Научная статья на тему 'Методика психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта'

Методика психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
675
70
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
психоэмоциональное состояние / личность / баскетбол / волейбол / агрессия / агрессивность / социально-психологические отношения / физический компонент / психический компонент / методика / спорт / психолого–педагогическая работа / профилактика / спортсмен / psycho-emotional state / personality / basketball / volleyball / aggression / aggressiveness / socio-psychological relations / physical component / psychological component / method / sport / psychological and pedagogical work / prophylaxis / sportsman

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Н. А. Серебренникова

Психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и социально-психологического отношения личности. Изучение агрессии в спортивной сфере представляет интерес для психологических исследований. Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. Эмоциональное выгорание у спортсменов – ни что иное как реакция на стресс, который представляет собой наличие отрицательных корреляций между физическими и психическими компонентами. Разработанная нами методика направлена на предупреждение и предотвращение развития агрессии и агрессивности в следствии проявления эмоционального выгорания спортсменов студенческих волейбольных и баскетбольных команд. Вся психолого–педагогическая работа по регулированию психоэмоционального состояния спортсменов подразделена на общую работу всего спортивного коллектива в рамках психологической подготовки и работу в отдельных группах из 5–6 человек, направленную на коррекцию и профилактику психоэмоционального состояния отдельных спортсменов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Н. А. Серебренникова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REGULATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF SPORTSMEN IN GAME SPORTS

The psycho-emotional state of a person is recognized as a phenomenon of psychology due to the integrating nature of the processes of the emotional state, psychological properties and the socio-psychological relationship of the individual. The study of aggression in the sports field is of interest for psychological research; we note that due to its goal competitiveness, it is impossible to imagine without the desire to limit the opponent's ability to win. The presented aspect of psycho-emotional states and psychological personality traits is relevant in the practice of game sports. In particular, emotional burnout of athletes is nothing more than a reaction to stress, which is the presence of negative correlations between the physical and mental components. The method we developed is directed to warn and prevent the development of aggression and aggressiveness as a result of the manifestation of the emotional burnout of sportsmen in student volleyball and basketball teams. All psychological and pedagogical work on the regulation of the psycho-emotional state of athletes is divided into the general work of the entire sports team as a part of psychological training and work in separate groups of 5-6 people, aimed at correcting and preventing the psycho-emotional state of individual athletes.

Текст научной работы на тему «Методика психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта»

отчетливым. Кажется, что оно-то и случится в жизни. Ну нет! Тогда я покончу самоубийством» [4, с. 406].

Таким образом, становится очевидной не только потребность в коррекции девиантного социально-психологического поведения среди одаренных детей, но явственно высвечиваются те проблемные векторы, которые требуют первоочередного внимания. Подытоживая все вышеизложенное, выделим направления работы, на которых, по нашему глубокому убеждению, должны сосредоточиться учреждения, чья деятельность посвящена одаренным детям:

во-первых, следует обеспечить корректную рецепцию феномена детской одаренности научно-педагогическим сообществом (одаренность не равна успехам на уроках или в олимпиадном движении!];

во-вторых, необходимо сделать особый акцент на сохранении и развитии физического здоровья одаренных детей;

в-третьих, надлежит выработать методики и механизмы специализированной психологической поддержки детской одаренности, где одну из ключевых позиций занимала бы профилактика суицидального поведения среди одаренных учащихся.

Литература

1. Агранович С.З., Березин С.В. Homo amphibolos: Археология сознания. - Самара: БАХРАХ-М, 2 005. - 344 с.

2. Богоявленская Д.Б. Одаренность: природа и диагностика - М.: АНО «ЦНПРО», 2 013. - 208 с.

3. Концепция общенациональной системы выявления и развития молодых талантов. - URL: минобрнауки.рф/документы/3451/файл/2296/12.04.03-Пр-827^£

4. Мариенгоф А.Б. Мой век, моя молодость, мои друзья и подруги // Собрание сочинений: В 3 т. Т. 2: Кн. 2: Мемуары; Комментарии. - М.: Книжный Клуб Книговек, 2013. - 448 с.

5. Матвиенко В.И. Школа плюс // Российская газета. - Федеральный выпуск №6223 (247). - 1 ноября 2013 г.

6. Поршнев Б.Ф. О начале человеческой истории. Проблемы палеопсихологии. - М.: Академический проект, 2017. - 544 с.

7. Синягина Н.Ю. Психолого-педагогические аспекты детского суицида // Образование личности. - 2012. -№ 4. - С. 8-11.

8. Эразм Роттердамский. Похвала глупости. - М.: Сов. Россия, 1991. - 464 с.

9. Юнг К.Г. Феномен одаренности / / Конфликты детской души. - М.: Канон, 1994. - 336 с.

References

1. Agranovich S.Z., Berezin S.V. Homo amphibolos: Arheologiya soznaniya. - Samara: BAHRAH-M, 2005. - 344 s.

2. Bogoyavlenskaya D.B. Odarennost': priroda i diagnostika - M.: ANO «CNPRO», 2013. - 208 s.

3. Koncepciya obshchenacional'noj sistemy vyyavleniya i razvitiya molodyh talantov. - URL: mi-nobrnauki.rf/ dokumenty/3451/fajl/2296/12.04.03-Pr-827.pdf.

4. Mariengof A.B. Moj vek, moya molodost', moi druz'ya i podrugi // Sobranie sochinenij: V 3 t. T. 2: Kn. 2: Memuary; Kommentarii. - M.: Knizhnyj Klub Knigovek, 2013. - 448 s.

5. Matvienko V.I. Shkola plyus / / Rossijskaya gazeta. - Federal'nyj vypusk №6223 (247). - 1 noyab-rya 2013 g.

6. Porshnev B.F. O nachale chelovecheskoj istorii. Problemy paleopsihologii. - M.: Akademicheskij proekt, 2017. - 544

s.

7. Sinyagina N.Yu. Psihologo-pedagogicheskie aspekty detskogo suicida // Obrazovanie lichnosti. - 2012. - № 4. - S.

8-11.

8. Erazm Rotterdamskij. Pohvala gluposti. - M.: Sov. Rossiya, 1991. - 464 s.

9. Yung K.G. Fenomen odarennosti / / Konflikty detskoj dushi. - M.: Kanon, 1994. - 336 s.

УДК: 796.323.2 .796.325

H.A. Серебренникова

МЕТОДИКА ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СПОРТСМЕНОВ В ИГРОВЫХ ВИДАХ

СПОРТА

Психоэмоциональное состояние человека признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и социально-психологического отношения личности. Изучение агрессии в спортивной сфере представляет

158

интерес для психологических исследований. Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. Эмоциональное выгорание у спортсменов - ни что иное как реакция на стресс, который представляет собой наличие отрицательных корреляций между физическими и психическими компонентами. Разработанная нами методика направлена на предупреждение и предотвращение развития агрессии и агрессивности в следствии проявления эмоционального выгорания спортсменов студенческих волейбольных и баскетбольных команд. Вся психолого-педагогическая работа по регулированию психоэмоционального состояния спортсменов подразделена на общую работу всего спортивного коллектива в рамках психологической подготовки и работу в отдельных группах из 5-6 человек, направленную на коррекцию и профилактику психоэмоционального состояния отдельных спортсменов.

Ключевые слова: психоэмоциональное состояние, личность, баскетбол, волейбол, агрессия, агрессивность, социально-психологические отношения, физический компонент, психический компонент, методика, спорт, психолого-педагогическая работа, профилактика, спортсмен.

Nikoletta A. Serebrennikova METHODS OF PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL REGULATION OF PSYCHO-EMOTIONAL STATE OF SPORTSMEN IN GAME SPORTS.

Abstract: The psycho-emotional state of a person is recognized as a phenomenon of psychology due to the integrating nature of the processes of the emotional state, psychological properties and the socio-psychological relationship of the individual. The study of aggression in the sports field is of interest for psychological research; we note that due to its goal - competitiveness, it is impossible to imagine without the desire to limit the opponent's ability to win. The presented aspect of psycho-emotional states and psychological personality traits is relevant in the practice of game sports. In particular, emotional burnout of athletes is nothing more than a reaction to stress, which is the presence of negative correlations between the physical and mental components. The method we developed is directed to warn and prevent the development of aggression and aggressiveness as a result of the manifestation of the emotional burnout of sportsmen in student volleyball and basketball teams. All psychological and pedagogical work on the regulation of the psycho-emotional state of athletes is divided into the general work of the entire sports team as a part of psychological training and work in separate groups of 5-6 people, aimed at correcting and preventing the psycho-emotional state of individual athletes.

Keywords: psycho-emotional state, personality, basketball, volleyball, aggression, aggressiveness, socio-psychological relations, physical component, psychological component, method, sport, psychological and pedagogical work, prophylaxis, sportsman.

Психоэмоциональное состояние - особая форма психических состояний человека с преобладанием эмоционального реагирования по типу доминанты. [1] Оно признается феноменом психологии в силу интегрирующего характера процессов эмоционального состояния, психологических свойств и социально-психологического отношения личности. Говоря простым языком, речь идет о психической форме состояния с ярко выраженной эмоциональной реакции личности на окружающий его мир в той или иной ситуации. Наши исследования направлены на предупреждение агрессии и агрессивности спортсменов в игровых видах спорта, порождаемых эмоциональным выгоранием. Агрессия - это любая форма поведения, нацеленная на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. [2] Говоря о спорте, заметим, что в силу его цели -состязательности, невозможно представить без стремления ограничить возможности соперника на пути к победе. Как следствие, в спортивной среде понимание агрессии в общепринятом понимании подменяется «спортивной злостью». Речь уже идет о социально-неопасной форме, отрегулированной спортивными правилами. Однако многие научные теоретики предпочитают рассматривать агрессию как негативное проявление в спорте. Таким образом, «Спортивная агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее спортивным правилам, способное причинить вред противнику через физический ущерб или психологический дискомфорт». [3] Данная трактовка подразумевает негативные эмоции и мотивы к доминированию над другими.

Кроме понятия «агрессия» имеет место быть - «агрессивность». «Агрессивность - это набор преимущественно межличностных действий, вербальных или физических по форме, деструктивных и вредоносных по отношению к другим людям или предметам». При контроле агрессивности человеком, она способствует успехам человека в разных сферах жизни, направляет активность и целеустремленность. [4]

Представленный аспект психоэмоциональных состояний и психологических свойств личности актуален в практической деятельности игровых видов спорта. В частности, эмоциональное выгорание у спортсменов - ни что иное как реакция на стресс, который представляет собой наличие отрицательных корреляций между физическими и психическими компонентами. Под физическими - следует видеть нарушение сна, головные боли, хроническую усталость, психофизическую изнеможенность. Под психическими - понимаются депрессия и раздражительность, тревожность и агрессия. Состояние выраженного психоэмоционального напряжения приводит к характерным дисфункциям эмоционально-когнитивной сферы личности. Такого рода данность позволяет утверждать о необходимости профилактических и коррекционных мероприятий в проблемных для спортсмена ситуациях. Здесь практическую значимость приобретают, например, следующие важные аспекты: релаксация и воздействие на эмоциональную, когнитивную и личностную сферы. Названные направления нашли свое применение в разработанной нами методике психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта. Предлагаемая нами методика, это результат анализа ранее известных приемов коррекции, адаптированных, в нашем случае, к спортсменам, занимающимся игровыми видами спорта. Также разработка подтверждена эмпирическими данными. Примечательно, что сбор и обработка конкретных данных, были получены при непосредственном контакте с исследуемыми спортсменами. Разработанная методика направлена на предупреждение и предотвращение развития агрессии и агрессивности в следствии проявления эмоционального выгорания спортсменов игровых видов спорта. Проведение исследования содержит методы изучения: наблюдение, эксперименты. Применение названных методов позволило получить фактические данные; провести процедуры перевода этих данных в закономерности; определенные зависимости и конкретные факты.

Содержание и структура методики психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта отражена в двух комплексах с учетом показателей диагностики спортсменов баскетболистов.

Комплекс №1 «Психологическая подготовка», предназначен для «группы общей подготовки», спортсменов команды и специалистов тренерского штаба, который проводится входе учебно-тренировочного процесса в рамках психологической подготовки. Работа проводится согласно циклу 1х1, т.е. 10 учебно-тренировочных занятий с психофизиологическими заданиями и 10 учебно-тренировочных занятий без психофизиологических заданий с учетом четности и нечетности занятий.

Комплекс №2 «Коррекция и профилактика» проводится во вне учебно-тренировочного времени и предназначен для:

1) спортсменов, испытывающих дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенных расстройств (группа коррекции],

2) спортсменов без нарушений психоэмоционального состояния (группа профилактики -

1),

3) спортсменов, прошедших коррекцию нарушений психоэмоционального состояния и предотвращения развития расстройств (группа профилактики - 2).

В этой части нашего исследования были выявлены уровни тревожности, агрессии и агрессивности, самооценки спортсменов. Эксперимент состоял из трех этапов. На первом с проведением теста (методики] уровня тревожности Спилбергера-Ханина удалось установить уровень личностной и ситуационной тревожности студентов-спортсменов. По следам приведенного теста состоялась беседа о тревожности с каждым спортсменом. Затем студенты на рисунке изобразили свои страхи. Работа со страхами включала и другие приемы, позволившие подготовить студентов к тренингу с целью снизить уровень тревожности. Второй этап заключался в степени проявления основных симптомов агрессии и враждебности, которая диагностировалась тестом Баса-Дарки, пользующимся большим авторитетом в мировой психологической практике. Он примечателен тем, что проявление агрессии всегда связано с ее мотивацией. Мы активно обращались к другим методикам по определению уровня агрессии и агрессивности. На этом же этапе эксперимента удалось замерить стрессовые ощущения спортсменов в соматических, эмоциональных, поведенческих показателях по шкале

психологического стресса psm-25 Лемура-Тесье-Филлиона. После обработки и интерпретации результатов исследуемым спортсменам было предложено специальное упражнение, способствующее снятию психоэмоционального напряжения. Третий этап уделил внимание самооценке, как одной из важных слагаемых социально-психологических качеств спортсмена, ведь от ее уровня в немалой степени зависят спортивные достижения. Так, по мнению Г. В. Лозовой, профессиональным спортсменам свойственна достаточно высокая самооценка, но ход развития профессионального самоопределения ощутимо влияет на ее уровень [5].

Вся работа, направленная на регулирование психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта, проводилась по разработанной нами методике со спортсменами баскетболистами, согласно определенному содержанию, таймингу, также -сезонным периодам в группах: общей подготовки; профилактики; коррекции.

Мелодика психолого-педагогического регулирования психоэмоционального состояния спортсменов в игровых видах спорта - это предлагаемые и апробированные комплексы психофизических воздействий для коррекции психоэмоционального напряжения, нарушений эмоционально-когнитивной и личностной сфер личности. Состоит из: тренингов, специально подобранных релаксационных и дыхательных упражнений. Кроме того, - из упражнений метода чувственного осознания, техник арт-терапии, метода креативной визуализации. Также

- включает в себя упражнения, направленные на развитие внимания, памяти, рефлексивного мышления, воображения, навыков самоконтроля, саморегуляции и невербального общения, выбранных из методик психотехнических игр в спорте. Примечательно, что в методике есть и упражнения, способствующие формированию работоспособности в группе и команде.

Вся психолого-педагогическая работа по регулированию психоэмоционального состояния спортсменов подразделена на общую работу всего спортивного коллектива в рамках психологической подготовки и работу в отдельных группах из 5-6 человек, направленную на коррекцию и профилактику психоэмоционального состояния отдельных спортсменов. Работа со спортсменами по «коррекции» осуществлялась в два этапа: «1 этап - помощь»; «2 этап -беседа-обучение». Спортсмены без нарушений психоэмоционального состояния участвовали в профилактических занятиях 1 раз в неделю (группа профилактики - 1), а спортсмены, прошедшие «коррекцию», продолжали терапию в рамках профилактики во второй группе, где занятия проводились 2 раза в неделю.

В целом предлагаемая методика рекомендуется для: диагностики, консультирования, профилактики, коррекции, выявление и устранения очагов напряжения и раздражения. Направлена на решение следующих задач:

совершенствование уровня психологической подготовки спортсменов; систематизирование диагностики психоэмоционального и психофизического состояния спортсменов и сопровождение спортсменов;

корректирование психоэмоционального состояния спортсменов, а именно: способствуя развитию эмоционального интеллекта; повышению уровня распознавания спортсменом эмоций других людей; определяя причины высокого уровня личностной тревожности и развивая мотивации избегания неудач; снижением степени проявления агрессии и агрессивности; способствуя повышению самооценки и смысложизненных ориентаций; а также

- уровню управления эмоциями, устойчивости к эмоциональному выгоранию;

обучение навыкам (техникам) саморегуляции психоэмоционального и психофизического состояния личности;

формирование стойкого желания и стремления к саморазвитию личности; обучение регулярному анализу деятельности личности, который состоит из: выявления ее положительных и отрицательных сторон, разбора и анализа ошибок, их устранения и разработки способов достижения положительного эффекта;

способности применять на практике технологии определения и устранения очагов напряжения и раздражения;

создание условия для сплоченности, уважения и понимания, т.е. позитивной межличностной коммуникации всех членов спортивного коллектива;

поддержание высокого уровня «спортивной формы» на протяжении всего спортивного сезона.

Разработанная мелодика предназначена для:

спортсменов без нарушений психоэмоционального состояния (профилактика]; спортсменов, испытывающих дисфункции эмоционально-когнитивной сферы и стрессогенные расстройства (коррекция];

специалистов тренерского штаба (предупреждение переноса отрицательного эмоционального состояния на работу со спортсменами].

Картина предложенной методики не будет полной без рекомендаций для инструктора-психолога. Приступая к занятиям важно:

помнить правило «не навреди», соблюдая этические правила профессии «психолог»; не оскорблять, не выделять кого-либо из спортсменов и не разглашать в качестве показательного примера личные данные диагностики и личную информацию участников группы в групповой работе, а также умышленно, для воздействия на личность; слышать и слушать каждого в отдельности и группу в целом;

стремиться найти индивидуальный подход к каждому студенту-спортсмену, даже в групповой работе;

не зацикливаться на «идеальной методики» (тренинг, тест, игра, упражнение] и не пытаться применять ее во всех случаях как «ключ» для решения любых диагностических и корректирующих задач;

не допускать коллекционирования методик (тренинг, тест, игра, упражнение] и включение их в работу без соответствия поставленным задачам диагностики, коррекции, профилактики психоэмоциональных состояний спортсменов.

Задача инструктора-психолога направлять мыслительный потенциал спортсмена или группы. Способствовать развитию самостоятельной формулировки спортсменами выводов по той или иной проблеме.

В заключение, следует отметить, что изучение агрессии в спортивной сфере представляет интерес для психологических исследований. Очевидно, что профессиональное пространство человека намного уже, чем жизненное личностное. Именно от него зависит становление, развитие, увы, - и завершение профессионального пути. Таким образом, процесс эволюции профессионализма фиксирует социализация. В свою очередь, профессионализация имеет свойство, непременно, отражаться на личности. Она способна не только стимулировать ее, но и деформировать и даже разрушать. Тем не менее, корректирование психоэмоционального состояния спортсменов вполне возможно.

Литература

1. Психологический словарь / Под ред. В.П. Зинченко, Б. Г Мещерякова. - 2-е изд., перераб, и доп. - М.: Педагогика-Пресс, 1999. - 440 с, ил. ISBN 5-7155-0720-0

2. Бэрон Р., Ричардсон Д. - СПб, Питер, 2000 - 352 с.

3. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/uspehoff/71461.html

4. Ильин Е.П. «Психология индивидуальных различий» - СПб.: Питер, 2004. С.701.

5. Лозовая, Г.В. Взаимосвязи самооценки и самореализации у юных спортсменов / Г.В. Лозовая // Теория и практика управления образовательным процессом: педагогические, социальные и психологические проблемы: Вестник БПА / Санкт-Петербургская балт. пед. акад. - СПб., 2 003. - Вып. 51. - С. 77-79.

References

1. Psihologicheskij slovar' / Pod red. V.P. Zinchenko, B. G Meshcheryakova - 2-e izd., pererab, i dop. - M.: Pedagogika-Press, 1999. - 440 s., il. ISBN 5-7155-0720-0

2. Behron R., Richardson D. - SPb, Piter, 2000 - 352 s.

3. https://www.sports.ru/tribuna/blogs/uspehoff/71461.html

4. Il'in E.P. «Psihologiya individual'nyh razlichij» - SPb.: Piter, 2004. S.701.

5. Lozovaya, G.V. Vzaimosvyazi samoocenki i samorealizacii u yunyh sportsmenov / G.V. Lozovaya // Teoriya i praktika upravleniya obrazovatel'nym processom: pedagogicheskie, social'nye i psihologi-cheskie problemy: Vestnik BPA / Sankt-Peterburgskaya balt ped akad. - SPb., 2003. - Vyp. 51. - S. 77-79.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.