Научная статья на тему 'РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ'

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
254
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Гигиена и санитария
Scopus
ВАК
CAS
RSCI
PubMed
Область наук
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN CHILDHOOD AND ADOLESCENCE

The authors noted special age and sex features and a heterochronic development of certain physical qualities. The age periods of the most intensive development of speed, force and endurance were determined. This is important for successful training of schoolchildren for fulfilment of the GTO complex norms.

Текст научной работы на тему «РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ»

УДК 572.61 +в!2.7б]-053.2

А. Г. Сухарев, Г. В. Фетисов

РАЗВИТИЕ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ В ДЕТСКОМ И ПОДРОСТКОВОМ

ВОЗРАСТЕ 1

Научно-исследовательский институт гигиены детей и подростков Министерства здравоохранения СССР, Москва

Для успешной подготовки школьников к сдаче нормативов физкультурного комплекса ГТО и правильной организации их физического воспитания необходимо учитывать особенности развития основных физических качеств в онтогенезе. Зная возрастные периоды наиболее интенсивного развития быстроты, силы и выносливости, можно целенаправленно осуществлять подбор физических упражнений с целью улучшения физического воспитания школьников. В 1973—1974 гг. мы провели исследование физической подготовленности 1820 учащихся в возрасте 8—17 лет из 9 школ Пролетарского и Калининского районов Москвы. Обследовали учеников, не занимающихся спортом и посещающих только уроки физкультуры в школе. По состоянию здоровья они относились к основной медицинской группе.

В работе использован метод контрольных испытаний, заключавшийся в том, что обследуемые выполняли ряд контрольных нормативов (тестов), по результатам которых оценивали степень развития того или иного физического качества. В программу контрольных нормативов входило определение максимальной силы мышц разгибателей спины (становая динамометрия) и максимальной силы сжатия правой и левой кисти, подтягивание на перекладине (мальчики) и отжимание на гимнастической скамейке из положения в упоре лежа (девочки), бег на 30 м для 8—11-летних и на 60 м для 12—17-летних, бег на 300 м для 12—13-летних и на 500 м для 14—17-летних, прыжок в длину с места, метание мяча весом 1 кг сидя из-за головы.

Степень развития мышечной силы характеризуется тремя показателями: становой динамометрией, силой кистей рук, подтягиванием на перекладине или отжиманием на гимнастической скамейке. Быстрота как физическое качество оценивается результатом бега на дистанцию 30 или 60 м, а выносливость — временем пробегания дистанции 300 или 500 м. Скоростно-си-ловые качества определяются на основании двух показателей: прыжка в длину с места и метания мяча сидя из-за головы.

Для получения максимальных результатов все контрольные испытания проводили в форме соревнований. Каждое упражнение, за исключением выполнения беговых нормативов, подтягивания на перекладине и отжимания, выполняли по 3 раза и регистрировали лучший результат. Полученные данные обрабатывали методом математической статистики с использованием ЭВМ «Днепр».

Установлено, что показатели основных физических качеств у детей и подростков с возрастом увеличиваются (см. таблицу), однако непрерывное возрастание силы, быстроты и выносливости наблюдается до 17-летнего возраста только у юношей. У девушек же развитие физических качеств в большинстве случаев прекращается или замедляется к 13—15 годам. Например, быстрота у них увеличивается лишь до 13 лет с некоторым повторным приростом в 16—17 лет, скоростно-силовые качества повышаются до 14 лет с повторным приростом также в 16—17 лет. Показатели становой силы и силы правой кисти у девочек также увеличиваются до 14 лет с повторным приростом в 16—17 лет. По результатам же отжимания на гимнастической скамейке (что характеризует силу мышц рук и плечевого пояса) развитие силы у девочек длится до 16 лет, но со снижением показателей

1 Под физическими качествами мы понимаем качества, характеризующие физическое развитие человека и его способности к двигательной деятельности. Основными "из них являются сила, быстрота, выносливость и ловкость. Дополнительно выделяются гибкость, скоростно-силовые качества, равновесие.

Показатели развития силы, быстроты, скоростно-силовых качеств и выносливости у школьников Москвы

Возраст, годы Число обследо-ванных Становая сила, кг Сила правоЛ кисти, кг Подтягивание и отжимание, число раз Бег на 30 м (8 — 11 лет) и на 60 м (12-17 лет), с Прыжок в длину с места, ы Метание меча, м Бег на 300 м (12 — 13 лет) и на 500 м (14—17 лет), мин

Мальчики

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 95 106 124 95 86 80 96 90 81 95 47,521,00 53,420,69 60,52 0,90 67,3± 1,00 75.221.30 79,5=^1,21 100,522,10 115,922,10 128,8—2,28 140,0±2,09 17,62:0,30 19,6=2=0,31 21,92=0,29 24,3±0,40 25,62:0,59 28,52:0,69 35,220,90 41,920,81 48,220,90 50,9±0,71 1,12 0,02 1,220,02 1,620,02 1,8020,03 2,020,03 2.520.02 3.720.03 5.620.04 7,720,04 9,120,03 6,3±0,06 6,020,05 5.920,04 5.820.04 10,620,07 10,020,07 9,620,09 9.520.05 9,220,08 8,820,05 1,3820,02 1,4420,02 1.5220.01 1,6020,01 1.7120.02 1,8120,02 1,9420,02 2,0920,02 2,1620,02 2,30±0,02 2.6120,03 2,9220,05 3,2820,01 3.5420.05 4.0220.06 4.6720.07 5,6720,11 6,7920,10 7,6020,13 8,0520,10 1,0320,60 0,5920,50 1,4520,80 1,4420,90 1,4121,10 1,3920,90

0 Девочки -

8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 96 103 103 84 95 85 77 91 .76 64 37,5^0,90 43,02:0,91 48,221,00 . 57,221,02 63,4^:1,20 72,92=1,49 78,12:1,50 76,02:1,21 84,92:1,39 85,7=^1,40 14.920.30 17.520.31 18,420,30 22,820,38 24,020,48 26,220,22 29,920,50 29,520,50 31,920,57 32,620,40 0,520,01 1,020,02 1,120,02 1,220,02 1,920,03 2,320,03 2.820.03 3.520.04 4.720.05 4,720,05 6,620,05 6.420.03 6.220.04 6,020,04 10,720,09 10,620,09 10,620,09 10.620.09 10.220.10 10,420,09 1,3120,02 1.3820.01 1.3920.02 1,4720,02 1,6020,02 1,6320,02 1,6520,02 1,6320,02 1.6920,02 1,7520,02 2.3620.04 2.7220.05 2,8820,05 3.5320.05 3.9720.06 4.5320.06 4,6220,05 4.7920.07 5.4420.07 5.4820.08 1,0720,60 1,0520,80 2,0721,30 2.0521,43 1,5820,80 2.0621.30

в последующем (17 лет). Аналогично изменяется и выносливость: в 17 лет она ниже, чем в 16; девушки 16 лет пробегали 500 м за 1 мин 58 с, а 17-летние — за 2 мин 6 с, т. е. на 8 с медленнее (Р<0,01).

Развитие каждого физического качества в онтогенезе происходит неравномерно: наблюдаются возрастные периоды наиболее и наименее интенсивного развития. Это прослеживается при анализе годичных прибавок изучаемых показателей (см. рисунок). У мальчиков самый интенсивный прирост становой силы и силы сжатия кисти приходится на 14 лет. Возрастной период от 15 до 17 лет также имеет относительно высокие темпы годичного прироста мышечной силы по сравнению с 8—13 годами. У девочек наибольший темп развития силы приходится на 11—13 лет. Таким образом, как у мальчиков, так и у девочек наиболее интенсивные периоды прироста мышечной силы совпадают с пубертатным периодом развития их организма.

Быстрота наиболее интенсивно нарастает в 8—9 и 12—13 лет у мальчиков, а у девочек она одинаково интенсивно развивается в возрастном периоде от 8 до 11 и от415 до 17 лет. Наибольший прирост выносливости и у юношей, и у девочек отмечается в 16 лет.

Динамика скоростно-силовых (качеств школьников отражает развитие силы и быстроты. Так, у мальчиков во всех возрастах эти качества возрастают. Период же наиболее высоких темпов их развития занимает промежуточное место между силой и быстротой — 14—16 лет, т. е. начало этого периода начинается раньше, чем у чистого качества силы, и заканчивается позже, чем у качества быстроты. Аналогичная картина наблюдается и у девочек. Различные сроки интенсивности развития основных физических качеств у мальчиков и девочек являются одним из проявлений полового диморфизма.

Рассматривая темпы прироста отдельных физических качеств в онтогенезе, можно говорить о гетерохронности их развития. Раньше всех начинает развиваться такое физическое качество, как быстрота, что совпадает с препубертатным периодом. Несколько позднее, т. е. уже в периоде начала пубертатного развития, отмечается интенсивный прирост мышечной силы, а еще позднее, в подростковом возрасте,— прирост выносливости (см. рисунок).

Выводы

1. Уровень развития основных физических качеств у мальчиков и юношей (8—17 лет) постоянно повышается, а у девочек отмечаются периоды задержки темпа развития и даже его снижение.

2. Наиболее высокие темпы прироста быстроты у девочек приходятся на 8—11 лет, у мальчиков на 8—13 лет, силы— на 11—14 и 13—17 лет соответственно, выносливости — на 15—16 и 15—17 лет соответственно.

3. Развитие основных физических качеств в онтогенезе происходит гетерохронно. В младшем школьном возрасте отмечается преимущественное развитие быстроты, в среднем — мышечной силы, в старшем — выносливости.

Поступил« 13/УШ 1976 р.

Уровень годичного прироста основных показателей физического развития школьников 8—17 лет. По оси абсцисс — возраст (в годах); / — выносливость (в с); 2 — быстрота (в с); 3 — сила (в кг).

DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES IN CHILDHOOD AND ADOLESCENCE

A. G. Sukharev, G. V. Fetisov

The authors noted special age and sex features and a heterochronic development of certain physical qualities. The age periods of the most intensive development of speed, force and endurance were determined. This is important for successful training of schoolchildren for fulfilment of the GTO complex norms.

УДК 628.492+628.6241:678.744.323

M. Л. Лубянский, M. Ai. Левина, канд. мед. наук В. М. Благодатин, Г. В. Судакова, Г. И. Кузьмина, канд. мед. наук Ю.'П. Тихомиров

ГИГИЕНИЧЕСКАЯ ОЦЕНКА ТЕРМИЧЕСКОГО ОБЕЗВРЕЖИВАНИЯ ОТХОДОВ

ПРОИЗВОДСТВ АКРИЛАТОВ

Горьковскин научно-исследовательский институт гигиены труда и профзаболеваний Министерства здравоохранения РСФСР

С целью охраны окружающей среды человека в последнее время стал широко применяться метод сжигания газообразных, жидких и твердых отходов химических производств. В зависимости от агрегатного состояния отходов и аппаратурного оформления процесса существующие способы сжигания отходов химических производств схематично можно представить следующим образом.

Следует отметить, что беспламенное сжигание пока еще не нашло широкого промышленного применения, в то время как огневое обезвреживание отходов широко используется на промышленных предприятиях (М. Л. Лубянский и В. Н. Трефилов; И. И. Беляев и М. П. Грачева; В. В. Бай-ковский).

За последние годы нашим институтом осуществлена гигиеническая экспертиза более 50 проектов строительства и реконструкции производств различных акрилатных продуктов. В эти проекты также внедрялись технические решения по сжиганию промышленных отходов. Предполагалось подвергнуть пламенному и беспламенному сжиганию жидкие, твердые и газообразные отходы производств метилметакрилата (ММА), метилакри-лата, бутилметакрилата, суспензионного и литьевого полиметилметакри-лата, листового органического стекла на различных химкомбинатах. Из беспламенных методов для обезвреживания отходов указанных производств предусматривалось каталитическое сжигание, при огневом обезвреживании — использование для сточных вод камерных и циклонных печей, а для твердых отходов—печей барабанного типа. Отличительной особенностью проектных решений по огневому обезвреживанию отходов производств акрилатных соединений являлось совместное сжигание абгазов с другими видами отходов. Так, абгазы производства метилакрилата наме-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.