Научная статья на тему 'Информационная система программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников от апробации до опытной эксплуатации'

Информационная система программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников от апробации до опытной эксплуатации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1202
90
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ПЕДАГОГА / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯ-ТЕЛЬНОСТЬ / ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КОМПЕТЕНТ-НОСТЬ ПЕДАГОГА / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / АТТЕ-СТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Школьникова Марина Юрьевна, Рындина Валентина Васильевна, Аристова Регина Фанисовна, Ташкинова Оксана Олеговна

Рассматриваются две концепции обнов-ления содержания процедуры аттестации пе-дагогических работников в целях установле-ния квалификационной категории в усло-виях применения профессиональных стан-дартов и программнотехнического ком-плекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников. В статье обозначена актуальность и цель разработки. Обсуждаются вопросы апроба-ции, опытной эксплуатации, а также пер-спективы внедрения и применения информа-ционной системы программно техниче-ского комплекса обеспечения процедуры ат-тестации педагогических работников, как механизма обновления содержания проце-дуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Школьникова Марина Юрьевна, Рындина Валентина Васильевна, Аристова Регина Фанисовна, Ташкинова Оксана Олеговна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Информационная система программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников от апробации до опытной эксплуатации»

УДК 371

ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА ОБЕСПЕЧЕНИЯ ПРОЦЕДУРЫ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ОТ АПРОБАЦИИ ДО ОПЫТНОЙ ЭКСПЛУАТАЦИИ

М.Ю. Школьникова, В.В. Рындина, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова

Рассматриваются две концепции - обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов и программно- технического комплекса обеспечения процедуры

аттестации педагогических работников.

В статье обозначена актуальность и цель разработки. Обсуждаются вопросы апробации, опытной эксплуатации, а также перспективы внедрения и применения информационной системы программно - технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников, как механизма обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области.

Ключевые слова: профессиональный стандарт педагога, педагогическая деятельность, профессиональная компетентность педагога, информационная система, программно-технический комплекс, аттестация педагогических работников.

В современных условиях системных изменений, модернизации, перехода к непрерывности образования и глобальной информатизации общества - центральной проблемой становится обеспечение высокого качества образования, что невозможно без решения проблемы профессионального роста педагогов.

Согласно высказыванию Президента Российской Федерации В.В. Путина «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные один раз в жизни знания. На первый план выходит способность людей ориентироваться в огромном информационном поле, умение самостоятельно находить решения и их успешно реализовывать» [1].

Новые требования к уровню профессиональной компетентности педагогических работников определены в утвержденном профессиональном стандарте педагога.

Профессиональный стандарт педагога -сложный регулятор большого числа вопросов педагогической деятельности, одним из которых является аттестация педагогических работников, её роль и значение в развитии кадрового потенциала образовательной системы. [2]

Несмотря на поэтапность введения профессиональных стандартов педагога до 1 сентября 2019 года, данный документ стал ориентиром для совершенствования модели аттестации педагогических работников и послужил основанием для разработки в Челябинской области двух концепций:

- обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов;

- программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников.

Названные региональные концепции разрабатывались в 2016 году в соответствии с действующими законодательными и нормативными документами, которые регламентируют порядок аттестации педагогических работников, и в которых закреплено, что аттестация педагогических работников проводится по их желанию в целях установления квалификационной категории, а по результатам аттестации педагогическим работникам устанавливается первая или высшая квалификационная категория, сроком на 5 лет.

Работа над концепциями велась в рамках реализации системы мероприятий по поддержке и развитию профессионального мастерства педагогических работников Госу-

дарственной программы «Развитие образования в Челябинской области». [3]

На Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области по вопросу совершенствования модели аттестации педагогических работников в условиях введения профессионального стандарта «Педагог», проходившей 22 ноября 2016 года, обе концепции были заслушаны и одобрены.

Разработка концепции обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников в целях установления квалификационной категории в условиях применения профессиональных стандартов велась специалистами государственного бюджетного учреждения дополнительного профессионального образования «Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования» и была обусловлена:

1) необходимостью учёта новых требований к уровню профессиональной компетентности педагогических работников в условиях применения профессиональных стандартов, то есть применением его основных положений при проведении процедур аттестации;

2) потребностью в систематизации информации о результатах профессиональной деятельности аттестуемых с использованием механизмов внутренней системы оценки качества образования (как основного источника информации о результатах профессиональной деятельности педагогов) и независимой оценки результатов профессиональной деятельности педагогов (как дополнительного источника информации для аттестации педагогов);

3) необходимостью согласования позиций (мнений) экспертов при оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых, так как в настоящее время образовательными организациями представляется информация разная по объему, содержанию, структуре;

4) необходимостью использования ресурса информационных технологий для сбора систематизированной и достоверной информации о результатах профессиональной деятельности педагога и организации

проведения независимой оценки качества данных результатов участниками образовательных отношений.

В том же 2016 году проведена профессионально-общественная экспертиза концепции, в рамках которой изучено мнение почти 8 тысяч педагогических работников о содержании, методах сбора и представления персональной информации для формирования электронного портфолио в ходе аттестации педагогических работников. По результатам экспертизы около 80% респондентов положительно оценили идею формирования электронного портфолио педагога.

В результате деятельности по реализации концепции обновления содержания процедуры аттестации и по совершенствованию модели аттестации ожидается:

- разработка методических рекомендаций для руководителей образовательных организаций по формированию и реализации внутренней системы оценки качества образования, обеспечивающей непрерывный мониторинг уровня профессиональной деятельности педагогов, претендующих на первую и высшую квалификационные категории

- разработка инструментария по оценке результатов профессиональной деятельности аттестуемых педагогов участниками образовательных отношений - формирование нового содержания анкет для участников образовательных отношений, позволяющих дать независимую оценку результатам профессиональной деятельности педагога

Исходя из необходимости оптимизации процедуры аттестации, технологического обеспечения решения задачи её обновления и в связи с потребностью в региональном инструменте эффективного управления качеством образования была разработана концепция программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников.

Данная концепция описывает актуальность и цель разработки и внедрения регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников, который должен стать механизмом обновления содержания процедуры аттестации педаго-

гических работников образовательных организаций Челябинской области и представляет из себя информационную систему. [2]

Основной целью создания информационной системы является содействие повышению эффективности управления образовательной системой региона с использованием современных информационных технологий в части обеспечения программно-технической поддержки процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области.

Цель определяет назначение информационной системы, которое заключается, во-первых, в накоплении, хранении, обработке и получении сведений о педагогических работниках осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области, а также педагогических работниках, заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории.

Во-вторых, информационная система предназначена для программно-технического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Челябинской области, включая деятельность аттестационной комиссии, созданной при Министерстве образования и науки Челябинской области, а также деятельность специалистов, привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В-третьих, информационная система призвана обеспечить формирование аналитической и статистической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов для последующего принятия управленческих решений.

Разработка информационной системы проводилась и в соответствии с действующим порядком проведения процедуры аттестации [4].

Разработчик информационной системы и региональный оператор (на этапе разработки и внедрения) - государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (далее - ГБУ ДПО РЦОКИО).

Информационная система включает информацию об образовательных организациях, педагогических работниках и результатах их профессиональной деятельности, так называемое «электронное портфолио».

Специалистам, привлекаемым

аттестационной комиссией к всестороннему анализу педагогической деятельности, теперь нужно будет изучать электронное «дело» педагога, претендующего на установление квалификационной категории, а не его бумажный аналог, так как назначение информационной системы -накопление, хранение, обработка и получение сведений о педагогах Челябинской области.

В течение октября и ноября 2016 года была проведена внешняя апробация информационной системы программно-комплекса обеспечения процедуры аттестации проектными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО из Златоустовского и Карабашского городских округов в рамках реализации проекта по теме «Формирование модели сопровождения профессионального роста педагогов муниципальной

образовательной системы: аспект аттестации педагогических кадров».

Всего во внешней апробации приняли участие 15 образовательных организаций.

Результатом внешней апробации явилось усовершенствование программного

обеспечения информационной системы, на основе изменений и дополнений, предложенных, в том числе, и участниками апробации. Были усовершенствованы электронные карточки образовательной организации и педагогического работника, а также функциональный модуль

«Проведение аттестации педагогических работников». В результате информационная система была подготовлена к введению с 1 декабря 2016 года в режим опытной эксплуатации, с условием дальнейшего технического совершенствования

функциональных модулей «Проведение аттестации педагогических работников», «Проведение экспертизы».

В январе 2017 года к опытной эксплуатации информационной системы

присоединились еще 9 образовательных организаций из Челябинского городского округа, Саткинского, Сосновского и Коркин-ского муниципальных районов, а в апреле -две образовательные организации из Копей-ского городского округа. Эти образовательные организации стали опорными площадками ГБУ ДПО РЦОКИО реализации проекта по теме «Обеспечение профессионального роста педагогов посредством ресурса аттестации педагогических работников».

Для обеспечения эффективного взаимодействия всех участников опытной эксплуатации информационной системы, разработан регламент работы, включающий в себя порядок действий участников. Ежедневно ведется электронный рабочий журнал, куда пользователи (участники творческих групп) вносят предложения, замечания, а также сообщения о технических ошибках ПО. Проводится мониторинг внесения информации в электронные карточки, соответствующих функциональных модулей информационной системы.

По результатам мониторинга работы пользователей в информационной системе: в опытной апробации принимают участие более 900 педагогов из 26 образовательных организаций Челябинской области.

Особенно активное участие в опытной апробации принимают творческие группы опорных площадок МБОУ СОШ №62, МАОУ СОШ №86, МАУДО «Центр «Креатив», МУДО «Центр детского творчества» (Челябинский городской округ), МКОУ «НОШ №3» (Коркинский муниципальный район), МОУ Долгодеревенская СОШ (Сос-новский муниципальный район), МБОУ СОШ №4 (Саткинский муниципальный район).

Уже сейчас, на данном этапе опытной апробации можно подвести некоторые первые итоги.

При формировании функционального модуля «Персональные данные педагогического работника» была внесена информация об образовательной организации и персональных данных педагогических работников, что способствовало систематизации этих данных в образовательных организа-

циях - опорных площадках ГБУ ДПО РЦОКИО.

В результате работы в функциональном модуле «Сведения о профессиональной деятельности» (т.е. в электронном портфолио педагога) творческими группами проектных и опорных площадок было выявлено, что появляется необходимость на уровне образовательной организации:

- совершенствовать подходы к организации и планированию методической работы, а также по стимулированию педагогов к целенаправленному и непрерывному повышению уровня своей квалификации;

- совершенствовать работу по оперативному выявлению затруднений и запросов педагогов в профессиональной педагогической деятельности.

По плану-графику введения информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации в режим функционирования, в течение мая - сентября 2017 года, участникам апробации предстоит освоить работу функциональных модулей «Проведение аттестации педагогических работников», «Проведение экспертизы», а в октябре - ноябре 2017 года предстоят приемочные испытания.

Информационная система, пройдя все этапы от апробации до введения в режим функционирования, станет эффективным механизмом обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников и позволит организовать программно-техническое сопровождение процедуры аттестации педагогов, включая деятельность аттестационной комиссии и специалистов, привлекаемых для всестороннего анализа педагогической деятельности аттестуемых, а также обеспечит формирование статистической и аналитической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов.

Один из основных ожидаемых результатов внедрения - это использование потенциальных возможностей информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников для повышения эффективности управления образовательными

системами регионального, муниципального и и институционального уровней:

- стратегические решения в кадровой политике в региональной системе образования (на уровне Министерства образования и науки);

- обеспечение функционирования муниципальных систем оценки качества образования в части обеспечения кадрового и научно-методического сопровождения качества образования (на уровне муниципального органа управления образования);

- обеспечение функционирования внутренней системы оценки качества образования в части кадровых условий реализации образовательных программ, при условии включения во внутреннюю систему оценки качества образования объектов оценки в соответствии с требованиями профессионального стандарта педагога (на уровне образовательной организации).

Список литературы

1. Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников (рабочие материалы) / Коллегия Министерства образования и науки Челябинской области. - Челябинск: РЦОКИО. - 2017. - 49 с.

2. Постановление Правительства Челябинской области от 22.10.2013г. №338-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://minobr74.eps74.ru/Storage/File/Storage/ Postanovlenie_prav/2013-10-22-gos_progr_ razvit_obr-328-p_v2.doc

3. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.04.2014 г. №276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 163666/

4. Путин, В.В. Вступительное слово на заседании Совета по реализации приоритет-

ных национальных проектов и демографической политике [Электронный ресурс] / В. В. Путин. - Режим доступа:

http://kremlin.ru/events/president/transcripts/ 24534

References

1. The concept of a regional program and technical complex to ensure the procedure for attestation of pedagogical workers (working materials) / Collegium of the Ministry of Education and Science of the Chelyabinsk region. - Chelyabinsk: RCOCIO. - 2017. - 49 p.

2. Decree of the Government of the Chelyabinsk region of 22.10.2013. № 338-П "On the state program of the Chelyabinsk region" Development of education in the Chelyabinsk region "for 2014-2017. [Электронный ресурс] - Access mode: http://minobr74.eps74.ru/ Stor-age/File/Storage/Postanovlenie_prav/ 2013-10-22-gos_progr_razvit_obr-328-p_v2. doc

3. Order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation of 07.04.2014 № 276 "On approval of the Procedure for attestation of pedagogical workers of organizations engaged in educational activities" [Electronic resource]. - Access mode: www.consult-ant.ru/document/cons_doc_LAW_163666/

4. Putin, V.V. Opening address at the meeting of the Council for the Implementation of Priority National Projects and Demographic Policy [Electronic resource] / V. Putin. - Access mode: http://kremlin.ru/events/president/ transcripts/ 24534

Сведения об авторах

Школьникова Марина Юрьевна - заместитель директора по оценке качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Рындина Валентина Васильевна -начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Аристова Регина Фанисовна - методист отдела сопровождения аттестации педаго-

гических работников ГБУ ДПО РЦОКИО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Ташкинова Оксана Олеговна - методист отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors

Shkolnikova M.Yu. - Deputy Director for Assessment Quality of Education, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Ryndina V.V. - Head of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Aristova R.F. - Methodist of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Tashkinova O.O. - Methodist of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.