Научная статья на тему 'АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И ДРУГИХ ПЕРЕДОВЫХ СТРАНАХ МИРА'

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И ДРУГИХ ПЕРЕДОВЫХ СТРАНАХ МИРА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
7
2
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНЧЕСКИЙ СПОРТ / ЗОЛОТЫЕ НАГРАДЫ / СОРЕВНОВАНИЯ / УНИВЕРСИАДА / СПОРТСМЕН / STUDENT SPORTS / GOLD AWARDS / COMPETITIONS / UNIVERSIADE / ATHLETE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

В данной статье проведен сравнительный анализ состояния и истории развития студенческого спорта в США, Китае, Японии и России. На основании этого были выделены положительные стороны зарубежного опыта, которые успешно можно будет применить в отечественном студенческом спорте.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Кутергин Николай Борисович, Коруковец Александра Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ANALYSIS OF THE STATE AND DEVELOPMENT OF STUDENT SPORTS IN RUSSIA AND OTHER ADVANCED COUNTRIES OF THE WORLD

This article provides a comparative analysis of the state and history of student sports in the United States, China, Japan, and Russia. Based on this, the positive aspects of foreign experience that can be successfully applied in domestic student sports were highlighted.

Текст научной работы на тему «АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И ДРУГИХ ПЕРЕДОВЫХ СТРАНАХ МИРА»

Аннотация. В статье акцентируется внимание на актуальности проблемы подготовки будущих бакалавров педагогического образования к организации проектной деятельности школьников с использованием сетевых сервисов. В качестве демонстрации использования сервисов приведены примеры из учебных проектов по информатике студентов Нижегородского государственного педагогического университета имени К. Минина.

Ключевые слова: проект, исследовательская деятельность, цифровая образовательная среда, сетевые сервисы,вики.

Annotation. The article focuses on the relevance of the problem of preparing future bachelors of pedagogical education to organize the project activity of schoolchildren with the use of network services. As a demonstration of the use of services examples from educational projects in computer science of students of Minin Nizhny Novgorod State Pedagogical University are given.

Keywords: project, research activity, digital educational environment, network services, wiki.

Литература:

1. Брыксина О.Ф., Круподерова Е.П., Круподерова K.P. Проектирование курса «Информационные технологии в образовании» в условиях введения профстандарта педагога // Вестник Мининского университета. 2016. № 1-1 (13). С. 18.

2. Газизова Т.В., Колесникова Т.А., Пеленков А.И. Подготовка студентов педагогического вуза к проектной деятельности // Сибирский педагогический журнал. 2016. № 1. С. 79-85.

3. Канянина Т.П., Круподерова Е.П., Степанова С.Ю. Интернет-проект: от идеи до реализации // Методическое пособие. Нижний Новгород. 2017.

4. Круподерова Е.П., Круподерова K.P. Реализация компетентностной модели выпускника вуза через сетевую проектную деятельность студентов в условиях информационной образовательной среды. // Инновационные проекты и программы в образовании. 2015. № 6. С. 22-26.

J. Круподерова Е.П. Социальные сетевые сервисы в проектной деятельности обучающихся: учебно-методическое пособие. //Нижний Новгород. Мининский университет. 2016. 83 с.

6. Круподерова Е.П., Круподерова K.P. Создание образовательных продуктов студентами в ходе проектной деятельности в курсе «Информационные технологии в образовании» // Модернизация педагогического образования в контексте глобальной образовательной повестки: Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции по проблемам разработки и апробации новых модулей программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки - Специальное (дефектологическое) образование), предполагающих академическую мобильность студентов вузов педагогического профиля (непедагогических направлений подготовки) в условиях сетевого взаимодействия. Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина. Нижний Новгород. 2015. С. 280-283.

7. Круподерова K.P., Плесовских Г.А. Вики-сайт университета как информационно-образовательная среда для проектной деятельности студентов и школьников. // Проблемы современного педагогического образования. 2016. № 53-3. С. 283-289.

8. Круподерова K.P. Организация сетевой проектной деятельности обучающихся в вузе: учебно-методическое пособие. Н. Новгород. Мининский университет. 2016. 84 с.

9. Лямина Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение проектной деятельности студентов в условиях инновационной площадки. //ВестникМининского университета. 2016. №1-1 (13). С. 22.

10. Новикова Т.Г. Сетевой проект как ведущий метод интерактивного обучения. / Web-технологии в образовательном пространстве: проблемы, подходы, перспективы: сборник статей участников Международной научно-практической конференции / Под общ. ред. C.B. Арюткиной, C.B. Напалкова; Арзамасский филиал ННГУ. Н. Новгород, ООО «Растр-НН», 2015. С. 139-148.

11. Приказ Минтруда России № 544н от 18 октября 2013 г. «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог (педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования) (воспитатель, учитель)» [Электронный ресурс] // Министерство труда и социальной защиты. Банк Документов. URL: http://www.rosmintrud.ru/docs/mintrud/orders/129.

12. Прохорова М.П., Семченко A.A. Организация самостоятельной работы обучающихся в форме проектной деятельности // Вестник Мининского университета. 2017. №2.

13. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования по направлению подготовки 44.04.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки), утвержденный 22 февраля 2018 г., № 50358. [Электронный ресурс] URL: https://clck.ru/MDrq4.

УДК 796-057.875

АНАЛИЗ СОСТОЯНИЯ И РАЗВИТИЯ СТУДЕНЧЕСКОГО СПОРТА В РОССИИ И ДРУГИХ

ПЕРЕДОВЫХ СТРАНАХ МИРА

кандидат педагогических наук, доцент Кутергин Николай Борисович Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород);

доцент Коруковец Александра Петровна Белгородский государственный технологический университет имени В.Г. Шухова (г. Белгород)

Постановка проблемы. С 3 по 14 июля 2019 года в итальянском городе Неаполе прошли международные спортивные соревнования XXX летней Универсиады. В ней приняли участие 112 стран (5971 спортсмен) и было разыграно 222 медали в 18 видах спорта. Российские спортсмены отлично выступили на данной Универсиаде, набрав наибольшее количество медалей в общем зачете (82, вместе с Японией), а также серебряных (24) и бронзовых (36). Золотые награды российские спортсмены получили в таких видах спорта как дзюдо (3), плавание (6), спортивная гимнастика (1), фехтование (1), стрельба из лука (2), художественная гимнастика (7), волейбол (женщины) и теннис (1) [7]. Результат не может не радовать, но все же во многих соревнованиях Россия не смогла получить золотую награду (таблица 1).

Таблица 1

Общий медальный зачет XXX Летней универсиады 2019 [6]

Место Общее количество медалей Всего

Страна Золото Серебро Бронза

1 Япония 33 21 28 82

2 Россия 22 24 36 82

3 Китай 22 13 8 43

4 США 21 17 15 53

5 Южная Корея 17 17 16 50

6 Италия 15 13 16 44

Разница в золотых медалях с Японией в 11 медалей, с ближайшими преследователями: Китаем - 0, США - 1. Таким образом, конкуренция за высшие награды во всемирных соревнованиях очень высока. Поэтому следует проанализировать то, как именно устроен студенческий спорт в США, Китае и Японии и сравнить его с российским. И в данном анализе следует делать акцент именно на летние виды спорта, так как в студенческом спорте зимних дисциплин у России отсутствуют конкуренты и большинство наград зарабатывается нашими спортсменами [3] (таблица 2).

Таблица 2

Общий медальный зачет XXIX Зимней универсиады 2019 в Красноярске [8]

Место Общее количество медалей Всего

Страна Золото Серебро Бронза

1 Россия 41 39 32 112

2 Южная Корея 6 4 4 14

3 Япония 5 4 4 13

4 Австрия 3 3 0 6

Также, если брать летние виды спорта, то именно эти 3 страны составляют конкуренцию России. В Европе наши спортсмены чувствуют себя спокойно и показывают высокий профессионализм, который сполна окупается в виде наград (таблица 3).

Таблица 3

Общий медальный зачет II Европейских игр 2019 в Минске [9]

Место Общее количество медалей Всего

Страна Золото Серебро Бронза

1 Россия 44 23 42 109

2 Белоруссия 24 16 29 69

3 Украина 16 17 18 51

4 Италия 1 15 13 41

Изложение основного материала исследования. Первая страна, которую будем рассматривать - США. Основой студенческого спорта в США является NCAA (National Collegiate Athletic Association, Национальная ассоциация студенческого спорта). Это лига, выступая в которой молодые спортсмены пытаются проложить себе дорогу в профессиональный спорт. Она подразделяется на 3 дивизиона:

1. NCAA Division 1 (около 350 университетов). Здесь представлены крупнейшие университеты США, которые вкладывают огромные средства в молодых спортсменов. Они предоставляют отличные условия для тренировок, строят большие арены.

2. NCAA Division 2 (около 315 университетов). Сюда входят более мелкие университеты, но все же они также вкладывают большие средства в спорт. Посещаемость здесь не особо отличается от первого дивизиона, а лучшим командам вполне по силам играть со средничками из первого дивизиона.

3. NCAA Division 3 - (450 университетов). Здесь уровень спортсменов уже существенно ниже, а также они не получают спортивной стипендии, а оплачивают свое обучение в университете самостоятельно.

Помимо NCAA в США также существуют NAIA (National Association of Intercollegiate Athletics - около 250 университетов, уровень навыков спортсменов примерно как во 2 дивизионе NCAA) и NJCAA (National Junior College Athletic Association, 440 колледжей, т.е. не 4-х годичных учебных заведений, 2-х годичных) [10].

Основными отличиями между США и Россией являются в первую очередь невмешательство государства в структуру студенческого спота, так как ассоциации, перечисленные выше, не являются государственными и

действуют автономно от правительства. Также, являясь некоммерческими как и в России, они все же не получают финансирование из бюджета страны, но при этом имеют огромный доход. «По данным источника Statista, доход NCCA за 2018 год уже перешел границу в 1 млрд. долларов. 79 % дохода составляет от продажи рекламы и телевизионных прав, остальные доходы от чемпионатов, инвестиций, сервиса и взносов. По данным NCCA 96 % заработка возвращается ассоциацией университетам» [11].

При этом стоит учитывать, что в Америке студенческий спорт вызывает огромный интерес у публики. Благодаря высококлассной инфраструктуре и организации мероприятий, продвижении и пиаре молодых звезд, студенческий спорт в некоторых дисциплинах превосходит по посещаемости и ажиотажу даже профессиональный. К сожалению, российские студенческие соревнования не могут похвастаться данными показателями.

Вторая страна для анализа - КНР. История развития спорта в данной стране прошла пять периодов:

1. 1930-1948 гг. - военно-прикладная направленность спорта, как способ борьбы с милитаризмом Японии.

2. 1949-1956 гг. - программы развития массового спорта.

3. 1956-1965 гг. - развитие спорта высших достижений.

4. 1970-е гг. - развитие спорта, направленного на достижение успехов на международной арене.

5. 1980-е гг. - признание спортивной мощи Китая.

Во время перестройки в СССР отношения между двумя странами стабилизировались. Поэтому в Китай стали приглашаться советские специалисты для обмена опытом с китайскими коллегами [1].

Начиная с 90-х годов, в Китае делается сильный упор на развитие детско-юношеского спорта. За короткий промежуток времени в крупных городах появилось большое количество хорошо оснащенных спортивных сооружений для детей и юношей. Основываясь на советском опыте Китай стал делать уклон в экстенсивное развитие спорта: открытие новых спортивных школ и привлечение большего количества детей к занятиям спортом, проведение соревнований и т.д. На сегодняшнем этапе развития китайского спорта вектор больше направлен на интенсивность: оснащение современным оборудованием и инвентарем, повышение квалификации специалистов и т.д. [15].

Что же касается студенческого спорта в Китае, то правительство уделяет этому большое значение. Большинство учебных заведений имеют собственный стадион, кампусы оснащены тренажерными залами и различными спортивными площадками. Дисциплина «Физическая культура» является обязательной в китайской программе высшего образования. Уроки занимают 2 часа в неделю и обязательно состоят из занятий баскетболом, футболом, волейболом, гимнастикой, легкой атлетикой и ушу. Также студентам 1 и 2 курсов обязательно нужно выбрать спортивную секцию, занятия в которой будут занимать также 2 часа. У старшекурсников физкультура является факультативным предметом и занимает 2-4 часа в неделю [13].

Третьей и последней страной для анализа является Япония. Студенческий спорт будет рассмотрен на примере конкретного университета, а именно Тойо. В 2013 году там было построено новое здание для легкоатлетов. Это 4-хэтажное здание общей площадью 2540 м2. Начиная с того момента, легкоатлеты университета Тойо могут комфортно совмещать учебу и спорт, что в добавок с отличнейшей инфраструктурой позволяет начинающим спортсменам добиваться высших наград [16].

Также, что в Японии, что в Китае спорт является национальной идеей. Население данных стран само с огромным энтузиазмом занимается спортом, что в итоге приводит к появлению замечательных спортсменов. После выхода в 1961 г. в Японии закона «о мерах по развитию спорта» многократно усилилась популяризация спорта у населения. Стали открываться различные спортивные клубы, подготавливаться более профессиональные кадры с сфере спорта [14].

Выводы. Таким образом, несмотря на то, что российский студенческий спорт достиг больших успехов в последние 20 лет, ему все же есть куда стремиться. Перенимая опыт у данных 3 стран, можно добиться невиданных успехов как в международных спортивных соревнованиях, так и в физическом состоянии населения [2].

В первую очередь, спорт должен окончательно стать национальной идеей, чтобы большинство населения было вовлечено в активный и здоровый образ жизни. Также нужно уделить должное внимание развитию различных спортивных секций, которые будут не только автономными, но и на базе школ и университетов[5]. Очень большое внимание стоит уделить привлечению инвесторов в детский и юношеский спорт, а также развитию пиара и продвижения молодых и перспективных звезд и команд. И при соблюдении всех вышеперечисленных принципов, заимствованных у США, Китая и Японии можно будет продвинуть наш студенческий спорт на новый спортивный уровень [4].

Аннотация. В данной статье проведен сравнительный анализ состояния и истории развития студенческого спорта в США, Китае, Японии и России. На основании этого были выделены положительные стороны зарубежного опыта, которые успешно можно будет применить в отечественном студенческом спорте.

Ключевые слова: студенческий спорт, золотые награды, соревнования, Универсиада, спортсмен.

Annotation. This article provides a comparative analysis of the state and history of student sports in the United States, China, Japan, and Russia. Based on this, the positive aspects of foreign experience that can be successfully applied in domestic student sports were highlighted.

Keywords: student sports, gold awards, competitions, Universiade, athlete.

Литература:

1. Головко Н.Г., Крамской С.И., и др. Управление спортивного результата / монография / Н.Г. Головко, С.И. Крамской, и др.; под ред. Н.Г. Головко, - Белгород: Изд-во Белгородский ГАУ, 2016. - Том 1. -219 с.

2. Крамской С.И., Амельченко И.А. Физическое воспитание и спорт: инновационные направления и конструктивный подход. Культура физическая и здоровье. - Воронеж, 2019. - №2 (70). - С. 163-165.

3. Крамской С.И. Краткий анализ выступления юношеской сборной России по пляжному гандболу в международных соревнованиях (2016-2017 г.г.). Физическое воспитание и спорт в высших учебных заведениях: сб. статей XIV Междунар. науч. конф. (Белгород, 19-20 апр. 2018 г.) /Белгор. гос. технол. ун-т. -Белгород: Изд-во БГТУ, 2018. С. 194-198

4. Кутергин Н.Б., Горбатенко A.B. Психологические механизмы адаптационных процессов у спортсменов. Вестник Белгородского юридического института МВД России. 2011. № 1 (17). С. 49-50.

5. Егоров Д.Е., Радоуцкий В.Ю., Кутергин Н.Б. Современные подходы в подготовке специалистов аварийно-спасательного профиля в технических высших учебных заведениях. Вестник Белгородского государственного технологического университета им. В.Е. Шухова . 2014. № 5. С. 215-219.

6. Летняя Универсиада 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9B%D0%B5%D1%82%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A3%D0%BD%D0 %B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0_2019 (дата обращения 5.11.2019)

7. Россия на летней Универсиаде 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A0%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D1%8F_%D0%BD%D0%B0_%D0 %BB%D0%B5%D1%82%D0%BD%D0%B5%D0%B9_%D0%A3%D0%BD%D0%B8%D0%B2%D0%B5%D1%8 0%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B5_2019#%D0%91%D0%B0%D1%81%D0%BA%D0%B5%D1%8 2%D0%B 1%D0%BE%D0%BB (дата обращения 5.11.2019)

8. Зимняя Универсиада 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%97%D0%B8%D0%BC%D0%BD%D1%8F%D1%8F_%D0%A3%D0%BD%D0 %B8%D0%B2%D0%B5%D1%80%D1%81%D0%B8%D0%B0%D0%B4%D0%B0_2019 (дата обращения 6.11.2019)

9. Европейские игры 2019 URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%95%D0%B2%D1%80%D0%BE%D0%BF%D0%B5%D0%B9%D1 %81%D0% BA%D0%B8%D0%B5_%D0%B8%D0%B3%Dl%80%Dl%8B_2019(flaTa обращения 5.11.2019)

10. Устройство студенческого спорта в США // БлогСпорт и учеба в США 7 июня 2015 г. URL: https://www.sports.ru/tribuna/blogs/alexskryagin/790736.html (дата обращения 5.11.2019)

11. 6 различий между студенческим спортом в России и США // 25 марта 2019 г. URL: https://zen.yandex.ru/media/id/5c73ad8dedb9e500afc04b31/6-razlichii-mejdu-studencheskim-sportom-v-rossii-i-ssha-5c98cdbdd82a0800b26cl732 (дата обращения 5.11.2019)

12. Рахмистрюк В.А. Сравнительный анализ развития студенческого спорта в России и США: проблемы и перспективы // Научное сообщество студентов: №: сб. ст. по мат. XXXIV Междунар. студ. науч.-практ. конф. № 23 (34). Стр. 402-406 URL: https://sibac.info/archive/meghdis/23(34).pdf (дата обращения: 5.11.2019)

13. История массовой физической культуры в Китае Т.Б. Еорбатенко // вестник Бурятского государственного университета стр. 30-32 url: https://cyberleninka.ru/article/v/istoriya-massovoy-fizicheskoy-kultury-v-kitae (дата обращения: 5.11.2019)

14. Азиатская модель управления физической культурой и спортом A.C. Сагалеев, А.Е. Дуринов, Б.П. Хамаганов URL: https://cyberleninka.rU/article/v/aziatskaya-model-upravleniya-fizicheskoy-kulturoy-i-sportom (дата обращения: 5.11.2019)

15. Спорт в университетах // 19 января 2019 г. URL: https://studychina.ru/pro-universitety/sport-v-universitetah/ (дата обращения: 5.11.2019)

16. Как сделать страну спортивной? университетский спорт в Японии Василий Парняков // 02.04.2013 URL: https://skirun.ru/2013/04/03/university-sport-japan/ (дата обращения: 5.11.2019)

17. Физическое воспитание в Японии: развитие и особенности URL: https://topspinsport.ru/articles/fizicheskoe-vospitanie-v-yaponii-razvitie-i-osobennosti/ (дата обращения: 5.11.2019)

УДК 372.874

РАЗРАБОТКА ДИАГНОСТИЧЕСКОГО ИНСТРУМЕНТАРИЯ ОСВОЕНИЯ ОСНОВ ПЕЙЗАЖА АКВАРЕЛЬЮ УЧАЩИМИСЯ ДЕТСКОЙ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ШКОЛЫ

кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой искусств Овсянникова Оксана Александровна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственный -университет» (г. Тюмень);

студентка Максимова Элеонора Алексеевна Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Тюменский государственныйуниверситет» (г. Тюмень)

Постановка проблемы. Актуальность темы исследования обуславливается тем, что для успешного освоения ребенком акварельной техники необходимо знать ее отличительные особенности, проанализировать ее преимущества и недостатки перед другими техниками живописи, однако, в настоящее время акварели уделяется мало внимания, она часто применяется лишь в роли предварительного этапа перед освоением масляной живописи. Акварель отличается от других материалов своей доступностью и не требует наличие большого набора инструментов и специальных приспособлений.

Обращаясь к этимологическому словарю П.А. Крылова, можно отметить, что слово «акварель» заимствовано из немецкого (aquarell) или французского (aquarelle) [2, с. 27]. Латинский корень этих слов -aqua означает «вода», а в целом акварель - это «водная краска» [6, с.12]. Стоит отметить, что по-английски это понятие передается сочетанием «watercolor», то есть тоже «водная краска» [2, с. 27].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение акварели - краски (обычно с клеем), разводимые в воде и легко смываемые ею [4, с. 47].

В толковом словаре Д.Н. Ушакова акварель определяется как краски, разводимые в воде Г5, с. 511.

Толковый словарь С.А. Кузнецова определяет акварельную технику как живопись акварельными красками, отличающаяся чистотой цвета, прозрачностью [3, с. 49].

В Большом энциклопедическом словаре дается следующее определение акварельной техники - вид живописи, особенностью которой является прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы (чаще всего бумаги), чистота цвета [4, с. 48].

Несмотря на глубокий интерес исследователей к обозначенной проблеме, остаются аспекты, недостаточно раскрытые в работах ученых: не сформулировано понятие «освоение акварельной техники», не разработан диагностический инструментарий исследования данного понятия. В связи с этим тема освоения пейзажа в акварельной технике является актуальной.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.