Научная статья на тему 'Региональный программно-технический комплекс как механизм реализации концепции обновления содержания процедур аттестации педагогических работников'

Региональный программно-технический комплекс как механизм реализации концепции обновления содержания процедур аттестации педагогических работников Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
175
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА / АТТЕСТАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / КОНЦЕПЦИЯ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУР АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / КОМПОНЕНТЫ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / БАЗЫ ДАННЫХ ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / РЕЗУЛЬТАТЫ ВНЕДРЕНИЯ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКОГО КОМПЛЕКСА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Школьникова Марина Юрьевна, Рындина Валентина Васильевна

Региональный программно-технический комплекс обеспечения процедуры аттеста-ции педагогических работников представлен как механизм реализации концепции обнов-ления содержания процедур аттестации пе-дагогических работников. Описаны актуаль-ность и перспективность его разработки в виде информационной системы, а также цель, назначение и функции. Дана характе-ристика компонентов (модулей) и основных видов деятельности в них, режимов пользо-вания, баз данных. Показана возможность формирования аналитических и статистиче-ских отчетов. Сформулированы планируе-мые результаты и эффекты внедрения про-граммно-технического комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Школьникова Марина Юрьевна, Рындина Валентина Васильевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Региональный программно-технический комплекс как механизм реализации концепции обновления содержания процедур аттестации педагогических работников»

УДК 371.136

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ПРОГРАММНО-ТЕХНИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС КАК МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ КОНЦЕПЦИИ ОБНОВЛЕНИЯ СОДЕРЖАНИЯ ПРОЦЕДУР АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

М.Ю. Школьникова, В.В. Рындина

Региональный программно-технический комплекс обеспечения процедуры аттестации педагогических работников представлен как механизм реализации концепции обновления содержания процедур аттестации педагогических работников. Описаны актуальность и перспективность его разработки в виде информационной системы, а также цель, назначение и функции. Дана характеристика компонентов (модулей) и основных видов деятельности в них, режимов пользования, баз данных. Показана возможность формирования аналитических и статистических отчетов. Сформулированы планируемые результаты и эффекты внедрения программно-технического комплекса.

Ключевые слова: программно-технический комплекс, информационная система, аттестация педагогических работников, концепция обновления содержания процедур аттестации педагогических работников, компоненты информационной системы, базы данных информационной системы, результаты внедрения программно-технического комплекса.

Повышение эффективности образования и его конкурентоспособности напрямую зависит от профессионального уровня педагогических работников. Утвержденный профессиональный стандарт педагога повышает традиционные и создает новые требования к уровню профессиональной деятельности педагогических работников.

Одним из механизмов обновления содержания процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций Челябинской области является региональный программно-технический комплекс обеспечения процедуры аттестации педагогических работников, разработанный в виде информационной системы и описанный в концепции.

Концепция регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников разработана в соответствии с законами Российской Федерации, нормативными актами Министерства образования и науки РФ, иными нормативно-правовыми документами.

Информационная система представляет из себя программно-технический продукт, обеспечивающий комплексное сопровождение профессионального роста педагога в рамках реализации мероприятий Государственной программы «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы.

Актуальность разработки информационной системы программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников определяется необходимостью обеспечить автоматизацию:

1) сопровождения деятельности аттестационной комиссии, сформированной при Министерстве образования и науки Челябинской области;

2) сопровождения процедуры проведения аттестации на всех этапах;

3) проведения мониторинга количества педагогических работников образовательных организаций Челябинской области и количества аттестованных педагогических работников;

4) формирования базы данных о профессиональной деятельности педагогического работника, необходимой для проведения процедуры его аттестации;

5) получения объективной и достоверной информации о кадровых условиях реализации образовательных программ на разных уровнях образования для разных уровней принятия эффективных управленческих решений (региональном, муниципальном и институциональном).

Перспективность разработки, внедрения и функционирования информационной системы обусловлена, прежде всего, необходимостью :

- оптимизации процедуры аттестации педагогических работников образовательных организаций на первую и высшую квалификационные категории на основе использования современных информационных технологий;

- технологического сопровождения решения задачи обновления содержания процедур аттестации педагогических работников.

Кроме этого, проведение мониторинга контингента педагогических работников образовательных организаций Челябинской области и количества аттестованных педагогических работников, создание базы данных о профессиональной деятельности педагогического работника вызвано потребностью эффективного управления качеством образования на региональном, муниципальном и институциональном уровнях в части целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, а также необходимостью формирования кадрового состава образовательных организаций с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ с использованием единого регионального инструмента.

Основной целью создания информационной системы является содействие повышению эффективности управления образовательной системой региона с использованием современных информационных технологий в части обеспечения программно-технической поддержки процедуры аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябинской области.

Цель определяет назначение информационной системы, которое заключается, во-первых, в накоплении, хранении, обработке и получении сведений о педагогических работниках, осуществляющих образовательную деятельность на территории Челябин-

ской области, а также педагогических работниках, заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории.

Во-вторых, информационная систем предназначена для программно-технического сопровождения процедуры аттестации педагогических работников Челябинской области, включая деятельность аттестационной комиссии, созданной при Министерстве образования и науки Челябинской области, а также деятельность специалистов, привлеченных для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

В-третьих, информационная система призвана обеспечить формирование аналитической и статистической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов для последующего принятия управленческих решений.

Функционал информационной системы по аттестации делится на три группы функций:

1) ведение базы данных по субъектам аттестации;

2) просмотр информационно-справочной информации;

3) ведение учета и отчетности по процедурам аттестации.

Доступ к перечисленным функциям организуется по пользовательским ролям, обеспечивающим различные виды деятельности в информационной системе - ввод данных, редактирование, удаление, просмотр.

Выбранное для разработки и функционирования информационной системы технологическое решение основывается на применении следующих принципов:

- обеспечение условий для персонифицированного учета данных о педагогическом работнике и результатах его профессионально-педагогической деятельности;

- возможность использования единой системы идентификации и аутентификации (ЕСИА) для авторизации пользователей в информационной системе;

- обеспечение доступа пользователей к информационной системе через тонкий клиент (веб-браузер);

- обеспечение масштабируемости программного и аппаратного обеспечения информационной системы (горизонтальная и вертикальная масштабируемость, по объему обрабатываемых данных и производительности системы в целом) в целях обеспечения обработки и хранения возрастающих объемов данных без ухудшения производительности информационной системы в целом.

Информационная система состоит из двух функциональных модулей:

1. «Сопровождение деятельности аттестационной комиссии, сформированной при Министерстве образования и науки Челябинской области».

2. «Мониторинг контингента аттестованных педагогических работников».

В первом модуле обеспечивается автоматизация следующих процессов процедуры аттестации:

- учет заявлений педагогических работников на установление квалификационной категории;

- информационное, организационное и техническое сопровождение работы аттестационной комиссии;

- информационное, организационное и техническое сопровождение работы специалистов, привлеченных аттестационной комиссией для проведения всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;

- оценивание профессиональной деятельности педагогических работников в рамках процедуры аттестации на основе всестороннего анализа их профессиональной деятельности.

Основные виды работ при функционировании данного модуля:

- регистрация нового пользователя (педагогический работник; специалист ОО отвечающий за организацию аттестации на уровне образовательной организации; специалист МОУО, отвечающий за организацию аттестации на уровне муниципального органа управления образования; специалист, привлекаемый аттестационной комиссией для всестороннего анализа профессиональной деятельности, специалист МОиН Челя-

бинской области; специалист ГБУ ДПО РЦОКИО);

- подача заявления педагогическим работником на установление квалификационной категории;

- внесение сведений о педагогическом работнике;

- внесение сведений о результатах профессиональной деятельности педагогического работника;

- просмотр сведений о ходе аттестации на установление квалификационной категории и ее результате;

- работа со списками педагогических работников;

- получение информационных справок;

- внесение сведений о результатах всестороннего анализа профессиональной деятельности (заполнение специально разработанных универсальных (табличных) форм);

- просмотр сведений о педагогическом работнике, подавшем заявление на установление квалификационной категории;

- печать материалов, бланков экспертных заключений специалистов.

В модуле «Мониторинг контингента аттестованных педагогических работников» обеспечивается автоматизация таких процессов процедуры аттестации как:

- заполнение специально разработанных универсальных (табличных) форм;

- структурирование полученной информации в виде электронных информационных массивов.

Основные виды работ при функционировании данного модуля:

1) регистрация нового пользователя (личного кабинета образовательной организации);

2) внесение сведений о количестве аттестованных педагогических работников;

3) просмотр сведений о педагогических работниках образовательной организации;

4) формирование статистических данных в виде: диаграмм, таблиц;

5) получение информационных справок;

6) печать материалов.

Содержательную основу информационной

системы составляют следующие базы дан-

ных:

— база данных зарегистрированных пользователей информационной системы;

— база данных педагогических работников;

— база данных образовательных организаций, осуществляющих образовательную деятельность;

— база данных специалистов, привлекаемых аттестационной комиссией для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

В информационной системе реализована возможность формирования аналитических и статистических отчетов, доступ к формированию которых предоставляется пользователям в их личных кабинетах.

Функционал формирования статистической и аналитической информации позволяет производить экспорт отчетной информации из информационной системы, а также поиск, сортировку и фильтрацию данных в реестрах контингента педагогических работников, специалистах привлекаемых аттестационной комиссией, образовательных организаций Челябинской области.

В информационной системе реализуется многопользовательский режим с разным уровнем доступа для пользователей системы со следующими возможностями:

— личный кабинет - для каждого пользователя;

— самостоятельная регистрация пользователей через Интернет с подтверждением регистрации на адрес электронной почты и/или администратора информационной системы;

— ввод данных, защищенный от случайных опечаток и ошибок пользователя;

— поисковая система - для быстрого поиска необходимой информации;

— встроенные отчеты - для оперативного получения статистической информации;

— печать с использованием различных встроенных шаблонов отчетов или форм документов;

— возможность передачи документов пользователей с использованием защищенных каналов;

— возможность внутреннего обмена сообщениями и/или документами между поль-

зователями (сообщения электронной почты, массовая рассылка сообщений);

- возможность подключения к другим базам данных с целью проверки сведений;

- механизмы защиты хранящейся информации от несанкционированного доступа - в целях защиты персональных данных в информационной системе.

Информационная система учитывает все должности педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность:

- учитель, преподаватель, педагог-организатор, методист (включая старшего), инструктор-методист (включая старшего);

- социальный педагог, учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатель (включая старшего);

- тьютор, педагог-библиотекарь, старший вожатый, педагог дополнительного образования (включая старшего), музыкальный руководитель, концертмейстер, руководитель физического воспитания, инструктор по физической культуре;

- инструктор по труду, преподаватель-организатор основ безопасности жизнедеятельности, тренер-преподаватель (включая старшего), мастер производственного обучения.

Информационная система позволяет учитывать контингент педагогических работников, в том числе их персональные данные и данные о их профессиональной деятельности в образовательных организациях Челябинской области.

В информационной системе поддерживается способ идентификации контингента педагогических работников - идентификация посредством внутреннего идентификатора с использованием СНИЛС.

Для одного и того же субъекта во всех функциональных модулях используется один и тот же внутренний идентификатор. Внутренний идентификатор используется при информационном обмене между функциональными модулями информационной системы, а также для связывания данных, содержащихся в различных функциональных модулях.

Информационная система обеспечивает

возможность хранения данных о контингенте педагогических работников в течение 5 лет предшествующих аттестации, либо приема в образовательную организацию Челябинской области.

По результатам использования информационной системы повышению эффективности управленческих решений будут способствовать:

1) на уровне Министерства образования и науки Челябинской области:

- ведение реестра контингента специалистов, привлекаемых для всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников;

- ведение реестра образовательных организаций;

- стратегическое и тактическое управление кадрами по результатам ведения реестров;

2) на уровне образовательных организаций:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- использование потенциала реестра контингента педагогических работников (сведения о педагогическом работнике, о его профессионально педагогической деятельности) для обеспечения функционирования внутренней системы оценки качества образования в части кадровых условий реализации образовательных программ;

3) на уровне органов местного самоуправления, осуществляющих управление в сфере образования:

- использование определенных правами доступа данных реестра контингента педагогических работников для обеспечения функционирования муниципальных систем оценки качества образования в части обеспечения кадрового и научно-методического сопровождения качества образования.

В ходе внедрения информационной системы ожидается достижение следующих планируемых результатов:

1. Формирование и обновление региональной базы данных информационной системы:

- зарегистрированных пользователей, определенных в рамках функционирования данной информационной системы;

- аттестованных педагогических работ-

ников;

- образовательных организаций;

- специалистов, привлекаемых аттестационной комиссией для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

2. Формирование единой информационной среды комплексного сопровождения оценки кадровых условий обеспечения реализации образовательных программ.

3. Повышение эффективности управленческих решений за счет использования сведений из баз данных информационной системы.

4. Обеспечение программно-технической поддержки процедуры аттестации педагогических работников организаций с использованием современных информационных технологий, включающей:

- накопление, хранение, обработка и получение сведений о педагогических работниках Челябинской области, в том числе заявившихся в аттестационную комиссию для установления квалификационной категории;

- программно-техническое сопровождение процедуры аттестации педагогических работников Челябинской области;

- формирование аналитической и статистической информации по результатам аттестации педагога в виде отчетов для последующего принятия управленческих решений.

5. Использование в региональной системе оценки качества образования инновационного механизма и процедуры получения объективной и достоверной информации о кадровых условиях реализации образовательных программ на разных уровнях управления образованием (институциональном, муниципальном, региональном).

Содействие целенаправленному, непрерывному повышению уровня квалификации педагогических работников, их профессиональному и личностному росту посредством накопления и систематизации сведений о результатах профессиональной деятельности педагогов и динамики их изменений в разрезе показателей аттестации на установление квалификационной категории, в том числе в виде портфолио в информационной системе.

От внедрения информационной системы

ожидаются следующие эффекты:

— возможность заимствования сведений (данных) в целях формирования экспертного заключения благодаря связи данной информационной системы с другими информационными системами;

— возможность работы специалистов, привлекаемых аттестационной комиссией к проведению всестороннего анализа педагогической деятельности в режиме удаленного доступа;

— возможность доработки информационной системы вариативными модулями в связи с изменениями законодательной и нормативной базы.

Региональный программно-технический комплекс обеспечения процедуры аттестации, разработанный в виде информационной системы, в настоящее время передан на апробацию в образовательные организации Кара-башского, Златоустовского и Челябинского городских округов.

Список литературы

1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. №№273 -ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

2. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

3. Федеральный закон Российской Федерации от 27 июля 2006 г. №152-ФЗ «О персональных данных».

4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 7 апреля 2014 г.№276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность».

5. Приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. №761н (в ред. от 31.05.2011) «Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел «Квалификационные характеристики должностей работников образования».

6. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18.10.2013 № 544н «Об утверждении про-

фессионального стандарта «педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)».

7. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 08.09.2015 № 613н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог дополнительного образования детей и взрослых»».

8. Приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 24.07.2015 № 514н «Об утверждении профессионального стандарта «педагог-психолог (психолог в сфере образования)»».

9. Постановление Правительства Челябинской области от 22 октября 2013 г. № 338-П «О государственной программе Челябинской области «Развитие образования в Челябинской области» на 2014-2017 годы».

10.Концепции регионального программно-технического комплекса обеспечения процедуры аттестации педагогических работников [Электронный ресурс]: материалы Коллегии Министерства образования и науки Челябинской области // URL: http://rcokio-chel.ru/attestacia/kollegiya/ (дата обращения: 22.11.2016).

References

1. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 29 dekabrya 2012 g. №273-FZ «Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii»;

2. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 2006 g. №149-FZ «Ob informacii, informacionnyh tekhnologiyah i o zashchite informacii»;

3. Federal'nyj zakon Rossijskoj Federacii ot 27 iyulya 2006 g. №152-FZ «O personal'nyh dannyh»;

4. Prikaz Ministerstva obrazovaniya i nauki Rossijskoj Federacii ot 7 aprelya 2014 g.№276 «Ob utverzhdenii Poryadka provedeniya attestacii pedagogicheskih rabotnikov organizacij, osushchestvlyayushchih obrazovatel'nuyu deyatel'nost'»;

5. Prikaz Ministerstva zdravoohraneniya i social'nogo razvitiya Rossijskoj Federacii ot 26 avgusta 2010 g. №761 n (v red. ot 31.05.2011) «Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej,

specialistov i sluzhashchih, razdel «Kvalifikacionnye harakteristiki dolzhnostej rabotnikov obrazovaniya»;

6. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 18.10.2013 № 544n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "pedagog (pedagogicheskaya deyatel'nost' v sfere doshkol'nogo, nachal'nogo obshchego, osnovnogo obshchego, srednego obshchego obrazovaniya) (vospitatel', uchitel')"»;

7. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 08.09.2015 № 613n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "pedagog dopolnitel'nogo obrazovaniya detej i vzroslyh"»;

8. Prikaz Ministerstva truda i social'noj zashchity Rossijskoj Federacii ot 24.07.2015 № 514n «Ob utverzhdenii professional'nogo standarta "pedagog-psiholog (psiholog v sfere obrazovaniya)"».

9. Postanovlenie Pravitel'stva CHelyabinskoj oblasti ot 22 oktyabrya 2013 g. № 338-P «O gosudarstvennoj programme CHelyabinskoj oblasti «Razvitie obrazovaniya v CHelyabinskoj oblasti» na 2014-2017 gody»

10. Koncepcii regional'nogo programmno-tekhnicheskogo kompleksa obespecheniya procedury attestacii pedagogicheskih

rabotnikov [EHlektronnyj resurs]: materialy Kollegii Ministerstva obrazovaniya i nauki CHelyabinskoj oblasti // URL: http://rcokio-chel.ru/attestaci a/kollegiya/ (data

obrashcheniya: 22.11.2016).

Сведения об авторах Школьникова Марина Юрьевна -

заместитель директора по оценке качества образования ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Рындина Валентина Васильевна -начальник отдела сопровождения аттестации педагогических работников ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Shkolnikova M.Yu. - Deputy Director for assessment quality of education, Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

Ryndina V.V. - Head of the Department «Assistance of pedagogical workers certification», Regional center to assessment quality and informatization in education, Chelyabinsk

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.