Научная статья на тему 'Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды'

Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
60
14
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / КРИЗИС ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ВЫБОРА / АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / HEALTH / PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITY / SPORT GAMES / CRISIS OF A PROFESSIONAL CHOICE / ACTIVE STRATEGY OF BEHAVIOR

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Сапегина Татьяна Алексеевна, Ольховская Елена Борисовна

Сформулированы и обоснованы эффективные организационно-педагогические условия физкультурно-спортивной деятельности студентов, направленные на оптимизацию их физического здоровья и формирование активной стратегии поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Сапегина Татьяна Алексеевна, Ольховская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDENTS’ ADAPTATION TO FACTORS OF THE PROFESSIONAL-EDUCATIONAL ENVIRONMENT

effective organizational-pedagogical conditions of fizkulturno-sports activity of the students, directed on optimisation of their physical health and formation of active strategy of behaviour Are formulated and proved.

Текст научной работы на тему «Адаптация студентов к факторам профессионально-образовательной среды»

йШШЬ

Т.А. Сапегина, Е.Б. Ольховская

АДАПТАЦИЯ СТУДЕНТОВ К ФАКТОРАМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ

Ключевые слова: здоровье, физкультурно-спортивная деятельность, спортивные игры, кризис

профессионального выбора, активная стратегия поведения.

Аннотация: Сформулированы и обоснованы эффективные организационно-педагогические условия

физкультурно-спортивной деятельности студентов, направленные на оптимизацию их физического здоровья и формирование активной стратегии поведения.

В современных социально-экономических условиях сфера профессионального образования становится приоритетной, а содержание образования превращается в один из значимых факторов экономического и социального прогресса общества и ориентируется на формирование жизненной активности, способности к самоопределению, самореализации в личностном и профессиональном плане. Профессиональное становление личности в работах К.А. Абульхановой-Славской, Б.Г. Ананьева, Л.И. Анциферовой, Л.С. Выготского, В.В. Давыдова, Д.Б. Эльконина представлено как процесс целостного развития субъекта профессиональной деятельности, обусловленный социальной ситуацией, а также активностью и деятельностью личности. Развитие личности - гетерохронный процесс, включающий периоды относительно спокойного эволюционного изменения и кратковременные периоды реконструкции психологической организации. На завершающем этапе каждой стадии развития накапливаются противоречия внешнего и внутреннего характера. Непродолжительные периоды кардинальной перестройки профессионального сознания, деятельности и поведения личности интерпретируются как кризисы профессионального совершенствования, считаются нормативными явлениями и выражаются в изменении темпа и вектора развития личности. Основными признаками профессиональных кризисов являются утрата чувства нового, отставание от жизни, снижение уровня профессионализма, внутренняя растерянность, снижение самооценки, усталость, возникновение ощущения исчерпанности своих возможностей и осознание необходимости переоценки себя [1].

В процессе профессионального становления личности выделяют несколько стадий; в рамках нашей работы наибольший интерес представляет стадия профессиональной подготовки, начало которой - поступление в высшее учебное заведение, а профессионально-образовательная деятельность имеет ведущий характер [3]. Студенты -особая социальная категория, специфическая общность людей, объединенных и организованных высшим учебным заведением. В начале самостоятельной жизни, в период освоения будущей профессии, в психологии человека происходят существенные изменения, которые затрагивают основные формы и направления психического развития индивида: его сознание и деятельность [6]. Особенностями студенческой поры являются профессиональное самоопределение, социальная активность, самостоятельность, овладение профессией. На стадии профессиональной подготовки многие студенты переживают разочарование в получаемой профессии; возникает недовольство отдельными

учебными предметами, появляются сомнения в правильности профессионального выбора, падает интерес к учебе. По мнению Э.Э. Сыманюк, во время учебы в вузе отмечается неравномерное становление будущего специалиста, выражающееся в кризисах профессионального выбора, причем у студентов педагогических вузов они проявляются после первой сессии и после педагогической практики. Наиболее сложный кризис в этом случае возникает, как упоминалось, после педагогической практики, когда срабатывает эффект «когнитивного диссонанса», когда студент обнаруживает, что теоретические, нормативные знания, полученные в вузе, сталкиваются с реалиями современной системы образования (перегрузка учащихся, низкая мотивация к обучению, низкая заработная плата педагога и т.п.) [1]. В исследованиях А.А. Орлова, Е.И. Исаева, И.Л. Федотенкова показано, что данный кризис влияет как на прогрессивное развитие профессионально-личностных качеств, так и на состояние различных компонентов здоровья студентов - физическое, психическое, социальное.

Основная цель нашей работы - выявить причинно-следственную зависимость между оптимизацией психосоматических характеристик и эмоционально-афферентной сферы студентов и (как средством) физкультурно-спортивной деятельностью студентов, повышением двигательной активности и укреплением физического здоровья. Данная задача должна решаться на этапе профессионально-образовательной подготовки с целью адаптации студентов к факторам профессионально-образовательной среды.

Оздоровительная функция физической культуры в вузе является малоэффективной, так как урочные формы занятий четыре часа в неделю способны удовлетворить двигательную потребность студентов только на 20-25 % [8]. Снижение двигательной активности вызывает состояние гиподинамии и, как следствие, ряд существенных нарушений физиологических систем организма. То есть, ключевым фактором в оптимизации здоровья студенческой молодежи является увеличение двигательной активности и повышение мотивации к ведению здорового образа жизни и, в частности, к занятиям физкультурноспортивной деятельностью в свободное время. Применение физической культуры и спорта в объеме 9-12 часов в неделю или 1,5-2 часа ежедневно - устойчивые предпосылки к физическому совершенствованию студентов, что будет способствовать укреплению и сохранению их здоровья [5, 8].

В организации физкультурно-спортивной и оздоровительной работы студентов мы придерживались методологических принципов, предлагаемых В.К. Бальсевичем:

- форма организации процесса физического воспитания должна обеспечивать как можно большие возможности для освоения студентом ценностей физической культуры и спорта в соответствии с индивидуальными способностями, личными установками, потребностями и интересами, уровнем физического развития и подготовленности;

- обязательное использование в процессе физического воспитания студентов современных технологий спортивной и оздоровительной тренировки;

- инновационные преобразования в физическом воспитании должны осуществляться постепенно и поэтапно (вначале - создание экспериментальных групп).

С опорой на приведенные принципы, в нашем исследовании использованы дополнительные (к традиционному уроку) формы организации физической культуры в учебнотренировочных группах (за пределами академического расписания и в тренировочных режимах). При этом студенты, в соответствии с интересами и уровнем притязаний, получают полную свободу выбора, который способствует формированию субъектных качеств, повышает мотивацию к занятиям, социальную активность и ответственность. Оптимизация двигательного режима студентов за счет дополнительных занятий в секциях по выбору способствует укреплению физического здоровья и воспитанию качеств, необходимых для преодоления кризиса профессионального выбора. Для конструктивного решения кризиса профессионального выбора у студентов необходимо,

как упоминалось ранее, сформировать активную стратегию поведения. По мнению К.А. Абульхановой-Славской, действие внешних и внутренних факторов, инициирующих кризис, преобразуется активностью личности: «Динамика жизни перестает

определяться через течение событий, а становится зависимой от характера активности личности, от ее способности организовать и направить события в желательном направлении» [1]. Только активная стратегия способствует самореализации, самоосуществлению, самостроительству своей судьбы. Для активной стратегии характерно проявление инициативы, целенаправленности действий, ответственности за принятое решение и поступки, устойчивость познавательных и эмоционально-волевых установок. (Формирование активной стратегии поведения осуществлялось средствами физкультурно-спортивной деятельности на дополнительных секционных занятиях).

Ежегодный опрос первокурсников, проводимый кафедрой физического воспитания Российского государственного профессионально-педагогического университета, показывает, что более 65 % студентов при выборе спортивного отделения отдают предпочтение спортивным играм (спортивные игры - система характерных физических упражнений, которые выполняются в разнообразных вариантах в соответствии с изменяющейся игровой ситуацией и оцениваются по эффективности влияния на организм в целом и по конечному результату двигательных действий). Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на физическое здоровье студентов и формирование активной стратегии поведения были созданы две группы студентов: контрольная группа «ОФП» (п=49) - обычная программа и экспериментальная группа «Спортивные игры» (п=49) - включены дополнительные занятия в спортивных секциях (баскетбол или настольный теннис). Состояние физического развития студентов оценивалось с помощью антропометрических показателей и результатов тестирования физической подготовленности студентов по нормативной таблице В.И. Лях [4].

Формирование активной стратегии поведения, необходимой для конструктивного выхода из кризиса профессионального выбора, исследовалось с помощью: теста Ч.Д. Спилбергера - Ю.Л. Ханина для оценки уровня реактивной и личностной тревожности; компьютерной методики определения простой и дифференцированной сенсомо-торной реакции [7]; теста пространственной ориентации [2]. Полученные данные обрабатывались методами математической статистики с вычислением основных статистических параметров: средней арифметической величины (М); ошибки средней арифметической величины (т); достоверность различий (р), которая определялась с использованием ^критерия Стьюдента.

Мониторинг физической подготовленности и состояния эмоциональноафферентной сферы студентов осуществлялся с первого по восьмой семестр, наиболее интересны в плане выполняемого исследования - результаты первого семестра и результаты, полученные после прохождения педагогической практики (когда наступает кризис профессионального выбора). Результаты исследования на начальном этапе показали, что все студенты по своему психофизическому статусу соответствуют нормативным требованиям, предъявляемым к данному возрасту. При этом студенты групп «Спортивные игры» и «ОФП» в начале обучения (1-й курс, 1-й семестр) имели практически одинаковые показатели физической подготовленности, сенсомоторных реакций и уровня тревожности.

Для определения влияния дополнительных занятий физической культурой и спортом на психофизическое здоровье проведено тестирование физической подготовленности, данные которого представлены в табл.1 и табл. 2.

Таблица 1

Физическая подготовленность студентов группы «Спортивные игры»

Контрольные испытания 1-й курс, (1-й семестр) 4-й курс (8-й семестр)

М ± т М ± т

Бег 30 м (с) 4,8 ± 0.38 4,4 ± 0,27

р> 0,05

Бег 3000 м (мин) 13,10 ± 0,21 12,17 ±0,26

р< 0,05

Подтягивание на перекладине (раз) 4,6 ± 2,2 10,6 ±2,2

р< 0.05

Прыжок в длину с места (см) 210 ± 14 244 ± 18

р< 0,01

Физическая подготовленность студентов группы «ОФП»

Таблица 2

Контрольные испытания 1-й курс, (1-й семестр) 4-й курс (8-й семестр)

М ± т М ± т

Бег 30 м (с) 4.8 ± 0,31 4,8 ± 0,36

р> 0,05

Бег 3000 м (мин) 13,07 ±0,22 13,24 ±0.26

р> 0,05

Подтягивание на перекладине (раз) 3 , 9 ± 1,9 5,1 ± 1,3

р> 0,05

Прыжок в длину с места (см) 221 ±20 216 ± 17

р> 0,05

Полученные результаты свидетельствуют о том, что у студентов группы «Спортивные игры» (где помимо обязательных занятий физической культурой, предусмотренных государственной программой, студенты занимались еще и в спортивных секциях по выбору), наблюдаемые физические данные достоверно улучшились. В контрольной группе «ОФП» (где отсутствовали факультативные занятия) наблюдаемые данные оставались на исходном уровне; при этом двигательная активность студентов в этой группе составляла лишь 50-52 % от нормативной, в то время как у студентов группы «Спортивные игры» двигательная активность достигла 16500 локомоций в сутки (что почти соответствует необходимому двигательному режиму).

Изложенное подтверждает, что оптимизация двигательного режима студентов за счет дополнительных занятий в секциях по выбору эффективно способствует укреплению физического здоровья студентов и улучшает физическую подготовленность.

Основной гипотезой нашей работы является предположение - спортивные игры будут способствовать конструктивному преодолению кризиса профессионального выбора, что ха-

рактеризует состояние эмоционально-афферентной сферы студентов. Для подтверждения гипотезы у студентов изучались показатели уровня тревожности, пространственной ориентации и сенсомоторных реакций в начале обучения и в период кризиса профессионального выбора.

В начале обучения на первом курсе в первом семестре у студентов групп «Спортивные игры» и «ОФП» показатели реактивной и личностной тревожности находились в зоне умеренных величин, что указывает на адекватное восприятие студентами обеих групп текущей ситуации. Тест пространственной ориентации обнаруживает связь нервнопсихических процессов, протекающих в высших отделах центральной нервной системы, с периферией. Показатели пространственной ориентации в начале обучения (1-й курс, сентябрь месяц) у студентов групп «Спортивные игры» и «ОФП» практически одинаковы и соответствуют средним значениям. Аналогичную картину мы получили и при исследовании сенсомоторных реакций (простой и дифференцированной): в начале обучения временные параметры сенсомоторных реакций у студентов в обеих группах практически одинаковы и находятся в зоне средних показателей. Следовательно, на начальном этапе исследования показатели психосоматических характеристик и состояния эмоционально-афферентной сферы студентов в группах одинаковы и соответствуют средним нормативным величинам.

Следующие, интересные результаты исследования психосоматических функций и состояния эмоционально-афферентной сферы студентов были получены после педагогической практики (8-й семестр), когда, по мнению Е.И. Исаева, С.Н. Козловской, А.А. Орлова, Э.Э. Сыманюк, наступает кризис профессионального выбора студентов педагогических вузов. Из таблицы 3 видно, что у студентов отделения «Спортивные игры» уровень тревожности (как реактивной, так личностной) находится в зоне умеренных значений, в то время как в группе «ОФП» уровень тревожности превышает нормативные величины.

Таблица 3

Показатели уровня тревожности студентов (8-й семестр)

Группа Т ест Спилбергера - Ханина

Реактивная тревожность Личностная тревожность

М ± т Р М ± т Р

Спортивные игры 42,4±2,06 < 0,05 40,6±2,31 < 0,05

ОФП 51, 9±3,02 48,3±3,33

Примечание: до 30 баллов - низкая тревожность, 31-45 баллов - умеренная тревожность, 46 и выше - высокая тревожность.

Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать широкий круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная (ситуативная) тревожность - это состояние человека, которое характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в специфических ситуациях. Тревожность не является изначально негативной чертой: определенный уровень тревожности -

естественная и обязательная особенность активной личности. Однако высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда - нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность сопровождается невротическими конфликтами, эмоциональными и невротическими срывами и психосоматическими заболеваниями. Для конструктивного выхода из кризисной ситуации необходим оптимальный уровень «полезной тревоги».

Такую же динамику наблюдаем при сопоставлении данных, отражающих сенсомоторные реакции студентов, приведенных в таблице 4, из которой следует, что

временные параметры простой и дифференцированной сенсомоторных реакций у студентов отделения «Спортивные игры» находятся в пределах оптимальных величин, в то время как в группе «ОФП» время реакции достоверно хуже. Время произвольных реакций -интегральный показатель, состоящий из трех компонентов: время протекания сенсорных процессов; время когнитивных процессов (опознание символа, то есть сличение его с эталонами, хранящимися в памяти; принятие решения о сходстве / различии; выбор и организация соответствующей двигательной реакции); время моторного компонента реакции. Следовательно, разница во времени протекания простой и дифференцированной реакций указывает на длительность когнитивных процессов; временные характеристики когнитивных процессов могут варьировать и во многом зависят от состояния психики человека, в частности от его тревожности [7].

Таблица 4

Временные параметры сенсомоторных реакций (8-й семестр)

Г руппа Дифференцированная сенсомоторная реакция Простая сенсомоторная реакция

Левая рука Правая рука М±т Р

М±т Р М±т Р

Спортивные игры 647±27,1 А О О 553±34,4 <0,01 273±20,1 <0.001

ОФП 781±34,5 669±39,6 363±25,5

Примечание: время реакции измерялось в миллисекундах.

Аналогичные результаты получены и при исследовании двигательно-ориентационных функций, которые приведены в таблице 5.

Таблица 5

Показатели пространственной ориентации (8-й семестр)

Г руппа Отклонение от прямой (см)

М± т Р

Спортивные игры 26 ± 2,2 < 0,001

ОФП 42 ± 3,1

Пространственно ориентационные характеристики, отражающие функции опорнодвигательного аппарата и координационно-ориентационных центров, показывают, что у студентов отделения «Спортивные игры» не происходит ухудшения координационнодвигательных реакций, в то время как в группе ОФП результаты почти на 80 % хуже. При ориентации в пространстве с закрытыми глазами задействовано большое количество центров управления движениями; любое ухудшение пространственной ориентации связано с функциональными нарушениями или с иррадиацией тормозных процессов в результате комплексного воздействия неблагоприятных факторов на организм человека.

Таким образом, полученные результаты убедительно свидетельствуют, что спортивные игры как средство дополнительного образования в сфере физического воспитания студентов эффективно влияют на снятие негативных последствий кризиса профессионального выбора, который проявляется в ухудшении скорости протекания когнитивных процессов и психосоматических реакций. Данная технология позволяет студентам быть более стрессоустойчивыми к профессионально-образовательным факторам (что способствует конструктивному преодолению кризиса и препятствует деструктивным изменения личности).

Механизмом, способствующим формированию активной стратегии поведения студентов, является совокупность психофизических качеств, успешно формирующихся в спортив-

ных играх, которые имеют ряд характерных признаков, отличающих их от других средств физического воспитания студентов [5]:

- яркая выраженность элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях позволяет воспроизводить сложные взаимоотношения между людьми; чрезвычайная изменчивость условий ведения борьбы, выполнения двигательных действий предпголагает, что игроки должны владеть многообразными способами решения возникающих задач, а сформированные у них качества отличаться гибкостью, приспособляемостью к изменяющимся условиям;

- высокие требования к творческой инициативе, так как вариативность игровых ситуаций требует активной самостоятельности в выборе наиболее результативных действий;

- комплексное проявление разнообразных психофизических качеств, особенно конкурентоспособности и мобильности как наиболее востребованных качества личности в современных социально-экономических условиях; в большинстве спортивных игр участники для победы проявляют сразу несколько качеств, причем в самых различных сочетаниях.

Таким образом, выполненное нами исследование позволяет заключить, что дополнительные занятия физкультурно-спортивной деятельностью с использованием спортивных игр способствуют укреплению физического здоровья студентов и формированию активной стратегии, необходимой для успешной адаптации студентов к факторам профессиональнообразовательной среды.

1. Глуханюк, Н.С. Психология профессионализации педагогов [Текст] / Н.С. Глуханюк. - Екатеринбург : изд-во Урал. гос. проф.-пед. ун-та, 2000. - 219 с.

2. Дубровский, В.И. Спортивная медицина [Текст] / В.И. Дубровский. - М. : ВЛАДОС, 2002. - 480 с. - ISBN 5-69101006-9.

3. Зеер, Э.Ф. Профориентология личности [Текст] / Э.Ф Зеер, Э.Э. Сыманюк - Екатеринбург : изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2005. - 186 с. - ISBN 5-8050-0163-2.

4. Лях, В.И. Двигательные способности школьников: основы теории и методики развития [Текст] / В.И. Лях. - М.

: Терра-Спорт, 2002. - 192 с.

5. Озолин, Н.Г. Настольная книга тренера: Наука побеждать [Текст] / Н.Г. Озолин. - М. : ООО «Издательство Астрель», 2003. - 863 с. - ISBN 5-17-012478-3.

6. Орлов, А.А. Динамика личностного и профессионального роста студента педвуза [Текст] / А.А. Орлов, Е.И. Исаев, И.Л. Федотенков // Педагогика. - 2004. - № 3. - С. 53-60.

7. Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков [Текст] / Ю.Л. Ханин. - Вильнюс, 1988. - 56 с.

8. ХолодовЖ.К. Теория и методика физического воспитания и спорта [Текст] / Ж.К Холодов, В.С. Кузнецов - М.

: издат. центр «Академия», 2003. - 480 с. - ISBN 5-7695-0853-1.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.