Научная статья на тему 'Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов'

Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
509
95
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПОРТСМЕН / ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / АГРЕССИЯ / САМОУВАЖЕНИЕ / ATHLETE / PSYCHOLOGICAL TRAINING / ATHLETIC SKILLS / AGGRESSION / SELF-RESPECT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буриков А. В.

В статье представлены результаты изучения психологической подготовки спортсменов различной квалификации разного уровня (начинающих, юниоров, мастеров) и личностей, не имеющих стойко выраженных интересов, а также рассматриваются причины различных видов агрессии в зависимости от уровня их подготовки. Отмечается, что спортивная деятельность в различных видах спорта требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов. В результате проведенного исследования подтверждено наличие у спортсменов различной квалификации существование отличия в уровне самооценки и проявлениях агрессивного поведения в зависимости от предпочтений в мотивационно-потребностной сфере личности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Буриков А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TOPICAL QUESTIONS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

The article presents the results of the study of psychological preparation of athletes of various qualifications and different levels (beginners, juniors, and masters) and individuals who have no particular interests and also discusses the causes of various types of aggression depending on the level of their training. It is noted that sports activities in various sports require the development of a large complex of the athletes’ mental processes. As a result of the study, it was confirmed that there is a difference in the level of self-respect and manifestations of aggressive behavior in athletes of various qualifications depending on the preferences in the motivational and needs’ sphere of an individual.

Текст научной работы на тему «Актуальные вопросы психологической подготовки спортсменов»

_ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ / PSYCHOLOGY_

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.76.10.044

АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ

Научная статья

Буриков А.В.*

ORCID: 0000-0003-1779-9763, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль, Россия

* Корреспондирующий автор (burikov2001[at]mail.ru)

Аннотация

В статье представлены результаты изучения психологической подготовки спортсменов различной квалификации разного уровня (начинающих, юниоров, мастеров) и личностей, не имеющих стойко выраженных интересов, а также рассматриваются причины различных видов агрессии в зависимости от уровня их подготовки. Отмечается, что спортивная деятельность в различных видах спорта требует от спортсменов развития большого комплекса психических процессов. В результате проведенного исследования подтверждено наличие у спортсменов различной квалификации существование отличия в уровне самооценки и проявлениях агрессивного поведения в зависимости от предпочтений в мотивационно-потребностной сфере личности.

Ключевые слова: спортсмен, психологическая подготовка, спортивная квалификация, агрессия, самоуважение.

TOPICAL QUESTIONS OF PSYCHOLOGICAL TRAINING OF ATHLETES

Research article

Burikov A.V.*

ORCID: 0000-0003-1779-9763, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl, Russia

* Corresponding author (burikov2001[at]mail.ru)

Abstract

The article presents the results of the study of psychological preparation of athletes of various qualifications and different levels (beginners, juniors, and masters) and individuals who have no particular interests and also discusses the causes of various types of aggression depending on the level of their training. It is noted that sports activities in various sports require the development of a large complex of the athletes' mental processes. As a result of the study, it was confirmed that there is a difference in the level of self-respect and manifestations of aggressive behavior in athletes of various qualifications depending on the preferences in the motivational and needs' sphere of an individual.

Keywords: athlete, psychological training, athletic skills, aggression, self-respect.

Изучаемая проблема психологической подготовки спортсменов различной квалификации в современном спортивном движении, особенно в российских условиях, по мнению ряда авторов, является чрезвычайно актуальной как с точки зрения науки, так и с позиции социальной практики [6, C. 150].

Современная спортивная деятельность, направленная на достижение наивысших результатов, в различных видах спорта характеризуется неуклонным и значительным ростом спортивных показателей, существенной затратой участниками спортивных соревнований не только физической, но и психической энергии. По мнению ряда исследователей, занимающихся данной проблематикой, даже очень хорошо физически и технически подготовленный спортсмен не может одержать победу (к которой он потенциально вполне подготовлен), если у него недостаточно развиты необходимые для этого психические качества и психологические черты личности [7, C. 145].

При изучении формирования психологической устойчивости спортсменов нами было установлено, что накопленная, как положительная так и отрицательная энергия может выражаться в тех или иных формах агрессии, и психологическая подготовка спортсмена в связи с этим имеет такое же большое значение, поскольку иначе повышая настрой спортсмена на победу, мы повышаем его агрессивность [4, C. 56]. Отличительной особенностью спортивной деятельности и современного спорта, по сравнению со многими другими видами деятельности, является то, что спорт - это деятельность, всегда требующая преодоления тех или иных трудностей, выдержка, терпеливость и психологическая выносливость [5, C. 45].

Многие исследования психологов посвящены изучению настойчивости, терпеливости, упорству спортсменов, но немаловажную роль в психологической подготовке спортсменов играет и самооценка, поскольку от нее будет зависеть адекватная оценка своих возможностей, оптимальная подготовка к соревнованиям, учет возможностей личности [8, C. 275], [9, C. 101]. При анализе соревновательной деятельности лыжников различного возраста и спортивной квалификации нами было установлено, что спортсмены высокого класса имеют эмоциональный самоконтроль, агрессивность, высокий уровень интеллектуального развития, активны и обладают твердым характером [1, C. 199-200].

Изучив литературные источники по данной теме, мы смогли сделать следующе выводы:

1. Агрессивность свойство личности, выраженное в предпочтении использования насильственных методов для достижения своих целей. Существует две формы проявления агрессии: не деструктивная агрессивность и враждебная деструктивность.

2. Самооценка и агрессивность неразрывно связаны друг с другом следующим образом:

- регулярная невозможность удовлетворить собственные потребности может вызвать агрессию;

- адекватная самооценка способствует конструктивному выражению неудовлетворенности собой и другими.

3. Занятия разнообразными видами спортивной деятельности способствует конструктивному преобразованию негативных агрессивных тенденций.

4. Спортсмены высокого класса обладают такими личностными чертами, как эмоциональный самоконтроль, позволяющий сдерживать высокую агрессивность и тревожность, высокий уровень интеллектуального развития, сильная нервная система.

Целью нашей работы являлось проведение исследования уровня самооценки и агрессивности спортсменов разного уровня (начинающих, юниоров, мастеров) и личностей, не имеющих стойко выраженных интересов, сравнить вышеуказанные группы.

Для её достижения мы провели исследование уровня самооценки и агрессивности спортсменов разного уровня спортивной подготовки (начинающих, юниоров, мастеров) и личностей, не имеющих стойко выраженных интересов.

На основании изученных материалов мы установили, что при различных интересах и уровне личностных амбиций спортсменов различной квалификации преобладают различные виды агрессии. Основной задачей работы являлась проверка подлинности выдвинутой гипотезы, которая заключалась в существовании отличия в уровне самооценки и проявлениях агрессивного поведения в зависимости от предпочтений в мотивационной сфере личности.

В исследовательской работе приняло участие 120 человек:

- спортсмены (опытные), занимающиеся спортом более 4 лет и имеющие спортивные разряды мастера спорта и кандидата в мастера спорта: 24 человек в возрасте 13-29лет (10 мальчиков,14 девочек);

- спортсмены (юниоры), занимающиеся спортом более 2 лет и имеющие спортивные разряды от 1 до 3: 36 человек в возрасте 15-16лет (20 мальчиков,16 девочек);

- спортсмены (начинающие): 26 человек в возрасте 15-16 лет (15мальчиков, 11девочек);

- личности, не имеющие стойко выраженных интересов: 34 человека в возрасте 13-17 лет (11мальчиков, 23девочек).

Проведенный нами анализ уровня самооценки показал, что у спортсменов, профессионально занимающихся спортом и личностей, не имеющих стойких интересов, процент людей больше всего имеет высокую самооценку, а вот юниоры, т.е. тот, кто уже немного добился в спорте и начинающие спортсмены имеют завышенную самооценку. Причем эти отличия значимые.

Полученные нами результаты совпали с результатами исследований других авторов [10, С. 223]. При проведении анализа уровня агрессивности отмечено, что физическая агрессия, негативизм и вербальная агрессия ярче всех выражена у спортсменов юниоров, косвенная агрессия и обида у опытных спортсменов, раздражение, подозрительность и чувство вины больше всех выражена у людей, не имеющих стойко выраженных интересов [3, С. 27].

Кроме этого, самочувствие, активность и настроение выше всех оказалась выражена у опытных спортсменов, а высокий показатель самочувствия наблюдался у спортсменов массовых спортивных разрядов. Ранее нами было подтверждено, что самые низкие показатели наблюдались у людей, не имеющих стойко выраженных интересов [2, С. 43]. Достоверных отличий нами не было выявлено между разными группами, что может говорить о том, что само по себе самочувствие, активность и настроение не обязательно связано со стойкими интересами, т.е. направленность мотивационной и потребностной сфер личности.

По результатам проведенного анкетирования и сравнительных анализов можно сделать общие выводы:

1. У спортсменов профессионально занимающихся спортом и личностей, не имеющих стойких интересов адекватно-высокую самооценку, юниоры, начинающие спортсмены имеют завышенную самооценку.

2. Высокий уровень самочувствия, активности и настроения не обязательно связаны со стойкими интересами, т.е. направленностью мотивационной и потребностной сферы личности.

3. Существую особенности агрессивных проявлений в разных группах:

- опытные и начинающие - вербальная агрессия выше у начинающих, а обида у опытных;

- опытные и юниоры - вербальная, раздражение выше у юниоров, а обида у опытных;

- юниоры и начинающие раздражение выше у юниоров;

- спортсмены и личности, не имеющие стойких интересов - физическая агрессия и негативизм выше, а чувство вины ниже, чем у группы обычных.

Физическая агрессия, негативизм и вербальная агрессия ярче всех выражена у спортсменов юниоров, косвенная агрессия и обида у опытных спортсменов, раздражение, подозрительность и чувство вины больше всех выражена у людей, не имеющих стойко выраженных интересов.

4. Выявлены следующие особенности взаимосвязи агрессивности, и самооценки:

1. У спортсменов адекватная самооценка влияет на положительную оценку своего самочувствия, неадекватная -самочувствие рассматривает как плохое, что способствует раздражению, подозрительности, понижению активности, завышенная самооценка способствует возникновению обиды.

2. У молодого поколения, не имеющего стойких интересов:

- адекватная самооценка повышает настроение, самочувствие и активность;

- завышенная самооценка по умственным способностям повышает вероятность косвенной агрессии, негативизма;

- высокая самооценка по богатству способствует повышению физической агрессии и обиды, и уменьшению вербальной.

с. между спортсменами и людьми, не имеющих стойко выраженных интересов можно сделать следующие выводы:

- повышение самооценки способствует снижению вербальной агрессии, повышает активность и настроение;

- завышенная самооценка по умственным способностям положительно связана с проявлением негативизма и с обидой, при этом с высоким самочувствием и высокой активностью.

Таким образом, спортивная деятельность требует от спортсменов, вне зависимости от вида спорта, уровня спортивной подготовки и квалификации развития большого комплекса психических процессов и состояний, которые буквально пронизывают собой все стороны деятельности спортсмена во время тренировочного процесса и соревновательной деятельности, но развития не вообще, а с учетом специфики каждого вида спорта.

Конфликт интересов Conflict of Interest

Не указан. None declared.

Список литературы / References

1. Буриков А.В. Анализ соревновательной деятельности студентов-лыжников высокой квалификации / Буриков А.В., Ершов С.А. // Вестник Рыбинского государственного технического университета им. П.А.Соловьёва, Рыбинск,

2016, № 2 (38). - С. 198-202.

2. Буриков А.В. Значение физической культуры для психологической подготовленности военнослужащих // Педагогика & Психология. Теория и практика. Международный научный журнал, № 4 (18), Волгоград, 2018, С. 43-44.

3. Буриков А.В. Анализ проявления агрессивности и самооценки у спортсменов различной квалификации и лиц, не имеющих стойко выраженных интересов / Буриков А.В., Чернышов С.М., Елькин Ю.Г. // Наука в современном мире, № 9, 2017, С.25-27.

4. Буриков А.В. Формирование психологической устойчивости к действиям в экстремальных условиях // Педагогика & Психология. Теория и практика. Международный научный журнал, № 3 (17), Волгоград, 2018, С. 56-57.

5. Буриков А.В. Формирование психологической устойчивости курсантов высшего военного учебного заведения // ^^quium-ournal, Warszawa, Poland, № 6(17), 2018 г. P.44-46

6. Воронов Н.А. Поведенческая адаптация спортсменов / Воронов Н.А., Козниенко И.В., Суворов Е.А. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 150-151.

7. Воронов Н.А. Спортивная занятость как залог психического совершенствования / Воронов Н.А., Авдеева С.Н., Бирюков А.С. // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития. Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 144-145.

8. Воронов Н.А. Формирование личности на основе адаптивных стратегий поведения / Воронов Н.А., Балабин Н.Н., Чернышов С.М. // Научные исследования: теория, методика и практика. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. В 2-х томах. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 275-276.

9. Воронов Н.А. Формирование поведенческих особенностей спортсменов / Воронов Н.А., Авдеева С.Н., Шутов С.П. // Актуальные направления научных исследований: перспективы развития. Сборник материалов III Международной научно-практической конференции. Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. 2017. С. 100-102.

10. Косяшников Н.Т. Физическая культура в ВУЗе как средство воспитания психологических качеств студентов / Косяшников Н.Т., Буриков А.В., Ершов С.А. // Вестник Рыбинского государственного технического университета им. П.А.Соловьёва, Рыбинск, 2015, № 1 (32). - С. 221-224

Список литературы на английском языке / References in English

1. Burikov A.V.Analiz sorevnovatelnoi deyatelnosti studentov-lyzhnikov vysokoi kvalifikatsii [Analysis of Competitive Activities of Highly Qualified Skier Students] / Burikov A.V., Ershov S.A. // Vestnik Rybinskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. P.A.Solov'yova [Bulletin of the Rybinsk State Technical University named after P.A. Solovyov], Rybinsk, 2016, No. 2 (38). - P. 198-202. [in Russian]

2. Burikov A.V. Znachenie fizicheskoi kultury dlia psikhologicheskoi podgotovlennosti voennosluzhashchikh [Significance of Physical Culture for Psychological Preparedness of Military Personnel] // Pedagogika & Psikhologiya. Teoriya i praktika. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. International Journal of Science], No. 4 (18), Volgograd, 2018, P. 43-44. [in Russian]

3. Burikov A.V. Analiz proyavleniya agressivnosti i samootsenki u sportsmenov razlichnoi kvalifikatsii i lits, ne imeyushhih stoiko vyrazhennykh interesov [Analysis of Aggressiveness Manifestation and Self-respect among Athletes of Various Qualifications and Persons with no Particular Interests] / Burikov A.V., Chernyshov S.M., Elkin Yu.G. // Nauka v sovremennom mire [Science in Modern World], No. 9, 2017, P. 25-27. [in Russian]

4. Burikov A.V. Formirovanie psikhologicheskoi ustoichivosti k deistviyam v ekstremalnykh usloviyakh [Formation of Psychological Resistance to Action in Extreme Conditions] // Pedagogika & Psikhologiya. Teoriya i praktika. Mezhdunarodnyy nauchnyy zhurnal [Pedagogy & Psychology. Theory and Practice. International Journal of Science], No. 3 (17), Volgograd, 2018, P. 56-57. [in Russian]

5. Burikov A.V. Formirovanie psikhologicheskoi ustoichivosti kursantov vysshego voennogo uchebnogo zavedeniya [Formation of Psychological Stability of Cadets of Higher Military Educational Institutions] // ^^шит^ш^, Warszawa, Poland, No. 6(17), 2018. P.44-46 [in Russian]

6. Voronov N.A. Povedencheskaya adaptatsiya sportsmenov [Behavioral Adaptation of Athletes] / Voronov N.A., Koznienko I.V., Suvorov E.A. // Nauka, obrazovaniye, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science, Education, Society: Trends and Development Prospects. Collection of Materials of the VII International Research-to-Practice Conference]. Editorial Board: O.N. Shirokov [et al.].

2017. P. 150-151. [in Russian]

7. Voronov N.A. Sportivnaya zanyatost kak zalog psikhicheskogo sovershenstvovaniya [Sports Engagement as a Guarantee of Mental Improvement] / Voronov N.A., Avdeeva S.N., Biryukov A.S. // Nauka, obrazovaniye, obshchestvo: tendentsii i perspektivy razvitiya. Sbornik materialov VII Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Science, Education, Society: Trends and Development Prospects. Collection of Materials of the VII International Research-to-Practice Conference]. Editorial Board: O.N. Shirokov [et al.]. 2017. P. 144-145. [in Russian]

8. Voronov N.A. Formirovanie lichnosti na osnove adaptivnykh strategii povedeniya [Formation of Personality based on Adaptive Behavioral Strategies] / Voronov N.A., Balabin N.N., Chernyshov S.M. // Nauchnyye issledovaniya: teoriya, metodika i praktika. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii. V 2-kh tomakh [Scientific Research: Theory, Methods and Practice. Collection of Materials of the III International Research-to-Practice Conference. In 2 volumes]. Editorial Board: O.N. Shirokov [et al.]. 2017. P. 275-276. [in Russian]

9. Voronov N.A. Formirovanie povedencheskikh osobennostei sportsmenov [Formation of Behavioral Characteristics of Athletes] / Voronov N.A., Avdeeva S.N., Shutov S.P. // Aktual'nyye napravleniya nauchnykh issledovaniy: perspektivy razvitiya. Sbornik materialov III Mezhdunarodnoy nauchno-prakticheskoy konferentsii [Topical Areas of Research: Development Prospects. Collection of Materials of the III International Research-to- Practice Conference]. Editorial Board: O.N. Shirokov [et al.]. 2017. P. 100-102. [in Russian]

10. Kosyashnikov N.T. Fizicheskaya kultura v VUZe kak sredstvo vospitaniya psikhologicheskikh kachestv studentov [Physical Education in University as a Means of Fostering Psychological Qualities of Students] / Kosyashnikov N.T., Burikov A.V., Ershov S.A. // Vestnik Rybinskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta im. P.A.Solov'yova Bulletin of the Rybinsk State Technical University named after P.A. Solovyov, Rybinsk, 2015, No. 1 (32). - P. 221-224 [in Russian]

DOI: https://doi.org/10.23670/IRJ.2018.76.10.045

ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ДЕТЕЙ С РАССТРОЙСТВАМИ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА В

СОЗНАНИИ РОДИТЕЛЕЙ

Научная статья

Суслова Т.Ф.*

Московский государственный областной университет, Москва, Россия * Корреспондирующий автор (sibir812[at]mail.ru)

Аннотация

Целью статьи является анализ исследований отечественных ученых и практиков, в которых изучаются аттитюды, потребности и детерминанты отношения родителей детей с ограниченными возможностями здоровья, в том числе, детей с расстройствами аутистического спектра и родителей здоровых детей к инклюзивному образованию. Метод исследования - сравнительно-сопоставительный анализ психолого - педагогической литературы. Представлены результаты исследования российских ученых, проведенных в различных регионах. Выделены как позитивные, так и негативные взгляды родителей на возможности внедрения в образовательные организации инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра наиболее часто проявляющие в их сознании.

Ключевые слова: инклюзия, дети с расстройствами аутистического спектра, установки, стереотипы и отношение родителей к инклюзивному образованию.

INCLUSIVE EDUCATION OF CHILDREN WITH DISABILITIES OF THE AUTHENTIC SPECTRUM IN THE

CONSCIOUSNESS OF PARENTS

Research article

Suslova T.F.*

Moscow State Regional University, Moscow, Russia

* Corresponding author (sibir812[at]mail.ru)

Abstract

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

The purpose of the article is to analyze the research of domestic scientists and practitioners, which study attitudes, needs and determinants of the attitude of parents of children with disabilities, including children with autism spectrum disorders and parents of healthy children to inclusive education. The method of investigation is comparative-comparative analysis of psychological and pedagogical literature. The results of a study of Russian scientists conducted in various regions are presented. Both positive and negative forms of parents' perception of the possibility of introducing inclusive education for children with autism spectrum disorders in educational institutions are most often shown in their.

Keywords: inclusion, children with RAS, attitudes, stereotypes and parents' attitudes towards inclusive education.

Постановка проблемы

«На рубеже XX-XXI вв. государствами и правительствами большинства наиболее развитых стран мира концепция инклюзивного образования была названа одним из приоритетных направлений совершенствования мировой образовательной системы и политики, призванной способствовать эффективному продвижению антидискриминационных мер, повышению качества образования для всех детей в соответствии с широким кругом их образовательных потребностей в общеобразовательных школах» [9, С. 4.].

Однако, несмотря на активную работу государственных и общественных организаций по внедрению инклюзивного образования детей с расстройствами аутистического спектра (РАС), принятию радикальных социальных, психологических и педагогических мер, проведения различных мероприятий, в том числе разработки и внедрения в образовательную среду ФГОС обучения детей с особыми образовательными потребностями, трансформация сознания общества в сторону позитивного восприятия детей с ОВЗ и их обучения в образовательной организации происходит крайне медленно [6], [8].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.