УДК 74 (07)
ББК 85.12 Р ДЖ.М. ХОЛМАТОВ
А.Б. ИСОЕВ
НАУЧНО-ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ НАРОДНОГО ИСКУССТВА В СИСТЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ
Гуманизм народного искусства, сущность и природа которого впитали в себя огромный мир духовного опыта народа, его мудрость и художественный талант, связывает человека с культурой, традициями, окружающей средой. Будучи образной формой отражения действительности и преобразования мира по законам красоты и добра, оно с древнейших времён является постоянным спутником в жизни человека. Народное искусство всегда опиралось на эстетические и нравственные основы бытия, формируя вкус, доброту, бережное отношение к материальным ценностям и многие другие положительные качества личности. Собрав лучший опыт многих поколений, оно познало способы и технические приёмы обработки различных материалов, особенности и характер формообразования, орнамента и декора, принципы и приемы художественно-образной выразительности.
Народное искусство впитывает в себя огромный мир духовного и интеллектуального опыта народа, его мудрость и талант многих поколений. Оно обладает свойствами, воспитывающими любовь к Родине и своему народу, уважение традиций предков и их материальной культуры, преклонение перед коллективным разумом и всеобъемлющим опытом познания мира и себя в нем. Все это позволяет сказать, что народное и декоративно-прикладное искусство, сущность и природа которого глубоко гуманны, связывает человека с природой, культурой, средой. Оно развивает творческие способности, повышает уровень деятельности активности, формирует личность.
Не является исключением и народное и декоративно-прикладное искусство таджиков, составляющее часть материальной культуры нации. Многообразие, богатство этого искусства настолько неисчерпаемо, что и сегодня оно остается малоизученным, и делает нашу работу в полне актуальной.
Процесс развития орнаментального искусства таджикского народа прошел сквозь многие годы и исторические события, переживая с ним горе и радость, сохраняя в себе характерные черты, принадлежащие ему.
Народ не только сохранил, но и развивает присущие ему традиции, самобытную культуру и искусство, которые выступают как символ, своеобразное лицо нации. Приобретение национальных черт характера во многом зависит от художественно-эстетического вкуса данного народа. Так, народы Средней Азии, еще в древности обладая богатой культурой и искусством, унаследованной ими от своих предков на протяжении многих столетий, продолжают развивать и множить их.
Одновременно, динамика развития народного искусства обязывает каждое поколение вносить элементы нового, современного на основе прошлого, традиционного, дабы обогатить национальную культуру и народное искусство. Однако, как свидетельствуют письменные источники и документальные исторические материалы, у каждого народа степень изученности национальной культуры и искусства находится на различных уровнях. Это определило конкретную научно-теоретическую и практическую значимость нашего исследования для орнаментального искусства северного Таджикистана. В то же время следует отметить, что значительный вклад в изучение народного искусства и национальной культуры Средней Азии в целом вносили многие ученые: археологи, этнографы, историки и искусствоведы. основные выводы и теоретические положения которых использовались нами в исследовательской работе. Мы опирались на труды ученых, посвятивших себя изучению таджикской национальной культуры, таких как: М.С.Андреев, В.Л.Воронина, Л.И.Ремпель, М.А. Рузиев и др.
Отражая социальные, эстетические, экономические основы жизни народа, декоративное искусство, как и другие виды изобразительной деятельности, активно влияет на общественное сознание. Вопросы влияния всех видов искусства на эстетическое и нравственное воспитание молодежи являются особенно важными в наши дни, когда, к сожалению, рвутся связи и нарушаются многие обычаи, традиции. Во все времена люди понимали значимость изобразительной деятельности для выражения взглядов на мир и воспитания подрастающего поколения.
Народное искусство - это сокровищница прекрасного и совершенного, которую человек оставляет в наследие будущим поколениям. Без ознакомления с этим культурным наследием, без понимания духовных, эстетических ценностей народного творчества невозможно воспитание подрастающего поколения, формирование его духовной культуры. Следовательно, при разработке содержания и методов обучения студентов необходимо брать за основу традиции национальной культуры и, прежде всего, народного искусства.
Роль народного искусства в воспитательном процессе молодежи очень велика. Первые эстетические впечатления они получают из окружающего их предметного мира, воспринимая эстетические традиции своего народа. Это подтверждает основную идею нашего исследования том, что профессиональная подготовка учителей изобразительного искусства должна быть построена с учетом национальных традиций. При этом особенно важна использование его местных, региональных, этнических особенностей.
Неся в себе глубокие национальные традиции, народное искусство отражает сокровенные мысли народа, его дух, красоту родного края. Оно оказывало и оказывает большое влияние на взаимоотношения с соседними народами. Отбор и развитие лучших народных традиций имеет огромное культурно-воспитательное значение. Национальное декоративно-прикладное и народное искусство способствует воспитанию у молодежи "чувства патриотизма, уважения к национальной культуре, умение ее понимать и ценить" (5).
Понимание роли национальных традиций в искусстве стало необходимым условием воспитания и развития молодежи, эффективности всей педагогической работы. "Мы, наконец, осознали, что пренебрежение к историческому прошлому, национальным традициям, великому культурному наследию может привести наше общество к катастрофе" ( 5 ).
Интерес к народному искусству и его авторитет особенно возросли в последние годы. Во многих регионах, в том числе в северном Таджикистане, стало уделяться болшое внимание восстановлению и развитию народного, промыслового искусства. А, как известно, оно может быть успешно осуществлено лишь в том случае, если подрастающее поколение будет воспитано на этих национальных традициях. Все это лишний раз подтвержает важность высоко- профессиональной подготовки будущих педагогов в этом направлении. В то же время, особая образность народного искусства, его непосредственность, красочность, лаконизм и многие другие свойства не только формируют профессинальные качества студентов, но и развивают такие свойства личности, как трудолюбие, усидчивость, аккуратность и др.
Использованию национальных народных традиций в декоративном искусстве посвящены исследования Ю. Арбата, Н.Н. Бабичевой, В.М. Василенко, М.А. Некрасовой, А.К.Чекаловой, Т.Я Шпикаловой и др.
Необходимо отметить, что народное искусство всегда рассматривается в тесной связи с образом жизни, особенностями географического положения и историко-экономическими условиями жизни самого народа. Эти факторы придают особую важность вопросу сохранения народного искусства. Для Таджикистана, в силу его специфического расположения и других особенностей, народное искусство в определённой степени является и фактором национального самосознания, к чему необходимо относиться с большой ответственностью.
В современных условиях жизни малые нации находятся под сильным культурным влиянием и давлением со сторны больших наций, поэтому такая форма самосознания очень важна и помогает сберечь многие местные центры народной культуры. Однако, важно помнить, что сохранение и развитие традиций не сводятся к простому копированию старых образцов. Безусловно, технику наших предков нужно осваивать, но совсем не для того, чтобы воспроизводить ее снова на протяжении многих последуюших лет без всяких изменений. Это приведет к застою, а, следовательно, народное искусство будет восприниматься только как архаичное явление, принадлежащее истории.
Таким образом, развитие народного искусства требует особого к нему внимания и подготовки специалистов. Ранее, благодаря определенной структуре общества и семьи, знания и мастерство в основном передавались от одного поколения к другому, при тесном взаимодейстии старых и молодых в повседневной жизни и работе, т.е. в пределах семьи. Сегодня, говоря о народном искусстве, мы по-прежнему отмечаем тесную связь между поколениями в плане влияния и передачи знаний, но этого уже не достаточно. Необходимы кадры специалистов и система изучения, сохранения и развития народного искусства.
Над проблемой изучения и развития традиций народного и декоративно-прикладного искусства, подготовки спецалистов работают многие художники-педагоги, ученые, практики. Практически все авторы, работающие в направлении народного искусства, делают акцент на важность воспитательной его функции, предлагают шире использовать его наследие на уроках искусства, технологии и
внеклассных занятиях, а в школах, расположенных в районах народных художественных промыслов, рекомендуют изучать характерные для них приемы художественной обработки материалов (1,2,3,4,6,7).
Опираясь на современную методологию, народное искуссво мы рассматриваем как одну из тех социальных сил, которая участвует во взаимодействии общественных явлений и оказывает серьезное влияние на развитие общества. Оно также служит идейному и нравственному становлению человека. В то же время оно является средством эстетического, нравственного, художественного, экологического воспитания и образования, формирует чувства, эмоции и значительно повышает профессиональный уровень подготовки специалиста.
Народное искусство рассматривается нами и как одна из форм общественного сознания, в которой используется особая художественная форма освоения человеком действительности. Создание образа есть творческий процесс - художественно-практическое освоение действительности. Художественное произведение тем ценнее, чем больше ответственности несет художник перед обществом, перед народом. Народное же искусство есть непосредственный продукт этой деятельности.
Познание действительности, активное переобразование художником жизненного материала, создание произведения искусства - это лишь одна сторона, другая - это целенаправленное воздействие на образ жизни и поведение людей, на их чувства и мысли, духовное преобразование самого человека, т.к. художественное начало не только "одухотворяет труд, украшает быт, но и облагораживает человека" (3).
Воспитать человека - гуманиста, имеюшего широкие интересы и большие духовные запросы, патриота и интернационалиста, способного к творческому труду в любой области, возможно лишь с опорой на глубокие народные традиции, народное искусство, национальную культуру. В моделировании научных основ содержания образования мы учитываем главные элементы передачи социо-культурного опыта общества обучаемым: система знаний, способы деятельности, опыт творческой деятельности и средства эмоцоинально-ценностного отношения к действительности. В нашем исследовании мы осуществляем системно-комплексный подход к процессу освоения студентами основ народного искусства и национальной культуры. Это учет, с одной стороны, научных основ содержания образования, с другой - опора на традиции, приемы, модели и т.д., широко используемые в системе народной культуры, эмоционально-ценностного отношения к действительности.
В разработке содержания образования с учётом средств народного искусства, главных элементов передачи социо-культурного опыта основывались на все то, что наработано веками им. В итоге основными направляющими этой системы являются: совокупность эстетических и художественно-практических знаний об основах народного искусства и национальной културы; совокупность способов и опыта художественно-практической деятельности на основе принципов народного творчетва; опыт эмоционально-ценностного отношения к действительности и народному искусству.
Совокупность эстетических и художественных знаний определяется пониманием народного искусства как особого типа художественного творчества. Совокупность способов и опыт художественно-творческой деятельности рассматривается как процесс формирования умения решать различные задачи на основе принципов народного творчества. Опыт эмоционально-ценностного отношения включает формирование личностной ориентации в нравственно-эстетической оценке действительности и народного искусства, помогает получить представление об исторической преемственности в развитии культуры.
Следовательно, художественное образование может быть полноценным лишь при включении народного искусства как одного из ведущих компонентов в содержание учебных планов и программ.
Народное искусство как культура органическая есть сама природа, оно сохраняет во времени жизненные связи с природой, этносом, средой, сохраняет и формирует во всех отношениях человека. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, а духовность, нравственность профессионализм приобретаемые в результате общения с ним,- основой формирования личности.
Народное искусство как культура органическая есть сама природа, оно сохраняет во времени жизненные связи с природой, этносом, средой, сохраняет и формирует во всех отношениях человека. Все это делает народное искусство фундаментом современной культуры, а духовность, нравственность, профессионализм, приобритаемые в результате общения с ним, - основой формирования личности.
Таким образом, декоративно-прикладное и народное искусство - это мощный фактор в эстетическом и нравственном воспитании молодежи, стимулирующий ее общеобразовательную и профессиональную подготовку, которая опирается на национальную культуру и традиции. Значимость народного искусства заключается еще и в том, что оно включает в себя практически все
виды деятельности, в том числе творческую, изобразительную, трудовую и т.д., являющиеся основой профессиональной подготовки будущих педагогов.
ЛИТЕРАТУРА:
1. Барадулин, В.В.Сельскому учителю о народных промыслах/ В.В. Барадулин.- М.: Просвещение, 1979. - 112 с.
2. Василенко, В.М.Народное искуссво: Избранные труды о народном творчестве Х-ХХ веков / В.М. Василенко. -М.:Сов. Художник, 1974. - 394с.:ил .
3. Корешков, В.В. Формирование личности учащегося в процессе декоративной деятельности по художественно - эстетической организации среды. Дис....док. пед. Наук / В.В. Корешков. - М.:1994. -371 с.
4. Некрасова, Н.А. Народное искусство как часть культуры/ Н.А. Некрасова. -М.:Изобр.искусство, 1983. - 343 стил.
5. Салтыков, А.Б. Избранные труды/ А.Б. Салтыков.-М.:Сов. Художник, 1962. -728 с.:ил.
6. Хворостов, А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе/ А.С. Хворостов. -М.: Просвещение, 1981. -175 с.
7. Шпикалова, Т.Я. Народное искусство в художественном образовании и эстетическом воспитании в средней общеобразовательной школе: Теоретическое обоснование системы обучения и воспитания, пути ее реализации: Автореф. дис...док.пед. наук / Т.Я. Шпикалова. -М.: 1988,- 33 с.
REFERENCES:
1. Baradulin, V.V. (1979). To a Rural Teacher about Folk Crafts / V.V. Baradulin. -M.: Enlightenment.-112 p.
2. Vasilenko, V.M. (1974). Folk Arts: Selected Works on Folk Creation Referring to the Х-th - the ХХ-th Centuries/ V.M. Vasilenko. - M.: Soviet Artist, - 394 p.
3. Koreshkov, V.V. (1994). Formation of a Pupil as an Individual of the Student in the Process of Decorative Activity on Artistic-Aesthetic Organization of the Environment. Doctoral dissertation in pedagogy/ V.V. Koreshkov,. - М.: - 371 p.
4. Nekrasova, N.A. (1983). Folk Arts as a Part of Culture/ N.A. Nekrasova. - M.: Fine Arts, - 343 p. (with illustrations)
5. Saltykov, A.B. (1962). Selected Works/ A.B. Saltykov. - M.: Soviet Artist, - 728 p.
6. Hvorostov, A.S. (1981).Decorative and Applied Arts at School / A.S. Hvorostov.-M.: Enlightenment.-175 p.
7. Shpikalova, T.Y. (1988). Folk Arts in Artistic Educational-Aesthetic Upbringing in Secondary Comprehensive Eeneral Education School: Theoretical Substantiation of Educational System of Education and Upbringing, and the Ways of its Implementation: synopsis of doctoral dissertation in pedagogy / T.Y. Shpikalova. - М., - 33 p.
Асосхри илми - назариявии омузиши санъатихунархои халкц дар системаи тайёрии касбии донишцуён
Вожахри калидй: омузиши санъати цунарцои халщ тарбия, шуур, зебоипарасти, вазъи масъала, корцои омузишиву сащишй, тацвият, додани сифати азхудкуни, рафти таущц.
Дар мацола санъати халщ моуияту табиати он, ки дар худ дунёи бузурги тацрибаи маънавии халцро дарбар намуда, донишу истеъдоди бадеии он одамро бо маданияту аньанщо мепайвандад, мадди назари тщщц царор гирифтааст. Масъалаи таъсири санъат ба тарбияи зебопарастию ахлоции цавонон дар даврони муосир махсусан мущм мебошад. Бе шиносои бо осори мадани, бе фщмиши арзищои маънавию зебошиносии эцодиёти халц тарбияи насли наврас, ташаккулёбии маданияти маънавии у номумкин аст. Санъати халци анъанщои миллии цадимаро дарбар гирифта, тафаккури нщонии мардумро ифода менамояд. Инкишофи санъати халци диццати махсус ва тайёр намудани мутахассисонро талаб мекунад.
Научно - теоретические основы изучения народного искусства в системе профессиональной подготовки студентов
Ключевые слова: изучение народного искусства, воспитание, эстетика, состояние изученности,
проблемы, развивать качества, исследование. В статье рассматривается народное искусство, сущность и природа которого впитали в себя огромный мир духовного опыта народа, его мудрость и художественный талант, которое связыгвает человека с культурой и традициями. Указывается, что вопрош влияния искусства на эстетическое и нравственное воспитание молодежи являются особенно важными в наши дни. Подчеркивается, что без
ознакомления с культурным наследием, без понимания духовных, эстетических ценностей народного творчества невозможно воспитание подрастающего поколения, формирование его духовной культуры. Народное искусство определяется как выразитель сокровенных мыслей нации, традиции которой имеют глубокие корни, чем и вызвано особое внимание к наму и стремление его развивать.
Scientific-Theoretical Foundations of the Study ofFolk Art in the System of Professional Preparation of Students
Keywords: study offolk arts, upbringing, aesthetics, condition of the material already studied, problems, to development, quality, exploration.
The article deals with folk art, the essence and nature of which have absorbed into itself the enormous world of the people's spiritual experience, whose wisdom and artistic talent connect the humankind with culture and traditions. It is underscored that the issues dealing with the influence of art on aesthetic and moral education of youth are especially important today. The authors lay am emphasis upon the idea that without familiarization with the cultural heritage, without realization of spiritual and aesthetic values offolk creation, it is impossible to educate the younger generation, and to form its spiritual culture. Carrying in itself deep national traditions, folk art reflects the innermost thoughts of nation. The development offolk art requires special attention and aspiration for its further evolution.
Маълумот дар борам муаллифон:
Холматов Цумъа Махкамович, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва ууунарцои халщи Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: к[email protected]
Исоев Акбар Бахрваддинович, номзади санъатшиноси, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва ууунарцои халуии Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Холматов Джума Махкамович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им. академик Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд) E-mail: кко1таШб1@Ы.ги
Исаев Акбар Буховардинович, кандидат искусствоведения, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов, факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им. академик Б.Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд) E-mail: [email protected] Information about the authors:
Kholmatov Juma Makhkamovich, candidate of pedagogical sciences, Associate Professor of the department of Art and Technology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: к^1таШб1@Ы.ги
Isaev Akbar Bukhovardinovich, candidate of Art History Sciences, Associate Professor of the department of Art and Technology under Khujand State University named after academician B.Gafurov (Republic Tajikistan, Khujand). E-mail: [email protected]