Научная статья на тему 'ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ'

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
18
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / СТУДЕНТ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Буриков А.В., Васин В.Н.

Теоретический анализ существующей системы организации физической культуры в вузах показал, что уровень компетенций здоровье сберегающих технологий с использованием знаний в области физического воспитания выпускников вузов находится на низком уровне.При этом в существующих подходах к организации образовательного процесса отсутствует научное обоснование для создания педагогической модели физического воспитания в вузах, различной ведомственной подчиненности, базирующейся на использовании физической нагрузки, с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов, а также необходимые технические возможности в большинстве вузов.Проведённые исследования свидетельствуют, что образовательный процесс по физической культуре в вузах находится на уровне, не соответствующем для получения необходимых компетенций по физической культуре студентами вуза, а также необходимости использования в образовательном процессе подходов с использованием нормирования физической нагрузки на занятиях с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMATIC ISSUES OF ORGANIZING PHYSICAL CULTURE WITHIN THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Theoretical analysis of the existing system of organization of physical education in universities showed that the level of competence of health-saving technologies using knowledge in the area of physical education of graduates is at a low level.At the same time, in the existing approaches to the organization of the educational process there is no scientific basis for creating a pedagogical model of physical education in universities of different departmental subordination, based on the use of physical activity, taking into account the individual and functional abilities of students, as well as the necessary technical capacity in most universities.The conducted research shows that the educational process of physical training in universities is at a level that is not appropriate for obtaining the necessary competencies in physical training by university students, as well as the need to use in the educational process approaches using the rationing of physical activity in the classroom, taking into account the individual and functional abilities of students.

Текст научной работы на тему «ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ»

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА И ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / PHYSICAL _CULTURE AND PROFESSIONAL PHYSICAL TRAINING_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2022.124.56

ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ ПРОБЛЕМНЫХ ВОПРОСОВ ОРГАНИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ В

СИСТЕМЕ ВУЗОВСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Научная статья

Буриков А.В.1' *, Васин В.Н.2

1 ORCID : 0000-0003-1779-9763;

1 2 Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Российская Федерация

* Корреспондирующий автор (burikov2001[at]mail.ru)

Аннотация

Теоретический анализ существующей системы организации физической культуры в вузах показал, что уровень компетенций здоровье сберегающих технологий с использованием знаний в области физического воспитания выпускников вузов находится на низком уровне.

При этом в существующих подходах к организации образовательного процесса отсутствует научное обоснование для создания педагогической модели физического воспитания в вузах, различной ведомственной подчиненности, базирующейся на использовании физической нагрузки, с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов, а также необходимые технические возможности в большинстве вузов.

Проведённые исследования свидетельствуют, что образовательный процесс по физической культуре в вузах находится на уровне, не соответствующем для получения необходимых компетенций по физической культуре студентами вуза, а также необходимости использования в образовательном процессе подходов с использованием нормирования физической нагрузки на занятиях с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов.

Ключевые слова: физическая культура, образовательный процесс, студент, физическая нагрузка, практические занятия, высшее учебное заведение.

THEORETICAL ANALYSIS OF THE PROBLEMATIC ISSUES OF ORGANIZING PHYSICAL CULTURE WITHIN

THE SYSTEM OF HIGHER EDUCATION

Research article

Burikov A.V.1' *, Vasin V.N.2

1 ORCID : 0000-0003-1779-9763;

1 2 Yaroslavl Higher Military Institute of the Air Defense, Yaroslavl, Russian Federation

* Corresponding author (burikov2001[at]mail.ru)

Abstract

Theoretical analysis of the existing system of organization of physical education in universities showed that the level of competence of health-saving technologies using knowledge in the area of physical education of graduates is at a low level.

At the same time, in the existing approaches to the organization of the educational process there is no scientific basis for creating a pedagogical model of physical education in universities of different departmental subordination, based on the use of physical activity, taking into account the individual and functional abilities of students, as well as the necessary technical capacity in most universities.

The conducted research shows that the educational process of physical training in universities is at a level that is not appropriate for obtaining the necessary competencies in physical training by university students, as well as the need to use in the educational process approaches using the rationing of physical activity in the classroom, taking into account the individual and functional abilities of students.

Keywords: physical education, educational process, student, physical activity, practical exercises, higher education institution.

Введение

Многочисленные педагогические исследования, проводимые в военных и гражданских вузах разной ведомственной принадлежности, убедительно доказывают, что система физического воспитания - это доступная и популярная составляющая часть профилактических мероприятий, направленных на предупреждение и адаптации организма к воздействию существующих негативных факторов, возникающих в образовательной деятельности учащейся молодежи [12, С. 87], [14, C. 129].

В связи с этим, в системе высшего образования ключевая роль принадлежит поиску путей модернизации системы физического воспитания молодежи в вузах, связанной с индивидуально-функциональными особенностями студенческой молодежи, выраженной в дозировании и определении величины физической нагрузки, а также систематизации и апробированию структуры консультационных занятий для самостоятельной физической тренировки, проводимой самими студентами во внеучебное время.

Следовательно, применение нормирования моторной плотности занятий, основанной на определении оптимальной нагрузки при выполнении заданий преподавателя в учебное время, а также различных форм самостоятельных занятий

различными видами физической активности представляет собой основную методическую составляющую в развитии как основных и специальных физических качеств, так и повышении уровня физической подготовленности.

Существующая практика занятий по предметам здоровье сберегающего цикла, по мнению Виленского М. Я. [8, С. 65], без сомнения, подтверждают: - учет индивидуально-функциональных возможностей студентов при определении величины физической нагрузки для получения наибольшего тренировочного эффекта оказывает положительное влияние на качество образовательного процесса.

Вместе с этим, в ряде педагогических исследований, проведенных Шарковым Ю. П. с соавторами [13, С.177], убедительно доказывается, что применение методики определения физической нагрузки, базирующейся на учете личностных индивидуально-функциональных возможностей студентов физических упражнений:

- оказывает положительное воздействие на активизацию работу всех органов и систем и, как следствие -функционального состояния организма;

- создает условия для получения максимального тренировочного эффекта.

При этом, как правомерно указывает Аксенов К. В. [1, С. 65], доступным и оптимальным средством улучшения сложившейся ситуации, могут выступать целенаправленные занятия, базирующиеся на учете личностных индивидуально-функциональных особенностей занимающихся.

При проведении практических занятий, базирующихся на научно-обоснованной физической нагрузке, основанной на учете индивидуально-функционального состояния организма студентов, в высшем учебном заведении происходит совершенствование функциональных возможностей занимающихся. И, следовательно, это оказывает положительное влияние на повышение различных видов работоспособности, являющихся, как известно - основой для развития всех физических качеств.

Результаты исследования и их обсуждение

Результаты проведенного нами анализа исследований ряда авторов, по теме нашего исследования, говорят о том, что в гражданских вузах при реализации действующих образовательных программ отсутствует научное обоснование для создания модели физического воспитания, базирующейся на использовании физической нагрузки, с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов, а также технических возможностей [11, С. 109].

Преодоление вышеперечисленных проблемных факторов по совершенствование системы вузовского образования, по мнению Васина В. Н. [7, С. 57], неразрывно связано с определением частных факторов, определяющих перспективность включения в образовательных процесс вуза программы основанной на применении физической нагрузки с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов.

Следовательно, отсутствие эффективной и современной образовательной модели физкультурного воспитания, базирующейся на применении физической нагрузки на основе индивидуально-функциональных возможностей студентов, оказывает негативное влияние на качество получения в вузе необходимых компетенций [10, С. 209].

В связи с вышеизложенным можно сказать, что актуальность применения нормированной физической нагрузки, основанной на индивидуально-функциональных возможностях студентов, можно определить:

- потребностью предприятий и организаций различной направленности и ведомственной принадлежности в выпускниках вузов, обладающих требуемым для профессиональной деятельности уровнем развития двигательных навыков;

- необходимостью поддержания и развития физической работоспособности для сохранения здоровья при выполнении различных задач в условиях учебной и профессиональной деятельности;

- существующей потребностью совершенствования эффективности образовательного процесса в вузе.

Для поиска путей по совершенствованию образовательного процесса в вузе, связанной с индивидуально-функциональными особенностями был проанализирован широкий спектр литературных источников, размещенных в открытом доступе.

В результате анализа научной литературы, размещенной в открытом доступе, можно сказать, что выполнение профессиональных обязанностей связано с высоким психоэмоциональным напряжением профессорско-преподавательского состава, происходящим в условиях повышенной учебной нагрузки, и, как следствие -непроизвольным нарушением режима труда и отдыха [2, С. 37].

При этом, как показали, проведённые исследования литературных источников, обладание необходимыми компетенциями, предъявляемым к выпускникам вузов, находится на низком уровне [9, С. 16]. Другими словами -более половины выпускников вузов не обладают необходимыми здоровье сберегающими компетенциями и уровнем физической подготовленности, которыми должны были обладать, оканчивая вуз.

Так, в ходе нашего исследования, в котором приняло участие 375 выпускников вузов г. Ярославля, установлено, что 57,9 % из них не обладают необходимыми организационно-методическими навыками, 73,1% не имеют даже «бронзового» знака отличия 6 ступени комплекса ГТО в связи с недостаточным уровнем физической подготовленности.

Как отмечает Варфоломеева Л. Е. с соавторами [6, С. 213], использование подходов, основанных на индивидуально-функциональных особенностях при определении величины физической нагрузки, позволяет наиболее эффективно применять весь арсенал физического воспитания для развития физических качеств занимающихся. Однако, обязательным условием для включения в структуру образовательного процесса мотивационной составляющей - это составляющая, основанная на индивидуально-функциональных особенностях при регламентировании (нормировании) физической нагрузки [5, С. 30].

Анализ результатов исследований мотивационной составляющей студентов к осознанным занятиям физической культурой, проведенных рядом авторов, позволил выявить степени физкультурной активности студентов, а также осуществить оптимальную индивидуализацию, основанную на основе применения нормированной физической нагрузки на занятиях с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов [4, С. 49].

Заключение

Проведённый теоретический анализ организации физической культуры в системе вузовского образования свидетельствует, что она находится на уровне, не соответствующем для получения необходимых компетенций по физической культуре студентами вуза.

Кроме этого имеет место необходимость использования в образовательном процессе подходов с использованием нормирования физической нагрузки на занятиях с учетом индивидуально-функциональных возможностей студентов.

Конфликт интересов

Не указан.

Рецензия

Все статьи проходят рецензирование. Но рецензент или автор статьи предпочли не публиковать рецензию к этой статье в открытом доступе. Рецензия может быть предоставлена компетентным органам по запросу.

Conflict of Interest

None declared.

Review

All articles are peer-reviewed. But the reviewer or the author of the article chose not to publish a review of this article in the public domain. The review can be provided to the competent authorities upon request.

Список литературы / References

1. Аксенов К.В. Педагогическая технология - связующее звено между теорией обучения и ее практической реализацией / К.В. Аксенов // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. -2019. -№ 3. - С. 62-66.

2. Борисов А.В. Физическая подготовка в военно-профессиональной деятельности военнослужащих Воздушно-космических сил / А.В. Борисов, Н.А. Воронов, В.Н. Васин // Современные проблемы науки и образования. - 2019. -

№ 5. - С. 37.

3. Борисов А.В. Результаты эксперимента по совершенствованию физической подготовки военнослужащих Воздушно-космических сил России / А.В. Борисов, А.В. Буриков, С.А. Ершов // Современные проблемы науки и образования. - 2019. - № 6. - С. 101.

4. Буриков А.В. Необходимость использования теоретических основ в организации физической подготовки военнослужащих / А.В. Буриков // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. -2020. - № 2 (9). - С. 47-51.

5. Буриков А.В. Физическая подготовка как мотивационно-ценностный компонент в высшем учебном заведении / А.В. Буриков // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. - 2018. - № 8. - С. 29-31.

6. Варфоломеева Л.Е. Направленность образовательного процесса по физической культуре в вузе / Л.Е. Варфоломеева, А.В. Буриков // Современный ученый. - 2022. - № 2. - С. 211-215.

7. Васин В.Н. Формирование у курсантов вузов навыков мониторинга образовательного процесса по физической подготовке / В.Н. Васин // Colloquium-journal. - 2018. - № 10-8 (21). - С. 56-59.

8. Виленский М.Я. Образовательные ценности физической культуры в высшей школе: содержание, свойства, функции / М.Я. Виленский // Культура физическая и здоровье. - 2017. - № 1 (61). - С. 62-67.

9. Ендальцев Б.В. Теоретические и практические основы современной физической подготовки / Б.В. Ендальцев // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2016. - № 1. - С. 11-18.

10. Елькин Ю.Г. Вопросы организации физической подготовки курсантов с использованием нормированных физических нагрузок / Ю.Г. Елькин, Д.А. Дубровин // Актуальные вопросы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2021. - № 1. - С. 207-211.

11. Елькин Ю.Г. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи / Ю.Г. Елькин, Н.Т. Косяшников, А.В. Буриков // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии. - 2014. - № 2 (29). - С. 107-110.

12. Калитов А.Б. Проблема выбора педагогических технологий в образовательном процессе военного вуза / А.Б. Калитов, А.Н. Колоколова, П.В. Ролдугин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2012. - №4 (17) - С. 85-88.

13. Шарков Ю.П. Методические аспекты формирования специальных физических качеств у студентов / Ю.П. Шарков, А.В. Борисов, А.В. Буриков // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2014. - № 3 (56). - С. 176-178.

14. Щеголь А.И. Новые подходы в обучении курсантов / А.И. Щеголь, И.Н. Чайкин // Вестник Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны. - 2018. - № 1 (2). - С. 126-130.

Список литературы на английском языке / References in English

1. Aksenov K.V. Pedagogicheskaja tehnologija - svjazujushhee zveno mezhdu teoriej obuchenija i ee prakticheskoj realizaciej [Pedagogical technology - a link between the theory of learning and its practical implementation ] / K.V. Aksenov // Vestnik Jaroslavskogo vysshego voennogo uchilishha protivovozdushnoj oborony [Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense]. -2019. - № 3. - P. 62-66. [in Russian]

2. Borisov A.V. Fizicheskaja podgotovka v voenno-professional'noj dejatel'nosti voennosluzhashhih Vozdushno-kosmicheskih sil [Physical training in the military professional activity of military personnel of the Aerospace Forces] / A.V. Borisov, N.A. Voronov, V.N. Vasin // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. - 2019. - № 5. - P. 37. [in Russian]

3. Borisov A.V. Rezul'taty jeksperimenta po sovershenstvovaniju fizicheskoj podgotovki voennosluzhashhih Vozdushno-kosmicheskih sil Rossii [The results of the experiment to improve the physical training of military personnel of the Aerospace Forces of Russia] / A.V. Borisov, A.V. Burikov, S.A. Ershov // Sovremennye problemy nauki i obrazovanija [Modern problems of science and education]. - 2019. - № 6. - P. 101. [in Russian]

4. Burikov A.V. Neobhodimost' ispol'zovanija teoreticheskih osnov v organizacii fizicheskoj podgotovki voennosluzhashhih [The need to use theoretical foundations in the organization of physical training of military personnel] / A.V. Burikov // Vestnik Jaroslavskogo vysshego voennogo uchilishha protivovozdushnoj oborony [Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense]. - 2020. - № 2 (9). - P. 47-51. [in Russian]

5. Burikov A.V. Fizicheskaja podgotovka kak motivacionno-cennostnyj komponent v vysshem uchebnom zavedenii [Physical training as a motivational and value component in a higher educational institution] / A.V. Burikov // Mezhdunarodnyj zhurnal gumanitarnyh i estestvennyh nauk [International Journal of the Humanities and Natural Sciences]. - 2018. - № 8. - P. 29-31. [in Russian]

6. Varfolomeeva L.E. Napravlennost' obrazovatel'nogo processa po fizicheskoj kul'ture v vuze [Orientation of the educational process in physical culture at the university] / L.E. Varfolomeeva, A.V. Burikov // Sovremennyj uchenyj [Modern scientist]. - 2022. - № 2. - P. 211-215. [in Russian]

7. Vasin V.N. Formirovanie u kursantov vuzov navykov monitoringa obrazovatel'nogo processa po fizicheskoj podgotovke [Formation of the skills of monitoring the educational process in physical training among university cadets] / V.N. Vasin // Colloquium-journal [Colloquium-journal]. - 2018. - № 10-8 (21). - P. 56-59. [in Russian]

8. Vilenskij M.Ja. Obrazovatel'nye cennosti fizicheskoj kul'tury v vysshej shkole: soderzhanie, svojstva, funkcii [Educational values of physical culture in higher school: content, properties, functions] / M.Ja. Vilenskij // Kul'tura fizicheskaja i zdorov'e [Physical culture and health]. - 2017. - № 1 (61). - P. 62-67. [in Russian]

9. Endal'cev B.V. Teoreticheskie i prakticheskie osnovy sovremennoj fizicheskoj podgotovki [Theoretical and practical foundations of modern physical training] / B.V. Endal'cev // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. - 2016. - № 1. - P. 11-18. [in Russian]

10. El'kin Ju.G. Voprosy organizacii fizicheskoj podgotovki kursantov s ispol'zovaniem normirovannyh fizicheskih nagruzok [Issues of organizing the physical training of cadets using normalized physical loads] / Ju.G. El'kin, D.A. Dubrovin // Aktual'nye voprosy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Topical issues of physical and special training of law enforcement agencies]. - 2021. - № 1. - P. 207-211. [in Russian]

11. El'kin Ju.G. Jeffektivnost' formirovanija special'nyh fizicheskih kachestv u studencheskoj molodezhi [The effectiveness of the formation of special physical qualities in student youth ] / Ju.G. El'kin, N.T. Kosjashnikov, A.V. Burikov // Vestnik Rybinskoj gosudarstvennoj aviacionnoj tehnologicheskoj akademii [Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy]. - 2014. - № 2 (29). - P. 107-110. [in Russian]

12. Kalitov A.B. Problema vybora pedagogicheskih tehnologij v obrazovatel'nom processe voennogo vuza [The problem of choosing pedagogical technologies in the educational process of a military university] / A.B. Kalitov, A.N. Kolokolova, P.V. Roldugin // Aktual'nye problemy fizicheskoj i special'noj podgotovki silovyh struktur [Actual problems of physical and special training of power structures]. - 2012. - №4 (17) - P. 85-88. [in Russian]

13. Sharkov Ju.P. Metodicheskie aspekty formirovanija special'nyh fizicheskih kachestv u studentov [Methodological aspects of the formation of special physical qualities in students] / Ju.P. Sharkov, A.V. Borisov, A.V. Burikov // Vestnik Cherepoveckogo gosudarstvennogo universiteta [Bulletin of the Cherepovets State University]. - 2014. - № 3 (56). - P. 176178. [in Russian]

14. Shhegol' A.I. Novye podhody v obuchenii kursantov [New approaches in training cadets] / A.I. Shhegol', I.N. Chajkin // Vestnik Jaroslavskogo vysshego voennogo uchilishha protivovozdushnoj oborony [Bulletin of the Yaroslavl Higher Military School of Air Defense]. - 2018. - № 1 (2). - P. 126-130. [in Russian]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.