Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 1 (119). - С. 139-142.
5. Пристав, О.В. Формирование и поддержание психического состояния курсантов Военно-транспортного университета железнодорожных войск физическими упражнениями и ментальным тренингом : автореф. дис. ... канд. психол. наук :13.00.04 / Пристав О.В. - СПб, 2005. - 21 с.
6. Синельник, М.В. Особенности социализации девушек-курсантов в сфере учебной деятельности в военном вузе / М.В. Синельник // Высшее образование сегодня. - 2010. - № 5. - С. 9799
7. Формирование навыков организации самостоятельных аэробных тренировок у студентов вузов для успешной сдачи экзаменационной сессии / А.В. Токарева, О.В. Миронова, И.С. Москаленко, А.Э. Болотин, Л.В. Ярчиковская // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 9. - С. 12-15.
8. Экономизация типологических комбинаций техники прикладного плавания при обучении курсантов военных вузов / И.Н. Штамбург, О.Е. Понимасов, К.А. Грачев, А.И. Новиков // Теория и практика физической культуры. - 2016. - № 2. - С. 16-17.
REFERENCES
1. Mironova, O.V., Dementiev, K.N. and Pristav, O.V. (2016), "Definition of design possibilities of development of physical culture of students in new conditions", Physical culture and health of students, 2016, pp. 55-57.
2. Nikolaev, S.V., Ponimasov, O.E. and A.O. Mironov, A.O. (2015), "Use of substitutive exercises of transformative orientation in the training to applied swimming of rescue workers EMERCOM of Russia", Problems of technosphere risk management, Vol. 36, No. 4, pp. 166-168.
3. Ponimasov, O.E. (2014), "Compile association of applied swimming technique elements on the basis of substitute exercises of integrative orientation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 111, No. 5, pp. 136-139.
4. Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novoseltsev, O.V. (2015), "Designing the simultaneous symmetric perfect combination type of applied swimming technique", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 119, No. 1, pp. 142-146.
5. Pristav, O.V. (2005), Formation and support of the mental condition of cadets of the Military Transport University of the Railway Troops by physical exercises and mental training, dissertation, St. Petersburg.
6. Sinelnik, M.V. (2010), "Features of the socialization of girls-cadets in the sphere of educational activities in a military higher school", Higher education today, No.5, pp. 97-99.
7. Tokareva, A.V., Mironova, O.V., Moskalenko, I.S., Bolotin, A.E. and Yarchikovskaya, L.V. (2016), "Forming the skills of organizing independent aerobic training for university students for the successful passing of the examination session", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 12-15.
8. Shtamburg, I.N., Ponimasov, O.E., Grachov, K.A. and Novikov, A.I. (2016), "Economization typological combinations of applied swimming technique in military school cadet training", Theory and Practice of Physical Culture, No. 2, pp. 16-17.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 07.07.2017
УДК 159.9
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ СПОРТСМЕНОВ КАК ФАКТОР ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В УСЛОВИЯХ СПОРТИВНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Валерий Лукич Пашута, доктор педагогических наук, профессор, Алина Станиславовна Никольская, кандидат педагогических наук, Военный институт физической культуры, Санкт-Петербург
Аннотация
В данной статье рассматриваются основные характеристики спортивной деятельности, значимые для развития личности спортсмена и обучающегося, а также особенности и эффективность психолого-педагогического сопровождения спортсменов, осуществляемого с целью преодоления
стресса в условиях спортивной деятельности.
Ключевые слова: спортивная деятельность, физическая культура, физическая подготовка, физические качества, психика спортсмена, стресс, психолого-педагогическое сопровождение.
PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL SUPPORT AS A WAY TO OVERCOME STRESS IN THE CONDITIONS OF SPORTS ACTIVITIES
Valery Lucich Pashuta, the doctor of pedagogical sciences, professor, Alina Stanislavovna Nikolskaia, the candidate of pedagogical sciences, Military Institute of Physical Training, St. Petersburg
Annotation
In the article, the main characteristics of the sports activities, important for the development of the personality of the athlete and the learner, as well as the features and effectiveness of psychological and pedagogical support for athletes, carried out with the goal of overcoming stress in sports activities are considered.
Keywords: sports activities, physical culture, physical training, physical qualities, psyche of athlete, stress, psychological and pedagogical support.
ВВЕДЕНИЕ
Существует целый ряд психоэмоциональных состояний спортсменов и обучающихся, требующих предупреждения, коррекции, психолого-педагогического сопровождения. К общим из них можно отнести настроение, страх, стресс, аффект, страсть, эмоциональное выгорание, фрустрацию, к специфическим, характерным для спортивной деятельности - эмоциональное напряжение, эмоциональную напряженность, монотонию, «боевую готовность», апатию, и т. п.
Психолого-педагогическое сопровождение развития личности представляется как система профессиональной деятельности педагога, направленная на создание условий для успешного обучения и психологического развития личности, и как основа взаимодействия субъектов воспитания и обучения при решении проблем, связанных с процессом образования [2].
Спортивная деятельность является одновременно специфическим видом человеческой деятельности и важным социальным явлением, способствующим не только самореализации личности спортсмена, но и утверждению престижа государства на международной арене.
С психолого-педагогической точки зрения, спортивная деятельность это одна из сфер деятельности, в которой способности и их формирование играют определяющую роль в достижениях спортсмена, а также многолетний планомерный непрерывный процесс обучения и физического развития.
Возникновение и особенности стресса целесообразно рассматривать, прежде всего, в спорте высших достижений, где главным является выявление и сравнение предельных физических и психических возможностей спортсменов в условиях соревновательной борьбы за достижение наилучшего результата. В связи с этим спорт характеризуется высокой эмоциональностью, при этом чувства и эмоции, которые пробуждают спортивные соревнования, испытывают не только их непосредственные участники, но и зрители.
РЕЗУЛЬТАТЫ ИСЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
В условиях спортивной деятельности с большой долей вероятности могут обнаруживаться поведенческие реакции человека, характерные для экстремальных условий, с соответствующими физиологическими и психическими проявлениями. В связи с этим большое значение имеет изучение стрессового состояния как физиологической реакции организма на внешние внезапные интенсивные раздражители, имеющие преимущественно отрицательное воздействие на психику человека. В целом адекватность поведения че-
ловека связана с достаточным развитием и силой психических познавательных процессов (мышления, памяти, внимания и др.), интеллекта в целом, уровнем развития волевых качеств, выраженности эмоционального напряжения.
Исследуя психолого-педагогическую сущность этих процессов, профессиональной спортивной деятельности, психических явлений спортсмена, можно прогнозировать поступки человека в зависимости от его жизненного, учебного и профессионального опыта, индивидуальных психологических особенностей, формировать необходимые личностные и физические качества, механизмы защиты и преодоления трудностей.
Как известно, стресс может различаться: по времени воздействия: кратковременный (острый или шоковый) и длительный (хронический); по характеру воздействия: эмоционально положительный (эустресс) и эмоционально отрицательный (дистресс); по факторам, провоцирующим стрессовую ситуацию: физиологический и психологический стрессы. Для специалистов, работающих со спортсменами важно понимать, что их профессиональная деятельность подразумевает наличие факторов, вызывающих как физиологический стресс, так и психологический, и при этом встречающихся регулярно. Таким образом, становится очевидным, что необходимо выстраивать систему работы, позволяющую оптимизировать ответные реакции организма на экстремальные условия, нарушающие эмоциональное спокойствие и равновесие организма человека.
Для педагогического процесса, осуществляемого в период тренировочной деятельности важен тот факт, что умеренный стресс способствует мобилизации физических и психических возможностей, защитных сил организма, активизирует интеллектуальные процессы, создает оптимальное «боевое возбуждение», интенсифицирует тренировочный процесс. Однако длительное и напряженное воздействие отрицательных факторов (стрессоров), их значимость для спортсмена способны порождать непродуктивные стрессовые состояния (дистресс): беспомощность, бессилие, безнадежность, подавленность, апатия. Такое состояние нередко сопровождается нарушением психических процессов (ощущений, восприятия, памяти, мышления), возникновением отрицательных эмоций (страх, безразличие, агрессивность и др.), сбоями в координации движений (суетливость, тремор, оцепенение и др.), временными или длительными личностными трансформациями (пассивность; потеря воли к жизни, уверенности в победе, доверия к тренеру и команде; склонность к шаблонным действиям и примитивному подражанию; чрезмерное проявление инстинкта самосохранения и др.). Дистресс может вызывать различные психогенные патологические реакции и психологические расстройства, при этом стресс субъективно осознается как переживание страха, тревоги, гнева, обиды, тоски, эйфории, отчаяния, усталости и т. д.
Одной из причин возникновения дистресса и вместе с тем его показателем выступает усталость. Известно, что сопротивление организма спортсмена стресс-факторам, его приспособление к условиям спортивной (соревновательной) деятельности, сопровождается мощным расходом энергетических ресурсов, утомлением, нервным истощением. Утомление - состояние, сигнализирующее об истощении энергетических запасов организма и необходимости их восполнения, субъективно воспринимается спортсменом как усталость - ощущение слабости, бессилия, вялости, дискомфорта, сопровождающееся негативными эмоциональными реакциями, потерей интереса и мотивации к спортивной деятельности.
Так, В. Л. Марищук рассматривал опыт профессора А.Н. Алябьева - высококвалифицированного тренера и выдающегося спортсмена (дважды олимпийского чемпиона по биатлону, семикратного чемпиона мира, лыжника, легкоатлета, стрелка и боксера), который обратил внимание, что тренировки и соревнования высококлассных спортсменов всегда являются выраженным стрессом и при игнорировании требований медицинского контроля, излишнем азарте спортсменов, амбициях тренеров подчас имеют весьма негативные последствия. Также он старался найти пути предупреждения дистресса в спорте,
реабилитации после высоких тренировочных и соревновательных нагрузок и обратил внимание на то обстоятельство, что развитие спортивного стресса в большей мере зависит от эмоционального отношения к выполняемой тренировочной и соревновательной деятельности, так как при позитивных эмоциях угрожающие сдвиги в функциональном состоянии наступали реже, а состояние повышенной резистентности продолжались дольше. Важно отметить, что сами большие спортсмены, даже на подсознании, ощущают пределы возможных тренировочных напряжений и это даже при условии, что уже могут иметь место различные неблагоприятные изменения в отдельных функциональных физиологических показателях организма и в психологических реакциях, менее связанных с конкретно выполняемой спортивной деятельностью. По разным проявлениям организма возможно делать прогноз об успешности выполнения стоящих перед спортсменом задач, так как в подобных ситуациях проявляется интуитивное «чувство нагрузки», сигнализирующее о пределах дальнейших напряжений, а также о целесообразности продолжения высоконагрузочных упражнений, несмотря на явные признаки сильного утомления [1].
Возможность освоения материала тренировочной деятельности спортсменами с целью преодоления стресса определяется не только уровнем предшествующей общеобразовательной и специальной подготовки, но и сформированностью необходимых профессионально важных качеств, умений и навыков, что достигается проведением комплекса мероприятий по психолого-педагогическому сопровождению всей спортивной деятельности. На разных этапах формирования и становления личности спортсмена поддержка профессиональной подготовки должна включать разные компоненты, связанные с диагностикой и коррекцией различных состояний, а также профилактикой возможных стрессовых ситуаций, так как именно профилактика является системообразующим компонентом всего процесса сопровождения (рисунок 1).
Проблема психолого-педагогического сопровождения развития личности спортсмена представляется как система профессиональной деятельности тренера (психолога, педагога), направленная на создание условий для успешного овладения соответствующими знаниями, умениями, навыками и психологического развития личности и как основа взаимодействия субъектов спортивной деятельности [2].
Рисунок 1 - Компоненты психолого-педагогического сопровождения спортивной деятельности
с целью преодоления стресса
Также в рамках блока профилактики, рассматривая психолого-педагогическое сопровождение спортивной деятельности со всеми ее особенностями, нельзя не отметить значимость формирования здорового образа жизни спортсмена в соответствии с принципами олимпизма, которое включает в себя два взаимодополняющих направления: духовно-нравственное и физическое. Теоретический (философский) аспект, таким образом, в
большей степени направлен на передачу знаний о международных культурных исторических реалиях, создание морально-нравственных установок личности спортсмена. Практический аспект предполагает освоение здорового образа жизни, осуществление систематической работы, направленной на освоение профессиональных знаний, практических умений и навыков, в том числе саморегуляции, в соответствующем контексте, развитие положительных спортивных личностных качеств, необходимых как действующему спортсмену, так и человеку в повседневной деятельности, проведение спортивных мероприятий, организацию активного досуга, популяризацию спортивных достижений на примере известных спортсменов-олимпийцев. Изучение особенностей современного олимпийского движения, образования, а также основных принципов олимпизма применительно к формированию здорового образа жизни человека позволяет сделать вывод о том, что реализация теоретического (философского) и практического аспектов будет способствовать повышению общекультурного уровня, формированию культуры межнационального общения как показателя образованности спортсмена, представляющего страну на международном уровне [3].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ воздействия условий спортивной деятельности на психику и поведение спортсменов позволяет сделать вывод о том, она неизбежно вызывает психическое напряжение (стрессовое состояние). Это состояние, в свою очередь, оказывает существенное влияние на протекание психических процессов (восприятие, внимание, память, мышление, воля, эмоции) и результативность спортивной деятельности. Стресс может влиять на психику и как мобилизующий фактор («боевое возбуждение»), и как угнетающий (дистресс). Характер этого влияния зависит от мотивации, индивидуальной психологической устойчивости, опыта соревновательной деятельности. Следовательно, можно сделать вывод о необходимости психолого-педагогического сопровождения с целью изменения восприимчивости спортсменов к действию стресс-факторов в процессе тренировочной и соревновательной деятельности, психологической подготовки и обеспечения их высокой результативности.
ЛИТЕРАТУРА
1. Марищук, В. Л. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса : [Учеб. пособие] / В. Л. Марищук, В. И. Евдокимов. - СПб. : Сентябрь, 2001. - 259 с.
2. Пашута, В.Л. Психолого-педагогическое сопровождение подготовки военнослужащих военно-физкультурного вуза на современном этапе реформирования высшей военной школы : Монография / В. Л. Пашута, Е.Н. Курьянович. - СПб.: «Изд-во Олимп-СПб», 2013. - 204 с.
3. Пашута, В. Л. Олимпизм как философия и практика здорового образа жизни / В. Л. Пашута, А.С. Никольская // Теория и практика физической культуры. - 2015. - № 11. - С. 59-61.
REFERENCES
1. Marishchuk, V.L. and Evdokimov, V.I. (2001), Behavior and self-control of the person in the conditions of stress, September, St. Petersburg.
2. Pashuta, V.L. and Kuryanovich, E.N. (2013), Pedagogical and psychological support of training of cadets of the military and sports higher education institution at the modern stage of higher military school reforming, "Publ. house Olymp-SPb", St. Petersburg.
3. Pashuta V.L. and Nikolskaia, A.S. (2015), "Olimpism as philosophy and practice of a healthy lifestyle", Theory and practice ofphysical culture, No. 11, pp. 59-61.
Контактная информация: [email protected]
Статья поступила в редакцию 20.07.2017