Научная статья на тему 'Профилактика профессиональных деструкций будущих педагогов средствами физкультурно-спортивной деятельности'

Профилактика профессиональных деструкций будущих педагогов средствами физкультурно-спортивной деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
402
96
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ДЕСТРУКЦИИ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / АКТИВНАЯ СТРАТЕГИЯ ПОВЕДЕНИЯ / ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ САМОРЕГУЛЯЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна, Сапегина Татьяна Алексеевна

В статье проанализированы причины возникновения профессиональных де-струкций в профессионально-педагогической деятельности, обоснована актуальность формирования готовности будущих педагогов к профилактике деструкций личности. Авторы статьи предлагают использовать физкультурно-спортивную деятельность (на примере спортивных игр) в профессиональной подготовке педагогов с целью развития социальной активности и оптимизации психосоматических характеристик студентов. В ходе исследования доказана эффективность спортивных игр в формировании готовности будущих педагогов к профилактике профессиональных деструкций, которая проявляется в сформированной активной стратегии поведения (до трансфертного уровня) и в способности к эмоциональной саморегуляции в период кризиса профессионального выбора.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Профилактика профессиональных деструкций будущих педагогов средствами физкультурно-спортивной деятельности»

УДК 796.011.3

Ольховская Елена Борисовна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский государственный профессионально-педагогический университет, zotmfk@yandex.ru, Екатеринбург

Сапегина Татьяна Алексеевна

Кандидат педагогических наук, доцент кафедры физического воспитания, Российский государственный профессионально-педагогический университет, t.sapegina54@yandex.ru, Екатеринбург

профилактика профессиональных деструкций будущих

ПЕДАГОГОВ СРЕДСТВАМИ ФИЗКУЛьТУРНО-СПОРТИВНОЙ

деятельности

Аннотация. В статье проанализированы причины возникновения профессиональных деструкций в профессионально-педагогической деятельности, обоснована актуальность формирования готовности будущих педагогов к профилактике деструкций личности. Авторы статьи предлагают использовать физкультурно-спортивную деятельность (на примере спортивных игр) в профессиональной подготовке педагогов с целью развития социальной активности и оптимизации психосоматических характеристик студентов. В ходе исследования доказана эффективность спортивных игр в формировании готовности будущих педагогов к профилактике профессиональных деструкций, которая проявляется в сформированной активной стратегии поведения (до трансфертного уровня) и в способности к эмоциональной саморегуляции в период кризиса профессионального выбора.

Ключевые слова: профессиональные деструкции, спортивные игры, активная стратегия поведения, эмоциональная саморегуляция.

Современное содержание профессионально-педагогического образования ориентируется на предвидение перспективных требований к будущему педагогу как к субъекту различных видов социальной активности. По окончанию вуза студенты должны обладать фундаментальными знаниями по выбранному направлению высшего образования, способностью применить эти знания в профессиональной деятельности, готовностью осуществлять профилактику возможных профессиональных заболеваний и деструкций.

По мнению Э. Ф. Зеера, Е. А. Климова, А. К. Марковой, любая профессия инициирует образование профессиональных деструкций, которые проявляются в разрушении, изменении или деформации сложившейся психологической структуры личности в процессе профессиональной деятельности. Профессиональные деструкции негативно сказываются на продуктивности труда и взаимодействии с другими участниками этого процесса [Приводится по: 3].

Возможности профессиональной деструкции достаточно высоки в педагогической сфере, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоян-

ном напряжении, возникающем в процессе общения с обучаемыми [7]. Выделяют следующие профессиональные деструкции педагогов: профессиональные деформации, выученная беспомощность, профессиональный маргинализм и стагнация.

Обозначим ряд факторов, детерминирующих развитие профессиональных деструк-ций, характерных для педагогической деятельности.

1. Эмоциональная насыщенность педагогической деятельности приводит к снижению толерантности педагога, к формированию синдрома эмоционального выгорания, который проявляется в повышенной раздражительности, перевозбуждении, тревожности, нервных срывах.

2. Формирование индивидуального стиля деятельности педагога ведет к снижению уровня профессиональной активности личности, создает условия для стагнации профессионального развития. Возникают педагогические стереотипы в оценивании учащихся, используются одни и те же методы преподавания без учета индивидуально-психологических особенностей учащихся и требований социально-экономической ситуации.

3. На развитие педагогических деструкций влияет содержание преподаваемого педагогом учебного предмета. Учителя гуманитарного профиля тяготеют к демонстративности поведения, социальному лицемерию. В деятельности педагогов естественно-математического цикла проявляется догматизм, консерватизм, дидактичность.

4. Различные акцентуации характера педагога могут инициировать развитие профессиональных деструкций. К педагогическим акцентуациям относятся монологичность, демонстративность, индифферентность и др.

Профессиональные деструкции педагогов обуславливают ряд противоречий, среди которых основными являются:

- между требованиями, предъявляемыми профессиональной деятельностью к личности (социальная активность, хорошая память, распределение внимания и т. д.) и психофизическими свойствами, возможностями человека;

- между эмоционально насыщенным содержанием педагогической деятельности и способностью личности к эмоциональной саморегуляции;

- между сформировавшимся стилем индивидуальной деятельности и необходимостью поиска новых способов и приемов педагогической деятельности;

- между необходимостью реализации в деятельности разных педагогических технологий и низким уровнем компетенции педагога;

- между чувством профессиональной усталости, опустошенности, возникающим в процессе длительного выполнения педагогической деятельности и необходимостью огромных физических и психических усилий в процессе осуществления инновационной деятельности [4; 7; 9].

Таким образом, формирование готовности к профилактике деструкций личности является актуальной задачей профессиональной подготовки будущих педагогов. Для конструктивного решения проблемы возникновения деструкции у студентов необходимо сформировать активную стратегию поведения. По мнению К. А. Абульхановой-Славской, действие внешних и внутренних факторов, инициирующих деструкцию, преобразуется активностью личности. Только активная стратегия способствует самореа-

лизации, самоосуществлению, самостроительству своей профессиональной деятельности. Для активной стратегии характерно проявление инициативы, целенаправленности действий, ответственности за принятое решение и поступки, устойчивость познавательных и эмоционально-волевых установок [Приводится по: 2].

Основная идея нашей работы - рассматривать физкультурно-спортивную деятельность студентов не только как средство укрепления физического здоровья, но и как средство развития социальной активности личности и оптимизации психосоматических характеристик студентов на этапе профессионально-образовательной подготовки с целью формирования готовности конструктивного преодоления возможных профессиональных деструкций.

Ежегодный опрос первокурсников, проводимый кафедрой физического воспитания Российского государственного профессионально-педагогического университета, показывает, что более 65 % студентов при выборе спортивного отделения отдают свое предпочтение спортивным играм. В процессе нашего исследования формирование активной стратегии поведения осуществлялось спортивными играми на дополнительных секционных занятиях.

Для выявления эффективности влияния дополнительных занятий спортивными играми на формирование активной стратегии поведения было создано две группы студентов: контрольная группа «ОФП» (п = 49), в которой студенты занимались по обычной программе, и экспериментальная группа «Спортивные игры» (п = 49), в учебный процесс которой были включены дополнительные занятия в спортивных секциях (баскетбол или настольный теннис).

Активная стратегия поведения в спортивных играх - это особая форма проявления волевых качеств, а также способность применять в ходе игры атакующие и контратакующие действия [1]. Для оценки уровня сформированное™ активной стратегии поведения была создана группа экспертов, в которую вошли преподаватели вузов по дисциплинам: физическая культура, педагогика, психология, а также специалисты в игровых видах спорта. Эксперты использовали следующие методы: беседа, текущее

наблюдение, метод тестовых ситуаций, экспликация, опрос, анализ результатов спортивно-игровой деятельности, тестирование. В нашем исследовании в основу оценки уровня сформированности активной стратегии поведения положена традиционная модель, применяемая в современной педагогике при оценивании знаний, умений и навыков обучаемых (табл. 1).

По четырехбалльной шкале в специально разработанном бланке фиксировалось проявление следующих качеств: целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность, способность применять атакующие и контратакующие действия.

Формирование эмоциональной саморегуляции, необходимой для профилактики возникновения профессиональных деструкций, исследовалось с помощью теста Ч. Д. Спил-бергера - Ю. Л. Ханина для оценки уровня реактивной и личностной тревожности [8]. Полученные данные обрабатывались и анализировались с помощью математической статистики с выяснением основных статистических параметров: средней арифметической величины (М); ошибки средней арифметической величины (т); достоверности различий (р), которая определялась с использованием ^критерия Стьюдента.

Мониторинг формирования активной стратегии поведения в группе «Спортивные игры» осуществлялся с 1-го по 8-й семестр. Контрольные точки мониторинга выбраны в соответствии с этапами профессионального становления студентов [3]. Результаты опытно-поисковой работы по изучению эффективности использования спортивных игр для формирования активной стратегии поведения представлены в табл. 2.

Анализ полученных данных показывает, что в конце начального этапа обучения (3-й семестр) уровень активной стратегии поведения соответствует репродуктивному уровню: студенты могут воспроизводить качество, повторять его на внешнем уровне, имитировать, могут дать подробную описательную характеристику данного качества. В конце основного этапа профессионального становления (6-й семестр) уровень сформированности изменился незначительно. На заключительном этапе обучения (8-й семестр) экспертная комиссия зарегистрировала самый высокий уровень сформированно-сти активной стратегии поведения, который соответствует трансфертному уровню: студенты используют их при решении задач, могут сознательно применять в спортивно-игровых ситуациях, т. е. происходит интери-оризация исследуемых качеств. По сравне-

Таблица 1

Оценка уровней сформированности активной стратегии поведения

Уровень сформированности Характеристика уровня Баллы

Когнитивный Знание, узнавание 1

Репродуктивный Воспроизведение, имитация, повторение, описание 2

Трансфертный Сознательное применение при решении частных, узких задач, частичная интериоризация 3

Креативный Сознательное применение в любых ситуациях, полная интериоризация 4

Таблица 2

Сформированность активной стратегии поведения на разных этапах обучения

М ± т Р н, о Р н, з

Начальный этап Основной этап Заключительный этап

2,31 ± 0,17 2,69 ± 0,21 3,52 ± 0,31 > 0,05 < 0,001

Примечание: Рн о - достоверность различий между оценкой на начальном и основном этапах; Рн з - достоверность различий между оценкой на начальном и заключительном этапах.

Примечание: до 30 баллов - низкая тревожность, 31-45 баллов - умеренная тревожность, 46 и выше - высокая тревожность.

Таблица 3

Показатели уровня тревожности (6-й семестр)

Группа Тест Спилбергера - Ханина

Реактивная тревожность Личностная тревожность

M ± m Р M ± m Р

Спортивные игры 42,4 ± 2,06 < 0,05 40,6 ± 2,31 < 0,05

ОФП 51,9 ± 3,02 48,3 ± 3,33

нию с начальным этапом обучения уровень сформированности активной стратегии поведения достоверно улучшился.

Исследование тревожности у студентов группы «ОФП» и «Спортивные игры» осуществлялось в начале обучения и после педагогической практики (6-й семестр), когда, по мнению С. Н. Козловской, А. А. Орлова, Э. Э. Сыманюк, наступает кризис профессионального выбора студентов педагогических вузов. Для конструктивного выхода из данного кризиса кроме активной стратегии поведения необходима хорошо сформированная эмоциональная саморегуляция [5; 7].

В начале обучения на 1-м курсе в 1-м семестре у студентов группы «Спортивные игры» и группы «ОФП» показатели как реактивной, так и личностной тревожности находились в зоне умеренных величин. Это указывает на то, что студенты обеих групп воспринимают текущую ситуацию адекватно. Результаты исследования после педагогической практики показаны в табл. 3.

У студентов отделения «Спортивные игры» уровень тревожности (как реактивной, так личностной) находится в зоне умеренных значений. В то время как в группе «ОФП» уровень тревожности превышает нормативные величины. Личностная тревожность характеризует устойчивую склонность воспринимать большой круг ситуаций как угрожающие, реагировать на такие ситуации состоянием тревоги. Реактивная (ситуативная) тревожность - это состояние человека, которое характеризуется напряжением, беспокойством, нервозностью в специфических ситуациях. Тревожность не является изначально негативной чертой. Определенный уровень тревожности - есте-

ственная и обязательная особенность активной личности. Однако высокая реактивная тревожность вызывает нарушение внимания, иногда нарушение тонкой координации. Очень высокая личностная тревожность прямо коррелирует с наличием невротического конфликта, с эмоциональными и невротическими срывами и с психосоматическими заболеваниями. Для конструктивного выхода из кризисной ситуации необходим оптимальный уровень «полезной тревоги», который регулируется способностью к эмоциональной саморегуляции.

Полученные результаты убедительно показали, что спортивные игры как средство дополнительного образования в сфере физического воспитания студентов успешно формируют активную стратегию поведения (до трансфертного уровня) и вырабатывают способность к эмоциональной саморегуляции, которая успешно проявляется в период кризиса профессионального выбора. Наличие у будущих педагогов данных качеств позволит эффективно осуществлять профилактику профессиональных деструкций в профессионально-педагогической деятельности. Механизмом, способствующим формированию данных качеств, является совокупность психофизических особенностей в спортивных играх [1]: яркая выраженность элементов соперничества и эмоциональности в игровых действиях; изменчивость условий ведения борьбы; высокие требования к творческой инициативе; обязательное проявление конкурентоспособности и мобильности.

Библиографический список

1. Антонова Е. А. Формирование эмоциональной устойчивости студентов через межличностное взаимодействие в процессе занятия

командными спортивными играми // Вестник орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. - 2014. -№ 3 (38). - С. 167-169.

2. Вяткин Б. А., Давыдова Е. С., Забелина Е. В. Ведущая активность как фактор преодоления личностной беспомощности в образовательном процессе (на материале изучения поведения младших школьников и подростков) // Образование и наука. - 2014. - № 6 (115). - С. 77-94.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессионального развития: методология, теория, практика: монография. - Екатеринбург, 2011. - 345 с.

4. Олесюк З. Я., Боброва В. В., Кендербеко-ва Ж. Х. и др. Профессиональные деструкции у педагога-дефектолога // Современные проблемы науки и образования. - 2013. - № 4. - С. 180-189.

5. Сапегина Т. А., Ольховская Е. Б. Адаптация студентов к факторам профессионально-образо-

вательной среды // Педагогический журнал Башкортостана. - 2011. - № 6. - С. 57-63.

6. Сапегина Т. А., Ольховская Е. Б., Бобылева Т. А. Формирование коммуникативной компетенции студентов в физкультурно-спортивной деятельности: учеб.-метод. пособие. - Екатеринбург: Изд-во Рос. гос. проф.-пед. ун-та, 2011. - 106 с.

7. Сыманюк Э. Э, Девятовская И. В. Профессиональные деструкции и способы их профилактики // Народное образование. - 2010. - № 6. -С. 123-129.

8. Ханин Ю. Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков. -Вильнюс, 1988. - 56 с.

9. Чеснокова Г. С. Нарастание профессиональных трудностей как фактор проявления кризиса развития учителя // Сибирский педагогический журнал. - 2014. - № 4. - С. 82-86.

Olkhovskaya Elena Borisovna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of physical education, Russian State vocational pedagogical University, zotmfk@yandex.ru, Ekaterinburg

Sapegina Tatiana Alekseevna

Cand. Sci. (Pedag.), Assist. Prof. of the Department of physical education, Russian State vocational pedagogical University, t.sapegina54@yandex.ru, Ekaterinburg

PREVENTION OF PROFESSIONAL DESTRUCTIONS OF FUTURE TEACHERS BY MEANS OF SPORT ACTIVITIES

Abstract. This article analyzed the reasons of professional destructions occurrence in the professional-pedagogical activity, proved the urgency of formation of readiness of future teachers to the prevention of the destruction of the personality. The authors of the article offer to use sport activity (by the example of sport games) in the professional training of teachers for the purpose of development of social activity and optimization of psychosomatic characteristics of students. In the course of research proved the effectiveness of sport games in the formation of readiness of future teachers to prevention of professional destructions, which appear in generated active strategy of behavior (to transfer level) and in ability to emotional self-regulation in the period of crisis of the professional choice.

Keywords: professional destructions, sport games, active of behavior, emotional self-regulation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.