Научная статья на тему 'Оптимизация работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников'

Оптимизация работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
134
26
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / СПЕЦИАЛИСТ ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ильясова О.А., Аристова Р.Ф., Ташкинова О.О.

В статье представлены подходы к оптимизации работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников. Приведены варианты использования потенциала курсов повышения квалификации в работе со специалистами, привлекаемыми к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Ильясова О.А., Аристова Р.Ф., Ташкинова О.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников»

Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ

квалификаций», Республика Марий Эл, г. Йош- Budget Educational Institution of Additional Profes-кар-Ола sional Education «The Regional Methodological

Center for Qualifications Development», the Information about author Republic of Mari El, Yoshkar-Ola

Dudina O.P. - Deputy Director of the State

УДК 37.087

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

О.А. Ильясова, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова

В статье представлены подходы к оптимизации работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников. Приведены варианты использования потенциала курсов повышения квалификации в работе со специалистами, привлекаемыми к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников, информационная система обеспечения аттестации педагогических работников, специалист для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Порядок аттестации) при формировании аттестационных комиссий регион самостоятельно определяет их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников [2].

В Челябинской области в качестве специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, привлекаются педагогические и руководящие работники образовательных организаций. В качестве критериев привлечения можно выделить: высокие профессиональные достижения, владение навыками экспертной деятельности, знания нормативной базы аттестации педагогических работников.

В соответствии с Порядком аттестации определены основания для присвоения первой и высшей квалификационной категории (пункты 36 и 37 Порядка аттестации). Знание данных оснований является ключевым для осуществления деятельности специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) является региональным оператором информационной системы обеспечения аттестации педагогических работников на территории Челябинской области (информационная система АПР). Ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы АПР в 2018 году поставил перед региональным оператором задачу комфортного перехода процедуры аттестации в

электронный формат.

Была проведена большая подготовительная работа с образовательными организациями по заполнению информационной системы АПР. Со стороны образовательных организаций была выполнена работа по созданию карточек педагогических работников и внесения сведений о их профессиональной деятельности. Данная подготовительная работа создала базу для осуществления процедуры аттестации в электронном формате.

Подготовительная работа со специалистами для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников осуществлялась в рамках курсов повышения квалификации по теме «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов».

Целью дополнительной профессиональной программы (программы повышения квалификации) «Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов» является оказание нормативно-правовой, методической и технологической поддержки педагогическим и руководящим работникам образовательных организаций в освоении современных подходов к аттестации как механизму совершенствования их профессионально-педагогической компетентности в условиях введения профессиональных стандартов [1].

Содержательное наполнение программы повышения квалификации предусматривает освоение прикладных аспектов технического и технологического обеспечения проведения процедуры аттестации педагогических работников. Тем самым, все слушатели, осваивающие данную программу повышения квалификации, проходят погружение в полный цикл работы информационной системы АПР. Данный цикл включает в себя следующие этапы: этап работы специалиста кадровой службы, этап работы специалиста образовательной организации, отвечающего за аттестацию педагогических работников, этап подачи заявления педагогичес-

ким работником, этап работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

Несмотря на то, что непосредственная деятельность специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности является последним этапом работы в информационной системе, региональным оператором было принято решение о подробном рассмотрении специфики каждого предыдущего этапа в ходе курсовой подготовки. Данный подход позволяет понять внутреннее построение информационной системы АПР каждому пользователю.

Практическая направленность программы повышения квалификации дала возможность отработки со специалистами для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности всей последовательности работы в информационной системе АПР. Выполняя функции различных пользователей (специалиста кадровой службы, специалиста образовательной организации, отвечающего за аттестацию педагогических работников, педагогического работника) появляется возможность увидеть функциональные возможности и особенности ввода информации в разделы информационной системы. Тем самым, при переходе непосредственно к этапу осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности, данные специалисты ориентируются в размещении информации, необходимой для написания экспертного заключения.

Еще одним фактором оптимизации работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в информационной системе АПР можно назвать работу с электронным экспертным заключением. Возможности информационной системы АПР предусматривают формирование бланка экспертного заключения для конкретного педагогического работника на заявленную им квалификационную категорию.

Проведенный опрос специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности по итогам первого года работы электронного формата аттестации позволил выявить ряд проблем. К числу таких относятся: 1)

Оптимизация работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников

низкая информационная компетентность части специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности; 2) недостаточность информации о результатах профессиональной деятельности педагогического работника, внесенной специалистами образовательной организации в информационную систему АПР.

Решение проблем первого типа осуществлялось за счет активной работы в информационной системе АПР и адресной поддержки специалистам для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности с использованием системы обратной связи. Второй тип проблем послужил основой для адресной работы с образовательными организациями по внесению сведений о профессиональной деятельности педагогических работников в информационную систему АПР.

Среди положительных моментов в ходе опроса были отмечены: 1) экономия времени на выполнение данного вида работы; 2) возможность работы с информационной системой АПР из любой точки доступа, тем самым избавляясь от необходимости работы с бумажными документами.

Таким образом, проведенные подготовительные мероприятия и основы для работы специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности, заложенные в информационной системе АПР можно считать оптимизацией их деятельности в процессе аттестации педагогических работников.

Список литературы

1. Аттестация педагогических работников как механизм совершенствования их профессиональной компетентности в условиях введения профессиональных стандартов: дополнительная профессиональная программа (программа повышения квалификации) для педагогических работников образовательных организаций / под ред. А.А. Барабаса - Челябинск: РЦОКИО, 2019. - 146 с.

2. Приказ Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении

Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность». [Электронный ресурс]. - Режим доступа:

http://base.garant.ru/70662982/ - Дата обращения: 20.11.2019.

References

1. Attestatsiya pedagogicheskikh rabotnikov kak mekhanizm sovershenstvovaniya ikh professional'noy kompetentnosti v usloviyakh vvedeniya professional'nykh standartov: dopolnitel'naya professional'naya programma (programma povysheniya kvalifikatsii) dlya pedagogicheskikh rabotnikov obrazovatel'nykh organizatsiy / pod red. A.A. Barabasa - CHelyabinsk: RTSOKIO, 2019. - 146 s.

2. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki RF ot 07.04.2014 g. № 276 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestatsii pedagogicheskikh rabotnikov organizatsiy, osushchestvlyayushchikh obrazovatel'nuyu deyatel'nost'». [Elektronnyy resurs]. - Rezhim dostupa: http://base.garant.ru/70662982/ -Data obrashcheniya: 20.11.2019.

Сведения об авторах

Ильясова Ольга Анатольевна - кандидат педагогических наук, доцент, начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.

Аристова Регина Фанисовна - методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.

Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск.

Information about authors

Ilyasova O.A. - Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Depart-

ment of Supporting Teaching Staff Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Aristova R.F. - Methodologist of the Department of Supporting Teaching Staff Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of

Education, Chelyabinsk

Tashkinova O.O. - Methodologist of the Department of Supporting Teaching Staff Certification, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.