Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ'

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
76
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
преподаватель / требования к следователю / отбор кандидатов на обучение / методика и дидактика обучения / самостоятельная подготовка / направления оптимизации учебного процесса / teacher / requirements for investigator / selection of candidates for training / methods and didactics of training / independent training / directions of optimization of educational process

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — А Д. Аветисян, А А. Рясов, Г Г. Жигалова

В статье рассматривается оптимизация организации учебного процесса при подготовке следователей в образовательных организациях МВД России. Указаны особенности отбора кандидатов на обучение в высшие учебные заведения системы МВД России для последующей работы следователем. Показана взаимосвязь задач, решаемых при подготовке обучающихся для достижения целей уголовного судопроизводства в практической деятельности. Раскрывается содержание использования преподавателями методики и дидактики при проведении занятий с обучающимися. Рассмотрена взаимосвязь проведения аудиторных занятий и самостоятельной подготовки курсантов. Определены направления в совершенствовании деятельности преподавателей при подготовке следователей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — А Д. Аветисян, А А. Рясов, Г Г. Жигалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS INVESTIGATORS

The article studies optimization of organization of the educational process in the training of investigators in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Features of the selection of candidates for training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for subsequent work as an investigator are indicated. Interrelation of tasks solved during the training of students to achieve goals of criminal proceedings in practice is shown. The content of teachers’ use of methodology and didactics when conducting classes with students is revealed. The interrelation of classroom classes and independent training of cadets is considered. The directions in improving the activities of teachers in the training of investigators are determined.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ»

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]

OPTIMIZATION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN THE TRAINING OF INTERNAL AFFAIRS INVESTIGATORS. The article studies optimization of organization of the educational process in the training of investigators in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Features of the selection of candidates for training in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia for subsequent work as an investigator are indicated. Interrelation of tasks solved during the training of students to achieve goals of criminal proceedings in practice is shown. The content of teachers' use of methodology and didactics when conducting classes with students is revealed. The interrelation of classroom classes and independent training of cadets is considered. The directions in improving the activities of teachers in the training of investigators are determined.

Key words: teacher, requirements for investigator, selection of candidates for training, methods and didactics of training, independent training, directions of optimization of educational process.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr. avetisjan@rambler. ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: [email protected]

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПРИ ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье рассматривается оптимизация организации учебного процесса при подготовке следователей в образовательных организациях МВД России. Указаны особенности отбора кандидатов на обучение в высшие учебные заведения системы МВД России для последующей работы следователем. Показана взаимосвязь задач, решаемых при подготовке обучающихся для достижения целей уголовного судопроизводства в практической деятельности. Раскрывается содержание использования преподавателями методики и дидактики при проведении занятий с обучающимися. Рассмотрена взаимосвязь проведения аудиторных занятий и самостоятельной подготовки курсантов. Определены направления в совершенствовании деятельности преподавателей при подготовке следователей.

Ключевые слова: преподаватель, требования к следователю, отбор кандидатов на обучение, методика и дидактика обучения, самостоятельная подготовка, направления оптимизации учебного процесса.

Актуальность статьи определяется оптимизацией организации учебного процесса при подготовке следователей.

Целью статьи является определение направлений совершенствования преподавания учебных дисциплин при подготовке следователей.

Задача статьи заключается в выработке рекомендаций по организации учебного процесса для преподавателей, занимающихся подготовкой следователей.

Методы исследования: анализ, синтез, наблюдение и внедрение положительного опыта преподавания.

Научная новизна статьи заключается в оптимизации учебного процесса при подготовке следователей.

Теоретическая значимость статьи состоит в использовании преподавателями дидактики и методики при формировании обучающегося для работы в должности следователя.

Практическая значимость заключается в выработке направлений совершенствования оптимизации учебного процесса в вузах МВД России.

В настоящее время перед следственными подразделениями поставлены комплексные задачи, которые определяются совершенствованием их деятельности по использованию современных методик расследования преступлений в условиях возникновения новых видов преступлений и противодействия предварительному следствию лиц, совершивших преступления.

Для обеспечения качества предварительного следствия следователям в практической деятельности необходимо внедрять при расследовании уголовных дел современные приемы и методы организации своего труда для эффективного принятия решений по делам, находящимся у них в производстве.

Следователю при предупреждении преступлений и их расследовании необходимо отвечать требованиям, предъявляемым к нему как к личности, так и к профессионалу.

Современный следователь должен уметь оптимально выполнять свои обязанности по проведению предварительного следствия, иметь необходимые знания уголовного и уголовно-процессуального законов и других видов законодательств, владеть умениями и навыками анализа следственных ситуаций, принятия законных и обоснованных решений в досудебном производстве, выполнения процессуальных действий, их оформления, а также определения судебной перспективы расследования уголовных дел и стремиться к положительным результатам своей служебной деятельности.

Проблемами организации учебного процесса при подготовке сотрудников органов внутренних дел занимались Н.Н. Башлуева [1], Е.А. Дьяченко [2], А.А. Илиджев [3] и другие ученые.

Главной задачей педагога является привитие курсанту чувства заинтересованности, важности и востребованности его будущей профессии следователя в системе МВД России. Убедить его в необходимости завершения процесса становления личности, получения диплома о высшем образовании, дальнейшем трудоустройстве и работе в должности следователя.

В связи с этим целесообразно организовать целевые консультации с участием абитуриентов для определения профессиональной ориентации при выборе ими специальности и при поступлении в высшее учебное заведение проводить профессиональный отбор кандидатов на обучение для работы следователем. Вышеуказанные мероприятия необходимы для выделения личных и деловых качеств обучающихся, которые имеют перспективу по овладению профессией следователя.

Для выявления специальных способностей кандидатов на обучение со специализацией предварительное следствие следует использовать целенаправленное собеседование, психодиагностическое обследование и эмпирические критерии, имеющие большое значение для установления свойств личности, которые позволят сформировать у него специальные способности следователя.

Значительный вклад в разрешение данной проблемы должны вносить психологи, проводящие профессиональный отбор будущих курсантов. Именно на этом этапе должны выявляться и отсеиваться «случайные» люди в данной профессии.

Другим способом решения вопроса о подготовке будущего следователя является повышение качества образовательного уровня. Данный вопрос должен решаться комплексно педагогическим составом и руководством учебного заведения. Данные меры позволят воспитать мотивацию у курсанта к обучению и подготовить его к предстоящей профессиональной деятельности следователя.

Существенной мерой для реализации данного процесса должно являться оптимальное содержание учебно-методических материалов. В учебно-методический комплекс преподавателю следует включать рабочую программу учебной дисциплины, вопросы и билеты для промежуточной или итоговой аттестации, методические разработки лекционных, семинарских и практических занятий и задания для письменных работ. Остальные разработки должны включаться исключительно по желанию самого преподавателя. Рабочая программа учебной дисциплины также должна быть оптимальна по своему содержанию. Следует признать положительной структуру, которая использовалась в предшествующий период времени, когда рабочие программы дисциплины включали в себя пояснительную записку, тематический план, краткое содержание изучаемых тем и список реко-

мендуемой литературы. Переработку же рабочих программ дисциплин следует осуществлять один раз в пять лет

Важным направлением оптимизации учебного процесса должны быть действия, направленные на грамотную систему набора абитуриентов, качественного проведения вступительных испытаний и в дальнейшем - стимулирования курсантов к обучению.

Вступительные испытания следует проводить в соответствии с правилами, установленными нормативными актами, и с привлечением представителей сотрудников следственных подразделений и управления собственной безопасности в целях определения степени подготовленности абитуриентов к обучению и исключения коррупционных проявлений.

Одной из проблем в подготовке следователей является то, что в настоящее время курсантам наряду с проведением аудиторных занятий с их участием следует заниматься самостоятельным обучением. Преподавателям при изучении конкретных дисциплин следует разъяснить курсантам, как самостоятельно готовиться к занятиям, анализировать полученные знания по дисциплине, выделять главное из изученного материала, нацелить их на получение знаний из дополнительной литературы и т. д.

Самостоятельной работой курсанты должны заниматься в учебной аудитории, в библиотеке, в учебно-методических кабинетах кафедр, в компьютерных классах под руководством преподавателей. В данный период времени все курсанты обязаны готовиться к занятиям, которые у них будут проходить на следующий день.

Другим обстоятельством, требующим модернизации, является использование форм и методов обучения на фоне личностно ориентированного подхода к обучаемым. Для организации учебного процесса с участием курсантов, воспитанных на значительном информационном потоке и имеющих навыки воспринимать информацию через YouTube и ШТок, преподавателям целесообразно использовать традиционные формы занятий и инновационные методы обучения. Для повышения качества получения знаний курсантами преподавателям следует использовать мультимедийные технические средства, проблемное изложение учебного материала, что позволит максимально закрепить у них знания по конкретной теме. В этой связи наибольшую эффективность показывает использование активных методов обучения, в ходе которых курсанты с огромным удовольствием участвуют в деловых играх, в семинарах-дискуссиях, анализе проблемных ситуаций, в мозговом штурме и др.

Существенным фактором, способствующим развитию разносторонне развитой личности, является привлечение курсантов к научно-исследовательской деятельности, занятие которой способствует развитию познавательных навыков, воспитывает у обучающихся чувство самостоятельности, ответственности, творческого компонента и помогает успешно подготовить и защитить выпускную квалификационную работу.

К отдельным проблемам обучения курсантов можно отнести и пропуски учебных занятий вследствие привлечения переменного состава к несению службы в нарядах. Преподавателю для восполнения пробелов в знаниях у курсантов по пропущенным занятиям важно использовать различные формы проверки знаний по отдельным темам: решение тестовых заданий, ответы на устные вопросы преподавателя, решение ситуационных задач, составление процессуальных документов следователя. При проведении тестирования, решении задач преподавателю необходимо разъяснить курсантам основные ошибки, которые были допущены в процессе тестирования, при решении ситуационных задач. Оптимизация данного направления возможна при использовании преподавателем вопросов к ситуационным задачам, включающим не только задания по теме занятия, но и направленным также на повторение изученного ранее материала. Решением данного вопроса следует считать и равномерное участие курсантов в выполнении служебных обязанностей в нарядах.

Отдельно следует обратить внимание на использование преподавателями интерактивных занятий, направленных на активизацию внимания обучаемых, развитие творческого мышления и т. п. Как правило, эффект занятий, проводимых в активной и интерактивной формах, наблюдается только после того, как обучающиеся уже изучили материал в достаточном объёме в ходе лекционных и семинарских занятий и способны анализировать, систематизировать, сопоставлять и делать самостоятельно выводы по изученному материалу. С целью оптимизации учебного процесса с курсантами мы рекомендуем проводить заня-

Библиографический список

тия с применением активных и интерактивных форм обучения на практических занятиях уже после чтения лекций и проверки знаний курсантов на семинарах в качестве логического завершения изученного раздела, блока, модуля.

Предпочитаемым и одновременно эффективным способом оптимизации учебного процесса в виде усиления наглядности учебного материала и ознакомления курсантов с примерами из практической деятельности следователей выступают видеосюжеты из художественных фильмов, приводимые на занятиях многими преподавателями. Наличие у педагога мультимедийной техники позволит курсантам с участием преподавателя сделать анализ видеофрагмента следственной ситуации. Для решения указанной проблемы преподавателям целесообразно максимально использовать мультимедийные презентации.

Наглядность и практическая отработка навыков рекомендуется на большинстве практических занятий. Так, практические занятия по дисциплине «Первая помощь» рекомендовано отрабатывать на манекенах. В условиях формирования групп по 25-30 человек для эффективной отработки практического навыка оптимальным будет деление групп на подгруппы по 10-12 человек.

Самостоятельная подготовка курсантов часто включает в себя написание реферативных сообщений, докладов. Обладая определенным кругозором, курсанты должны составить план реферата, предварительно ознакомив с планом сообщения преподавателя, сделать правильную выборку материала, подготовить реферат для проверки преподавателем и выступить с ним на занятии. Необходимые примеры курсантам следует приводить из следственной практики, задействуя правовые системы и нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность следственных подразделений. Оптимизируя данную сторону подготовки, предлагаем курсантам, имеющим трудности в работе с текстовыми материалами, исполнение задания в виде написания реферата начинать с согласования с преподавателем плана сообщения по ключевым его вопросам. В пояснениях к темам сообщений рекомендуем преподавателям разъяснять порядок работы с материалом. Это же пояснение должно идти и к написанию выпускной квалификационной работы. Возможно, следующая рекомендация добавит преподавателю работы, но стоит продумывать не только список литературы по теме занятия, дисциплине, но и допустимый разрешённый перечень сайтов, через которые можно осуществлять поиск достоверной информации.

Совершенствование методов обучения при подготовке следователя возможно по следующим направлениям:

- использование преподавателем деловых игр и иных коллективных форм познавательной деятельности профессии следователя;

- преподавателю следует выработать у обучающихся навыки деятельности в составе следственно-оперативной группы;

- преподавателю следует использовать методы проблемного обучения при проведении аудиторных занятий;

- преподавателям следует активизировать творческое мышление обучающихся в различных следственных ситуациях;

- преподавателям целесообразно подготовить задания для проведения занятий с учетом степени подготовленности обучающихся;

- равномерный уровень подготовки обучающихся для работы следователем должен быть итогом проведения всех занятий преподавателем;

- преподавателям следует использовать в учебном процессе дидактику и методику формирования знаний, выработки умений и навыков работы следователя;

- в ходе занятий преподавателям целесообразно применять современные технические и информационные средства обучения.

Оптимизация обучения при подготовке следователей является важным направлением активизации учебной деятельности в образовательных организациях МВД России.

Предложенные нами меры оптимизации учебного процесса в подготовке следователей органов внутренних дел позволят преподавателям использовать методику и дидактику в учебном процессе, улучшить самостоятельную работу курсантов, а также создать условия для подготовки высококвалифицированных кадров.

В качестве выводов по результатам статьи необходимо отметить, что оптимизация организации учебного процесса позволит осуществить качественную подготовку следователей органов внутренних дел.

1. Башлуева Н.Н. Пути повышения эффективности процесса обучения в образовательных организациях системы МВД России: монография. Москва: Московский университет: МВД России им. В.Я. Кикотя, 2019.

2. Дьяченко Е.А. Теоретические основы воспитания в процессе обучения курсантов образовательных учреждений системы МВД России. Хабаровск: Дальневосточный юридический институт МВД РФ, 2013.

3. Илиджев А.А. Дидактическая система компетентностно-ориентированного обучения в образовательных организациях МВД России: монография. Казань: Казанский юридический институт МВД России, 2018.

4. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова ГГ. Современные образовательные технологии в деятельности преподавателей при подготовке участковых уполномоченных полиции в высших учебных заведениях системы МВД России. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 36-39.

5. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова ГГ. Использование современных образовательных технологий в обучении участковых уполномоченных полиции. Мир науки, культуры, образования. 2022; № 1 (92): 53-56.

References

1. Bashlueva N.N. Puti povysheniya 'effektivnosti processa obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii. monografiya. Moskva: Moskovskij universitet MVD Rossii im. V.Ya. Kikotya, 2019.

2. D'yachenko E.A. Teoreticheskie osnovy vospitaniya v processe obucheniya kursantov obrazovatel'nyh uchrezhdenij sistemy MVD Rossii. Habarovsk: Dal'nevostochnyj yuridicheskij institut MVD RF, 2013.

3. Ilidzhev A.A. Didakticheskaya sistema kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii: monografiya. Kazan': Kazanskij yuridicheskij institut MVD Rossii, 2018.

4. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Sovremennye obrazovatel'nye tehnologii v deyatel'nosti prepodavatelej pri podgotovke uchastkovyh upolnomochennyh policii v vysshih uchebnyh zavedeniyah sistemy MVD Rossii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 36-39.

5. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Ispol'zovanie sovremennyh obrazovatel'nyh tehnologij v obuchenii uchastkovyh upolnomochennyh policii. Mir nauki, kultury, obrazovaniya. 2022; № 1 (92): 53-56.

Статья поступила в редакцию 28.12.22

УДК 378

Vitkovskaya N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), Senior Lecturer, Department of Information Technologies, Artificial Intelligence and Public

and Social Technologies of Digital Society, Russian State Social University (Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Denisova D.A., Cand. of Sciences (Engineering), Senior Lecturer, Department of Complex of Natural Science Disciplines, Russian State Social University

(Moscow, Russia), E-mail: [email protected]

Levanova N.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of General and Theoretical Physics, Togliatti State University (Togliatti, Russia),

E-mail: [email protected]

FORMATION OF STUDENTS' MOTIVATION FOR INDEPENDENT WORK IN A MIXED LEARNING ENVIRONMENT. The main direction of solving a problem of improving training of students is the development of their independence, improving the organization of independent work, improving its methodological support, the introduction of new digital and pedagogical technologies. Thus, the formation of independence is one of the main goals of the educational process in higher education. The article provides a theoretical analysis of independent work as the leading form of self-educational activity of students, the features of mixed learning and offers a practical solution to the problem of formation of motivation for independent work of students at the university in conditions of mixed learning, which is reflected in the experimental verification of the developed pedagogical conditions of its formation. The authors conclude that the independent work of students is of particular importance in the conditions of mixed learning, in which the student develops self-learning skills, organization and planning of their own study time, the definition of an individual learning trajectory.

Key words: independent work, self-educational activity, mixed learning, motivation, students.

Н.Г. Витковская, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: [email protected]

Д.А. Денисова, канд. техн. наук, доц., ФГБОУ ВО «Российский государственный социальный университет», г. Москва, Е-mail: [email protected]

Н.Г. Леванова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Тольяттинский государственный университет», г. Тольятти, Е-mail: [email protected]

ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ К САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ В УСЛОВИЯХ СМЕШАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Основное направление решения проблемы улучшения подготовки студентов - это развитие их самостоятельности, совершенствование организации самостоятельной работы, улучшение ее методического обеспечения, внедрение новых цифровых и педагогических технологий. Таким образом, формирование самостоятельности является одной из основных целей учебного процесса в высшей школе. В статье осуществлен теоретический анализ самостоятельной работы как ведущей формы реализации самообразовательной деятельности студентов, особенностей смешанного обучения и предложено практическое решение проблемы формирования мотивации к самостоятельной работе студентов в университете в условиях смешанного обучения, что нашло отражение в экспериментальной проверке разработанных педагогических условий ее формирования. Авторы делают вывод о том, что самостоятельная работа студентов приобретает особое значение при смешанном обучении, в условиях которого у студента формируются навыки самообучения, организации и планирования собственного учебного времени, определения индивидуальной траектории обучения.

Ключевые слова: самостоятельная работа, самообразовательная деятельность, смешанное обучение, мотивация, студенты.

Актуальность данной темы вытекает из необходимости активизировать самостоятельную работу студентов, определить основные дидактические основы ее организации на различных этапах учебного процесса в вузе, выявить дидактические условия внедрения информационно-дидактического обеспечения, проработать дидактико-методические материалы для обеспечения такой работы студентов.

Воспитание у обучающихся самостоятельности в процессе их профессионального обучения и самообразования формирует у них способность оптимизировать лимит времени, необходимого для выполнения задания. Эта способность - один из основных результатов, который студент будет использовать в своей дальнейшей профессиональной деятельности. Следовательно, основное внимание уделяется организации осуществления студентами самостоятельной работы и связанному с ней самообразованию. При этом особое значение самостоятельная работа студентов приобретает в условиях смешанного обучения, при котором, в отличие от традиционного подхода, студент самостоятельно приобретает знания и умения, а преподаватель играет роль помощника и консультанта [1-11]. С увеличением использования цифровых коммуникационных технологий и их доступности модель смешанного обучения (Blended Learning) приобретает все большее значение, особенно в условиях ограничений из-за пандемии COVID-19, и может предусматривать различные методы обучения в сочетании с соответствующим использованием технологий.

Цель исследования: оценка мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения.

Задачи исследования: 1. На основании анализа научной литературы определить сущность самостоятельной работы студентов и особенностей смешан-

ного обучения. 2. Осуществить исследование мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения. 3. На основании полученных результатов предоставить рекомендации по формированию мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения.

Для достижения цели статьи было осуществлено качественное и количественное исследование особенностей мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения, которое предусматривало использование следующих методов: анализ научной литературы по проблеме исследования; метод опроса. В исследовании принимали участие студенты-гуманитарии первого-четвертого курсов университета в количестве 58 человек. Для определения уровня мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения использованы такие методики, как опросники: «Мотивация достижения успеха» (Т. Элерс); «Методика изучения мотивов учебной деятельности студентов» (А. Реан, В. Якунин).

Теоретическая значимость статьи заключается в систематизации дефиниций «самостоятельная работа студентов» и «смешанное обучение». Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты можно использовать при организационно-методическом обеспечении формирования мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения. Научная новизна статьи состоит в предоставлении рекомендаций по формированию мотивации студентов к самостоятельной работе в условиях смешанного обучения.

В современной психолого-педагогической литературе существуют различные подходы к определению понятия «самостоятельная работа студентов» (табл. 1).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.