Научная статья на тему 'КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ'

КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
840
138
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
виртуальный мир / буллинг / кибербуллинг / кибер-травля / интернет / киберэтика / киберэтикет / психологическое насилие / психологическое здоровье. / virtual world / bullying / cyberbullying / cyberbullying / internet / cyberethics / cyberetiquette / psychological abuse / psychological health.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Тиркашева, Гулрух Мухаммадиевна

В статье поднимается проблема буллинга среди подрастающего поколения в сети интернет. Описаны виды, формы, участники кибербуллинга, даны методики и практические рекомендации для защиты детей от кибербуллинга. Уделено внимание психологическим последствиям кибербуллинга для всех участников взаимодействия. На основе материалов международных и отечественных исследований представлены результаты влияния кибербуллинга на социальную жизнь и эмоциональное состояние подростков. Показано, что существует необходимость принятия новых превентивных мер, в связи с быстрым развитием и расширением форм применения кибербуллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CYBERBULLYING AMONG CHILDREN: CONCEPT, MODERN FORMS AND PROTECTIVE MECHANISMS

The article raises the problem of bullying among the younger generation on the Internet. The types, forms, participants of cyberbullying are described, methods and practical recommendations for protecting children from cyberbullying are given. Attention is paid to the psychological consequences of cyberbullying for all participants in the interaction. Based on materials from international and domestic studies, the results of the impact of cyberbullying on the social life and emotional state of adolescents are presented. It is shown that there is a need to take new preventive measures, due to the rapid development and expansion of forms of cyberbullying.

Текст научной работы на тему «КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ»

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

КИБЕРБУЛЛИНГ СРЕДИ ДЕТЕЙ: ПОНЯТИЕ, СОВРЕМЕННЫЕ ФОРМЫ И ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Тиркашева Гулрух Мухаммадиевна

Магистрант ТГЮУ, по направлению 70420127 - Право СМИ +998900921116 email: tirkashevagulrux999@gmail. com

АННОТАЦИЯ

В статье поднимается проблема буллинга среди подрастающего поколения в сети интернет. Описаны виды, формы, участники кибербуллинга, даны методики и практические рекомендации для защиты детей от кибербуллинга. Уделено внимание психологическим последствиям кибербуллинга для всех участников взаимодействия. На основе материалов международных и отечественных исследований представлены результаты влияния кибербуллинга на социальную жизнь и эмоциональное состояние подростков. Показано, что существует необходимость принятия новых превентивных мер, в связи с быстрым развитием и расширением форм применения кибербуллинга.

Ключевые слова: виртуальный мир, буллинг, кибербуллинг, кибер-травля, интернет, киберэтика, киберэтикет, психологическое насилие, психологическое здоровье.

ABSTRACT

The article raises the problem of bullying among the younger generation on the Internet. The types, forms, participants of cyberbullying are described, methods and practical recommendations for protecting children from cyberbullying are given. Attention is paid to the psychological consequences of cyberbullying for all participants in the interaction. Based on materials from international and domestic studies, the results of the impact of cyberbullying on the social life and emotional state of adolescents are presented. It is shown that there is a need to take new preventive measures, due to the rapid development and expansion of forms of cyberbullying.

Keywords: virtual world, bullying, cyberbullying, cyberbullying, internet, cyberethics, cyberetiquette, psychological abuse, psychological health.

ВВЕДЕНИЕ.

Тенденция развития травли в интернете или кибербуллинга становится все популярнее. По данным исследования российской интернет-компании Mail.ru, за время пандемии уровень агрессии в сети вырос на 47%, а порядка 58% пользователей Рунета сталкивались с различными проявлениями травли. Следовательно, явление кибербуллинга все больше становится международной

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

проблемой. Кибербуллинг - явление социальное, в него включены не только жертвы и агрессоры, но и все остальные. И представляет собой серьезные угрозы для психологического здоровья и социального формирования личности подрастающего поколения. Кроме того, кибербуллинг проявляется в разных видах и формах в социальных сетях, и тем самым является виртуальной агрессией среди молодых пользователей социальных сетей. На сегодняшний день выработаны практические рекомендации, методики для защиты детей от кибербуллинга как для учителей, так и для родителей.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

У интернета есть масса достоинств. Тем не менее, как во многих жизненных ситуациях, в этом есть и свои риски, которых вам необходимо избегать.

В 2019 году более половины всего населения Земли пользовались интернетом. Крупнейшую часть пользователей интернета составляют люди в возрасте моложе 44 лет, при этом объемы использования в возрастных группах 16-24 года и 35-44 года одинаковы. На глобальном уровне каждый третий пользователь интернета является ребенком (0-18 лет), и по оценкам ЮНИСЕФ 71 процент молодых людей уже находятся в онлайновой среде1.

Согласно недавнему докладу ЮНЕСКО «Что стоит за цифрами? Искоренение насилия и запугивания в школе» (2019) более 30% учащихся в мире стали жертвами издевательств. Каждый десятый учащийся страдает от кибербуллинга, и число столкнувшихся с этим явлением продолжает расти. Во время пандемии СОУГО-19 случаи травли, в особенности кибербуллинга, участились, как в отношении учащихся, так и учителей2.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ.

В 2019 году дети в возрасте от 3 до 13 лет составляли 90% жертв, фигурирующих в онлайн-материалах о сексуальном насилии в отношении несовершеннолетних. В 2020 году этот показатель составил 76%, отражая увеличение числа жертв в возрасте от 14 до 17 лет с 8% в 2019 году до 22% в 2020 году3.

Буллинг - проявление психологического насилия, направленное на то, чтобы сознательно доставить человеку дискомфорт и страдания, вызвать у него страх и подчинить с его помощью себе. Такое насилие носит длительный и систематический характер, и в случае детей от 7 до 18 лет, осуществляется в адрес личностей, по причине возраста и незрелости неспособных защитить себя4.

1 Cm.: OECD, "New Technologies and 21st Century Children: Recent Trends and Outcomes", Education Working Paper No. 179.

2 Cm.: https://ru.unesco.org/news/vunesko-otmechaet-pervvv-mezhdunarodnvv-den-protiv-nasiliva-i-travli-v-shkole-i-kiberbullinga

3 INHOPE. 2021. Annual Report 2020.

4 Cm.: https://kids.kasperskv.ru/article/kiberbulling kak ne dopustit problem iz-za travli v internete

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Впервые определение понятию кибербуллинга дал Билл Бэлси (Вй Ве^еу). По его мнению, кибербуллинг - это использование информационных и коммуникационных технологий, например, электронной почты, мобильного телефона, личных интернет-сайтов, для намеренного, неоднократного и враждебного поведения лица или группы, направленного на оскорбление других людей5.

Кибербуллинг — это запугивание (буллинг) с использованием цифровых технологий. Это может происходить в социальных сетях, платформах обмена сообщениями, игровых платформах и мобильных телефонах. Это повторяющееся поведение, направленное на то, чтобы напугать, разозлить или опозорить тех, кого преследуют. Примеры включают в себя:

распространение ложной информации или постов со смущающими фотографиями кого-либо в социальных сетях

отправка вредных сообщений или угроз через платформы обмена сообщениями

выдавать себя за кого-то и посылать подлые сообщения другим от их

имени.

Открытый буллинг и кибербуллинг часто могут происходить одновременно. Но кибербуллинг оставляет за собой цифровой след - запись, которая может оказаться полезной и предоставить доказательства, которые помогут остановить издевательство6.

Особенность кибербуллинга в том, что он возникает в пространстве, которое по определению небезопасно. В школе за поведением ребенка следят учителя, дома - родители. Проявления травли в такой среде обычно заметны (хотя к ней не всегда относятся серьезно). О том, как учителю распознать и предотвратить буллинг в школе, мы уже писали. Но в сети ребенок в значительной степени предоставлен сам себе. Поэтому так важно, чтобы он осознавал угрозы и думал о безопасности.

Дети часто стараются молчать, если сталкиваются с преследованием в интернете. Судя по исследованиям, более половины родителей уверены, что их ребенок никогда не встречался с такими ситуациями (61%). Еще одна причина в том, что детям трудно заранее распознать ситуации травли в сети, отличить их от обычного общения или безобидного интереса.

Буллинг в интернете существует во множестве форм. Здесь мы расскажем об основных. Этот список можно распечатать и вывесить в классе -или переслать ученикам. Важно донести до них мысль: травля - это опасная ситуация. Если ребенок почувствовал, что его травят в интернете - нужно

5 См.: Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by _Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 24.01.2018).

6 См.: https://www.unicef.org/uzbekistan/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0% 82%D1%8C-%D83

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

рассказать родителям, посоветоваться со школьным психологом или позвонить на телефон доверия.

На сегодняшний день существует подробная классификация видов кибербуллинга:

- флейминг - «спор ради спора», процесс обмена сообщениями в местах многопользовательского сетевого общения (чаты, интернет-форумы, социальные сети и др.);

- троллинг - размещение провокационных сообщений, комментариев с целью подведения человека к реакции и развития конфликта (издевательства);

- клевета - распространение заведомо ложной информации, сведений о человеке, порочащих его репутацию;

- киберсталкинг - преследование или домогательство с помощью интернета (при нем ребенку постоянно присылают личные сообщения: угрожают, оскорбляют, высмеивают, ведут с ним психологические игры -например, задают вопросы и подлавливают на «неправильных» или «глупых» ответах);

- секстинг - пересылка или распространение фотографий, или видео интимного характера;

- гриферство - нанесение морального или материального ущерба в видеоиграх; - раскрытие секретов - обнародование личной информации о человеке в интернете;

- кетфишинг - воссоздание профиля жертвы, при помощи воровства его фотографий и личных данных, размещения с его страницы неблагоприятного контента (в отличие фрейпинга, этот вид буллинга в интернете не требует сложных манипуляций - для этого достаточно иметь минимум доступной информации. Сложность борьбы с кетфишингом в том, что его не всегда можно вовремя отследить);

- диссинг - передача или публикация порочащей информации о жертве в режиме онлайн (в отличие от аутинга, диссинг - это распространение информации, которая может опорочить человека. В оффлайне диссинг обычно существует в форме сплетен и слухов. При травле в соцсетях к нему добавляется создание «фотожаб», оскорбительных мемов, сфабрикованных текстов сообщений, скриншотов с недостоверной информацией);

- фрейпинг - получение обидчиком контроля над чужой учетной записью и рассылка с профиля нежелательного контента от имени жертвы;

- бойкот - эта форма кибербуллинга проявляется в том, что жертву исключают из всех кругов общения в интернете.

- аутинг - это публикация личной информации человека без его согласия. Причем к травле относится именно целенаправленная публикация такой информации с целью его унизить или шантажировать. Сюда же относятся и

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

угрозы распространить личную информацию, передать ее учителям, полиции, использовать для создания клеветнических публикаций.

Кибербуллинг может отличаться от обычного буллинга анонимностью. Как показывают исследования, "кибер-жертвы" в большинстве случаев не знают, кто агрессор7.

Кроме анонимности, основные особенности кибербуллинга:

• Травля может длиться 24 часа в сутки, что возможно благодаря постоянной подключенности детей к соцсетям и электронным носителям;

• причиной может стать любой повод, достаточно чем-то выделяться;

• ребенок часто скрывает факт травли по разным причинам: стесняется, не может перенести шока, под влиянием противоречивых эмоций, при том, что интенсивно их испытывает. Хотя нам кажется, что мы, родители, рядом, ребенок как будто может получить помощь - и не получает ее;

• агрессором могут выступить как знакомые, так и незнакомые люди;

По логике психологов-исследователей, безнаказанность и часто невозможность деанонимизировать нападающего позволяет агрессору чувствовать себя менее уязвимыми и менее ответственными8;

• кибербуллинг происходит вне независимо от того, где физически находится ребенок. У жертв оффлайн-буллинга в школе может быть поддержка от учителей, в то время как жертвы буллинга в виртуальной среде имеют ее далеко не всегда.

Последствия кибербулинга очень разнятся и степень их серьезности значительно отличается. Кибербуллинг может привести к:

• росту уровня тревоги

• стрессу

• нарушению сна

• психосоматическим расстройствам

• снижению академической успеваемости и прогулам

• снижению самооценки

• депрессии.

Недоброжелатели у каждого человека есть и в обычной жизни, но когда вашу жизнь могут наблюдать 5-10 человек, и когда вы каждый день находитесь под наблюдением и влиянием от 10 до 1000 (в соцсетях) и более 10 000 людей (в блогах, в зависимости от количества подписчиков), давление сильно растет.

7 Cm.: Kowalski R.M. & Limber S.P. Electronic bullying among middle school students. - Journal of Adolescent Health, 41, 2007

8 Cm.: Megan Price & John Dalgleish "Cyberbulling" p.52 pp. 51-59 Joinson,1998 Keith (Joinson, A. 1998, 'Causes and implications of disinhibited behaviour on the internet', in Psychology and the internet: Intrapersonal, interpersonal and transpersonal implications, ed. J. Gackenback, Academic Press, New York.), Keith, S. & Martin, M. 2005, 'Cyber-bullying: Creating a culture of respect in a cyber world', Reclaiming Children and Youth, v.13, n.4, pp.224-28.

88

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

Не каждый может выдержать информационный негативный поток в свой адрес. Блогеры последних лет практически все прошли через настоящую интернет-травлю9.

Негативные комментарии по поводу лишнего веса может заставить юного подростка страдать от пищевых расстройств. Один комментарий по поводу его ориентации может всю жизнь заставлять стесняться его своей ориентации, ведь чаще неприятные эмоции доставляют не только и столько количество комментариев, сколько их попадание в цель. Регулярные комментарии по поводу его никчемности или ненужности может даже привести к попытке навредить себе.

Международные конвенции, такие как Конвенция о правах ребенка, Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера и Конвенция о киберпреступности перечисляют права детей и разъясняют обязательство государств по защите детей от разных видов насилия. Кроме того существуют национальные нормативно-правовые акты регулирующие данную сферу, например в Конституции Республики Узбекистан в Ст.65 говорится, что дети равны перед законом вне зависимости от происхождения и гражданского состояния родителей. Материнство и детство охраняются государством. В Конституции дается четкое разъяснение, что все дети равны и никто не имеет право ущемлять их право. Кроме того существует Закон Республики Узбекистан о гарантиях прав ребёнка, о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью и т.д.

Как защититься от кибербуллинга?

Не выкладывать личные данные:

Адреса, фотографии, телефоны, почты и тем более - пароли от почт или личных кабинетов.

Совет. В детстве влияние родителей еще достаточно велико. Всегда можно придумать смешную и веселую аргументацию, почему стоит выкладывать фото персонажей, мультиков, героев игр как свою аватарку. Ребенка к этому побудить может элемент игры и соревнования, если такая тенденция есть среди сверстников. Пусть ребенок подумает, что это веселая игра, что в интернете часто так "играют".

Не общаться с незнакомцами:

По данным ежегодного опроса «Лаборатории Касперского», 70% детей принимают заявки в "друзья" от незнакомых людей, более 30% встречались с ними в онлайне. Расскажите им, чем это может грозить. Что такие взрослые могут казаться добрыми, а на самом деле входить в доверие с целью грабежа их дома, насилия, киднеппинга.

Не высказываться негативно о других в виртуальной среде:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9 См. https://kids.kasperskv.ru/article/kiberbulling kak ne dopustit problem iz-za travli v internete

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

Точно так же, как даете им инструменты для успешной социализации в обществе, объясните им правила цифрового этикета. Очень важно научить их общаться так, чтобы детям не было стыдно ни за одно написанное слово или переданный файл. Научите уважать приватность других людей, не разжигать и не участвовать в конфликтах. Объясните, что передавать стоит только проверенную информацию, а общаться и верить в приоритете всегда собеседнику в оффлайне.

Игнорировать агрессию и угрозы.

Главный принцип защиты: при первых признаках агрессии (требования, угрозы, шантаж) заканчивать разговор. Не реагировать на попытки буллера возобновить его. Если домогательства повторяются, нужно заблокировать агрессора и сообщить об этом факте взрослым.

Можно уйти на несколько дней из онлайна, отключив себя от источника негатива и сетей вообще. А также добавив в черный список обидчиков и отключив комментирование в соцсетях.

Главный метод борьбы с фейковыми аккаунтами (кетфишингом) в соцсетях - написание запроса к администрации сайта с просьбой удалить «фейковый» профиль. Если все же агрессор успел «наследить», можно разместить на своем профиле (в статусе, в ленте) сообщение такого содержания: «ВНИМАНИЕ! От моего лица действует фейковый профиль. Если он пишет вам, оскорбляет или провоцирует вас, знайте: это не я».

Читать просветительские статьи, а также использовать специальные приложения для защиты.

Например, Kasperskу Safe Kids позволяет понять, какие сайты просматривает ваш ребенок, настроить доступ к безопасным сайтам и ограничить времяпровождение в соцсетях и сайтах с агрессивной средой.

Или же, в тех самых социальных сетях имеются свои нормы (правила, стандарты и т.д.) для пользователей. В Facebook имеется свод своих Стандартов для сообщества, а в Instagram имеются Правила для сообщества, и они просят их сообщество соблюдать эти правила. Если они обнаруживают контент, который нарушает эти правила, например, путём травли или преследования, они его удаляют. Если пользователь считает, что контент был удалён ошибочно, у них предусмотрена подача апелляции, через центр поддержки.

А что делать, если все-таки стал жертвой?

1. Сохранить доказательства: письма, скриншоты, аудио. Не бояться отстаивать свое личное и эмоциональное состояние.

2. Сообщить администраторам социальной сети или форума о массовой травле, особенно, если травля происходит в специально созданном публикации.

3. Сообщить родителям и классному руководителю. Большинство учебных заведений серьёзно относятся к проблеме травли и запугивания и

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

о

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

принимают в связи с этим соответствующие меры. Если вы подвергаетесь интернет-травле со стороны других учащихся, сообщите об этом руководству школы.

4. Обратиться в правоохранительные органы государства. Некоторые виды кибербуллинга, например те, которые связаны с угрозой жизни и здоровью преследуются законом.

Люди, которые являются жертвами любых форм насилия, включая травлю и запугивание, а также интернет-травлю, имеют право на правосудие и привлечение к ответственности правонарушителя. Законы, направленные на привлечение к судебной ответственности за травлю и издевательства, особенно за интернет-травлю, являются относительно новыми и до сих пор не приняты во всех странах. По этой причине, во многих странах для наказания правонарушителей применяются другие законы, связанные с оскорблениями и унижением. В странах, где действуют специальные законы о кибербуллинге, поведение в интернете, нацеленное на вызывание серьёзных эмоциональных переживаний, рассматривается как преступное действие. В некоторых из этих стран жертвы интернет-травли могут обращаться за защитой, добиться запрета общения преследователя с ними, временного или постоянного ограничения использования преследователем электронных устройств, используемых для совершения им интернет-травли.

Тем не менее, важно помнить, что наказание - это не всегда самый эффективный способ исправить поведение правонарушителей. Чаще всего будет лучше сосредоточиться на устранении вреда и восстановлении отношений. Иными словами следует обратить внимание на профилактические действия и воспитание подрастающего поколения не только в реальной жизни, но и в виртуальной. А именно сделать акцент на уважительное взаимоотношение с другими субъектами социума в реальном и виртуальном мире. И с этой целью предлагаю внедрить темы о киберэтике и киберэтикету в уже существующие школьные программы.

Кроме того, на сегодняшний день выработаны практические рекомендации, методики для защиты детей от кибербуллинга как для учителей, так и для родителей. Однако не многие в достаточной мере информированы и ознакомлены с ними. Необходимо предпринимать усилия для ознакомления с этими практическими рекомендациями и методиками. Некоторые существующие методы борьбы с этим явлением могут не работать по истечении времени ввиду быстрого развития кибербуллинга и расширения форм его применения, следовательно потребуется новая разработка форм по противодействию этому явлению.

ВЫВОДЫ.

На основе вышеизложенного мы пришли к следующим выводам:

Oriental Renaissance: Innovative, educational, natural and social sciences Scientific Journal Impact Factor Advanced Sciences Index Factor

О

R

VOLUME 2 | ISSUE 5 ISSN 2181-1784 SJIF 2022: 5.947 ASI Factor = 1.7

1. С развитием технологий и появления цифрового пространства появилось виртуальная жизнь. И появление виртуальной жизни способствовало преобразованию буллинга в новую форму, а именно в кибербуллинг;

2. Особенность кибербуллинга в том, что он возникает в пространстве, которое по определению небезопасно. Кибербуллинг отличается от обычного буллинга тем, что кибербуллинг оставляет за собой цифровой след - запись, которая может оказаться полезной и предоставить доказательства, которые помогут остановить издевательство. Кибербуллинг может отличаться от обычного буллинга анонимностью и как показывают исследования, "кибер-жертвы" в большинстве случаев не знают, кто агрессор;

3. Ребенок часто скрывает факт травли по разным причинам: стесняется, не может перенести шока, под влиянием противоречивых эмоций, при том, что интенсивно их испытывает. Хотя нам кажется, что мы, родители, рядом, ребенок как будто может получить помощь - и не получает ее;

4. Существуют разные виды кибербуллинга такие как: флейминг, троллинг, клевета, киберсталкинг, секстинг, гриферство, кетфишинг, диссинг, фрейпинг, бойкот, аутинг;

5. Степень серьёзности последствия кибербулинга очень разнят и отличаются, может привести к следующим: росту уровня тревоги, стрессу, нарушению сна, психосоматическим расстройствам, снижению академической успеваемости и прогулам, снижению самооценки, депрессии;

6. Существуют способы защиты от кибербуллинга такие как: Не выкладывать личные данные, не общаться с незнакомцами, не высказываться негативно о других в виртуальной среде, игнорировать агрессию и угрозы, читать просветительские статьи, а также использовать специальные приложения для защиты.

7. Если все-таки стал жертвой то следует в первую очередь сообщить родителям, преподавателю. Следовательно, потом обратиться в правоохранительные органы государства;

8. Законы, направленные на привлечение к судебной ответственности за травлю и издевательства, особенно за интернет-травлю, являются относительно новыми и до сих пор не приняты во всех странах. По этой причине, во многих странах для наказания правонарушителей применяются другие законы, связанные с оскорблениями и унижением.

9. Следует обратить внимание на профилактические действия и развития подрастающего поколения виртуальной правовой культуры и сознания. Кроме того, следует обратить внимание на формирование и воспитание киберэтики и киберэтикета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (REFERENCES)

1. Конвенция защиты прав человека от 1950 года, электронный ресурс http://hrlibrary.umn.edu/russian/euro/Rz17euroco.html

Oriental Renaissance: Innovative, p VOLUME 2 | ISSUE 5

educational, natural and social sciences ISSN 2181-1784

Scientific Journal Impact Factor Q SJIF 2022: 5.947

Advanced Sciences Index Factor ASI Factor = 1.7

2. Декларация прав ребёнка от 1959 года, электронный ресурс https://www.un.org/ru/documents/decl conv/declarations/childdec.shtml

3. Конвенция о правах ребенка от 1989 года, электронный ресурс https: //www.un. org/ru/documents/decl conv/conventions/childcon.shtml

4. Конвенция Совета Европы о защите детей от эксплуатации и надругательств сексуального характера от 2007 года, электронный ресурс https://base.garant.ru/70359656/

5. Факультативный протокол к Конвенции о правах ребенка, касающийся процедуры сообщений от 2001 года, электронный ресурс https://www.un.org/ru/documents/decl conv/conventions/child optprot.shtml

6. Конвенция о киберпреступности от 2001 года, электронный ресурс https://rm.coe.int/1680081580

7. Конституция Республики Узбекистан от 1992 года, электронный ресурс https://lex.uz/docs/35869

8. Закон Республики Узбекистан о защите прав ребёнка от 2008 года, электронный ресурс https://www.lex.uz/acts/1297318

9. Закон Республики Узбекистан о защите детей от информации, наносящей вред их здоровью от 2017 года, электронный ресурс https://www.lex.uz/docs/3333805

10. OECD, "New Technologies and 21st Century Children: Recent Trends and Outcomes", Education Working Paper No. 179.

11. https://ru.unesco.org/news/yunesko-otmechaet-pervyy-mezhdunarodnyy-den-protiv-nasiliya-i-travli-v-shkole-i-kiberbullinga

12. https://www.unicef.org/uzbekistan/%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B0%D0 % 82%D 1 %8C-%D83

13. Belsey B. Cyberbullying: An Emerging Threat to the «Always On» Generation. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http:// www.cyberbullying.ca/pdf/Cyberbullying_Article_by _Bill_Belsey.pdf (дата обращения: 24.01.2018).

14. file:///C:/Users/User/Downloads/kiberbulling-kak-novaya-forma-ugrozy-psihologicheskomu-zdorovyu-lichnosti-podrostka.pdf

15. INHOPE. 2021. Annual Report 2020.

16. https://kids.kaspersky.ru/article/kiberbulling kak ne dopustit problem iz-za travli v internete

17. https://www.coe.int/ru/web/commissioner/-/protecting-children-s-rights-in-the-digital-world-an-ever-growing-challen-1

18. https://teacher.yandex.ru/posts/kiberbulling-7-vidov-o-kotorykh-stoit-rasskazat-uchenikam

19. https://opic.childrightsconnect.org/wpcontent/uploads/2019/09/CRC OP3 Leafle t Russian A5 ChildRightsConnect.pdf

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.