Научная статья на тему 'ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ'

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
9
3
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТРЕСС / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / ТРЕВОЖНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

Негативные факторы, окружающие человека могут спровоцировать возникновение стресса. В ходе проведенного исследования выявлены причины, провоцирующие стресс у студентов. Спортивные игры в секционных дополнительных занятиях определены как оптимальное средство профилактики стресса. Педагогическая технология, разработанная на основе спортивных игр, представлена как эффективная технология стабилизации эмоционально-афферентной сферы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MENTAL HEALTH OF STUDENTS: PROBLEMS, MEANS OF OPTIMIZATION

Negative factors surrounding a person can trigger the occurrence of stress. In the course of the study, the reasons that provoke stress in students were identified. Sports games in sectional additional classes are identified as the optimal means of preventing stress. The pedagogical technology developed on the basis of sports games is presented as an effective technology for stabilizing the emotional-afferent sphere.

Текст научной работы на тему «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ»

УДК 378.17

ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ СТУДЕНТОВ: ПРОБЛЕМЫ, СРЕДСТВА ОПТИМИЗАЦИИ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Здоровье индивида в современной научной литературе трактуется как состояние, при котором он испытывает полное физическое, духовное и социальное благополучие [2]. Структура здоровья современного человека состоит из нескольких компонентов и наиболее важными из них, на наш взгляд, являются не только физический, но и психический компонент. Психическое здоровье отличается соразмерной эмоциональным, когнитивным и морально-волевым сольватацией с другими членами обществ, а так же существованием ресурсов психики, которые позволят справляться со стрессом.

Проблема профилактики и оптимизации стресса интерпретируется как наиболее насущная проблема современного общества. Непродолжительный по времени и слабо выраженный стресс выступает стимулом к необходимым конструктивным действиям. Но стресс, перешедший в стадию дистресса (глубокий и затянувшийся), деструктивно влияет на все функциональные система организма, ухудшая общее здоровье человека [5].

Физическое воспитание в вузе направлено, в первую очередь, на сохранение и укрепление всех компонентов здоровья современных студентов, а не только на оптимизацию их физического развития [2]. Наличие готовности студентов противостоять стрессовому воздействию на организм будет способствовать сохранению психического здоровья не только на этапе профессионального образования, но и на протяжении всей жизнедеятельности будущих бакалавров. Формирование стрессоустойчивости наиболее актуально для студентов педагогических вузов. Вероятность образования стрессовых ситуаций в профессионально-педагогической деятельности слишком высока, где педагог не только выполняет сложную работу, но и находится в постоянном напряжении, возникающем в процессе общения с учениками [1].

Изложение основного материала исследования. Основная цель нашего исследования - определение возможностей физкультурно-спортивной деятельности в формировании стрессоустойчивости студентов педагогических вузов. В ходе исследования решались следующие задачи: выявить факторы образовательной среды, способствующие возникновению стресса; определить наиболее эффективные в оптимизации стресса средства физического воспитания; выбрать оптимальные формы организации образовательного процесса по физическому воспитанию студентов; исследовать возможности физкультурно-спортивной деятельности в формировании стрессоустойчивости у студентов.

Основными методами исследования являлись анкетирование и тестирование состояния эмоционально-афферентной сферы с последующей математической обработкой полученных данных [3].

В процессе анкетирования студентам был предложен ряд вопросов, учитывающий когнитивные, эмоциональные и поведенческие аспекты стресса и стрессоустойчивости. По результатам анкетирования установлено, что основными причинами, вызывающими стресс при обучении в вузе являются: период зачетной недели и сессии, большая учебная нагрузка, дефицит времени на самостоятельную внеаудиторную подготовку. Так же значимыми стрессорами являются: преподаватель с авторитарным стилем работы, боязнь публичных выступлений, неумение рационально распределить свое время, неудовлетворенность полученной оценкой, завышенные ожидания и разочарование в выбранной специальности.

Анализ факторов, способствующих возникновению стресса в образовательном процессе, показал, что для стрессоустойчивости у студентов необходимо наличие хорошо сформированных следующих качеств: рефлексия, коммуникативность, эмоциональная устойчивость, организованность. В результате изучения и аналитического сопоставления данных качеств с качествами, которые воспитываются средствами физической культуры и спорта, мы заключили, что наиболее эффективным средством формирования стрессоустойчивости будущих педагогов являются спортивные игры. Таким образом, в рамках нашего исследования спортивные игры должны стать не только эффективным средством физического развития, но также средством профилактики стресса и оптимизации психического здоровья. Образовательный процесс по физическому воспитанию, основываясь на теорию личностно ориентированного профессионального образования, необходимо организовать по принципам игровой педагогической технологии.

В научно-методической литературе «педагогическая технология» представлена как комплект технологических операций, обеспечивающих высокопрофессиональную педагогическую деятельность педагога и гарантированность запланированного итогового результата [1].

В современном высшем образовании игра трактуется как высокоэффективное средство профессионально-образовательного процесса, воспитывающее способность студентов к эффективному разрешению разнообразных социально-профессиональных задач. В процессе игры приобретается актуальный опыт успешной деятельности в постоянно изменяющихся условиях [4].

Основополагающими принципами в организации педагогических технологий, разработанных на основе игр, являются: формирование обязательного пространственного окружения; неукоснительный учет личностных характеристик и способностей каждого игрока; непременное ведение игры в рамках установленных правил; исполнение всеми участниками временного регламента; каждый этап игры обретает инновационные компоненты [4].

Организационно-педагогические условия проведения спортивных игр в физическом воспитании студентов удовлетворяют всем принципам игровых педагогических технологий. Повышенного внимания в реализации образовательного процесса по физической культуре заслуживает строго индивидуально-дифференцированный подход в определении средств, методов, форм и интенсивности нагрузки во время занятий.

Мы спроектировали «спортивно-игровую педагогическую технологию» как педагогическую технологию, основанную на спортивных играх и демонстрирующую комплекс средств, методов и форм организации целенаправленной индивидуально-дифференцированной физкультурно-спортивной деятельности студентов по самосовершенствованию, гарантирующую прогнозируемый результат в образовательном процессе.

В рамках нашего исследования «спортивно-игровая педагогическая технология» должна прогнозируемо гарантировать успешное формирование стрессоустойчивости через стабилизацию эмоционально-афферентной сферы - оптимизацию уровня тревожности.

Экспресс-опрос студентов первого курса РГППУ ежегодно показывает, что около половины студентов предпочитают в качестве средств физического воспитания спортивные игры. В нашем исследовании формирование стрессоустойчивости происходило на дополнительных занятиях спортивными играми в условиях спортивных секций.

Возможности спортивно-игровой педагогической технологии в оптимизации эмоционально-афферентной сферы исследовались в экспериментальной группе студентов. В этой группе студенты, отнесенные по состоянию здоровья к основной медицинской группе, дополнительно к занятиям прикладной физической культурой занимались баскетболом или волейболом. Студенты специальной медицинской группы (с ограничениями в здоровье) занимались настольным теннисом.

Мониторинг уровня тревожности студентов проводился на протяжении всего периода обучения с 1 по 8 семестр. Контрольные точки мониторинга выбраны в соответствии с этапами профессионального становления студентов [1]. Результаты исследования эффективности использования спортивных игр в стабилизации эмоционально-афферентной сферы студентов представлены в табл. 1.

Таблица 1

Результаты тестирования тревожности

этап профессионального обучения тест Спилбергера-Ханина

реактивная тревожность личностная тревожность

M ± m p M ± m p

начальный этап (1-3 семестр) 51, 9±3,02 < 0,05 48,3±3,33 < 0,05

завершающий этап (7-8 семестр) 42,4±2,06 40,6±2,31

Примечание: уровень тревожности: < 30 - низкая; 30-46 - умеренная; > 46 - высока

Из данных, представленных в табл. 1, видно, что на завершающем этапе обучения как реактивная, так и личностная тревожность студентов соответствует умеренным значениям. По сравнению с начальным этапом произошла достоверная оптимизация тревожности.

Сама по себе тревожность не представляется как неблагоприятное состояние. Любая личность, проявляющая социальную активность, обладает умеренной тревожностью. Тем не менее, завышенная личная тревожность говорит о склонности осознавать большую часть окружающих ситуаций как угрозу, может благоприятствовать хроническому нервному напряжению и провоцировать различные психические заболевания. Излишняя реактивная тревожность провоцирует беспокойство и раздражительность, способствует снижению внимания. Способность найти конструктивный выход из любой кризисной ситуации отличается оптимальными значениями «полезной тревоги» [2, 5].

Выводы. Педагогическая технология на основе спортивных игр содействует формированию у студентов готовности противостоять стрессу. Эмоционально-афферентная сфера на заключительном этапе обучения характеризуется оптимальным уровнем тревожности, что говорит как о повышении стрессоустойчивости, так и об улучшении психологического компонента здоровья студентов.

Аннотация. Негативные факторы, окружающие человека могут спровоцировать возникновение стресса. В ходе проведенного исследования выявлены причины, провоцирующие стресс у студентов. Спортивные игры в секционных дополнительных занятиях определены как оптимальное средство профилактики стресса. Педагогическая технология, разработанная на основе спортивных игр, представлена как эффективная технология стабилизации эмоционально-афферентной сферы.

Ключевые слова: здоровье, стресс, стрессоустойчивость, педагогическая технология, спортивные игры, тревожность.

Annotation. Negative factors surrounding a person can trigger the occurrence of stress. In the course of the study, the reasons that provoke stress in students were identified. Sports games in sectional additional classes are identified as the optimal means of preventing stress. The pedagogical technology developed on the basis of sports games is presented as an effective technology for stabilizing the emotional-afferent sphere.

Keywords: health, stress, stress tolerance, educational technology, sports games, anxiety.

Литература:

1. Зеер Э.Ф. Панорама основных направлений развития опережающего профессионального образования // Профессиональное образование и рынок труда. 2019. № 2. С. 5-8.

2. Сапегина Т.А. Оптимизация психоэмоционального состояния личности средствами физического воспитания // Педагогический вестник. 2020. № 13. С. 43-45.

3. Ханин Ю.Л. Диагностика состояния тревоги и личной тревожности у детей и подростков. Вильнюс, 1988. 56 с.

4. Якимович И.Г. Возможности использования игровых интерактивных технологий на практических занятиях в вузе // Вестник Брянского государственного университета. 2016. № 1 (27). С. 381-384.

5. Selye H. Stres okielznany Warszawa: PIW. 1982. 128 p.

УДК 159.9

ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ВИКТИМИЗАЦИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ

студент факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Орлов Руслан Андреевич «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Лазаренко Лариса Анатольевна «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Издевательства - важная проблема общественного здравоохранения, от которой страдает довольно большое количество детей. Наиболее часто используемое определение буллинга было разработано Даниэлем Олвеусом в 1970-х и 80-х годах. Ольвеус описывает запугивание как умышленное, повторяющееся, негативное (неприятное или обидное) поведение одного или нескольких лиц, направленное против человека, которому трудно защитить себя. Это определение применяется к такому агрессивному поведению, которое совершает лицо или группа, обладающие большей властью, по отношению к человеку или группе с меньшей властью. Разница в силе может быть связана с физическим размером, психологической / социальной властью или другими факторами. В качестве ключевых элементов издевательств могут быть: физическое, словесное или психологическое нападение или запугивание; фактический или предвидимый дисбаланс сил между преследователем и жертвой, намеренное запугивание или причинение вреда жертве.

Изложение основного материала исследования. Буллинг включает прямые и косвенные формы агрессии (Таблица 1). Физическая и вербальная агрессия - это прямые формы запугивания, состоящие из открытого выражения власти. Физическое запугивание включает в себя любые виды физического нападения, такие как удары, толчки, пинки, удушение и насильственное отнятие чего-либо у жертвы. Словесные издевательства включают словесное домогательство или запугивание в форме обзывательства, угрозы, насмешки, и психологическое запугивание для причинения вреда жертвам. Кража, вандализм и гримасы или непристойные жесты также являются способами издевательства над детьми.

Таблица 1

Типы издевательств Формы проявления

Физическое издевательство (прямое) Удары, толчки, пинки, удушение, отнятие чего-либо у жертвы.

Вербальное издевательство (прямое) Оскорбления, угрозы, насмешки, злонамеренное поддразнивание, психологическое запугивание.

Реляционное (эмоциональное) издевательство Сплетни, клевета, саботаж, убеждение сверстников исключить жертв.

Кибербуллинг Угрозы, преследования, издевательства, запугивания с использованием электронных средств связи.

Косвенное издевательство в первую очередь представляет собой агрессию в отношениях, которая включает социальную изоляцию жертв посредством манипулирования социальными отношениями со стороны хулиганов или нанесения ущерба репутации жертв. Сплетни, клевета, саботаж и убеждение сверстников исключить жертв - это формы издевательства в отношениях. Запугивание чаще всего происходит в районах с небольшим количеством взрослых, таких как игровые площадки и школьные коридоры. Словесное и косвенное издевательство труднее распознать, чем физическое. Эмоциональное издевательство более распространено среди девочек и может вызвать чувство отверженности в критический момент социального развития [3].

Кибербуллинг является новой формой травли и определяется как вред, наносимый посредством угрозы, преследования, насмешек и/или запугивания сверстника с использованием электронного носителя, такого как компьютеры, сотовые телефоны и другие электронные устройства. Подобно определениям традиционных издевательств, определения кибер-издевательств включают в себя то, что поведение является агрессивным, с намерением нанести вред. Однако, в отличие от традиционных издевательств определение кибербуллинга не включает разницу сил между преследователем и жертвой, и не все определения кибер-издевательств включают в себя то, что поведение является повторяющимся. Это особенно коварная форма издевательств, поскольку она может происходить в школе и дома, ее трудно обнаружить и проверить, она быстро достигает широкой аудитории и легкодоступна для более чем 80% подростков, имеющих доступ к медиатехнологиям. Наиболее часто используемые электронные носители для кибермошенничества: Текстовые сообщения / сотовые телефоны; интернет-сайты или чаты; социальные сети.

Кибер-преследователи используют эти средства массовой информации, отправляя жестокие сообщения или сообщения с угрозами, захватывая учетную запись электронной почты жертв и отправляя другим смущающие или злобные сообщения, которые выглядят так, как будто они исходят от жертвы, создают вебсайты с изображениями или шутками о жертвах и приглашают других одноклассников участвовать в высмеивании жертв в Интернете и обманывать жертв, чтобы они раскрывали конфиденциальную информацию по электронной почте или в мгновенных сообщениях, а затем пересылали ее другим.

Пик физического и кибер-издевательства приходится на среднюю школу, затем он уменьшается, тогда как словесное издевательство может продолжать расти в средней школе. Более половины жертв кибер-издевательств не подвергаются издевательствам вне сети. Однако участие в кибер-издевательствах может сигнализировать о причастности к другим типам издевательств и преследований. Те, над кем издеваются физически или в киберпространстве, с большей вероятностью станут жертвами словесных или косвенных издевательств.

Факторы, влияющие на проявление буллинга:

1. Младший возраст ребенка;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.