Научная статья на тему 'Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов'

Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
72
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗДОРОВЬЕ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФУНКЦИОНАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ / HEALTH / STUDENTS / HEALTHY LIFESTYLE / PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS ACTIVITIES / PHYSICAL FITNESS / FUNCTIONAL STATUS

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

В статье показаны факторы, определяющие состояние здоровья человека. Продемонстрированы возможности физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения. В результате проведенного исследования выявлена необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для оптимизации физической подготовленности и функционального состояния современных студентов с целью укрепления их здоровья.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Ольховская Елена Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHYSICAL AND SPORTS ACTIVITIES IN THE CONTEXT OF HEALTH OPTIMIZATION OF MODERN STUDENTS

The article shows the factors determining the state of human health. The possibilities of physical fitness and sports activities in preserving and strengthening the health of the young generation are demonstrated. As a result of the study, the need for additional education in the field of physical education was identified to optimize the physical fitness and functional status of modern students in order to improve their health.

Текст научной работы на тему «Физкультурно-спортивная деятельность в контексте оптимизации здоровья современных студентов»

Информация о деятельности (программы стажировок, фото и видео отчеты и др.) размещены на электнонной площадке «Электронное образование в Республике Татарстан» (режим доступа: https://edu.tatar.ru/priv/school78).

Результатом деятельности и в тоже время отличительной особенностью опыта Республики Татарстан является модель сетевого взаимодействия реализации мероприятий ГПРФ «Развитие образования».

Сетевое взаимодействие служит основой развития республиканской системы повышения квалификации педагогических работников общего образования, обеспечивающей непрерывность, адресность, дифференцированный подход, актуальное содержание, современные формы, методы и технологии дополнительного профессионального образования.

Выводы. Опыт Республики Татарстан, как показывает практика, актуален и востребован работниками образования и руководящими кадрами регионов Российской Федерации, поскольку заставляет взглянуть на привычное по новому. Так, только в 2018 году в Республике Татарстан прошли обучение педагоги из 36 регионов Российской Федерации. Современные формы организации обучения и взаимодействия участников позволяют осуществлять обмен актуальной информацией, как на уровне педагогов-практиков, образовательных организаций так и на уровне регионов.

Перенимая уникальный образовательный опыт, знакомясь с культурой и традициями нашей республики, участники взаимодействия приходят к пониманию общности целей и задач российской системы образования.

Литература:

1. Указ «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.kremlin.ru/events/president/news/57425 (дата обращения 29.0l.20l8 г.)

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года №1642 государственная программа «Развитие образования» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://минобрнауки.рф/ (дата обращения 29.01.2018 г.)

3. Постановление Кабинета Министров РТ от 09.07.2016 № 468 «Об организации работы стажировочной и базовых площадок в системе образования РТ в 2016-2020 годах» [Электронный ресурс]. Режим доступа: edu.tatar.ru (дата обращения 29.01.2018 г.).

4. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Наставничество как форма непрерывного образования и профессиональной самореализации педагога // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-4. - с. 302-305.

5. Нугуманова Л.Н., Яковенко Т.В., Наставничество как способ преодоления профессиональных дефицитов педагога // Профессиональное образование. Столица. 2018. № 9. С. 34-37.

6. Гранты учителям [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mon.tatarstan.ru/grant_uchitel.htm (дата обращения дата обращения 24.07.2018).

Педагогика

УДК 378.17

кандидат педагогических наук, доцент Ольховская Елена Борисовна

Российский государственный профессионально-педагогический университет (г. Екатеринбург)

ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В КОНТЕКСТЕ ОПТИМИЗАЦИИ ЗДОРОВЬЯ

СОВРЕМЕННЫХ СТУДЕНТОВ

Аннотация. В статье показаны факторы, определяющие состояние здоровья человека. Продемонстрированы возможности физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности в сохранении и укреплении здоровья молодого поколения. В результате проведенного исследования выявлена необходимость дополнительного образования в области физического воспитания для оптимизации физической подготовленности и функционального состояния современных студентов с целью укрепления их здоровья.

Ключевые слова: здоровье, студенты, здоровый образ жизни, физкультурно-спортивная деятельность, физическая подготовленность, функциональное состояние.

An^ta^n. The article shows the factors determining the state of human health. The possibilities of physical fitness and sports activities in preserving and strengthening the health of the young generation are demonstrated. As a result of the study, the need for additional education in the field of physical education was identified to optimize the physical fitness and functional status of modern students in order to improve their health.

Keywords: health, students, healthy lifestyle, physical education and sports activities, physical fitness, functional status.

Введение. На протяжении всей истории человечества здоровье играло первостепенную роль в эффективности любой деятельности человека: выполнение социальных, трудовых или биологических функций. Актуальной задачей современного высшего образования является формирование у будущих бакалавров здоровьесберегающей компетенции. Наукоемкое отношение молодого поколения к своему здоровью позволит сформировать индивидуальную ответственность за собственный образ жизни, который напрямую влияет на все виды жизнедеятельности современного человека.

Анализ состояния здоровья выпускников средней школы, проводимый Министерством просвещения и Министерством здравоохранения РФ, показывает, что только 20% молодежи в возрасте 16-18 лет можно отнести к категории «практически здоровы». Все остальные выпускники школ имеют деривации в здоровье.

Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) говорит о здоровье как о положении безусловного социального и психофизического благополучия, а не только как о неимении каких-то заболеваний и физических недостатков.

В научных трудах современных ученных в области здоровьесбережения рассматривается три основных компонента в здоровье современного человека - физическое, психическое и социальное [1, 2].

Под физическим здоровьем понимают состояние организма, характеризующееся естественным функционированием всех его систем и органов, что позволяет оптимально адаптироваться к условиям существования.

Психическое здоровье классифицируется как состояние благополучия, при котором человек реализует все свои способности для конструктивного развития общества и может успешно противостоять обычным стрессовым ситуациям, адекватно реагирую на происходящие события.

Социальное здоровье демонстрирует способность человека адаптироваться к условиям жизни в современном социуме и обуславливает стандартное морально-этическое проявлении личности.

Факторы, влияющие на здоровье человека в современных социально-экономических условиях, представлены в табл. 1 [1].

Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье человека

Фактор Доля фактора (%) Риски

Образ жизни 49-53 Вредные привычки (курение, алкоголь, наркотики), отсутствие здорового питания, малоподвижный образ жизни, вредные условия труда, продолжительный стресс.

Генетика 18-22 Наличие в семье наследственных заболеваний и предрасположенность к ним

Внешняя среда, природно- климатические условия 17-20 Негативные экологические факторы, резкая смена погодных явлений, магнитные и космические излучения

Здравоохранение 8-10 Малоэффективная система медицинской помощи, отсутствие профилактических медосмотров и мероприятий

Итак, как видно из таблицы, примерно на 50% здоровье человека зависит от образа жизни. Поэтому наиболее важным в здоровьесбережении человека становится здоровый образ жизни, основными компонентами которого являются сбалансированное питание, отсутствие вредных привычек и оптимальный режим двигательной активности.

Изложение основного материала статьи. Своевременность представленной работы предопределила негативная тенденция в состоянии здоровья современных студентов. Несоблюдение необходимого двигательного режима в сочетании с высокоинтенсивными когнитивными нагрузками является основной причиной низкого уровня здоровья у студенческой молодежи. Следовательно, сохранение и укрепление здоровья, формирование физической культуры будущего специалиста и устойчивой мотивации на ведение здорового образа жизни является одной из основных задач педагогики высшей школы.

С целью выявления уровня здоровья студентов Российского государственного профессионально-педагогического университета (РГППУ) мы изучили паспорта здоровья первокурсников. Итоговые результаты показаны в табл. 2.

Таблица 2

Результаты исследования состояния здоровья студентов РГППУ

Вид заболеваний Имеют заболевания, чел. (%), по состоянию на:

2015 г. (обследовано 1007 чел.) 2016 г. (обследовано 1000 чел.) 2017 г. (обследовано 1023 чел.)

1 2 3 4

Заболевания опорно-двигательного аппарата 161(15,9) 162 (16,2) 162 (15,8)

Заболевания сердечно-сосудистой системы 48 (4,8) 42 (4,2) 46 (4,5)

Заболевания пищеварительной системы 164 (16,3) 172 (17,2) 175 (17,1)

Заболевания органов зрения 131 (13) 138 (13,8) 144 (14,1)

Итого 504 (50) 514 (51) 527 (52)

Примечание: Группы заболеваний формировались согласно нозологическим характеристикам [Дубровский В.И.]

Из таблицы видно, что преимущественно деривации встречаются в опорно-двигательном аппарате, в органах зрения, в сердечно сосудистой и в пищеварительной системах. Выявлены ограничения в здоровье примерно у 50% первокурсников.

Изучение научной литературы в рамках нашей работы выявило, что причиной большого процента студентов с ослабленным здоровьем является низкий уровень их физического здоровья [1, 3]. В работах ведущих специалистов в области медицины и педагогики показано, что наиболее важным фактором в укреплении здоровья является оптимизация образа жизни: увеличение объема ежедневных физических движений; формирование прочной мотивации к выполнению физических упражнений не только на урочных занятиях по прикладной физической культуре, но и на факультативных занятиях в спортклубах, секциях, или самостоятельно.

Физкультурно-спортивная деятельность студентов в учебно-профессиональном процессе вуза обязана реализовывать в первую очередь здоровьесберегающую функцию. Но занятия физическими упражнениями только в урочных формах правомочны удовлетворить должную двигательную активность всего на 19-24% от необходимого уровня [2]. В рамках современного ФГОС дисциплина «Прикладная физическая культура» предусматривает урочные формы организации физкультурно-спортивной деятельности у студентов лишь дважды в неделю, т.е. всего 4 часа. Данные показатели соответствуют 13-15% от оптимального уровня двигательной активности для людей в возрасте 18-25 лет. Однако, выполнение физических упражнений еженедельно в объеме 10-12 часов (1,5-2 часа каждый день) формирует стабильные предпосылки к повышению двигательной подготовленности студентов, а, следовательно, и к повышению уровня их физического здоровья.

Учитывая выше сказанное, мы полагаем, что наиболее значимым фактором в улучшении здоровья студентов является оптимизация двигательного режима. Обязательным фактом трактуется формирование устойчивой мотивации соблюдать здоровый образ жизни и готовности к занятиям физическими упражнениями в период отдыха от основной профессионально-образовательной деятельности.

По мнению В.К. Бальсевича, занятия студентов физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельностью должны следовать основным правилам [2, 3]:

1. при выборе форм проведения занятий и средств физического воспитания необходимо учитывать физическое развитие каждого занимающегося, уровень двигательной готовности, личностные интересы и цели каждого;

2. непременно применять в образовательном процессе инновационные технологии физкультурно-спортивной подготовки;

3. нововведения в физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности первоначально следует осуществлять в экспериментальных отделениях.

Принимая во внимание данные правила, в нашей работе мы использовали в экспериментальных отделениях занятия физическими упражнениями дополнительно к аудиторным занятиям физической культурой и спортом в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура».

Традиционное анкетирование первокурсников РГППУ демонстрирует, что более 50% респондентов выбирая вид спорта для дополнительных занятий, предпочитают спортивные игры (футбол, волейбол, баскетбол, настольный теннис). Настольный теннис является оптимальным видом спорта для студентов с ослабленным здоровьем [2]. Поэтому средством для оптимизации двигательной активности мы выбрали эти виды спорта. Участники исследования были разделены на два отделения:

• контрольное отделение (ОФП), в котором студенты занимались физическими упражнениями в рамках дисциплины «Прикладная физическая культура», т.е. 4 часа в неделю;

• экспериментальное отделение (Спортивные игры), в котором студенты с целью увеличить физкультурно-спортивную деятельность до 8-10 часов в неделю дополнительно занимаются спортивными играми.

Анализ динамики развития физических кондиций (выносливость, сила, быстрота, гибкость) и оценка функциональных показателей дыхательной, сердечно сосудистой, центральной нервной систем студентов проводились на протяжении всех восьми семестров учебы в вузе.

В своей работе мы применяли следующие методы исследования: проверка физических кондиций по технологии В.И. Ляха; проверка функциональных показателей: методика Ромберга, методика Штанге, метод Руфье; итоговые результаты подвергались анализу приемами математической статистики.

В начале исследования (1 курс, 1 семестр) занимающиеся в отделении «Спортивные игры» и в отделении «ОФП» демонстрируют почти тождественные индексы развития физических кондиций и функциональных показателей, которые соответствуют удовлетворительному уровню.

На заключительной стадии исследования (4 курс, 8 семестр) наблюдается достоверная разница индексов у студентов отделения «Спортивные игры» и отделения «ОФП». Продемонстрированные показатели и соизмерение их с показателями констатирующего этапа приведены в табл. 3, 4, 5, 6.

Таблица 3

Компоненты физического здоровья юношей отделения «ОФП»

Физические кондиции Вид проверки Юноши

1 курс (1 семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± т М ± т

быстрота бег 30 м (с) 4,8 ± 0,31 4,8 ± 0,36

р > 0,05

выносливость бег 3000 м (мин) 13,07 ± 0,22 | 13,24 ± 0,26

р > 0,05

сила подтягивание на перекладине (раз) 3, 9 ± 1,9 | 5,1 ± 1,3

р > 0,05

Компоненты физического здоровья девушек отделения «ОФП»

Физические кондиции Вид проверки Девушки

1 курс (1семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± т М ± т

быстрота бег 30 м (с) 5,9 ± 0,27 6,1 ± 0,39

p > 0,05

выносливость бег 3000 м (мин) 10,58 ± 0,31 | 10,39 ± 0,31

p > 0,05

сила поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек. (раз) 18 ± 1,8 | 19 ± 1,7

p > 0,05

Таблица 5

Компоненты физического здоровья юношей отделения «Спортивные игры»

Физические кондиции Вид проверки Юноши

1 курс (1 семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± т М ± т

быстрота бег 30 м (с) 4,8 ± 0,38 4,4 ± 0,27

p > 0,05

выносливость бег 3000 м (мин) 13,10 ± 0,21 | 12,17 ± 0,26

p < 0,05

сила подтягивание на перекладине (раз) 4,6 ± 2,2 | 10,6 ± 2,2

p < 0,05

Таблица 6

Компоненты физического здоровья девушек отделения «Спортивные игры»

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Физические кондиции Вид проверки Девушки

1 курс (1 семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± т М ± т

быстрота бег 30 м (с) 6,0 ± 0, 40 5,5 ± 0,27

p > 0,05

выносливость бег 3000 м (мин) 11,08 ± 0,26 | 9,40 ±0,28

p < 0,01

сила поднимание туловища из положения «лежа на спине» за 30 сек. (раз) 17 ± 2,0 28 ± 2,2

p < 0,001

Показанные в таблицах индексы убедительно демонстрируют, что изучаемые физические кондиции достоверно совершенствовались в экспериментальном отделении «Спортивные игры», у студентов которого за счет дополнительных занятий физкультурно-спортивная деятельность осуществлялась по 8-10 часов в неделю. Особого внимания заслуживает успешное развитие выносливости, т.к. по мнению Б.А. Ашмарина, Н.М. Амосова, Ж.К. Холодова, данная физическая кондиция является основополагающей для качественного осуществления студентами любого вида деятельности [1, 3]. В контрольном отделении «ОФП» все изучаемые физические кондиции отмечаются примерно одинаковыми с начальными индексами.

Таким образом, увеличение ежедневных физических действий за счет факультативных занятий в спортивных отделениях благоприятствует оптимизации физическому здоровью студентов через успешное развитие основных физических кондиций (выносливость, сила, быстрота).

Результаты исследования функциональных показателей основных систем организма у студентов отделения «Спортивные игры» показаны в табл. 7.

Данные, показанные в таблице, убедительно демонстрируют достоверную положительную динамику приращения функциональных показателей основных систем организма студентов, занимающихся в отделении «Спортивные игры». Показатели дыхательной системы на завершении исследования стали соответствовать уровню «хорошо».

Функциональные показатели студентов отделения «Спортивные игры»

№ Функциональная система 1 курс, (1семестр) 4 курс (8 семестр)

М ± m М ± m

1 сердечнососудистая 3,0 ± 0,22 3,8 ± 0,24

p < 0,01

2 дыхательная 3,2 ± 0,34 | 4,0 ± 0,30

p < 0,01

3 центральная нервная 2,8 ± 0,20 | 3,6 ± 0,35

p < 0,01

Примечание: функциональные показатели оценивались по пятибалльной шкале: 5 - отлично, 4 - хорошо. 3 - удовлетворительно. 2 - плохо

Следовательно, оптимизация физической активности студентов экспериментального отделения «Спортивные игры» за счет факультативных занятий физическими упражнениями дала возможность достоверно улучшить функциональные показатели основных систем организма, что является ярким правлением оптимизации состояния здоровья студентов.

Выводы. Изучение возможностей физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности убедительно продемонстрировало актуальность факультативных занятий физическими упражнениями. Успешное развитие основных физических качеств и улучшение функционального состояния мы наблюдали у студентов экспериментального отделения, в котором были организованы дополнительные занятия спортивными играми.

Литература:

1. Миронова С.П., Ольховская Е.Б. Инновационные образовательные технологии в сфере физической культуры и спорта: технология педагогического мониторинга // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 58-2. С. 168-173.

2. Ольховская Е.Б. Профессиональное здоровье педагога: проблемы, пути оптимизации // Проблемы современного педагогического образования. 2017. № 54-7. С. 70-76.

3. Сапегина Т.А., Ольховская Е.Б. Предупреждение девиантного поведения студентов средствами физкультурно-спортивной деятельности // Научно-методический журнал «Концепт». 2015. Т. 13. С. 2316-2320.

Педагогика

УДК 378.1

доктор педагогических наук, профессор Пак Любовь Геннадьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург) кандидат педагогических наук, доцент Каменева Елена Григорьевна

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)

КУЛЬТУРОСООБРАЗНАЯ СРЕДА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ КАК СРЕДСТВО СУБЪЕКТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ

Аннотация. В статье обоснованы теоретические аспекты использования культуросообразной среды образовательной организации как средства субъектно-развивающей социализации обучающегося в контексте определенным образом организованного конструкта, интегрирующего системообразующие компоненты (информационно-познавательный, ценностно-мировоззренческий, коммуникативно-интерактивный) и предметно-практические компоненты (организационно-управленческий, материально-технический, субкультурный); охарактеризованы основные позиции организации культуросообразной среды образовательной организации в аспекте реализации содержания культурно-интеракционного ориентира субъектно-развивающей социализации студента.

Ключевые слова: субъектно-развивающая социализация, обучающийся, образовательная организация высшего образования, культуросообразная среда вуза.

Annotation. In article theoretical aspects of use of the kulturosoobrazny environment of the educational organization as means of the subject developing socialization of the student in the context of definitely organized construct integrating backbone components (information and informative, valuable and world outlook, communicative and interactive) and subject and practical components are proved (organizational and administrative, material, subcultural); the main positions of the organization of the kulturosoobrazny environment of the educational organization in aspect of implementation of the contents cultural интеракционного a reference point of the subject developing socialization of the student are characterized.

Keywords: subject developing socialization, the student, the educational organization of the higher education, the kulturosoobrazny environment of higher education institution.

Введение. На современном этапе российское общество требует принципиального переосмысления опыта сопровождения субъектно-развивающей социализации обучающегося в условиях реформирования всех сфер постиндустриального социума в целом, подключения новых источников и ресурсов эффективного использования возможностей культуросообразной среды образовательной организации как значимого средства содействия личностному принятию студентом социокультурных ценностей, норм социума,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.