DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2019.86.8.037
ПРИМЕНЕНИЕ МОДЕЛИРОВАНИЯ В МЕТОДИКЕ РАЗВИТИЯ ФИЗИЧЕСКИХ КАЧЕСТВ
ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
Научная статья
Буриков А.В. *
ORCID: 0000-0003-1779-9763, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Россия
* Корреспондирующий автор (burikov2001[at]mail.ru)
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы по совершенствованию способов и методов развития основных физических качеств средствами физической культуры. Обращается внимание, что при проведении педагогического эксперимента по моделированию методики развития физических качеств у военнослужащих по показателям, характеризующим эффективность решения специальных задач физической подготовки, были выявлены существенные изменения по результатам всех тестов. Отмечается, что анализ результатов, полученных в ходе проведения в ходе педагогического эксперимента проверки эффективности, разработанной программы физической подготовки военнослужащих в реальных условиях учебно-боевой деятельности в течение трёх месяцев был организован и проведен педагогический эксперимент, подтвердил важность совершенствования физических качеств у военнослужащих.
В статье делается вывод о том, что моделирование физической подготовки с использованием нескольких вариантов тренировочных нагрузок различного объема и направленности, в сочетании с дополнительными вне тренировочными факторами повышения работоспособности, привело к положительной динамике исследуемых показателей физической работоспособности военнослужащих.
Ключевые слова: физические качества, военнослужащие, эксперимент, методика, военно-профессиональная деятельность.
USE OF MODELING IN THE DEVELOPMENT OF PHYSICAL QUALITIES OF MILITARY PERSONNEL
Research article
Burikov A.V. *
ORCID: 0000-0003-1779-9763, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl, Russia
* Corresponding author (burikov2001[at]mail.ru)
Abstract
The article discusses the issues of improving the methods aimed at the development of basic physical qualities by means of physical culture. Attention is drawn to the fact that significant changes were revealed by the results of all tests when conducting a pedagogical experiment on modeling the methods of developing physical qualities of military personnel according to the indicators characterizing the effectiveness of solving special problems of physical preparation. It is noted that the analysis of the results obtained during the performance test during the pedagogical experiment, the developed program for the physical training of military personnel under the real conditions of combat training was organized and conducted for three months; a pedagogical experiment confirmed the importance of improving the physical qualities of military personnel.
The article concludes that the modeling of physical fitness with the help of several options for training loads of various sizes and orientations combined with additional non-training factors to increase working capacity led to positive dynamics of the studied indicators of physical performance of military personnel.
Keywords: physical qualities, military personnel, experiment, methodology, military professional activity.
Введение
Уточнение специальных задач физической подготовки военнослужащих и важность развития основных физических качеств подготовленности для решения военно-профессиональных задач по повышению живучести полевых узлов связи, по мнению ряда авторов [1, C. 69], являются объективной основой для оценки эффективности действующей методики физической подготовки военнослужащих.
В работах Борисова с соавторами [2, C. 149] отмечается, что важным моментом при определении содержания физических упражнений для разработки и апробирования экспериментальной программы по физической подготовке военнослужащих является возможность применения рекомендованных упражнений в любых условиях обстановки (на пунктах постоянной дислокации, в полевых районах и т.д.).
Анализ средств, применяемых в физической подготовке и спорте для развития определенных групп мышц, позволил определить упражнения, необходимые для включения в экспериментальную программу, направленную на развитие и совершенствование скоростно-силовых качеств военнослужащих подразделений полевых узлов связи.
На основании экспериментальных данных Васина В.Н. с соавторами [5, C. 135] и для чистоты проводимого нами эксперимента для повышения уровня развития основных групп мышц были отобраны и включены в программу упражнения, каждое из которых характерно относительно избирательным воздействием на определенную группу мышц и преимущественной направленностью на какое-либо двигательное качество.
Большое место было отведено развитию силы мышц туловища. Наряду с традиционными упражнениями, направленными на развитие мышц туловища, в экспериментальную программу был включен ряд более интенсивных
упражнений. Например, упражнения с партнером, направленные на избирательное развитие мышц разгибателей туловища.
Несмотря на то, что показатели военно-профессиональной деятельности военнослужащих в большей степени зависят от способности выполнения скоростных движений, нельзя недооценивать важность развития и абсолютной силы мышц разгибателей и сгибателей руки.
Упражнения для совершенствования быстроты подбирались таким образом, чтобы они были простыми по технике и их можно практически выполнять с предельной скоростью.
Из литературных источников известно, что основным средством для развития скоростных способностей является бег с максимальной скоростью и разнообразные беговые упражнения, каждое из которых имеет относительно избирательную направленность на повышение скоростных возможностей [4].
Совершенствование таких физических качеств как выносливость и ловкость проводилось в рамках экспериментальной программы с применением упражнений средствами, регламентированными наставлением по физической подготовке.
Объект исследования
Физическая подготовка военнослужащих, различных специальностей воздушно-космических сил в условиях военно-профессиональной деятельности.
В эксперименте приняли участие 215 человек, 113 военнослужащих составили экспериментальную группу, 102 военнослужащих вошли в контрольную группу. Возраст участников эксперимента 19-22 года.
Результаты исследования
С целью интенсификации учебного процесса физическая подготовка планировалась и проводилась в виде комплексных учебно-тренировочных занятий, позволивших добиться повышенной физической нагрузки, разносторонности воздействия на организм занимающихся и высокой эмоциональности их проведения, что совпадает с исследованиями Воронова Н.А. [6, С. 20].
В ходе занятий с экспериментальным подразделением использовались методы относительно избирательного воздействия с применением главным образом повторного и интервального, а также круговой тренировки. При проведении эстафет и подвижных игр применялся соревновательный метод.
Построение всех форм физической подготовки не отличалось от общепринятого. Каждое занятие состояло из подготовительной, основной и заключительной частей.
Что касается содержания и методики занятий по совершенствованию навыков преодоления препятствий, рукопашного боя, то они в основном соответствовали традиционным подходам, широко представленным в литературе [3]. Вместе с тем, при организации этих занятий их содержание и методика проведения предусматривали реализацию задач экспериментальной программы. Это достигалось путем включения в занятия упражнений, направленных на совершенствование профессионально-важных качеств.
С целью проверки эффективности разработанной программы физической подготовки военнослужащих в реальных условиях учебно-боевой деятельности в течение трёх месяцев был организован и проведен педагогический эксперимент.
За время указанного периода, как с экспериментальной так и с контрольной группами, всего было проведено 30 занятий по физической подготовке.
Для оценки эффективности решения задач физической подготовки исследовалась динамика показателей военно-профессиональной деятельности личного состава контрольного и экспериментального подразделений в процессе учений, проводимых по плану боевой подготовки.
При проведении учений соблюдались требования максимальной приближенности к боевым условиям, прежде всего в отношении физических и психических нагрузок на личный состав.
В экспериментальный период время отдыха в каждые сутки учебно-боевой деятельности было примерно одинаковым (около 20 %). Остальное время военнослужащие находились в состоянии ведения активных действий по выполнению поставленных задач.
При оценке результатов тестирования военнослужащих по показателям, характеризующим эффективность решения специальных задач физической подготовки личным составом, были выявлены существенные изменения по результатам всех пяти тестов в экспериментальная группа, по одному тесту в контрольной группе: подтягиванием на перекладине, причем в экспериментальной группе величины улучшения существеннее, чем в контрольной группе. Только в подтягивании на перекладине изменения показателей в обеих группах были почти одинаковы. Полученные результаты совпадают с результатами исследований Елькина Ю.Г. с соавторами [7, С. 109].
Величины прироста показателей физической работоспособности у военнослужащих экспериментальной группы были более высокими, чем в контрольной группе. Следует подчеркнуть, что наряду с изменениями скоростных и скоростно-силовых способностей военнослужащих, на совершенствование которых делался основной акцент, экспериментальная группа превзошла контрольную группу и по уровню развития аэробной выносливости.
Таким образом, сопоставление различных показателей физической подготовленности военнослужащих выявили более значительное улучшение результатов в экспериментальной группе.
Анализ динамики снижения специальной работоспособности военнослужащих полевых узлов связи во время учений показал достоверное ухудшение показателей военно-профессиональной деятельности в контрольной группе. Различия между показателями военно-профессиональной деятельности военнослужащих экспериментальной группы во время тактических учений статистически не достоверны.
Заключение
Моделирование физической подготовки с использованием нескольких вариантов тренировочных нагрузок различного объема и направленности в сочетании с дополнительными вне тренировочными факторами повышения
работоспособности привело к положительной динамике исследуемых показателей физической работоспособности военнослужащих. Схожие результаты отмечает в своих работах Косяшников Н.Т. с соавторами [8, C. 287].
В целом анализ результатов, полученных в ходе проведения педагогического эксперимента, подтвердил важность совершенствования физических качеств у военнослужащих для повышения эффективности их военно-профессиональной деятельности.
Конфликт интересов Conflict of Interest
Не указан. None declared.
Список литературы / References
1. Борисов А.В. Развитие и формирование профессионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи / Елькин Ю.Г.// Международный Научно-исследовательский журнал. Research journal of International Studies XVII, 2013. с. 68-69.
2. Борисов А.В. Использование методики сопряженной тренировки для сотрудников узлов связи на основе применения специальных акробатических и плиометрических упражнений / Косяшников Н.Т., Буриков А.В. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 1 (28). С. 148-151.
3. Буриков А.В. Вопросы теории физической культуры для студентов 2 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева, Н. Н. Балабин; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2008.
4. Буриков А.В. Вопросы теории физической культуры для студентов 3 курса /учебное пособие для студентов, обучающихся по всем специальностям / А. В. Буриков, И. П. Зайцева; М-во образования и науки Российской Федерации, Федеральное агентство по образованию, Ярославский гос. ун-т им. П. Г. Демидова. Ярославль, 2009.
5. Васин В.Н. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально важных качеств средствами физической культуры / Косяшников Н.Т., Буриков А.В. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139.
6. Воронов Н.А. Государственная политика в вопросах физического воспитания и реализации государственных образовательных стандартов // Центральный научный вестник. 2018. Т. 3. № 18 (59). С. 20-21.
7. Елькин Ю.Г. Эффективность формирования специальных физических качеств у студенческой молодежи / Косяшников Н.Т., Буриков А.В. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 2 (29). С. 107-110.
8. Косяшников Н.Т. Физическая подготовка студентов в условиях современного образования как средство развития необходимых умений и психических качеств / Кузнецов А.В., Буриков А.В. // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2012. № 2 (23). С. 284-288.
Список литературы на английском языке / References in English
1. Borisov A.V. Razvitie i formirovanie professionalno vazhnykh kachestv voennykh spetsialistov polevykh uzlov svyazi [Development and Formation of Professionally Important Qualities of Military Specialists of Field Communication Centres] / Elkin Yu.G. // Mezhdunarodnyy Nauchno-issledovatel'skiy zhurnal [Research Journal of International Studies XVII], 2013. 68-69. [in Russian]
2. Borisov A.V. Ispolzovanie metodiki sopryazhennoi trenirovki dlya sotrudnikov uzlov svyazi na osnove primeneniya spetsialnykh akrobaticheskikh i pliometricheskikh uprazhnenii [Use of Paired Training Techniques for Employees of Communication Centres based on the Use of Special Acrobatic and Plyometric Exercises] / Kosyashnikov N.T., Burikov A.V. // Vestnik Rybinskoy gosudarstvennoy aviatsionnoy tekhnologicheskoy akademii im. P.A. Solov'yeva [Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after P.A. Solovyov]. 2014. No. 1 (28). P. 148-151. [in Russian]
3. Burikov A.V. Voprosy teorii fizicheskoi kultury dlia studentov 2 kursa /uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po vsem spetsialnostyam [Issues of the Theory of Physical Education for Students of the 2nd Year of Study/ Study Guide for Students in All Specialties] / A.V. Burikov, I.P. Zaitseva, N.N. Balabin; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal Agency for Education, Yaroslavl State Un. named after P. G. Demidov. Yaroslavl, 2008. [in Russian]
4. Burikov A.V. Voprosy teorii fizicheskoi kultury dlya studentov 3 kursa /uchebnoe posobie dlya studentov, obuchayushchikhsya po vsem spetsialnostyam [Issues of Theory of Physical Education for Students of the 3rd Year of Study] / Study Guide for Students in All Specialties / A.V. Burikov, I.P. Zaitseva; Ministry of Education and Science of the Russian Federation, Federal Agency for Education, Yaroslavl State Un. named after P. G. Demidov. Yaroslavl, 2009. [in Russian]
5. Vasin V.N. Teoretiko-eksperimentalnoe obosnovanie programmy formirovaniya professionalno vazhnykh kachestv sredstvami fizicheskoi kultury [Theoretical and Experimental Substantiation of the Program for the Formation of Professionally Important Qualities by Means of Physical Education] / Kosyashnikov N.T., Burikov A.V. // Vestnik Rybinskoy gosudarstvennoy aviatsionnoy tekhnologicheskoy akademii im. P.A. Solov'yeva [Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after P.A. Solovyov]. 2014. No. 4 (31). P. 134-139. [in Russian]
6. Voronov N.A. Gosudarstvennaya politika v voprosakh fizicheskogo vospitaniya i realizatsii gosudarstvennykh obrazovatelnykh standartov [State Policy on Physical Education and the Implementation of State Educational Standards] // Tsentral'nyy nauchnyy vestnik [Central Scientific Herald]. 2018.Vol. 3. No. 18 (59). P. 20-21. [in Russian]
7. Elkin Yu.G. Effektivnost formirovaniya spetsialnykh fizicheskikh kachestv u studencheskoi molodezhi [Effectiveness of the Formation of Special Physical Qualities among Students] / Kosyashnikov N.T., Burikov A.V. // Vestnik Rybinskoy gosudarstvennoy aviatsionnoy tekhnologicheskoy akademii im. P.A. Solov'yeva [Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after P.A. Solovyov. 2014. No. 2 (29). P. 107-110. [in Russian]
8. Kosyashnikov N.T. Fizicheskaya podgotovka studentov v usloviyakh sovremennogo obrazovaniya kak sredstvo razvitiya neobkhodimykh umenii i psikhicheskikh kachestv [Physical Training of Students in Modern Education as a Means of Developing Necessary Skills and Mental Qualities] / Kuznetsov A.V., Burikov A.V. // Vestnik Rybinskoy gosudarstvennoy aviatsionnoy tekhnologicheskoy akademii im. P.A. Solov'yeva [Bulletin of the Rybinsk State Aviation Technological Academy named after P.A. Solovyov 2012. No. 2 (23). P. 284-288. [in Russian]