УДК 371.012 М.А.КУЗИЕВ
ББК 74.200.52
ПРОБЛЕМА ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ В ТАДЖИКСКОЙ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ МЫСЛИ
Проблема правильного учета педагогических идей просветителей таджикского народа и его традиций в области трудового воспитания занимает особое место в нашем исследовании.
В условиях перестройки нашего социального бытия, наших человеческих взаимоотношений, строительства национальной школы настоящая проблема стала приобретать предельно актуальную теоретико-практическую значимость. В связи с этим необходим поиск особого подхода к воспитанию подрастающего поколения с использованием педагогических идей, выдвинутых великими предками.
В современных условиях социально-экономического и научно- технического прогресса в процессе коренной перестройки общества неизмеримо возрастает роль воспитания учащейся молодежи в процессе трудовой деятельности. При этом необходимо отметить, что строить воспитание в отрыве от национальной культуры, истории и традиций народа-значит считать и себя, и учащихся без рода и племени. Истоки национальной культуры, истории и традиций таджикского народа как условный рефлекс сформировались еще в устном народном поэтическом творчестве. Именно в устном народном творчестве воплощена вся мудрость народностей и наций, которая отражает многовековой исторический опыт и мировоззрение народа на разных этапах его исторического развития, воплощает лучшие национальные качества народного характера, имеет свои специфические эстетические нормы и выполняет воспитательную функцию, развивая народное самосознание.
Именно через этот социальный институт воспитания можно получить ценные сведения о том, как воспитывались в детях трудолюбие и ненависть к тунеядцам и лодырям. Если взглянуть еще более глубже, то в представлении народа нет жизни без труда, трудовой деятельности. Об этом говорят в народе: "Всеми благами жизни имеет право пользоваться только тот, братец, кто трудится","Вознаграждение получает тот, братец, кто проработал", "Без труда нет отдыха", "Труд -всему отец", "Пыль труда лучше шафрана бездействия", "Желанная работа светлее солнца","Завершенный труд благоухает, как роза", "Потрудишься, так добро получишь", "Если у тебя сын трудолюбивый, то и пашня твоя вспахана", "Без труда не достигнешь цели".
В поговорках, как мы видим, труд считается источником жизни и счастья человека, тем самым их идеями воспитывалась у молодежи любовь к труду, к трудовому человеку.Труд является правом и обязанностью каждого трудоспособного человека, источником жизни, счастья, величия.
Благородную идею-идею народности в воспитании, задолго до западноевропейских педагогов выдвинул великий А.Джами. Позднее эту идею классически сформулировал великий русский педагог К.Д.Ушинский. В статье "О народности в общественном воспитании" он писал: "Есть одна только общая для всех прирожденная наклонность: это то, что мы называем народностью... Воспитание, созданное самим народом, основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях и заимствованных у другого народа" (4, 221).
Под народностью следует понимать своеобразие каждого народа, обусловленное его историческим развитием,географическими, природными условиями. А история таджикского народа настолько своеобразна, географические и природные условия так уникальны, культура так самобытна, что не учитывать эти могучие факторы в воспитании детей, особенно таких ценных качеств, как трудолюбие, - преступно.
Творчество созидателей классической таджикской поэзии, таких как А.Рудаки, А.Фирдоуси, А.Сино, Н.Хисрава, С.Шерози, З.Васифи, А.Джами, А.Дониш и др.,целого ряда ученых, педагогов, мыслителей и просветителей является уникальным вкладом в формирование гражданской общечеловеческой личности. Передовые представители педагогической мысли таджикского народа требовали от молодого поколения быть честным, правдивым, скромным, добрым и трудолюбивым.
Призыв к труду, к деятельности, к овладению ремеслом был направлен против праздности и безделья аристократической верхушки, и эти высоконравственные идеи о необходимости изучения жизни и подготовки подрастающего поколения к ней сохраняют свое значение и в наше время.
Эти высоконравственные мысли нашли всестороннее воплощение и в наши дни, где труд является правом и обязанностью каждого трудолюбивого человека, и, действительно, только труд, направленный на благо личности и общества, является источником жизни, счастья и величия.
Таким образом, считая труд источником жизни и счастья личности, воспитывали у молодежи любовь к труду, к трудовому человеку.
Продолжателем этих идей был Унсурмаоли Кайковус. Он уделял определенное внимание не только вопросам трудового воспитания молодого поколения, но и их профессиональной ориентации, выбору профессии.
В своем знаменитом труде "Кабус-наме" он пишет следующее: "...Сегодня, пока ты - в этом бренном мире, нужно чтобы ты занялся делом и получил воспитание, которое пригодилось бы для мира вечно "(2,47). Предпочтение в этой проблеме он отдавал наследственности. При этом он утверждал, что воспитание и обучение не заменят у ребенка того, что заложено природой, а только помогают развитию задатков с его точки зрения: "...Нет для детей знати наследства лучше воспитания. А для сыновей простолюдина нет наследства лучше, чем ремесло..."(2,153). В его мировоззрении настоящая проблема больше относится к детям аристократии, да и он сам преследует цель - дать образование и правильно выбрать профессию сыну. Он наставлял : "Знай, о сын, и будь осведомлен... о ремеслах, а под ремеслами я разумею не только содержание лавки и мастерской, ибо всякое дело,которым человек занимается,-это ремесло, и нужно, чтобы дело это он знал хорошо, дабы смог извлекать из него выгоду" (1, 172), но главное и ценное - это значимость, сущность трудового воспитания и особенность каждой профессии, эти идеи одинаково необходимы для всех детей.
Его мысли о том, что молодому поколению необходимо владеть ремеслом, быть готовым к труду независимо от социального положения, были наиболее прогрессивными.
Таким образом, он утверждал, что мир со всеми своими прелестями и благами принадлежит людям и они являются его хозяевами, призывал молодежь созерцать красоту мира, пользоваться и наслаждаться его благами, и тем самым воспитывал у молодых жизнерадостность и оптимизм, которые являются стимулом для трудовой деятельности человека.
Недооценка воспитательной роли того или иного общественного воспитательного института, определенных сфер жизнедеятельности школьников как фактора формирования личности нарушает целостность системы общественного воспитания, которая является подсистемой воспитания всесторонне развитой личности в данный общественно- исторический период. Выключение из системы какого-либо из ее элементов приводит к ослаблению воспитательных функций всей системы, утрате взаимодеятельности остальных элементов, их связей с семьей, школой. Саади особое внимание уделял общественному институту воспитания-семье(5, 323).
Наши результаты экспериментальной работы убедительно показали, что целенаправленная деятельность общественных институтов воспитания эффективно влияет на школьников, особенно старшего возраста: на формирование у них ценного нравственного качества трудолюбия.
Вся стратегия системы подготовки старшеклассников к труду через институты общественного воспитания была ориентирована на усиление трудового воспитания.
Кроме того,планирование и организация воспитательных воздействий на учащихся не замыкались только в рамках общественного института воспитания семьи,а наоборот, устанавливались тесные контакты с "внешней средой" -школами, родительскими, дворовыми и уличными комитетами, советами наставников на производстве и средствами массовых коммуникаций и информации. Основа деятельности каждого общественного института воспитания составляла работа по формированию у школьников важнейшей черты личности -трудолюбия.
Формирование всесторонне образованного и воспитанного человека является задачей не только прошлого,но и непосредственной задачей сегодняшнего дня. Она неразрывно связана с созданием новых общественных условий, направленных на совершенствование системы трудового воспитания, обеспечивающей расцвет личности, раскрытие всех ее талантов и способностей. Формирование личности нового человека, одухотворенного труженика и достойного своей родины гражданина, приобретает исключительную значимость на современном этапе развития общества, объективные потребности которого выдвигают на первый план задачи подготовки высококвалифицированных специалистов, имеющих не только высокий потенциал определенных знаний, но и высокие трудовые и нравственные убеждения.
Таким образом, на протяжении тысячелетий таджикский народ создал богатую культуру, великолепные города и зодчество, технику и техническую мысль, декоративное и прикладное искусство, монументальную живопись и книжную миниатюру, народную и классическую музыку,
науку и литературу, общественно-политическую мысль и педагогические идеи, увенчанные именами сотен и тысяч крупных деятелей разных исторических эпох.
Все это неоценимое богатство таджикского народа на современном этапе нашей жизни должно способствовать такой форме организации труда, чтобы не только предупредить однобокость развития и преждевременную изнашиваемость человека, а наоборот, более глубже и всесторонне развивать заложенные в нем многогранные способности, изменять и постоянно совершенствовать его природу, направляя его развитие по пути, желаемому обществом.
Опытно-экспериментальная работа проводилась с целью проверки эффективности нашей системы трудового воспитания учащихся в условиях Республики Таджикистан. Наша цель заключалась в том, чтобы подтвердить (или опровергнуть) выдвинутую нами гипотезу о возможности формирования у учащихся готовности к любому виду труда на основе системного использования творческого наследия великих таджикских мыслителей прошлого и с опорой на трудовые традиции таджикского народа. При этом мы опирались на теоретические положения по трудовой подготовке старшеклассников и по развитию их личности в процессе трудовой деятельности. В ходе опытно-экспериментальной работы особое внимание было обращено на оценку готовности старшеклассников к труду, на их профессиональную ориентацию, на совершенствование политехнического образования.
К опытно-экспериментальной работе были привлечены в общей сложности 94 старшеклассника средней общеобразовательной школы Б.Гафуровского района. С целью более полного и целенаправленного применения творчества великих таджикских поэтов, мыслителей и просветителей прошлого мы составили соответствующую программу, рассчитанную на учащихся 10-11 классов средней общеобразовательной школы. Содержание программы осваивалось учащимися в процессе учебных и внеучебных занятий. При этом учителя общеобразовательной школы дополнительно включали это содержание в учебный материал без увеличения общего времени изучения данных учебных дисциплин.
Целенаправленное включение данной программы в учебный процесс и во внеучебную деятельность потребовало определенной подготовки учителей экспериментальных классов. С разрешения и при поддержке Согдийского областного института усовершенствования учителей, мы проводили инструктивные совещания с учителями. Эти совещания проводились два раза в год в течени последних пяти лет. На них обсуждались вопросы проведения опытно-экспериментальной работы, ее промежуточные результаты, затруднений при проведении эксперимента, пути преодоления указанных трудностей. Кроме того, на этих инструктивных совещаниях заслушивались выступления учителей школ с описанием своих достижений во внедрении нашей программы в учебную и во внеучебную познавательную деятельность старшеклассников.
В программу проведения указанных совещаний включались также выступления автора с методическими рекомендациями по следующим проблемам:
1.Использование трудовых традиций таджикского народа во внеучебной деятельности
учащихся по истории таджикского народа (для учителей 10 классов);
2.Использование педагогических идей великого просветителя Унсурмаоли Кайковуса (для
учителей 11 классов);
Мы составили также специальную программу для учителей трудового обучения в общеобразовательных школах. Содержание нашей программы, используемой как дополнение к государственной программе, было направлено на целесообразное внедрение элементов трудовых традиций таджикского народа в трудовую подготовку старшеклассников.
Нами также была разработана программа для использования материалов по национальным ремеслам и трудовым традициям в процессе индивидуального ученичества трудовой подготовки в семейных условиях. Эти программы были внедрены и апробированы в общеобразовательных школах Б.Гафуровского района Согдийской области в течение 5 последних учебных лет. Таким образом, в процессе опытно-экспериментальной работы была апробирована наша система трудового воспитания учащихся в условиях Республики Таджикистан при внедрении двух основных элементов системы.Работа со старшеклассниками в опытных и контрольных классах обычно проводилась одними и теми же учителями, на одной и той же базе. Первоначальные (до начала опытно-экспериментальной работы) показатели учащихся отличались друг от друга незначительно. Все это позволяет нам говорить о чистоте проведенной опытно-экспериментальной работы.
Результаты практической апробации нашей работы оценивались по двум направлениям: по уровню эффективности профориентационной работы и по показателям изменения готовности учащихся к труду. Результативность работы по профессиональной ориентации определялась по
процентному соотношению выпускников,продолжающих учиться или начавших трудовую деятельность по избранной специальности,к общему числу старшеклассников, вовлеченных в нашу опытно-экспериментальную работу. Общие итоги по данному показателю могут быть выражены в следующих таблицах.
Показатели Экспериментальн ые классы Контрольные классы
Избрали определенную специальность
в 10 классе 32 33
Закончили 11 класс 30 28
Продолжают учиться или работают по
избранной специальности 14 6
Процентный показатель 46,5 21,6
Таблица 1.Результативность профориентационной работы в средних общеобразовательных школах№ 10,33 Б.Гафуровского района
Таким образом, как показывает наша опытно-экспериментальная работа, целенаправленное внедрение нашей системы способствует заметному повышению результатов профессиональной ориентации. Следует отметить, что совершенно одинаковые условия трудовой подготовки учащихся в контрольных и опытных классах позволили нам не принимать во внимание другие факторы, влияющие на результативность профессиональной ориентации. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы позволил нам оценить мотивы выбора данной профессии старшеклассниками перед выпуском из школы. Следуя А.П. Сейтешеву, мы рассматривали три группы мотивов, причем у одного и того же выпускника могли быть явно выражены один, два или три мотива. Наше исследование показало, что в опытно-экспериментальных классах все виды мотивов выражены более устойчиво, причем господствующее положение занимают мотивы социальные (см.таблицу 1). Наши исследования показали недостаточно высокий уровень политехнической подготовленности выпускников общеобразовательных школ Республики Таджикистан. В то же время наши исследования показывают, что в классах, где трудовое воспитание старшеклассников было организовано по нашей системе, результаты оказались гораздо выше, чем в других классах. Для оценки уровня политехнической подготовки мы воспользовались известными показателями, разработанными видными исследователями.
Экспериментальные классы Контрольные классы
Мотивы До После опыт- До После опыт-но-экспери-мен.работы
нача-ла опыта но-экспери-мен работы нача-ла опыта
Социальные 41 79 45 41
Познавательные 62 68 64 70
Профессиональные 50 65 50 53
Средний показатель 51 71 53 55
Таблица 1. Мотивы выбора направления профессиональной деятельности выпускниками (в %)
Графическое изображение полученных результатов доказывает, что наша система трудовой подготовки старшеклассников способствует повышению уровня их политехнической подготовки. На рисунке №1 по оси ОY указано процентное соотношение уровня их политехнической подготовки.
Были разработаны критерии оценки уровня сформированности данных нравственно -трудовых качеств, использование которых в практике школ показало их достаточно высокий уровень соответствия целям и задачам нашего исследования. В нашем случае оказалась наиболее подходящим десятибалльная система оценок. С целью проверки эффективности нашей системы трудовой подготовки были созданы контрольная и экпериментальная группа с приблизительно равными учебными возможностями.
У
10 -9 -8 -7 -6 -5 -4 -3 ■ 2 -1 -
О Экспериментальный класс на начало опыта Щ Экспериментальный класс к окончанию
□ опыта
X Контрольный класс на начало опыта
Х
2
3
4
5
6
Рис. №1.Графика динамики показателей трудовой воспитанности старшеклассников
Таким образом, наша система трудового воспитания старшеклассников в условиях Республики Таджикистан показала свою высокую эффективность. При прочих равных условиях применение нашей системы приводит к заметному повышению показателей профессиональной ориентации и трудовой воспитанности. Об этом свидетельствуют также отзывы учителей общеобразовательных школ.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Кадыров, С. Профессиональная ориентация школьников(учебное пособие).-часть2/С.Кадыров.-Худжанд, 1992.- 60 с.
2. Кайковус. Кабус-Наме/Кайковус. -Душанбе: Маориф, 1979. -192с.
3. Кузиев, М.А. Педагогические условия организации трудового воспитания школьников на основе прогрессивных идей и положений научной и народной педагогики (на материале общеобразовательных школ Республики Таджикистан).-дисс.канд.пед. наук/М.А.Кузиев.-Худжанд, 2002.-174 с.
4. Ушинский,К.Д.Педагогические сочинения/К.Д.Ушинский.-М.;Педагогика,1986.-527с.-5 т.
5. Саади, Ш.. Гулистон/Ш.Саади. -Душанбе, Гослитиздат, 1954 -323с.
6. Трудовое воспитание детей в семье. -Душанбе, 1986.- 86 с.
7. Хазова, И.С. Воспитание потребности в труде у учащихся профессионально-технических училищ/И.С.Хазова.-М.;Высшая школа, 1985.-144 с.
REFERENCES:
1. Kadyrov,S.Vocational Orientation School-Children (manuals-Part 2/S.Kadyrov.-Khujand,1992.
2. Kaykovus. Kobus-Name/Kaykovus. - Dushanbe: Enlightenment, 1979. - 192 p.
3. Kuziyev, M.A. Pedagogical Conditions of Organization of Labour Upbringing of School-children on the basis of Progressive Ideas and Provisions of Scientific and Popular Pedagogy (on the materials of comprehensive schools of Tajikistan Republic). Candidate dissertation in pedagogy/M.A.Kuziyev.-Khujand, 2002.
4. Ushinsky,K.D.Pedagogical Compositions/K.D. Ushinsky. - M.: Pedagogy, 1986. - 527 p. - V.5.
5. Saadi,Sh.Guliston (Link Garden)/Sh. Saadi.-Dushanbe:State publishing-house,1954.-323 p.
6. Labour Upbringing of Children in Family.-Dushanbe, 1986.
7. Khazova,I.S.Upbringing of Need in Labour with the Pupils of Vocational-Technical Schools/I.S. Khazova. - M.:Higher School,1985.-144 p.
Масъалацои тарбияи мецнатй дар афкори маорифпарварии тоцик
Вожацои калидй: тарбияи цавонон, фаъолияти мецнатй, донишкадаи цамъиятии тарбия,
халщят, низоми тарбияи мецнатй, раванди таълим Дар макрла масъалацои ба роц гузоштани тарбияи мецнатии хонандагон дар асоси анъанацои хал^й ва гояцои педагогии афкори маорифпарварии тоцик мавриди пажуциш щрор
0
ёфтааст. Тазаккур меравад, ки низоми муосири маорифи ватанй то ба цануз нобасомон буда, дар он тамаддуни миллй, таърих ва анъанаи мардуми мавриди икрор нест.
Натщабахшии цикмат ва киммати эцодиёти шифоции мардум ва истифодаи он дар раванди корцои тарбия дар низоми маорифи Тоцикистон, ки ба зецни хонандагон дар роци интихоби касб ва дар мацмуъ,муносибат ба фаъолияти мецнати,таъсири мусбат мерасонад, кайд мешавад. Макоми хоси ахлощи анъанацои мардуми дар шаклгирии худшиноси баён мешавад. Дар цараёни пажуциш, ки дар макола оид ба он сухан меравад,маълум карда шуд,ки тарбияи мецнати дар асоси афкори педагогии мардуми чун яке аз муцимтарин самтцои стратегии низоми омодасозии хонандагони синфцои болои ба мецнат мацсуб меёбад. Натицаи корцои тацрибавии муаллиф азруи барномарезии хос коркард ва пешницоди барномацои тарбияи мецнати дар мактаб барои муаллимон ва цунарцо ва анъанацои мардуми дар раванди шогирдии хос дар муцити хонаводаги мебошад.
Проблема трудового воспитания в таджикской просветительской мысли
Ключевые слова: воспитание молодежи, трудовая деятельность, народность, общественный
институт воспитания, система трудового воспитания учащихся, учебный процесс. В статье освещается проблема построения трудового воспитания учащихся на основе педагогических идей просветителей таджикского народа и его традиций.Отмечается несостоятельность такой современной отечественной системы образованиям которой игнорируются национальная культура, история и традиции народа. Подчеркивается мудрость и ценность устного народного творчества,а также эффективность его использования в воспитательном процессе в системе образования в Таджикистане, что оказывает положительное воздействие на сознание учащихся в плане профориентационной работы и отношения к труду в целом.Указывается роль специфических эстетических норм народных традиций в формировании самосознания.В ходе исследования, о котором речь идет в статье, выявляется важность трудового воспитания как одного из основных направлений стратегии системы подготовки старшеклассников к труду через институты общественного воспитания.Результатом экспериментальной работы автора по специальной программе явились разработка и представление учителям программ: а) по трудовому воспитанию в школе, б) по использованию материалов относительно национальных ремесел и трудовых традиций в процессе индивидуального ученичества в семейных условиях.
The Problem of Labour Upbringing in Tajik Enlightenment Ideas
Key words: upbringing of youth, labour activity, popularity, social institute of education, system of
pupils" labour upbringing, educational process The article dwells on the problem dealing with the building of pupils" labour upbringing on the grounds of pedagogical ideas of the enlighteners of the Tajik nation and its traditions. The author notes an insolvency of such modern home system of education in which national culture, history and traditions of the nation are ignored. He underscores wisdom and value of folklore, as well as effectiveness of its usage in educational process in the system of education in Tajikistan, the fact that renders a positive sway over pupils" consciousness in the plane of vocationally-oriented work and attitude to labour upon the whole. The role of specific aesthetic norms of popular traditions aimed at a formation of self- consciousness are considered in the article. In the course of the research in reference to the theme under consideration the author reveals an importance of labour upbringing as one of the basic streamlines towards the strategy in regard to the system of senior pupils training in labour through the institutes of social upbringing. Adducing the results of experimental works the author of the article presents the elaboration of special programmes for teachers, such as: a) on labour upbringing in school, b) on usage of materials referring to national handicrafts and labour traditions in the process of individual apprenticeship under family conditions. Маълумот оиди муаллиф:
Кузиев Мурод Азизович, дотсенти кафедраи технология ва методикаи таълими он Донишгоуи давлатии Хучанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш. Хуцанд) ,E- mail: murod@mail. tj Сведения об авторе:
Кузиев Мурод Азизович, доцент кафедры технологии и методики ее преподавания Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республики Таджикистан, г.Худжанд), E- mail: murod@mail.tj Information about authors:
Kuziyev Murod Azizovich, Associate Professor of the department of technology and methods of its teaching under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan, Khujand), E- mail: murod@mail. tj