Научная статья на тему 'Оптимизация управления восстановлением знаний для повышения индивидуального рейтинга обучаемого'

Оптимизация управления восстановлением знаний для повышения индивидуального рейтинга обучаемого Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
72
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЙТИНГОВАЯ ОЦЕНКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ПРИОРИТЕТЫ / ОПТИМИЗАЦИЯ / RATING SCORE / MODELING / PRIORITIES OPTIMIZATION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Львович И. Я., Фурсенко Р. Ю.

В статье рассматривается процедура построения оптимизационных моделей управления выбором приоритетов восстановления знаний для повышения рейтинга обучаемого, являющаяся составной частью автоматизированной мониторинго-рейтинговой системы образовательного учреждения

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по компьютерным и информационным наукам , автор научной работы — Львович И. Я., Фурсенко Р. Ю.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF RESTORATION OF KNOWLEDGE TO IMPROVE INDIVIDUAL RATING TRAINING

The article discusses the procedure of optimization models constructing of governance choice-set priorities for restoring the knowledge to improve the rating of the trainee, which is part of an automated monitoring and rating system of educational institutions

Текст научной работы на тему «Оптимизация управления восстановлением знаний для повышения индивидуального рейтинга обучаемого»

УДК 681.3

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВОССТАНОВЛЕНИЕМ ЗНАНИЙ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОГО РЕЙТИНГА ОБУЧАЕМОГО

И.Я. Львович, Р.Ю. Фурсенко

В статье рассматривается процедура построения оптимизационных моделей управления выбором приоритетов восстановления знаний для повышения рейтинга обучаемого, являющаяся составной частью автоматизированной монито-ринго-рейтинговой системы образовательного учреждения

Ключевые слова: рейтинговая оценка, моделирование, приоритеты, оптимизация

Мониторинго-рейтинговая оценка академических достижений, базирующаяся на современных информационных технологиях, является важным стимулирующим фактором для повышения уровня усвоения знаний обучаемых [і]. Информация о величине индивидуального рейтинга в сравнении с рейтингом других обучаемых и максимальным уровнем стимулирует процесс дополнительного обучения с целью восстановления тех порций знаний по каждому предмету, которые при тестировании оказались неусвоенными. В образовательных учреждениях действия по восстановлению знаний для повышения индивидуального рейтинга поощряются.

Рассмотрим следующую ситуацию. Пусть по

і - му учебному предмету ( і = 1,п ) за период

времени Т изучается N дискретных порций. В результате тестирования выявляется Мщ усвоенных ,-м

обучаемым ( = 1,1) порций учебного материала [2]. Текущий рейтинг по этому предмету является функцией от числа усвоенных порций.

г, (Г, ) = / (м • N)

где г, - балльная оценка усвоенного материала по і -му предмету ] -м обучаемым, включаемая в его рейтинг за период времени Та. Величины г,■ являются итогом академических достижений обучаемого за аттестационный период Та.

Далее мониторинго-рейтинговая система позволяют обучаемому пройти режим восстановления знаний за период Тв. Обучаемому необходимо выбрать

предметы, количество порции знании

кото-

рые он предполагает восстановить с учетом ресурса времени, остаточного при изучении нового материала, форму восстановления. Поскольку период времени Тв и ресурс дополнительного времени обучаемого ограничены, он нуждается в информационной поддержке системы по формированию графика восстановления знаний.

Львович Игорь Яковлевич - ВИВТ, д-р техн. наук, профессор, тел. (473) 272-73-63, e-mail: [email protected] Фурсенко Роман Юрьевич - ВИВТ, аспирант, тел. 8-950-758-85-36, e-mail: [email protected]

С целью автоматизации управления процессом выбора предметов и режима восстановления предлагается использовать математическую модель приоритетов восстановления знаний для повышения рейтинга обучаемого [з]. Рассмотрим поток однородных требований, поступающих через случайные промежутки времени, на восстановление порции знаний по 1 - му предмету , - м обучаемым и процесс их восстановления. Время восстановления ка-

~ „_в

ждои порции является случайной величинои Т .

Будем считать, что входной поток является стационарным, ординарным и характеризуется отсутствием последствия, т.е. является пуасановским с интенсивностью Л, , которая характеризует среднее число требований на восстановление знаний за время Тв - (м, ) Процесс восстановления знаний характеризуется интенсивностью восстановления -средним числом порций знаний восстанавливаемых за время Тв - (мв)

В условиях ограниченных временных ресурсов и дифференцированной ценности для обучаемого повысить рейтинг в зависимости от его достижений по предмету определяется величина

с, = т-Г (Та)-г,(Г, )/г” ( ),

где с - ценность восстановления знаний по 1 -му предмету . -м обучаемым в относительных единицах,

Г,“'“ (Та ) - максимальная балльная оценка для

включения в рейтинг по 1 -му предмету за период времени Т'.

Для того, чтобы за время Тв обеспечить максимальную суммарную ценность по всем предметам необходимо:

1) выбрать перечень предметов, по которым обучаемый участвует в режиме восстановления;

2) установить оптимальные приоритеты восстановления знаний по выбранным предметам.

Формализованная постановка первой задачи управления основывается на введении ряда альтернативных переменных:

характеризующих выбор предметов для повышения рейтинга

1, если 1 - й предмет включается в процесс восстановления за период

х, = ^ ;

времени Тв,

0, в противном случае, 1 = 1,п характеризующих выбор варианта требований М, (считается, что обучаемый может предложить

Б = 1.Б вариантов требований Мт Д -1,п и число

У

вариантов 5 < 16) в двоичном представлении

£ 1 + Хп+1 + 2 Хп + 2 + 4 Х п + 3 + 8Хп+4.

В качестве критерия оптимизации рассматривается достижение максимальной ценности процесса восстановления с позиций возможностей повышения рейтинга

(і)

і=і

Ограничением является временной ресурс Тв, в течение которого необходимо реализовать є-й вариант с учетом среднего времени восстановления знаний по і-му предмету тсрі:

Т,Тар1М1] (( Хп+4 К ^ Тв . (2)

і=1

В результате получаем следующую задачу многоальтернативной оптимизации [4]:

S СгХг ^ max’ і =1

STcprMr (xn+1> xn+ 4 X ^ Тв

(3)

i =1

i = 1, n + 4.

0

Для ее решения перейдем к задаче без ограни-

чений

ф(хі, У ) =

= S cx + у

' n /_________________________\

Тв -ZrcpiMi lxn+1, Xn+4 )xi

где у > 0 - коэффициент функции Лагранжа. Далее для определения оптимальных значений Хі (і = 1, п + 4) используется вероятностная процедура многоальтернативной оптимизации [5].

После прохождения нескольких аттестационных периодов по временной характеристике Г (Тк), где к - номер аттестационного периода, возможно прогнозировать вероятность отклонения г, (Тк) от

макс /тн к \

величины т Ца) на аттестационные периоды к) к, где к - номер последнего зафиксированного аттестационного периода. С этой целью определим функции изменения математического ожидания

м{г, (к < к0} и среднеквадратичного отклонения а {т-(к < к?)}. Искомую вероятность будем вычислять с использованием неравенства Чебышева [б]

Р„(* > *

а

Для экстраполяции т\т. (к < к')} и а < к')}

используем функцию /(к) = акч, где а, q)0.

Коэффициенты а^ определяются методом наименьших квадратов [7 ].

При этом q>1 для функции £п (возрастающая функция с учетом суммирования итогового рейтинга) и q<1 для функции {а (убывающая функция с

учетом уменьшения разбросов, относительно среднего уровня за счет этапа восстановления знаний).

Тогда в качестве целевой функции (1) имеется возможность при к)к использовать уточненное выражение

ij> г

(4)

i=1

и оптимизационная модель будет включать выражение (4) и ограничение (2).

Вторая задача установления оптимальных приоритетов восстановления знаний по выбранным в рамках первой задачи предметам решается по критерию

П

2 °Лтсрг ^ min при k ^ k' (5)

1 =1

либо

П

2 PljVcP' ^ т1П ПРи k>k'- (6)

1 =1

Известно, что по критериям (5), (6) оптимальные смешанные приоритеты лучше, чем оптимальные абсолютные либо относительные. При этом вначале устанавливаются приоритеты в соответствии со следующим условием [7 ]:

си7 М j ••• > с] 7 М > -cnj 7 М пРи k ^ k'

либо (7)

Pij /Цj > ... > Pj /Mil > ••• - Pj 7Mn]

при k>k'.

Интервал времени в течение которого нецелесообразно прерывание процесса дополнительной подготовки по 11-му предмету в случае предложения преподавателей проходить дополнительную подго-

1

товку по 1-предмету с большим по условию (7) приоритетом определяется следующим образом [7 ]:

и. =и /К. пРи к <к'

либо

*,,,1,. = (М} / Р. К-пРи к < к'

Таким образом, за время Тв 1-му обучаемому удается повысить рейтинг для предметов, выбранных с использованием оптимизационной модели (3), а их последовательность устанавливается в зависимости от возможностей преподавателей, а при возникновении параллельных циклов дополнительной подготовки по условиям (7), (8).

Литература

1. Майоров А.Н. Мониторинг в образовании. -М,1998.

2. Львович И.Я., Фурсенко Р.Ю. Оптимизация управления обученностью учащихся на основе энтропийной модели мониторинго-рейтнгового оценивания академических достижений //Вестник Воронежского государственного технического университета.-2010. Т.6, №12. С.190-192.

3. Свиридов А.П. Статистическая теория обуче-ния//Информационные технологии, №9,2010. Приложение.

4. Львович Я.Е. Многоальтернативная оптимизация: теория и приложения. Воронеж: Издательский дом «Кварта», 2006.

5. Львович Я.Е., Львович И.Я. Принятие решений в экспертно-виртуальной среде. Воронеж: ИПЦ «Научная книга», 2010.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

6. Вентцель Е.С. Теория вероятностей - М.: Наука,

1969.

7. Львович Я. Е., Фролов В. Н. Теоретические основы конструирования, технологии и надежности. М.: Радио и связь, 1986.

Воронежский институт высоких технологий

OPTIMIZATION OF RESTORATION OF KNOWLEDGE TO IMPROVE INDIVIDUAL

RATING TRAINING

I.Y. Lvovich, R.J. Fursenko

The article discusses the procedure of optimization models constructing of governance choice-set priorities for restoring the knowledge to improve the rating of the trainee, which is part of an automated monitoring and rating system of educational institutions

Key words: rating score, modeling, priorities optimization

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.