitzmann M., Milton K., Ortega F.B., Ranasinghe C., Stamatakis E., Tiedemann A., Troiano R.P., van der Ploeg H.P., Wari V., Willumsen J.F. World Health Organization 2020 guidelines on physical activity and sedentary behavior. British Journal of Sports Medicine, 2020, vol. 54(24), pp. 1451-1462. DOI: 10.1136/bjsports-2020-102955

15. Tremblay M.S., Carson V., Chaput J.P., Connor Gorber S., Dinh T., Duggan M., Faulkner G., Gray C.E., Gruber R., Janson K., Janssen I., Katzmarzyk P.T., Kho M.E., Latimer-Cheung A.E., LeBlanc C., Okely A.D., Olds T., Pate R.R., Phillips A., Poitras V.J., Rodenburg S., Sampson M., Saunders T.J., Stone J.A., Stratton G., Weiss S.K., Zehr L. Canadian 24-Hour Movement Guidelines for Children and Youth: An Integration of Physical Activity, Sedentary Behaviour, and Sleep. Applied Physiology, Nutrition, and Metabolism, 2016, vol. 41(6 Suppl 3): S311-27. DOI: 10.1139/apnm-2016-0151.

16. Strain T., Milton K., Dall P., Standage M., Mutrie N. How are we measuring physical activity and sedentary behaviour in the four home nations of the UK? A narrative review of current surveillance measures and future directions. British Journal of Sports Medicine, 2020, vol. 54(21). pp. 1269-1276. DOI: 10.1136/ bjsports-2018-100355

17. Kaczor J.J., Ziolkowski W., Popinigis J., Tarnopolsky M.A. Anaerobic and aerobic enzyme activities in human skeletal muscle from children and adults. Pediatric Research, 2005, vol.57(3), pp. 331-335. DOI: 10.1203/01. PDR.0000150799.77094.DE.

18. McNarry M., Jones A. The influence of training status on the aerobic and anaerobic responses to exercise in children: a review. European Journal of Sport Science, 2014, vol.14, Suppl 1: S57-68. DOI: 10.1080/17461391.2011.643316.

19. Krug S., Worth A., Finger J.D., Damerow S., Manz K. Motorische Leistungsfähigkeit 4 bis 10 jähriger Kinder in Deutschland: Ergebnisse aus KiGGS Welle 2 und Trends [Motor fitness of 4- to 10-year-old children in Germany: Results of KiGGS Wave 2 and trends]. Bundesgesundheitsblatt Gesundheitsforschung Gesundheitsschutz, 2019, vol. 62(10), pp. 1242-1252. German. DOI: 10.1007/s00103-019-03016-7

20. Paulino da Silva Bento A.F., Paez L.C., Manuel de Mendonga Raimundo A. High-intensity interval training in high-school physical education classes: Study protocol for a randomized controlled trial. Contemporary Clinical Trials Communications, 2021, vol. 24:100867. DOI: 10.1016/j.conctc.2021.100867.

21. Runacres A., Mackintosh K.A., McNarry M.A. The effect of constant-intensity endurance training and high-intensity interval training on aerobic and anaerobic parameters in youth. Journal of Sports Sciences, 2019., vol.37(21), pp. 2492-2498. DOI: 10.1080/02640414.2019.1644890.

22. Sawicki P., Dornowski M., Grzywacz T., Kaczor J.J. The effects of gymnastics training on selected parameters of anaerobic capacity in 12-year-old boys. The Journal of Sports Medicine and Physical Fitness, 2018, vol.58(5), pp. 591-596. DOI: 10.23736/S0022-4707.17.06778-0.

23. Piercy K.L., Troiano R.P., Ballard R.M., Carlson S.A., Fulton J.E., Galuska D.A., George S.M., Olson R.D. The Physical Activity Guidelines for Americans. JAMA, 2018, vol. 320(19), pp. 2020-2028. DOI: 10.1001/jama.2018.14854.

24. Williams C.A. Children's and adolescents' anaerobic performance during cycle ergometry. Sports Medicine, 1997, vol. 24, no. 4, pp. 227-240. DOI: 10.2165/00007256-199724040-00002.

25. Wittekind S.G., Powell A.W., Opotowsky A.R., Mays W.W., Knecht S.K., Rivin G., Chin C. Skeletal Muscle Mass Is Linked to Cardiorespiratory Fitness in Youth. Medicine & Science in Sports & Exercise, 2020, vol. 52(12), pp. 2574-2580. DOI: 10.1249/MSS.0000000000002424.

Информация об авторах Криволапчук Игорь Альлерович

(Российская Федерация, Москва) Доктор биологических наук, кандидат педагогических наук, заведующий лабораторией физиологии мышечной деятельности и физического воспитания

ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской

академии образования»

***

Профессор Государственный университет управления E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8628-6924 Scopus Author ID: 56406490800 ResearcherlD: N-2363-2016

Мельников Дмитрий Валерьевич

(Российская Федерация, Липецк) Педагог дополнительного образования ГБУ ДО «Спортивно-Туристский Центр Липецкой Области» E-mail: melnikov_dmitriy86@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8857-2614

Чернова Мария Борисовна

(Российская Федерация, Москва) Кандидат педагогических наук, старший научный сотрудник лаборатории физиологии мышечной деятельности и физического воспитания ФГБНУ «Институт возрастной физиологии Российской академии образования» E-mail: mashacernova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1253-9842 Scopus Author ID: 55241336100

Information about the authors Igor A. Krivolapchuk

(Russian Federation, Moscow) Dr. Sci. (Biolog.), Cand. Sci. (Ped.), Head of Laboratory of Physiology of Muscular Activity and Physical Training Institute of Developmental Physiology

Russian Academy of Education

***

Professor State University of Management E-mail: i.krivolapchuk@mail.ru ORCID ID: 0000-0001-8628-6924 Scopus Author ID: 56406490800 ResearcherID: N-2363-2016

Dmitry V. Melnikov

(Russian Federation, Lipetsk) Teacher of additional education State Budgetary Institution of Additional Education "Sports and Tourist Center of the Lipetsk Region" E-mail: melnikov_dmitriy86@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-8857-2614

Maria B. Chernova

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

(Russian Federation Moscow) Cand. Sci. (Ped.), Senior Researcher of Laboratory of Physiology of Muscular Activity and Physical Training Institute of Developmental Physiology Russian Academy of Education E-mail: mashacernova@mail.ru ORCID ID: 0000-0002-1253-9842 Scopus Author ID: 55241336100

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.