Научная статья на тему 'Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел'

Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
135
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
обучающийся / преподаватель / инновационные методы обучения / практическая направленность в обучении / знания / умения / навыки следователя органов внутренних дел. / student / teacher / innovative teaching methods / practical orientation in training / knowledge / skills / skills of investigator of Internal Affairs

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — А. Д. Аветисян, А. А. Рясов, Г. Г. Жигалова

В статье раскрывается содержание инновационных методов обучения, применяемых в образовательных организациях системы МВД России. Авторами рассматриваются особенности использования инновационных методов при проведении занятий с обучающимися для подготовки их к служебной деятельности по осуществлению ими предварительного следствия по уголовным делам подследственным следователям органов внутренних дел. В качестве примера приводится возможность использования криминалистического полигона. Он позволяет курсантам в условиях, приближенных к реальным, получить навыки по самостоятельному проведению следственных действий, использованию криминалистической техники, обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов, а также оформлению процессуальных документов. Данная форма проведения занятий позволяет более четко осознать роль и функции каждого участника следственного действия, трудности, с которыми они могут столкнуться при проведении данных следственных действий, учит курсантов действовать в нестандартных ситуациях при расследовании уголовного дела

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — А. Д. Аветисян, А. А. Рясов, Г. Г. Жигалова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INNOVATIVE METHODS IN TRAINING OF INVESTIGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES

The article reveals the contents of innovative teaching methods used in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors consider features of the use of innovative methods in conducting classes with students to prepare them for the service of their preliminary investigation of criminal cases to investigators of Internal Affairs bodies under investigation. An example is the use of a forensic testing ground. It allows cadets in conditions close to real, to gain skills on self-examination, use of forensic equipment, detection, fixation, seizure and preliminary investigation of material traces, as well as the paperwork. This form of training allows a more clear understanding of the role and functions of each participant in the investigative action, difficulties that they may face in conducting these investigative actions, teaches cadets to act in non-standard situations in the investigation of a criminal case.

Текст научной работы на тему «Инновационные методы в обучении следователей органов внутренних дел»

10. Аветисян А.Д., Рясов А.А., Жигалова ГГ. Использование метода ситуационного анализа при подготовке следователей органов внутренних дел Российской Федерации. Мир науки, культуры, образования. 2019; № 2 (75): 11 - 13.

11. Медведицкова Л.В. Дисциплинированность сотрудника органов внутренних дел: содержание и пути формирования в процессе профессиональной подготовки. Мир науки, культуры, образования. 2019. № 5 (78): 218 - 220.

References

1. Vaganova T.G. Teoreticheskie aspekty kompetentnostno-orientirovannogo obrazovaniya. Vestnik Buryatskogo gosudarstvennogo universiteta. 2009; № 15: 28 - 30.

2. Volkov S.Yu. Sovershenstvovanie sluzhebnoj deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii v usloviyah reformirovaniya organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Administrativnoe pravo i process. 2013; № 12.

3. Gerbekova L.H. Professional'naya podgotovka studentov yuridicheskih vuzov na osnove kompetentnostnogo podhoda. Pedagogicheskoe masterstvo: materialy VIII Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Moskva: Buki-Vedi, 2016: 4 - 8.

4. Dolida V.V. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov pri prepodavanii yuridicheskih disciplin. Molodoj uchenyj. 2019; № 20: 472 - 474.

5. Kuznecova L.V. Obuchenie uchastkovyh upolnomochennyh policii v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii. Aktual'nye problemy bor'by s prestupleniyami i inymi pravonarusheniyami. 2014; № 12: 32 - 34.

6. Mandel' B.R. Professional'no-orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva, Berlin: Direkt-Media, 2019.

7. Rudinskij I.D. Kompetenciya. Kompetentnost'. Kompetentnostnyjpodhod: monografiya. Moskva, 2018.

8. Seryaeva I.Yu. Professional'naya kompetentnost' buduschego specialista. Pedagogicheskijzhurnal. 2004; № 4 (13): 20 - 25.

9. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Otdel'nye aspekty kompetentnostno-orientirovannogo obucheniya sledovatelej v obrazovatel'nyh organizaciyah sistemy MVD Rossii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 1 (74): 5 - 6.

10. Avetisyan A.D., Ryasov A.A., Zhigalova G.G. Ispol'zovanie metoda situacionnogo analiza pri podgotovke sledovatelej organov vnutrennih del Rossijskoj Federacii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019; № 2 (75): 11 - 13.

11. Medvedickova L.V. Disciplinirovannost' sotrudnika organov vnutrennih del: soderzhanie i puti formirovaniya v processe professional'noj podgotovki. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2019. № 5 (78): 218 - 220.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 378.147

Avetisyan A.D., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: identifiks@mail.ru

Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of the Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

INNOVATIVE METHODS IN TRAINING OF INVESTIGATORS OF INTERNAL AFFAIRS BODIES. The article reveals the contents of innovative teaching methods used in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. The authors consider features of the use of innovative methods in conducting classes with students to prepare them for the service of their preliminary investigation of criminal cases to investigators of Internal Affairs bodies under investigation. An example is the use of a forensic testing ground. It allows cadets in conditions close to real, to gain skills on self-examination, use of forensic equipment, detection, fixation, seizure and preliminary investigation of material traces, as well as the paperwork. This form of training allows a more clear understanding of the role and functions of each participant in the investigative action, difficulties that they may face in conducting these investigative actions, teaches cadets to act in non-standard situations in the investigation of a criminal case.

Key words: student, teacher, innovative teaching methods, practical orientation in training, knowledge, skills, skills of investigator of Internal Affairs.

АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. уголовного процесса, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: aleksandr.avetisjan@rambler.ru

А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф. каф. криминалистики, Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: identifiks@mail.ru

Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: gigalovagalina@yandex.ru

ИННОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ В ОБУЧЕНИИ СЛЕДОВАТЕЛЕЙ ОРГАНОВ ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

В статье раскрывается содержание инновационных методов обучения, применяемых в образовательных организациях системы МВД России. Авторами рассматриваются особенности использования инновационных методов при проведении занятий с обучающимися для подготовки их к служебной деятельности по осуществлению ими предварительного следствия по уголовным делам подследственным следователям органов внутренних дел. В качестве примера приводится возможность использования криминалистического полигона. Он позволяет курсантам в условиях, приближенных к реальным, получить навыки по самостоятельному проведению следственных действий, использованию криминалистической техники, обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов, а также оформлению процессуальных документов. Данная форма проведения занятий позволяет более четко осознать роль и функции каждого участника следственного действия, трудности, с которыми они могут столкнуться при проведении данных следственных действий, учит курсантов действовать в нестандартных ситуациях при расследовании уголовного дела.

Ключевые слова: обучающийся, преподаватель, инновационные методы обучения, практическая направленность в обучении, знания, умения, навыки следователя органов внутренних дел.

Для подготовки обучающегося для служебной деятельности в должности следователя органов внутренних дел в высших учебных заведениях МВД России преподавателям целесообразно оптимально использовать классический традиционный подход и инновационные методы в обучении, которые в целом позволят сформировать профессиональные компетенции у будущего следователя органов внутренних дел.

Реализацией инновационных методов обучения в организации учебного процесса занимались следующие ученые: И.В. Абакумова [1], А.А. Акбаров [2], А.В. Аттетков [3], Б.А. Бурняшов [4], А.А. Вербицкий [5], В.В. Долида [6], Б.Р Ман-дель [7], Н. Матяш [8], И.М. Осмоловская [9], Н.Н. Симоненко [10], В.Д. Самойлов [11] и другие. При подготовке следователей органов внутренних дел преподавателями образовательной организации МВД России при проведении занятий по

дисциплинам должен быть применён практико-ориентированный подход при использовании активных и интерактивных методов обучения.

Для качественной подготовки обучающихся и дальнейшем их работы в должности следователя органов внутренних дел преподавателям следует учитывать практическую направленность обучения по дисциплинам, предусмотренным учебным планом, позволяющим сформировать профессионала по специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел».

При проведении занятий лекционного, семинарского типов и практических занятий преподавателям целесообразно использовать различные инновационные методы обучения в зависимости от вида аудиторного занятия и степени подготовленности категории обучающихся, а также с учетом изучаемой темы дисциплины.

Остановимся на использовании отдельных инновационных методов при обучении курсантов узкой специализации «Предварительное следствие в органах внутренних дел» при проведении различных видов аудиторных занятий по таким дисциплинам, как «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)», «Криминалистика», «Первая помощь», «Судебная медицина» и «Судебная психиатрия».

Большое значение для получения курсантами знаний, умений и навыков расследования уголовных дел имеют лекции, в которых детализируются особенности процессуальных действий следователя, принятия им процессуальных решений и составления процессуальных документов, позволяющих определить направления предварительного следствия по уголовным делам.

По дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» проводят различные виды лекций: проблемные лекции, лекции-визуализации, лекции с вкрапленными заданиями.

В процессе чтения проблемной лекции по вышеуказанной дисциплине преподаватель обозначает проблемную следственную ситуацию по уголовному делу, сообщает курсантам исходные данные об обстоятельствах совершения преступления и предлагает дать аргументированные ответы на сформулированные им вопросы, например, о необходимости применения меры процессуального принуждения, меры пресечения или иной меры принуждения, которая позволит следователю обеспечить надлежащее поведение конкретного участника уголовного судопроизводства. Курсанту необходимо обосновать свою позицию, используя положения уголовно-процессуального закона о принятии решения об избрании конкретной меры пресечения. Преподаватель анализирует с участием других обучающихся законность и обоснованность применения меры пресечения в приведенной следственной ситуации, что позволяет сформировать у обучающихся способность обоснованного применения мер процессуального принуждения при расследовании уголовных дел.

Для прослеживания преемственности между предварительным следствием, проведенным следователем органов внутренних дел, и судебным разбирательством по уголовному делу следует отметить определенные возможности проведения преподавателем лекции-визуализации по теме «Особенности производства в суде с участием присяжных заседателей». К данной лекции преподавателю следует тщательно подготовиться, подобрать видеофрагменты основных этапов стадии судебного разбирательства рассмотрения уголовного дела в суде присяжных. Для лекции лектору необходимо подготовить видеоряд конкретных действий судьи и участников судебного разбирательства на отдельных этапах данной стадии. Лектору необходимо комментировать показанные видеофрагменты в ходе занятия для получения обучающимися знаний об особенностях данной альтернативной формы судопроизводства по уголовному делу и о взаимосвязи качества предварительного следствия по собиранию, проверке и оценке доказательства, исследованию доказательств на этапе судебного следствия с участием присяжных заседателей, вынесением ими вердикта и принятием на его основе судебного решения. Преподавателю в ходе лекций следует убедительно аргументировать важность повышения качества предварительного следствия по уголовному делу и возможности вынесения в суде присяжных законного, обоснованного и справедливого решения по данному делу.

В ходе лекций с вкрапленными заданиями преподавателем необходимо предусмотреть задания для обучающихся, на которые акцентировать их внимание при рассмотрении положений уголовно-процессуального закона. Например, при чтении лекции по теме «Доказательства и доказывание» преподавателю следует рассмотреть теорию судебных доказательств в уголовном судопроизводстве, понятие доказывания, его цель и значение, доказательства, их виды и использование на различных стадиях уголовного процесса. После рассмотрения вышеуказанных положений преподаватель формулирует перед обучающимися отдельные задания из следственных ситуаций, возникающих при расследовании уголовных дел, с целью анализа доказательств и определения их допустимости, достоверности, достаточности и полноты для принятия решений следователем в досудебном производстве по уголовному делу.

В процессе проведения лекций по дисциплине «Первая помощь» преподаватель практикует лекцию с вкрапленными заданиями по теме «Основы анатомии и физиологии человека». В качестве заданий после обсуждения вопросов о строении и функциях систем организма человека преподаватель использует вопросы о возможном значении полученных знаний в деятельности сотрудника правоохранительных органов. Указанный метод применяется в сочетании с методом мозгового штурма, так как курсанты имеют возможность генерировать самые невероятные предположения. Использование указанных методов позволяет создать межпредметные связи с такими дисциплинами, как «Уголовное право», «Уголовный процесс», «Судебная медицина».

Свои особенности имеет чтение лекции-визуализации по дисциплине «Судебная психиатрия». Например, в теме «Шизофрения. Эпилепсия. Маниакально-депрессивный психоз» преподаватель делает упор на визуализацию речи психически нездоровых лиц, показывает видеоролики, демонстрирующие поведение лиц, страдающих шизофренией, эпилепсией, визуализирует схемы-классификации хронических психических заболеваний, демонстрирует психическое состояние больных лиц через показ изображений картин, созданных лицами, страдающими психическими расстройствами. Несомненно, используемые преподавателем методы визуализации активизируют внимание обучаемых к проблеме

хронических психических расстройств и позволяют задействовать у них несколько каналов памяти: слуховую, зрительную, моторную, что позволяет курсантам распознавать у лиц психические аномалии в своей дальнейшей профессиональной деятельности.

При проведении лекционных занятий по дисциплине «Криминалистика» могут активно использоваться такие интерактивные методы проведения занятий, как проблемное изложение материала, дискуссия и активное резюмирование.

При выборе такого метода как проблемное изложение лекционного материала преподавателю следует учитывать, что наиболее целесообразным будет его применение по наиболее сложным и дискуссионным темам. В ходе проведения такой лекции материал подается путем приведения мнений различных ученых, зачастую диаметрально противоположных. Во время интеллектуальной паузы лектор предлагает обсудить прослушанный материал, ставит перед учащимися проблемный вопрос и предлагает курсантам сформировать свое мнение по нему. При этом проблемный вопрос отличается отсутствием готовой схемы решения. Таким образом, лектор начинает дискуссию, сопровождает её и помогает учащимся прийти к выводу по данному вопросу.

При применении интерактивного метода дискуссии лектор организует свободный обмен мнениями по исследуемому вопросу в интервалах между логическими разделами лекции. В итоге дискуссии преподаватель приводит учащихся к единому выводу по обсуждаемой проблеме.

При проведении семинарских и практических занятий по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» преподаватели используют такие инновационные методы, как мозговой штурм и анализ конкретных исходных следственных ситуаций, а также отдельные другие методы.

Особенностями метода мозгового штурма при проведении семинарского занятия по дисциплине «Уголовно-процессуальное право (Уголовный процесс)» является предварительная подготовка преподавателя с участием обучающихся во время их самостоятельной работы, формулирование перед ними заданий, контроль их выполнения, деление группы на две, подготовленные в роли генераторов идей и критиков. Так, при проведении семинарского занятия по теме «Участники уголовного судопроизводства» преподаватель информирует обучающихся о следственных ситуациях, возникающих при проведении предварительного следствия по уголовному делу. Обучающиеся первой группы предлагают последовательность определения процессуального статуса подозреваемого, свидетеля, потерпевшего, специалиста, эксперта и других участников уголовного процесса, выполнения процессуальных действий следователем, направленных на возможность реализации ими своих прав, деятельности следователя по установлению обстоятельств совершения преступления с участием данных лиц. Обучающиеся, участвовавшие в роли критиков, с помощью преподавателя анализируют предложенные генераторами идей алгоритмы процессуальных действий следователя в конкретных следственных ситуациях, их законность и обоснованность. Преподаватель подводит итоги идей обучающихся и предлагает наиболее рациональные действия следователя при проведении предварительного следствия с привлечением участников уголовного судопроизводства.

В процессе проведения практических занятий преподаватели достаточно часто используют метод для анализа исходных ситуаций.

Так, например, при проведении практических занятий по теме «Следственные действия» преподаватель доводит до сведения обучающихся обстоятельства совершения преступления из уголовного дела, рассмотренного в суде. Обучающиеся с участием преподавателя делают анализ данной следственной ситуации, устанавливают наличие основания для проведения конкретного следственного действия, процессуальный порядок его производства, анализируют структуру процессуальных документов, которые следует составить. В дальнейшем обучающиеся делятся на участников следственного действия, проводят его, составляют протокол следственного действия. На практическом занятии обучающиеся вместе с преподавателем обсуждают правильность действий следователя в следственной ситуации и составленные процессуальные документы. Преподаватель подводит итоги выполненным обучающимися заданиям и формулирует рекомендации по совершенствованию их деятельности при расследовании уголовных дел.

При проведении практических занятий по дисциплине «Судебная медицина» преподаватель активно использует метод ситуационного анализа, дополненный методом визуализации. Так, при проведении занятия по теме «Повреждения от действия огнестрельного оружия. Повреждения острыми предметами» преподаватель в число ситуационных задач включает задачи-фотографии, содержащие изображение повреждения на теле человека, нанесённые острыми предметами или огнестрельным оружием. Такой визуализирующий подход направлен на определение вида повреждающего предмета, правильную последовательность в описании повреждения, что, несомненно, будет востребовано в дальнейшей профессиональной деятельности при описании повреждений на теле человека при назначении судебно-медицинской экспертизы.

По дисциплине «Судебная психиатрия» на семинарском занятии по теме «Алкоголизм, наркомания, токсикомания» преподаватель проводит круглый стол. Основная идея использования метода состоит в обмене мнениями обучающихся по проблеме употребления наркотических средств и психотропных веществ. На круглый стол преподаватель приглашает сотрудников практических органов внутренних дел, сотрудников наркодиспансера. На занятии проходит обсуждение

причин формирования зависимостей, особенностей поведения лиц, подверженных зависимости от психоактивных веществ, назначения и проведения экспертиз. Кроме очевидной практической направленности обсуждаемой темы занятие в виде круглого стола имеет явные воспитательные цели, направленные на недопущение употребления наркотических средств и психотропных веществ.

Использование метода ситуационного анализа по дисциплине «Криминалистика» можно порекомендовать для изучения разделов «Криминалистическая тактика» и «Методика расследования отдельных видов и групп преступлений». В частности, по темам данного раздела преподаватель может ставить перед обучаемыми различные проблемные задачи и разбирать пути и способы их решения.

По дисциплине «Криминалистика» хорошо зарекомендовал себя также интерактивный метод «ролевая игра». Его можно использовать при проведении практических занятий по темам «Тактика следственного осмотра», «Тактика обыска», «Тактика предъявления для опознания» и др. При этом группа делится на подгруппы, в которых преподаватель, исходя из подготовленности и личных качеств обучаемых, назначает различных участников следственного действия (следователя, оперуполномоченного уголовного розыска, эксперта-криминалиста, потерпевшего, подозреваемого и т.д.), знакомит с исходными данными об обстоятельствах совершения преступления и формулирует перед ними задание, касающееся проведения следственного действия. Наиболее целесообразным при проведении данных занятий является использование криминалистических

Библиографический список

полигонов (магазин, квартира, улица, лесное озеро). Выбор криминалистического полигона зависит от его наличия в учебном заведении, фабулы преступления и преследуемых при этом преподавателем задач. Использование криминалистического полигона позволяет курсантам в условиях, приближенных к реальным, получить навыки по самостоятельному проведению следственных действий, использованию криминалистической техники, обнаружению, фиксации, изъятию и предварительному исследованию материальных следов, а также оформлению процессуальных документов. Данная форма проведения занятий позволяет также курсантам более четко осознать роль и функции каждого участника следственного действия, трудности, с которыми они могут столкнуться при его проведении, а также позволяет курсантам действовать в нестандартных ситуациях при расследовании уголовного дела.

После проведения следственного действия необходимо произвести со всей группой детальный разбор его хода и результатов, указать на недостатки и дать курсантам рекомендации по их устранению. По итогам занятия преподаватель обязательно должен отметить степень участия каждого курсанта в его проведении и выставить соответствующие оценки.

Таким образом, разнообразное использование инновационных методов в учебном процессе создает благоприятные предпосылки для формирования у обучающихся профессиональных компетенций для их служебной деятельности в должности следователя органов внутренних дел.

1. Абакумова И.В. Психолого-педагогические основы инновационных методов обучения в высшей школе: монография. Москва: Русайнс, 2019.

2. Акбаров А.А. Традиционные и инновационные методы обучения: применение методов активного обучения в учебном процессе. Образование через всю жизнь: непрерывное образование в интересах устойчивого развития. 2015; Т. 1, Выпуск 13: 52 - 56.

3. Аттетков А.В. Методы оптимизации: учебное пособие. Москва: ИЦ РИОР: НИЦ Инфра-М, 2013.

4. Бурняшов Б.А. Электронное обучение в учреждении высшего образования: учебно-методическое пособие. Москва: РИОР: ИНФРА-М, 2018.

5. Вербицкий А.А. Ларионова О.Г. Личностный и компетентностный подходы в образовании. Проблемы интеграции. Москва: Издательство Логос, 2017.

6. Долида В.В. Использование инновационных методов при преподавании юридических дисциплин. Молодой ученый. 2019; № 20: 472 - 474.

7. Мандель Б.Р Профессионально-ориентированное обучение: проблематика и технологии: учебное пособие для обучающихся в магистратуре. Москва - Берлин: Директ-Медиа, 2019.

8. Матяш Н. Инновационные педагогические технологии. Проектное обучение: учебное пособие. Москва: Издательство «Академия», 2016.

9. Осмоловская И.М. Инновации и педагогическая практика. Народное образование. 2010; № 6: 182 - 188.

10. Симоненко Н.Н. Управление образовательными услугами с применением инновационных методов обучения. Вестник Тихоокеанского государственного университета. 2012; № 2 (25): 201 - 206.

11. Самойлов В.Д. Методология преподавания юриспруденции в системе высшего образования России: монография. Москва: Закон и право: ЮНИТИ, 2016. References

1. Abakumova I.V. Psihologo-pedagogicheskie osnovy innovacionnyh metodov obucheniya v vysshejshkole: monografiya. Moskva: Rusajns, 2019.

2. Akbarov A.A. Tradicionnye i innovacionnye metody obucheniya: primenenie metodov aktivnogo obucheniya v uchebnom processe. Obrazovanie cherez vsyu zhizn': nepreryvnoe obrazovanie v interesah ustojchivogo razvitiya. 2015; T. 1, Vypusk 13: 52 - 56.

3. Attetkov A.V. Metody optimizacii: uchebnoe posobie. Moskva: IC RIOR: NIC Infra-M, 2013.

4. Burnyashov B.A. 'Elektronnoe obuchenie v uchrezhdenii vysshego obrazovaniya: uchebno-metodicheskoe posobie. Moskva: RIOR: INFRA-M, 2018.

5. Verbickij A.A. Larionova O.G. Lichnostnyj i kompetentnostnyjpodhody v obrazovanii. Problemy integracii. Moskva: Izdatel'stvo Logos, 2017.

6. Dolida V.V. Ispol'zovanie innovacionnyh metodov pri prepodavanii yuridicheskih disciplin. Molodoj uchenyj. 2019; № 20: 472 - 474.

7. Mandel' B.R. Professional'no-orientirovannoe obuchenie: problematika i tehnologii: uchebnoe posobie dlya obuchayuschihsya v magistrature. Moskva - Berlin: DirektMedia, 2019.

8. Matyash N. Innovacionnye pedagogicheskie tehnologii. Proektnoe obuchenie: uchebnoe posobie. Moskva: Izdatel'stvo «Akademiya», 2016.

9. Osmolovskaya I.M. Innovacii i pedagogicheskaya praktika. Narodnoe obrazovanie. 2010; № 6: 182 - 188.

10. Simonenko N.N. Upravlenie obrazovatel'nymi uslugami s primeneniem innovacionnyh metodov obucheniya. Vestnik Tihookeanskogo gosudarstvennogo universiteta. 2012; № 2 (25): 201 - 206.

11. Samojlov V.D. Metodologiya prepodavaniya yurisprudencii v sisteme vysshego obrazovaniya Rossii: monografiya. Moskva: Zakon i pravo: YuNITI, 2016.

Статья поступила в редакцию 25.12.19

УДК 371

Dzhioeva A.R., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

Besaeva A.G., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, South-Ossetian State University n.a. A. Tibilov

(Tschinval, Republic Of South Ossetia), E-mail: azabesaeva64@mail.ru

Khadikova I.M., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Department of Pedagogy and Psychology, North-Ossetian State University n.a. K.L. Khetagurov

(Vladikavkaz, Russia), E-mail: inesainesa@yandex.ru

WORKS OF FICTION AS A MEANS OF FORMING VALUE-MEANING ORIENTATION OF THE YOUNGER GENERATION. The article considers potential of works of an Ossetian writer R. Totrov "Everything goes to the winners" and "Beloved children" as a material for the implementation of psychological and pedagogical interaction in the context of the formation of value-meaning orientation of modern schoolchildren. The conclusion is made about the significance of consciousness by the younger generation of eternity and constancy of moral laws, about the importance of feeling the moral problem as universal, about the need for conscious, responsible choice of each person's own civil position.

Key words: value-meaning orientation, moral problem, moral fiber, civic position, idea of humanity.

А.Р. Джиоева, д-р пед. наук, проф., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: ainadzhioeva@yandex.ru

А.Г. Бесаева, канд. пед. наук, доц., Юго-Осетинский государственный университет имени А. Тибилова, г. Цхинвал,

E-mail: azabesaeva64@mail.ru

И.М. Хадикова, канд. пед. наук, доц., ФГБОУ ВО «Северо-Осетинский государственный университет имени К.Л. Хетагурова», г. Владикавказ,

E-mail: inesainesa@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.