Научная статья на тему 'РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ'

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АКВАРЕЛЬ / ПЕЙЗАЖ / ОСВОЕНИЕ АКВАРЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ / ОСОБЕННОСТИ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ / АКВАРЕЛЬ "ПО-СУХОМУ" / АКВАРЕЛЬ "ПО-СЫРОМУ" / ДИАГНОСТИЧЕСКИЙ ИНСТРУМЕНТАРИЙ / WATER COLOR / LANDSCAPE / MASTERING WATER COLOR TECHNIQUES / LANDSCAPE SPECIFICS WATER COLOR / WATER COLOR "DRY" / WATER COLOR "RAW" / DIAGNOSTIC TOOLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Максимова Элеонора Алексеевна

В статье рассматривается проблема освоения пейзажа в акварельной технике учащимися детских художественных школ. Анализируются понятия «акварель» и «освоение» с точки зрения разных ученых, на основании этого выводится рабочее понятие «освоение акварельной техники в пейзаже». В соответствии с темой статьи разработан диагностический инструментарий освоения основ пейзажа акварелью учащимися детской художественной школы. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни освоения акварельной техники в пейзаже.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Овсянникова Оксана Александровна, Максимова Элеонора Алексеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF DIAGNOSTIC TOOLS FOR MASTERING THE BASICS OF LANDSCAPE WATERCOLORS BY STUDENTS OF CHILDREN'S ART SCHOOL

The article deals with the problem of mastering the landscape in watercolor technique by students of children's art schools. The concepts of «watercolor» and «mastering» are analyzed from the point of view of different scientists.based on this, the working concept of "mastering watercolor techniques in the landscape"is derived. In accordance with the topic of the article, a diagnostic tool was developed for mastering the basics of landscape watercolors by students of children's art school. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, and the levels of mastering watercolor techniques in the landscape are revealed.

Текст научной работы на тему «РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ»

5. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Кутергин Н.Б. Современные подходы в подготовке специалистов аварийно-спасательного профиля в технических высших учебных заведениях. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Е. Шухова . 2014. № 5. С. 215-219.

6. Летняя Универсиада 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A3%D0%BD%D0 %B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0_2019 (дата обращения 5.11.2019)

7. Россия на летней Универсиаде 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0 %BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%8 0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B5_2019#%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%8 2%D0%B 1%D0%BE%D0%BB (дата обращения 5.11.2019)

8. Зимняя Универсиада 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A3%D0%BD%D0 %B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0_2019 (дата обращения 6.11.2019)

9. Европейские игры 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1 %81%D0% BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%Dl%80%Dl%8B_2019(flaTa обращения 5.11.2019)

10. Устройство студенческого спорта в США // БлогСпорт и учеба в США 7 июня 2015 г. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/alexskryagin/790736.html (дата обращения 5.11.2019)

11. 6 различий между студенческим спортом в России и США // 25 марта 2019 г. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c73ad8dedb9e500afc04b31/6-razlichii-mejdu-studencheskim-sportom-v-rossii-i-ssha-5c98cdbdd82a0800b26cl732 (дата обращения 5.11.2019)

12. Рахмистрюк В.А. Сравнительный анализ развития студенческого спорта в России и США: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов: №: сб. ст. по мат. XXXIV Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23 (34). Стр. 402-406 URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 5.11.2019)

13. История массовой физической культуры в Китае Т.Б. Еорбатенко // вестник Бурятского государственного университета стр. 30-32 url: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-massovoy-fizicheskoy-kultury-v-kitae (дата обращения: 5.11.2019)

14. Азиатская модель управления физической культурой и спортом A.C. Сагалеев, А.Е. Дуринов, Б.П. Хамаганов URL: https://cyberleninka.rU/article/v/aziatskaya-model-upravleniya-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 5.11.2019)

15. Спорт в университетах // 19 января 2019 г. URL: https://studychina.ru/pro-universitety/sport-v-universitetah/ (дата обращения: 5.11.2019)

16. Как сделать страну спортивной? университетский спорт в Японии Василий Парняков // 02.04.2013 URL: https://skirun.ru/2013/04/03/university-sport-japan/ (дата обращения: 5.11.2019)

17. Физическое воспитание в Японии: развитие и особенности URL: https://topspinsport.ru/articles/fizicheskoe-vospitanie-v-yaponii-razvitie-i-osobennosti/ (дата обращения: 5.11.2019)

УДК 372.874

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный -университет» (г. Тюмень);

студентка Максимова Элеонора Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что для успешного освоения ребенком акварельной техники необходимо знать ее отличительные особенности, проанализировать ее преимущества и недостатки перед другими техниками живописи, однако, в настоящее время акварели уделяется мало внимания, она часто применяется лишь в роли предварительного этапа перед освоением масляной живописи. Акварель отличается от других материалов своей доступностью и не требует наличие большого набора инструментов и специальных приспособлений.

Обращаясь к этимологическому словарю П.А. Крылова, можно отметить, что слово «акварель» заимствовано из немецкого (aquarell) или французского (aquarelle) [2, с. 27]. Латинский корень этих слов -aqua означает «вода», а в целом акварель - это «водная краска» [6, с.12]. Стоит отметить, что по-английски это понятие передается сочетанием «watercolor», то есть тоже «водная краска» [2, с. 27].

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение акварели - краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею [4, с. 47].

В толковом словаре Д.Н. Ушакова акварель определяется как краски, разводимые в воде Г5, с. 511.

Толковый словарь С.А. Кузнецова определяет акварельную технику как живопись акварельными красками, отличающаяся чистотой цвета, прозрачностью [3, с. 49].

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение акварельной техники - вид живописи, особенностью которой является прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета [4, с. 48].

Несмотря на глубокий интерес исследователей к обозначенной проблеме, остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах ученых: не сформулировано понятие «освоение акварельной техники», не разработан диагностический инструментарий исследования данного понятия. В связи с этим тема освоения пейзажа в акварельной технике является актуальной.

Изложение основного материала исследования. Для разработки диагностического инструментария необходимо уточнить понятие «освоение акварельной техники в пейзаже». Обратимся к рассмотрению понятия «освоение».

Словари, например, толковый словарь Д.Н. Ушакова, определяют слово «освоение» через глагол «освоить» — «усвоить, постичь что-либо, вполне овладеть чем-либо, включить в круг своей хозяйственной деятельности» [5, с. 713].

В философском словаре дается следующее определение термина «освоение» - это способность человека в процессе своей воспроизводственной деятельности преобразовывать ранее накопленное богатство культуры в содержание своей личностной культуры, сознания, деятельности, внешнее делать внутренним, превращая тем самым культуру, социальные отношения, самого себя в условия, средства и цель воспроизводства. Осваиваемое содержание сложившейся культуры всегда выступает как определенная абстракция, которая в процессе освоения, воспроизводства экстраполируется, интерпретируется, конкретизируется [7, с. 17].

В.И. Даль отмечал следующие значения термина «освоение»: «усвоить, присвоить, сделать своим, сделать обычным, обиходным» [1, с. 213].

Исходя из анализа данных терминов, нами было выделено рабочее понятие «освоение пейзажа в акварельной технике», которое мы трактуем как усвоение знаний о пейзаже в акварельной технике и способность преобразовывать эти знания в собственный творческий продукт.

На основе данного понятия выделены показатели освоения акварельной техники в пейзаже: уровень усвоения знаний учащихся о пейзаже в акварельной технике; способность преобразовывать знания о пейзаже в акварельной технике в собственный творческий продукт. Данные показатели и будут исследоваться при освоении пейзажа в акварельной технике у учащихся детской художественной школы. Обратимся к описанию диагностических методов и соответствующих им диагностических заданий.

Первый показатель «уровень усвоения знаний учащихся о пейзаже в акварельной технике» диагностировался при помощи метода анализа художественного произведения:

Детям раздается бланк с заданиями. В первом задании изображены несколько живописных произведений. Задача ребенка выбрать, какие из них выполнены в акварельной технике и указать их номера. А также пояснить свой ответ, чем произведения в акварельной технике отличаются от других? Во втором задании среди ряда акварельных произведений им необходимо определить, в какой технике написана работа (по-сырому, по-сухому), указать цифры изображения и пояснить свой ответ. В третьем задании изображен пейзаж, написанный акварелью. Детям необходимо расставить цифры от 1 до 10 напротив следующих утверждений для того, чтобы составить верную последовательность написания данной работы от предварительного карандашного рисунка до завершающих штрихов кистью.

Для диагностики второго показателя «способность преобразовывать знания о пейзаже в акварельной технике в собственный творческий продукт» был применен метод творческого задания и разработано следующее диагностическое задание.

Детям выдается референс - фотография, по которой необходимо выполнить акварельную работу. В работе присутствует ограниченный колорит, поэтому рекомендуется использовать не более 4 цветов.

Детям дается инструкция: «Используйте все акварельные техники и приемы, которые вам известны. Постарайтесь передать воздушную перспективу с помощью дальнего и переднего плана. Обращайте внимание на тон - на самые светлые и самые темные участки картины. Постарайтесь рисовать акварелью не более, чем в 2-3 слоя. В конце у вас должен получиться легкий и свежий этюд в ограниченной холодной гамме».

По каждому показателю уровень распределяется по трехбалльной системе: высокий уровень - 3 балла, средний уровень - 2 балла, низкий уровень - 1 балл.

Представим полученные уровни.

По показателю «уровень усвоения знаний учащихся о пейзаже в акварельной технике» определены следующие уровни:

Высокий (3 балла) - учащийся верно выявляет особенности пейзажа в акварельной технике, ее отличия от других. Различает основные акварельные техники. Верно определяет последовательность выполнения пейзажа акварелью.

Средний (2 балла) - учащийся не всегда верно определяет разновидности пейзажа, не имеет четкого понятия об отличии написания пейзажа в акварельной технике, относительно других (пастель, масляные краски). Не всегда верно различает основные акварельные техники. Допускает не более 5 ошибок в последовательности выполнения пейзажа акварелью.

Низкий (1 балл) - учащийся затрудняется в выявлении особенностей пейзажа в акварельной технике, не понимает ее отличие от других. Не знает или неверно определяет основные акварельные техники. Допускает более 5 ошибок в последовательности выполнения пейзажа акварелью.

По показателю «способность преобразовывать знания о пейзаже в акварельной технике в собственный творческий продукт» определены следующие уровни:

Высокий (3 балла) - учащийся умеет верно расположить объекты в пространстве, видит взаимосвязь нескольких объектов в окружающей среде, применяет в своих работах с акварелью мокрую и сухую технику, умеет сохранять прозрачность, учащийся понимает, как использовать акварельные мягкие переходы, способен создавать мягкие границы.

Средний (2 балла) - учащийся умеет верно расположить объекты в пространстве, однако, не видит взаимосвязи нескольких объектов в окружающей среде, имеет понятие о мокрой технике в акварели, но на практике не может ее применять в своих работах, понимает как сохранять прозрачность, но при написании работы прозрачности достичь не удается, пытается применять белила для создания белого цвета, вместо использовании в качестве белого участка чистого листа, учащийся понимает, как использовать акварельные мягкие переходы, но не всегда способен создавать мягкие границы.

Низкий (1 балл) - учащийся не умеет верно расположить объекты в пространстве, не способен определить взаимосвязь нескольких объектов в окружающей среде, не обладает знаниями о мокрой и сухой технике в акварели, не понимает, как сохранять прозрачность, пытается применять белила доя создания белого цвета, вместо использования в качестве белого участка чистого листа, учащийся не верно понимает, как использовать акварельные мягкие переходы и создавать мягкие границы.

Выводы. Разработанный диагностический инструментарий позволит произвести констатирующий этап опытно-поисковой работы по освоению пейзажа в акварельной технике и на основе полученных данных разработать развивающие занятия.

Аннотация. В статье рассматривается проблема освоения пейзажа в акварельной технике учащимися детских художественных школ. Анализируются понятия «акварель» и «освоение» с точки зрения разных ученых, на основании этого выводится рабочее понятие «освоение акварельной техники в пейзаже». В соответствии с темой статьи разработан диагностический инструментарий освоения основ пейзажа акварелью учащимися детской художественной школы. Определяются показатели, диагностические методы и задания для детей, выявляются уровни освоения акварельной техники в пейзаже.

Ключевые слова: акварель, пейзаж, освоение акварельной техники, особенности пейзажа акварелью, акварель «по-сухому», акварель «по-сырому», диагностический инструментарий.

Annotation. The article deals with the problem of mastering the landscape in watercolor technique by students of children's art schools. The concepts of «watercolor» and «mastering» are analyzed from the point of view of different scientists.based on this, the working concept of "mastering watercolor techniques in the landscape"is derived. In accordance with the topic of the article, a diagnostic tool was developed for mastering the basics of landscape watercolors by students of children's art school. Indicators, diagnostic methods and tasks for children are determined, and the levels of mastering watercolor techniques in the landscape are revealed.

Keywords: water color, landscape, mastering water color techniques, landscape specifics water color, water color «dry», water color «raw», diagnostic tools.

Литература:

1. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: избр. ст. / В.И. Даль; совмещ. ред. изд. В.И. Даля и И.А. Бодуэна де Куртенэ; [науч. ред. Л.В. Беловинский]. - М.: ОЛМА Медиа Групп, 2009. - 573 с.

2. Крылов П.А. Этимологический словарь русского языка. СПб.: Полиграфуслуги, 2015. - 432 с.

3. Кузнецов С.А. Большой толковый словарь русского языка Справочное издание. - СПб.: Норинт, 2000. - 1536 с.

4. Прохоров A.M. Большой энциклопедический словарь. - М. 2-е изд., перераб. и доп. 1456 с.

5. Толковый словарь русского языка: В 4 т. /Под ред. Д.Н.Ушакова. - М.: Сов. энцикл.: ОГИЗ, 1935-1940.- 1458 с.

6. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т.: Пер. с нем. - Russisches etymologisches Wörterbuch / Перевод и дополнения О.Н. Трубачёва. - 4-е изд., стереотип. - М.: Астрель — ACT, 2004. - Т.4. - 860 с.

7. Философский энциклопедический словарь / ред.-сост. Е.Ф. Губский и др. - М.: ИНФРА-М, 2009. - 569 с.

УДК 378.1

СПОРТИВНЫЕ ИГР В ОПТИМИЗАЦИИ ДВИГАТЕЛЬНОГО РЕЖИМА И ФУНКЦИОНАЛЬНОГО

СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна ФГАОУ ВО «Российский государственный профессионалъно-педагогическийуниверситет» (г. Екатеринбург)

Постановка проблемы. Сегодня выпускник высшего учебного заведения должен уметь ориентироваться в инновационных производственных технологиях, успешно применять на практике и по необходимости усовершенствовать их. Все это существенным образом повышает требования к психофизическому здоровью студентов. Большинство проведенных исследований по изучению уровня здоровья современных подростков и молодежи убедительно показывают, что количество практически здоровых выпускников средних школ не превышает 20% [3]. Следовательно, проблема сохранения и укрепления здоровья современных студентов стоит достаточно остро в организации профессионально-образовательного процесса в вузах.

Современное физическое воспитание будущих бакалавров должно иметь в первую очередь здоровьеформирующую направленность. Оздоровительный потенциал физкультурно-спортивной деятельности в вузе не достаточно реализован в силу малого количества часов практических занятий в рамках действующего образовательного стандарта. В лучшем случае практические занятия по физической культуре представлены в объеме четырех часов в неделю, а это перекрывает необходимую ежедневную двигательную активность студентов только на 25% [2, 3]. Дефицит физической активности способствует возникновению в организме состояния гиподинамии, что в свою очередь вызывает значимые нарушения в работе основных функциональных систем. Следовательно, стратегическим направлением в улучшении здоровья студенческой молодежи становится коррекция двигательного режима в сторону увеличения физической активности.

Изложение основного материала исследования. Научные исследования в области физической культуры и спорта убедительно демонстрируют, что практические занятия физическими упражнениями в объеме 10-12 часов в неделю (1,5-2 часа в день) будут способствовать оптимизации физического развития студентов и соответственно укреплению их здоровья [4]. В нашем исследовании коррекция двигательного режима студентов осуществлялась за счет факультативных занятий физическими упражнениями в тренировочном режиме в спортивных секциях. Выбор вида спорта осуществлялся студентами самостоятельно в соответствии с интересами и физическими способностями на момент начала занятий. Реализация самостоятельного выбора средств физкультурно-спортивной деятельности формирует у студентов социальную активность и ответственность, повышает мотивацию к систематическим занятиям.

Традиционное анкетирование первокурсников РГППУ ежегодно показывает, что более 60% студентов при выборе спортивного отделения для факультативных занятий отдают свое предпочтение спортивным играм. Спортивные игры - комплекс специальных физических упражнений, выполняющихся в рамках официальных правил в постоянно меняющейся игровой ситуации. Студенты отдают предпочтение

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.