Научная статья на тему 'СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ'

СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
4
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЬЕ / ДВИГАТЕЛЬНЫЙ РЕЖИМ / ФИЗИЧЕСКИЕ КОНДИЦИИ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ / STUDENTS / HEALTH / MOTOR MODE / PHYSICAL CONDITION / FUNCTIONAL STATE / SPORTS GAMES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

Сохранение и укрепление здоровья студентов является стратегической задачей педагогов и государственных структур в целом. Автор предлагает использовать факультативные занятия физическими упражнениями для оптимизации двигательного режима студентов и функционального состояния основных систем организма. В ходе исследования показана эффективность спортивных игр в укреплении здоровья будущих бакалавров.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SPORTS GAMES IN OPTIMIZING THE MOTOR MODE AND FUNCTIONAL STATE OF STUDENTS

Preserving and strengthening the health of students is a strategic task for teachers and government agencies in General. The author suggests using optional physical exercises to optimize the students ' motor mode and the functional state of the main body systems. The study shows the effectiveness of sports games in improving the health of future bachelors.

Текст научной работы на тему «СПОРТИВНЫЕ ИГРЫ В ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ»

Выводы. Разработанный диагностический инструментарий позволит произвести констатирующий этап опытно-поисковой работы по освоению пейзажа в акварельной технике и на основе полученных данных разработать развивающие занятия.

Аннотация. В статье рассматривается проблема освоения пейзажа в акварельной технике учащимися детских художественных школ. Анализируются понятия «акварель» и «освоение» с точки зрения разных ученых, на основании этого выводится рабочее понятие «освоение акварельной техники в пейзаже». В соответствии с темой статьи разработан диагностический инструментарий освоения основ пейзажа акварелью учащимися детской художественной школы. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни освоения акварельной техники в пейзаже.

Ключевые слова: акварель, пейзаж, освоение акварельной техники, особенности пейзажа акварелью, акварель «по-сухому», акварель «по-сырому», диагностический инструментарий.

Annotation. The article deals with the problem of mastering the landscape in watercolor technique by students of children's art schools. The concepts of «watercolor» and «mastering» are analyzed from the point of view of different scientists.based on this, the working concept of "mastering watercolor techniques in the landscape"is derived. In accordance with the topic of the article, a diagnostic tool was developed for mastering the basics of landscape watercolors by students of children's art school. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, and the levels of mastering watercolor techniques in the landscape are revealed.

Keywords: water color, landscape, mastering water color techniques, landscape specifics water color, water color «dry», water color «raw», diagnostic tools.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л.В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 c.

2. Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2015. - 432 с.

3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка Справочное издание. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

4. Прохоров А.М. Большой энциклопедический словарь. - М. 2-е изд., перераб. и доп. 1456 с.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940. - 1458 с.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. - Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: Астрель — АСТ, 2004. - Т. 4. - 860 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.

УДК 378.1

СПОРТИВНЫЕ ИГР В ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Сегодня выпускник высшего учебного заведения должен уметь ориентироваться в инновационных производственных технологиях, успешно применять на практике и по необходимости усовершенствовать их. Все это существенным образом повышает требования к психофизическому здоровью студентов. Большинство проведенных исследований по изучению уровня здоровья современных подростков и молодежи убедительно показывают, что количество практически здоровых выпускников средних школ не превышает 20% [3]. Следовательно, проблема сохранения и укрепления здоровья современных студентов стоит достаточно остро в организации профессионально-образовательного процесса в вузах.

Современное физическое воспитание будущих бакалавров должно иметь в первую очередь здоровьеформирующую направленность. Оздоровительный потенциал физкультурно-спортивной деятельности в вузе не достаточно реализован в силу малого количества часов практических занятий в рамках действующего образовательного стандарта. В лучшем случае практические занятия по физической культуре представлены в объеме четырех часов в неделю, а это перекрывает необходимую ежедневную двигательную активность студентов только на 25% [2, 3]. Дефицит физической активности способствует возникновению в организме состояния гиподинамии, что в свою очередь вызывает значимые нарушения в работе основных функциональных систем. Следовательно, стратегическим направлением в улучшении здоровья студенческой молодежи становится коррекция двигательного режима в сторону увеличения физической активности.

Изложение основного материала исследования. Научные исследования в области физической культуры и спорта убедительно демонстрируют, что практические занятия физическими упражнениями в объеме 10-12 часов в неделю (1,5-2 часа в день) будут способствовать оптимизации физического развития студентов и соответственно укреплению их здоровья [4]. В нашем исследовании коррекция двигательного режима студентов осуществлялась за счет факультативных занятий физическими упражнениями в тренировочном режиме в спортивных секциях. Выбор вида спорта осуществлялся студентами самостоятельно в соответствии с интересами и физическими способностями на момент начала занятий. Реализация самостоятельного выбора средств физкультурно-спортивной деятельности формирует у студентов социальную активность и ответственность, повышает мотивацию к систематическим занятиям.

Традиционное анкетирование первокурсников РГППУ ежегодно показывает, что более 60% студентов при выборе спортивного отделения для факультативных занятий отдают свое предпочтение спортивным играм. Спортивные игры - комплекс специальных физических упражнений, выполняющихся в рамках официальных правил в постоянно меняющейся игровой ситуации. Студенты отдают предпочтение

баскетболу, волейболу, настольному теннису. Настольный теннис является оптимальным видом спорта для студентов с ослабленным здоровьем отнесенных по результатам медосмотра к специальной медицинской группе [3].

При организации дополнительных занятий физическими упражнениями мы следовали организационно-педагогическим правилам, которые предлагает В.К. Бальсевич: средства, формы и методы физического воспитания подбираются с учетом состояния здоровья и уровня физической подготовленности; непременно реконструировать технологии спортивной и оздоровительной тренировки с учетом актуальных инноваций в высшем образовании; апробация инновационных технологий в экспериментальных группах с целью коррекции образовательного процесса [1].

Студенты, принимавшие участие в исследовании были поделены на два отделения: контрольное отделение (ОФП), в котором студенты занимались физическими упражнениями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура», т.е. 4 часа в неделю; экспериментальное отделение (Спортивные игры), в котором студенты с целью оптимизации режима двигательной активности занимаются спортивными играми до 8-10 часов в неделю.

Методы, используемые в исследовании: уровень физической подготовленности студентов анализировался по методике В.И. Ляха определением уровня развития выносливости, силы, быстроты; состояние основных функциональных систем определялось при помощи метода Штанге (дыхательная система), метода Руфье (сердечно-сосудистая система), пробы Ромберга (центральная нервная система); оценка результатов велась по пятибалльной шкале; обработка полученных результатов осуществлялась математическими приемами с выявлением основных статистических показателей: средняя арифметическая величина ошибка средней арифметической величины достоверность различий ф), которая

определяется с использованием ^критерия Стьюдента.

Мониторинг воспитания основных физических кондиций (выносливость, сила, быстрота) и функциональных показателей дыхательной, сердечно сосудистой, центральной нервной систем студентов проводился на протяжении шести семестров (1, 2, 3 курс обучения).

В начале исследования (1курс, 1 семестр), анализируя основные физические кондиции студентов, мы обнаружили, что только у 2,2% данные кондиции соответствуют высокому уровню развития, 42% имеют средний уровень их развития. Таким образом, более 55% студентов показали физические кондиции (выносливость, силу, быстроту), соответствующие низкому уровню развития. Полученные данные убедительно показывают то, что двигательный режим студентов отделения «ОФП» и «Спортивные игры» на констатирующем этапе не соответствует необходимым нормам. Констатирующие результаты исследования основных функциональных систем говорят о том, что как в отделении «ОФП», так и в отделении «Спортивные игры» функциональное состояние студентов практически одинаковое и занимает положение между «неудовлетворительное» и «удовлетворительное». Функциональное состояние организма напрямую связано с физической подготовкой и двигательной активностью человека [3, 4].

Эффективность спортивных игр в оптимизации основных физических кондиций проверялась путем сопоставления данных тестирования физической подготовленности студентов двух отделений, полученных на констатирующем и заключительном этапах исследования. Результаты сопоставления показаны в табл. 1, 2, 3, 4.

Таблица 1

Физическая подготовленность юношей отделения «ОФП»

Контрольные испытания Юноши

1 курс, 1 семестр 3 курс, 6 семестр

М ± m

Бег 30 м (с) 4,8 ± 0,31 | 4,8 ± 0,36

p > 0,05

Бег 3000 м (мин) 13,07 ± 0,22 | 13,24 ± 0,26

p > 0,05

Подтягивание на перекладине (раз) 3,9 ± 1,9 | 5,1 ± 1,3

p > 0,05

Прыжок в длину с места (см) 211 ± 20 | 216 ± 17

p > 0,05

Таблица 2

Физическая подготовленность девушек отделения «ОФП»

Контрольные испытания Девушки

1 курс, 1семестр 3 курс, 6 семестр

М ± m

Бег 30 м (с) 5,9 ± 0,27 | 6,1 ± 0,39

p > 0,05

Бег 2000 м (мин) 10,58 ± 0,31 | 10,39 ± 0,31

p > 0,05

Поднимание туловища за 30 с (раз) 18 ± 1,8 | 19 ± 1,7

p > 0,05

Прыжок в длину с места (см) 151 ± 6,9 | 157 ± 5,3

p > 0,05

Таблица 3

Физическая подготовленность юношей отделения «Спортивные игры»

Контрольные испытания Юноши

1 курс, (1 семестр) 3 курс (6 семестр)

М ± т

Бег 30 м (с) 4,8 ± 0,38 | 4,4 ± 0,27

р > 0,05

Бег 3000 м (мин) 13,10 ± 0,21 | 12,17 ± 0,26

р < 0,05

Подтягивание на перекладине (раз) 4,6 ± 2,2 | 10,6 ± 2,2

р < 0,05

Прыжок в длину с места (см) 210 ± 14 | 244 ± 18

р < 0,01

Таблица 4

Физическая подготовленность девушек отделения «Спортивные игры»

Контрольные испытания Девушки

1 курс, (1 семестр) 3 курс (6 семестр)

М ± т

Бег 30 м (с) 6,0 ± 0,40 | 5,5 ± 0,27

р > 0,05

Бег 2000 м (мин) 11,08 ± 0,26 | 9,40 ±0,28

р < 0,01

Поднимание туловища за 30 с (раз) 17 ± 2,0 | 28 ± 2,2

р < 0,001

Прыжок в длину с места (см) 150 ± 5,8 | 182 ±6,6

р < 0,01

Результаты сопоставления убедительно демонстрируют достоверное улучшение основных физических кондиций студентов в отделении «Спортивные игры». Особо надлежит обратить внимание на рост выносливости, которая является наиболее значимым качеством для успешного выполнения как образовательной, так и профессиональной деятельности [2]. В отделении «ОФП» тестируемые физические кондиции оставались примерно на начальном уровне. Таким образом, использование дополнительных занятий спортивными играми способствовало оптимизации двигательного режима студентов и укреплению их здоровья, что убедительно демонстрирует тестирование физических кондиций.

Результаты исследования функционального состояния студентов группы «Спортивные игры» на завершающем этапе и сопоставление их с результатами, полученными в начале исследования, приведены в табл. 5.

Таблица 5

Функциональное состояние студентов отделения «Спортивные игры»

№ Функциональная система 1 курс, (1семестр) 3 курс (6 семестр)

М ± т

1 сердечно-сосудистая 2,4 ± 0,22 | 3,4 ± 0,24

р < 0,01

2 дыхательная 3,2 ± 0,34 | 4,0 ± 0,30

р < 0,01

3 центральная нервная 2,8 ± 0,20 | 3,6 ± 0,35

р < 0,01

Данные, приведенные в таблице 5, говорят о том, что в отделении студентов «Спортивные игры» на заключительном этапе исследования (3 курсе 6 семестр) функциональное состояние сердечно-сосудистой и центральной нервной систем имеют достоверную положительную динамику, а функциональное состояние дыхательной системы соответствуют состоянию «хорошее». Таким образом, коррекция двигательного режима студентов экспериментального отделения за счет дополнительных занятий в секциях позволила достоверно улучшить показатели функционального состояния, а значит и способствовала укреплению здоровья студентов.

Выводы. На основании проведенного исследования можно утверждать, что спортивные игры, как средство факультативных занятий в физическом воспитании студентов, оптимизируют двигательную подготовленность и функциональное состояние основных систем организма. Хотелось бы отметить, что кроме физических качеств данный вид физкультурно-спортивной деятельности успешно воспитывает целеустремленность, настойчивость, инициативность, самостоятельность, решительность.

Аннотация. Сохранение и укрепление здоровья студентов является стратегической задачей педагогов и государственных структур в целом. Автор предлагает использовать факультативные занятия физическими упражнениями для оптимизации двигательного режима студентов и функционального состояния основных систем организма. В ходе исследования показана эффективность спортивных игр в укреплении здоровья будущих бакалавров.

Ключевые слова: студенты, здоровье, двигательный режим, физические кондиции, функциональное состояние, спортивные игры.

Annotation. Preserving and strengthening the health of students is a strategic task for teachers and government agencies in General. The author suggests using optional physical exercises to optimize the students ' motor mode and the functional state of the main body systems. The study shows the effectiveness of sports games in improving the health of future bachelors.

Keywords: students, health, motor mode, physical condition, functional state, sports games.

Литература:

1. Бальсевич В.К. Развитие российской спортивной науки: проблемы и пути решения // Теория и практика физической культуры. - 2012. - № 6. - С. 9-12.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Миронова С.П., Ольховская Е.Б., Сапегина Т.А. Инновационные технологии в профессиональной подготовке бакалавров: монография. - Екатеринбург, - 2019. - 171 с.

3. Ольховская Е.Б. Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - № 62-2. -С. 192-196.

4. Сапегина Т.А. Сохранение и укрепление здоровья как важный фактор профессиональной успешности бакалавра // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 58-3. - С. 235-238.

УДК 378.037

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНОВЛЕНИЯ БАКАЛАВРОВ СРЕДСТВАМИ

ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна ФГАОУВО «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Будущие бакалавры представляют собой молодое поколение, объединенное в особую социальную группу консолидированную вузом. Особой характеристикой студентов является начало самостоятельной жизнедеятельности, формирование профессиональных компетенций. Доминирующей деятельностью на этом этапе является профессионально-образовательная. В процессе учебы в вузе выделяют неравномерность профессионального становления будущего бакалавра: может возникнуть неуверенность в правильности выбора профессиональной деятельности, снижение интереса к учебе, осознание отсутствия способностей к будущей специальности. Все это ведет к наступлению кризиса профессионального выбора [1, 2].

Наиболее значимый переломный момент в процессе обучения студентов педагогического вуза наступает после педагогической практики, когда возможно наступления эффекта «когнитивного диссонанса». Когнитивный диссонанс - ситуация, характеризующаяся конфликтом в сознании индивида взаимоисключающих знаний, убеждений, поведенческих установок в отношении некоторого объекта или явления. Данное состояние не устраивает человека и порождает бессознательное желание сделать систему своих знаний и убеждений согласованной и непротиворечивой. Очень часто после педагогической практики у студентов вступают в противоречие нормативные знания, полученные в вузе и реальное состояние современной системы образования. Наступает кризис профессионального самоопределения, который отрицательно влияет как на формирование социально-профессиональных качеств, так и на психофизическое здоровье будущих педагогов [3]. Как же минимизировать влияние данного кризиса на процесс профессионального становления студентов педагогических вузов?

Изложение основного материала исследования. Физическое воспитание бакалавров должно решать две задачи: оздоровление студентов и оптимизация их профессиональной подготовки. Профессионально-образовательная направленность физического воспитания в педагогических вузах заключается в формировании значимых компетенций, социально и профессионально важных качеств будущих педагогов. Следовательно, для конструктивного решения кризиса профессионального выбора физическое воспитание должно способствовать формированию у студентов соответствующих качества.

По мнению Э.Ф. Зеера только активная политика поведения индивида делает возможным самореализацию, самостроительство своей жизни и является основополагающим условием в преодолении кризисов профессионального становления [1]. Активная политика поведения отличается проявлением предприимчивости, надежности, целенаправленности действий, фундаментальностью когнитивных и морально-волевых установок. Осознанная демонстрация данных качеств возможна лишь при оптимальном состоянии эмоционально-афферентной сферы и психосоматических характеристик у студентов [3].

В рамках данного исследования мы проанализировали средства физического воспитания, выявляя виды спорта и комплексы физических упражнений, наиболее эффективно формирующие активную политику поведения у занимающихся студентов. Анализ показал, что одним из видов спорта, успешно формирующих активную политику поведения, являются спортивные игры. Формирование активной политики поведения в ходе нашего исследования осуществлялось спортивными играми в тренировочных режимах.

Принимавшие в исследовании студенты были расформированы на две группы: контрольное отделение (ОФП), в котором студенты занимались физическими упражнениями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура»; экспериментальное отделение (Спортивные игры), в котором студенты занимались спортивными играми.

Методы исследования. Формирование активной политики поведения исследовалось с помощью теста Спилбергера - Ханина (оценка уровня реактивной и личностной тревожности), компьютерной методики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.