References
1. Arincev A. Krysy begut s korablya: pochemu my vypustili sotni tysyach molodyh isil'nyh, a vmesto nih mobilizuem bol'nyh i vyshedshih iz prizyvnogo vozrasta. Available at: https:// www. 911 1.ru/questions/7777777772013538/
2. Scheglova A.E. Konceptual'nye osnovy zarozhdeniya irazvitiya problemy discipliny, pooschreniya i nakazaniya v zarubezhnojpedagogike: monografiya. Ul'yanovsk, 2015.
3. Glossarijpo pedagogike. Available at: https://didacts.ru/termin/uslovija-pedagogicheskie.html
4. Belikov V.A. Obrazovanie. Deyatel'nost'. Lichnost': monografiya. Moskva: Akademiya Estestvoznaniya, 2010.
5. Borytko N.M. Vprostranstve vospitatel'noj deyatel'nosti: monografiya. Volgograd: Peremena, 2001.
6. Andreev V.I. Pedagogika: Uchebnyj kurs dlya tvorcheskogo samorazvitiya. Kazan': Centr innovacionnyh tehnologij, 2000.
7. Ippolitova N.V. Teoriya ipraktika podgotovkibuduschih uitelejkpatrioticheskomu vospitaniyu uchaschihsya. Dissertaciya ... doktora pedagogicheskih nauk. Chelyabinsk, 2000.
8. Bazhenova N.G., Hludeeva I.V. Pedagogicheskie usloviya, orientirovannye na razvitie: teoreticheskij aspekt. Izvestiya Rossijskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. A.I. Gercena. 2012; № 151: 217-223.
9. Il'chenko L.P. Pedagogicheskie usloviya organizacii patrioticheskogo vospitaniya studentov v sovremennom vuze. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2016; № 1 (56): 25-28.
10. Kratkij slovar'-spravochnik po grazhdansko-patrioticheskomu vospitaniyu. Avtory-sostaviteli G.Ya. Grevceva, M.V. Ciulina. Chelyabinsk: Cicero, 2014.
11. Kalekin A.A., Tomilin A.N. Vospitanie patriotizma u kursantov voennogo vuza na osnove kul'turologicheskogo podhoda: monografiya. Novorossijsk: RIO GMU im. adm. F.F. Ushakova, 2021.
12. Kodzhaspirova G.M., Kodzhaspirov A.Yu. Pedagogicheskij slovar'. Moskva: Academia, 2005.
13. Tomilin A.N. Voenno-pedagogicheskaya teoriya i praktika formirovaniya i razvitiya professional'noj napravlennosti oficera-vospitatelya: monografiya. Novorossijsk: RIO «GMU im. adm. F.F. Ushakova», 2010.
14. Shvalyuk Ya.A. Pedagogicheskie usloviya i metodicheskie osobennosti ispol'zovaniya metodov pooschreniya i nakazaniya v vospitatel'nom processe. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya. 2018; № 60-2: 380-383.
Статья поступила в редакцию 08.01.23
УДК 378.147
Avetisyan A.D., Professor, Department of Criminal Proceeding, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Ryasov A.A., Cand. of Sciences (Law), Professor, Department of Criminology, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
Zhigalova G.G., Cand. of Sciences (Medicine), senior lecturer, Department of Criminalistics, Stavropol Branch of Krasnodar University of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation (Stavropol, Russia), E-mail: [email protected]
AN INTEGRATED APPROACH TO THE TRAINING OF CADETS IN HIGHER EDUCATIONAL INSTITUTIONS OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA IN THE PROCESS OF TRAINING DISTRICT POLICE OFFICERS. The article reveals the content of an integrated approach in the training of cadets in higher educational institutions of the Ministry of Internal Affairs of Russia in the process of training district police officers. The subject relationships between academic disciplines in the acquisition of knowledge by cadets, the development of their skills and abilities will allow teachers to prepare them for practical work as a district police commissioner. The authors conclude that the problems of in-depth study of disciplines arising in the educational process can be solved by using modern educational technologies in the process of training district police officers. Teachers should use, first of all, an integrated approach when teaching cadets and trainees in educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the process of applying an integrated approach, interdisciplinary connections are implemented, allowing the use of knowledge gained during the study of other disciplines.
Key words: cadet, teacher, integrated approach to training, educational organization of the Ministry of Internal Affairs of Russia, model of district police commissioner, brainstorming, business game.
АД. Аветисян, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, Е-mail: aleksandr. avetisjan@rambler. ru
А.А. Рясов, канд. юрид. наук, доц., проф., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
Г.Г. Жигалова, канд. мед. наук, доц., Ставропольский филиал Краснодарского университета МВД Российской Федерации, г. Ставрополь, E-mail: [email protected]
КОМПЛЕКСНЫЙ ПОДХОД ПРИ ОБУЧЕНИИ КУРСАНТОВ
В ВЫСШИХ УЧЕБНЫХ ЗАВЕДЕНИЯХ МВД РОССИИ
В ПРОЦЕССЕ ПОДГОТОВКИ УЧАСТКОВЫХ УПОЛНОМОЧЕННЫХ ПОЛИЦИИ
В статье раскрывается содержание комплексного подхода при обучении курсантов в высших учебных заведениях МВД России в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции. Предметные взаимосвязи между учебными дисциплинами при получении знаний курсантами, выработки у них умений и навыков позволит преподавателям подготовить их к практической деятельности в должности участкового уполномоченного полиции. Авторы делают вывод о том, что возникающие в учебном процессе проблемы углубленного изучения дисциплин могут быть решены путем использования современных образовательных технологий в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции. Преподавателями следует использовать, прежде всего, комплексный подход при обучении курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России. В процессе применения комплексного подхода реализуются межпредметные связи, позволяющие использовать знания, полученные в ходе изучения других дисциплин.
Ключевые слова: курсант, преподаватель, комплексный подход при обучении, образовательная организация МВД России, модель участкового уполномоченного полиции, мозговой штурм, деловая игра.
Актуальность статьи взаимосвязана с комплексным подходом при подготовке участковых уполномоченных полиции в процессе реализации инновационных методов обучения с учётом специфики профессиональной деятельности участковых уполномоченных полиции.
Комплексный подход в обучении курсантов в высших учебных заведениях изучали следующие ученые: А.А. Базулина [2], Д.Р Марданов [3] и другие. При организации обучения в образовательных организациях системы МВД России целесообразно использовать положительный опыт комплексного изучения курсантами дисциплин в учебном процессе, предложенный вышеуказанными учеными.
Возникающие в учебном процессе проблемы комплексного изучения дисциплин могут быть решены путем использования современных образовательных технологий в процессе подготовки участковых уполномоченных полиции.
Целью статьи является вопрос комплексности получения знаний курсантами, формирование у них умений и навыков, необходимых для выполнения служебных задач в практической деятельности органов внутренних дел.
Задача статьи состоит в совершенствовании деятельности преподавателей при организации учебного процесса у обучающихся при подготовке участковых уполномоченных полиции.
Методами исследования являются анализ научных источников, наблюдение, синтез и обобщение положительного опыта преподавания в высшем учебном заведении.
Научная новизна статьи состоит в комплексном подходе в определении межпредметных связей и реализации современных методов обучения при формировании компетенций выпускников высших учебных заведений.
Теоретическая значимость статьи заключается в использовании положительного опыта преподавания в высших учебных заведениях МВД России, представленного отдельными учеными и педагогами.
Практическая значимость состоит в комплексном обучении курсантов в высших учебных заведениях МВД России для подготовки участковых уполномоченных полиции.
При организации учебного процесса с участием курсантов при формировании личных и деловых качеств участкового уполномоченного полиции в высшем учебном заведении МВД России преподавателям следует использовать компе-тентностный подход, в котором необходимо рационально сочетать формирование функциональных знаний, умений и навыков и профессионального самосознания сотрудника полиции, который способен принимать решения в различных служебных ситуациях, возникающих в его практической деятельности.
В приказе Министерства внутренних дел Российской Федерации «Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции» от 31 декабря 2012 г № 1166 указаны профессиональные компетенции, которые должны быть сформированы у участкового уполномоченного полиции.
Следует выделить обязанности участкового уполномоченного полиции:
- у него должны быть знания о законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, применяемых в процессе повседневной служебной деятельности;
- эффективное использование форм и методов предупреждения различных видов правонарушений, в частности административных правонарушений и преступлений,
- профессионально проводить неотложные следственные действия, а также осуществлять производства по делам об административных правонарушениях;
- знать дислокацию сил и средств сотрудников органов внутренних дел и представителей общественных объединений, которые используются для охраны общественного порядка и обеспечения общественной безопасности на его административном участке;
- располагать сведениями о наличии на административном участке предприятий, учреждений, организаций и особенностях их функционирования, о местах отдыха граждан, а также о местах стоянок автотранспорта и порядке их охраны;
- располагать информацией о местах хранения огнестрельного оружия и взрывчатых материалов, аптеках, других местах хранения и оборота наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, иных объектах хранения предметов (веществ), изъятых из гражданского оборота;
- перед участием представителей общественности в охране общественного порядка принимать участие в их инструктаже:
- рассматривать заявления граждан об административных правонарушениях, о преступлениях, выполнять процессуальные действия, направленные на предупреждение и раскрытие преступления, выполнять письменные поручения дознавателя и следователя при расследовании уголовных дел.
В модель компетенций участкового уполномоченного полиции входят:
- личностная компетенция, позволяющая на основе личных и профессиональных качеств в полном объеме выполнять свои служебные обязанности;
- коммуникативная компетенция;
- навыки принятия оптимальных решений в служебных ситуациях;
- навыки правильного оценивания психических состояний граждан;
- навыки оценивания профессии полицейского;
- владеть навыками коммуникативных техник;
- иметь навыки нейтрализации конфликтов;
- уметь работать с другими сотрудниками полиции в команде.
В ходе обучения курсантов для работы в должности участкового уполномоченного полиции преподавателям следует использовать комплексный подход при получении ими взаимосвязанных знаний по различным дисциплинам: «Дознание в органах внутренних дел», «Криминалистика», «Судебная медицина и судебная психиатрия» и др., с учетом наличия их межпредметных связей.
В процессе проведения занятий семинарского типа преподавателям с участием курсантов следует рассматривать служебные ситуации, имеющие непосредственное отношение к деятельности участкового уполномоченного полиции. Например, ситуация, при которой к участковому уполномоченному полиции от дознавателя, следователя может поступить поручение о производстве отдельных следственных действий по уголовному делу.
В качестве одного из методов при проведении семинарских и практических занятий преподаватель может использовать метод мозгового штурма.
На первом этапе преподавателем из курсантов формируются 4 следственно-оперативных группы. Преподаватель доводит сведения о конкретных ситуациях, возникающих при получении письменного поручения следователя сотруднику органа дознания о проведении следственного действия - выемки в жилище. Курсанты, входящие в следственно-оперативные группы, осуществляют коллективную генерацию идей в устном виде: в течение 20 минут предлагают оптимальные идеи и предложения о проведении выемки в жилище в случае, не терпящем отлагательства, по поручению следователя. Поступившие идеи и предложения ука-
зываются в плане проведения следственного действия. При обсуждении предложений и идей не допускается ограничений суждений курсантов. «Эксперты» не дают оценку обсуждения курсантами идей и предложений на первом этапе проведения занятия. Курсантам перед проведением выемки целесообразно использовать творческий поиск оптимального алгоритма действий курсантов при производстве выемки в жилище.
На следующем этапе осуществляется анализ предложений и идей, поступивших от курсантов с участием курсантов, входящих в группы экспертов, определяется оптимальная последовательность деятельности сотрудника полиции по письменному поручению следователя по проведению выемки в жилище. Курсантам при проведении данного занятия необходимо составить постановление о производстве выемки и протокол выемки.
Вышеуказанный метод позволяет курсантам использовать творческий подход при выборе алгоритма его действий при проведении неотложных следственных действий в практической деятельности участкового уполномоченного полиции.
Метод мозгового штурма используется преподавателем при проведении практических занятий по дисциплине «Судебная психиатрия». Преподаватель предлагает некоторым курсантам выступить в роли психически больного человека и попытаться изобразить признаки психических расстройств, другой же курсант, исполняющий функцию участкового, пытается, задавая вопросы мнимому больному, определить истинность психического заболевания. «Больные» моделируют любые симптомы психических болезней. Как правило, этот эксперимент преподаватель проводит в завершении изучения дисциплины на одном из практических занятий, то есть тогда, когда курсанты уже обладают определённым объёмом знаний. Цель данного метода - демонстрация симуляции психического расстройства психически здоровыми лицами. «Симулянт» должен постараться как можно более правдоподобно изобразить заболевание, в то время как лицо, ведущее с ним беседу, оставаясь в рамках деловых вопросов, должен установить признаки симуляции заболевания. Указанную методику комплексного подхода к изучению дисциплины можно порекомендовать в рамках проведения занятий по дисциплинам «Криминалистика», «Уголовный процесс», «Прокурорский надзор».
Другим методом обучения курсантов при подготовке их к служебной деятельности участковым уполномоченным полиции может быть метод деловой игры. В ходе деловой игры следует моделировать определенные ситуации, возникающие на стадии подготовки уголовного дела к слушанию в случае заявления участниками уголовного судопроизводства жалоб на наличие недопустимых доказательств, полученных сотрудниками органов внутренних дел в досудебном производстве. По заданию преподавателя курсанты должны изучить результаты проведения отдельных процессуальных действий при расследовании уголовного дела, сделать анализ содержания жалобы на незаконные действия сотрудника органа дознания. Перед деловой игрой курсанты распределяются по определенным ролям: судья, участники судебного разбирательства со стороны обвинения, участники судебного разбирательства со стороны защиты, свидетели и другие участники уголовного судопроизводства. На занятии при проведении судебного заседания с участием судьи, государственного, обвинителя, потерпевшего, подсудимого, его защитника анализируются доказательства, которые были установлены при проведении расследования по уголовному делу с целью установления недопустимости доказательств, полученных сотрудником органа дознания или опровержения доводов, приведенных в жалобе подсудимого. С участием курсантов обсуждается последовательность действий участников судебного разбирательства в ходе судебного заседания, логичность и профессиональность их действий.
При проведении практических занятий по дисциплине «Криминалистика» может быть использован метод ролевой игры по темам тактики производства отдельных следственных действий. Проведение таких занятий следует планировать на специальных криминалистических полигонах. Рассматривая методику его проведения на примере темы «Тактика следственного осмотра», можно предложить следующий порядок его проведения.
До начала занятия курсанты получают объекты и технические средства. С этой целью преподаватель подготавливает предметы, вещества, необходимые для осмотра места происшествия, выдает их учащимся. Он отвечает за порядок во время проведения занятия, сохранность имущества и по окончании лабораторного занятия дает команду учащимся о приведении в порядок помещения полигона. По окончании занятия все объекты должны быть собраны и сданы преподавателю.
В рамках проведения занятия участвует группа из 20-25 учащихся. При этом группа делится на 2 подгруппы по 10-12 человек. Примерный состав участников ролевой игры может быть следующим: 1 подозреваемый, 1 хозяин квартиры, 2 понятых, 2 оперуполномоченных, 1 участковый уполномоченный, 1 следователь, 1 эксперт-криминалист.
По прибытии членов групп к месту работы производится ознакомление с обстановкой на месте происшествия. На этом этапе курсантам необходимо определиться с местом оставления следов на полигоне. Далее проводится разъяснение прав и обязанностей участникам и их инструктаж.
Преподаватель определяет актуальность темы, раскрывает ее сложность, обращает внимание курсантов на то, что от качественно проведенного осмотра места происшествия (один из видов следственного осмотра) зачастую зависит успех расследования уголовного дела, а для того чтобы провести осмотр места происшествия качественно, следователь должен знать процессуальные аспекты проведения этого следственного действия и безукоризненно владеть тактикой его проведения, в чем и предлагает курсантам потренироваться на практическом занятии.
Преподаватель доводит до курсантов порядок проведения ролевой игры. Группа делится на две подгруппы. В каждой выбирается следователь. Кроме того, выбираются трое курсантов на роль наблюдателей, которые будут контролировать работу игровой следственно-оперативной группы и фиксировать имевшие место недочеты.
Преподаватель зачитывает вводную часть и предлагает всем присутствующим в аудитории курсантам записать её в тетрадях. Далее курсант, выполняющий роль следователя одной из подгрупп, озвучивает свои действия на подготовительном этапе до выезда на место происшествия. Остальные наблюдают за ходом его мыслительной деятельности и в случае несогласия поднимают сигнальные фонарики, которые имеются у каждого из курсантов. Таким образом, преподаватель решает задачу активизирования в памяти курсантов основных теоретических положений подготовительного этапа к проведению осмотра места происшествия.
Затем курсанты обеих подгрупп, выбранные на роль следователя, подбирают себе участников игровой следственно-оперативной группы. Каждому участнику игры преподаватель прикрепляет на лацкан кителя бейджик с наименованием его должности в составе следственно-оперативной группы.
Одна подгруппа удаляется на учебный полигон для выполнения имитированных профессиональных действий по осмотру места происшествия. Работой курсантов на учебном полигоне руководит второй преподаватель. Первый преподаватель остается в учебной аудитории со второй подгруппой для просмотра и анализа учебного видеофильма по тактике освидетельствования.
На учебном полигоне преподаватель отрабатывает с курсантами следующие вопросы:
- тактика подготовительного этапа по прибытии на место происшествия -методы осмотра;
- действия каждого участника осмотра в составе следственно-оперативной группы, выехавшей на место происшествия;
- тактика рабочего этапа осмотра места происшествия.
Преподаватель предлагает курсанту, играющему роль следователя, организовать осмотр места происшествия. Наблюдателям необходимо внимательно следить за ходом игры и отмечать выявленные недостатки. При выявлении ошибки наблюдатели или члены игрового коллектива сразу поднимают вверх сигнальный фонарик, что означает «СТОП ИГРА», и игра приостанавливается до устранения ошибки.
Преподаватель наблюдает за работой игровой группы и наблюдателей, отвечает на возникающие вопросы по содержанию ситуации, контролирует временные интервалы.
В это время участники второй подгруппы с первым преподавателем приступают к просмотру видеосюжета по тактике проведения освидетельствования. Перед началом просмотра преподаватель сообщает, что в сюжете имеются две ошибки, и курсанты должны отыскать их. Далее курсантам демонстрируется учебный видеофильм по тактике освидетельствования. После просмотра фильма преподаватель организовывает обсуждение просмотренного фильма и имевших место при его показе ошибках тактического плана.
Преподаватель так распределяет время для работы подгрупп, чтобы к концу первой пары занятия первая подгруппа закончила ролевую игру на криминалистическом полигоне, а вторая подгруппа просмотрела видеофильм и обсудила его.
Библиографический список
В начале второй пары учебного занятия преподаватель настраивает курсантов на продолжение работы и объявляет её регламент.
Подгруппы меняются местами.
После того, как подгруппы закончат ролевую игру, просмотр и обсуждение видеосюжета, они объединяются, и преподаватель предлагает продолжить ролевую игру уже в составе всей учебной группы.
Заключительную часть занятия необходимо провести в аудитории. Учащиеся должны ответить на вопросы о том, какие из обнаруженных следов следует изъять и почему; правильно ли был изъят след.
После этого учебная группа возвращается в аудиторию, где проходит общее подведение итогов занятия. Преподаватель дает возможность высказаться членам рабочих групп о ходе проведения работы. После этого выступает каждый из преподавателей, который разрешает спорные и неясные вопросы, дает оценку действиям всех участников игры. При этом важно обратить внимание на допущенные ошибки и высказать методические советы по их устранению.
В подготовке участковых уполномоченных полиции показали свою эффективность репродуктивные технологии, реализованные с помощью визуализации заданий. Так, при изучении дисциплины «Судебная медицина» по теме «Повреждения от действия тупых предметов» курсантам предлагается для решения ситуационная задача, в которой подробно описаны признаки повреждения на теле. К задаче идёт картинка, на которой изображены предметы, которые могли или не могли быть использованы лицом, нанесшим повреждения пострадавшему. Задача курсанта - самостоятельно определить, какие из предметов нуждаются в изъятии с места происшествия с обязательной аргументацией своего выбора, определить правила изъятия предмета, способы его упаковки и направления на исследование с заполнением необходимых процессуальных документов. Одновременно курсанты заполняют постановление о назначении судебно-медицинской экспертизы и формулируют вопросы к эксперту. В использовании данной комплексной технологии прослеживается межпредметная связь, позволяющая использовать знания, полученные в ходе изучения дисциплины «Криминалистика».
Принцип комплексного подхода к обучению участкового уполномоченного полиции складывается из взаимодействий теоретического, практического компонентов обучения с обязательным дополнением эмоционального компонента. Добиться максимального эмоционального погружения в будущую профессиональную деятельность позволяют занятия-экскурсии, организованные преподавателями на базах практических органов, учреждений, выполняющих экспертные функции. Так, по дисциплине «Судебная психиатрия» с курсантами организуются выездные занятия в психоневрологический диспансер. Общение с лицами, имеющими психическое заболевание, находящимися на принудительном лечении, позволяет курсантам отработать навык оценки психического состояния граждан, имеющих психические девиации, а также страдающих ярко выраженными формами психических заболеваний. Курсантам предлагается в беседе с лицом, совершившим общественно опасное деяние, выяснить обстоятельства его совершения.
Выездное практическое занятие в бюро судебно-медицинских экспертиз позволяет будущим участковым уполномоченным полиции получить бесценный опыт общения с экспертами, проводящими исследования, услышать основные замечания, высказываемые экспертами в адрес лиц, назначающих экспертизы. Присутствие курсантов на вскрытии трупа погружает как эмоционально, так и практически в реальную обстановку, при которой эксперт может здесь же ответить на вопросы, которые курсанты ставят перед ним, а также из первых уст услышать разъяснения по основным ошибкам, которые курсанты могли совершить.
Комплексный подход в обучении курсантов при изучении различных учебных дисциплин позволяет сформировать преподавателям личные и деловые качества выпускника.
В качестве выводов по результатам статьи необходимо отметить, что комплексный подход следует использовать преподавателем при обучении курсантов и слушателей в образовательных организациях МВД России.
1. Вопросы организации деятельности участковых уполномоченных полиции: приказ МВД Российской Федерации от 31 декабря 2012 г № 1166. Available at: httpsY/мвд. рф/upload/site1460/folder_page/010/178/831/Prikaz_MVD_1166.pdf
2. Базулина A.A. Личностно-развивающий подход в обучении курсантов образовательных организаций системы МВД России: учебно-методическое пособие. Волгоград: ВА МВД России, 2019.
3. Марданов Д.Р Система подготовки и повышения квалификации обучающихся в образовательных организациях МВД России на основе контекстного подхода: монография. Казань: КЮИ МВД России, 2020.
References
1. Voprosy organizacii deyatel'nosti uchastkovyh upolnomochennyh policii: prikaz MVD Rossijskoj Federacii ot 31 dekabrya 2012 g. № 1166. Available at: https://mvd.rf/upload/ site1460/folder_page/010/178/831/Prikaz_MVD_1166.pdf
2. Bazulina A.A. Lichnostno-razvivayuschij podhod v obuchenii kursantov obrazovatel'nyh organizacij sistemy MVD Rossii: uchebno-metodicheskoe posobie. Volgograd: VA MVD Rossii, 2019.
3. Mardanov D.R. Sistema podgotovki i povysheniya kvalifikacii obuchayuschihsya v obrazovatel'nyh organizaciyah MVD Rossii na osnove kontekstnogo podhoda: monografiya. Kazan': KYuI MVD Rossii, 2020.
Статья поступила в редакцию 17.11.22