Научная статья на тему 'ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ВИКТИМИЗАЦИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ'

ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ВИКТИМИЗАЦИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БУЛЛИНГ / АГРЕССИЯ / ПРОФИЛАКТИКА / ВМЕШАТЕЛЬСТВО / ФАКТОРЫ РИСКА / ДЕТСКАЯ ПСИХОЛОГИЯ / АГРЕССИВНОЕ ПОВЕДЕНИЕ / ДЕТСКАЯ АГРЕССИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Орлов Руслан Андреевич, Лазаренко Лариса Анатольевна

Данное исследование посвящено изучению проблемы издевательств и виктимизации в детской среде. В работе рассматриваются типы издевательств, формы их проявления, В статье выделены факторы, влияющие на проявление буллинга, факторы, повышающие риск виктимизации. Дана характеристика участников буллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BULLYING AND VICTIMIZATION AMONG CHILDREN

This study examines the problem of bullying and victimization in a child's environment. The paper examines the types of bullying, the forms of their manifestation. The article highlights the factors influencing the manifestation of bullying, factors that increase the risk of victimization. The characteristics of the participants in bullying are given.

Текст научной работы на тему «ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ВИКТИМИЗАЦИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ»

УДК 159.9

ИЗДЕВАТЕЛЬСТВА И ВИКТИМИЗАЦИЯ СРЕДИ ДЕТЕЙ

студент факультета педагогики, психологии и коммуникативистики Орлов Руслан Андреевич «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар); кандидат психологических наук, доцент кафедры педагогики и психологии Лазаренко Лариса Анатольевна «Кубанский государственный университет» (г. Краснодар)

Постановка проблемы. Издевательства - важная проблема общественного здравоохранения, от которой страдает довольно большое количество детей. Наиболее часто используемое определение буллинга было разработано Даниэлем Олвеусом в 1970-х и 80-х годах. Ольвеус описывает запугивание как умышленное, повторяющееся, негативное (неприятное или обидное) поведение одного или нескольких лиц, направленное против человека, которому трудно защитить себя. Это определение применяется к такому агрессивному поведению, которое совершает лицо или группа, обладающие большей властью, по отношению к человеку или группе с меньшей властью. Разница в силе может быть связана с физическим размером, психологической / социальной властью или другими факторами. В качестве ключевых элементов издевательств могут быть: физическое, словесное или психологическое нападение или запугивание; фактический или предвидимый дисбаланс сил между преследователем и жертвой, намеренное запугивание или причинение вреда жертве.

Изложение основного материала исследования. Буллинг включает прямые и косвенные формы агрессии (Таблица 1). Физическая и вербальная агрессия - это прямые формы запугивания, состоящие из открытого выражения власти. Физическое запугивание включает в себя любые виды физического нападения, такие как удары, толчки, пинки, удушение и насильственное отнятие чего-либо у жертвы. Словесные издевательства включают словесное домогательство или запугивание в форме обзывательства, угрозы, насмешки, и психологическое запугивание для причинения вреда жертвам. Кража, вандализм и гримасы или непристойные жесты также являются способами издевательства над детьми.

Таблица 1

Типы издевательств Формы проявления

Физическое издевательство (прямое) Удары, толчки, пинки, удушение, отнятие чего-либо у жертвы.

Вербальное издевательство (прямое) Оскорбления, угрозы, насмешки, злонамеренное поддразнивание, психологическое запугивание.

Реляционное (эмоциональное) издевательство Сплетни, клевета, саботаж, убеждение сверстников исключить жертв.

Кибербуллинг Угрозы, преследования, издевательства, запугивания с использованием электронных средств связи.

Косвенное издевательство в первую очередь представляет собой агрессию в отношениях, которая включает социальную изоляцию жертв посредством манипулирования социальными отношениями со стороны хулиганов или нанесения ущерба репутации жертв. Сплетни, клевета, саботаж и убеждение сверстников исключить жертв - это формы издевательства в отношениях. Запугивание чаще всего происходит в районах с небольшим количеством взрослых, таких как игровые площадки и школьные коридоры. Словесное и косвенное издевательство труднее распознать, чем физическое. Эмоциональное издевательство более распространено среди девочек и может вызвать чувство отверженности в критический момент социального развития [3].

Кибербуллинг является новой формой травли и определяется как вред, наносимый посредством угрозы, преследования, насмешек и/или запугивания сверстника с использованием электронного носителя, такого как компьютеры, сотовые телефоны и другие электронные устройства. Подобно определениям традиционных издевательств, определения кибер-издевательств включают в себя то, что поведение является агрессивным, с намерением нанести вред. Однако, в отличие от традиционных издевательств определение кибербуллинга не включает разницу сил между преследователем и жертвой, и не все определения кибер-издевательств включают в себя то, что поведение является повторяющимся. Это особенно коварная форма издевательств, поскольку она может происходить в школе и дома, ее трудно обнаружить и проверить, она быстро достигает широкой аудитории и легкодоступна для более чем 80% подростков, имеющих доступ к медиатехнологиям. Наиболее часто используемые электронные носители для кибермошенничества: Текстовые сообщения / сотовые телефоны; интернет-сайты или чаты; социальные сети.

Кибер-преследователи используют эти средства массовой информации, отправляя жестокие сообщения или сообщения с угрозами, захватывая учетную запись электронной почты жертв и отправляя другим смущающие или злобные сообщения, которые выглядят так, как будто они исходят от жертвы, создают вебсайты с изображениями или шутками о жертвах и приглашают других одноклассников участвовать в высмеивании жертв в Интернете и обманывать жертв, чтобы они раскрывали конфиденциальную информацию по электронной почте или в мгновенных сообщениях, а затем пересылали ее другим.

Пик физического и кибер-издевательства приходится на среднюю школу, затем он уменьшается, тогда как словесное издевательство может продолжать расти в средней школе. Более половины жертв кибер-издевательств не подвергаются издевательствам вне сети. Однако участие в кибер-издевательствах может сигнализировать о причастности к другим типам издевательств и преследований. Те, над кем издеваются физически или в киберпространстве, с большей вероятностью станут жертвами словесных или косвенных издевательств.

Факторы, влияющие на проявление буллинга:

1. Младший возраст ребенка;

2. Наличие депрессии, проблемы с психическим здоровьем, эмоциональные, поведенческие проблемы, проблемы в развитии;

3. Низкая успеваемость;

4. Употребление психоактивных веществ;

5. Подверженность жестокому обращению с детьми и насилию в семье;

6. Высокий уровень гнева у ребенка;

7. Применение телесных наказаний родителями;

8. Плохое общение между родителями и детьми;

9. Проблемы в психическом развитии матери;

10. Гнев на своего ребенка со стороны родителей;

11. Отсутствие родительского контроля;

12. Сильный конфликт в семье;

13. Плохие отношения с одноклассниками;

14. Негативное влияние сверстников;

15. Жизнь в небезопасном районе.

Материнская и отцовская депрессия также могут стать причиной издевательства над детьми. Материнская депрессия связана с издевательствами. Эти отношения могут быть опосредованы более низким качеством взаимодействия между депрессивными матерями и их детьми или снижением привязанности матери к ребенку. Взаимодействие между депрессивными матерями и их детьми чаще бывает раздражительным, критическим и враждебным. Хроническая депрессия также связана с антисоциальным поведением родителей и негативными исходами для детей. Связь между отцовской депрессией и издевательствами над детьми менее ясна. Некоторые исследования предполагают, что депрессия у отцов связана с ухудшением социально-эмоционального развития ребенка и более выраженным внутренним и экстернализирующим поведением. Одно исследование показало, что отцы, которые издевались, когда они были в школе, чаще рожали детей, которые издевались над другими детьми.

Жизнь в семье с двумя родителями, материнское тепло, участие родителей в воспитании своего ребенка, позитивные модели поведения взрослых для подражания и высокая поддержка родителей защищают детей от проявления агрессии, буллигнга в отношении других лиц.

Риск и факторы защиты от виктимизации.

Факторы, повышающие риск виктимизации:

1. Физическая слабость жертвы по отношению к преследователю;

2. Низкая самооценка;

3. Отрицательное самовосприятие;

4. Низкая социальная компетентность;

5. Плохие социальные навыки и способность решать проблемы;

6. Интернализация расстройства (депрессия, тревога, одиночество);

7. Ненадежная привязанность матери и ребенка;

8. Материнская чрезмерная защита;

9. Навязчивое или принудительное воспитание;

10. Жестокое обращение с ребенком.

Дети, у которых мало друзей, у которых нет взаимных лучших друзей или у которых мало поддержки и защиты, больше шансов испытать отторжение и изоляцию со стороны сверстников и стать жертвами буллинга. Дети с такими плохими взаимоотношениями со сверстниками с большей вероятностью будут маргинализованы, т.е. изолированы в окружении, что создает почву сверстникам для издевательств. С другой стороны, среди тех детей, чьи личные качества увеличивают риск виктимизации (такие как интернализация проблем), но у них больше друзей и хороших отношений со сверстниками, то эти отношения могут защитить от виктимизации. Это особенно верно, когда эти равные отношения устанавливаются с просоциальными или физически более сильными сверстниками. Теплое и заботливое поведение учителей по отношению ко всем ученикам в классе также защищает детей от преследований.

Характеристика участников буллинга.

Буллинг состоит из четырех основных типов участников: хулиганов, жертв, свидетелей и хулиганов-жертв.

Таблица 2

Преследователи Преследователи-жертвы Жертвы

Доминирующий Импульсивный Физически слабее преследователя

Мальчики больше девочек Низкая самооценка Низкая самооценка

Вызывающее поведение Трудности в социализации, плохие социальные навыки Трудно заводить друзей

Употребление наркотиков Плохие навыки решения проблем Менее напористый, чем сверсники

Коморбидные состояния* (СДВГ**, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство) Коморбидные состояния (тревога, СДВГ, депрессия, вызывающее оппозиционное расстройство) Коморбидные состояния (тревога, одиночество, депрессия)

*Коморбидность — это состояние, при котором у пациента имеется два или более хронических заболевания, патогенетически связанных между собой, возникающих одновременно. **СДВГ - синдром дефицита внимания и гиперактивности.

Преследователи - неоднородная группа. Некоторые из них обладают хорошо развитыми социальными навыками и используют запугивание, чтобы добиться или сохранить доминирование в своей группе сверстников, они могут положительно относиться к насилию и не сочувствовать своим жертвам. Примерно

10% преследователей демонстрируют стабильно высокий уровень издевательств с течением времени. Тринадцать процентов учеников издеваются в раннем подростковом возрасте, но к окончанию старшей школы издевательства с их стороны прекращаются. Мальчики с большей вероятностью будут классифицированы как преследователи, чем девочки. Преследователи чаще проявляют вызывающее поведение и негативное отношение к школе и употребляют наркотики. У хулиганов также могут быть сопутствующие заболевания, такие как синдром дефицита внимания, депрессия и расстройство оппозиционного поведения [4].

Жертвы-преследователи - это те, кто издевается над другими и над самими собой; их также называют реактивными преследователями или провокационными/агрессивными жертвами. Это могут быть импульсивно агрессивные дети, которые агрессивно реагируют на издевательства, или жертвы, которые переходят от виктимизации к агрессивному поведению в течение определенного периода времени. Информации о жертвах преследователей меньше по сравнению с другими группами, хотя эта группа имеет наиболее серьезный и широкий спектр проблем адаптации. У детей из этой группы могут быть проблемы с вниманием, низкая самооценка и особенно высокий уровень депрессии и расстройства оппозиционного поведения. Они более тревожны и менее популярны, чем преследователи, у них плохие социальные навыки и умение решать проблемы, они склонны раздражать сверстников и поэтому могут не нравиться сверстникам или учителям. Они чаще происходят из семей с непоследовательным или плохим воспитанием детей, с недостатком внимания и заботы от родителей и могут научиться агрессивному поведению дома [6].

Большинство жертв издевательств являются пассивными или покорными жертвами (по сравнению с провокационными/агрессивными). Они могут быть физически меньше, менее напористыми, более тревожными, незащищенными или чувствительными, чем преследователи Жертвы издевательств также могут испытывать трудности с нахождением друзей и могут лучше общаться со взрослыми, чем со сверстниками. У них также может быть более низкая самооценка, из-за чего они с меньшей вероятностью будут сообщать о буллинге. По сравнению с преследователями-жертвами и преследователями, жертвы сообщают о самом высоком уровне одиночества и тревоги, а преследователи - о самом низком. У жертв самый низкий социальный статус среди сверстников, а у преследователей самый высокий, однако одноклассники больше всего избегают преследователей-жертв [2].

Четвертая группа, которую мы рассмотрим - это свидетели буллинга, самая большая по численности группа. Здесь важным аспектов является - реакция. От того, как поведет себя свидетель в ситуации травли, будет зависеть его статус. Попытка сопротивления или поддержки жертвы буллинга может обернуться издевательством в свой адрес, а участие в травле или несущественная эмоциональная поддержка (смех, улыбка) может послужить явным знаком поддержки и одобрением действий преследователя. Неблагоприятным эффектом для свидетеля травли становится то, что он начинает воспринимать свое окружение как небезопасную среду, а также на фоне этого возникает чувство страха, неполноценности, беспомощности. В связи с этим, уровень эмпатии у свидетелей снижается [5].

Характеристики кибер-преследователей и жертв.

Кибер-преследователи и жертвы демонстрируют уникальное поведение. Преследователи не обязательно сильнее своих жертв, они обычно анонимны и не могут видеть страдания, вызванные их издевательствами. Киберзапугивание происходит в школе и дома, и его труднее выявить и устранить, чем другие формы издевательств. Кибер-издевательства также труднее отследить, поэтому преследователи меньше боятся быть идентифицированными. Большинство инцидентов кибербуллинга происходят вне школы. Кибер-издевательства в школе чаще всего происходят с помощью текстовых сообщений, и жертвы вряд ли сообщат об этих инцидентах из-за правил, запрещающих использование мобильных телефонов в школе.

Кибер-преследователи с большей вероятностью будут агрессивными, проявлять преступное поведение, иметь преступных сверстников и причастны к употреблению психоактивных веществ. На их поведение могут повлиять такие факторы как: плохой родительский контроль, враждебные отношения с родителями, плохая эмоциональная связь с родителями по сравнению с детьми, не вовлеченными в кибер-издевательства. В одном из исследований, было выявлено, что более трети кибер-преследователей совершают кибер-издевательства ради удовольствия, четверть запугивают в отместку, и небольшой процент тех, кто запугивает, потому что плохо себя чувствуют. Кибер-следователи могут быть жертвами или исполнителями традиционных издевательств вне сети. Большинство кибер-преследователей знают своих жертв, однако менее трети жертв знают своих обидчиков лично [1].

Жертвы кибер-издевательств часто не знают, кто их запугивает, и не решаются сообщать об издевательствах родителям, опасаясь потерять привилегии электронных СМИ. Дети, которые запугивают других в киберпространстве, которые являются жертвами традиционных форм издевательств и имеют социальные проблемы, с большей вероятностью станут жертвами издевательств в Интернете.

Выводы. Подводя итог вышесказанному, хочется отметить, что от издевательств страдают многие дети в России и за рубежом. Преследователи, преследователи-жертвы, жертвы и свидетели подвергаются высокому риску негативных краткосрочных и долгосрочных последствий. Незначительное снижение тенденций в отношении издевательств и преследований может быть связано с повышением осведомленности и реагирования на инциденты, связанные с издевательствами. Несмотря на это, по-прежнему существует значительное число детей, пострадавших от издевательств. Вмешательства в отношении издевательств в школе кажутся многообещающими, однако важно обеспечить надлежащее участие родителей и усилия школьного персонала для профилактики буллинга. Родители, педагоги, психологи, социальные педагоги и администрация школы могут работать вместе, чтобы предотвратить издевательства в детстве и вмешаться в них, дабы сохранить психологическое и физическое здоровье детей.

Аннотация. Данное исследование посвящено изучению проблемы издевательств и виктимизации в детской среде. В работе рассматриваются типы издевательств, формы их проявления, В статье выделены факторы, влияющие на проявление буллинга, факторы, повышающие риск виктимизации. Дана характеристика участников буллинга.

Ключевые слова: буллинг, агрессия, профилактика, вмешательство, факторы риска, детская психология, агрессия, агрессивное поведение, детская агрессивность.

Annotation. This study examines the problem of bullying and victimization in a child's environment. The paper examines the types of bullying, the forms of their manifestation. The article highlights the factors influencing the

manifestation of bullying, factors that increase the risk of victimization. The characteristics of the participants in bullying are given.

Keywords: Bullying, aggression, prevention, intervention, risk factors, child psychology, aggression, aggressive behaviour, child aggressiveness.

Литература:

1. Бочавер А.А. Хломов К.Д Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2014. №3(11). С. 177

2. Бочавер А.А. Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики, 2013. Т. 10. № 3. С. 149-159.

3. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Кибербуллинг как способ социального реагирования подростков на ситуацию буллинга // Вестник Мининского университета 2017 - № 3. С. 11

4. Волкова Е.Н., Волкова И.В. Социально-психологические и личностные особенности подростков -свидетелей буллинга // Вестник Мининского университета. 2020. Т. 8, №4. С. 10.

5. Kiriakidis S.P., Kavoura A. Cyberbullying: a review of the literature on harassment through the Internet and other electronic means. Fam Community Health. 2010; 33 (2): 82-93.

6. Shetgiri R. Bullying and victimization among children. AdvPediatr. 2013; 60: 33-51.

УДК 378

АНГЛИЙСКИЕ И РУССКИЕ ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДЛОГИ КАК СПОСОБ ВЫРАЖЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ ДИНАМИЧЕСКОЙ ЛОКАЛИЗАЦИИ

кандидат педагогических наук, доцент Петрова Лиллия Геннадиевна Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ» (г. Белгород); ассистент кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Шевченко Наталья Николаевна Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ» (г. Белгород); ассистент кафедры русского языка, профессионально-речевой и межкультурной коммуникации Елфимова Анна Владимировна Белгородский государственный национальный исследовательский университет «НИУ БелГУ» (г. Белгород)

Постановка проблемы. Для каждой языковой системы присущи свои особенности, которые накладывают отпечаток на способы формирования тех или иных способов выражения языковых отношений. В связи с тем, что русский язык - флективный, а английский - аналитический, в исследуемых языках налицо несовпадения в способах выражения пространственных отношений. Вследствие этого выявляются расхождения в форме их выражения, связанные с тем, что в английском языке имя существительное и зависимые от него определения в актуализирующихся конструкциях не изменяются, тогда как для зависимого члена словосочетаний в изучаемом русском находится большое количество вариаций в зависимости от выбранного пространственного предлога, который влияет на падеж:

подхожу к нашему концертному залу - come to our new consert hall; иду в наш концертный зал - go to our new consert hall; иду из нашего концертного зала— go from our new consert hall.

Такое положение вещей заставляет задумываться над трудностями, с которыми встречаются иностранные студенты при изучении способов выражения пространственных отношений в русском языке. Эти трудности приводит к необходимости запоминания многочисленных вариантов окончаний при изучении пространственных предложно-падежных конструкций.

Изложение основного материала исследования. И русский, и английский языки располагают значительным количеством предлогов, выражающих динамическую локализацию, указывая на факт изменения предметов в их координации в пространстве в момент их перемещения. Для того, чтобы разработать систему упражнений, способствующих более эффективному усвоению англоговорящими иностранными студентами русских пространственных конструкций с динамической локализацией, мы решили произвести их сравнительную систематизацию.

Далее приведём пары русских и английских предлогов, служащих для того, чтобы определить направление движения к предмету, к объекту, относительно которого это движение наблюдается. Речь идёт о:

- конечном движении или о движении с целью осуществления контакта с ориентиром. Здесь располагаем парами предлогов toward (-s) - к; for - для, against - к; on - на; into - в, вовнутрь; to - к, по направлению к;

• She went towards the child. - Она пошла к ребёнку.

She could not feel love towards them. - Она не испытывала к ним любви.

• Philip smiled his charming smile. "As a matter of fact," said he, "I wanted you to come into the library for a moment. Would you? Will Miss Smith excuse us?" (3: 136) ... - Я хотел бы, чтобы ты пришла в библиотеку

• "Good heavens, how thoughtless I am!" Rosemary rushed to the bell (3: 124). - Боже, как я невнимательна! - Роузмери бросилась к звонку.

- движении, направленном к поверхности ориентира: on - «на», onto - «на», over - «на, к», upon - «на»;

• Rosemary said dreamily: "I saw a fascinating little box to-day. It cost twenty-eight guineas. May I have it?" Philip jumped her on his knee. "You may, little wasteful one," said he. ... (3: 138). - Филипп усадил на колени.;

• He rushed with his hat upon the button, which might so quickly lock all the money. - Он быстро накинул свою шляпу на кнопку, которая могла так быстро замкнуть все его деньги;

- движении, предпринятом вовнутрь ориентира: in - «в», inside - «в, вовнутрь», into - «в, вовнутрь»:

• I prefer go shopping inside the store, not near it. - Я предпочитаю ходить в магазин делать покупки, а не в палатки рядом;

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.