Научная статья на тему 'Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ'

Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1208
127
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МАСТЕРСТВА ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕФИЦИТЫ / МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ И ПОТРЕБНОСТЕЙ В ПОВЫШЕНИИ УРОВНЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Дудина О.П.

Актуализирована задача модернизации региональной системы повышения профессионального мастерства педагогических работников. Предложен инструмент повышения качества и эффективности реализации программ дополнительного профессионального образования мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников. Представлены формат проведения и результаты мониторинга профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Определены направления применения данных мониторинговых исследований на уровне региональной методической службы и методической службы профессиональной образовательной организации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Дудина О.П.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Мониторинг профессиональных дефицитов педагогических работников системы дополнительного профессионального образования как инструмент повышения качества реализации программ»

нальный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Шутько Юлия Борисовна - методист отдела планирования и организации образовательной деятельности ГБУ ДПО «Региональный центр оценки качества и информатизации образования», г. Челябинск

Information about authors Saigushkina S.V. - Head of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

Shutko Yu.B. - Methodologist of the Department of Planning and Organizing Educational Activities, Regional Center for Quality Assessment and Informatization of Education, Chelyabinsk

УДК 371.14

МОНИТОРИНГ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ДЕФИЦИТОВ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ СИСТЕМЫ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ

О.П. Дудина

Актуализирована задача модернизации региональной системы повышения профессионального мастерства педагогических работников. Предложен инструмент повышения качества и эффективности реализации программ дополнительного профессионального образования -мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников. Представлены формат проведения и результаты мониторинга профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл. Определены направления применения данных мониторинговых исследований на уровне региональной методической службы и методической службы профессиональной образовательной организации.

Ключевые слова: региональная система повышения профессионального мастерства педагогических работников, профессиональные дефициты, мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников.

Основной целью деятельности образовательных организаций, реализующих программы дополнительного профессионального образования (далее - ДПО) для педагогических работников, является формирование эффективной системы непрерывного профессионального развития педагогов, создание условий для актуализации и расширения профессиональных знаний педагогических работников в течение всей производственной карьеры, в том числе для удовлетворения образовательных потребностей и запросов, адаптации к меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды, подготовки к выполнению новых видов профессиональной деятельности [4].

Для достижения данной цели решается задача модернизации системы методического сопровождения педагогических работников путем внедрения эффективных организационных механизмов повышения качества и результативности реализации программ ДПО.

В Республике Марий Эл ведущая роль в функционировании региональной системы повышения профессионального мастерства педагогических работников профессиональных образовательных организаций (далее - ПОО) принадлежит ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций», который является, с одной

стороны, организацией ДПО, реализующей программы профессиональной переподготовки и повышения квалификации педагогов, а, с другой стороны, - региональным методическим центром, который создает условия и обеспечивает возможности для своевременной адаптации педагогов к меняющимся условиям через формирование профессиональных сообществ (региональных учебно-методических объединений) и организацию участия педагогов в их работе, развитие «горизонтального обучения» с использованием форматов постоянного обмена опытом и лучшими практиками, проведение обучающих вебинаров и семинаров, педагогических мастерских, конференций, фестивалей, конкурсов профессионального мастерства, издание информационно-методических сборников, публикацию лучших педагогических практик, организацию стажировок.

Региональная система повышения квалификации представляет собой гибкую, динамичную систему, которая обеспечивает непрерывное повышение профессионального мастерства педагогических работников с учетом выявленных образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогических работников.

Под профессиональными дефицитами понимаются профессиональные компетенции педагогических работников, которые отсутствуют вовсе или выражены недостаточно для эффективного осуществления образовательной деятельности. Восполнение профессиональных дефицитов -это разрешение имеющихся у педагогов затруднений, которые не позволяют им успешно реализо-вывать те или иные направления в профессиональной деятельности. В значительной степени успешность разрешения проблемы восполнения профессиональных дефицитов педагогов зависит от правильно сконструированного набора образовательных направлений профессионального сопровождения педагогов [4].

Одним из эффективных инструментов изучения профессионального уровня педагогов является системное проведение мониторинга профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников.

В системе среднего профессионального образования Республики Марий Эл мониторинг проводит ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций» (далее - РМЦ РК). В мониторинге принимают участие педагогические работники всех профессиональных образовательных организаций, подведомственных Министерству образования и науки Республики Марий Эл. Мониторинг проводится методическими службами образовательных организаций в электронной форме в программе Microsoft Excel с применением анкет, разработанных специалистами РМЦ РК [1].

Для оценки уровня профессиональной подготовки педагогов, выявления их профессиональных дефицитов, запросов и потребностей, знание которых позволит определить индивидуальную траекторию профессионального саморазвития, разработана специальная анкета. При составлении анкет для проведения мониторинга учитывались требования профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [5] и квалификационные характеристики должностей работников образования [3].

Формы анкет разработаны для разных категорий педагогических работников: преподавателей, мастеров производственного обучения, методистов, заместителей директоров профессиональных образовательных организаций, заведующих (заведующих отделениями, факультетами, учебной частью, руководителей отделов, центров).

Педагогические работники, отвечая на вопросы анкеты, самостоятельно оценивают уровень своего профессионально-личностного развития, свою готовность к инновациям в педагогической деятельности, свои затруднения в педагогической деятельности. Подобная профессиональная саморефлексия стимулирует педагога к самосовершенствованию, повышению уровня своего мастерства, нацеливает на выбор направления профессионального саморазвития.

В РМЦ РК результаты обрабатываются, систематизируются и анализируются по каждой

профессиональной образовательной организации и по региональной системе среднего профессионального образования в целом.

Результаты мониторинга включают социально-демографический анализ, мониторинг профессионально-личностного развития педагогов (удовлетворенность педагогических работников уровнем своей профессиональной подготовки, наличие интереса к инновациям, предпочитаемые формы повышения квалификации и др.), мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении квалификации педагогов (трудности в организации образовательного процесса, проблемные вопросы, интерес к тематике курсов повышения квалификации).

Результаты мониторинга становятся ориентиром для региональной системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников.

Мониторинг, проведенный РМЦ РК в апреле 2019 года, позволил выявить у педагогов профессиональных образовательных организаций профессиональные дефициты, которые являются барьерами для эффективного осуществления образовательной деятельности. Так, в «пятерке» наиболее часто встречающихся профессиональных дефицитов у преподавателей оказались:

- подготовка и проведение демонстрационного экзамена в рамках промежуточной и итоговой аттестации выпускников;

- применение современных образовательных технологий, методов и приемов обучения;

- разработка и обновление оценочных средств для оценки результатов освоения учебных дисциплин, профессиональных модулей;

- применение активных и интерактивных форм проведения занятий [1 ].

Данные затруднения демонстрируют недостаточное владение преподавателями методической компетенцией, которая является одной из наиболее значимых составляющих профессиональной компетентности. Владение педагогом методами и приемами обучения служат основой для создания психологического комфорта, который является источником обеспечения психофизической безопасности обучающихся, а также фактором, замедляющим процесс профессионального

выгорания педагога [4]. Мониторинг показал, что педагогические работники испытывают трудности в проектировании и конструировании педагогических инноваций через применение современных педагогических технологий.

Не менее актуальными для преподавателей ПОО являются трудности в применении информационно-коммуникационных технологий. По мере повсеместного создания в образовательных организациях цифровой образовательной среды недостаточное владение цифровыми навыками оборачивается для педагога профессиональным дефицитом, требующим незамедлительного восполнения [4].

Восполнение компетентностных и знаниевых пробелов в деятельности педагогов, занятых в системе СПО, - важная задача региональной методической службы, методических служб профессиональных образовательных организаций и самих педагогов.

Региональный методический центр развития квалификаций как методическая служба республики ставит своей задачей поддержание функционирования и развития динамичной и гибкой системы повышения квалификации и методической поддержки педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл.

Анализ мониторингового исследования и статистический анализ данных позволяет РМЦ РК формировать направления, которые становятся ориентиром для комплектования набора дополнительных профессиональных программ -эксклюзивных модулей программ повышения квалификации, отвечающих на запросы педагогов и образовательных организаций, способствующих профессиональному развитию человека, обеспечению соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды [2].

На основании данных мониторинга, с целью выстраивания системы эффективного методического сопровождения педагогических работников, координации действий по устранению выявленных педагогических затруднений, РМЦ РК производит корректировку содержания дополнительных профессиональных программ - программ повышения квалификации, программ

профессиональной переподготовки с учетом проблемных полей педагогических затруднений работников, обеспечивает формирование среды выбора профессиональных образовательных программ (модулей).

В восполнении профессиональных дефицитов педагогов чрезвычайно важная роль принадлежит также и методическим службам профессиональных образовательных организаций. При планировании методической работы с педагогами в ПОО предусматриваются мероприятия по устранению выявленных педагогических затруднений, направлению на повышение квалификации педагогических работников с учетом проблемных полей и конкретных потребностей педагогов, выявленных при проведении мониторинга.

Основными направлениями работы методических служб ПОО по преодолению профессиональных дефицитов в деятельности педагогов являются:

1. Индивидуальная работа с педагогом: оказание помощи педагогическим работникам

в построении индивидуальных образовательных маршрутов с учетом имеющихся профессиональных дефицитов и образовательных потребностей конкретного педагога;

направление педагогов на курсы повышения квалификации в РМЦ РК в соответствии с их образовательными запросами;

направление педагогов для участия в тематических заседаниях республиканских учебно-методических объединений и комиссий по вопросам, вызывающим у педагога затруднения и профессиональный интерес;

проведение индивидуальных консультаций с целью оказания адресной методической помощи педагогам по преодолению их профессиональных затруднений;

закрепление за молодыми специалистами наставников;

оказание помощи педагогам в рамках работы цикловых методических комиссий ПОО; направление педагогов на стажировки.

2. Коллективная работа с педагогическим коллективом:

составление графика повышения квалификации педагогических работников ПОО и выбор

тем курсов повышения квалификации с учетом имеющихся профессиональных дефицитов и образовательных потребностей педагогов;

проведение обучающих семинаров для педагогических работников ПОО по темам, наиболее актуальным для большинства педагогических работников;

организация работы школы молодого педагога, школы педагогического мастерства в ПОО, включение в программу работы школ вопросов, направленных на восполнение профессиональных дефицитов педагогов.

Несомненно, ответственная задача по ликвидации своих профессиональных дефицитов стоит и перед самими педагогическими работниками.

Таким образом, проведение мониторинга профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл способствует:

- совершенствованию системы эффективного методического сопровождения и повышения квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл,

- созданию эффективных условий для повышения уровня профессионально-педагогической компетенции педагогов,

- ориентации содержания программ повышения квалификации на обеспечение перспективных потребностей системы профессионального образования, решение конкретных профессиональных затруднений и познавательных потребностей педагогических работников,

- формированию актуальных и востребованных программ повышения квалификации (стажировок).

В перспективе центр видит развитие данного мониторинга в трех направлениях. Первое направление - технологичное, автоматизация проведения мониторинга, оснащение центра необходимым инструментарием, специализированным программным диагностическим модулем с возможностью автоматической обработки анкет.

Второе направление - диагностическое, заключающееся в расширении и углублении

направлений мониторинга, применении уровне-вого подхода в изучении существующих профессиональных дефицитов педагогов ПОО, отслеживание (мониторинг) достижений педагогов по устранению дефицитов с определенной периодичностью.

Третье направление - методическое, это создание индивидуальной образовательной траектории для педагога, направленной на устранение его профессиональных дефицитов, усиление обратной связи с педагогами при организации и проведении курсов повышения квалификации, развитие института наставничества педагог-педагог, педагог-методист.

Список литературы

1. Мониторинг профессиональных дефицитов и потребностей в повышении уровня профессиональной квалификации педагогических работников профессиональных образовательных организаций Республики Марий Эл / ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития квалификаций»; под ред. И.В. Чистовой. - Йошкар-Ола, 2019. - 90 с.

2. Об образовании в Российской Федерации: Федеральный закон от 31 декабря 2012 г. № 273-ФЗ // Российская газета. - 2012. - 31 декабря.

3. Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих: приказ Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 26 августа 2010 г. N 761н // Российская газета. - 2010. - 20 октября.

4. Об утверждении методических рекомендаций по созданию и обеспечению функционирования центров оценки профессионального мастерства и квалификации педагогов, центров непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках федерального проекта «Учитель будущего»: распоряжение Министерства просвещения Российской Федерации от 30 апреля 2019 г. № МР-4/02 вн. - : http://www.consul tant.ru/document/cons_doc_LAW_341264/ (дата обращения: 12.04.2020).

5. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополни-

тельного профессионального образования»: приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 8 сентября 2015 г. N 608н. - URL: http ://www. consultant.ru/ document/cons_doc_LAW _186851/ (дата обращения: 26.04.2020).

References

1. Monitoring professional'nyh deficitov i potrebnostej v povyshenii urovnja professional'noj kvalifikacii pedagogicheskih rabotnikov professional'nyh obrazovatel'nyh organizacij Respubliki Marij Jel / GBOU DPO Respubliki Marij Jel «Regional'nyj metodicheskij centr razvitija kvalifikacij»; pod red. I.V. Chistovoj. - Joshkar-Ola, 2019. - 90 s.

2. Ob obrazovanii v Rossijskoj Federacii: Federal'nyj zakon ot 31 dekabrja 2012 g. N° 273-FZ // Rossijskaja gazeta. - 2012. - 31 dekabrja.

3. Ob utverzhdenii Edinogo kvalifikacionnogo spravochnika dolzhnostej rukovoditelej, specialistov i sluzhashhih: prikaz Ministerstva zdravoohranenija i social'nogo razvitija Rossijskoj Federacii ot 26 avgusta 2010 g. N 761n // Rossijskaja gazeta. -2010. - 20 oktjabrja.

4. Ob utverzhdenii metodicheskih rekomendacij po sozdaniju i obespecheniju funkcionirovanija centrov ocenki professional'nogo masterstva i kvalifikacii pedagogov, centrov nepreryvnogo povyshenija professional'nogo masterstva pedagogicheskih rabotnikov v ramkah federal'nogo proekta «Uchitel' budushhego»: rasporjazhenie Ministerstva prosveshhenija Rossijskoj Federacii ot 30 aprelja 2019 g. № MR-4/02 vn. - URL : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW _341264/ (data obrashhenija: 12.04.2020).

5. Ob utverzhdenii professional'nogo standarta «Pedagog professional'nogo obuchenija, professional'nogo obrazovanija i dopolnitel'nogo professional'nogo obrazovanija»: prikaz Ministerstva truda i social'noj zashhity RF ot 8 sentjabrja 2015 g. N 608n. - URL : http://www.consultant.ru/document /cons_doc_LAW_186851/ (data obrashhenija: 26.04.2020).

Сведения об авторе

Дудина Ольга Павловна - заместитель директора ГБОУ ДПО Республики Марий Эл «Региональный методический центр развития

квалификаций», Республика Марий Эл, г. Йош- Budget Educational Institution of Additional Profes-кар-Ола sional Education «The Regional Methodological

Center for Qualifications Development», the Information about author Republic of Mari El, Yoshkar-Ola

Dudina O.P. - Deputy Director of the State

УДК 37.087

ОПТИМИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИСТА ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ВСЕСТОРОННЕГО АНАЛИЗА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В ИНФОРМАЦИОННОЙ СИСТЕМЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ АТТЕСТАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ

О.А. Ильясова, Р.Ф. Аристова, О.О. Ташкинова

В статье представлены подходы к оптимизации работы специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности в информационной системе обеспечения аттестации педагогических работников. Приведены варианты использования потенциала курсов повышения квалификации в работе со специалистами, привлекаемыми к проведению всестороннего анализа профессиональной деятельности.

Ключевые слова: аттестация педагогических работников, информационная система обеспечения аттестации педагогических работников, специалист для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки РФ от 07.04.2014 г. № 276 «Об утверждении Порядка проведения аттестации педагогических работников организаций, осуществляющих образовательную деятельность» (Порядок аттестации) при формировании аттестационных комиссий регион самостоятельно определяет их составы, регламент работы, а также условия привлечения специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников [2].

В Челябинской области в качестве специалистов для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников, привлекаются педагогические и руководящие работники образовательных организаций. В качестве критериев привлечения можно выделить: высокие профессиональные достижения, владение навыками экспертной деятельности, знания нормативной базы аттестации педагогических работников.

В соответствии с Порядком аттестации определены основания для присвоения первой и высшей квалификационной категории (пункты 36 и 37 Порядка аттестации). Знание данных оснований является ключевым для осуществления деятельности специалиста для осуществления всестороннего анализа профессиональной деятельности педагогических работников.

Государственное бюджетное учреждение дополнительного профессионального образования «Региональный центр оценки качества и информатизации образования» (ГБУ ДПО РЦОКИО) является региональным оператором информационной системы обеспечения аттестации педагогических работников на территории Челябинской области (информационная система АПР). Ввод в промышленную эксплуатацию информационной системы АПР в 2018 году поставил перед региональным оператором задачу комфортного перехода процедуры аттестации в

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.