Научная статья на тему 'Проблема профориентационной работы в школе'

Проблема профориентационной работы в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3672
372
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФОРИЕНТАЦИОННАЯ РАБОТА / ПРОФЕССИЯ / ОБУЧЕНИЕ / СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ / ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / VOCATIONAL-ORIENTATING WORK / PROFESSION / TUITION / SYSTEM OF EDUCATION / LABOUR ACTIVITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мирзоходжаев Музаффарджон Дадоевич

В статье рассматриваются проблемы профориентационной работы в средней школе. Проанализированы характерные особенности организационных работ средних школ в сфере целенаправленной профориентационной работы со школьниками. Значительное внимание уделено реализации основных положений «Концепции профильного обучения» и «Национальной Концепции воспитания в Республике Таджикистан» в решении проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов. На основе проведенного эксперимента автором выявлены уровень знаний учащихся относительно сути и специфики выбираемой профессии.Доказывается, что профессиональность специалиста,его способность к конкуренции за рабочее место,к переквалификации,а при определенных обстоятельствах даже к смене профессии должны формироваться еще в школе в ходе профориентационной работы. Автор приходит к выводу, что проблема профессионального самоопределении является составной частью целостного жизненного самоопределения и продолжается она на протяжении всего жизненного и трудового пути.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of professional orientation work at school

The article dwells on the problems dealing with vocational-orientating work at school. The characteristic peculiarities of organizational work of secondary schools in the sphere of targeted vocational-orientating work with pupils are analyzed. Considerable attention is paid to realization of principal provisions «Conception of Specialized Tuition» and «National Conception of Upbringing in Tajikistan Republic» aimed at the solution of the problems associated with professional self-determination of senior pupils. Proceeding from the assumption of the conducted experiment the author of the article elicits the level of pupils' knowledge in reference to both the essence and specificity of chosen professions.The author of the article proves that professionalism of a specialist, his/her ability for vacancy competition, requalification, and under certain circumstances, even for alteration in professions should be formed at school in the course of vocational-orientating works. The author comes to the conclusion that the problem dealing with vocational self-determination is considered as a constituent part of the whole life self-determination and it continues throughout the entire life and labour path, in particular.

Текст научной работы на тему «Проблема профориентационной работы в школе»

УДК 371,01 М.Д.МИРЗОХОДЖАЕВ

ББК 74,200

ПРОБЛЕМА ПРОФОРИЕНТАЦИОННОЙ РАБОТЫ

В ШКОЛЕ

Необходимость высокого уровня профессиональной подготовки кадров в современных условиях, связанного с высокотехнологическим производством,обосновывает актуальность проблемы профессиональной ориентации молодежи,ибо профессиональные желания подавляющей части выпускников,как правило,не приведены в соответствие с потребностями экономики в кадрах соответствующей профессии. В контексте современных рыночных отношений кардинально трансформируются характер и цели трудовой деятельности в виде: возрастания его интенсивности,усиления напряженности,необходимости подготовки компетентных специалистов, способных к осуществлению функциональной адаптации в многообразных областях деятельности, умения самостоятельного проектирования и реализации своих образовательных и профессиональных ценностей, необходимости саморазвития на протяжении всей жизни.

В этом контексте выдвигается необходимость рассмотрения профориентации молодежи не только как педагогической проблемы, но и как социальной. Сущность профориентации как социальной проблемы выявляет себя в требовании ликвидации противоречий между объективно реальными вызовами рынка труда, связанных с организацией баланса в кадровой структуре и традиционными субъектными профессиональными взглядами молодежи, неадекватных современным условиям.

На основании вышеизложенного следует отметить,что,современной школе требуется акцентировать внимание на организации работы в сфере целенаправленной профориентационной работы с молодежью и школьниками, опирающейся на глубокое понимание существующей системы ведущих компонентов, которые определяют процесс возникновения потребностей, связанных с профессиональными намерениями и готовностью личности к трудовой профессиональной деятельности (4,30-31).

Современная система профессиональной ориентации молодежи выполняет новую роль на основе осознания необходимости организации условий в психолого-педагогической поддержке молодежи для профессионального самоопределения, оказания содействия в выявлении интересов в сфере профессиональных наклонностей, в конкретизации действительного потенциала в освоении определенной профессии, определяющей успешную социализацию в обществе и активную адаптацию личности на рынке труда. Все это обосновывает существенное возрастание значения допрофильной подготовки и профильного обучения, где одним из ведущих компонентов является профессиональная ориентация.

Реализация основных положений «Концепции профильного обучения» связана с актуализацией проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов, ибо профильное обучение в современных условиях все еще сохраняет традицию ориентированности на внутрисистемные образовательные задачи, показывающие низкий уровень профориентационного характера допрофильной подготовки, который до сих пор осуществляется как допрофильная курсовая подготовка со сдачей экзамена по учебной дисциплине, практически не связанного с содержанием будущей профессии.

Результатом такого положения является практика слабой информированности школьников в сложном многообразии профессий, проявляющаяся в необоснованном, неадекватном и случайном выборе профессии, что не способствует проектированию профессиональной карьеры, часто подверженной воздействию различных факторов:

* возможность окончательного выбора будущей профессии;

* желание продолжения обучения в конкретном профессиональном учебном заведении;

* наличие примера в виде профессий родителей;

* желание углубленно изучать некоторые необходимые школьные дисциплины

* наличие примеров в виде художественной литературы, кино - и видеофильмов, СМИ;

* собственный практический опыт профессиональной деятельности;

* положительные примеры и опыт друзей, знакомых;

* советы родителей или других родственников;

* рекомендации учителей;

• уверенность в своих способностях и профессионально важных качествах;

• профильное образование в старших классах;

• интуитивная основа принятия решений;

• выбор пока не сделан, возможно, будет сделан после окончания школы;

• мнение о том, что в жизни все определяется случаем;

• престиж данной профессии в обществе;

• другие факторы.

Несмотря на то, что в современном мире сегодня представлены более чем 7000 профессий, выпускниками школ избираются всего несколько десятков, среди которых особо популярны: экономист, юрист,программист и т.п.(3,37-39). На наш взгляд, такое положение обосновано тем, что, как правило,часто при выборе профессии молодежь ориентирована на конкретный образ жизнедеятельности, связанный с достижением престижа и популярности в обществе, а не на содержание профессиональной деятельности.

Учитывая взаимообусловленность выбора профиля обучения и профессии, необходимо в допрофильной подготовке учитывать особенности профориентационного характера, ибо только при таком подходе возможно оказание помощи обучающимся в осознанном построении своей индивидуальной траектории при самостоятельном выборе будущей профессиональной деятельности в контексте профиля обучения.

Цель профориентационной деятельности в школе не предполагает создания условий для увеличения конкурса в высших учебных заведениях, она рассматривается в более широком аспекте, направленном на сохранение контингента студентов, поступивших в вуз. Например, по ряду специальностей Россия ежегодно теряет более 10 процентов студентов. Причины данного явления находятся в плоскости некачественно организованной профориентационной работы в школе, ибо отчисление происходит за счет неуспеваемости, когда уже будучи студентом бывшие учащиеся школ понимают свои ошибки в выборе будущей профессии и покидают учебное заведение, не завершив образования, ибо выясняется, что их мечты были связаны с совершенно другими сферами профессиональной деятельности. Статистические данные свидетельствуют о ежегодном отчислении по собственному желанию ввиду неправильного избрания профессиональной деятельности 2,8 процентов студентов, более 5 процентов кадров молодых специалистов выбирают другую сферу профессиональной деятельности сразу после «отрабатывания» обязательного срока работы по направлению. Проявление в экономических потерях государства результатов смены профессиональной деятельности и затянувшегося периода адаптации составляют ежегодно около 50 млрд. рублей» (3, 43).

Современный этап в развитии системы профориентации должен быть связан с обеспечением координации действий государственных органов, ряда социальных институтов, таких как школа, семья, органы профессионально-технического, среднего специального, высшего образования и других институтов, которые участвуют в ее реализации, с непрерывным и своевременным решением организационно-управленческих вопросов в области профориентации, с комплексным проектированием воздействий профориентационного характера на личность учащегося, с осуществлением учета социально-экономического прогноза. Подготовка в выборе профессиональной сферы имеет огромное значение, ибо составляет неотъемлемую часть в разностороннем развитии личности, и ее необходимо понимать в русле единства и взаимодействия с аспектами нравственного, трудового, интеллектуального, политического, эстетического и физического развития личности, то есть в целостной системе учебно-воспитательного процесса. Таким образом, профориентация-это важный компонент, как в развитии каждого человека, так и в области функционирования общества в целом.

В настоящее время профессиональная ориентация учащихся сформирована в виде научно обоснованной системы с социально-экономическими, психолого-педагогическими,

медицинскими мероприятиями, призвана оказывать помощь молодежи в профессиональном самоопределении на основе потребностей народного хозяйства в кадрах, учитывающих интересы, способности и физические возможности личности.

Актуальность профессиональной ориентации учащихся подчеркнута, в частности, в статье 35 Конституции Республики Таджикистан, в которой конкретизировано «право каждого гражданина на труд, выбор профессии, работы...» (1), а в «Национальной Концепции воспитания в Республике Таджикистан» подчеркивается, что «труд является основой человеческого и гражданского общества. Жизнь человека с детства проходит в контексте приобщения его к трудовой деятельности. Первые трудовые навыки ребенка формируются в детском саду и семье на основе принципов: от простого к сложному, от малоэффективного к эффективному. Трудовое воспитание и выбор профессии связаны с возможностями каждого гражданина, на основе

знакомства и наблюдений за разными видами профессиональной деятельности, осуществить выбор наилучшей для себя профессии. Ибо основная цель трудового воспитания и профессиональной ориентации молодежи направлена на формирование любви к трудовой деятельности, а также на оказание помощи в правильном выборе профессии» (2, 34).

Нынешний этап общественного развития связан с внедрением комплексного подхода в разрешении проблем профессиональной ориентации обучающихся, который предполагает сочетание вопросов социально-экономического, психофизического и психолого-педагогического характера.

Социально-экономический подход связан с проведением анализа потребностей общества в многочисленной области профессий, с выявлением их перспектив развития в контексте общего объема трудовых ресурсов. Но, помимо этого, необходима организация трудовой деятельности на основе всех потенциальных возможностей каждого гражданина общества, на основе имеющихся у него способностей.С целью выяснения уровня знаний о выборе профессии автором осуществлялась экспериментальная работа на базе общеобразовательных школ: гимназии №1 имени Бехбуди, гимназии №4 г. Худжанда, лицея №1 имени Осими, гимназии №5 г. Истаравшана, лицея №1 г. Исфары, частных школ: «Иршод», «Гулчини маърифат» г. Худжанда, «Амид», «Сафина» Б. Гафуровского района в период с 2009 по 2014 годы.

Было проведено анкетирование учащихся вышеперечисленных общеобразовательных школ, целью которого явилось выявление уровня знаний учащихся 9-х классов о сути и специфике выбираемой профессии.

80%

|До консультации

I После консультации

Гистограмма 1. Динамика роста ответов учащихся на вопросы:

1. Выбрал ли будущую профессию?

2. Какие знания необходимы для выбранной профессии?

3. В чем заключается суть и специфика выбранной профессии.

4. Насколько востребована выбранная профессия.

Как видно из гистограммы, в начале эксперимента на первый вопрос из 356 учеников 9 -го класса утвердительно ответило 114 чел., что составило 32%. После проведения автором бесед и консультаций уровень учащихся, сделавших выбор, возрос до 285 чел.,что составило 80% от общего числа учащихся.Оставшийся 71 ученик так и не определился с выбором профессии до конца эксперимента. Итак,современное производство и промышленности уже давно отошли от «узкой» специализации к интегративному характеру профессиональной деятельности и требуют прихода на рабочие места компетентных и квалифицированных работников. Профессиональность специалиста, его способность к конкуренции за рабочее место, к переквалификации, а при определённых обстоятельствах даже к смене профессии должны формироваться еще в школе в ходе профориентационной работы. Выпускников школы следует убеждать в том, что без высокого профессионализма в рыночных условиях специалистам не выжить. Рассматривать проблемы профессионального самоопределения только в рамках профориентации недостаточно, поскольку оно является составной частью целостного жизненного самоопределения. Необходимо помогать школьникам развивать творческое отношение к делу, умение обдумывать и осмысливать свои действия и поступки, критически оценивать их, слушать и быть услышанным и т.п., что должно поставить основу образования. Это длительный процесс, в котором происходит согласование между личным и общественным, между правами и обязанностями, между незначительным и важным, и этот процесс продолжается на протяжении всего жизненного и трудового пути.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Конституция (Основной закон Республики Таджикистан).-Душанбе,2003.-86 с.

2.Национальная концепция воспитания Республики Таджикистан [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://tajmedun.tj/iiles/documents/nackonvos.doc.

3. Профессиональное самоопределение и трудовой путь молодежи/Под.ред.В.Л.Ословского.-М.,1999.-177 с.

4. Пряжникова, Е.Ю.Профориентация/Е.ЮЛряжникова,Н.СЛряжников.-М.:Академия,2010-С.30-31,

REFERENCES:

1. Constitution (Fundamental Law of the Republic of Tajikistan).- Dushanbe, 2003. -86 p.

2. National Concept of Upbringing of the Republic of Tajikistan, [Electronic resource]. - Access mode: http://tajmedun.tj/iiles/documents/nackonvos.doc.

3. Professional Self-Determination and Youth's Labouring Way/ under the editorship of V.L.Orlovsky-M:1999.-177 p.

4. Pryazhnikova E.Yu. Pryazhnikov N.S. Professional Orientation/ E.Y. Pryazhnikova, N.S. Pryazhnikov.-M.:Academy Publishing House,2010.-P.30-31.

Масъалаи корцои цидоятнамой ба касб дар мактаб

Вожацои калидй: корцои цидоятнамой, касб, тацсил, низоми маориф, фаъолияти мецнатй

Дар макрла масъалаи цидоят ба касбинтихобкунй дар мактаби миёна мавриди арзёбй карор ёфтааст. Хусусиятцои кори ташкилии мактабцои миёна дар роцнамоии максадноки муцассилин барои интихоби касб тацлил гардидааст. Таваццуци хоса ба татбици муцаррароти асосии "Консепсияи таълими касбй» ва «Консепсияи миллии тарбия дар Цумцурии Тоцикистон» дар цалли мушкилоти муайян намудани худшиносии касбии хонандагони синфцои болой пардохта мешавад. Дар асоси тацриба аз цониби муаллиф сатци дониши хонандагон оид ба табиат ва хусусияти касби интихобшуда ошкор карда шудааст. Собит шудааст, ки цирфавияти мутахассис, кобилияти кории вай барои ракобат , барои бозомузй ва шароити муайян, цатто тагйири як касб ба пешаи дигар бояд дар мактаб дар давоми корцои цидоят ба касб ташаккул дода шаванд. Муаллиф ба хулосае омадааст, ки масъалаи муайянкунии касб кисми таркибии танзими цаёт буда, он дар давоми тамоми цаёт ва фаъолияти мецнатй идома хоцад ёфт.

Проблема профориентационной работы в школе

Ключевые слова: профориентационная работа, профессия, обучение, система образования, трудовая деятельность

В статье рассматриваются проблемы профориентационной работы в средней школе. Проанализированы характерные особенности организационных работ средних школ в сфере целенаправленной профориентационной работы со школьниками. Значительное внимание уделено реализации основных положений «Концепции профильного обучения» и «Национальной Концепции воспитания в Республике Таджикистан» в решении проблемы профессионального самоопределения учащихся старших классов. На основе проведенного эксперимента автором выявлены уровень знаний учащихся относительно сути и специфики выбираемой профессии.Доказывается, что профессиональность специалиста,его способность к конкуренции за рабочее место,к переквалификации,а при определенных обстоятельствах даже к смене профессии должны формироваться еще в школе в ходе профориентационной работы. Автор приходит к выводу, что проблема профессионального самоопределении является составной частью целостного жизненного самоопределения и продолжается она на протяжении всего жизненного и трудового пути.

The Problem Dealing with Vocational-Orientating Works at School

Keywords: vocational-orientating work, profession, tuition, system of education, labour activity

The article dwells on the problems dealing with vocational-orientating work at school. The characteristic peculiarities of organizational work of secondary schools in the sphere of targeted vocational-orientating work with pupils are analyzed. Considerable attention is paid to realization of principal provisions «Conception of Specialized Tuition» and «National Conception of Upbringing in Tajikistan Republic»

aimed at the solution of the problems associated with professional self-determination of senior pupils. Proceeding from the assumption of the conducted experiment the author of the article elicits the level of pupils" knowledge in reference to both the essence and specificity of chosen professions.The author of the article proves that professionalism of a specialist, his/her ability for vacancy competition, requalification, and under certain circumstances, even for alteration in professions should be formed at school in the course of vocational-orientating works. The author comes to the conclusion that the problem dealing with vocational self-determination is considered as a constituent part of the whole life self-determination and it continues throughout the entire life and labour path, in particular.

Маълумот дар бораи муаллиф:

Мирзоходжаев Музаффарджон Дадоевич, сармуаллими кафедраи методикаи таълими метематика ва технологияи информатсионии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Чумуурии Тоцикистон, ш.Хуцанд), E-mail: muzaffarjon-81@mail.ru

Сведения об авторе:

Мирзоходжаев Музаффарджон Дадоевич, старший преподаватель кафедры методика преподавании математики и информационной технологии Худжандского государственного университета имени академика Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд), E-mail:muzaffarjon-81@mail. ru

Information about the author:

Mirzokhodjaev Muzaffardjon Dadoevich, senior lecturer of the department of mathematics and information technology methods of teaching under Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan,Khujand), E-mail:muzaffarjon-81@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.