УДК 74(07) Дж.М. ХОЛМАТОВ
ББК 85.12 Р С. ОЛОВ
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ВОСПРИЯТИЯ УЧАЩИМИСЯ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ДЕКОРАТИВНО- ПРИКЛАДНОГО И
НАРОДНОГО ИСКУССТВА
Вопрос психологических особенностей восприятия студентами произведений декоративно-прикладного и народного искусства является очень важным для системы профессиональной подготовки студентов художественно-графических факультетов педвузов. Психология занимает ведущее место в педагогической деятельности будущих учителей всех специональностей, в том числе и преподавателей изобразительного искусства.
Произведения декоративно-прикладного и народного искусства отражая предметы и явления окружающей действительности в совокупности своих свойств и качеств, воздействуя на органы чувств человека, вызывают у студентов интерес и любовь к родной культуре и искусству, активизируют проявление творческих возможностей.
В данной статье мы решаем следующие вопросы: "Какова цель изучения народного искусства?" Чем отличаются произведения народного искусства от професссионального искусства? Думается, близостью к мировой культуре и к культуре соседних народностей. От изучения народного искусства, учета этнических особенностей необходимо подходить к изучению и анализу конкретного произведения изобразительного искусства для того, чтобы обучать студентов правильному пониманию различных законов, правил и закономерностей композиции, колористики, цветоведения и т.п. изучаемого искуства. Следует отметить, что во всех произведениях декоративно-прикладного искусства народными мастерами (при создании творческих работ) ,соблюдены все законы, правила и закономерности, как и в произведениях профессионаьного искусства. Народное искусство, в отличие от профессионального, сохраняет лучшие достижения качественного и технологического характеров, передаваясь по наследству от отцов к сыновьям, одновременно совершенствуясь и избавляясь от всего лишнего и наносного. Оно близко, понятно и доступно народу. Язык же профессионального искусства более сложен и не всегда легко воспринимается народом. В работы профессиональных мастеров часто проникают современные ультрамодернистские мотивы и элементы, вытесняя традиционные. Следовательно, одна из задач учителя состоит в том, чтобы, обучая школьников изобразительному искуссву, дать им художественно-эстетические знания, познакомить их с национальной культурой, обычаями, традициями. Для этого учитель должен сам хорошо знать не только отечественную и мировую культуру, но и народное искусство, его основные направления.
Произведения народного искусства у таджиков, как и у других народов, сопровождают каждого человека с первых дней его жизни. Новорожденный вырастает в окружении произведений народного творчества: многоцветная раскрашенная колыбель, набивные и вышитые покрывала и одеяла, особо выполненные аппликации из кусочков разной материи на детских костюмах и многое другое. Эти утилитарные предметы быта и материальной среды помимо других назначений (оберега, художественно-эстетического) формируют у ребенка основу восприятия. Конечно, ребенок не воспринимает эти предметы и вещи как произведения искусства. Он на все это смотрит как на обычные привлекательные изделия окружающего его мира. Важно отметить, что для формирования основы восприятия важную роль, наряду с объемом и формой, играет и гамма цветов. ( 9 )
Современные исследования психологов и педагогов показывают, что дети в зависимости от возраста отдают предпочтения различным цветам. В раннем возрасте им по вкусу красный или пурпурный цвет, а девочки, выбирают главным образом, розовый. В 9-11 лет интерес к красному меняется в начале на оранжевый, затем на желтый и зеленый. После 12 лет, в качестве любимого цветавыбирается в основном синий. Однако не следует все упрощать и обобщать, не учитывать индивидуальные качества, но ясно следующее-для ребенка цвет играет большое значение, и учитель должен помнить это постоянно. Особое значение в рассмотрении одной из главных задач нашего исследования - психолого-педагогических особенностей восприятия детьми произведений народного и декоративно-прикладного искусства-имели фундаментальные труды таких ученых, как: Л.С.Выготский, П.Я. Гальперин,А.Н. Леонтьев,Б.Ф. Ломов,Н.Лонге, .А.Л.Лаурия, П.М. Якобсон и др( 1,2).
Знакомство с произведениями народного искусства вызывает у детей, особенно младшего и среднего школьного возраста, большой интерес к этим предметам, а также желание создать хоть какую-нибудь простую вещь своими руками. Они уже больше внимания уделяют сочетанию красок и нюансам оттенков цветов.
Такой процесс особенно заметен у школьников при работе с красками на кружковых занятиях. У детей проявляются такие качества, как подражание, любопытство, сопоставление своей работы с творчеством других ребят и т.п. Например, в процессе проведения занятия учитель демонстрирует образец орнаментальной композиции, которую предстоит выполнить ученикам. Они, пронализировав с различных позиций образец, вспоминают ранее увиденное у себя дома, стараются рисовать хорошо запомнившиеся элементы орнаментального мотива, стремятся даже копировать их по цвету. Такие занятия способствуюм развитию умений и навыков учащихся, обогащению их внутреннего мира, формированию положительных качеств личности. Одновременно, при проявлении творческих способностей каждый ученик достигает следующих целей: удовлетворение формой (формообразование), удовлетворение цветом и бытовой принадлежностью, т.е. происходит удовлетворение эстетических потребностей. Такой процесс требует от учителя индивидуального подхода к детям.
На занатиях следует особо отметить творческий подход учащихся к выполнению задания, конкретные достоинства их труда, осторожно проанализировать имеющиеся недостатки. Малейшая неосторожность легко приводит к уничтожению интереса и проявления творческих способностей, с чего постепенно и начинается равнодушное отношение, нежелание, безразличие и т.п. Восприятие, как показывают ученые в свих исследованиях, зависит от определенных отношений между ощущениями, взаимосвязь которых определяется посредством отношений между качествами, свойствами, различными частями, входящими в состав предмета и явлений. Ощущение как бы является основой восприятия. Но восприятие, кроме ощущения, включает и прошлый опыт человека в виде представлений и знаний. Этот процесс протекает в связи с другими психологическими процессами: мышлением, речью, чувствами, волей, которые широко задействованы в трудовой деятельности по созданию различных изделий.
Значительную роль в восприятии играет единство зрительного и осязательного изучения формы предметов и объектов. Выдающийся русский фзиолог И.П.Павлов писал:, что"....для выработки представления о действительной величине предмета требуется известная величина изображения на сетчатке вместе известная разработка наружных и внутренных мыщц глаза... Известная комбинация раздражений, идущих из сетчатки и из мыщц, совпадающая несколько раз с осязатльным раздражением от предмета известной величены, является сигналом, становится условным раздражением от действительной велечины предмета"(3. 121)
Мы считаем, что правильная организация процесса восприятия произведений декоративно-прикладного и народного искусства, достижение болших воспитательных целей их средствами возможно при соблюдении следующих факторов: установке на восприятие произведений народного искусства, т.е. создании внутренней настроенности на познание, активной мыслительной деятельности - наблюдения сравнения, зрительного восприятия, единства анализа и синтеза и т.п.
Изучение теоретического материала и практического материала по данному вопросу показало, что не менее важное значение в процессе восприятия имеет сравнение, представляющее собой мысленное установление сходства или различия предметов и явлений окружающего мира. Роль сравнения в познании действительности охарактеризована К.Д. Ушинским:"...Сравнение есть основа всякого понимания и всякого мышления"(5, 436). Немаловажную роль для восприятия также играет и процесс наблюдения.
Развитое наблюдение дает возможность будущим учителям ИЗО эффективно организовать и планировать последующую изобразительную деятельность учащихся, пробуждая у них интерес к работе, искусству и культуре. Результаты исследований показывают, что целостное восприятие произведений искусства у студентов требует знания основных законов изобразительного искусства. Восприятие целого (темы, идеи,композиции, мотива и т.д.) зависит от восприятия отдельных частей, и, одновременно, восприятие отдельных частей зависит от восприятия целого.
Рассматривая психологию в тесной связи с искусством, можно привести слова М.П. Якобсона,о том, что" искусство - область специфических созданий человеческого труда и таланта - рождает, может быть, самые углубленные и содержательные впечатления у людей. Однако, именно для того, чтобы выделить из общей сферы эстетического восприятия и познания ту его особую область, какой является искусство, мы будем называть процесс его восприятия, как это уже принято в литературе, художественным восприятием, процесс слушания музыки, разглядывания скульптуры,чтения романа и т.д."( 9, 5).
Решению проблем психологии в области искусства, как уже было отмечено выше, посвяшено множество научных трудов известных ученых, таких как: Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, И.М. Сеченов, А.Р. Лурия, Б.Ф. Ломов, Н. Лонге, Игонес Мюлер и др. Их заслуга в том,что они -каждый со своей стороны - развивали подход к восприятию человека как продукта функсионирования опыта реальной жизни в воздействующем на него внешнем предметном мире. Психология искусства исходит из концепсии, согласно которой акт взаимодействия с произведениями искусства - это особая художественная деятельность, и ее своеобразие заключается в том, что в ней слились в единое нераздельное целое четыре основных вида деятельности: познание, оценка, преобразование, общение.
В иследовании этой проблемы нас больше всего интересовали вопросы художественного восприятия, в основе которого лежит усвоение человеком новых художественных ценностей и обогащение своего духовного мира.
Основная цель восприятия произведений декоративно- прикладного и народного искусства заключается в том, чтобы создать целостное эмоциональное представление, действующее не только на разум, но и на чувства. Произведения народного искусства, созданные народными мастерами, стали своеобразным творчеством, предполагающим чтение мыслей и чувств творца, отражающим реальные предметы растительного и животного мира в стилизованном и условном языке декоративно-прикладного искусства, оценивающим изобразительную и мировоззренческую фантазию автора.
Восприятие произведений декоративно-прикладного и народного искусства и любого изделия вообще является чувственным познанием. Оно основано на ощущениях различных органов чувств. Например, восприятие расписанного декоративного столика опирается на зрительные, двигательные, осязательные ощущения человека. С помощью основы двигательных и осязательных ощущений мы видим краски и форму предмета, узнаем фактуру, тяжесть, шероховатость поверхности материала и т.д. Чувственная стихия вещей и явлений - формы, краски, очертания предметов - выступает в нашем восприятии с большей или меньшей силой в зависимости от установок нашего восприятия.
Однако, мы считаем, что для более полного использования этих научных идей в школьной педагоигческой деятельности (в частности в условиях школ Таджикистана) возникает другая немаловажная проблема: проблема педагогических кадров. Для наибольшей реализации научно-методических разработок и рекомендаций, новых методических приемов обучения необходимо комплектовать все школы качественно подготовленными педагогическими кадрами всех специальностей, в том числе и по изобразительному искусству. Решение этой проблемы во многом зависит от качества подготовки в педагогических вузах.
Проблема художественного восприятия не является новой в психологической литературе, этому вопросу, как уже было отмечено, посвящено значительное количество исследований, тем не менее подход к анализу процессов у разных авторов достаточно разный. К примеру, П.М. Якобсон, исследуя психологию художественного восприятия, предлагает, термином «восприятие» пользоваться в двух значениях:
1. Восприятие в узком смысле слова подразумевает собственно акт восприятия тех объектов, которые даны нам органами чувств;
2. Восприятие в широком смысле слова включает длительное восприятие предмета, т.е. оно охватывает разные акты мышления, истолкование свойств предмета нахождение системы различных связей и соотношений в воспринимаемом объекте( 8).
Другие авторы, рассматривая понятие «восприятие» в широком смысле слова, особую роль отводят эмоциям, непосредственному чувственному впечатлению от искусства.
Есть и другая группа авторов, подчеркивающих необходимость формирования отношений связи искусства и действительности, искусства и ассоциативных накоплений художественного опыта человека.
Одновременно необходимо отметить, что сам процесс изучения народного искусства является довольно сложным и трудоемким. Например, в процессе обучения национальной художественной росписи педагогу необходимо уделять особое внимание способностям студентов чувствовать и ощущать, сравнивать и обобщать, умению воспринимать образ предмета, логически и образно мыслить, передавать образ контуром в языке графики, а также в цветовом сочетании колорита. У студента должно создаваться целостное восприятие орнаментального мотива. Помимо этих трудностей, необходим индивидуальный подход к работам студентов, оказание им методической и практической помощи для поиска верного приема исполнения, поощрение их творческого подхода к решению поставленной задачи.
Таким образом, рассмотрев данный вопрос, мы убедились в возможности качественного повышения профессиональной подготовки будущих учителей ИЗО при правильном художественном восприятии произведений декоративно-прикладного и народного искусства. Правильно организованный процесс восприятия может способствовать выявлению больших художественно-эстетических и воспитательных возможностей произведений декоративно-прикладного и народного искусства, будет способствовать выявлению путей их реализации в практике работы будущих учителей.
ЛИТЕРАТУРА:
1.Выготский Л.С. .Педагогическая психология/Под.ред.В.В. Давыдова/ Л.С. Выготский. - М.: Педагогика.1991. - 480 с.
2.Гальперин П.Я. Введение в психологию/ П.Я. Гальперин. - М.:изд. Моск. ун-та,1976. -149с.
3.Б.Ф. Ломова, / Ломова Б.Ф. В.П. Зинченко - М.: Педагогика. 1982. - 336 с.
4.Ремпель Л.И. Архитектурный орнамент Узбекистана/ Л.И. Ремпель. - Ташкент. 1961. - 606 с.
5.Ушинский К.Д. Избр. сочинение.Т.2/ К.Д. Ушинский- 436 с.
6.Хворостов А.С. Декоративно-прикладное искусство в школе/ А.С. Хворостов. -М.: Просвещение. 1981. 175 с.
7.Юлдашев Х.А. Архитектурный орнамент Таджикистана. Альбом/ Х.А. Юлдашев.- М.: 1959. 134 с.ил.
8.Якобсон П.М. Психология художественного восприятия/ П.М Якобсон. - М.: Искусство. 1964. -86 с.
9.Якобсон П.М. Психология художественного творчества/ Якобсон П.М. -М.: Знание. 1971. - 46 с.
REFERENCES :
1 Vigotsky, L. S. Pedagogical Psychology /V.V. Davidova - М: Pedagogics. 1991. - 480 p.
2. Galperin ,P.Y. Introduction to Psychology / P.Y. Galperin. - М: Moscow University publishing-house,
1976. - 149 p.
3. Lomova, B.F. Zinchenko / B.F. Lomova. - M: Pedagogics, 1982. - 336 p.
4. Rempel, L.I. Architectural Ornament of Uzbekistan / L.I. Rempel. - Tashkent, 1961 - 606 p.
5.Ushinsky, K.D. Selected Works / K.D. Ushinsky. -V.2. - 436 p.
6. Khvorostov, A.S. Decorative and Applied Art at School / A.S. Khvorostov. - M.: Enlightenment, 1981. -
175 p.
7. Yuldashev, Kh. A. Architectural Ornament of Tajikistan Album / Kh.A. Yuldashev. - M., 1959-134 p.
8. Yakobson, P.M. Psychology of Artistic Perception / P.M. Yakobson. - M. : Art, 1964. - 86 p.
9. Yakobson P.M. Psychology of Artistic Creation / P.M. Yakobson. - M.: Knowledge, 1971. -46 p.
Хусусиятхои психологиву педагогии идроки асархои санъати ороиши - амали ва хунархои халци аз тарафи донишцуён Вожахои калиди: хусусиятуо, идрок, уолати психологиву педагоги, дарк ва эусосот, асаруои санъати ороишй-амали, уунаруои халци, мавцеи ощо дар тайёрии касбии донишцуён, ташаккулёбй. Дар мацолаи мазкур оид ба мууимияти асаруои санъати ороиши- бадеи ва уунаруои халци дар тайёрии касбии омузгорони оянда маълумот дода шудааст. Мууимияти психологиву педагоги уамчун воситаи ривоц ёфтани сифатуои дарку идрок ва эусосот ифода ёфтааст. Асосуои илмии мавзуъро тауцицотуои олимониравоншинос ва педагогони машуурирус Виготский Л. С., Галперин П.Я., Якобсон П.М., Ушинский К.Д. ташкил додааст.
Муаллифон муаммои мазкурро тауциц карда ба масъалауои зерин ауамият доданд: мацсади омузиши уунаруои халци ва мавцеи ощо дар ташаккули инсон, асаруои санъати ороиши ва уунаруои мардуми дар тайёрии касбии омузгорони оянда; асаруои санъати халци ва фарцияти онуо аз асаруои санъати касби; ба сифати дастовардуои худ инкишофёбии мунтазам ва сари вацт аз цузъуои куунашуда аз худ дур гирифта уамцадами замон будан ва гайрауо. Асаруои санъати мардуми забони ба халц фаумо дошта, ангезандаи шавцу завци насли наврас мебошанд. Забони санъати касби бошад, каме душфорфаум буда, онуо дар асоси цонуну талаботуо офарида шудаанд. Мкаллифон ба хулосае расидаанд, ки эътибори хосаро ба мазмуну моуияти асаруои санъати уунаруои халци ва ороиши-амали равон карда насли наврасро дар рууияи ватандустиву зебоипарасти тарбия намудан зарур аст.
Психолого-педагогические особенности восприятия учащимися произведений декоративно-прикладного и народного искусства Ключевые слова: психолого-педагогические особенности, восприятие, роль восприятия в проф.
подготовке будущих учителей, декоративо-прикладное искусство, произведения народного искусства, качество проф. подготовки.
В статье вопрос психологических особенностей восприятия студентами произведений декоративно - прикладного искусства рассматривается с точки зрения системы профессионального искусства. Авторы статьи подчёркивают, что от изучения народного искусства, учёта эстетических особенностей необходимо подходить к изучению и анализу конкретного произведения изобразительного искусства с целью обучения студентов правильному пониманию правил и закономерностей изучаемого искусства.
Авторы статьи подчёркивают, что правильная организация процесса восприятия произведений декоративно - прикладного и народного искусства создаёт внутренню настроенность на познание, активной мыслительной деятельности, как наблюдение, сравнение, зрительное восприятие, единства анализа и синтеза. Основную цель восприятия произведений декоративно - прикладного и народного искусства авторы статьи видят в создании целостного эмоционального представления, действующее не только на чувства но и на разум.
Авторы статьи, убеждены в возможности качественного повышения профессиональной подготовки будущих учителей изобразительного искусства.
Psychological-Pedagogical Particularities of Pupils Perception Beset with the Works of Decorative-Applied and Folk Art Keywords: psychological-pedagogical peculiarities, perception, the role of perception in professional preparation of future teachers, decorative-applied art, product of folk art, quality of professional preparation.
The article dwells on the issue concerned with psychological particularities of pupils perception beset with the works of decorative applied and folk art from the point of view of the system ofprofessional art. The authors of the article lay emphasis upon the idea that from the study dealing with folk art, account of ethnic particularities it s necessary to approach the study and analysis of concrete products of graphic arts aimed at the tuition of student to correct understanding of the rules and regularities of the subject under study.
The authors of the article underscore that correct organization of the process of perception in reference to the product of decorative applied and folk art creates internal mood aimed at cognition, active intellectual activities, such as observation, comparison, visual perception, unity of analysis and synthesis as well.
The authors see the main objective of perception related to decorative-applied and folk art in creation of integral emotional imagination affecting not only feelings, but reason either.
The authors of the article come to the conclusion that having analyzed the given issue one can get convinced are run away in a possibility of qualitative elevation ofprofessional training offuture teachers in graphic art.
Маълумот дар бораи муаллифон:
Холматов Цумъа Махрамович, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи санъати тасвири ва цунарцои халции Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б.Гафуров (Цущурии Тоцикистон, ш. Хуцанд), E-mail: [email protected]
Олов Саидмахмад, номзади илщои педагоги, дотсенти кафедраи нацшакашй , геометрияи тасвири ва методикаи омузиши Донишгоуи давлатии Хуцанд ба номи академик Б Гафуров (Чумуурии Тоцикистон ш. Хуцанд), E-mail: [email protected] Сведения об авторах:
Холматов Джума Махкамович, кандидат педагогических наук, доцент кафедры изобразительного искусства и народных промыслов факультета изобразительного искусства и технологии Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г.Худжанд) E-mail: [email protected]
Олов Саидмахмад, кандидат педагогических наук, доцент кафедры черчения, начертательной геометрии и методики преподавания Худжандского государственного университета им. академика Б. Гафурова (Республика Таджикистан, г. Худжанд), E-mail: [email protected] Information about the authors:
Kholmatov Juma Makhkamovich, candidate of pedagogical sciences, assistant of the faculty of art and technology Khujand State University named after academician B.Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand). E-mail: [email protected]
Olov Saidmahmad, candidate ofpedagogica sciences, the reader of a drawing, a drawing's geometry and the method of teaching in Khujand State University named after academician B. Gafurov (Tajikistan Republic, Khujand), E-mail: [email protected]