Научная статья на тему 'Оптимизация учебного процесса по формираванию графических знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения (технологии)'

Оптимизация учебного процесса по формираванию графических знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения (технологии) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
373
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ / ОПТИМИЗАЦИЯ / ОБЪЕКТ РАБОТЫ / ГРАФИЧЕСКИЕ УМЕНИЯ И НАВЫКИ / ЧЕРТЕЖ / ACTIVE THINKING / OPTIMIZATION / OBJECT OF THE WORK GRAPHIC SKILLS AND SKILLS / DRAWING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джураев Каримджон

В статье рассматривается вопрос составления плана работы учителем трудового обучения который связан с выбором объектов работы, определяющихся потребностями школы в изготовлении различных изделий.В связи с этим подчеркивается, что перед началом планирования на учебный год каждому учителю приходится составлять перечень изделий, которые должны будут изготавливаться учащимися различных классов, затем на основании конструктивной формы изделий определить, какие графические умения и навыки необходимо сформировать, чтобы их изготовление было посильным для учащихся. Отмечается также,что учитель может посредством анализа конструкции таких объектов определить, какие графические умения и навыки можно сформировать дополнительно. Основной успех в формировании графических знаний и умений учащихся, по мнению автора статьи, зависит от правильного определения учителем последовательности овладения ими и четкого отражения этой последовательности в календарно-тематическом плане трудового обучения. На основании сделанного анализа делается вывод о том, что главной рекомендацией можно научить целенаправленно применять графические,технико-технологческие знания и практические умения при разработке и изготовлении объекта работ, т.е.научить решать практические задачи на уроках трудового обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization of Educational Process Beset with Formation of Graphic Knowledge and Pupils’ Abilities at Lessons of Labor Tuition (Technology)

The article dwells on the issue concerned with making the plan of works by the teacher of technology which is connected with choice of the object of the work determining need of schools in reference to fabrication of different products. In this respect, the author notes that before beginning of the planning academy year each teacher must to itemize the list of their own product, which ought to be made the pupils of various classes. Then, proceeding from the assumption of constructive forms production the author of the article defines such graphic abilities and skills which are necessary to form their fabrication feasible one for pupils. Into the bargain, he underscores that teacher can be means aimed at the analysis of construction of such objects in order to determine both graphic abilities and skills which are possible to form the former additionally. In conformity with the author's opinion the main success in reference to graphic abilities and skills formation of pupils depends on correct definition by teacher to sequences of the mastering them and clear reflection to the relevant sequences in calendar-thematic plan of labor tuition. Designing on the premises of the conducted analysis the author of the article comes to the conclusion that the main recommendation may be considered as the following trends ones: to teach targetedly apply both graphic, techico-technological knowledge and practical abilities while elaborating and manufacturing the object of the work i.e.; to teach solving practical goals at technology lessons.

Текст научной работы на тему «Оптимизация учебного процесса по формираванию графических знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения (технологии)»

ББК 74 . 03 К. ДЖУРАЕВ

УДК 371.01

ОПТИМИЗАЦИЯ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ТРУДОВОГО

ОБУЧЕНИЯ (ТЕХНОЛОГИЯ)

В формировании графических знаний и умений на уроках трудового обучения важную роль играет оптимизация процесса обучения.

Оптимизации педагогического процесса посвящены работы Ю.К.Бабанского, МН.Скаткина, ТАИльиной, МАДанилова, Л.В.Занкова, И.Т.Огородникова, И.П.Раченко, МИ.Махмутова и др.

В книге "Избранные педагогические труды" Ю.К.Бабанского термин "оптимизация учебно-воспитательного процесса" определяется как " целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников"(2,16). Оптимизация процесса обучения предполагает выбор варианта самим педагогом, позволяющего достичь максимальных результатов в конкретном коллективе школы и класса, то есть в конкретных условиях. В каждом конкретном случае (даже в параллельных классах) учитель имеет разные варианты сочетания возможностей учащихся в обучении. Поэтому теория оптимизации нацеливает учителя на творческий поиск в педагогической деятельности и не может дать общих рекомендаций на все случаи жизни.Вместе с тем, возможно выделение общих критериев для оптимальной организации процесса обучения.Это, во-первых, достижение каждым учеником максимально возможного для него в данный период уровня обученности,воспитанности и развития. Во-вторых,отсутствие фактов систематического превышения учащимися и учителями норм времени на выполнение учебных задании.

Важным положением теории оптимизации учебно-воспитательного процесса является направленность педагогической деятельности- на преодоление формализма на различных ее этапах:

- в планировании учебной работы,

- при отборе содержания изучаемого материала,

- при выборе форм и методов обучения,

- в ходе оценки результатов учебной деятельности школьников.

Опора учителя на теорию оптимизации учебно-воспитательного процесса позволяет внести в него новое как в теоретическом, так и в методическом плане.

Применительно к реализации теории оптимизации учебно воспитательного процесса обучения учащихся графическим знаниям и умениям на уроках труда в У-У1 классах на первый план выступает планирование работы, которое начинается с календарно-тематичесго плана.Трудовое обучение в отличие от других общеобразовательных предметов имеет свою специфику в организации процесса учения и требует специфического подхода к планированию, без которого невозможно добиться положительных успехов в работе (4,167).

Для каждого учителя трудового обучения составление плана работы зависит от выбора объектов работы,который определяется потребностями школы в изготовлении различных изделий. В связи с этим,перед началом планирования на учебный год каждому учителю приходится составлять перечень изделий, которые должны будут изготавливаться учащимися различных классов. Затем на основании конструктивной формы изделий следует определить,какие графические умения и навыки необходимо сформировать, чтобы их изготовление было посильным для учащихся. Кроме того, учитель может посредством анализа конструкции таких объектов определить, какие графические умения и навыки можно сформировать дополнительно. Основной успех в формировании графических знаний и умений учащихся зависит от правильного определения учителем последовательности овладения ими и четкого отражения этой последовательности в календарно-тематическом плане трудового обучения.

Кроме того, в плане должно быть отражено нормирование труда учащихся по объему работы и по затратам среднего времени на изготовление каждого из объектов. На практическую работу отводится, как правило,70% времени при изучении материала по каждой из тем.

Оптимальный вариант планирования учителем работы учащихся возможен,если он располагает основными учебными нормами времени на изготовление изделий и выполнение чертежей всех объектов труда учащимися, которые им включены в план работы.

Опыт показывает, что задачи осуществления оптимального планирования процесса формирования у учащихся графических задач и умений одновременно с трудовыми умениями могут быть успешно решены, если обеспечивается:

- последовательность изучения разделов программы;

- своевременное выполнение всеми учащимися учебных задач;

- материально-техническое оснащение учебного процесса;

- изготовление объекта работы только на основании чертежа;

- связь трудового обучения с другими общеобразовательнымипредметами, изучаемыми учащимися.

Отбор содержания учебного материала в системе оптимизации учебно-воспитательного процесса требует учета ряда научно-методических рекомендаций, опубликованных в трудах исследователей. Главной из этих рекомендаций можно считать следующую:- научить целенаправленно применять графические, технико-технологческие знания и практические умения при разработке и изготовлении объекта работ, т.е.научить решать практические задачи на уроках трудового обучения.

Понимая, что знания являются общей основой для формирования различных, в том числе и трудовых умений, в первую очередь учитель должен четко представить себе функцию знаний в развитии конкретных умений. И материал для изучения учащимися расположить таким образом, чтобы: были сформированы графические знания учащихся,осуществлено соединение сформированных графических знаний с практической деятельностью и обеспечена в процессе обучения связь теории с практикой. А это, в свою очередь, требует подбора такого учебного материала, который способствовал бы развитию интереса учащихся к учению, эмоциональному воздействию процесса познания на учащихся, формированию творческой мыслительной деятельности в самостоятельной работе. Следует учитывать,что могут возникать противоречия между"задачами обучения соответствующей теме, предусмотренной учебной программой и реальными возможностями школьников в достижении поставленных учебно-воспитательных целей" (2,465). Ю.К.Бабанский определяет, что в процессе решения противоречия между потребностями в усвоении определенных знаний, умений и навыков и реальными возможностями учеников "...формируются определенные знания, умения и навыки, расчет их готовность решать последующие учебные задачи" (2,465).

Есть методы, нацеленные преимущественно на реализацию образовательных целей. С их помощью учитель формирует у учащихся знания, умения, навыки; другие-помогают учащимся овладевать способами умственной деятельности,а третьи-рассчитаны, главным образом, на формирование нравственных качеств личности,трудолюбия,аккуратности и др. В одних ситуациях педагог избирает репродуктивные методы, достигая тем самым запоминания учениками сообщаемой информации.В других-проблемно-поисковые,развивающие активное мышление школьников и способствующие самостоятельному их продвижению в усвоении новых знаний.

В процессе формирования графических знаний и умений применимы фактически все методы обучения, но наиболее эффективны при решении графических задач проблемно-поисковые и практические, которые не только позволяют формировать графические знания и умения, но и развивать пространственные представления и активное мышление учащихся (5, 30).

Выводы.

1. Изучение состояния разработки проблемы формирования графических знаний и умений учащихся в подготовке к труду показывает,что процесс такого формирования имеет ряд специфических особенностей. Только в трудовом обучении формируются графические технико-технологические и конструкторские знания и умения в их совокупности.

2. В научно-педагогических исследованиях отмечено, неповторимое своеобразие процесса формирования графических знаний и умений, выражающееся в представлении учащимися объемных предметов по условным плоским изображениям (чертежам) и наоборот: плоского изображения- по объемному предмету.

3. Решение задач овладения учащимися умениями использовать научно-теоретические знания для проведения практических работ требует не ограничиваться на уроках трудового обучения чтением готовых чертежей, а помогать школьникам овладевать умениями выполнять чертежи, необходимые для изготовления изделий.

4. Максимальное использование содержания практических задании на уроках труда с целью формирования у учащихся начальных графических знаний и умений позволяет определить усвоение материала,включенного в программу по черчению и тем самым успешнее решать задачи трудовой подготовки школьников.

5. В соответствии с теорией оптимизации учебно-воспитательного процесса формирование графических знаний и умений учащихся на уроках труда требует новых подходов к планированию работы.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Атутов, П.Р.Политехническое образование школьников в современных условиях/П.Р.Атутов. -М. : Знание ,1985.-80 с.

2. Бабанский,Ю.К.Избранные педагогические труды/Ю.К.Бабанский.-М.:ПедагогикаД989.-465 с.

3. Бабанский,Ю.К.Оптимизация процесса обучения/Ю.К.Бабанский.-М.:Педагогика,1977.-130 с.

4. ВоробьевД.И.Педагогические основы трудового воспитания школьников/ А.И.Воробьев. -Ташкент,1978.-167 с.

5. Джураев,К.Формирование графических знаний и умений учащихся на уроках труда в 5-7 классах.Дисс.На соискание ученой степени кандидата педагогических наук/К.Джураев.-М.: 1991 .-160с.

REFERENCES:

1. Atutov, P.R. Polytechnical Education of Schoolchildren under Modern Conditions /P.R. Atutov. -M.: Knowledge, 1985. - 80 p.

2. Babansky, Yu.K. Selected Pedagogical Compositions/Yu.K. Babansky.-M.: Education,1989.-465 p.

3. Babansky, Yu.K. Optimization of Tuition Process/Yu.K. Babansky. - M.: Education, 1977. - 130 p.

4. Vorobyev,A.I. Pedagogical Grounds of Labour Upbringing of Schoolchildren/A.I. Vorobyev. -Tashkent, 1978. - 167 p.

5. Jurayev,K. Formation of Graphical Knowledge and Pupils" Abilities at Labour Lessons in 5-6-forms: candidate dissertation in pedagogy/K.Jurayev. - M.: 1991. - 160 p.

Бецинасозии раванди таълим барои ташаккули дониш ва малакацои графикии толибилмон дар дарси таълими ме^нат Вожацои калидй: тафаккури фаъол, бецинасози, объекты кор, малакацои графики, на^ша

Дар макрла масъалаи тартиб доданы накщаи кори муаллими таълими мецнат, ки бастаги ба интихоби маснуоти кор дорад ва он муайянкунандаи талаботи мактаб дар истецсоли маснуоти мухталиф аст, мавриди бацс щрор мегирад. Дар робита ба ин, муаллиф таъкид менамояд, ки пеш аз омодаги ба соли хониш омузгорро зарур аст то як руйхати маснуоте, ки аз тарафи хонандагони синфцои гуногун тайёр карда шаванд, дошта бошад,то маълум намояд, ки кадом малакаву мацорати графикиро такмил додан зарур аст. Х,амчунин таъкид мешавад, ки муаллим дар асоси тацлили тарци маснуот метавонад муайян намояд, ки кадом малака ва мацорати графикии хонандаро метавон цудогона такмил дод. Муваффащяти асоси дар ташаккули дониш ва малакаи графикии хонандагон, ба назари муаллифи мацола, ба танзими дурусти пайдарцамии фарогирии онцо ва бозтоби равшани ин муттасили дар накщаи та^вимию мавзуии таълими мецнат вобаста аст.

Дар асоси тацлили ба анцомрасида хулоса мешавад, ки метавон цадафмандона донишцои графики,техникиву технологи ва малакаи амалии хонандаро дар тарцрези ва истецсоли маснуот тавсия намуд ва ба ин васила барои цалли масъалацои амали дар дарсцои таълими мецнат мусоидат кард.

Оптимизация учебного процесса по формированию графических знаний и умений учащихся на уроках трудового обучения

Ключевые слова: активное мышление, оптимизация, объект работы, графические умения и навыки, чертеж

В статье рассматривается вопрос составления плана работы учителем трудового обучения который связан с выбором объектов работы, определяющихся потребностями школы в изготовлении различных изделий.В связи с этим подчеркивается, что перед началом планирования на учебный год каждому учителю приходится составлять перечень изделий, которые должны будут изготавливаться учащимися различных классов, затем на основании конструктивной формы изделий определить, какие графические умения и навыки необходимо сформировать, чтобы их изготовление было посильным для учащихся.

Отмечается также,что учитель может посредством анализа конструкции таких объектов определить, какие графические умения и навыки можно сформировать дополнительно. Основной успех в формировании графических знаний и умений учащихся, по мнению автора статьи, зависит от правильного определения учителем последовательности овладения ими и четкого отражения этой последовательности в календарно-тематическом плане трудового обучения.

На основании сделанного анализа делается вывод о том, что главной рекомендацией можно научить целенаправленно применять графические,технико-технологческие знания и практические умения при разработке и изготовлении объекта работ, т.е.научить решать практические задачи на уроках трудового обучения.

Optimization of Educational Process Beset with Formation of Graphic Knowledge and Pupils' Abilities at Lessons of Labor Tuition (Technology)

Key words: active thinking, optimization, object of the work graphic skills and skills, drawing

The article dwells on the issue concerned with making the plan of works by the teacher of technology which is connected with choice of the object of the work determining need of schools in reference to fabrication of different products. In this respect, the author notes that before beginning of the planning academy year each teacher must to itemize the list of their own product, which ought to be made the pupils of various classes. Then, proceeding from the assumption of constructive forms production the author of the article defines such graphic abilities and skills which are necessary to form their fabrication feasible one for pupils. Into the bargain, he underscores that teacher can be means aimed at the analysis of construction of such objects in order to determine both graphic abilities and skills which are possible to form the former additionally.

In conformity with the author's opinion the main success in reference to graphic abilities and skills formation of pupils depends on correct definition by teacher to sequences of the mastering them and clear reflection to the relevant sequences in calendar-thematic plan of labor tuition.

Designing on the premises of the conducted analysis the author of the article comes to the conclusion that the main recommendation may be considered as the following trends ones: to teach targetedly apply both graphic, techico-technological knowledge and practical abilities while elaborating and manufacturing the object of the work i.e.; to teach solving practical goals at technology lessons.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Чураев Каримцон, номзади илмцои педагоги, профессори кафедраи накщакатй, геометрияи тасвирй ва методикаи таълими Донитгоци давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Еафуров (Чумцурии Тоцикистон, т. Хуцанд), E-mail: [email protected]

Сведения об авторе:

Джураев Каримджон, кандидат педагогических наук, профессор кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного унверситета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан г.Худжанд) ,E-mail: dzhuraev.karim2@mail. ru

Information about the author:

Dzhuraev Karimdjon, candidate of pedagogical sciences, Professor of the department of drawing, descriptive geometry and methods of teaching under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan,Khujand), E-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.