Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БАКАЛАВРЫ / КРИЗИСЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / АКТИВНАЯ ПОЛИТИКА ПОВЕДЕНИЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / BACHELORS / THE CRISIS OF PROFESSIONAL CHOICE / ACTIVE CONDUCT POLICY / SPORTS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

В статье физическое воспитание будущих бакалавров представлено как средство оптимизации профессионального становления. В ходе проведенного исследования спортивные игры показаны эффективным средством формирования активной политики поведения, необходимой для конструктивного выхода их кризисов профессионального выбора студентов педагогических вузов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT OF BACHELORS BY MEANS OF PHYSICAL EDUCATION

The article presents physical education of future bachelors as a means of optimizing professional development. In the course of the study, sports games are shown to be an effective means of forming an active policy of behavior necessary for a constructive exit from the professional choice of students of pedagogical universities.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

Аннотация. Сохранение и укрепление здоровья студентов является стратегической задачей педагогов и государственных структур в целом. Автор предлагает использовать факультативные занятия физическими упражнениями для оптимизации двигательного режима студентов и функционального состояния основных систем организма. В ходе исследования показана эффективность спортивных игр в укреплении здоровья будущих бакалавров.

Ключевые слова: студенты, здоровье, двигательный режим, физические кондиции, функциональное состояние, спортивные игры.

Annotation. Preserving and strengthening the health of students is a strategic task for teachers and government agencies in General. The author suggests using optional physical exercises to optimize the students ' motor mode and the functional state of the main body systems. The study shows the effectiveness of sports games in improving the health of future bachelors.

Keywords: students, health, motor mode, physical condition, functional state, sports games.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Развитие российской спортивной науки: проблемы и пути решения // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 9-12.

2. Миронова С.П., Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров: монография. - Екатеринбург, - 2019. - 171 с.

3. Ольховская Е.Б. Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. -С. 192-196.

4. Сапегина Т.А. Сохранение и укрепление здоровья как важный фактор профессиональной успешности бакалавра // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 235-238.

УДК 378.037

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Будущие бакалавры представляют собой молодое поколение, объединенное в особую социальную группу консолидированную вузом. Особой характеристикой студентов является начало самостоятельной жизнедеятельности, формирование профессиональных компетенций. Доминирующей деятельностью на этом этапе является профессионально-образовательная. В процессе учебы в вузе выделяют неравномерность профессионального становления будущего бакалавра: может возникнуть неуверенность в правильности выбора профессиональной деятельности, снижение интереса к учебе, осознание отсутствия способностей к будущей специальности. Все это ведет к наступлению кризиса профессионального выбора [1, 2].

Наиболее значимый переломный момент в процессе обучения студентов педагогического вуза наступает после педагогической практики, когда возможно наступления эффекта «когнитивного диссонанса». Когнитивный диссонанс - ситуация, характеризующаяся конфликтом в сознании индивида взаимоисключающих знаний, убеждений, поведенческих установок в отношении некоторого объекта или явления. Данное состояние не устраивает человека и порождает бессознательное желание сделать систему своих знаний и убеждений согласованной и непротиворечивой. Очень часто после педагогической практики у студентов вступают в противоречие нормативные знания, полученные в вузе и реальное состояние современной системы образования. Наступает кризис профессионального самоопределения, который отрицательно влияет как на формирование социально-профессиональных качеств, так и на психофизическое здоровье будущих педагогов [3]. Как же минимизировать влияние данного кризиса на процесс профессионального становления студентов педагогических вузов?

Изложение основного материала исследования. Физическое воспитание бакалавров должно решать две задачи: оздоровление студентов и оптимизация их профессиональной подготовки. Профессионально-образовательная направленность физического воспитания в педагогических вузах заключается в формировании значимых компетенций, социально и профессионально важных качеств будущих педагогов. Следовательно, для конструктивного решения кризиса профессионального выбора физическое воспитание должно способствовать формированию у студентов соответствующих качества.

По мнению Э.Ф. Зеера только активная политика поведения индивида делает возможным самореализацию, самостроительство своей жизни и является основополагающим условием в преодолении кризисов профессионального становления [1]. Активная политика поведения отличается проявлением предприимчивости, надежности, целенаправленности действий, фундаментальностью когнитивных и морально-волевых установок. Осознанная демонстрация данных качеств возможна лишь при оптимальном состоянии эмоционально-афферентной сферы и психосоматических характеристик у студентов [3].

В рамках данного исследования мы проанализировали средства физического воспитания, выявляя виды спорта и комплексы физических упражнений, наиболее эффективно формирующие активную политику поведения у занимающихся студентов. Анализ показал, что одним из видов спорта, успешно формирующих активную политику поведения, являются спортивные игры. Формирование активной политики поведения в ходе нашего исследования осуществлялось спортивными играми в тренировочных режимах.

Принимавшие в исследовании студенты были расформированы на две группы: контрольное отделение (ОФП), в котором студенты занимались физическими упражнениями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура»; экспериментальное отделение (Спортивные игры), в котором студенты занимались спортивными играми.

Методы исследования. Формирование активной политики поведения исследовалось с помощью теста Спилбергера - Ханина (оценка уровня реактивной и личностной тревожности), компьютерной методики

определения простой и дифференцированной сенсомоторной реакции, теста пространственной ориентации. Полученные результаты обрабатывались приемами математической статистики.

Для определения продуктивности спортивных игр в формировании активной политики поведения необходимой для конструктивного преодолению кризисов профессионального самоопределения мы исследовали эмоционально-афферентную сферу студентов. У студентов отделений «ОФП» и «Спортивные игры» исследовались уровень тревожности, сенсомоторная реакция, пространственная ориентация в начале обучения и после педагогической практики.

На начальном этапе обучения в первом семестре тревожность студентов (как реактивная, так и личностная) соответствовала умеренным показателям, что подтверждало адекватное восприятие текущей ситуации студентами и в отделении «ОФП», и в отделении «Спортивные игры». Идентичными в обоих отделениях были и показатели пространственной ориентации, демонстрирующей корреляцию процессов, происходящих в высших отделах центральной нервной системы с процессами на периферии. Подобная картина бала получена при компьютерном тестировании простой и дифференцированной сенсомоторной реакции - все параметры одинаковы и находятся в зоне среднего уровня. Таким образом, в начале обучения (1 курс, 1 семестр) все показатели эмоционально-афферентной сферы студентов в отделении «ОФП» и «Спортивные игры» были одинаковые, соответствовали средним нормативным данным.

Наибольший интерес в рамках нашей работы имеют результаты исследования эмоционально-афферентной сферы после педагогической практики (3 курс, 6 семестр), когда у многих студентов педагогических вузов наступает кризис профессионального выбора. Данные полученные при тестировании тревожности приведены в табл. 1.

Таблица 1

Показатели уровня тревожности студентов (3 курс,6 семестр)

отделение тест Спилбе ргера - Ханина

Реактивная тревожность Личностная тревожность

М ± т Р М ± т Р

Спортивные игры 42,4±2,06 < 0,05 40,6±2,31 < 0,05

ОФП 51, 9±3,02 48,3±3,33

Примечание. До 30 баллов - низкая тревожность, 31- 45 баллов - умеренная тревожность, 46 и выше -высокая тревожность.

Как видно из данных, приведенных в таблице 6, студенты отделения «Спортивные игры» демонстрируют умеренные значения как реактивной, так и личностной тревожности. У студентов в отделении «ОФП» мы наблюдаем превышение нормативных показателей.

Априори тревожность не является негативным состоянием. Умеренная тревожность обязательная характеристика активной личности [5]. Однако, высокая личная тревожность демонстрирует предрасположенность воспринимать большую часть жизненных ситуаций как угрозу, может способствовать нервным срывам и возникновению различных психосоматических заболеваний. Реактивная тревожность определяется накалом различных чувств, излишним беспокойством и раздражительностью. Повышенная реактивная тревожность способствует нарушениям внимания и координации в различных действиях. Конструктивный выход из любого кризисного состояния характеризуется оптимальным уровнем «полезной тревоги».

Схожую картину мы видим, сопоставляя результаты исследования сенсомоторных реакций у студентов после педагогической практики. Полученные данные приведены в табл. 2.

Таблица 2

Временные параметры сенсомоторных реакций (3 курс,6 семестр)

отделение Дифференцированная сенсомоторная реакция Простая сенсомоторная реакция

Левая рука Правая рука М±т Р

М±т Р М±т Р

Спортивные игры 647±27,1 <0,01 553±34,4 <0,01 273±20,1 <0.001

ОФП 781±34,5 669±39,6 363±25,5

Примечание. Время реакции измерялось в миллисекундах.

Время непринужденной дифференцированной сенсомоторной реакции является совокупным показателем и состоит из трех слагаемых: время прохождения сенсорных процессов; время осуществления умственных процессов (идентификация предмета/действия, сравнение со стандартом, выбор адекватной реакции); время ответной реакции [5]. Таким образом, разность между показателями простой и дифференцированной реакциями говорит о времени осуществления умственных (когнитивных) процессов. Длительность протекания когнитивных процессов зависит от психологического состояния студента и в частности от уровня его тревожности. Из таблицы 2 видно, что временные характеристики протекания

дифференцированной сенсомоторной реакции в отделении «Спортивные игры» значительно меньше и находятся в зоне оптимальных значений. Аналогичные показатели в отделении «ОФП» достоверно больше, что указывает на более длительное протекание когнитивных процессов у студентов данного отделения.

Результаты тестирования пространственной ориентации после педагогической практики у студентов в обоих отделениях продемонстрированы в табл. 3.

Таблица 3

Показатели пространственной ориентации (3 курс,6 семестр)

отделение Отклонение от прямой (см)

М± m p

Спортивные игры 26 ± 2,2 < 0,001

ОФП 42 ± 3,1

Способность безошибочно ориентироваться в пространстве с закрытыми глазами характеризует скоординированность работы опорно-двигательного аппарата и центральной нервной системы. Анализируя представленные данные, мы видим, что в отделении «ОФП» результаты достоверно хуже. Одной из основных причин ухудшения пространственной ориентации является влияние на человека различных раздражителей и неблагоприятных внешних факторов.

Выводы. Исследование эмоционально-афферентной сферы и психосоматических характеристик у студентов после педагогической практики (3 курс, 6 семестр) убедительно продемонстрировало, что студенты отделения «Спортивные игры» характеризуются оптимальным уровнем тревожности, лучшими временными показателями протекания сенсомоторных реакций и показателями состояния пространственной ориентации во время кризиса профессионального становления. Данный кризис характеризуется увеличением скорости протекания умственных процессов и ухудшением психосоматических реакций организма. Спортивные игры как средство физического воспитания оптимизируют негативное действие на организм кризиса профессионального выбора, который наступает у студентов после педагогической практики. Студенты отделения «Спортивные игры» демонстрируют более высокую стрессоустойчивость к факторам образовательного процесса педагогических вузов необходимую для конструктивного выхода из профессиональных кризисов, что свидетельствует о положительной динамике в формировании активной политики поведения.

Механизмом, формирующим качества необходимые для активной политики поведения, является комплекс факторов характерных для спортивных игр:

• повышенный эмоциональный фон и высокая конкуренция на спортивной площадке способствует реализации не простых взаимоотношений между игроками как внутри команды, так и с соперниками;

• быстрая смена игровых ситуаций в жестком лимите времени воспитывает инициативу, решительность, ответственность, самостоятельность, адекватную самооценку и оценку происходящих событий;

• для победы необходимо комплексное проявление как физических, так и психических качеств, причем в самых разнообразных сочетаниях в зависимости от одномоментных внешних факторов.

Аннотация. В статье физическое воспитание будущих бакалавров представлено как средство оптимизации профессионального становления. В ходе проведенного исследования спортивные игры показаны эффективным средством формирования активной политики поведения, необходимой для конструктивного выхода их кризисов профессионального выбора студентов педагогических вузов.

Ключевые слова: бакалавры, кризисы профессионального выбора, активная политика поведения, спортивные игры.

Annotation. The article presents physical education of future bachelors as a means of optimizing professional development. In the course of the study, sports games are shown to be an effective means of forming an active policy of behavior necessary for a constructive exit from the professional choice of students of pedagogical universities.

Keywords: bachelors, the crisis of professional choice, active conduct policy, sports games.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. - 2019. - № 2. - С. 5-8.

2. Миронова С.П., Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров: монография. - Екатеринбург, - 2019. - 171 с.

3. Ольховская Е.Б. Профессионально-образовательные технологии в физическом воспитании студентов педагогических вузов // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. -С. 199-203.

4. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6 (37). - С. 57-63.

5. Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков. - Вильнюс, - 1988. - 56 с.

УДК 372.874

РАЗВИТИЕ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВОСПРИЯТИЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО

ИСКУССТВА

студентка Патлатенко Мария Сергеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень);

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный университет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Проблема художественного восприятия исследовалась учеными, начиная с древних времен. Анализ литературы показал, что большое внимание ученых (Б.М. Неменский, Р. Арнхейм,

A.А. Неверова) уделялось художественному восприятию [2], [7]. Рассматривал проблему художественного восприятия Волков Н.Н., методы художественного образования описаны в методиках Б.М. Неменского и

B.С. Кузина [5], [8], [10]. Однако мы считаем, что проблема развития художественного восприятия именно в рамках преподавания в образовательных учреждениях освещена недостаточно. Начинать эту работу необходимо с младшего школьного возраста, ведь развитие художественного восприятия, помимо позитивного влияния на возможность выразить свои эмоции, ощущения или идею в творческой работе, сможет позитивно влиять на развитие образного мышления ребенка, эстетического отношения к искусству. Недостаток развития художественного восприятия может ограничивать возможности художественно-творческой деятельности ребенка.

Понимание сложности процесса художественного восприятия, включающего в свою структуру эмоциональные и логические сферы, порождало вопросы о возможности развития художественного восприятия у ребенка. Особенности восприятия детей младшего школьного возраста не являются препятствием для художественного развития ребенка, напротив, детский возраст благоприятствует развитию главных аспектов художественного восприятия. С развитием восприятия у детей формируются представления о сюжете, цвете, линии, светотени и т.д. Они воспринимают выразительные средства как способ передачи содержания и настроения произведения. Труднее им даётся композиционное построение. Младшие школьники выделяют его центр, но затрудняются ответить на вопрос, почему художник расположил предметы таким способом. Дети понимают, что композиционный центр выделяют цветом, размером, формой. Они самостоятельно замечают, что главное художник располагает на переднем плане и пишет крупно.

Дети младшего школьного возраста в целом превосходят детей старшего возраста в художественно-творческом развитии. Для них характерны эмоциональность переживаний, способность осмыслять и обобщать свои чувства. Развитие художественного восприятия детей в этом возрасте не только возможно, но и необходимо.

Необходимость развития художественного восприятия у детей получила достаточно глубокое научное обоснование и имеет большую практическую значимость. Но при этом само понятие «художественное восприятие» исследовано недостаточно.

Изложение основного материала исследования. На современном этапе большинство психологов (Дж. Брунер, В.А. Лекторский) склонны определять восприятие «как сложный процесс приёма и преобразования информации, в результате которого живой организм создаёт себе наглядный образ окружающего мира и собственного тела» [4]. Из данного определения ясно, что результатом процесса восприятия является образ, основанный на ранее полученном опыте. Художественное восприятие также строится на восприятии уже созданного художником образа. Художественное восприятие нацелено на «извлечение» образов из материального художественного предмета.

Проанализировав литературу по теме исследования, мы выявили рабочее понятие «художественное восприятие», которое мы трактуем как целостное восприятие искусства с целью создания художественного образа в творческой работе на основе собственного мировосприятия.

Развитие художественного восприятия - это развитие способности человека воспринимать произведения искусства с точки зрения заложенного образа, порождать новые образы в собственной творческой работе на основе собственного опыта. Художественное восприятие тесно связано с понятием «художественный образ», воплощение которого может происходить на уроках изобразительного искусства с помощью различных изобразительных средств. В качестве средства развития художественного восприятия можно использовать лепку из глины, изучение работ известных скульпторов и керамических изделий.

Глина - природный материал, в работе с которым нет ограничений. Для развития художественного восприятия у детей на уроках изобразительного искусства такой материал открывает новые возможности. Лепка - это вид творчества, который развивает образное мышление, воображение, учит взаимодействовать с объемом и пластикой, учит гармонично использовать в создании творческого продукта различные изобразительные средства (цвет, пластику, форму, фактуру).

В процессе работы с глиной у ребенка развиваются такие качества, как целенаправленность и сосредоточенность на определенном занятии, умение преодолевать трудности в работе, коммуникативность. При регулярных занятиях лепкой ребенок становится усидчивым, инициативным, начинает планировать свои действия и доводить их до конца. С помощью глины также можно раскрыть художественный образ. Любой художник, создавая тот или иной образ, всегда его переживает и сознательно выбирает форму для его воплощения.

Для развития художественного восприятия на уроках изобразительного искусства нами были проанализированы различные методы преподавания, и отобраны наиболее эффективные для детей младшего школьного возраста.

Беседа. Такой метод работы с учениками особенно эффективен на начальном этапе. Для того, чтобы начать урок, важно узнать готовность каждого и вспомнить, какие темы проходили ранее. При знакомстве с новой темой, скульптурой, учитель сначала задает вопросы для анализа произведения: «Что это за работа?»,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.