REFERENCES
1. Vodopyanova, N.E. (2015), "Modern concepts of resources of subject of professional activity", Bulletin St. Petersburg university. Ser. 16, Issue 1, pp. 45-54.
2. Kruglova, E.A. and Kruglova, M.A. (2016), "Resilience in an organizational context", Materials IV of the International scientific conference "Psychology of a stress and possession behavior: resources, health, development". Kostroma, on September 22-25, pp. 42-47.
3. Tillikh, P. (1995), "Courage to be", in the book the Favorites. Culture theology, Lawyer, Moscow, pp. 7-132.
4. Bartone, P., Roland, R., James, P. and Thomas, W. (2008), "Psychological Hardiness Predicts Success in US Army Special Forces Candidates", International Journal of Selection and Assessment, March, Vol. 84, pp. 191-202.
5. Dolan, C. and Adler, A. (2006), "Military Hardiness as a Buffer of Psycgological Health on Return from Deployment", Military Medicine, Feb., Vol. 171, Issue 2, pp. 93-98.
6. Kobasa, S.C. (1979), "Stressful life events, personality and health: An inquiry into hardiness", Journal of Personality and Social Psychology, Vol. 42, pp. 168-177.
7. Luthans, F., Vogelgeasang, G.R. and Lester, P.B. (2006), "Developing the Psychological Capital of Resiliency", Human Resource Development. Review. March, Vol. 5, No. 1, pp. 25-44.
8. Maddi, S. (2007), "Relevance of Hardiness Assessment and Training to the Military Context", Military Psychology, Vol. 19, Issue 1, pp. 61-70.
9. Maddi, S. (2003), "Prolonging Life be Heroic Measures: a Humanistic Existential Perspective", Psychological Aspects of Serious Illness: Chronic Conditions, Fatal Diseases, and Clinical Care, P.T. Costa, G.R. VandenBos (Eds.). APA: Washington DC, pp. 153-184.
Контактная информация: [email protected]; [email protected]
Статья поступила в редакцию 30.06.2017
УДК 159.9
ВЫБОР СТРАТЕГИИ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТНОЙ СИТУАЦИИ В ПРОЦЕССЕ СОЦИАЛИЗАЦИИ ДЕВУШЕК-КУРСАНТОВ В ВОЕННО-УЧЕБНОМ
ЗАВЕДЕНИИ
Юрий Яковлевич Лобанов, доктор педагогических наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, Санкт-Петербург; Константин Николаевич Дементьев, кандидат педагогических наук, профессор, Санкт-Петербургский государственный университет гражданской авиации, Санкт-Петербург; Оксана Николаевна Устинова, кандидат педагогических наук, доцент, Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого, Санкт-
Петербург
Аннотация
В статье рассматривается проблема социализации девушек-курсантов. Выявлены причины возникновения конфликтных ситуаций в условиях изменения тендерных ролей в процессе социализации при освоении основ военно-профессиональной деятельности. Представлены результаты исследования выбора стратегии поведения в конфликтной ситуации в процессе социализации в сфере учебной деятельности, отличительных особенностей, связанных с военно-профессиональной подготовкой будущего специалиста Железнодорожных войск.
Ключевые слова: стратегии поведения, конфликт, социализация, девушки-курсанты, военно-профессиональная подготовка.
CHOICE OF STRATEGY OF BEHAVIOR IN CONFLICT SITUATIONS DURING FEMALE CADET'S SOCIALIZATION IN THE MILITARY EDUCATION
INSTITUTION
Yuri Yakovlevich Lobanov, the doctor of pedagogical sciences, professor, The Herzen State Pedagogical University of the Russian, St. Petersburg; Konstantin Nikolaevich Dementiev, the
candidate ofpedagogical sciences, professor, St. Petersburg State University of Civil Aviation, St. Petersburg; Oksana Nikolaevna Ustinova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Peter the Great St. Petersburg Polytechnic University, St. Petersburg
Annotation
The article deals with the socialization issue of female cadets. The causes of the emergence of conflict situations in the context of changing gender roles in the process of socialization when mastering the fundamentals of military professional activity are revealed. The results of the study of the choice of the strategy of behavior in the conflict situation in the process of socialization in the field of educational activity, the distinctive features associated with the military professional training of the future specialist of the Railway Troops are presented.
Keywords: strategy of behavior, conflict, socialization, female cadets, military professional training.
ВВЕДЕНИЕ
Реформа Вооруженных Сил Российской Федерации привела к увеличению числа женщин-военнослужащих и расширению сегмента военных должностей и специальностей, которые они занимают. Это обуславливает актуальность изучения вопросов создания и совершенствования системы военно-профессиональной подготовки женщин-офицеров определенных должностей в различных вузах МО, проблем их социализации.
Явление социализации имеет различную интерпретацию и представляет собой многоаспектное понятие, которое разрабатывалось в связи с решением вопросов организации продуктивного взаимодействия и общения, в зависимости от степени включенности в общественные отношения в различных сообществах [6].
Вынужденная адаптация в условиях изменения тендерных ролей в процессе социализации при освоении основ военно-профессиональной деятельности зачастую служит причиной возникновения конфликтных ситуаций. Конфликт является способом развития и завершения значимых противоречий, возникающих в ходе взаимодействия между членами воинского коллектива. Усложняющим условием в контексте выполнения требований военно-профессиональной деятельности являются строго-регламентированные рамки социально-психологического взаимодействия, продиктованные условиями военно-профессиональной среды [5, 8].
Обучение девушек-курсантов в военном вузе подразумевает участие их, как субъекта и объекта общения, в учебной, внеучебной, служебной и военно-профессиональной деятельности. При этом учебная деятельность имеет ряд особенностей:
- направленность на освоение особых по содержанию дисциплин, овладение специфическими умениями и навыками, определяемыми квалификационными требованиями к подготовке будущих офицеров [3];
- моделирование в учебно-тренировочном процессе боевых условий, изучение боевого оружия, военной техники, способов их применения [4];
- взаимосвязь с военно-профессиональной и служебной деятельностью [6].
Интеграция основных видов деятельности девушек-курсантов происходит, зачастую, на основе выполнения их служебных обязанностей, так как они выступают в качестве формы трансляции успешно усвоенных знаний и отработки профессионально-значимых умений и навыков [1, 2].
Анализ служебной деятельности женщин-офицеров тыла показал, что для выпускниц Военного института (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулева важными умениями являются способность в любой обстановке обеспечить военнослужащих всем необходимым для повседневной жизни и выполнения служебных задач. В сферу их профессиональных задач входит обеспечение координации и взаимодействия других подразделений в случае необходимости масштабной передислокации, ведение мобилиза-
ционной подготовки и решение единичных задач экстренного порядка, направленных на поддержание готовности к выполнению первоочередных восстановительных работ в ходе мобилизационного развертывания Вооруженных Сил и перевода страны на военное положение [5, 7].
Общение в строго регламентированных условиях требует от девушек-курсантов координации своих предпочтений в сфере быта и учебы с интересами и предпочтениями соседей, обуславливает необходимость поддержания контактов и налаживание отношений не только с теми, кто воспринимается позитивно, но и с теми, кто оценивается отрицательно, общение с кем вызывает дискомфорт и неприятие. Жизнь в казарменных условиях влияет на формирование самостоятельности, способствует осознанию своей позиции по отношению к другим, стимулирует развитие коммуникативных навыков, умений разрешать конфликтные ситуации.
ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ
В эксперименте приняла участие группа из 21 человека. В нее вошли девушки-курсанты 1-го курса, проходивших обучение в Военном институте (Железнодорожных войск и военных сообщений) Военной академии материально-технического обеспечения имени генерала армии A.B. Хрулева. Были использованы методики оценки стиля управления межличностным конфликтом, методика диагностики уровня эмоционального выгорания В.В. Бойко, опросник Г. Айзенка EPQ, методика диагностики самооценки личности.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В ходе корреляционного анализа выбора стратегии управления конфликтом с показателями выраженности типа темперамента, уровнем эмоционального выгорания, самооценки личности были выявлены следующие особенности:
- наименьшее влияние на выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации оказывает тип темперамента испытуемых;
- уровень самооценки значимо влияет на выбор принуждения (r = 0,68 при p<0,05) и приспособления (r = 0,76 при p<0,01), как стратегии разрешения конфликтной ситуации;
- наибольшее влияние на выбор стратегии разрешения конфликтной ситуации оказывает степень выраженности параметров, характеризующих уровень эмоционального выгорания испытуемых.
Так выбор стратегии компромисс напрямую связан с эмоциональной отстраненностью (r = 0,56 при p<0,05) испытуемых от ситуации конфликта.
Выбор стратегии принуждения определен степенью выраженности расширения сферы экономии эмоций (r = 0,88 при p<0,001), редукции профессиональных обязанностей (r = 0,84 при p<0,001), неадекватным избирательным эмоциональным реагированием (r = 0,79 при p<0,01).
На выбор стратегии приспособления обратно пропорционально связана со стремлением испытуемых к расширению сферы экономии эмоций (r = - 0,65 при p<0,05), эмоциональная отстраненность (r = - 0, 65 при p<0,05) и неудовлетворенность собой (r = -0,59 при p<0,05).
Стратегия избегания значимо зависит от расширения сферы экономии эмоций (r = - 0,49 при p<0,01) и эмоциональной отстраненности испытуемых (r = - 0,73 при p<0,01).
Выбор стратегии сотрудничества девушками-курсантами находится в обратной зависимости от выраженности неадекватного избирательного эмоционального реагирования (r = -0,70 при p<0,01), расширения сферы экономии эмоций (r = -0,68 при p<0,05), редукции профессиональных обязанностей (r = -0,60 при p<0,05), психосоматических и психовегетативные нарушений (r = 0,75 при p<0,01).
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Наибольшее значимое влияние на выбор стратегии управления конфликтом оказывает степень эмоционального выгорания, а именно склонность к неадекватному избирательному эмоциональному реагированию, стремление к расширению сферы экономии эмоций, а так же степень эмоциональной отстраненности девушек-курсантов.
Учитывая специфику военно-профессиональной деятельности, развитие компонента психоэмоциональной устойчивости, предотвращающей эмоциональное выгорание, может служить основой обеспечения адекватного и быстрого разрешения конфликтной ситуации, и как следствие, повышения продуктивности процесса социализации в рамках военно-профессиональной деятельности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Миронова, О.В. Определение проектных возможностей развития физической культуры студентов в новых условиях / О.В. Миронова, К.Н. Дементьев, О.В. Пристав // Физическая культура и здоровье студентов. - 2016. - С. 55-57.
2. Николаев, С.В. Использование замещающих упражнений преобразующей направленности при обучении прикладному плаванию спасателей МЧС России / С.В. Николаев, О.Е. Понимасов, А.О. Миронов // Проблемы управления рисками в техносфере. - 2015. - № 4 (36).
- С. 166-168.
3. Понимасов, О.Е. Компилированное объединение элементов техники прикладного плавания на основе использования замещающих упражнений интегрирующей направленности / О.Е. Понимасов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 5 (111). - С. 136-139.
4. Понимасов, О.Е. Проектирование одновременно-симметричного идеального комбинационного типа техники прикладного плавания / О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, О.В. Новосельцев // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139142.
5. Пристав, О. В. Формирование и поддержание психического состояния курсантов Военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом : автореф. дис. ... канд. психол. наук :13.00.04 / Пристав О.В. - СПб., 2005.
- 21 с.
6. Синельник, М.В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе / М.В. Синельник // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 97-99
7. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 9. - С. 12-15.
8. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Mironova, O.V., Dementiev, K.N., Pristav, O.V. (2016), "Definition of design possibilities of development of physical culture of students in new conditions", Physical culture and health of students, 2016, pp. 55-57.
2. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), ""Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training in applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
3. Ponimasov, O.E. (2014), "Compiled association of applied swimming technique elements on the basis of substitute exercises of integrative orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 136-139.
4. Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-146.
5. Pristav, O.V. (2005), Formation and maintenance of the mental condition of cadets of the Military Transport University of the Railway Troops by physical exercises and mental training, dissertation, St. Petersburg.
6. Sinelnik, M.V. (2010), "Features of the socialization of girls-cadets in the sphere of educational activities in a military higher school", Higher education today, No.5, pp. 97-99.
7. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E., Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Forming the skills of organizing independent aerobic training for university students for the successful passing of the examination session", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.
8. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A., Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 15.06.2017
УДК 159.9
Я-КОНЦЕПЦИЯ СТУДЕНТОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ ФИЗКУЛЬТУРНО-ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
Валентина Николаевна Пушкина, доктор биологических наук, доцент, Алла Дмитриевна Мальченко, доцент, Российский университет дружбы народов (РУДН), г. Москва; Марина Петровна Лебедева, кандидат педагогических наук, доцент, Алексей Виесту-рович Цинис, кандидат педагогических наук, Ольга Александровна Голубина, кандидат педагогических наук, доцент, Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова (ФГАОУВО «САФУ»), г. Архангельск
Аннотация
В статье представлены результаты изучения Я-концепции у студентов, занимающихся спортом кроме обязательных занятий физической культурой в рамках учебной программы. Полученные результаты свидетельствуют о том, что Я-концепция всех студентов, принявших участие в данном исследовании соответствует норме, поскольку в норме не должно наблюдаться выраженных расхождений между «Я» реальным и идеальным. Умеренное расхождение, выявленное в процессе исследования, рассматривается как необходимое условие для дальнейшего роста личности, самосовершенствования.
Ключевые слова: студенты, Я-концепция, самосовершенствование.
SELF-CONCEPTION OF STUDENTS INVOLVED IN SPORT AND RECREATIONAL
ACTIVITIES
Valentina Nikolaevna Pushkina, the doctor of biological sciences, senior lecturer, Alla Dmitrievna Malchenko, the senior lecturer, RUDN University, Moscow; Marina Petrovna Lebedeva, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Aleksey Viesturovich Tsinis, the candidate of pedagogical sciences, Olga Aleksandrovna Golubina, the candidate of pedagogical sciences, Northern (Arctic) Federal University named after M. V. Lomonosov, Arkhangelsk
Annotation
The results of research of self-conception among the students, doing the sport and recreational activities besides compulsory exercises in frame of the curriculum are presented in this article. It was revealed that self-conception of all students who took part in research correspond to the norms. This conclusion was made by reason of absence of significant differences between real and ideal self-image. The moderate differences, which were revealed in the results of research, are necessary condition for personal growth, self-fulfillment.
Keywords: students, self-conception, self-fulfillments.