Научная статья на тему 'ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ'

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
77
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛЬ МЫШЕЧНОЙ ЭНЕРГЕТИКИ / ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫЙ ПОДХОД / ФИЗИЧЕСКАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / PROFILE OF MUSCLE ENERGY / DIFFERENTIATED APPROACH / PHYSICAL PERFORMANCE / MOTOR FITNESS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Мельников Д. В., Криволапчук И. А.

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная методика дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета типологических особенностей биоэнергетики мышечной деятельности является эффективной по сравнению с традиционной методикой, не учитывающей этих особенностей. Она развивает аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности организма, физическую работоспособность, быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость (применительно к скоростному бегу), скоростную, скоростно-силовую и аэробную выносливость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Мельников Д. В., Криволапчук И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY OF DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF GIRLS AGED 9-10 YEARS OLD ON THE BASIS OF TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF BIOENERGETICS OF MUSCULAR ACTIVITY

The results obtained indicate that the developed method of differentiated physical training of the girls aged 9-10 years old at physical education lessons based on taking into account the typological characteristics of the bioenergetics of muscular activity is effective in comparison with the traditional method, which does not take into account these features. It develops aerobic, anaerobic glycolytic and anaerobic alactate capabilities of the body, physical performance, speed, speed-strength qualities, agility (as applied to speed running), speed, speed-strength and aerobic endurance.

Текст научной работы на тему «ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

5. Предвосхищение действия и моторный резонанс у элитных баскетболистов / С. Аглио-ти, П. Цезари, М. Римляни, С. Ургези // Природа Нейробиологии. - 2008. - № 9 (11). - С. 1109-1116.

6. Фэрроу, Д. Можно ли научиться навыкам предвосхищения с помощью имплицитного обучения восприятию на основе видео? / Д. Фэрроу, Б. Абернети // Журнал спортивных наук. -2000. - № 6 (20). - С. 471-485.

REFERENCES

1. Abramov, D.N. and Badilin, A.O. (2019), "Scientific approaches to physical education of students in higher educational institutions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 176, No.10, pp. 3-7.

2. Aharoni, J. and Lidor, R. (2009), "Testing in physical education classes: judgments and tips for teachers to perform", The ol and the Ritz. pp. 28-31.

3. Dikunov, A.M. (1994), "Structure of teaching skills", Theory and practice ofphysical culture, No. 12, pp.14.

4. Rizzolatti, G. and Craighero, L. (2004), "The mirror-neuron system", Annual Review of Neuroscience, Vol. 27, No.1, pp. 192-196.

5. Aglioti, S., Cesari, P., Romani, M. and Urgesi, C. (2008), "Action anticipation and motor resonance in elite basketball players", Nature Neuroscience, Vol. 11, No. 9, pp.1109-1116.

6. Farrow, D. and Abernethy, B. (2002), "Can anticipatory skills be learned through implicit video based perceptual training?", Journal of Sports Sciences, Vol. 20, No. 6, pp.471-485.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 20.09.2020

УДК 796+612

ОБОСНОВАНИЕ МЕТОДИКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОЙ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕВОЧЕК 9-10 ЛЕТ НА ОСНОВЕ УЧЕТА ОСОБЕННОСТЕЙ БИОЭНЕРГЕТИКИ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Дмитрий Валерьевич Мельников, научный сотрудник, Игорь Альлерович Криволапчук,

доктор биологических наук, заведующий лабораторией, Институт возрастной физиологии Российской академии образования, Москва

Аннотация

Полученные результаты свидетельствуют о том, что разработанная методика дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета типологических особенностей биоэнергетики мышечной деятельности является эффективной по сравнению с традиционной методикой, не учитывающей этих особенностей. Она развивает аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности организма, физическую работоспособность, быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость (применительно к скоростному бегу), скоростную, скоростно-силовую и аэробную выносливость.

Ключевые слова: профиль мышечной энергетики, дифференцированный подход, физическая работоспособность, двигательная подготовленность.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2020.9.p240-248

SUBSTANTIATION OF THE METHODOLOGY OF DIFFERENTIATED PHYSICAL TRAINING OF GIRLS AGED 9-10 YEARS OLD ON THE BASIS OF TAKING INTO ACCOUNT THE FEATURES OF BIOENERGETICS OF MUSCULAR ACTIVITY

Dmitry Valerievich Melnikov, the researcher, Igor Allerovich Krivolapch.uk, the doctor of biological sciences, head of the laboratory, Institute of Developmental Physiology of the Russian

Academy of Education, Moscow

Abstract

The results obtained indicate that the developed method of differentiated physical training of the girls aged 9-10 years old at physical education lessons based on taking into account the typological charac-

teristics of the bioenergetics of muscular activity is effective in comparison with the traditional method, which does not take into account these features. It develops aerobic, anaerobic glycolytic and anaerobic alactate capabilities of the body, physical performance, speed, speed-strength qualities, agility (as applied to speed running), speed, speed-strength and aerobic endurance.

Keywords: profile of muscle energy, differentiated approach, physical performance, motor fitness.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из важных проблем современной системы физического воспитания является индивидуализация физической подготовки детей и подростков [1, 29, 30, 25, 28]. Успешность ее решения во многом зависит от того, насколько полно и системно учитываются индивидуальные различия между детьми в процессе занятий физическими упражнениями, основанные на различных типологических особенностях. К их числу, в частности, относятся типологические особенности энергообеспечения мышечной деятельности. В ряде работ установлена неоднородность энергетического метаболизма, характеризующаяся наличием нескольких типов индивидуальной организации энергообеспечения мышечной деятельности. Типологические особенности мышечной энергетики выявлены у спортсменов, не занимающихся спортом взрослых и отдельных групп детей школьного возраста [20, 17, 15, 2, 5, 12]. По имеющимся данным учет этих особенностей способствует совершенствованию системы физической подготовки, обеспечивает в процессе физического воспитания максимально высокий эффект педагогических воздействий [17, 19, 12]. Однако следует отметить, что проблема направленного использования средств, методов и технологий физического воспитания с учетом разных профилей мышечной энергетики, остается открытой. В контексте изложенного, следует отметить, что вопросы дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры, касающиеся типологических особенностей энергообеспечения мышечной деятельности, не исследовалась.

Цель исследования - экспериментально обосновать методику дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета типологических особенностей биоэнергетики мышечной деятельности.

МЕТОДИКА ИССЛЕДОВАНИЯ

В исследовании приняли участие практически здоровые девочки (n=211) 9-10 лет. Организация работы соответствовала требованиям Хельсинской декларации. Основной педагогический эксперимент проходил в течение 3 и 4 учебных четвертей. Он был направлен на выявление эффективности разработанной методики дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета особенностей биоэнергетики мышечной деятельности. Девочки экспериментальной группы занимались по разработанной нами методике. У них были выявлены 4 профиля мышечной энергетики: аэробный; смешанный; фосфатный; анаэробный. Полученные данные использовались в ходе педагогического эксперимента. При разработке методики дифференцированной физической подготовки учитывали рекомендации Всемирной организации здравоохранения по обеспечению оптимального для здоровья детей уровня физической активности [26] и современные рекомендации по развитию физических качеств у школьников [16, 32, 31, 24, 12 и др.]. На основе этих рекомендаций осуществлялся подбор физических упражнений и их дозировка. В структуре основной части урока физической культуры выделяли два основных блока - обучающий и тренирующий [8, 12]. Обучающий блок был однотипным во всех опытных группах. На решение задач тренировочного блока отводилось 20 минут чистого времени урока [6, 7, 22, 3 и др.].

В экспериментальной группе соотношения физических нагрузок различной направленности подбирались с учетом профиля энергообеспечения мышечной деятельности (таблица 1). Для анаэробного (IV) типа энергообеспечения соотношение средств физической подготовки было следующим - анаэробные упражнения - 70% (14 мин),

аэробные упражнения 30% (6 мин); для аэробного (I) типа - анаэробные упражнения 30% (6 мин), аэробные упражнения - 70% (14 мин); для смешанного (II) и фосфатного (III) типов - анаэробные упражнения 50% (10 мин); аэробные упражнения - 50% (10 мин).

Таблица 1 - Соотношения средств физической подготовки девочек 9-10 лет экспериментальной группы на основе учёта биоэнергетики мышечной деятельности_

Анаэробный (IV) тип эне эгообеспечения

Физические качества С ССК Б СВ ОВ СВ

Зоны относительной мощности нагрузки М М М С У+Б У+Б

Продолжительность педагогического воздействия 1,5 мин 7 мин 4 мин 1,5 мин 4,5 мин 1,5 мин

Аэробный (I) тип энергообеспечения

Физические качества С ССК Б СВ ОВ СВ

Зоны относительной мощности М М М С У+Б У+Б

Продолжительность педагогического воздействия 0,5 мин 3 мин 2 мин 0,5 мин 11 мин 3 мин

Смешанный (II) и фосфатный (III) типы энергообеспечения

Физические качества С ССК Б СВ ОВ СВ

Зоны мощности физ. нагрузки М М М С Б+У Б+У

Продолжительность педагогического воздействия 1 мин 5 мин 3 мин 1 мин 8 мин 2 мин

Примечание. Зоны относительной мощности: М - максимальная, С - субмаксимальная, Б - большая, У - умеренная. Физические качества: С - сила, ССК - скоростно-силовые качества, Б - быстрота, ОВ - общая выносливость, СВ - специальная выносливость (скоростная, скоростно-силовая, силовая).

Для девочек с высоким уровнем развития аэробных и анаэробных параметров мышечной энергетики было соблюдено то же соотношение средств, что и для девочек со средним и низким уровнем развития всех механизмов энергообеспечения. Но эти девочки выполняли упражнения с более высоким темпом, на более высокой скорости, что соответствовало более высокому уровню развития их двигательных качеств. В контрольной группе учет типа энергообеспечения мышечной деятельности и объема физических нагрузок в разных зонах относительной мощности не проводился.

С учетом предложенных соотношений средств физической подготовки были разработаны комплексы упражнений для развития физических качеств девочек 9-10 лет экспериментальной группы. Комплексы включали доступные упражнения из программ по физическому воспитанию школьников, используемые для развития физических качеств. Вместе с тем с учетом типологических особенностей мышечной энергетики предложенные комплексы отличались по соотношению нагрузок аэробной и анаэробной направленности, времени выполнения и дозировке (скорость, темп, продолжительность, количество повторений, интервалы отдыха) упражнений, способствующих развитию физических качеств. В целях обеспечения положительного взаимодействия функциональных эффектов нагрузок разной направленности, упражнения для развития физических качеств выполнялись в следующей последовательности: сила, скоростно-силовые качества, быстрота, специальная и общая выносливость. Упражнения для развития гибкости выполнялись в интервалах отдыха между повторениями при развитии скоростных и скоростно-силовых способностей. В целях повышения уровня развития физических качеств экспериментальная группа с учетом типа мышечной энергетики делилась на подгруппы так, чтобы девочки с преобладанием высоких и средних уровней развития тех или иных физических качеств, находились в одной подгруппе, а с низкими уровнями, с другой.

Для исследования мышечной энергетики использовали эргометрический подход, основанный на анализе зависимости «мощность-время» [10, 9]. Расчет эргометрических критериев осуществляли на основе выполнения двух тестовых беговых нагрузок. Одна нагрузка представляла собой спринтерский бег (И, У1), а другая - бег на выносливость (12, У2). Полученные данные использовали для определения индивидуальных констант уравнения Ми11ег, характеризующих емкость аэробного источника (Ь) и соотношение возможностей аэробного и анаэробно-гликолитического источников (а). Находили скорость беговых нагрузок, максимальное время реализации которых составляло 1, 40, 240, 900 с (Ушах, У40, У240, У900) и интегральную работоспособность (Ьп8). Для предсказа-

ния уровня МПК применяли непрямой способ определения этого показателя. Физическую работоспособность изучали по тесту PWC170 [10, 9]. Максимальную силу (МС) мышц разгибателей туловища определяли с помощью станового динамометра.

Батарея моторных тестов включала: бег 30 м, бег 60 м, челночный бег 3х10 м, 6-минутный бег, прыжок в длину с места, наклон вперед, поднимание туловища из положения лёжа на спине за 1 минуту. Статистическую обработку данных проводили с использованием пакета статистических программ. Значимость различий определялась посредством применения параметрических и непараметрических критериев значимости оценок для связанных и независимых выборок.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

В конце педагогического эксперимента по обоснованию методики дифференцированной физической подготовки на уроках физической культуры, произошли статистически значимые (р<0,01-0,001) сдвиги показателей энергообеспечения мышечной деятельности: на 14% увеличилось количество школьниц с высоким уровнем развития аэробного и анаэробного источников энергообеспечения и на 10% - с высоким уровнем аэробной производительности; уменьшилось на 7% количество девочек с относительно низким уровнем развития механизмов энергообеспечения мышечной деятельности и на 17% -количество девочек с высоким уровнем развития мощности фосфагенного источника. Наблюдались существенные (р<0,01-0,001) приросты большинства показателей двигательной подготовленности и физической работоспособности. В целом, при использовании экспериментальной методики отмечалось значительное увеличение количества девочек с высоким уровнем развития аэробной и анаэробной производительности организма и существенное уменьшение количества девочек с относительно низким уровнем развития механизмов энергообеспечения мышечной деятельности.

В таблице 2 представлены изменения показателей двигательной подготовленности девочек 9-10 лет экспериментальной и контрольной групп за период эксперимента (М±с). У девочек экспериментальной группы зарегистрированы статистически более значимые сдвиги показателей бега на 30 м (р<0,05) и на 60 м (р<0,01), 6-минутного бега (р<0,01), челночного бега 3х10 м(р<0,01), прыжков в длину с места (р<0,01), поднимания туловища за 1 минуту (р<0,01). Показатели подтягиваний в висе лёжа не имели значимых различий. Следовательно, экспериментальная методика развивает быстроту, скоростную, скоростно-силовую, аэробную выносливость, скоростно-силовые качества, ловкость.

В таблице 2 представлены также изменения показателей физической работоспособности и энергетики мышечной деятельности девочек 9-10 лет экспериментальной и контрольной группы за период эксперимента. В экспериментальной группе отмечаются высокие приросты (р<0,01), а в контрольной группе снижение (р<0,01) показателей абсолютного и относительного МПК и PWC170. Следовательно, экспериментальная методика хорошо развивает аэробные возможности и физическую работоспособность девочек 9-10 лет.

У девочек экспериментальной группы по сравнению с контрольной отмечено меньшее снижение показателей Умах (р<0,05) и большие приросты показателей У40 (р<0,01), У240 (р<0,01), У900 (р<0,01), Ьш (р<0,01), коэффициентов «а» (р<0,01) и «Ь» (р<0,01) уравнения Мюллера (см. табл. 2). Следовательно, экспериментальная методика ограничивает снижение мощности фосфатного источника и развивает мощность анаэробного гликолиза, мощность и ёмкость аэробного источника, работоспособность в зоне смешанного аэробно-анаэробного энергообеспечения и общую мышечную работоспособность девочек 9-10 лет. Известно, что система энергетического обеспечения мышечной деятельности включает в себя тканевые источники энергии и физиологические механизмы, обеспечивающие деятельность этих источников [18, 9, 4].

Таблица 2 - Сдвиги показателей физического состояния девочек 9-10 лет экспериментальной (ЭГ) и контрольной (КГ) групп_

Показатели ЭГ (п=43) КГ (п=45) Значимость различий (1/р)

М±о М±о

Мышечная биоэнергетика

Wмах, м/с -0,016±0,232 -0,115±0,190 2,19

0,05

W40, м/с 0,213±0,098 0,141±0,069 4,00

0,01

W240, м/с 0,258±0,137 0,168±0,099 3,54

0,01

W900, м/с 0,265±0,152 0,1700,107± 3,40

0,01

Ьпй, отн.ед. 3,676±2,059 2,0721,555 4,14

0,01

Коэф. а , отн.ед. 0,795±0,643 0,459±0,393 2,97

0,01

Коэф. Ь, отн.ед. 1,361±0,906 0,785±0,698 3,35

0,01

Физические качества

Бег 30 м, с -0,142±0,101 -0,098±0,075 2,33

0,05

Бег 60 м, с -0,193±0,142 -0,082±0,078 4,57

0,01

6-мин бег, м 94±51 61±37 3,49

0,01

Челночный бег 3x10 м, с -0,261±0,150 -0,158±0,174 2,97

0,01

Прыжок, м 0,063±0,033 0,018±0,023 7,45

0,01

Поднимание туловища, раз 4,90±2,43 2,60±1,95 4,91

0,01

Физическая работоспособность

МПК, мл/мин 108±199 -79±338 3,14

0,01

МПК/кг, мл/мин«кг 3,18±6,92 -2,48±9,57 3,17

0,01

PWC170, кгм/мин 64±108 -46±157 3,81

0,01

PWC/кг, кгм/мин«кг 1,87±3,72 -1,46±5,98 3,12

0,01

Примечание. Различия определялись по 1 - критерию Стьюдента

Отдельные составляющие системы энергообеспечения формируются в онтогенезе человека неравномерно и неодновременно, определяя качественное своеобразие мышечной энергетики на каждом этапе развития [10, 9, 23]. В ряде работ установлена неоднородность энергетического метаболизма, характеризующаяся наличием нескольких типов индивидуальной организации энергообеспечения мышечной деятельности. Показано, что преобладание анаэробной или аэробной энергетики у человека определяется составом мышечных волокон, особенностями функционирования ферментативных систем и деятельности кислородтранспортной системы, обеспечивающей мышцы кислородом и субстратами [19, 10, 23, 30, 20]. Имеются данные о том, что подобная специфика биоэнергетических процессов в значительной степени генетически детерминирована [21]. Возрастно-половые и типологические особенности энергообеспечения мышечной деятельности в значительной степени обусловливают структуру физической работоспособности и двигательной подготовленности детей [14, 13], определяют уровень развития

кондиционных двигательных способностей и функциональные эффекты занятий физическими упражнениями различной направленности [10, 21, 27].

Таким образом, экспериментальная методика является более эффективной по сравнению с контрольной методикой, где проводился учет только времени на развитие физических качеств, но без учета типа энергообеспечения и объемов нагрузок разной направленности во всех зонах относительной мощности.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Полученные результаты свидетельствуют, что разработанная методика дифференцированной физической подготовки девочек 9-10 лет на уроках физической культуры на основе учета типологических особенностей биоэнергетики мышечной деятельности является весьма эффективной. Она развивает аэробные, анаэробные гликолитические и анаэробные алактатные возможности организма, физическую работоспособность, быстроту, скоростно-силовые качества, ловкость (применительно к скоростному бегу), скоростную, скоростно-силовую и аэробную выносливость. В ходе исследования определены рациональные соотношения средств развития основных физических качеств и способы комплектования групп девочек 9-10 лет с разными типами биоэнергетики мышечной деятельности. Результаты работы могут найти широкое применение в системе подготовки специалистов по физической культуре.

ЛИТЕРАТУРА

1. Дифференцированное физическое воспитание учащихся младших классов на основе учета их типологических особенностей / Г.А. Абрамишвили, В. Карпов, А.В. Добежин, И.Н. Овсянникова // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2012. - № 9 (91) - С. 7-14.

2. Богатов, А.А. Типологические особенности энергетического обеспечения мышечной деятельности лыжников-гонщиков / А.А. Богатов // Физиология человека. - 2001. - Т. 27, № 1. - С. 106-112.

3. Влияние упражнений аэробной направленности в комплексе с другими средствами физического воспитания на уровень неспецифической активации у школьников 8-10 лет / Г.А. Зайцева, М.Б. Чернова, С.А. Бондарева, Е.В. Савушкина [и др.] // Новые исследования. - 2017. - № 2. - С. 63-67.

4. Волков, Н.И. Биоэнергетика спорта : монография / Н.И. Волков, В.И. Олейников. -Москва : Советский спорт, 2011. - 160 с.

5. Воробьёв, В.Ф. Использование модели Мюллера-Корниенко для выявления особенностей энергообеспечения мышечной работы школьников, различающихся значениями индекса Роре-ра / В.Ф. Воробьёв, Р.В. Тамбовцева // Альманах «Новые исследования» - Москва : Вердана. - 2009. - № 3 (20). - С. 26-32.

6. Гужаловский, А.А. Проблема «критических» периодов онтогенеза в ее значении для теории и практики физического воспитания / А.А. Гужаловский // Очерки по теории физической культуры. - Москва : Физкультура и спорт, 1984. - С. 219.

7. Динамика двигательных способностей и пути их повышения у детей младшего школьного возраста / Шлемин А.М., Баранцев С.А., Береуцин Г.В., Столяк И.Н. - Москва : РАО ИВФ, 1993. - 39 с.

8. Зотова, Ф.Р. Эффективность дополнительных «тренировочных» уроков физической культуры в инновационных школах / Ф.Р. Зотова // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 1. - С. 2-5.

9. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельной: итоги 30-летнего исследования. Сообщение III. Эндогенные и экзогенные факторы, влияющие на развитие энергетики скелетных мышц / И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2007. - Т. 33, № 5. - С. 1-7.

10. Корниенко, И.А. Возрастное развитие энергетики мышечной деятельности: Итоги 30-летнего исследования. Сообщение I. Структурно-функциональные перестройки / И.А. Корниенко, В. Д. Сонькин, Р.В. Тамбовцева // Физиология человека. - 2005. - Т. 31, - № 4. - С. 42-46.

11. Корниенко, И.А. Индивидуальные особенности соматотипа и энергетика скелетных мышц у девочек в возрасте 7-11 лет / И.А. Корниенко, Р.В. Тамбовцева, Т.В. Панасюк, В. Д. Сонь-

кин // Физиология человека. - 2000. - Т. 26, № 2. - С. 87-92.

12. Криволапчук, И.А. Кластерная структура физической работоспособности и двигательной подготовленности школьников 7-8 лет / И.А. Криволапчук, М.Б. Чернова, В.В. Мышьяков // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 123-133.

13. Криволапчук, И.А. Особенности факторной структуры физической работоспособности мальчиков и девочек 9-10 лет / И.А. Криволапчук, В.В. Мышьяков // Гигиена и санитария. - 2017. -№ 8. - С. 759-765.

14. Криволапчук, И.А. Энергообеспечение мышечной деятельности у мальчиков 13-14 лет в зависимости от темпов полового созревания / И.А. Криволапчук // Физиология человека. - 2011.Т. 37, № 1. - С. 85-96.

15. Лазарева, Э.А. Взаимообусловленность общей физической работоспособности и типов энергообеспечения мышечной деятельности у легкоатлетов - спринтеров и стайеров / Э.А. Лазарева // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 42-44.

16. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития / В.И. Лях. - Москва : Терра-спорт, 2000. - 192 с.

17. Марчик, Л.А. Варианты индивидуальной организации энергетики скелетных мышц мальчиков 7-8 лет/ Л.А. Марчик, Л. Л. Каталымов // Тез. докл. Всерос. научн. конф. по проблеме физического воспитания детей школьного и дошкольного возраста. - Волгоград, 1994. - С. 57-58.

18. Мохан, Р. Биохимия мышечной деятельности и физической тренировки / P. Мохан, M. Глессон, П.Л. Гринхафф. - Киев : Олимпийская литература, 2001. - 295 с.

19. Пискова, Д.М. Взаимосвязь профилей моторики и энергетики / Д.М. Пискова, В.Д. Сонькин // Тезисы докл. всерос. конф. «Прикладные аспекты исследований скелетных, сердечных и гладких мышц». - Пущино, 1996.- C. 47-48.

20. Сонькин, В.Д. Взаимосвязь профилей моторики и энергетики у молодых мужчин-студентов / В. Д. Сонькин, В.В. Зайцева, М.В., Бурчик // Сб. тр. междунар. конф. «Педагогические и медицинские проблемы в валеологии». - Новосибирск : Изд-во НГПУ, 1999. - C. 344-346.

21. Тамбовцева, Р.В. Характеристика типологических и индивидуальных особенностей энергообеспечения мышечной деятельности детей 1-2-й стадий полового созревания / Р.В. Тамбовцева // Новые исследования. - 2014. - № 2 (39). - С. 4-14.

22. Усов, А.В. Типологическая характеристика физической подготовленности и методика совершенствования двигательных качеств у учащихся младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Усов Анатолий Владимирович. - Москва, 1989. - 16 с.

23. Armstrong, N. Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance? / N. Armstrong, A.R. Barker, A.M. McManus // Br J Sports Med. 2015. - Vol. 49, № 13. - P. 860-864.

24. Chronological age vs. biological maturation: implications for exercise programming in youth / R.S. Lloyd, J.L. Oliver, A.D. Faigenbaum, G.D. Myer [et al.] - doi: 10.1519/JSC.0000000000000391 // J Strength Cond Res. - 2014. - Vol. 28, № 5. - P. 1454-1464.

25. European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries / G.R. Tomkinson, K.D. Carver, F. Atkinson, [et al.] - doi:10.1136/bjsports-2017-098253 // Br J Sports Med. - 2018. - Vol. 52, № 22. - P. 1445-14563.

26. Global recommendations on physical activity for health // Geneva, World Health Organization, 2010. - 60 p.

27. Kenney, W.L. Physiology of Sport and Exercise / W.L. Kenney, J. Wilmore, D. Costill. - Published by Champaign, IL; Human Kinetics, 2015. - 640 p.

28. Physical Fitness and Body Composition in 10-12-Year-0ld Danish Children in Relation to Leisure-Time Club-Based Sporting Activities / Orntoft C., Larsen M.N., Madsen M., et al. -doi:10.1155/2018/9807569 // Biomed Res Int. - 2018: 9807569.

29. Physical Fitness and Body Composition in 8-10-Year-Old Danish Children Are Associated With Sports Club Participation / Larsen M.N., Nielsen C.M., Orntoft C.O., Randers M.B., Manniche V., Hansen L., Hansen P.R., Bangsbo J., Krustrup P.J. - doi: 10.1519/JSC.0000000000001952.PMID: 28445225 // Strength Cond Res. - 2017. - Vol. 31, № 12. - P. 3425-3434.

30. Ratel, S. Are Prepubertal Children Metabolically Comparable to Well-Trained Adult Endurance Athletes? / S. Ratel, A.J. Blazevich // Sports Med. - 2017. - Vol. 47, № 8. - P. 1477-1485.

31. Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement / J. Buscemi, A. Kong, M.L. Fitzgibbon, E.E. Bustamante et al. doi:

10.1007/s13142-014-0279-7 // Transl Behav Med. - 2014. - Vol. 4, - № 4. - P. 436-438.

32. Youth resistance training: updated position statement paper from the national strength and conditioning association / A.D. Faigenbaum, W.J. Kraemer, C.J. Blimkie, I. Jeffreys et al. - doi: 10.1519/JSC.0b013e31819df407 // J Strength Cond Res. - 2009. - Vol. 23(5 Suppl). - P. 60-79.

REFERENCES

1. Abramishvili, G.A., Karpov, V., Dobezhin, A.V. and Ovsyannikova, I.N. (2012), "Differentiated physical education of primary school students on the basis of taking into account their typological characteristics", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 9 (91), pp. 7-14.

2. Bogatov, A.A. (2001), "Typological features of the energy supply of muscular activity of skiers-racers", Human Physiology, Vol. 27, No. 1, pp. 106-112.

3. Zaitseva, G.A., Chernova, M.B., Bondareva, S.A., Savushkina, E.V. and Kuznetsov, B.Yu. (2017), "The effect of aerobic exercises in combination with other means of physical education on the level of nonspecific activation in schoolchildren of 8-10 years old", New Research, No. 2, pp. 63-67.

4. Volkov, N.I. and Oleinikov, V.I. (2011), Bioenergy of sport, monograph, Soviet sport, Moscow.

5. Vorobiev, V.F., Tambovtseva, R.V. (2009), "Using the Mueller-Kornienko model to identify the features of the energy supply of the muscular work of schoolchildren with different values of the Rohrer index", New Research, No. 3 (20), pp. 26-32.

6. Guzhalovsky, A.A. (1984), The problem of "critical" periods of ontogenesis in its meaning for the theory and practice of physical education. Essays on the theory of physical culture, Physical culture and sport, Moscow.

7. Shlemin, A.M., Barantsev, S.A., Bereutsin, G.V., Stolyak, I.N. (1993), Dynamics of motor abilities and ways to improve them in children of primary school age, RAO IVF, Moscow.

8. Zotova, F.R. (2004), "The effectiveness of additional «training lessons» of physical culture in innovative schools", Physical culture: education, education, training, No. 1, pp. 2-5.

9. Kornienko, I.A., Sonkin, V.D., Tambovtseva, R.V (2007), "Age-related development of muscular active energy: results of a 30-year study. Communication III. Endogenous and exogenous factors affecting the development of energy in skeletal muscles", Human Physiology, Vol. 33, No. 5, pp. 1-7.

10. Kornienko, I.A., Sonkin, V.D., Tambovtseva, R.V (2005), "Age-related development of the energy of muscular activity: Results of a 30-year study. Communication I. Structural and functional rearrangements", Human Physiology, Vol. 31, No. 4, pp. 42-46.

11. Kornienko, I.A., Tambovtseva, R.V Panasyuk, P.F. and Sonkin VD, (2000), "Individual characteristics of the somatotype and energetics of skeletal muscles in girls aged 7-11 years", Human Physiology, Vol. 26, No. 2, pp. 87-92.

12. Krivolapchuk, I.A., Chernova, M.B. and Myshyakov, V.V. (2017), "Cluster structure of physical performance and motor fitness of schoolchildren of 7-8 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 123-133.

13. Krivolapchuk, I.A. and Mysyakov, V.V. (2017), "Features of the factor structure of physical performance in boys and girls 9-10 years old", Hygiene and Sanitation, No. 8, pp. 759-765.

14. Krivolapchuk, I.A. (2011), "Energy supply of muscle activity in boys aged 13-14, depending on the rate of puberty," Human Physiology, Vol. 37, No. 1, pp. 85-96.

15. Lazareva, E.A. (2003), "Interdependence of general physical performance and types of energy supply of muscular activity among athletes - sprinters and stayers", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 42-44.

16. Lyakh, V.I. (2000), Motor abilities of schoolchildren: foundations of theory and methods of development, Terra-sport, Moscow.

17. Marchik, L.A. and Katalymov, L.L. (1994), "Options for the individual organization of the skeletal muscle energy in boys of 7-8 years old", Abstracts of the All-Russian Scientific Conference on the Problem of Physical Education of School and Preschool Children, Volgograd, pp. 57-58.

18. Mohan, R.P., Glesson, M. and Greenhuff, P.L. (2001), Biochemistry of Muscle Activity and Physical Training, Olympic Literature, Kiev.

19. Piskova, D.M. and Sonkin, V.D. (1996), "Interrelation of motor and energy profiles", Abstracts of the All-Russian Scientific Conference "Applied Aspects of Research of Skeletal, Cardiac and Smooth Muscles ", Pushchino, pp. 47-48.

20. Sonkin, V.D., Zaitseva, V.V. and Burchik M.V. (1999), "Interrelation of motor skills and energy profiles in young male students", Proceedings of the international conference: Pedagogical and medi-calproblems in valeology, Novosibirsk, Publishing house of NSPU, pp. 344-346.

21. Tambovtseva, R.V. (2014), "Characteristics of typological and individual characteristics of the energy supply of muscular activity in children of the 1st and 2nd stages of puberty", New Research, No. 2 (39), pp. 4-14.

22. Usov, A.V. (1989), Typological characteristics of physical fitness and methods of improving motor qualities among students of primary school age, dissertation, Moscow.

23. Armstrong, N., Barker, A.M. and McManus, A.R. (2015), "Muscle metabolism changes with age and maturation: How do they relate to youth sport performance?", Br J Sports Med, Vol. 49, No.13, pp. 860-864.

24. Lloyd, R.S., Oliver, J.L., Faigenbaum, A.D. and Myer, G.D. (2014), "Chronological age vs. biological maturation: implications for exercise programming in youth", J Strength Cond Res., Vol. 28, No.5, pp. 1454-1464, doi: 10.1519/JSC.0000000000000391.

25. Tomkinson, G.R., Carver, K.D., Atkinson F., et al. (2018). "European normative values for physical fitness in children and adolescents aged 9-17 years: results from 2 779 165 Eurofit performances representing 30 countries". Br J Sports Med, Vol. 52 (22), pp.1445-14563, doi:10.1136/bjsports-2017-098253

26. Global recommendations on physical activity for health (2010), World Health Organization, Geneva.

27. Kenney, W.L., Wilmore, J. and Costill, D. (2015), Physiology of Sport and Exercise, Published by Champaign, IL, Human Kinetics.

28. Orntoft, C., Larsen, M.N., Madsen, M, et al. (2018), "Physical Fitness and Body Composition in 10-12-Year-Old Danish Children in Relation to Leisure-Time Club-Based Sporting Activities", Biomed Res Int.: 9807569. doi:10.1155/2018/9807569.

29. Larsen, M.N., Nielsen C.M., Orntoft C.O., Randers M.B., Manniche V., Hansen L., Hansen P.R., Bangsbo J. and Krustrup P.J. (2017), "Physical Fitness and Body Composition in 8-10-Year-Old Danish Children Are Associated With Sports Club Participation", Strength Cond Res., Vol. 31, No. 12, pp. 3425-3434. doi: 10.1519/JSC.0000000000001952.PMID: 28445225.

30. Ratel, S. and Blazevich, A.J. (2017), "Are Prepubertal Children Metabolically Comparable to Well-Trained Adult Endurance Athletes?", Sports Med, Vol. 47, No.8, pp. 1477-1485.

31. Buscemi, J., Kong, A., Fitzgibbon, M.L., Bustamante, E.E., Davis, C.L., Pate, R.R. and Wilson, D.K. (2014), "Society of Behavioral Medicine position statement: elementary school-based physical activity supports academic achievement", Transl Behav Med, Vol. 4, No. 4, pp. 436-438. doi: 10.1007/s13142-014-0279-7.

32. Faigenbaum, A.D., Kraemer, W.J., Blimkie, C.J., Jeffreys, I., Micheli, L.J., Nitka, M. and Rowland, T.W. (2009), "Youth resistance training: updated position statement paper from the national strength and conditioning association", J Strength Cond Res, Vol. 23(5 Suppl), pp. 60-79. doi: 10.1519/JSC.0b013e31819df407.

Контактная информация: [email protected]

Статья поступила в редакцию 18.09.2020

УДК 796.332

МЕТОДИКА ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ФУТБОЛИСТОВ 11-12 ЛЕТ НА ОСНОВЕ ПРИМЕНЕНИЯ УПРАЖНЕНИЙ ПОВЫШЕННОЙ КООРДИНАЦИОННОЙ СЛОЖНОСТИ

Станислав Николаевич Милованов, старший преподаватель, Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, Абакан

Аннотация

Введение. В настоящее время существует значительное количество теоретических работ, направленных на развитие детско-юношеского футбола и его закономерностей. В теории и практике детско-юношеского футбола недостаточно универсальных методик разработанных на основе упражнений увеличенной координационной сложности, которая способствует повышению технического мастерства футболистов. Цель исследования. На основе средств повышенной координационной направленности, произвести разработку и экспериментально обосновать эффективность методики по повышению технической подготовки футболистов 11-12 лет. Методика и организация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.