Научная статья на тему 'КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ'

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
14
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДИКА / МОДЕЛИРОВАНИЕ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА / КУРСАНТ / ВОЕННОЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ КОМПОНЕНТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дальский Дмитрий Даниилович, Борисов Александр Викторович, Краева Елена Сергеевна

В статье приводятся результаты исследования по использованию методики моделирования физической подготовки обучающихся в военном учебном заведении, где основными ее компонентами были определены целеполагающий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный. Отмечается, что отработка смоделированных разнообразных ситуаций в ходе исследования позволила лучшим образом достичь резистентности систем организма и психики будущего военного специалиста радиотехнического профиля к реалиям военно-профессиональной действительности, стрессовым воздействиям, а также надежности функционирования в привычной обстановке и ситуациях экстремального характера, что способствует сохранению здоровья и профессионального долголетия. Делается заключение о том, что основными компонентами методики моделирования определены целеполагающий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный, что в процессе реализации модели физической подготовки эффективно способствует развитию у курсантов современных профессионально и социально значимых физических качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное достижение планируемых компетентност-но-ориентированных образовательных результатов, непосредственно участвующих в формировании военно-профессиональной компетентности выпускника.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дальский Дмитрий Даниилович, Борисов Александр Викторович, Краева Елена Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

COMPONENTS OF THE METHODOLOGY FOR MODELING THE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

The article presents the results of the study covering the use of the methodology for modeling the physical training of students in the military educational institution, where its main components were defined as goal-setting, meaningful, organizational, motivational and productive. It was noted that the development of various simulated situations in the course of the study made it possible to better achieve the resistance of the body and psyche systems of the future military radio engineering specialist to the realities of military professional reality, stressful influences, as well as the reliability of functioning in a familiar environment and situations of the extreme nature, which contributes to the preservation of health and professional longevity. It is concluded that the main components of the modeling methodology are goal-setting, meaningful, organizational, motivational and productive, which in the process of implementing the physical training model effectively contributes to the development of modern professionally and socially significant physical qualities and personality traits in cadets, which ensure the successful achievement of the planned competence- oriented educational results directly involved in the formation of the military professional competence of the graduate.

Текст научной работы на тему «КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ»

3. Понимасов О.Е. Разработка описательных типологических моделей техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, О.В. Новосельцев // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 8 (114). - С. 149-152.

4. Понимасов О.Е. Методика индивидуально-ориентированного замещения движений при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура, спорт - наука и практика. - 2015. - № 4. - С. 51-54.

5. Понимасов О.Е. Замещение гидрогенных локомоций при обучении прикладному плаванию курсантов военных вузов / О.Е. Понимасов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2015. - № 3. - С. 76-77.

REFERENCES

1. Shuvalov, A.M., Mironov, A.O., Samoukov, A.F., Krylatykh, V.Yu., Ponimasov, O.E. and Saburova, E.V. (2018), Teaching applied swimming to students of public service universities: Educational manual, Polytech-Press, St. Petersburg

2. Ponimasov, O.E. (2014), "Hydrogenic locomotions as motive substrates for the implementation of applied swimming functions", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 110, No. 4, pp. 127-130.

3. Ponimasov, O.E. and Novoseltsev, O.V. (2014), "Development of typological descriptive models of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 114, No. 8, pp. 149-152.

4. Ponimasov, O.E. (2015), "Methodology of individually oriented replacement of movements in teaching applied swimming to cadets of military universities", Physical culture, sports - science and practice, No. 3, pp. 51-54.

5. Ponimasov, O.E. (2015), "Replacement of hydrogenic locomotions in teaching applied swimming to cadets of military universities", Fizicheskaya kultura: vospitaniye, obrazovaniye, trenirovka, No. 3, pp. 76-77.

Контактная информация: kirill.grachev@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2023

УДК 796.011.3

КОМПОНЕНТЫ МЕТОДИКИ МОДЕЛИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ В ВОЕННОМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ

Дмитрий Даниилович Дальский, кандидат педагогических наук, доцент, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург; Александр Викторович Борисов, полковник, кандидат педагогических наук, доцент, начальник кафедры, Ярославское высшее военное училище противовоздушной обороны, Ярославль; Елена Сергеевна Краева, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Национальный государственный Университет физической культуры, спорта и здоровья имени П. Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург

Аннотация

В статье приводятся результаты исследования по использованию методики моделирования физической подготовки обучающихся в военном учебном заведении, где основными ее компонентами были определены целеполагающий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный. Отмечается, что отработка смоделированных разнообразных ситуаций в ходе исследования позволила лучшим образом достичь резистентности систем организма и психики будущего военного специалиста радиотехнического профиля к реалиям военно-профессиональной действительности, стрессовым воздействиям, а также надежности функционирования в привычной обстановке и ситуациях экстремального характера, что способствует сохранению здоровья и профессионального долголетия. Делается заключение о том, что основными компонентами методики моделирования определены целеполагающий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный, что в процессе реализации модели физической подготовки эффективно способствует развитию у курсантов современных профессионально и социально значимых физических

качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное достижение планируемых компетентност-но-ориентированных образовательных результатов, непосредственно участвующих в формировании военно-профессиональной компетентности выпускника.

Ключевые слова: методика, моделирование, физическая подготовка, курсант, военное учебное заведение, организационный компонент.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2023.01.p136-143

COMPONENTS OF THE METHODOLOGY FOR MODELING THE PHYSICAL TRAINING OF STUDENTS IN A MILITARY EDUCATIONAL INSTITUTION

Dmitry Daniilovich Dalsky, the candidate of pedagogical sciences, docent, Lesgaft National State University of Physical Culture, Sports and Health, St. Petersburg; Alexander Viktorovich Borisov, the colonel, candidate ofpedagogical sciences, docent, head of department, Yaroslavl Higher Military School of Air Defense, Yaroslavl; Elena Sergeevna Kraeva, the candidate of pedagogical sciences, senior teacher, Lesgaft National State University of Physical Culture,

Sports and Health, St. Petersburg

Abstract

The article presents the results of the study covering the use of the methodology for modeling the physical training of students in the military educational institution, where its main components were defined as goal-setting, meaningful, organizational, motivational and productive. It was noted that the development of various simulated situations in the course of the study made it possible to better achieve the resistance of the body and psyche systems of the future military radio engineering specialist to the realities of military professional reality, stressful influences, as well as the reliability of functioning in a familiar environment and situations of the extreme nature, which contributes to the preservation of health and professional longevity. It is concluded that the main components of the modeling methodology are goalsetting, meaningful, organizational, motivational and productive, which in the process of implementing the physical training model effectively contributes to the development of modern professionally and socially significant physical qualities and personality traits in cadets, which ensure the successful achievement of the planned competence- oriented educational results directly involved in the formation of the military professional competence of the graduate.

Keywords: methodology, modeling, physical training, cadet, military educational institution, organizational component.

ВВЕДЕНИЕ

Моделирование в педагогической науке применительно к высшей военной школе используется как универсальный метод научного исследования. Моделированием физической подготовки курсантов военного учебного заведения позволяет раскрыть содержание с учетом специфики осваиваемой обучающимися военной специальности и профессиональными особенностями дальнейшей службы после окончания вуза в качестве офицера, структурированный образовательный процесс, его компоненты, средства осуществления этого процесса, а также обоснованно получать и использовать на практике информацию о способах достижения с использованием соответствующих средств физической подготовки, компетентностно-ориентированных образовательных результатов [11, С. 48].

При этом под средствами физической подготовки, или педагогическими средствами, принимается все то, при помощи чего педагогический состав осуществляет необходимое обучающее воздействие. Однако в научной литературе и исследованиях используются и другие формулировки.

Анализ педагогических исследований Богатырева Р. В. с соавторами [2] Митрахо-вич В.А., [10], Трапезникова С.А. [12] и других исследователей, в которых осуществлялось построение моделей или посвященных созданию моделей, позволил нам избрать для использования в исследовании компонентную структуру моделирования, которая отража-

ет взаимосвязь отдельных компонентов модели как системы и их взаимообусловленность. При осуществлении педагогического моделирования нами была выработана методика моделирования физической подготовки курсантов, обеспечивающая создание компонентной структурированной модели.

Основными компонентами методики моделирования были определены целепола-гающий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный, что в процессе реализации модели физической подготовки эффективно способствовало развитию у курсантов современных профессионально и социально значимых физических качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное достижение планируемых соответствующих компетентностно-ориентированных образовательных результатов, непосредственно участвующих в формировании военно-профессиональной компетентности выпускника (будущего офицера).

РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Основываясь на обоснованных моделях физической подготовки обучающихся в военном учебном заведении, особенно при несении боевого дежурства, в нашем исследовании были структурно представлены выделенные компоненты методики моделирования.

Целеполагающий компонент. Направлен на определение проектируемого результата моделирования и результата педагогической работы в целом, содержания физической подготовки военного учебного заведения, обеспечивающего формирование современных профессионально и социально значимых физических качеств и психических свойств личности курсантов, эффективно способствующих формированию соответствующей военно-профессиональной компетентности у выпускников.

Компонент представлен нами в единстве целей физической подготовки курсантов и комплекса современных военно-профессиональных задач, выполняемых курсантами (будущими офицерами) в современных условиях служебно-боевой деятельности с включением курсанта как будущего офицера-специалиста радиотехнического профиля в образовательный процесс, направленный на максимальную профессионализацию.

Применение системного подхода во взаимосвязи с деятельностным подходом позволило нам определить взаимосвязь различных элементов моделирования, что обеспечивает глубокое проникновение в сущность явлений при отборе, подготовке, структурировании учебного материала.

Личностно-ориентированный подход позволил обеспечить научный анализ деятельности по формированию и развитию средствами физической подготовки необходимых компетенций у курсантов радиотехнических специальностей как сложного социально-педагогического явления. В соответствии с требованиями принципов детерминизма, единства сознания и деятельности, активности психики, системности и развития применение личностно-ориентированного подхода помогло выявить существующий уровень физического и личностного развития курсантов, а также оценить первоначальные, промежуточные и конечные результаты исследования.

Этот подход реализовывался вследствие постепенного овладения курсантами при помощи средств физической подготовки, интегрированных компетенциями для развития соответствующих физических качеств и свойств личности, эффективно обеспечивающих формирование нужных военно-профессиональных компетенций у выпускников вузов радиотехнического профиля [3, С. 147].

Взаимосвязь методологических подходов позволила осуществить методику моделирования физической подготовки курсантов радиотехнических вузов ПВО и ПРО. При этом педагогическая цель определялась нами как прогнозируемый результат педагогической деятельности (формирование соответствующих военно-профессиональных компетенций у выпускников), что позволило нам в моделировании основываться на обоснованных целях физической подготовки курсантов в вузе радиотехнического профиля.

Так, с учетом обоснованных целей, использования результатов изучения опыта физической подготовки курсантов к будущей специфической военно-профессиональной деятельности по должностному предназначению, а также изучения соответствующей научной литературы мы сформулировали следующие педагогические задачи:

- формирование у курсантов мотивации на освоение средствами физической подготовки профессионально ориентированных практических умений и физических двигательных навыков;

- овладение курсантами системой знаний, необходимой для успешного освоения способов решения учебно-профессиональных задач как важной составляющей, являющейся основой формирования у обучающихся соответствующих военно-профессиональных компетенций;

- вырабатывание у обучающихся практических умений и физических двигательных навыков, обеспечивающих достижение планируемых компетентностно-ориентированных образовательных результатов, непосредственно участвующих в формировании у курсантов (будущих офицеров) планируемых компетенций [4, С. 81];

- развитие у курсантов радиотехнических специальностей ПВО и ПРО профессионально важных физических качеств и свойств личности, необходимых им для успешной будущей деятельности по должностному предназначению в войсках;

- воспитание у курсантов самостоятельности и уверенности в физической готовности к осуществлению принятых ими решений в ходе учебно-профессиональной деятельности [5, С. 193].

Содержательный компонент. В процессе моделирования вырабатывался с учетом:

- анализа особенностей предстоящей военно-профессиональной деятельности выпускников радиотехнических специальностей ПВО и ПРО в войсках;

- реалий выполняемых современных служебно-боевых задач;

- основных положений педагогической науки, военной педагогики по подготовке курсантов вузов к военно-профессиональной деятельности, применяемых при этом методологических подходов для формирования соответствующих военно-профессиональных компетенций.

Использование в методике моделирования содержательного компонента личност-но-ориентированного подхода позволило осуществить отбор содержания учебной дисциплины «физическая подготовка», структурировать учебный материал с учетом взаимосвязей, интегративности и комплексности в направлении наиболее эффективной трансформации и формируемых соответствующих военно-профессиональных компетенций.

Это определяет отбор содержания на основе внутри предметной и межпредметной интеграции с приобретением выпускником, в качестве конечной цели, современного физического развития, профессионально востребованных практических умений и двигательных навыков. При этом содержание физической подготовки должно соответствовать предметным и психолого-педагогическим требованиям.

В свою очередь это содействует комплексированию учебного материала в целесообразной степени на более развитом интегративном межпредметном уровне, что способствует реализации целостного подхода к конструированию военно-профессиональной подготовки и учету особенностей подготовки в вузе военного специалиста радиотехнического профиля ПВО и ПРО.

Реализация целостного подхода способствует осуществлению необходимой связи между теорией и практикой военно-профессиональной подготовки, что является дидактическим принципом профессионального обучения.

Процесс структурирования содержания физической подготовки, профессиональной, военно-профессиональной подготовки и предметов обучения исследовался учеными

М.Я. Виленским [6], Г.Г. Дмитриевым [7, 8] и другими. Анализ их работ позволил применительно к нашему исследованию определить оптимальный вариант структурирования содержания модульных единиц.

Организационный компонент. Включает в себя определение организационных методов, форм и средств физической подготовки, которые были отобраны нами и, по нашему замыслу, должны наиболее эффективно способствовать профессионально ориентированному физическому развитию обучающихся (будущих офицеров) радиотехнических специальностей ПВО и ПРО.

При этом особое значение придавалось разработке таких методов обучения, которые выступают побудительным психологическим условием к освоению физических умений и двигательных навыков, а также способствующих развитию познавательных и профессиональных мотивов будущих военных специалистов.

В этих целях применялся комплекс разработанных комплексных учебных и учебно-профессиональных ситуаций, позволяющих с их помощью формировать соответствующие умения и двигательные навыки, способствующие в дальнейшем осуществлению выпускниками успешных профессиональных действий в ситуациях реальной служебной действительности. При этом содержание ситуации зависит от направленности на развитие соответствующих физических качеств и свойств личности курсанта, уровня его подготовки и применяемых средств обучения.

Кроме этого, применяемые ситуации усиливают развивающую функцию педагогического процесса физической подготовки и обеспечивают профессиональное и психологическое основание физического развития курсантов;

Мотивационный компонент. Представляет собой определенным образом вырабатываемый целенаправленно действующий мотивационный механизм, обеспечивающий формирование положительных мотивов у обучающихся для успешного достижения ком-петентностно-ориентированных образовательных результатов, освоения программы обучения.

В научном сообществе не сложилось единого понимания сущности мотивации и ее значении в регуляции поведения обучающихся; отсутствуют единые взгляды на соотношения между психическими категориями мотивацией и мотивом. Однако следует отметить, что в результате проекции на предмет нашего исследования в мотивационном компоненте методики моделирования определяется процесс педагогической деятельности, эффективно поддерживающий при помощи определенной системы факторов, детерминирующих поведение курсантов, поведенческую активность обучающихся на определенном (достаточно высоком) уровне.

Подобранное содержание занятий, логически структурированное поурочно в соответствии с этапами и траекторией обучения, применяемые на занятиях технологии, методики, методы и приемы обучения, а также другие средства обучения физической подготовке:

- применяемые сигналы к побуждению самомотивации у курсантов на уровне самоосознания необходимости действовать определенным образом в ходе освоения программы физической подготовки;

- позволяющие применять определенные внешние стимулирующие факторы воздействия, выступающие побудительной причиной к нужным действиям курсантов в образовательном процессе.

Таким образом, как отмечает Львов Л. В. [9, С. 52], в методике моделирования физической подготовки курсантов мотивационный компонент представляет собой выработанную определенную систему.

Важным в моделировании физической подготовки является понимание междисциплинарной сущности мотивации курсантов, так как положительная мотивация к учебно -познавательной деятельности формируется не на какой-либо отдельно взятой учебной

дисциплине (физическая подготовка), а в целостном образовательном процессе. Междисциплинарный подход в этом вопросе моделирования предоставляет возможность описания рассматриваемого объекта на основе синтеза имеющихся моно- и междисциплинарных знаний, а также определенного «выхода» за рамки и ограничения одной учебной дисциплины, свойственные практическому характеру обучения физической подготовке.

Результативный компонент. В методике моделирования физической подготовки посредством результативного компонента реализуются две важные функции: результативная и аналитическая, что позволяет:

- определять степень достижения курсантами проектируемых компетентностно-ориентированных образовательных результатов и оценивать достижения цели обучения физической подготовки в целом;

- дифференцированно определять уровни показателей успешности учебно -познавательной деятельности курсантов, а также учитывать их личные особенности в процессе освоения программы физической подготовки;

- своевременно выявлять появившиеся затруднения в образовательном процессе и обоснованно вырабатывать соответствующие корректирующие и регулирующие воздействия.

Использование установленных в рамках учебной дисциплины «физическая подготовка» форм текущего и рубежного контроля позволяет отслеживать объективную динамику освоения курсантами практических умений и двигательных навыков, развитие физических качеств и свойств личности обучающегося, обеспечивающих формирование соответствующих военно-профессиональных компетенций [1, С 163]. При этом критерий успешности учебно-познавательной деятельности курсантов определялись такими показателями, как:

- познавательная мотивация;

- самостоятельность;

- успеваемость.

При выполнении различных упражнений применялись соответствующие методы, такие как стандартно-повторный, соревновательный, вариативный и игровой.

ВЫВОДЫ

В ходе исследования было выяснено, что отработка смоделированных разнообразных ситуаций позволяет лучшим образом достичь резистентности систем организма и психики будущего военного специалиста радиотехнического профиля к реалиям военно-профессиональной действительности, стрессовым воздействиям, а также надежности функционирования в привычной обстановке и ситуациях экстремального характера, что способствует сохранению здоровья и профессионального долголетия.

Таким образом, разработка методики моделирования физической подготовки курсантов радиотехнических специальностей на основе анализа и изучения особенностей предстоящей деятельности офицеров ПВО и ПРО позволила сделать следующие выводы:

- основными компонентами методики моделирования определены целеполагаю-щий, содержательный, организационный, мотивационный и результативный, что в процессе реализации модели физической подготовки эффективно способствует развитию у курсантов современных профессионально и социально значимых физических качеств и свойств личности, обеспечивающих успешное достижение планируемых компетентност-но-ориентированных образовательных результатов, непосредственно участвующих в формировании военно-профессиональной компетентности выпускника;

- содержание физической подготовки должно соответствовать предметным и психолого-педагогическим требованиям;

- отбор и структурирование учебного материала целесообразно осуществлять с учетом взаимосвязей, интегративности и комплексности, на основе внутрипредметной и

межпредметной интеграции, в направлении наиболее эффективной трансформации и формируемых соответствующих военно-профессиональных компетенций;

- лучшим образом достичь резистентности систем организма и психики будущего военного специалиста радиотехнического профиля к реалиям военно-профессиональной действительности, стрессовым воздействиям, а также надежности функционирования в привычной обстановке и ситуациях экстремального характера позволяет отработка смоделированных разнообразных ситуаций;

- положительная мотивация к учебно-познавательной деятельности у курсантов формируется целостном образовательном процессе. Междисциплинарный подход предоставляет возможность описания рассматриваемого объекта на основе синтеза имеющихся моно- и междисциплинарных знаний, а также определенного «выхода» за рамки и ограничения одной учебной дисциплины, свойственные практическому характеру обучения физической подготовке.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алехин И. А. Развитие технологии профессиональной подготовки слушателей (курсантов) в высшем военно-учебном заведении / И. А. Алехин // Мир образования - образование в мире. - 2009. - № 2. - С. 163-168.

2. Богатырев Р.В. Модель физической подготовки офицеров Воздушно-космических сил после возвращения из зоны боевых действий / Р.В. Богатырев, А.В. Борисов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2017. - № 7 (149). - С. 28-32.

3. Борисов А.В. Особенности организации занятий по физической подготовке с военнослужащими противовоздушной обороны и противоракетной обороны в режиме служебного времени / А.В. Борисов, А.В. Буриков, Ю.Г. Елькин // Современные наукоемкие технологии. - 2019. - № 12-1. С. 144-148.

4. Буриков А.В. Применение моделирования в методике развития физических качеств военнослужащих / А.В. Буриков // Международный научно-исследовательский журнал. - 2019. - № 82 (86). - С. 80-82.

5. Васин В.Н. Результаты педагогического эксперимента по совершенствованию уровня физической подготовки военнослужащих / В.Н. Васин, А.В. Буриков, А.В. Горохов // Современный ученый. - 2020. - № 2. - С. 191-195.

6. Виленский М. Я. Конструирование содержания образования по физической культуре / М.Я. Виленский В.В. Черняев // Культура физическая и здоровье. - 2004. - № 1. - С. 26-31.

7. Дмитриев Г.Г. Анализ содержания курса основной физической подготовки в боевых подразделениях армии обороны Израиля / Г. Г. Дмитриев, М. Ю. Бомбина // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 1. - С. 78-82.

8. Дмитриев Г.Г. Содержание физической подготовки военнослужащих миротворческих сил к выполнению профессиональных задач в экстренный период / Г.Г. Дмитриев, А.М. Фофанов, А.А. Васильев // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 3 (181). - С. 129132.

9. Львов Л. В. Моделирование мотивационного механизма / Л. В. Львов // Современная высшая школа: инновационный аспект. - 2015. - № 3. - С. 50-56.

10. Митрахович В.А. Модель реализации педагогического потенциала физической подготовки в формировании профессионализма военнослужащих / В.А. Митрахович, Д.И. Митин // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2017. - № 3. - С. 14-21.

11. Михаил И.И. Моделирование процесса физической подготовки военнослужащих / И.И. Михаил, В. Д. Гетьман, Ю.С. Харламов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. -2007. - № 4 (26). - С. 47-49.

12. Моделирование организации физической подготовки офицеров / С. А. Трапезников, Р.М. Кадыров, В.Л. Пашута, И.И. Михаил // Актуальные проблемы физической и специальной подготовки силовых структур. - 2020. - № 2. - С. 76-80.

REFERENCES

1. Alekhin, I.A. (2009), "Development of technology for professional training of students (cadets) in a higher military educational institution", The world of éducation is éducation in the world, No. 2,

pp. 163-168.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Bogatyrev, R.V. and Borisov, A.V. (2017), "Model of physical training of officers of the Aerospace Forces after returning from the combat zone", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 7 (149), pp. 28-32.

3. Borisov, A.V., Burikov, A.V. and Elkin Yu.G. (2019), "Features of organization of physical training classes for air defense and anti-missile defense servicemen in duty hours", Modern science-intensive technologies, No. 12-1, pp. 144-148.

4. Burikov, A.V. (2019), "Application of modeling in the method of development of physical qualities of military personnel", International research journal, No, 8-2 (86), pp. 80-82.

5. Vasin, V.N., Burikov, A.V. and Gorokhov, A.V. (2020), "The results of a pedagogical experiment to improve the level of physical training of military personnel", Modern scientist, No, pp. 191-195.

6. Vilensky, M.Ya. and Chernyaev, V.V. (2004), "Designing the content of education in physical culture ", Physical culture and health, No. 1, pp. 26-31.

7. Dmitriev G.G. and Bombina M.Yu. (2020), "Analysis of the content of the course of basic physical training in combat units of the Israel Defense Forces", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 1, pp. 78-82.

8. Dmitriev, G.G., Fofanov A.M. and , Vasiliev A.A. (2020), "The content of physical training of military personnel of the peacekeeping forces to perform professional tasks in an emergency period", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 3 (181), pp. 129-132.

9. Lvov L.V. (2015), "Modeling the motivational mechanism", Modern higher school: innovative aspect, No 3, pp. 50-56.

10. Mitrahovich, V.A. and Mitin, D.I. (2017), "Model of the implementation of the pedagogical potential of physical training in the formation of professionalism of military personnel", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 3,. 14-21.

11. Mikhail, I.I., Getman, V.D. and Kharlamov, Yu.S. (2007), "Modeling of the process of physical training of military personnel", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No, 4 (26), pp. 47-49.

12. Trapeznikov, S.A., Kadyrov, R.M., Pashuta, V.L. and Mikhail, I.I. (2020), "Modeling of the organization of physical training of officers", Actual problems of physical and special training of power structures, No. 2, pp. 76-80.

Контактная информация: dddinfo@mail.ru

Статья поступила в редакцию 25.01.2023

УДК 796.323

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИЛОВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ СТУДЕНТОВ ВТОРОГО КУРСА ВОЛГОГРАДСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА СРЕДСТВАМИ БАСКЕТБОЛА

Ольга Николаевна Джумахметова, преподаватель, Александр Михайлович Козловский, старший преподаватель, Волгоградский государственный медицинский университет, Волгоград; Дмитрий Сергеевич Борисов, старший преподаватель, , Владимир Михайлович Поздняк, старший преподаватель, Волгоградский государственный технический университет, Волгоград

Аннотация

В работе рассматриваются результаты исследования влияния средств баскетбола на совершенствование силовых способностей студентов (юношей) второго курса медико-биологического факультета очной формы обучения Волгоградского государственного медицинского университета. По результатам исследования, было выявлено, что применение средств баскетбола на занятиях по физическому воспитанию повышают уровень силовых способностей студентов. Методами статистической обработки установлено, что показатели физической подготовленности студентов, занимающихся на занятиях по физическому воспитанию с применением средств баскетбола, достоверно выше аналогичных показателей, обучающихся по стандартной программе. В связи с вышеизложенным, считаем целесообразным использование средств баскетбола в качестве совершенствования силовых способностей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.