Научная статья на тему 'ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ'

ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
49
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / УЧЕБНЫЙ ПРОЦЕСС

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Борисов Александр Викторович

Рассматриваются вопросы интеграции, как педагогической категории, представляющей собой, консолидацию военно-профессиональной деятельности, направленной на изменение характера, структуры и содержания физического воспитания курсантов, целенаправленного развития системы физической подготовки, обеспечивающей выпускникам вузов удовлетворение личной профессиональной потребности в обеспечении успешной физической активности и длительной работоспособности в условиях сложных видов физических, психических и нервно-психических нагрузок. Делается заключение о том, что применение принципа межпредметности способствует обоснованному формированию качественно нового интегративного образовательного пространства, определенным образом надстраивающегося над предметной системой, развивающего ее и, вместе с тем, использующего ее в качестве функционального основания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Борисов Александр Викторович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTEGRATIVITY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN A MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

The issues of integration are considered as a pedagogical category, which is the consolidation of military professional activities, aimed at changing the nature, structure and content of physical education of cadets, the targeted development of the physical training system that provides university graduates with satisfaction with their personal professional needs in ensuring successful physical activity and long-term performance in conditions of complex types of physical, mental and neuropsychic stress. It is concluded that the application of the principle of intersubjectivity contributes to the justified formation of the qualitatively new integrative educational space, which one in certain way builds up above the subject system, develops it and, at the same time, uses it as a functional basis.

Текст научной работы на тему «ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В ВОЕННОМ ВУЗЕ»

Lesgafta, No. 12 (190), pp. 334-337.

Контактная информация: boytcovamari@mail.m

Статья поступила в редакцию 21.06.2022

УДК 796.011.3

ИНТЕГРАТИВНОСТЬ В СИСТЕМЕ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ В

ВОЕННОМ ВУЗЕ

Александр Викторович Борисов, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль

Аннотация

Рассматриваются вопросы интеграции, как педагогической категории, представляющей собой, консолидацию военно-профессиональной деятельности, направленной на изменение характера, структуры и содержания физического воспитания курсантов, целенаправленного развития системы физической подготовки, обеспечивающей выпускникам вузов удовлетворение личной профессиональной потребности в обеспечении успешной физической активности и длительной работоспособности в условиях сложных видов физических, психических и нервно-психических нагрузок. Делается заключение о том, что применение принципа межпредметности способствует обоснованному формированию качественно нового интегративного образовательного пространства, определенным образом надстраивающегося над предметной системой, развивающего ее и, вместе с тем, использующего ее в качестве функционального основания.

Ключевые слова: интеграция, физическое воспитание, физическая подготовка, курсант, образовательное пространство, межпредметные связи, учебный процесс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p70-76

INTEGRATIVITY IN THE SYSTEM OF PHYSICAL TRAINING IN THE MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTION

Alexander Viktorovich Borisov, the candidate ofpedagogical sciences, docent, head of the department, Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense

Abstract

The issues of integration are considered as a pedagogical category, which is the consolidation of military professional activities, aimed at changing the nature, structure and content of physical education of cadets, the targeted development of the physical training system that provides university graduates with satisfaction with their personal professional needs in ensuring successful physical activity and long-term performance in conditions of complex types of physical, mental and neuropsychic stress. It is concluded that the application of the principle of intersubjectivity contributes to the justified formation of the qualitatively new integrative educational space, which one in certain way builds up above the subject system, develops it and, at the same time, uses it as a functional basis.

Keywords: integration, physical education, physical training, cadet, educational space, interdisciplinary connections, educational process.

ВВЕДЕНИЕ

Анализ научных исследований и литературных источников о физической готовности военнослужащих к выполнению военно-профессиональных задач свидетельствуют о интегративном состоянии процессов, происходящих в системе физической подготовки военных специалистов, и обусловленными предъявляемыми требованиями к их физической готовности [6, c. 107].

Интегративность в системе физической подготовки обеспечивает выполнение главной задачи - успешное осуществление выпускниками вузов военно-

профессиональной деятельности в обстановке реальной действительности в войсках по должностному предназначению. Возрастающие социальные требования к военно-профессиональной готовности и важной ее составляющей физической готовности, активизировали инновационные процессы в сфере военного профессионального образования.

Инновации проявляются в целенаправленных инициативах и нововведениях в образовательном процессе вуза, применение которых позволяет обоснованно осуществить необходимые качественные изменения в содержании и структуре физической подготовки и военно-профессиональной подготовки курсантов в целом.

В педагогических и психологических исследованиях, а также в научной литературе даются различные определения понятию инновации [3, с. 193].

ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Основным определением понятия «инновация» в нашем исследовании было определение, данное Михаил И.И. [7, с. 27], что позволило нам сделать предварительный вывод о том, что инновационные механизмы развития системы физической подготовки включают:

- создание в высшем военном учебном заведении творческой атмосферы, условия которой позволяют эффективно развивать в научно-педагогическом сообществе устойчивый интерес к проявляющимся инициативам и новшествам;

- формирование необходимых социокультурных, творческих и экономических условий, позволяющих принимать обоснованные нововведения к действию в образовательном процессе;

- инициирование поисковых потребностей в вузовском научно-педагогическом сообществе в области совершенствования действующей образовательной системы.

В этой связи, в нами было рассмотрено понятие интеграция, как педагогическая категория, представляющая собой консолидацию военно-профессиональной деятельности, направленной на изменение характера, структуры и содержания физического воспитания курсантов, целенаправленное развитие системы физической подготовки, обеспечивающей выпускникам вузов удовлетворение личной профессиональной потребности в обеспечении успешной физической активности и длительной работоспособности в условиях сложных видов физических, психических и нервно-психических нагрузок, проявляющихся в ходе выполнения ими сложных радиотехнических военно-профессиональных действий.

С другой стороны, интегративность физической подготовки наглядно проявляется в процессе переноса выпускником сформированных навыков и умений средствами физической подготовки на овладение практическими действиями в других областях учебно-профессиональной и военно-профессиональной деятельности [5, с. 99].

Новообразования, формирующиеся в результате деятельности в виде трансформированных новых интегрированных для выпускника знаний, навыков и умений, постепенно совершенствуются и укореняются в процессе военно-профессионального функционирования при выполнении задач служебной деятельности.

Таким образом, физическая подготовка военного специалиста в вузе в совокупности с другими военно-профессиональными дисциплинами обеспечивает осуществление им профессиональной многофункциональности, адаптированности и мобильности. В этом проявляется реализация содержательно-функциональной концепции, ориентированной на целостное восприятие проблемы физической подготовки курсантов [4, с. 45].

В процессе реализации личностно-ориентированного подхода интегративный характер содержания физической подготовки характеризует ее педагогическую и военно-профессиональную направленность, что в процессе структурирования на межпредметной основе и направленности на поэтапное освоение обоснованной модели с учетом взаимосвязей с другими специальностями [2, с. 37].

Необходимость такой физической подготовленности будущего военного специалиста детерминируется:

- изменением характера военно-профессиональной деятельности по многим радиотехническим специальностям войск ПВО и ПРО в виде сформировавшегося специфического военно-операторского труда по управлению сложными системами в процессе выполнения задач боевого дежурства по прикрытию стратегических объектов от средств нападения воздушного противника;

- повышением требований к специальной физической и психической готовности военных специалистов войск ПВО и ПРО, обусловленной увеличением сроков несения боевого дежурства подвижных ракетных комплексов на 7 суток;

- потребностью, с одной стороны, в точных координированных профессиональных физических действиях и движениях, устойчивости к длительным периодам монотонной работы, сменяющейся быстрыми активными действиями при обнаружении воздушной цели противника. С другой стороны, - в универсализации военно-профессиональных функций в процессе осуществления служебной и служебно-боевой деятельности выпускников в войсках, в усилении профессиональной мобильности будущего офицера радиотехнического профиля.

Следовательно, основной задачей физической подготовки вступает обеспечение, в совокупности с другими учебными дисциплинами, формирования современной военно-профессиональной компетенции выпускника, позволяющей эффективно реализовывать обоснованную модель военно-профессиональной деятельности выпускника в войсках в соответствии с должностным предназначением. Развитие в курсанте, как в субъекте образовательного процесса, отношения к себе, как цели самореализации, развития и профессионального становления.

Современные исследователи явления интегративности в педагогике и психологии, в системе отечественного образования рассмотрели и обосновали различные аспекты ин-тегративных процессов. В частности,_С.А. Трапезников [8, с. 7], рассматривал физическую готовность военнослужащего как интеграционную составляющую боевой готовности.

Вместе с тем историко-педагогическое рассмотрение явления интеграции в педагогической науке и ее поэтапное развитие говорит о нецелесообразности отделения интеграции от предметности и их противопоставлении.

Таким образом, межпредметная интеграция направлена на развитие и совершенствование прикладных физических умений и навыков, активно участвующих в формировании военно-профессиональных компетенций у выпускников, что одновременно выступает дидактическим условием и средством глубокого научного усвоения учебных дисциплин, обеспечивающим отражение в содержании изучаемых дисциплин объективных взаимосвязей, действующих в процессе осуществления учебно-профессиональной и, в дальнейшем, в процессе военно-профессиональной деятельности в войсках, а также средством повышения эффективности учебного процесса в целом.

Получается, что интеграция представляет собой процесс объединительный, развивающий взаимные связи между его составляющими, обращенный на оптимальное достижение целей обучения.

С позиции системного подхода процесс межпредметной интеграции обеспечивает необходимую интегративность исследуемой нами системы физической подготовки.

Такой подход реализует объединительную функцию интегративного процесса и обеспечивает укрепление единства военно-профессиональной подготовки, так как составляющие межпредметной интеграции на соответствующем уровне внутрисистемных связей реализации межпредметных связей на требуемой качественной ступени обучения.

Очевидно, что главная задача определения межпредметных связей между физической подготовкой и другими изучаемыми в вузе военно-профессиональными дисципли-

нами состоит в обеспечении способов физических профессиональных действий и соответствующей активности в ходе выполнения учебно-профессиональных и после окончания вуза - военно-профессиональных задач, а также последовательном освоении необходимых для избранной военной профессии офицера войск ПВО-ПРО физических умений и навыков в целях осуществления успешной деятельности по должностному предназначению.

Развитие внутрисистемных связей в военном вузе, в соответствии с предметом исследования, представляет собой целенаправленное объединение, синтез физической активности, выполняемых профессиональных физических действий обучающимися в процессе осуществления учебно-профессиональных практических задач, успешное выполнение которых представляет собой достижение желаемого уровня военно-профессиональной, а значит и физической готовности выпускника к решению служебно-боевых задач в войсках в качестве офицера по избранной военной специальности.

При таком подходе синтез практических составляющих учебных дисциплин военно-профессионального блока представляет собой формирование системы целевого назначения, которая, в первую очередь, направлена на обеспечение целостности соответствующих знаний и умений, и их соответствия современным профессиональным требованиям к деятельности офицера в соответствии с военной специальностью в войсках.

Структура межпредметных взаимосвязей между физической подготовкой и другими учебными дисциплинами отражает реальные отношения в обоснованной содержательной стороне обучения на военной специальности, а также в применяемых формах и методах образовательного процесса, и выполняющих функции методологическую, образовательную, развивающую, воспитывающую и конструктную в их соответствующим образом сформированном целесообразном единстве.

Методологическая функция межпредметных взаимосвязей выражена в том, что с их образованием возможно формирование у курсантов диалектического понимания и современных представлений о развитии средств ПВО-ПРО и перспективных направлений их применения в военном деле.

Образовательная функция межпредметных связей между физической подготовкой и другими осваиваемыми учебными дисциплинами военно-профессионального блока в вузе состоит в формировании педагогическим составом и командирами курсантских подразделений таких качеств знаний, умений и навыков у курсантов, как системность, осознанность, основательность, адаптируемость и гибкость.

Развивающая функция межпредметных связей, реализуемой учебной дисциплиной «физическая подготовка», определяется ее важной ролью в развитии системного профессионального мышления у курсантов, в формировании их профессиональной общей и специальной физической активности, самостоятельности и интереса в профессионально направленном физическом развитии и совершенствовании. Межпредметные связи в целом помогают преодолеть узко предметную инертность мышления и расширяют профессиональный кругозор обучающихся в целом [1, с. 65].

Воспитывающая функция межпредметных связей заключается в военно -профессиональной направленности воспитания курсантов в специальным образом функционирующем образовательном процессе. Педагогический состав и командиры курсантских подразделений, опираясь на взаимосвязи изучаемых учебных дисциплин, на их особенности в достижении компетентностно-ориентированного образовательного результата.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, применение принципа межпредметности способствует обоснованному формированию качественно нового интегративного образовательного пространства, определенным образом надстраивающегося над предметной системой, развивающего ее

и, вместе с тем, использующего ее в качестве функционального основания.

Применение интеграционного подхода к системе физической подготовки обеспечивает:

- обоснованное определение содержания физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей ПВО-ПРО, его интеграции с практическим учебным материалом дисциплин военно-профессионального блока, требующим проявления от курсантов специфических физических действий, помогающих успешно решать учебно-профессиональные задачи;

- распределение интегрированного учебного материала по этапам процесса обучения, что дает возможность разрабатывать реальную траекторию обучения курсантов, максимально учитывающую интегративные физические действия и их специальный характер при освоении процесса выполнения различных практических учебно-профессиональных задач, соответствующих физическим действиям выпускников - офицеров при выполнении задач боевого дежурства в войсках ПВО-ПРО.

Сущность проявления принципа интеграции в системе физической подготовки, активно используемой в процессе профессионального обучения курсантов, предоставляет возможность наиболее обоснованно и точно определить современные требования к физической подготовленности военных специалистов радиотехнического профиля ПВО-ПРО.

Исследование интеграционных принципов позволили определить основные требования к уровню подготовки военнослужащих войск ПВО-ПРО:

- физическая профессиональная многофункциональность, обеспечивающая практические действия при выполнении специфических боевых задач различной напряженности;

- универсализация и быстрая адаптируемость к неспецифическим физическим действиям при выполнении боевых задач в условиях возникающих экстремальных ситуаций, за счет приобретаемых в результате развития средствами физической подготовки творческого воображения и гибкости мыслительных процессов, востребованных профессиональной необходимостью осуществления неспецифических физических действий.

Кроме этого, исследование интегративности в физической подготовке позволило сделать следующие выводы:

- интегративность в системе физической подготовки обеспечивает выполнение главной задачи, состоящей в развитии межпредметных связей с другими военно-профессиональными дисциплинами по осуществлению способов физических профессиональных действий и соответствующей активности в ходе выполнения профессиональных задач;

- предметность выступает более общей формой реализации метода интеграции в педагогическом процессе. Интеграция представляет собой процесс объединительный, развивающий взаимные связи между его составляющими, обеспечивающие укрепление единства военно-профессиональной подготовки на соответствующем уровне внутрисистемных связей, что выказывает движение разрабатываемой системы физической подготовки к большей органической целостности;

- интеграция в инновационном процессе физической подготовки способствует изменению характера, структуры и содержания физического воспитания курсантов, целенаправленному развитию системы физической подготовки, обеспечивающей выпускникам вузов удовлетворение личной профессиональной потребности в успешной физической активности и длительной работоспособности в условиях сложных видов физических, психических и нервно-психических нагрузок, проявляющихся в ходе выполнения ими сложных радиотехнических военно-профессиональных действий;

- интегративный характер содержания физической подготовки в процессе структурирования на межпредметной основе характеризует ее педагогическую и военно-профессиональную направленность на освоение модели деятельности выпускников вуза,

эффективно влияет на развитие необходимых физических, коммуникативных, моральных и психических качеств выпускников. Что обеспечивает удовлетворение потребности в точных координированных профессиональных физических действиях и двигательных навыков, а также устойчивости к длительным периодам монотонной работы, сменяющейся быстрыми активными действиями при обнаружении воздушной цели противника. С другой стороны, - в универсализации военно-профессиональных функций в процессе осуществления служебной и служебно-боевой деятельности выпускников в войсках, в усилении профессиональной мобильности;

- исследование показывает, что применение интеграционного подхода к системе физической подготовки обеспечивает: обоснованное определение содержания физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей, его интеграции с практическим учебным материалом дисциплин военно-профессионального блока, требующим проявления от курсантов специфических физических качеств, действий и двигательных навыков для успешного решения учебно-профессиональных задач; распределение интегрированного учебного материала по этапам процесса обучения, что дает возможность разрабатывать реальную траекторию обучения курсантов, максимально учитывающую интегративные физические действия и их специальный характер при освоении процесса выполнения различных практических учебно-профессиональных задач, соответствующих физическим действиям выпускников - офицеров при выполнении задач боевого дежурства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Педагогическая технология - связующее звено между теорией обучения и ее практической реализацией / К.В. Аксенов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. -2019. - № 3. - С. 62-66.

2. Борисов А.В. Физическая подготовка в военно-профессиональной деятельности военнослужащих Воздушно-космических сил / А.В. Борисов, Н.А. Воронов, В.Н. Васин // Современные проблемы науки и образования. 2019. - № 5. - URL: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29209 (дата обращения: 01.04.2022).

3. Васин, В.Н. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовки военнослужащих / В.Н. Васин, А.В. Буриков, А.В. Горохов // Современный ученый. 2020. - № 2. - С. 191-195.

4. Дик Ю.И. Интеграция учебных предметов / Ю.И. Дик. // Современная педагогика. -2008. - № 9. - С. 42-47.

5. Елькин Ю.Г. Отдельные вопросы физической подготовки военнослужащих / Ю. Г. Ель-кин, А.В. Буриков // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны, - 2020/ - № 1 (8), - С. 97-101.

6. Елькин, Ю. Г. Проблемные вопросы физической подготовки в высших военных учебных заведениях / Ю.Г. Елькин, А.В. Буриков // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны/ - 2021. - № 1 (12), С. - 100-107.

7. Михаил И.И. Концептуальная модель интеграции физической культуры в процесс формирования профессиональной идентичности обучающихся в вузах силовых ведомств / И.И. Михаил, А.А. Берлинде, Д.Р. Худайназарова // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 2. - С. 25-29.

8. Трапезников, С.А. Физическая готовность военнослужащего - интеграционная составляющая боевой готовности / С.А. Трапезников, В.Л. Пашута, В.А. Беляев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 2. - С. 5-10.

REFERENCES

1. Aksenov, K.V. (2019), "Pedagogical technology is a link between the theory of learning and its practical implementation", Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, No. 3, pp. 62-66.

2. Borisov, A.V., Voronov, N.A. and Vasin, V.N.(2019), "Physical training in the military professional activity of military personnel of the Aerospace Forces", Modern problems of science and education,

No 5, available at: https://science-education.ru/ru/article/view?id=29209 (date accessed: 01.04.2022).

3. Vasin, V.N., Burikov. A.V. and Gorokhov, A.V. (2020), "The results of a pedagogical experiment to improve the level of physical training of military personnel", Modern scientist, No 2, pp. 191-195.

4. Dick, Yu.I. (2008), "Integration of educational subjects", Modern Pedagogy, No. 9, pp. 42-47.

5. Elkin, Yu.G. and Burikov, A.V. (2020), "Some issues of physical training of military personnel", Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, No. 1 (8), pp. 97-101.

6. Elkin, Yu.G. and Burikov, A.V. (2021), "Problematic issues of physical training in higher military educational institutions", Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, No. 1 (12), pp. 100-107.

7. Mikhail, I.I., Berlinde, A.A. and Khudainazarova. D.R. (2017), "Conceptual model of integration of physical culture into the process of formation of professional identity of students in higher education institutions of law enforcement agencies", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 2, pp. 25-29.

8. Trapeznikov, S.A., Pashuta, V.L. and Belyaev, V.A. (2020), "Physical readiness of a serviceman - an integration component of combat readiness", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 2, pp 5-10.

Контактная информация: antrofikov@mail.ru

Статья поступила в редакцию 16.06.2022

УДК 372.879.6

ФОРМИРОВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ТРЕКОВ ЗДОРОВЬЯ У СТУДЕНТОВ

Наталья Сергеевна Бутыч, кандидат педагогических наук, доцент, Нина Тадэушевна Строшкова, кандидат педагогических наук, доцент, Инна Александровна Маюрова, кандидат педагогических наук, доцент, Севастопольский государственный университет, Севастополь

Аннотация

В статье особое внимание уделено формированию индивидуальных личностно-смысловых ориентиров физкультурно-оздоровительной деятельности, осмыслению значимости двигательной активности лично для каждого студента. Разработан диагностический блок, направленный на изучение текущего состояния здоровья студентов. Представлен анализ современных гаджетов для оценки и контроля за здоровым образом жизни обучающихся. Предложена технология составления персонифицированных программ здоровья с учетом полученных данных тестирования и предложенных двигательных рекреаций. В ходе исследования авторы приходят к выводам, что Концепция модернизированной программы по дисциплине «Физическая культура и спорт» способствует формированию индивидуальных траекторий здоровья

Ключевые слова: студенты, индивидуальные траектории здоровья, физическая культура, персонифицированная программа здоровья, двигательные рекреации.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.6.p76-79

FORMATION OF INDIVIDUAL HEALTH TRACKS OF STUDENTS

Natalya Sergeevna Butych, the candidate of pedagogical sciences, docent, Nina Tadeushevna Stroshkova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Inna Aleksandrovna Mayurova, the candidate of pedagogical sciences, docent, Sevastopol State University

Abstract

In the article the special attention is paid to the formation of individual personal-semantic guidelines for physical culture and health-improving activities, to understanding of the importance of physical activity for each student personally. There was developed the diagnostic block, aimed at studying the current state of students' health. There is presented the analysis of modern gadgets for assessing and monitoring the healthy lifestyle of students. There is described the technology for compiling personalized health

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.