Научная статья на тему 'ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУЛЛИНГЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ'

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУЛЛИНГЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1981
326
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА / БУЛЛИНГ / ТРАВЛЯ / ЖЕРТВА БУЛЛИНГА / СВИДЕТЕЛИ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Копченова Елена Евгеньевна, Солдатова Светлана Викторовна

В статье рассматривается феномен школьного буллинга: его проявления, факторы риска, последствия для участников травли. Приводятся результаты эмпирического исследования распространенности и особенностей проявления буллинга в образовательной среде.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IDEAS ABOUT BULLING IN THE EDUCATIONAL ENVIRONMENT

The article examines the phenomenon of school bullying: its manifestations, risk factors, consequences for participants in bullying. The results of an empirical study of the prevalence and features of bullying manifestation in educational environment, are presented.

Текст научной работы на тему «ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУЛЛИНГЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ»

12. Шипицына Л.М. «Необучаемый» ребенок в семье и обществе. - СПб.: Речь, 2005. - 107 с.

13. Dodge K.A., Pettit G.S., Bates J.E. Socialization Mediators of the Relation between Socioeconomic Status and Child Conduct Problems. Child Development, 1994, vol. 65 (2), - pp. 649-665. Available at: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/pubmed/8013245 (accessed 20.06.2018).

14. Dougherty L.R. Children's Emotionality and Social Status: A Meta-analytic Review. Social Development, 2006, vol. 15 (3), - pp. 394-417. Available at: http://www.ijese.net/makale/139 (accessed 20.06.2018).

15. Nielsen M., Kapitany R., Elkins R. The perpetuation of ritualistic actions as revealed by young children's transmission of normative behavior. Evolution and Human Behavior, 2015, vol. 36 (3), - pp. 191-198. Available at: http://www.academia.edu/18174953/The_perpetuation_of_ritualistic_actions_as_revealed_by_young_childrens_trans mission_of_normative_behavior (accessed 20.06.2018).].

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Копченова Елена Евгеньевна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево); кандидат психологических наук, доцент Солдатова Светлана Викторовна

Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области «Государственный гуманитарно-технологический университет» (г. Орехово-Зуево)

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О БУЛЛИНГЕ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ

Аннотация. В статье рассматривается феномен школьного буллинга: его проявления, факторы риска, последствия для участников травли. Приводятся результаты эмпирического исследования распространенности и особенностей проявления буллинга в образовательной среде.

Ключевые слова: образовательная среда, буллинг, травля, жертва буллинга, свидетели.

Annotation. The article examines the phenomenon of school bullying: its manifestations, risk factors, consequences for participants in bullying. The results of an empirical study of the prevalence and features of bullying manifestation in educational environment, are presented.

Key words: educational environment, bullying, bullying victim, witnesses.

Введение. Школьный буллинг - социальное явление, широко распространенное сегодня не только во всех странах Европы, США, Японии, но и в России. Это явление еще не достаточно глубоко изучено, хотя его сложно назвать новым.

В исследованиях, посвященных буллингу, изучаются распространенность этого явления в подростковой и молодежной среде, возрастно-половые проявления буллинга, кроскультурные различия, личностные особенности участников буллинга, влияние стилей семейного воспитания и детско-родительских отношений на участников травли, роль педагогов в возникновении буллинга в образовательных учреждениях, последствия для участников буллинга.

Однако буллинг затрагивает не только непосредственных участников травли: инициаторов и их жертв, но и других детей. Актуальность исследования феномена буллинга определяется и тем, что столкновение с травлей в детском возрасте, независимо от того, в какой роли находился при этом находился ученик -инициатора, жертвы или свидетеля, влияет на поведение человека и восприятие им насилия в дальнейшем.

Изложение основного материала статьи. Буллинг понимается как разновидность агрессивного поведения, заключающегося в систематическом преследовании, унижении одного человека другим или группой лиц [1, 3]. В зарубежной психологии первые исследования этого явления относятся к 80-м годам 20 века и связаны с работами Д. Олвеуса. В отечественной психологии для обозначения того, что сейчас понимается под буллингом, использовали слово «травля».

В определении буллинга важны следующие моменты. Во-первых, буллинг рассматривается как агрессивное поведение, целенаправленное на причинение вреда или дискомфорта человеку. Во-вторых, в отличие от агрессии, которая может быть единичным действием, исследователями подчеркивается, что буллинг - повторяющееся явление. Третья особенность буллинга связана с неравенством позиций обидчика и жертвы, последняя не способна противостоять издевательствам и нападкам. Поэтому, если при изучении агрессивного поведения в центре внимания оказывается субъект агрессии, то в буллинге акцент прежде всего делается на последствиях и переживаниях жертвы, а также свидетелей травли.

Выделяют две формы буллинга: прямую и косвенную. Прямой буллинг имеет явное проявление в виде агрессии, как физической (нападение, удары, отбирание и порча принадлежащих жертве вещей и денег и т.п.), так и вербальной (оскорбления, угрозы, насмешки). Косвенная форма травли включает запугивания, манипуляции, распространение сплетен, бойкотирование и др. Для обозначения группового преследования в скандинавских странах используется термин «моббинг» [3]. Т.е. моббинг — это такая ситуация, когда человек подвергается издевательствам со стороны членов группы.

С распространением интернета возник новый вид буллинга - кибербуллинг, связанный с травлей в интернет-пространстве, в том числе в социальных сетях. К формам интернет-травли относятся: издевательства в виде систематических оскорбительных комментариев; раскрытие личностной информации без согласия человека; размещение информации с целью испортить репутацию человека, унизить его; интернет-бойкот (не добавляют или исключают из группы); троллинг, или провокация к диалогу при помощи высмеивания, оскорблений, использования нецензурной лексики; кибер-преследование, выражающееся в угрозах другому пользователю.

Отмечается, что проблема буллинга характерна для детской и молодежной среды, поэтому большинство исследований выполнено в этой возрастной группе.

С проявлениями буллинга сталкивается достаточное количество детей, при этом наиболее часто в образовательных учреждениях травле подвергаются учащиеся средней и старшей школы. Что касается половых различий, то мальчики чаще сталкиваются с физическим насилием, угрозами, порчей вещей, отбиранием денег, тогда как девочки подвергаются косвенной травле в виде сплетен, насмешек.

Участники буллинга могут иметь разные роли, которые жестко не закреплены и в зависимости от ситуации и группы могут меняться. К характеристикам жертв травли относятся такие индивидуально-личностные особенности, как тревожность, чувствительность, низкая самооценка, замкнутость, поведенческие нарушения, проблемы с социализацией и общением. Однако, не совсем понятно, являются ли эти особенности «спусковым крючком» для травли со стороны других детей, или же это следствие буллинга. Жертвами травли часто оказываются дети, испытывающие трудности в обучении, с такими расстройствами, как СДВГ, аутизм, эпилепсия, а также дети, имеющие заболевания, влияющие на внешний вид (лишний вес, ношение очков и др.).

Успеваемость школьников, подвергшихся буллингу, ниже, чем у детей, не переживавших опыт насилия. Вместе тем, исследования показывают, что учащиеся, имеющие высокие учебные достижения, обычно подвергаются не физическому насилию, а психологическому (насмешки, прозвища и т.п.), а также социальной изоляции [4]. В качестве последствий, влияющих на психическое здоровье жертв, выступают: проблемы со здоровьем и школьной успеваемостью, тревожность и депрессия, апатия, суицидальные попытки и др.

Что касается преследователей (буллеров), то им свойственны стремление к самоутверждению с помощью насилия, импульсивность, фрустрированность, грубость, отсутствие сострадания к жертвам, проявления агрессии не только по отношению к сверстникам, но и взрослым. У таких детей хорошо развит эмоциональный интеллект, что позволяет им манипулировать другими и иметь высокий социальный статус в детском сообществе. За травлей других детей стоит стремление к лидерству, получить как психологическое вознаграждение (статус, престиж, внимание), так и материальное в виде отобранных у жертвы денег, вещей. Вместе с тем, позиция преследователя имеет и негативные последствия в виде низкой успеваемости, прогулов, противоправного поведения, употребления психоактивных веществ и др.

Представления о том, что у буллеров не развиты коммуникативные навыки, и они не умеют управлять своими эмоциями, не нашли подтверждения. Наоборот, было установлено, что инициаторы издевательств умело используют травлю для достижения собственных целей. Буллеры умеют выбирать жертву (не уверенных в себе детей, имеющих низкий статус в группе или отвергаемых сверстниками), хорошо ориентируются в ситуации (место, время, присутствие свидетелей, уверенность в отсутствии противодействия) [3]. В основе поведения преследователей лежит желание завоевать или сохранить влияние в группе, повысить свой статус, получить признание среди сверстников, добиться их внимания и восхищения. Использование агрессии повышает популярность и престиж подростка среди сверстников. Исследования показали, что преследователи весьма популярны в подростковых группах, в которых положительно относятся к нарушению социальных норм и ценностей [3]. Умение добиваться своих целей, даже с использованием угроз и насилия, привлечение внимания к себе за счет унижения других может быть привлекательным в детской среде, оцениваться как положительное, повышающее престиж и статус среди сверстников. Отвергаются же буллеры теми детьми, которые воспринимают их как представляющих угрозу.

Особую группу составляют дети, совмещающие обе роли: в одних ситуациях они действуют как агрессоры, в других оказываются жертвами - это так называемые «провоцирующие жертвы». Их отличает импульсивность, гиперактивность, вспыльчивость, слабый самоконтроль, низкий уровень социальной компетенции, проблемы с учебой. У таких детей отмечается склонность к суициду и аутоагрессии.

Помимо инициатора травли и его жертвы в ситуации буллинга могут быть и другие участники: соучастники буллера, подстрекатели, пассивные наблюдатели и те, кто защищает жертву. Интерес вызывает реакция наблюдателей на происходящие издевательства, она может колебаться в диапазоне «положительная - нейтральная - равнодушная - отрицательная». Положительное отношение к действиям буллера или молчаливое невмешательство свидетелей выступают подкрепляющим факторов для инициаторов травли. И хотя большинство детей негативно относятся к издевательствам сверстников, в реальной ситуации они занимают пассивную позицию, не вмешиваясь в происходящее, либо сами присоединяются к травле.

Отношение свидетелей к происходящему во многом определяет развитие ситуации: одобрение или присоединение, и даже молчание служит одобрением для преследователей, тогда как помощь жертве или негативное отношение к происходящему может прекратить дальнейшую травлю. Но проблема заключается в том, что дети редко пытаются вмешаться и помочь жертве, сообщить взрослым о случившемся из-за страха самим подвергнуться травле, а также потерять статус в группе.

Среди причин, по которым дети не встают на защиту жертвы, выделяют: разделение ответственности, т. е. ожидание того, что вмешается кто-то другой; восприятие ситуации травли как не серьезной, особенно в случае вербального буллинга, который может трактоваться как «шутка»; негативное отношение к жертве; конформизм как соглашательство с мнением большинства из-за боязни быть отвергнутым группой. Кроме того, дети могут перекладывать ответственность на жертву, считая что другой сам виноват в происходящем с ним.

Дети, которые вступаются за жертву травли, отличаются проявлением сочувствия и справедливости, эмоциональной стабильностью, высоким уровнем интеллектуального развития. Они популярны среди сверстников, обладают высоким статусом в группе, что позволяет им противостоять им зачинщикам травли и находить поддержку у других детей.

Наиболее часто явление буллинга наблюдается в ученических группах, в которых, в отличие от дружеских компаний, участники травли находятся постоянно и не всегда имеют возможность выйти из них. В классе, как группе, имеющей свою историю развития, складываются межличностные отношения между учащимися, приводящие к формированию определенной структуры предпочтений и отвержений, возникновению микрогрупп, появлению детей с разным статусом. Возникающие в классе ситуации, связанные с проявлением буллинга, оказывают влияние на всех членов группы и происходящие в ней процессы. Во-первых, происходит обучение агрессивному поведению, и те дети, которые до этого не были склонные к издевательствам, могут присоединяться к зачинщикам. Во-вторых, буллинг влияет на структуру группу, приводя к выделению участников буллинга (инициаторов и их сторонников), жертв травли, предпочитающих не вмешиваться наблюдателей и защитников жертв. Эти роли строго не закреплены, и в любой момент ребенок может перейти от одной роли к другой. Кроме того, учащиеся начинают воспринимать повторяющийся буллинг как приемлемый способ поведения и не реагировать на ситуации травли, вступаясь за жертву. Все это приводит к ухудшению климата в классе, создает атмосферу страха из-за

боязни ребенка оказаться следующей жертвой травли. В основе сплоченности такой группы оказываются не дружеские отношения, а «совместное издевательство над жертвой».

Вероятность стать жертвой или преследователем в ситуации буллинга определяется ситуацией, которая складывается в семье ребенка. Семейные конфликты, развод или вступление родителей в повторный брак могут стать факторами, провоцирующими незащищенность ребенка и возможность оказаться как в роли жертвы, так и преследователя. Дети, становящиеся жертвами, часто подвергаются насилию в семье либо оказываются объектами чрезмерной опеки родителей, что приводит к неспособности ребенка самостоятельно постоять за себя.

Дети-агрессоры также сталкиваются с домашним насилием. Это может быть как проявления жестокости родителей по отношению к детям, так и конфликты между родителями, когда ребенок становится свидетелем проявления насилия родителей по отношению друг к другу. Инициаторы травли растут в семьях, где родители снисходительно относятся к проявлениям агрессии по отношению к другим людям (сверстникам и взрослым), а также демонстрируют непоследовательное отношение к агрессивному поведению ребенка. Все это способствует тому, что ребенок воспринимает насилие и агрессию как нормальный способ поведения в достижении своих целей в ситуациях межличностного взаимодействия [2].

Среди факторов, способствующих появлению буллинга в образовательной среде, большую роль играет позиция учителя и уровень школьной организации. Вмешательство педагога в ситуацию травли, оказание им поддержки детям, ставшими жертвами, взаимодействие учителя с педагогическим коллективом способствует не только снижению буллинга, но и улучшению психологического климата и межличностных отношений в ученической группе [4]. Благоприятная психологическая атмосфера в образовательном учреждении, возможность получения детьми помощи от педагогов, согласованность действий школьных сотрудников при неприемлемом поведении приводит к снижению проявления насилия в школе. И наоборот, если учителя занимают позицию невмешательства, прямо или косвенно поощряют преследователей, не склонны защищать жертв, это негативно сказывается на личностном развитии детей и психологической обстановке всей школы [2].

Для изучения особенностей и распространенности буллинга в образовательной среде было проведено исследование, в котором приняли участие 130 студентов, обучающиеся по направлению подготовки «Педагогическое образование», в возрасте 18-23 лет, из них 85 девушек и 45 юношей. Исследование проводилось с помощью анкеты, вопросы которой касались представлений учащихся о буллинге, а также восприятия ситуаций буллинга в период их обучения в школе.

Результаты анкетирования показали, что почти все студенты (98,5%) знают, что такое буллинг. Это объясняется тем, что в последние годы проблеме буллинга стали уделять внимание в школе, освещать в СМИ, проводить профилактическую работу, в частности, в некоторых образовательных учреждениях функционирует служба медиации.

Жертвами агрессивного поведения одноклассников становились 37% учащихся, с проявлениями агрессии со стороны учителей сталкивались 40% школьников. Оскорблениям в интернете, в том числе социальных сетях, подвергались 34,4% респондентов.

Что касается буллинга в школьной среде, мальчики чаще (42%), чем девочки (34%), оказывались объектами преследования. Наиболее часто дети сталкивались с насилием по отношению к себе в подростковом возрасте (46,8%), меньше - в младшем школьном возрасте (26,6%) и старшем школьном (13,8%). Это согласуется с данными других исследований [5], в которых отмечается «возрастная» восприимчивость подростков к издевательствам и насмешкам со стороны сверстников. Кроме того, снижение ситуаций травли в старшем школьном возрасте может быть связано с тем, что в старших классах часто меняется состав ученического коллектива, обучение продолжают учащиеся, ориентированные на получение высшего образования. Вместе с тем, вызывает тревогу тот факт, что уже в младшем школьном возрасте почти четверть детей сталкивается с буллингом.

Наиболее распространенной формой насилия со стороны одноклассников оказались оскорбления (59,7%), негативное отношение (19,4%), физическая агрессия (12,9%). Меньше всего учащиеся сталкивались с изоляцией (4,8%) и угрозами (3,2%).

По мнению учащихся в качестве причин травли со стороны одноклассников выступают такие мотивы, как: желание самоутвердиться (91,5%), вымещение злости на других (77,7%), отличие жертвы от других (39,2%), стремление скрыть свои недостатки (33,8%), месть (28,5%). Таким образом, сами учащиеся оценивают поведение буллера как стремление решить свои собственные проблемы за счет других.

Что касается проявлений агрессии со стороны педагогов, то школьники страдали от занижения оценок (74,5%), «постоянных придирок» (60,0%) и оскорблений (29%).

52,7% учащихся отметили, что предпринимали попытки изменить агрессивное поведение других по отношению к себе. При этом 42% из них констатировали, что это было бесполезно. Девочки чаще (47,8%), чем юноши (27,3%), отмечали, что их попытки бороться с травлей были неэффективны.

Опрос показал, что большинство учащихся (90,0%) были свидетелями травли других детей в школе. Оказываясь в ситуации наблюдателя, учащиеся испытывали злость (36,9%), ненависть (27,7%), стыд (27,7%), подавленность (24,6%), незащищенность (18,5%), страх (17,7%), вину (13,8 %), безразличие (13,1%). Обращает на себя внимание то, что юноши в несколько раз чаще (24,4%), чем девушки (7,1%), проявляли безразличие, когда становились свидетелями травли других детей.

Попытки вступиться за жертву травли предпринимали 76,5 % учащихся. Но это, как отметила половина (51,3%) респондентов, не вызывало прекращения преследований другого, а для 10,5% учащихся, вступившихся за одноклассников, это привело к тому, что и они стали подвергаться нападкам. Девушки чаще (54,1%), по сравнению с юношами (44,8%), констатировали бесполезность своей помощи жертве травли. Они также чаще сталкивались с тем, что заступившись за жертву, сами подвергались преследованиям.

На вопрос о том, проявляли ли учащиеся агрессию по отношению к другим, отрицательно ответили 65,4% респондентов, 22,3% делали это редко. Однако юноши чаще (49%), чем девушки (27%) занимали позицию агрессора в буллинге. Среди причин, вызывавших агрессивное поведение по отношению к одноклассникам, назывались: «меня раздражал этот человек» (58,3%), «он слишком много о себе возомнил» (45,8%) и «он провоцировал меня» (41,7%), «он попал под горячую руку» (33,3%), «желание повысить свой статус в глазах окружающих» (18,7%).

Что касается вопроса о том, кто должен противостоять буллингу в школьной среде, то ответственность за это учащиеся в большинстве случаев возлагают на самих учащихся (41,5%) и педагогов-психологов и социальных педагогов (41,5%). Меньше надежд на возможность пресечь буллинг молодые люди связывают с учителями (32,3%), правоохранительными органами (26,2%), родителями (24,6%) и администрацией школы (19,2%). При этом юноши чаще (55,6 %), чем девушки (34,1%), ожидают решение проблемы буллинга от самих учащихся. Девушки же в большей мере (55,3%), чем молодые люди (15,6%), возлагают ответственность в этом вопросе на специалистов - педагогов-психологов и социальных педагогов.

Выводы. Проведенное исследование показало, что буллинг является достаточно распространенным явлением в образовательной среде. Наиболее часто с травлей школьники сталкиваются в подростковом возрасте. В ситуации буллинга большинство учащихся оказываются в роли наблюдателя. И хотя многие ученики предпринимают попытки встать на защиту жертвы, их помощь оказывается неэффективной. Оказываясь в роли жертвы, школьники подвергаются в основном вербальному буллингу. Проявления агрессии по отношению к другим учащиеся объясняют особенностями поведения и личности жертвы, а также ситуативными факторами.

Профилактика школьного буллинга должна быть направлена на изменение поведения и повышение социальной и коммуникативной компетентности всех субъектов образовательного процесса - педагогов, учащихся и их родителей, представителей администрации школы. Необходимо проведение со всеми участниками буллинга специальной работы по психологическому отреагированию их собственных жизненных проблем, связанных со школьным насилием.

Литература:

1. Бочавер А.А., Хломов К.Д. Буллинг как объект исследований и культурный феномен // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2013. Т. 10. № 3. - С. 149-159.

2. Волкова Е.Н. Подростковый буллинг: направления профилактической работы и организация помощи [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. 2019. № 3 (3). - С. 50-57. doi:10.17759/bppe.2019160301

3. Ермолова Т.В., Савицкая Н.В. Буллинг как групповой феномен: исследование буллинга в Финляндии и скандинавских странах за последние 20 лет (1994-2014) [Электронный ресурс] // Современная зарубежная психология. 2015. Т. 4, № 1. - С. 65-90. URL: http://psyjournals.ru/ jmfp/2015/n1/76177.shtml (дата обращения: 06.03.2021)

4. Кожухарь Г.С. Феноменология разных форм психологического насилия в молодежной среде: зарубежные исследования [Электронный ресурс] // Психологическая наука и образование psyedu.ru. 2014. №1. URL: http://psyedu.ru/joumal/2014/2/Kozhukhar.phtml (Дата обращения: 02.03.2021)

5. Собкин В.С. Смыслова М.М. Буллинг в стенах школы: влияние социокультурного контекста (по материалам кросскультурного исследования) // Социальная психология и общество. 2014. №.2. - С. 71-86.

Психология

УДК 159.9

кандидат психологических наук, доцент Королева Юлия Александровна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ УЯЗВИМОСТЬ ПОДРОСТКОВ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА

Аннотация. В статье рассматривается проблема социально-психологической уязвимости подростков с нарушением слуха. Понятие «социально-психологическая уязвимость» чаще рассматривается в психологии профессиональной деятельности или психологии личности, однако, оно хорошо вписывается и в проблемное поле специальной психологии, характеризуя фиксированность лиц с ОВЗ на дефекте при вхождении в общество здоровых сверстников, снижение способности использовать конструктивные стратегии поведения, снижение фрустрационной толерантности.

Ключевые слова: социально-психологическая уязвимость, фрустрация, социальная адаптация, подростки с нарушением слуха, направления и типы реакций.

Annotation. The article deals with the problem of socio-psychological vulnerability of adolescents with hearing impairment. The concept of "socio-psychological vulnerability" is more often considered in the psychology of professional activity, however, it fits well into special psychology, characterizing the fixation of persons with disabilities on the defect when entering the society of healthy peers, a decrease in the ability to use constructive behavioral strategies, a decrease in frustration tolerance.

Keywords: socio-psychological vulnerability, frustration, social adaptation, adolescents with hearing impairment, directions and types of reactions.

Введение. Потребность в адаптации человека в современном обществе априори связана с необходимостью преодолевать разного рода препятствия, противостоять жизненным трудностям. Формирование защитного поведения начинается далеко до подросткового возраста, но именно подросток способен овладеть конструктивными способами поведения во фрустрирующей ситуации. Выявление у подрастающего поколения реакции на фрустрацию и способности справляться с возникающими на пути адаптации барьерами является важной задачей на пути формирования жизнеспособной личности. Умение справляться с жизненными трудностями, находить конструктивное решение в сложившейся непростой ситуации является залогом успешной социализации личности. Подростки с отклонениями в развитии являются особой категорией лиц, у которых механизмы защиты формируются специфично и с опозданием, способность справляться с жизненными трудностями зачастую ослаблена, обнаруживается социально-психологическая уязвимость.

Изложение основного материала статьи. В специальной психологии вопросам психологической защищенности личности, ее реагирования в ситуации фрустрации уделено немало внимания (Д.В. Бойков, Д.И. Григорьева, И.А. Горьковая, О.В. Защиринская, Т.А. Колосова, Ю.А. Королева, Д.М. Маллаев, А.В. Микляева, Я.Н. Николаенко, В.С. Собкин, Л.В. Токарская), однако большинство работ посвящено

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.