Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
29
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ОПТИМИЗАЦИЯ / КУРСАНТ / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Борисов Александр Викторович, Краева Елена Сергеевна

Приводятся результаты исследования оптимизации управления образовательным процессов физической подготовки. В ходе исследования выявлено, что учет значений всех переменных при управлении образовательным процессом занимает довольно продолжительное время и, в целом, незначительно способствует получению достаточно полной картины на момент оценки. Отмечается, что эффективность управляющих воздействий на образовательный процесс системы физической подготовки курсантов радиотехнических вузов характеризуется достижением прогнозируемого компетентностно-ориентированного образовательного результата, обеспечивающего необходимый современный уровень физической и в целом военно-профессиональной подготовленности выпускников. Делается заключение о том, что эффективность оптимизации управления образовательным процессом физической подготовки, оценивается при помощи критериев оптимальности, характеризующихся достижением максимальных профессионально значимых качественных новообразований в виде особого сочетания знаний-умений, физических двигательных навыков, обеспечивающих достижение выпускниками требуемого уровня компетентностно-ориентированных образовательных результатов;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Афанасьева Ирина Александровна, Борисов Александр Викторович, Краева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OFPHYSICAL TRAINING EDUCATIONAL PROCESS MANAGEMENT

The results of the study of optimization of management of educational processes of physical training were given. The study revealed that taking into account the values of all variables in the management of the educational process takes quite a long time and, in general, does not significantly contribute to obtaining a fairly complete picture at the time of assessment. It is noted that the effectiveness of control actions on the educational process of the system of physical training of cadets of radio engineering universities is characterized by the achievement of a predictable competence-oriented educational result that provides the necessary modern level of physical and, in general, military-professional readiness of graduates. It is concluded that the efficiency of physical training educational process management optimization is assessed using optimality criteria, characterized by the achievement of maximum professionally significant qualitative neoplasms in the form of a special combination of knowledge-skills, physical motor skills that ensure that graduates achieve the required level of competence-oriented educational results;

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ»

Lesgafta, No. 11(33), pp. 71-74.

2. Russian Weightlifting Federation (2020), The rules of the weightlifting, available at: https://rfwf.ru/docs/documentation/dop_2020.pdf (accessed 29 December 2022).

3. International Weightlifting Federation (2022), Protocols of the 2022 World weightlifting Championship, available at: https://iwf.sport/results/results-by-events/?event_id=562 (accessed 30 December 2022).

4. Shariy, A.V. (2017), "The analysis of the features of the competitive activity of the high-qualified weightlifters", Scientific justification of the physical education, sports training; sports, physical culture, tourism, sports preparation: the materials of the 15th International scientific session according to the research work dedicated to the 80th anniversary of the university, Minsk, Vol. 1, pp. 280-284.

Контактная информация: andreyanovaekaterina@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 22.01.2023

УДК 796.011.3

ОПТИМИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ

Ирина Александровна Афанасьева, доктор биологических наук, профессор, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Александр Викторович Борисов, полковник, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль; Елена Сергеевна Краева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

Приводятся результаты исследования оптимизации управления образовательным процессов физической подготовки. В ходе исследования выявлено, что учет значений всех переменных при управлении образовательным процессом занимает довольно продолжительное время и, в целом, незначительно способствует получению достаточно полной картины на момент оценки. Отмечается, что эффективность управляющих воздействий на образовательный процесс системы физической подготовки курсантов радиотехнических вузов характеризуется достижением прогнозируемого компетентностно-ориентированного образовательного результата, обеспечивающего необходимый современный уровень физической и в целом военно-профессиональной подготовленности выпускников. Делается заключение о том, что эффективность оптимизации управления образовательным процессом физической подготовки, оценивается при помощи критериев оптимальности, характеризующихся достижением максимальных профессионально значимых качественных новообразований в виде особого сочетания знаний-умений, физических двигательных навыков, обеспечивающих достижение выпускниками требуемого уровня компетентностно-ориентированных образовательных результатов;

Ключевые слова: физическая подготовка, образовательный процесс, оптимизация, курсант, военно-профессиональная подготовка, военное учебное заведение.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p33-40

OPTIMIZATION OF PHYSICAL TRAINING EDUCATIONAL PROCESS

MANAGEMENT

Irina Aleksandrovna Afanasyeva, the doctor of biological sciences, professor, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Alexander Viktorovich Borisov, the colonel, candidate ofpedagogical sciences, docent, head of department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl; Elena Sergeevna Kraeva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The results of the study of optimization of management of educational processes of physical training were given. The study revealed that taking into account the values of all variables in the management of the educational process takes quite a long time and, in general, does not significantly contribute to obtaining a fairly complete picture at the time of assessment. It is noted that the effectiveness of control actions on the educational process of the system of physical training of cadets of radio engineering universities is characterized by the achievement of a predictable competence-oriented educational result that provides the necessary modern level of physical and, in general, military-professional readiness of graduates. It is concluded that the efficiency of physical training educational process management optimization is assessed using optimality criteria, characterized by the achievement of maximum professionally significant qualitative neoplasms in the form of a special combination of knowledge-skills, physical motor skills that ensure that graduates achieve the required level of competence-oriented educational results;

Keywords: physical training, educational process, optimization, cadet, military professional training, military educational institution.

ВВЕДЕНИЕ

В многогранном педагогическом искусстве высшей военной школы в качестве важного аспекта выделяется организационно-управленческая сторона образовательного процесса, включающего внешний и внутренний план. Так, система физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей войск ПВО и ПРО представляет собой важную составляющую внутреннего плана образовательного процесса военного вуза [4, С. 145].

Образовательный (педагогический) процесс является предметом педагогической науки. Слово «процесс», от латинского processus, в переводе означает «продвижение». В Большой советской энциклопедии «процесс» интерпретируется как: последовательная смена состояний стадий развития; совокупность последовательных действий для достижения какого-либо результата. Поскольку образовательный и педагогический процесс во многом понятия-синонимы, подразумевающие управляемое познание, усвоение опыта, овладение конкретной, в том числе профессиональной деятельностью, в дальнейшем в нашем исследовании мы не будем останавливаться на смысловых оттенках этих понятий.

Очевидно, для того чтобы педагогический процесс оказывал задуманное развивающее взаимодействие педагогического состава, командиров курсантских подразделений и обучающихся, направленное на достижение обоснованных целей функционирующей системы физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей в вузе и приводящее к намеченному экспериментальной программой изменению состояния физической подготовленности, физических, военно-профессиональных свойств и качеств выпускников (будущих офицеров), необходим такой важный компонент, как соответствующее педагогическое управление этим процессом.

Посредством педагогического управления осуществляется освоение курсантами разработанных учебных ситуаций с использованием средств физической подготовки, а также перевода этих ситуаций и происходящих при этом развивающих и формирующих процессов из начального состояния в состояние, соответствующее поставленной цели [7, С. 139]. Необходимая направленность рассматриваемого педагогического процесса обеспечивается единством составляющих его процессов (компонентов), таких как:

- процесса освоения и дидактического адаптирования содержательной части разработанной системы физической подготовки курсантов противовоздушной и противоракетной обороны в военном вузе и учебно-материальной базы, эффективно способствующей содержательно-, материально- и операционально-конструктивной деятельности педагогического состава;

- процесса делового взаимодействия педагогического состава и обучающихся по поводу содержательной стороны учебных ситуаций, физических тренировок, тренировочных комплексов и т. п., успешное освоение которыми курсантами (будущими офицерами) выступает целью взаимодействия;

- процесса взаимодействия педагогического состава и обучающихся на уровне межличностных отношений при освоении содержания программы физической подготовки, выражающегося в необходимом уровне неформального общения;

- процесса освоения курсантами определенной тренировочной части содержания физической подготовки без непосредственного участия педагогического состава и курсовых офицеров-преподавателей, способствующего вырабатыванию понимания и навыков в управлении самостоятельной физической тренировкой.

Целостность рассматриваемого педагогического процесса обеспечивается отражением в целях и содержании физической подготовки военно-профессионального и педагогического опыта, приобретенного педагогическим составом и курсовыми офицерами-преподавателями во взаимосвязи следующих основных элементов:

- знаний вопросов физической подготовки, в том числе специальной физической подготовки, учитывающих характер будущей профессиональной деятельности выпускников в соответствии с должностным предназначением в войсках, а также знаний о способах практического выполнения соответствующих физических действий;

- умений и навыков в выполнении физических действий в процессе физических тренировок, освоении учебной и учебно-профессиональной практики;

- опыта творческой деятельности при обучении курсантов, а также опыта эмоционально-ценностного и волевого отношения к учебно-профессиональной и военно-профессиональной действительности.

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Реализация представленных выше основных образовательных (педагогических) элементов и является реализацией единства образовательных, развивающих и воспитательных функций, составляющих цели рассматриваемого образовательного процесса физической подготовки.

Эффективность управляющих воздействий на образовательный процесс системы физической подготовки курсантов радиотехнических вузов характеризуется достижением прогнозируемого компетентностно-ориентированного образовательного результата, обеспечивающего необходимый современный уровень физической и в целом военно-профессиональной подготовленности выпускников. Достижение нужных образовательных результатов говорит о соответствии разработанной системы физической подготовки поставленным целям. Необходимую информацию для управления образовательным процессом получают путем изучения значительного числа различных переменных.

В ходе исследования выявлено, что учет значений всех переменных при управлении образовательным процессом занимает довольно продолжительное время и в целом незначительно способствует получению достаточно полной картины на момент оценки. Кроме этого, часто малозначимые значения таких переменных отвлекают от серьезной, вдумчивой оценки важных переменных системы физической подготовки. Такое положение демонстрирует, что не все переменные одинаково важны и для определения важных переменных целесообразно провести их оптимизацию. В этих целях с позиции системного подхода рассмотрим управление системой физической подготовки курсантов вузов радиотехнического профиля, которое имеет свои особенности. Так, применяемый принцип иерархичности представляет собой ступенчатое построение управляющей системы, закрепляющее функциональное распределение управляющего воздействия между ее соподчиненными элементами.

В условиях установленной подчиненности и входимости функционирующие подсистемы управления взаимосвязаны и системно взаимодействуют друг с другом. Управляющее воздействие более высокой подсистемы имеет обобщенный характер и конкретизируется в подсистемах подчиненного уровня [6, С. 33]. Физическая тренировка, занятие по физической подготовке, как и физическое воспитание в целом, представляют собой

управление образовательным процессом.

Мышечные тренировки, выполняемые посредством использования предложенных комплексов физических упражнений, спортивных снарядов и спортивного инвентаря, направлены на формирование и совершенствование определенных профессионально значимых свойств и качеств организма обучающихся. Построив при помощи системы физической подготовки образовательный процесс соответствующим образом, можно развить у курсанта необходимые для военной специальности физические и психические качества до должного уровня, то есть управлять состоянием обучающегося.

В образовательном процессе физической подготовки главной целью управления является развитие необходимого уровня физических качеств и стойкое улучшение физического состояния, подтверждаемое данными о повышении физических результатов и выполняемых нормативов.

Особенность управления в физических занятиях и тренировках со стороны педагогического состава состоит в том, что непосредственно управление осуществляется опосредовано. Фактически руководитель занятия управляет только соответствующими действиями и поведением курсанта через задавание ему определенной программы упражнений и регулировании тренировочной нагрузки, добиваясь при этом правильной техники движений и правильного выполнения упражнения в целом [11, С. 93]. Изменения в организме обучающегося, происходящие за счет выполнения физического упражнения, проявляются в виде тренировочного эффекта; кумулятивный эффект образуется суммированием физических результатов многих целенаправленных тренировочных занятий и обеспечивает курсантам достижение необходимого уровня компетентностно-ориентированного образовательного результата.

Управление развитием необходимого уровня физических качеств у курсантов реа-лизовывается в образовательном процессе физической подготовки с учетом профессионализации выпускников по радиотехническим специальностям, что в целях повышения эффективности требует его оптимизации для определения пути достижения цели с наилучшими значениями показателей достижения выпускниками компетентностно-ориентированного образовательного результата.

Оптимизация управления образовательным процессом физической подготовки в нашем исследовании осуществляется как определение (выбор, при наличии целесообразных вариантов), конструирование соответствующей для физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО, обучения курсантов в разработанной системе физической подготовки, которая лучшим образом обеспечивает реализацию обоснованных в исследовании целей физической подготовки специалистов радиотехнического профиля. При этом конечные компетентностно-ориентированные образовательные результаты достигаются выпускниками в условиях прежних затратах учебного времени, выделенного учебной программой военного вуза [3, С. 183].

В программе оптимизации должен быть обстоятельно проработан технологический аспект образовательного процесса физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО в профильных военных вузах: вопросы организации, содержания, руководства, контроля и другие необходимые аспекты, соответствующие реализуемой модели системы физической подготовки [12, С. 127].

Применение такого способа оптимизации способствует укоренению реализуемых интегративных аспектов с практическим учебным материалом других дисциплин военно-профессионального блока в разработанной системе физической подготовки, необходимых для достижения компетентностно-ориентированных образовательных результатов курсантами и успешно реализуемых выпускниками в своей дальнейшей, интегративной по характеру, профессиональной деятельности по должностному предназначению в войсках. Кроме этого, рассматриваемый способ оптимизации способствует достижению определенного управленческого резонанса в процессе реализации разработанной системы физи-

ческой подготовки курсантов радиотехнических специальностей:

- обязательный выбор, по итогам педагогического эксперимента, из сконструированных и отвечающих целям исследования вариантов образовательной системы физической подготовки;

- овладение информационной базой данных и, прежде всего, учебно-профессиональной базой знаний как техническим средством, ускоряющим процесс проектирования и существенно экономящим время;

- сбережение ресурсов: определение потребных материальных и инфраструктурных средств физической подготовки, а также эффективное использование учебного времени программы обучения, выделенного для обучения курсантов, слушателей физической подготовки.

Использование рассмотренных выше способов оптимизации, а также применение их в необходимой совокупности позволяет, по-нашему мнению, наиболее эффективно разработать систему физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей и осуществить образовательный процесс в соответствии с современными военно-профессиональными требованиями к модели физической подготовки выпускников.

Эффективность оптимизации управления образовательным процессом физической подготовки, осуществленная в нашем исследовании с применением рассмотренных основных способов, оценивалась при помощи критериев оптимальности, выступающих признаком для сравнительной оценки возможных путей и определении наиболее приемлемого, обоснованного многими факторами, способствующими достижению целей физической подготовки в военном вузе радиотехнического профиля. При этом главная задача обоснования образовательного процесса физической подготовки заключается в определении наилучшего варианта действий, с одной стороны обеспечивающего достижение целей разработанной системы физической подготовки (заданной модели физической подготовки курсантов) при минимальном расходе ресурсов, в том числе выделяемого учебного времени, с другой стороны представляющего лучший вариант использования имеющихся ресурсов. Сложность состоит в том, что избранный вариант решения характеризуется сочетанием значений нескольких показателей. Возникает необходимость формирования критериев оптимальности, обеспечивающих и облегчающих сравнительную оценку. При этом мы применили дискретные оценки - порядковые и метрические.

Применение порядковых шкал позволяет использовать необходимую последовательность нужных сочетаний значений показателей, соответствующих оптимизирующим действиям в процессе проведения определенных целенаправленных учебных занятий, а также других мероприятий физического обучения и воспитания. Особенность применения порядковых шкал состоит в том, что для сравнения альтернативных вариантов действий при проведении занятий невозможно определить, насколько один результат лучше другого, но можно определить, какой из вариантов лучше остальных [5, с. 109]. В порядковой шкале для определения показателя удовлетворения обучающихся радиотехнических специальностей содержанием и эффективности определенных практических занятий, целенаправленных физических тренировок в том числе, применялись словесные (качественные) определения степени достижения намеченной цели: полное удовлетворение потребности, частичное удовлетворение потребности, что не удовлетворяет и т. п.

Использование метрической шкалы позволило обоснованно определить, насколько принятый вариант решения лучше другой альтернативы. Показатели позволили определить результативность внедряемых и альтернативных упражнений, разработанных специальных упражнений, комплексных упражнений, тренировочных комплексов, а также физических упражнений повышенной координационной сложности, что обеспечило качество моделирования комплекса необходимых учебных и учебно-профессиональных ситуаций. Одним из важных элементов выявленной результативности является выработка у курсантов устойчивого индивидуального комплекса условно-рефлекторных двигатель-

ных реакций, способствующих выполнению необходимых физических профессиональных действий [10, С. 193].

Сравнение альтернатив при обосновании разработанной модели системы физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО, реализуемой в образовательном процессе, позволяет выявить различия в достигаемых выпускниками конечных компетентностно-ориентированные образовательные результатах [9, С. 141].

Эффективность используемой системы - это такое состояние, при котором ни один показатель системы не может быть улучшен без ухудшения другого показателя, то есть вариант не может быть лучшим, если один показатель невозможно улучшить, не ухудшая значения хотя бы одного из применяемых показателей.

Следует отметить, что критерии оптимальности в педагогической науке являются комплексными, так как развести причины и следствия процессов, происходящих в рассматриваемой педагогической системе, удается очень слабо и условно [1, С. 31].

Так, в целях определения оптимальности управления образовательным процессом физической подготовки мы определили четыре основных критерия:

- достижение максимальных профессионально значимых качественных новообразований в виде особого сочетания знаний-умений, физических двигательных навыков, обеспечивающих достижение выпускниками требуемого уровня компетентностно-ориентированных образовательных результатов;

- достижение обучающимися образовательных результатов в процессе реализации разработанной модели системы физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО осуществляется при минимальных затратах в условиях выделенного программой физической подготовки учебного времени;

- минимальные затраты усилий, материальных средств физической подготовки, необходимых для достижения определенных образовательных результатов, за отведенное учебной программой и тематическим планом время;

- затраты средств физической подготовки, обеспечивающие достижение определенных образовательных результатов за отведенное время, существенно ниже по сравнению с затратами в условиях традиционной системы физической подготовки.

Сравнение при помощи представленных критериев оптимальности педагогических процессов и достигнутых результатов в условиях разных вариантов организации позволяет определить оптимальный путь реализации разработанной модели системы физической подготовки [2, С. 63]. Сравнение целесообразно производить сначала по одному критерию и стремиться, чтобы процесс оказался лучшим и по другим применяемым критериям. При этом в целях разрешения сформулированных задач оптимизации образовательного процесса физической подготовки требуется организация постоянного мониторинга, обеспечивающего фиксирование уровня достижения намеченных результатов.

ВЫВОДЫ

Таким образом, исследование оптимизации управления образовательным процессом физической подготовки позволило сделать следующие выводы:

1. Образовательный процесс физической подготовки с учетом профессионализации выпускников по радиотехническим специальностям требует оптимизации в целях определения пути достижения цели с наилучшими значениями показателей достижения выпускниками компетентностно-ориентированного образовательного результата.

2. Учет значений всех переменных при управлении образовательным процессом незначительно способствует получению достаточно полной картины на момент оценки. Не все переменные одинаково важны, поэтому для определения нужных переменных требуется их оптимизация.

3. Эффективность оптимизации управления образовательным процессом физической подготовки, оценивается при помощи следующих сформированных критериев оп-

тимальности:

- достижение максимальных профессионально значимых качественных новообразований в виде особого сочетания знаний-умений, физических двигательных навыков, обеспечивающих достижение выпускниками требуемого уровня компетентностно-ориентированных образовательных результатов;

- достижение обучающимися образовательных результатов в процессе реализации разработанной модели системы физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО осуществляется при минимальных затратах в условиях выделенного программой физической подготовки учебного времени;

- минимальные затраты усилий, материальных средств физической подготовки, необходимых для достижения определенных образовательных результатов, за отведенное учебной программой и тематическим планом время;

- затраты средств физической подготовки, обеспечивающие достижение определенных образовательных результатов за отведенное время, существенно ниже по сравнению с затратами в условиях традиционной системы физической подготовки.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аксенов К.В. Обоснование физического воспитания курсантов высших военно-учебных заведений / К.В. Аксенов, Ю.Г. Елькин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2019. - № 2. - С. 28-32.

2. Аксенов К.В. Педагогическая технология - связующее звено между теорией обучения и ее практической реализацией / К. В. Аксенов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. -2019. - № 3. - С. 62-66.

3. Алехин И.А. Актуальные проблемы интеграции информационных и дидактических ресурсов в образовательном процессе высшего учебного заведения / И.А. Алехин, И.В. Тренин // Мир образования - образование в мире. - 2016. - № 1. - С. 176-187.

4. Борисов А.В. Особенности организации занятий по физической подготовке с военнослужащими противовоздушной обороны и противоракетной обороны в режиме служебного времени / А.В. Борисов, А.В. Буриков, Ю.Г Елькин // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. С. 144-148.

5. Борисов А.В. Вопросы совершенствования организации физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил / А.В. Борисов, Н.А. Воронов, С.А. Ершов // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 10. - С. 107-111.

6. Борисов А.В. Специфика физической подготовки специалистов военно-космических сил при выполнении служебных обязанностей / А.В. Борисов, А.В. Широков, А.В. Буриков // Scientific Discussion. - 2017. - Т. 1, № 3. - С. 31-34.

7. Буриков А.В. Применение отдельных критериев в организации и управлении физической подготовкой / А.В. Буриков, В.Н. Васин, Ю.Г. Елькин // Современный ученый. - 2020. - № 5. -С. 137-141.

8. Буриков А.В. Применение моделирования в методике развития физических качеств военнослужащих / А.В. Буриков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 82 (86). - С. 80-82.

9. Буриков А.В. Образовательная направленность физической подготовки в высших военных учебных заведениях / А.В. Буриков, А.П. Черанев, А.В. Горохов // Обзор педагогических исследований. - 2021. - Т. 3, № 4. - С. 139-144.

10. Васин В.Н. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовки военнослужащих / В.Н. Васин, А.В. Буриков, А.В. Горохов // Современный ученый. - 2020. - № 2. С. 191-195.

11. Направленность и содержание комплексных занятий для решения специальных задач физической подготовки ракетных подразделений / И.И. Варжеленко, К.С. Смазнов, Н.Е. Гуков, А.Г. Мельников // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. -2020. - № 2. - С. 90-94.

12. Гуляев В.Н. Оптимизации технологических подходов к обучению курсантов военных вузов / В.Н. Гуляев, Д.В. Воронин // Мир образования - образования в мире. - 2014. - № 1. - С. 125-128.

REFERENCES

1. Aksenov, K.V. and Elkin, Yu.G. (2019), "Substantiation of physical education of cadets of higher military educational institutions", Actual problems of physical and special training of power structures, No, 2, pp. 28-32.

2. Aksenov, K.V. (2019), "Pedagogical technology - a link between the theory of education and its practical implementation", Bulletin of the Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense, No. 3, pp. 62-66.

3. Alekhin, I.A. and Trenin, I.V. (2016), "Actual problems of integration of information and didactic resources in the educational process of a higher educational institution", The world of education is education in the world, No. 1,pp. 176-187.

4. Borisov, A.V., Burikov, A.V. and Elkin, Yu.G. (20119), "Features of the organization of physical training classes with air defense and anti-missile defense servicemen in the duty time mode", Modern science-intensive technologies, No. 12-1, pp. 144-148.

5. Borisov, A.V., Voronov, N.A. and Ershov, S.A. "Issues of improving the organization of physical training of officers of the Aerospace Forces", Modern science-intensive technologies, No. 10, pp. 107111.

6. Borisov, A.V., Shirokov, A.V. and Burikov, A.V. (2017), "Physical training specifics of military space forces specialists in the performance of official duties", Scientific Discussion, Vol. 1, No. 3, pp. 31-34.

7. Burikov, A.V., Vasin, V.N. and Elkin, Yu.G. (2020), "Application of individual criteria in the organization and management of physical training", Modern scientist, No. 5, pp. 137-141.

8. Burikov, A.V. (2019), "The use of modeling in the methodology for the development of the physical qualities of military personnel", International research journal, No. 8-2 (86), pp. 80-82.

9. Burikov, A.V., Cheranev, A.P. and Gorokhov, A.V. (2021), "Educational orientation of physical training in higher military educational institutions", Review of pedagogical research, V. 3, No. 4, pp/ 139-144.

10. Vasin V.N., Burikov, A.V. and Gorokhov, A.V. (2020), "The results of a pedagogical experiment to improve the level of physical training of military personnel", Modern scientist, No. 2, pp. 191195.

11. Varzhelenko, I.I., Smaznov, K.S., Gukov, N.E. and Melnikov, A.G. (2020), "Direction and content of complex training for solving special problems of physical training of missile units", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 2, pp. 90-94.

12. Gulyaev, V.N. and Voronin, D.V. (2014), "Optimization of technological approaches to training cadets of military universities", The world of education - education in the world, No. 1, pp. 125-128.

Контактная информация: dddinfo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2023

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

УДК 796.011.3

ОПРЕДЕЛЕНИЕ ШИРОТЫ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА СТУДЕНТОВ ВУЗОВ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

Никита Алексеевич Барабанов, магистрант, Татьяна Викторовна Левченкова, доктор педагогических наук, доцент, Геннадий Николаевич Германов, доктор педагогических наук, профессор, Российский университет спорта «ГЦОЛИФК», Москва

Аннотация

В статье приводятся результаты анкетирования, характеризующие уровень познавательного интереса студентов вузов физической культуры к преподаваемым им учебным дисциплинам. Выявлено, что наибольший интерес студенты проявляют к теории и методике избранного вида спорта (специализации) и педагогике. На основании результатов анкетирования приводится и анализируется информация о широте познавательного интереса студентов вузов физической культуры. Устанавливается, что около 4% всех опрашиваемых студентов не испытывают сильного интереса ни к одному предмету, а около 11% - испытывают интерес ко всем предметам. При этом, поскольку абсолютный интерес обращен только на процессуальную сторону познания и не основывается на

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.