Научная статья на тему 'Управление повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций'

Управление повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4426
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ РАБОТНИКИ / ПОВЫШЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ / УПРАВЛЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ РАЗВИТИЕМ / СИСТЕМА НАУЧНО-МЕТОДИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ / EDUCATORS / PROFESSIONAL DEVELOPMENT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT MANAGEMENT / METHODOLOGICAL SUPPORT SYSTEM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Сопин Виктор Иванович

В статье обосновывается необходимость постоянного повышения квалификации педагогических кадров профессиональных образовательных организаций. С этой целью предложена и описана внутриорганизационная система научно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников как основа управления их профессионально-личностным развитием.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Сопин Виктор Иванович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS IN PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the relevancy of continual professional development of educators in professional education institutions. In view of this corporate system of methodological support of continuous professional development of educators is developed and described as a base for management of their professional and personal development.

Текст научной работы на тему «Управление повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций»

ПОДГОТОВКА УПРАВЛЕНЧЕСКИХ И ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ДЛЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

Сопин Виктор Иванович,

Филиал федерального государственного бюджетного научного учреждения «Институт управления образованием Российской академии образования» в г. Санкт-Петербурге, главный научный сотрудник, доктор педагогических наук, доцент, у1с1от.8ор1п@1ротао. ги.

УПРАВЛЕНИЕ ПОВЫШЕНИЕМ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ*

Аннотация

В статье обосновывается необходимость постоянного повышения квалификации педагогических кадров профессиональных образовательных организаций. С этой целью предложена и описана внутриорганизационная система научно-методического сопровождения непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников как основа управления их профессионально-личностным развитием. Ключевые слова:

педагогические работники; повышение профессионального уровня; управление профессиональным развитием; система научно-методического сопровождения.

Одной из важнейших прогностических задач развития педагогического образования является создание современной системы непрерывного профессионального педагогического образования: подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров.

Непрерывное профессиональное педагогическое образование обеспечивает возможность реализации права педагогического работника на получение педагогического образования в соответствии со своими потребностями в течение всей жизни и является необходимым условием их профессионализации, личностного и профессионального становления и развития.

Обновленные цели системы российского образования, в том числе профессионального, внедрение новых профессиональных и образовательных стандартов педагога профессионального обучения и профессионального образования, динамичное развитие науки и технологий, происходящие

*Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания по теме «Развитие непрерывного педагогического образования в условиях реализации профессионального стандарта»

изменения в педагогическом образовании и социокультурной образовательной среде повышают традиционные и предъявляют новые требования к качеству педагогических работников профессиональных образовательных организаций, к уровню их профессиональной педагогической деятельности в целом.

С этой целью должны быть предусмотрены и осуществлены меры по повышению профессионального уровня педагогических работников и руководителей [10].

Разработанная и реализуемая Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников

общеобразовательных организаций предусматривает решение ряда важных проблем повышения уровня профессиональной деятельности педагогических работников, качества их работы, направленные на достижение высоких образовательных результатов обучающихся, а также на решение проблем, которые имеются в системе подготовки, переподготовки и повышения квалификации педагогических кадров [5]. Предусмотренные в ней цели, задачи и мероприятия в области повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций могут быть применимы к решению проблемы повышения профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций, так как эти проблемы в общеобразовательных и профессиональных организациях в основном одинаковы.

В утвержденном приказом Минобрнауки России от 07.04.2014 г. №276 нормативном документе «Порядок проведения аттестации педагогических работников, осуществляющих образовательную деятельность» поставлены такие основные задачи, как стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, профессионального и личностного роста, повышение эффективности и качества педагогической деятельности, выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников.

Качество любой образовательной системы определяется, прежде всего, качеством педагогических кадров. Качество образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов, и поэтому напрямую зависит от качества подготовки педагогов, которое характеризуется их компетентностью, готовностью к решению профессиональных задач, к реализации своей обучающей и воспитательной педагогической деятельности, а для этого педагогическому работнику необходимо иметь базовый уровень педагогического образования и в дальнейшем непрерывно повышать свой профессиональный уровень.

Администрация образовательной организации должна способствовать профессиональному и личностному росту педагогических кадров с использованием формальных, неформальных и информальных форм их профессионального образования, опираясь и используя для этого систему научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня.

Эффективное решение задач по повышению качества профессионального обучения и профессионального образования в профессиональных образовательных организациях требует наличия качественного потенциала педагогических работников, которое может быть обеспечено только при условии непрерывного повышения профессионального уровня педагогических кадров.

С расширением трудовых функций педагогической деятельности и усложнением педагогических задач возрастает значение необходимости повышения профессионального уровня педагогических кадров как важнейшего фактора, определяющего и обеспечивающего эффективность и результативность многообразной педагогической деятельности.

Для достижения высокого педагогического мастерства педагогу требуется профессиональное педагогическое образование, практика, способности, непрерывное самовоспитание, самообразование и мотивационное стремление стать мастером своей педагогической деятельности.

Каждый педагог должен быть адаптирован к изменениям в профессиональной педагогической деятельности, быть готовым к постоянному повышению своей квалификации и постоянному самообразованию и практической деятельности.

Поэтому под непрерывным педагогическим образованием следует понимать не только последовательное прохождение цепочки учреждений педагогического образования с целью подготовки к конкретной педагогической деятельности, но и реализацию индивидуальных образовательных траекторий конкретной личностью с целью удовлетворения ее образовательных потребностей.

Необходимость постоянного совершенствования, повышения профессионального уровня педагогических кадров требует создания и реализации в профессиональной образовательной организации управляемой системы научно-методического сопровождения по подготовке, переподготовке и повышению квалификации педагогических работников. Эта система должна быть индивидуализированной, персонифицированной, компетентностной, личностно-деятельностной и прогностической моделью совершенствования профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций.

Администрация образовательной организации должна способствовать профессиональному и личностному росту педагогических кадров с использованием формальных, неформальных и информальных форм профессионального их образования, опираясь и используя для этого систему научно-методического сопровождения повышения

профессионального уровня.

Разработка и внедрение нового профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» и Федерального

государственного образовательного стандарта высшего образования (ФГОС ВО) «Профессиональное обучение (по отраслям)» уровней бакалавриата и магистратуры особенно актуализировали проблему совершенствования непрерывного педагогического образования и профессионального развития педагогических работников, в частности, проблему создания и реализации в профессиональных образовательных организациях управляемой системы научно-методического сопровождения повышения их профессионального уровня (профессиональной компетентности, профессиональной квалификации, профессионализма педагогической деятельности).

Важнейшей целью данной системы является организация и управление профессиональным развитием своих педагогических кадров, в основе необходимости и целесообразности которой лежат имеющиеся противоречия, требующие своего разрешения:

• между квалификационными требованиями профессионального стандарта и ФГОС ВО к профессиональным знаниям, умениям, профессиональным трудовым функциям и действиям педагогических работников профессиональных образовательных организаций и недостаточным реальным уровнем их профессиональной компетентности;

• между необходимостью создания условий для непрерывного педагогического образования и отсутствием системы или недостаточностью работы руководителей профессиональных образовательных организаций в сфере непрерывного, постоянного приобретения новых и развития имеющихся профессиональных компетенций педагогов, совершенствования их профессионального уровня;

• между существующими формами и методами мотивации и стимулирования профессиональной деятельности педагогических работников и потребностью в создании индивидуальных, персонифицированных маршрутов управления и сопровождения профессиональным развитием педагогических кадров, повышением их профессионального уровня как в образовательной организации, так и вне ее;

• между существующими традиционными для профессиональной образовательной организации подходами к их профессиональному развитию и объективной необходимостью их изменения на научной основе, новых научных подходах и теоретических основаниях организации управления и сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников.

Важную роль в преодолении данных противоречий играет создание в профессиональной образовательной организации и реализация управляемой системы научно-методического сопровождения непрерывного профессионального образования педагогических работников как основы постоянного повышения их профессионального уровня, управления их профессиональным развитием.

Организация и управление профессиональным развитием педагогических кадров - это процесс целенаправленной реализации в образовательной организации стратегии управления, направленной на формирование определенных компетенций педагогов [3].

Профессиональное развитие предусматривает взаимодействие потребностей и требований профессиональной образовательной организации с потребностями и интересами конкретного педагога - только в этом случае этот процесс будет эффективным.

Осознание личной ответственности педагогического работника за собственное профессиональное развитие не исключает возможности и необходимости управления данным процессом.

Главной целью управления профессиональным развитием является содействие наиболее полной реализации личностного и профессионального потенциала педагога.

Управление профессиональным развитием педагогических кадров начинается и проходит в образовательной организации следующие основные этапы [1]:

1. Привлечение, подбор, оформление на работу педагогического персонала.

2. Анкетирование новых (в том числе молодых) педагогов с целью ознакомления всех педагогических работников и оценки социально-психологического климата, выработки предложений по оптимизации организационной культуры.

3. Психологическая диагностика с целью характеристики личностных качеств педагогов.

4. Аттестация педагогического персонала (в установленные сроки) с целью определения степени соответствия компетенций и личностных характеристик педагогов занимаемой должности, выполнения работы и интенсивности рабочей нагрузки, формирования плана обучения педагогических работников по основным направлениям профессионального развития.

5. Включение педагогов в кадровый резерв по разным видам деятельности.

6. Планирование персонифицированного профессионального развития педагогов в рамках системы научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня.

7. Организация обучения педагогических кадров согласно установленным формам и персонифицированным, индивидуальным программам.

Управление профессиональным развитием педагогических кадров в профессиональной образовательной организации реализуется путем научно-методического сопровождения непрерывного повышения их профессионального уровня.

Поэтому сопровождение - это особый вид взаимодействия сопровождающего (методиста, тьютора, наставника, опытного специалиста и др.) и сопровождаемого (педагога), в ходе которого создаются условия для профессионального роста педагогического работника и его профессиональной компетентности, для его непрерывного профессионального саморазвития. Это целостный процесс, реализующийся на различных этапах и в различных формах совместной деятельности сопровождающего и сопровождаемого педагога.

Следовательно, под непрерывным постоянным повышением профессионального уровня педагогических работников будем понимать целенаправленный и систематический процесс роста профессионального уровня (профессиональной квалификации) педагогов, организованный и реализуемый в рамках управляемой системы научно-методического сопровождения в профессиональной образовательной организации.

Под научно-методическим сопровождением (НМС) повышения профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций следует понимать научно-обоснованную управляемую персонифицированную систему профессионально-личностного развития педагога, ориентированную на непрерывное, постоянное повышение профессионального уровня и получение высоких профессиональных достижений, включающую совокупность формальных, неформальных и информальных форм, мер и условий непрерывного профессионального педагогического образования и самообразования в ходе профессионально-педагогической деятельности в профессиональной образовательной организации, имеющих индивидуальный, плановый, прогнозный, управляемый и личностно-деятельностный характер.

Это система целенаправленного воздействия руководителей образовательных организаций, методистов на педагогических работников (преподавателей, мастеров производственного обучения и др.) в целях совершенствования (и повышения) их профессионального уровня с использованием различных форм профессионального обучения, самообразования и саморазвития.

С точки зрения интересов образовательной организации она направлена на содействие повышению профессионального уровня педагогических работников как важного условия повышения эффективности и качества профессионального обучения и профессионального образования обучающихся в профессиональной образовательной организации, а с позиции конкретного педагога целью этой системы является профессиональное и личностное развитие потенциала педагога, обогащение его профессиональных знаний, умений, общекультурных, общепрофессиональных и профессиональных компетенций, которые необходимы ему для эффективной и качественной реализации профессионально-педагогической деятельности, исполнения своих должностных функций, прав и обязанностей.

Система НМС повышения профессионального уровня педагогических работников призвана выполнять ее следующие ведущие функции [9]:

1. Информационная функция, представляющая педагогам необходимую информацию по основным направлениям и тенденциям развития педагогического и предметного профессионального образования, по новым Концепциям и программам, нормативно-правовым документам, инновациям и технологиям и др.

2. Диагностическая функция, предусматривающая комплексную диагностику профессиональных затруднений и проблем педагогических работников и выбор оптимальных способов организации работы по их разрешению.

3. Обучающая функция, ориентированная на расширение и углубление профессиональных знаний, умений и компетенций педагога, которые необходимы ему для совершенствования своей профессионально-педагогической деятельности. Обучение педагогических работников в системе НМС предусматривает их обучение в двух направлениях: обучение на рабочем месте, т.е. внутри образовательной организации, и обучение внешнее, т.е. в образовательных организациях, например, высшего или дополнительного профессионального образования. Первое направление в большей степени ориентировано на обучение, ориентированное на решение практических проблем педагога. Второе направление - это обязательные курсы повышения квалификации (или профессиональной переподготовки) в образовательных организациях дополнительного профессионального образования.

4. Консультационная функция, предполагающая оказание помощи педагогу по поводу его конкретной профессиональной проблемы через указание на возможные пути и способы ее решения или актуализацию дополнительных профессиональных способностей педагога.

5. Коррекционная функция, направленная на изменение реализуемой педагогом модели его профессионально-педагогической деятельности или на устранение допущенных профессиональных ошибок.

6. Психотерапевтическая функция, обеспечивающая содействие педагогу в преодолении различного рода психологических барьеров и затруднений, препятствующих успешному осуществлению профессионально-педагогической деятельности.

7. Адаптационная функция, реализующая согласование ожиданий и возможностей педагогического работника в повышении своего профессионального уровня с требованиями профессиональной образовательной среды образовательного учреждения и меняющимися трудовыми функциями, видами и условиями трудовой деятельности, в соответствии с требованиями профессионального стандарта.

Перечисленные выше функции реализуются в системе НМС, взаимосвязаны между собой и в своей совокупности обеспечивают результативность системы научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников профессиональной образовательной организации.

Исходя из имеющихся достижений теории и практики управления профессиональным развитием педагогических кадров можно назвать следующие основные научные подходы и принципы, на которых должна строиться и реализовываться система НМС повышения профессионального уровня педагогических работников профессиональной образовательной организации.

Такими научными подходами являются:

программно-целевой подход, предполагающий, что все основные компоненты системы НМС определяются с учетом реализации принципов целостности, целенаправленности, управляемости и с учетом вытекающих из них требований. Требование целостности означает, что система НМС является целостным образованием, состоящим из частных компонентов, которые эффективно работают целостно и во взаимосвязи. Целенаправленность означает, что главная и функциональная цели являются системообразующими факторами системы НМС. Требование управляемости предполагает то, что эффективность функционирования системы НМС возможно при реализации целей управления и самоуправления на всех уровнях и этапах научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических кадров;

• системный подход, рассматривающий научно-методическое сопровождение повышения профессионального уровня педагогических работников как целостную прогностическую, практико-ориентированную, личностно-деятельностную систему профессионального развития педагогов;

•комплексный подход, предусматривающий непрерывное, постоянное повышение профессионального уровня педагогов в совокупности всех форм и этапов научно-методического сопровождения;

• субъектно-личностный подход, означающий, что ведущая роль в повышении профессионального уровня принадлежит педагогу, его мотивационная ценностная сфера и профессиональный потенциал личности носят индивидуальный характер;

•персонифицированный подход, нацеливающий на оказание помощи педагогу в построении индивидуальной образовательной траектории и программ (мероприятий) профессионального роста с учетом личностных потребностей и потребностей профессиональной образовательной организации;

•профессиологический подход, учитывающий, что повышение профессионального уровня, формирование знаний, умений и компетенций будут осуществляться в соответствии с педагогической специальностью и занимаемой должностью педагога преподаваемого предмета;

• профессионально-деятельностный подход, предусматривающий, что в период повышения профессионального уровня научно-методическое сопровождение будет направлено на создание условий формирования профессиональных компетенций в условиях активной практической деятельности, самообразования и саморазвития.

С учетом этих подходов система НМС должна быть построена и реализовываться на основе следующих важнейших принципов [6; 12]:

• системности научно-методического сопровождения, выражающейся во взаимосвязи отдельных этапов и задач по повышению профессионального уровня с основной целью организованного НМС;

•непрерывности профессионального обучения и самообразования педагогических работников и всех других субъектов научно-методического сопровождения;

• открытости системы НМС, предполагающей возможность педагогам выбирать и использовать различные формы и модули профессионального обучения в разных образовательных институтах (организациях), в зависимости от собственных потребностей и потребностей профессиональной образовательной организации, т.е. возможность выбора и выстраивания своего индивидуального пути профессионального развития;

• достижимости поставленных целей НМС, означающая понимание того, что взаимодействие субъектов сопровождения направлено на достижение поставленных целей в тактической и стратегической, прогнозной перспективе, и каждый этап повышения профессионального уровня является лишь необходимой ступенью, направленной на решение одной из ее составляющих задач;

• самостоятельности (максимальное участие обучаемых во всех этапах учебы - от планирования до контроля и коррекции);

• кооперативности (организация совместной деятельности как с преподавателем, так и между собой);

• актуализации (предоставление возможности применения на практике приобретенных знаний, умений, компетенций).

Реализация данных принципов позволит организовать и обеспечить поэтапное повышение профессионального уровня педагогических работников, сформировать у них необходимые профессиональные компетенции, обеспечить личностно-профессиональное сопровождение педагогов к постоянному восполнению профессиональных дефицитов.

Можно выделить следующие основные этапы организации научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников в профессиональной образовательной организации [2]:

1. Аналитико-диагностический этап, включающий «заявку» на получение помощи и поддержки (вычленение проблемы повышения квалификации и осознание необходимости получить помощь в ее решении); изучение субъектами сопровождения причин возникновения данной проблемы (диагностика и самодиагностика); обобщение полученной информации совместно с преподавателем и совместное формулирование вариантов решения данной проблемы; выбор педагогом из существующих альтернатив решения проблемы наиболее приемлемых вариантов.

2. Проектировочный этап, предполагающий совместное проектирование индивидуального маршрута повышения профессиональной квалификации, отражающего план и программу образовательной деятельности педагога (цель, содержание, формы, образовательную среду, в которой будет проходить эта работа, и т.д.).

3. Этап реализации индивидуального образовательного маршрута по повышению профессионального уровня, складывающийся из оказания первичной помощи педагогу на начальном этапе реализации маршрута; корректировки его в процессе реализации; организации систематической помощи и поддержки педагога в процессе реализации индивидуального маршрута путем использования адекватных методов и приемов исходя из поставленных целей.

4. Контрольно-оценочный этап, включающий совместное обсуждение и оценку результатов реализации индивидуального маршрута.

Важное место в системе НМС занимает проектирование индивидуального образовательного маршрута (программа, план повышения профессионального уровня педагога) как совокупности образовательных траекторий, обеспечивающих создание условий для непрерывного постоянного повышения профессионального уровня.

Индивидуальный образовательный маршрут представляет собой целенаправленно проектируемую дифференцируемую образовательную (персонифицированную) программу, обеспечивающую педагогу позиции субъекта выбора форм, методов, способов, технологий развития профессиональной компетентности, при осуществлении научно-методического сопровождения его профессионального самоопределения и самореализации [8].

Персонифицированная индивидуальная программа повышения профессионального уровня педагога в системе НМС должна включать, например, следующие возможные разделы:

1. Мои ценностные профессиональные ориентации, цели и задачи повышения профессионального уровня.

2. Основные направления, этапы и формы повышения профессионального уровня.

3. Индивидуальный план и программа повышения профессионального уровня на ближайшую перспективу.

4. Участие в практических мероприятиях (конференциях, семинарах, мастер-классах и др.).

5. Обобщение достигнутых результатов в повышении профессионального уровня.

В каждом конкретном случае индивидуальный маршрут (программа) определяется и составляется исходя из учета следующих факторов: опыта работы педагога в образовательной организации, результатов диагностики и самодиагностики профессиональных затруднений, характера его образовательных запросов и интересов, уровня его профессиональной компетентности, имеющихся конкретных достижений, сильных и слабых сторон его профессиональной деятельности, рекомендаций администрации.

Самостоятельно составить индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня педагогу обычно сделать затруднительно, поэтому ему должна быть оказана консультативная помощь в проектировании следующих направлений: в самообразовании, в организации деятельности в профессиональном сообществе, в научно-методической работе в образовательной организации, в повышении своей квалификации на курсах системы дополнительного профессионального образования.

Согласно указанным направлениям должны быть определены содержание, формы, методы работы педагога по развитию и повышению своего профессионального уровня в текущем учебном году.

В системе научно-методического сопровождения этот индивидуальный маршрут реализуется как в рамках профессиональной образовательной организации, так и вне ее.

Важное место в системе НМС занимают промежуточные «контрольные срезы» оценки хода и результатов прохождения педагогом индивидуального маршрута повышения профессионального уровня, проводимые как со стороны руководства образовательной организации, так и путем самооценки его успешности со стороны педагога.

В качестве используемых для этих «срезов» форм и методов выступают: собеседования педагогических работников с руководителями образовательного учреждения, с лицами (методистами, тьюторами и др.), обеспечивающие сопровождение педагога; выступления на заседаниях педагогического или методического советов; проведение открытых уроков, мастер-классов; защита проектов, разработанных дидактических и методических средств и пособий; написание статей в журналы и др.

«Одним из способов раскрытия творческого потенциала педагога, общественного признания его творческих достижений является участие в конкурсах профессионального мастерства» [11].

Конкурсы преследуют цель развитие профессиональных компетенций педагога, демонстрацию профессиональных достижений педагога. Очень важны и интересны конкурсы для молодых педагогов.

Важным элементом конкурсного движения и повышения профессионального уровня педагогов является обобщение и распространение передового педагогического опыта. С этой целью проводятся открытые уроки, мастер-классы, конференции, открытые финалы конкурсов профессионального мастерства и др.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Итоги реализации индивидуальных образовательных маршрутов повышения профессионального уровня педагогических работников могут быть подведены на научно-практических, методических конференциях.

При организации НМС повышения квалификационного уровня педагогических работников необходимо, чтобы были созданы комфортные для этого социально-психологические, мотивационно-развивающие, информационно-методические, материально-технические, экспертно-диагностические и др. условия [12].

Эти условия позволят обеспечить системную организацию и осуществление повышения профессионального уровня педагогических работников в образовательной организации.

Ведущая роль в научно-методическом сопровождении повышения профессионального уровня педагогических работников в образовательной организации принадлежит методической службе, методистам профессиональной образовательной организации.

Одним из важнейших направлений их деятельности должна быть работа по повышению квалификации педагогов, по созданию условий, обеспечивающих поддержание и развитие профессиональной компетентности педагогов и их творческого потенциала. Она должна быть направлена на обеспечение и сопровождение реализации индивидуального, персонифицированного маршрута педагога по повышению своего профессионального уровня, учитывая при этом возможности, потребности, интересы педагога, а также имеющийся уровень его профессиональной компетентности.

При этом процесс сопровождения должен выступать как процесс взаимодействия сопровождающей и сопровождаемой сторон на различных этапах и формах повышения профессионального уровня последних.

В содержании деятельности методиста образовательной организации по обеспечению условий для непрерывного профессионального образования и самообразования педагогов в системе НМС можно выделить следующие виды деятельности [4]:

1) мониторинг профессиональных затруднений и потребностей педагогических работников в профессиональной деятельности, в повышении квалификации;

2) оказание помощи педагогам в проектировании индивидуального, персонифицированного маршрута повышения профессионального уровня в прогностическом аспекте;

3) разработка программы повышения квалификации (развития, профессионального мастерства) педагогических работников различных категорий в рамках образовательной организации, организация и проведение обучения;

4) реализация различных форм методической работы в процессе повышения профессионального уровня педагогическими работниками (творческие и педагогические мастерские, мастер-классы, деловые и ролевые игры, конкурсы педагогического мастерства, дискуссии, ярмарки педагогических идей и т.п.);

5) обеспечение условий для непрерывного профессионального образования педагогов вне рамок образовательной организации (обучение на курсах профессиональной переподготовки и повышения квалификации в системе дополнительного профессионального образования), прохождение стажировок на предприятиях, в ресурсных центрах, многофункциональных центрах профессиональных квалификаций и т. д.;

6) разработка методических и информационных материалов для оказания помощи педагогическим работникам в непрерывном профессиональном образовании, в разработке комплексного методического обеспечения образовательного процесса (предметов, профессий);

7) консультирование педагогов по анализу и оценке результативности своей профессионально-педагогической деятельности и реализации индивидуального, персонифицированного маршрута (плана и программы) повышения своего профессионального уровня;

8) трансляция педагогическим работникам передового практического опыта инновационной деятельности, информирование о новых направлениях в развитии профессионального образования, новых нормативно-правовых, локальных документах и актах, новых учебниках и пособиях, информационных ресурсах, рекомендациях и т.п.;

9) мотивация и стимулирование педагогических работников к повышению квалификации, к методической и инновационной деятельности;

10) организация работы наставников и стажерных пар;

11) подготовка и проведение научно-практических конференций для педагогов, методическое сопровождение участия педагогов в них, а также в региональных и всероссийских программах и конкурсах и др.;

12) экспертиза профессиональной деятельности педагогов в ходе посещения проводимых ими занятий и др.;

13) научно-методическое сопровождение инновационных процессов в образовательной организации;

14) разработка критериев и показателей оценки профессионального мастерства педагогических работников;

15) методическое сопровождение и оказание практической помощи молодым педагогам в период подготовки к аттестации, в межаттестационный и межкурсовой периоды (написание заявления, оформление учебно-методических материалов, творческого опыта, методических разработок и др.).

Обеспечение научно-методического сопровождения педагогов во многом будет зависеть и от уровня профессионализма самого методиста, его способности оперативно и грамотно решать поставленные задачи непрерывного профессионального образования педагогов.

При отсутствии базовой профессиональной подготовки методистов особую значимость приобретают целевые курсы повышения квалификации методистов и особенно в условиях внедрения нового профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».

В качестве критериев оценки результативности научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников образовательной организации могут выступать следующие показатели:

• наличие в образовательной организации признаков самообучающейся организации;

• востребованность педагогов в научно-методическом сопровождении и возрастание мотивации и активности в развитии профессиональной компетентности;

• положительная динамика развития профессионального уровня педагогических работников;

• возрастание участия педагогов в обобщении и презентации педагогической деятельности на различных уровнях и мероприятиях: в конференциях, семинарах, профессиональных конкурсах и др.;

• внедрение в образовательном процессе организации новых методических разработок, способствующих в повышении успеваемости, качестве знаний обучающихся, развитии у них ключевых компетенций;

• увеличение количества выпускников образовательной организации, поступивших в вузы;

• аттестация педагогических работников на более высокие квалификационные категории.

Итак, можно сделать заключительный вывод о том, что наличие в образовательной организации целенаправленной управляемой системы научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников, в которой педагог сам строит свой индивидуальный образовательный маршрут повышения профессионального уровня, т.е. является сам заказчиком на свое профессиональное образование, сам его планирует и сам несет ответственность за результативность своей профессиональной деятельности, позволит в конечном итоге создать и реализовать необходимые условия для непрерывного повышения своего профессионального уровня, что является важнейшим ресурсом повышения эффективности и качества педагогической деятельности в образовательной организации.

Таким образом, для организации систематического непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций требуется решение следующих задач:

• создание и реализация системы научно-методического сопровождения процесса совершенствования профессионального уровня педагогов профессиональной образовательной организации;

• создание нормативно-правовой базы, содержания, организационно-педагогических условий реализации указанной системы научно-методического сопровождения;

• создание мотивационной среды в образовательной организации для повышения профессионального уровня педагогической деятельности и творческого развития педагогов;

• разработка системы критериев и показателей, отображающих качественные и количественные параметры оценки исходного состояния и изменений в повышении профессионального уровня педагогических работников;

• осуществление мониторинга и самоанализа состояния педагогической деятельности, педагогических достижений в образовательной организации и выявление направлений избирательной потребности педагогических работников в повышении своей квалификации с учетом как личностных предпочтений, индивидуального опыта и стажа работы, так и с учетом потребностей образовательной организации;

• внедрение в практику работы образовательной организации, в ее образовательный процесс инновационных форм, методов, средств и технологий обучения и формирование внутренней потребности к внедрению и использованию инноваций, к развитию инновационной деятельности;

• совершенствование способов управленческих воздействий в целях регулирования процессов системы научно-методического сопровождения повышения профессионального уровня педагогических работников образовательной организации.

Организация и реализация управляемой системы научно-методического сопровождения по реализации индивидуального образовательного маршрута повышения профессионального уровня педагога позволит в итоге:

• обеспечить психологически комфортные условия для профессионального роста педагога и его профессиональной деятельности с учетом как индивидуальных запросов самого педагога, так и потребностей образовательной организации;

• актуализировать «сильные стороны» деятельности педагога и преодолеть «проблемные», возникающие в профессиональной деятельности педагога;

• обеспечивать разноплановую и объективную экспертизу профессиональной деятельности педагогов;

• привлекать педагогов к решению задач инновационного развития образовательной организации;

• повысить профессиональный уровень и квалификацию педагогических работников;

• повысить показатели профессиональной компетентности и учебно-методической деятельности педагогов;

• повысить рейтинг и престиж образовательной организации;

• привлечь молодых педагогов к работе в образовательной организации;

• повысить в целом качество кадрового потенциала образовательной организации.

Именно система научно-методического сопровождения может и должна стать действенным механизмом организации и управления повышением профессионального уровня педагогических работников профессиональных образовательных организаций, который обеспечивает формирование и совершенствование профессиональных компетенций, эффективность и качество профессионально-педагогической деятельности.

Система НМС, созданная внутри образовательной организации, является наиболее гибкой и оперативной структурой, которая может быстро и качественно реагировать на динамично изменяющуюся социально-экономическую и образовательную ситуацию и обеспечить научно-методическую поддержку, помощь и практическое сопровождение педагогических работников в повышении профессиональной квалификации с учетом их индивидуальных особенностей и потребностей.

Эта система позволяет использовать программно-целевой подход и целенаправленно осуществлять процесс непрерывного повышения профессионального уровня педагогических работников, что превращает ее в целостную, управляемую систему профессионального роста педагогических кадров, позволяющую не только предметно и содержательно организовывать, управлять и реализовывать образовательный процесс повышения квалификации как внутри, так и вне образовательной организации, но и контролировать результаты профессионального обучения, оценивать меняющийся уровень профессиональной образованности [7].

Образовательная организация превращается, по сути, в саморазвивающуюся систему непрерывного профессионального роста педагогических кадров и их творческого потенциала.

Литература

1. Баранова Ю.Ю. Теоретические основы управления профессиональным развитием педагогического персонала образовательного учреждения // Научное обеспечение системы повышения квалификации кадров. 2011. №2(7). С. 92-96.

2. Белотелова Л.Н., Новицкая В.А. Методическое сопровождение преподавателя колледжа как одно из условий обеспечения качества среднего профессионального образования // Среднее профессиональное образование. 2009. №7. С. 41-46.

3. Борытко Н.М. Профессионально-педагогическая компетентность педагога [Электронный ресурс]. URL: http://www.eidos.ru (дата обращения: 15.06.2017).

4. Вавилова Л.Н. Методист профессиональной образовательной организации: содержание деятельности и проблемы профессионального становления // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2014. №3(15). С. 24-31.

5. Комплексная программа повышения профессионального уровня педагогических работников общеобразовательных организаций: утверждена заместителем Председателя Правительства РФ О.Ю. Голодец от 28.05.2014 г. №3241-П8.

6. Коротаева Е.В. О роли научно-методического сопровождения в развитии теории и практики образования // Педагогическое образование в России. 2015. №4. С. 38-44.

7. Николаев А.Л., Поленин О.В. Особенности внутренней системы повышения квалификации педагогов учреждений начального профессионального образования // Мир науки, культуры, образования. 2010. №5. С. 87-90.

8. Обласова Л.С. Результаты опытно-экспериментальной работы по развитию профессиональной компетентности педагогического персонала в условиях становления «обучающейся организации» // Омский научный вестник. 2010. №1(85). С. 128-132.

9. Певзнер М.Н., Зайченко О.М. Научно-методическое сопровождение персонала школы: педагогическое консультирование и супервизия. В. Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого; Ин-т образовательного маркетинга и кадровых ресурсов, 2002.

10. Федеральная целевая программа развития образования на 2016-2020 годы: утверждена постановлением Правительства РФ от 23.05.2015 г. №497.

11. Чистова И.В., Байгильдина О.Н. Конкурсное движение как средство повышения профессионального мастерства педагогов // Среднее профессиональное образование. 2015. №5. С. 41-44.

12. Шерайзина Р.М., Медник Е.А. Модель внутрифирменного обучения педагогических работников в общеобразовательной организации // Человек и образование. 2015. №1(42). С. 22-26.

Sopin Victor Ivanovich,

The Branch of The Federal State Budget Scientific Institution

«Institute of Education Management of the Russian Academy of Education»,

in St. Petersburg, the Chief scientific researcher,

Doctor of Pedagogics, Associate professor,

victor.sopin@iporao. ru.

MANAGEMENT OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF EDUCATORS IN PROFESSIONAL EDUCATION INSTITUTIONS

Annotation

The article discusses the relevancy of continual professional development of educators in professional education institutions. In view of this corporate system of methodological support of continuous professional development of educators is developed and described as a base for management of their professional and personal development. Keywords:

educators; professional development; professional development management; methodological support system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.