Научная статья на тему 'Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта (баскетбол и волейбол) с разной спортивной квалификацией'

Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта (баскетбол и волейбол) с разной спортивной квалификацией Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
840
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АГРЕССИЯ / АГРЕССИВНОСТЬ / AGGRESSION / СПОРТИВНАЯ КВАЛИФИКАЦИЯ / SPORTS QUALIFICATION / AGGRESSIVENESS

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К.

Агрессия проявляется как результат личностных деформаций, возникающих вследствие психического и психофизиологического напряжения, связанного со снижением профессиональной успешности и удовлетворенности результатами своей деятельности и собой в целом. Выявлены агрессивные тенденции, которые заключаются в значимо большей сформированности навыков произвольной регуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов высокой квалификации и импульсивных форм у спортсменов низкой квалификации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Серебренникова Н.А., Бикмухаметов Р.К.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aggression is shown as result of the personal deformations arising as the result of the mental and psychophysiological tension associated with decrease of the professional success and satisfaction by results of the activity and myself in general. Aggressive tendencies were revealed, which consist of significantly bigger formation of skills of free-movement regulation of revealing of aggressive forms of athletes' behavior of high qualification and impulsive forms in athletes of low qualification.

Текст научной работы на тему «Особенности проявления агрессии у спортсменов различных видов спорта (баскетбол и волейбол) с разной спортивной квалификацией»

УДК 796:075.8.

ОСОБЕННОСТИ ПРОЯВЛЕНИЯ АГРЕССИИ У СПОРТСМЕНОВ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ СПОРТА (БАСКЕТБОЛ И ВОЛЕЙБОЛ) С РАЗНОЙ СПОРТИВНОЙ КВАЛИФИКАЦИЕЙ

Н А. Серебренникова, Р.К. Бикмухаметов

ФГБОУ БПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма», Россия, Казань

Для связи с авторами: nikoletta_sudden@mail.ru Аннотация:

Агрессия проявляется как результат личностных деформаций, возникающих вследствие психического и психофизиологического напряжения, связанного со снижением профессиональной успешности и удовлетворенности результатами своей деятельности и собой в целом. Выявлены агрессивные тенденции, которые заключаются в значимо большей сформированности навыков произвольной регуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов высокой квалификации и импульсивных форм у спортсменов низкой квалификации.

Ключевые слова: агрессия, агрессивность, спортивная квалификация

FEATURES OF MANIFESTATION OF AGGRESSION AT ATHLETES OF DIFFERENT TYPES OF SPORT (BASKETBALL AND VOLLEYBALL) WITH DIFFERENT SPORTS QUALIFICATION N.A. Serebrennlkova, R.K. Bikniuhametov

Volga Region State Academy of Physical Culture, Sports and Tourism, Kazan, Russia Abstract:

Aggression isshownasresultofthe personal deformationsarising asthe result of the mental and psychophysiological tension associated with decrease of the professional success and satisfaction by results of the activity and myself in general. Aggressive tendencies were revealed, which consist of significantly bigger formation of skills of free-movement regulation of revealing of aggressive forms of athletes' behavior of high qualification and impulsive forms in athletes of low qualification.

Key words: aggression, aggressiveness, sports qualification.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время в отечественной психологии спорта наблюдается повышение интереса к проявлению агрессии, которая вполне закономерно влияет на все сферы личности. Современные требования к спортивной подготовке стали более жесткими От спортсменов требуется не только показать высокие спортивные результаты, но и мобилизовать свои внутренние психологические ресурсы волю, мотивацию, эмоциональную уравновешенность. Проявление агрессии в спортивной деятельности напрямую связано не только с индивидуально-личностными особенностями спортсмена и с видом спорта. На наш взгляд, агрессия —это защитная установка [2]. Формирование личности спортсмена зависит

от многих факторов, одним из которых выступает агрессивность Стоит отметить, что исследования в этой области ориентированы в основном на контактные виды единоборств, где качество агрессии является неотъемлемым элементом спортивного состязания В связи с этим особую актуальность приобретает изучение агрессивности в рамках игровых видов спорта, где остается множество белых пятен понимания особенностей проявления агрессивности [2].

В спорте существуют два вида агрессии: реактивная, или враждебная, и инструментальная При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении физической или психологической травмы кому-нибудь Инструментальная агрессивность имеет место при реа-

лизации неагрессивной цели Как враждебная, так и инструментальная агрессивность включает намерение нанести ущерб Инструментальная агрессия не является реакцией на фрустрацию и не включает в себя гнев [1] Например, когда волейболист (бросается» за упущенным мячом, — это проявление инструментальной агрессии, в баскетболе же агрессия но сит реактивный характер. Агрессия в баскетболе проявляется в намеренном толкании соперника, чтобы завладеть мячом, демонстрации силы при блокировке и нападении ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ - влияние спортивной квалификации на проявление агрессии.

Задачи исследования:

1. Провеет теоретпко-мего дологический анализ исследований по проблеме агрессии в спорте.

2. Изучить особенности проявления агрессии в спортивной деятельности.

3. Определить влияние самооценок личных качеств спортсменов на проявление агрессивности и агрессии

МЕТОДЫ И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Методы исследования

- анализ учебной документации,

- методы опроса (беседа, анкетирование, опросники);

- нестандартизированное педагогическое наблюдение,

- статистическая и математическая обработка данных

Методики исследования

- РБМ-25 Лемур а-Тесье-Филлиона,

- Методика СЖО,

- Методика Спилбергера-Ханина «Исследование тревожности».

Выборку испытуемых составили спортсмены от 2-го разряда до МСМК и студенты в возрасте 18-24 лет мужского и женского пола Б исследовании участвовали спортсмены:

- 10 баскетболистов (юноши) — «Академия-Казань» —Поволжская ГАФКСиТ,

- 10 баскетболисток (девушки) — «Академия-Казань» — Поволж екая ГАФКСиТ,

- 10 волейболистов (юноши) — «Академия-

Казань» — Поволжская ГАФКСиТ,

- 10 волейболисток (девушки) — «Академия-Казань» — Поволжская ГАФКСиТ

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Были выявлены достоверные различия между спортсменами высокой и низкой квалификации по показателям проявления агрессии по всем параметр ам, за исключением шкалы «Чувство вины». Мы считаем, что данное чувство вины присуще спортсменам любой квалификации, особенно в случае поражения команды. Показатели отражены в таблице 1 и рисунке 1.

Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций. Следовательно, можно предположить, что со снижением фрустрации повышается устойчивость спортсменов и к стресс-фактор ам благодаря нахождению конструктивных путей для их решения. Ведь стресс и фрустрация — это два вида психического состояния, которые не исключают друг друга, хотя причины их проявления различны. Обследование больших групп спортсменов высокой квалификации показывает, что наиболее характерными особенностями их личности являются высокая эмоциональная устойчивость, уверенность в себе, независимость, самостоятельность, склонность к риску, самоконтроль, общительность [3]. Мы исследовали спортсменов раз.личной квалификации на определение уровня психологического стресса по шкале Р8М-25 Лемура

- Тесье-Филлиона. Б результате у нас получились ответы, которые представлены в таблице 2 и рисунке 2

Анализируя данные исследования иы пришли к следующим выводам: спортсмены высокой квалификации имеют низкие показатели ОП и ОС, показатели самопознания, интересов, ценностей, гибкости и активности статистически различны.

Учитывая результаты исследования, можно сделать вывод, что уровень стресссустойчиво-сти выше у спортсменов высокой квалификации. Это обусловлено более высоким уровнем психологической подготовки Спортсменам низкой квалификации свойственнэ неумение

Таблица 1 - Средние показатели проявления агрессии между спортсменами

Показатели Косвенная Раздражение Негативизм Обида Подозрительность Физическая Вербальная Чувство вины

Выс. квалификация 3,1 3.2 4.1 3,8 3,3 4.2 3 4,8

Низ.квалификация 6,2 5,5 43 5.4 6Д 5.3 6.1 4,8

1 Эмп 11,21 7.4 6.3 6.1 7,9 5,3 7.2 0

■ Высокая квалификация ■ Низкая квалификация В ^мп. Рисунок 1 - Показатели проявления агрессии между спортсменами

Таблица 2 - Средние показатели проявления психологического стресса по шкале РБМ-25 Лемура-Тесье-Филлиона между спортсменами

Показатели Псих.стресс Орг. стресс Самопознание Интересы Ценности Гибкость активность

Высокая квалификация 42.2 54.2 11.3 13.2 15.3 10.2 11.3

Низкая квалификация 159,4 112 21,1 19.9 19.6 18,6 17,6

омп. 21.4 15.6 17.3 18.6 17,4 16.1 11.3

Примечание при р<0,05 г=2,75: при р<0,0п=2,04

159,4

■ Высокая квалификация ■ Низкая квалификация ВЪ-эмп. Рисунок 2 - Показатели проявления психологического стресса по шкале РБМ-25 Лемура -Тесье-Филлиона между спортсменами

регулировать свои психологические импульсы. Перед ответственными соревнованиями спортсмен находится в состоянии эмоционального напряжения, и он скорее может "сломаться" или его результаты будут ниже потенциально возможных. На этом этапе спортсмен находится в состоянии предельного возбуждения. При таком состоянии психический стресс может возникнуть из-за незначительного раздражителя Поэтому спортсмены высокого класса более эмоционально устойчивы и физически выносливы, легче противостоят стрессовым ситуациям Для спортсменов высокого класса характерны следующие черты личности: повышенная выносливость, эмоциональная стабильность, лучшая способность к саморегуляции и самоконтролю.

Результаты анализа полученных данных ис-

следования смысложизненных ориентаций у спортсменов различной квалификации представлены в таблице 3.

Таким образом, прослеживается четкая тенденция увеличения результатов по всем показателям в соответствии с повышением уровня мастерства спортсменов Чем выше становится спортивная квалификация, тем более четко выраженными становятся цели в жизни, касающиеся будущего, повышается насыщенность жизни в настоящий момент, а также высокого уровня достигает удовлетворенность самореализацией в спортивной деятельности. При этом всех спортсменов характеризует четкое убеждение в том, что вся выполняемая деятельность подчинена контролю и сам спортсмен способен такой контроль осуществлять Это, видимо, позволяет чувствовать некоторую уве-

Таблица 3 - Результаты выраженности смысложизненных ориентаций у спортсменов различной кзалификации

Шкала Спортивная квалификация Средние показатели Уровень выраженности

Цели Высокая квалификация 29.6 Средний уровень

Низкая квалификация 38,3 Высокий уровень

Процесс Высокая квалификация 32.3 Средний уровень

Низкая квалификация 35.7 Высокий уровень

Результат Высокая квалификация 24.5 Средний уровень

Низкая квалификация 28.3 Высокий уровень

ЛК-Я Высокая квалификация 21 Средний уровень

Низкая квалификация 25.3 Высокий уровень

ЛК-жизнь Высокая квалификация 30 Средний уровень

Низкая квалификация 35 Высокий уровень

Общий ОЖ Высокая квалификация 101,3 -

Низкая квалификация 112,3 -

120

100

80

60

40

20

38,3

32,3

35,7

24,5

28,3

112,3

101,3

0

Цели Процесс Результат ЛК-Я Общий ОЖ

■ Высокая квалификация ■ Низкая квалификация Рисунок 3 - Результаты выраженности смысложизненных ориентаций у спортсменов различной квалификации

ренность в условиях данного вида спорта. Статистические различия между группами представлены в таблице 4 и рисунке 4. Данные результаты позволяют говорить об устойчивости выявленных жизненных образований, что переводит их в разряд личностных черт спортсменов и способствует в дальнейших исследованиях уточнению психологических характеристик спортсменов, занимающихся игровыми видами спорта. Итак, результаты показали, что у спортсменов с высокими показателями по этим субшкалам отмечалась более высокая нервно-психическая устойчивость и наличие четких целей на будущее, которые определяют осмысленность жизни, направленность на реальную перспективу в спортивной деятельно ста. У таких спортсменов сформировано представление о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора в действиях для построения жизни в соответствии со своими целями и задачами.

На следующем этапе исследования в результате опроса испытуемых по методике «Исследование тревожности» Спилбергера-Ханина были получены следующие данные, отраженные в таблице 5 и б и рисунке 5. Источник стресса для каждого был осознаваем, отсутствовал лишь необходимый доступ к приспособительным ресурсам личности. Спортсмены, имеющие более высокую квалификацию, имеют средний уровень тревожности, а спортсмены с более низкой квалификацией — высокий, что может свидетельствовать

Таблица 4 - Статистические различия между группами

СЖО м<рнтерий

Цепи 9.2

Процесс 14,1

Результат о.5

Л о кус контр ОЛЯ-Я 3.5

Локус контроля-Жизнь 7,6

Л опус контроль- ЖИЗНЬ: 7.6; 17% __И*™,: «.1:20*

Локус контроль- ^^^^^^^^^ Л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процесс

^^^^^^^^^^^ 31*

Результат; 6,5; ^^^^^^^^^^^^^ 144

Рисунок 4 • Статистические различия между группами

о том, что мастера спорта и кандидаты в мастера спорта более стрессоустойчивы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Выполненное исследование направлено на изучение особенностей агрессивного поведения в спорте в зависимости от спортивной квалификации спортсменов. Были отобраны два вида спорта: контактный (баскетбол) и неконтактный (волейбол)

Главное различие в агрессивных тенденциях заключается в значимо большей сформиро-ванносга навыков произвольной регуляции проявлений агрессивных форм поведения у спортсменов и импульсивных форы у неспортсменов.

По результатам методики СЖО можно сделать

70

60

50

40

30

20

I Высокая квалификация I Низкая квалификация ^критерий

Личностная тревожность

Ситуативная тревожность

Рисунок 5 - Проявление тревожности у спортсменов

Таблица 5 - Проявление тревожности у спортсменов

Параметры Личностная тревожность Ситуативная тревожность

Высокая квалификация ЗОД 31,2

Низкая квалификация 67,5 66,7

Таблица 6 - Статистические различия между группами

Тревожность г-критерий

Ситуативная 21,2

Личностная 22,5

вывод о деформациях ценностно-смысловой сферы у спортсменов разной квалификации. Для спортсменов низкой квалификации все показатели агрессии более выражены. Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций.

Спорта,1ены высокой квалификации имеют низкие показатели психического стресса (ПС) и организационного стресса (ОС), показатели самопознания, интересов, ценностей, гибкости и активности у них статистически различны. Таким образом, чем выше становится спортивная квалификация, тем более четко выражен-

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1 Гасанпур, М. Г. Влияние спортивной деятельности на степень агрессивности спортсмена / M Г Га-санпур //Вектор науки Тольяттинского гос.ун-та. Сер Педагогика. Психология - 2011. - № 4. - С. 70-72.

BIBLIOGRAPHY

1. Gasanpur, M. G. Influence of sports activity on degree of aggression of the athlete / M. G. Gasanpur // Science Vector the Tolyatti state, university. Pedagogics. Psychology. - 2011. - № 4. - C. 70-72

ными становятся цели в жизни, касающиеся будущего, повышается насыщенность жизни в настоящий момент, а также высокого уровня достигает удовлетворенность самореализацией в спортивной деятельности Показатели стрессоустойчиво ста выше у спортсменов, имеющих более высокие спортивные разряды Для спортсменов низкой квалификации все показатели агрессии более выражены и уровень стрессоустойчиво ста ниже. Чем выше квалификация спортсменов, тем меньше трудностей возникает при разрешении стрессовых ситуаций, что обусловлено более высоким уровнем психологической подготовки

2. Ильин, Е. П. Психология спорта /Е П. Ильин. - СПб.: Питер.-2008.-352 с.

3. Фирсов.К Н.Психологический анализ агрессивности в спортивной деятельности / К. Н Фирсов // Вестн. Костромского гос.ун-та им. НА. Некрасова. - 2011. -Т.17-№ 5 (6).-С 223-226.

2. Ilyin, Е. Р Sport psychology / Е. Р llyin. - SPb. : St. Petersburg. - 2008. - 352 р.

3. Firsov, К. N. Psychological analysis of aggression in sports activity / К N. Firsov//Vestn.Of Kostroma State. Universityin a name of N A Nekrasov.-2011.-T.17. -№5 (6). -P 223-226

СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ

Серебренникова Николетта Александровна - студент магистратуры ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма»

Бикмухаметов Роберт Кабирович - доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой теории и методики спортивных дисциплин ФГБОУ ВПО «Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.