Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
226
37
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА / ЭЛЕКТРОННОЕ ДЕКЛАРИРОВАНИЕ / КОЛЛИЗИЯ НОРМ ПРАВА / ОПЫТ СУДОПРОИЗВОДСТВА / ПОЛУЧЕНИЕ ОБЪЯСНЕНИЙ / ОБЖАЛОВАНИЕ

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бондарев Андрей Вячеславович

В статье проведен анализ отдельных недостатков правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации таможенного дела. Выявлена коллизия норм таможенного права, сдерживающая развитие электронного декларирования, и предложен вариант ее решения. Определена возможность адаптации опыта российского судопроизводства к решению задач таможенного контроля. Установлена неполнота правовой регламентации регулирования порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронном формате и предложены пути ее оптимизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Бондарев Андрей Вячеславович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

OPTIMIZATION OF THE LEGAL REGULATION OF THE ACTIVITIES OF CUSTOMS AUTHORITIES UNDER THE REALITIES OF DIGITALIZATION

The article analyzes some shortcomings of the legal regulation of the activities of customs authorities in the conditions of digitalization of customs affairs. The author has identified a conflict of customs law norms that hinders the development of electronic declaration and proposed a solution to it. The paper defines the possibility of adapting the experience of Russian legal proceedings to the solution of customs control tasks. The author has established the incompleteness of the legal regulation of the regulation of the procedure for appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities and their officials in electronic format and proposed ways to optimize it.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПРАВОВОЙ РЕГЛАМЕНТАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В УСЛОВИЯХ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

уДК 342.951

DOI 10.54048/20727240_2022_03_123

оптимизация правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации

А. в. Бондарев1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье проведен анализ отдельных недостатков правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации таможенного дела. Выявлена коллизия норм таможенного права, сдерживающая развитие электронного декларирования, и предложен вариант ее решения. Определена возможность адаптации опыта российского судопроизводства к решению задач таможенного контроля. Установлена неполнота правовой регламентации регулирования порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц в электронном формате и предложены пути ее оптимизации.

Ключевые слова: цифровизация таможенного дела, электронное декларирование, коллизия норм права, опыт судопроизводства, получение объяснений, обжалование.

optimization of the legal regulation of the activities of customs authorities under the realities of digitalization

a. v. Bondarev1

1 Russian Customs Academy, Lyubertsy, Moscow region, Russian Federation

Abstract. The article analyzes some shortcomings of the legal regulation of the activities of customs authorities in the conditions of digitalization of customs affairs. The author has identified a conflict of customs law norms that hinders the development of electronic declaration and proposed a solution to it. The paper defines the possibility of adapting the experience of Russian legal proceedings to the solution of customs control tasks. The author has established the incompleteness of the legal regulation of the regulation of the procedure for appealing decisions, actions (inaction) of customs authorities and their officials in electronic format and proposed ways to optimize it.

Keywords: digitalization of customs, electronic declaration, conflict of law, judicial experience, obtaining explanations, appeal.

введение

В условиях реализации «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1], а также политики цифровизации государственного управления России происходит трансформация таможенных отношений. Влияние современных технологий на формы деятельности таможенных органов Российской Федерации (РФ) признается в научном сообществе, при этом оценка технологических нововведений, как правило, положительная [2, с. 68]. Актуальность темы заключается в стремительных процессах трансформации таможенной служ© Бондарев А. В., 2022

бы России при недостаточной правовой регламентации, что требует ее оптимизации. Целью исследования является разработка предложений по устранению правовых барьеров цифровизации таможенной службы России. Задачи исследования состоят в определении правовых барьеров электронного декларирования; адаптации опыта российского судопроизводства в целях таможенного контроля путем предложений по оптимизации правовой регламентации таможенного дела; оптимизации правовой регламентации новых возможностей в юрисдикционной деятельности таможенных органов.

В условиях внедрения новых таможенных технологий необходимо решать проблемы правового, организационного, финансового характера в режиме упреждения во избежание дестабилизации деятельности таможенных органов России [3, с. 49].

С точки зрения автора, ключевыми направлениями деятельности таможенных органов являются:

- таможенное декларирование;

- таможенный контроль;

- административный процесс по делам о нарушении таможенных правил.

Данные направления закономерно испытывают влияние цифровизации. Поскольку в каждом из указанных направлений существуют недостатки правовой регламентации, то следует коснуться каждого из них.

Правовая регламентация рассматриваемых вопросов имеет некоторые существенные недостатки ввиду новизны, которую придает нарастающая цифрови-зация государственного управления в части деятельности таможенных органов. В силу этого можно обозначить некоторые недостатки правового регулирования и предложить варианты его оптимизации.

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ТАМОЖЕННОГО ДЕКЛАРИРОВАНИЯ В ЭЛЕКТРОННОЙ ФОРМЕ

Первый недостаток заключается в законодательном регулировании таможенного декларирования в электронной форме. Появление и распространение центров электронного декларирования (ЦЭД) и электронных таможен, а также закрепление обязательного электронного формата декларирования повлекли за собой развитие декларирования в электронной форме. Так, почти 100% [4] поставок декларируется в электронном виде (имеются в виду нерисковые поставки, которые не требуют дополнительной проверки документов в бумажном виде). Так, в соответствии с положениями ч. 3 ст. 95 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (Федеральный закон «О таможенном регулировании») и ч. 3 ст. 104 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (ТК ЕАЭС) таможенное декларирование осуществляется в электронной форме. Существуют исключения из этого правила, установленные п. 1-5 ч. 4 ст. 104 ТК ЕАЭС и постановлением Правительства РФ [5] в силу ч. 4 ст. 95 Федерального закона «О таможенном регулировании».

Анализ результатов деятельности электронных таможен показывает, что автоматическая регистрация и особенно автоматический выпуск деклараций на товары в процентном соотношении все еще далеки от желаемых показателей. Так, за 2021 г.:

- Северо-Западной электронной таможней произведена автоматическая регистрация 81,8% деклараций, автоматический выпуск - 39% [6];

- Уральской электронной таможней произведена автоматическая регистрация 77,8% деклараций, автоматический выпуск - 53,3% [7];

- Центральной электронной таможней произведена автоматическая регистрация 82,2% деклараций, автоматический выпуск - 34,1% [8];

- Южной электронной таможней произведена автоматическая регистрация 72,5% деклараций, автоматический выпуск - 15,3% [9].

Наряду с прочими причинами, представленные показатели являются результатом правовой коллизии. Коллизия заключается в том, что, как указано выше, ч. 3 ст. 95 Федерального закона «О таможенном регулировании», а также ч. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС закреплено положение об электронном формате таможенного декларирования товаров. Вместе с тем положением ч. 1 ст. 112 ТК ЕАЭС установлено, что при наличии разрешения таможенного органа можно скорректировать таможенную декларацию путем подачи мотивированного обращения в электронной или бумажной форме. Из этого следует, что положения ч. 3 ст. 95 Федерального закона «О таможенном регулировании» и ч. 3 ст. 104 ТК ЕАЭС отчасти утрачивают силу и, следовательно, смысл, поскольку декларирование в данном случае осуществляется как в электронной, так и в бумажной форме.

Данную проблематику уже обсуждали в своей работе А. С. Логинова и А. А. Горошков, выступив с предложением ужесточить требования к изначально правильному заполнению деклараций на товары. Для этого предлагалось дополнить гл. 16 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ) [10] отдельным положением об ответственности за неправильное заполнение декларации на товары в виде лишения (ограничения) декларанта права на использование электронной подписи путем ее блокировки [11].

Помимо наложения дополнительных ограничений на бизнес, особенно в рамках государственной политики либерализации взаимодействия госаппарата с участниками внешнеэкономической деятельности (ВЭД) под внешним санк-ционным давлением, представляется необходимым рассматривать иные варианты разрешения такого рода проблем. Так, предлагается внести изменения в ст. 112 ТК ЕАЭС, которыми будет установлена исключительно электронная форма подачи мотивированного обращения декларанта с изменением сведений, заявленных в таможенной декларации, без возможности подачи такого обращения в виде бумажного документа. При этом данную статью целесообразно дополнить положением о том, что при необходимости таможенный орган может запросить эти же сведения на бумажном носителе.

видео-конференц-связь в ходе таможенного контроля

Второй недостаток заключается в отсутствии законодательно закрепленных возможностей по применению системы видео-конференц-связи при осуществлении получения объяснений как формы таможенного контроля. Данная форма таможенного контроля воспринимается как вспомогательная, ее оптимизация может позволить усовершенствовать процесс таможенного контроля путем снижения административной нагрузки. Законодательное закрепление возможности использовать систему видео-конференц-связи при получении объяснений от участника ВЭД позволит давать объяснения дистанционно. Результатом станет снижение количества выездных проверок. Такое нововведение способно ускорить решение задач, стоящих перед Федеральной таможенной службой (ФТС России), в том числе путем снижения степени личного присутствия добросовестного участника ВЭД при взаимодействии с таможенным органом в рамках снижения административной нагрузки на участника ВЭД согласно «Стратегии развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года».

Система видео-конференц-связи уже подтвердила свою актуальность в судопроизводстве. Правомерность ее применения закреплена ст. 29.14 КоАП РФ, согласно которой суд разрешает участвовать в судебном заседании при помощи системы видео-конференц-связи. Более того, согласно позиции Верховного Суда РФ применение видео-конференц-связи в судопроизводстве является законной и обоснованной мерой, а участие в процессе при ее помощи сохраняет возможность пользоваться всеми законными правами [12].

Таможенное законодательство не содержит возможности применения системы видео-конференц-связи при взаимодействии таможенных органов и участников ВЭД. Поэтому предлагается такую возможность ввести, дополнив ст. 323 ТК ЕАЭС частью четвертой, положение которой будет заключаться в следующем: получение объяснений возможно посредством видео-конференц-связи; объяснения фиксируются в электронном документе, форма которого устанавливается Евразийской экономической комиссией (ЕЭК).

Во исполнение положений абз. 2 ч. 1 ст. 343 ТК ЕАЭС, на основании ч. 1 ст. 249 Федерального закона «О таможенном регулировании» Министерством финансов РФ утвержден «Перечень технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [13]. В целях реализации предлагаемой нами инициативы необходимо дополнить данный Перечень п. 18 «Оборудование для осуществления видео-конференц-связи» и соответствующим подпунктом 18.1 «Система видео-конференц-связи».

электронный порядок обжалования решений таможенных органов

Третий недостаток заключается в пробелах правовой регламентации электронного порядка обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц. Проблема недостаточности правовой регламентации

юрисдикционной деятельности таможенных органов в условиях цифровизации уже несколько устоялась, запаздывание правового обеспечения внедрения средств цифровизации уже обсуждалось в научном сообществе [14, с. 155]. «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» (разд. 9) определяет значимость автоматизации процессов подачи и рассмотрения жалоб в электронной форме, определив этим процессам роль одной из основных задач. Результатом такой автоматизации должна стать высокая доля электронных жалоб по отношению к их общему количеству, а именно к 2024 г. доля электронных жалоб должна составить 25%; к 2030 г. - 55%. В рассматриваемом случае сдерживающим фактором автоматизации выступает недостаточность регулирования порядка действий таможенных органов при рассмотрении электронных жалоб.

Глава 51 Федерального закона «О таможенном регулировании» регламентирует отношения, связанные с обжалованием таких решений, действий (бездействия). Обжалование может осуществляться как в судебном, так и в административном порядке путем подачи жалобы в вышестоящий таможенный орган (в соответствии со ст. 286, 288 Федерального закона «О таможенном регулировании»). Особенности обжалования путем обращения с жалобой в таможенный орган определяются ФТС России в соответствии с положением ч. 5 ст. 286 Федерального закона «О таможенном регулировании». Для этого приказом ФТС России утвержден «Порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» [15]. Действие данного Порядка, согласно п. 1, распространяется исключительно на рассмотрение жалоб, поданных в виде бумажного документа. Согласно положению ч. 11 ст. 398 Федерального закона «О таможенном регулировании» с вступлением в силу ст. 300 данного закона появилась возможность подавать жалобы на решения, действия (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц в электронном виде. Частью 5 данной статьи установлено, что ФТС России регламентирует порядок, определяет форму и структуру документов, а также порядок их составления в электронном виде (это касается жалобы, решения по жалобе, решения об отказе). Данная норма требует от ФТС России принятия отдельного регламентирующего документа. Более того, поскольку «Порядком действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» регулируется только рассмотрение жалоб на бумажном носителе, а отдельного приказа об утверждении порядка действий при рассмотрении электронных жалоб не существует, порядок рассмотрения электронных жалоб не урегулирован в полной мере, как того требует закон. Данная ситуация создает сложности правоприменения и обусловливает применение таможенными органами положений приказа ФТС России от 29.12.2020 № 1163 по аналогии в отношении жалоб, поданных в форме электронного документа. Такого применения по аналогии следует избегать.

В соответствии с ч. 5 ст. 286 именно ФТС России определяет порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб. Исходя из

изложенного, необходимо утверждение «Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, поданных в виде электронного документа» отдельным приказом ФТС России. Другим вариантом урегулирования данного пробела может быть внесение изменений в п. 1 приказа ФТС России от 29.12.2020 № 1163, которыми его действие расширяется не только на порядок рассмотрения жалоб, поданных в виде документа на бумажном носителе, но и на рассмотрение жалоб, поданных в виде электронного документа.

заключение

В целях оптимизации правового регулирования рассматриваемых вопросов можно сформулировать следующие предложения.

1. В условиях полного перехода на электронный формат таможенного декларирования процент автоматического выпуска деклараций на товары по отношению к общему количеству является недостаточным. Законодательством о таможенном регулировании установлен исключительно электронный формат декларирования товаров. В целях последовательного перехода на электронный формат декларирования предлагается внести изменения в ст. 112 ТК ЕАЭС, которыми отменяется возможность подачи изменений в декларацию на товары в бумажном виде, оставив только электронный формат.

2. В целях оптимизации таможенного контроля предлагается внести изменения в ст. 323 ТК ЕАЭС, дополнив ее частью четвертой, положением которой будет установлено, что получение объяснений таможенными органами от перевозчиков, декларантов и иных лиц, располагающих необходимыми сведениями, возможно посредством системы видео-конференц-связи; соответствующие объяснения фиксируются в электронном документе, форма которого устанавливается ЕЭК. Система видео-конференц-связи зарекомендовала себя в российском судопроизводстве и, представляется, будет способствовать оптимизации процедуры получения объяснений в ходе таможенного контроля. Вместе с тем необходимо дополнить «Перечень технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля», системой видео-конференц-связи.

3. В условиях введения в действие положений об электронном формате обжалования решений, действий (бездействия) таможенных органов и их должностных лиц необходимо привести в соответствие акты ФТС России. Во избежание проблем правоприменения предлагается утвердить «Порядок действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц, поданных в виде электронного документа» приказом ФТС России либо внести изменения в п. 1 приказа ФТС России от 29.12.2020 № 1163, распространив его действие не только на порядок рассмотрения жалоб, поданных в виде документа на бумажном носителе, но и на рассмотрение жалоб, поданных в виде электронного документа.

Изменения, предложенные для внесения в ТК ЕЭАС, представляются перспективными для ускорения процесса цифровизации таможенного дела в рамках

ЕАЭС. Российский опыт в этом процессе наиболее ценный и адаптивный.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202005260026 (дата обращения: 20.04.2022).

2. Кожуханов Н. М., Новиков С. В., Ловинюков А. С. Административно-правовые формы деятельности таможенных органов и защита прав на объекты интеллектуальной собственности в отношении товаров, пересылаемых в международных почтовых отправлениях // Вестник Российской таможенной академии. 2021. № 3. С. 67-80.

3. Кожуханов Н. М. Проблемы функционирования таможенных органов Российской Федерации в условиях внедрения новых информационных технологий // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 1. С. 41-50.

4. Сведения о выполнении основных показателей работы [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/activity/results/svedeniya-o-vypolnenii-osnovnyx-pokazatelej-raboty-/2021-god (дата обращения: 20.04.2022).

5. Постановление Правительства РФ от 28.02.2019 № 205 «Об определении случаев, при которых таможенное декларирование товаров допускается в письменной форме» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http:// publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201903040011?index=0&rangeSize=1 (дата обращения: 20.04.2022).

6. Результаты деятельности Северо-Западной электронной таможни за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления ФТС России. URL: https://utu.customs.gov.ru/document/text/322197 (дата обращения: 24.03.2022).

7. Результаты деятельности Уральской электронной таможни в 2021 году [Электронный ресурс] // Официальный сайт уральского таможенного управления ФТС России. URL: https://utu.customs.gov.ru/document/text/322197 (дата обращения: 20.04.2022).

8. Результаты деятельности Центральной электронной таможни за 10 месяцев 2021 года [Электронный ресурс] // Официальный сайт Центрального таможенного управления ФТС России. URL: https://ctu.customs.gov.ru/about/struktura/Sobytiya/document/313461 (дата обращения: 20.04.2022).

9. Результаты деятельности Южной электронной таможни за 2021 год [Электронный ресурс] // Официальный сайт Южного таможенного управления ФТС России. URL: https:// utu.customs.gov.ru/document/text/322197 (дата обращения: 20.04.2022).

10. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30.12.2001 № 195-ФЗ [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody&nd=102074277 (дата обращения: 20.04.2022).

11. Логинова А. С., Горошков А. А. Центры электронного декларирования: проблемы и решения // Таможенное дело. 2021. № 2. С. 20-21.

12. Постановление Верховного Суда РФ от 13.08.2021 № 49-АД21-8-К6.

13. Приказ Минфина России от 01.03.2019 № 33н «Об утверждении перечня технических средств таможенного контроля, используемых при проведении таможенного контроля» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001201905140020 (дата обращения: 20.04.2022).

14. Бондарев А. В. Цифровые технологии в административной юрисдикции таможенных органов России // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 150-156.

15. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202103310039 (дата обращения: 20.04.2022).

информация об авторе

Бондарев Андрей Вячеславович - аспирант кафедры таможенного права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: andres.kormilec@gmail.com, тел.: +7 (968) 760-32-32.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Бондарев А. В. Оптимизация правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 123-130.

УДК 338.465.4

DOI 10.54048/20727240_2022_03_130

проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска»

О. В. снапкова1, 2

1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Северо-Западное таможенное управление, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье изучены проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска». Исследованы основные элементы модели «интеллектуального пункта пропуска», предложенной Федеральной таможенной службой. Это позволило установить ориентацию указанной модели на создание технологии сквозного (непрерывного) процесса государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. При анализе существующей технологии осуществления отдельных видов государственного контроля в автомобильном пункте пропуска выявлены различия в подходах к проведению контроля между различными государственными органами, препятствующие реализации модели «интеллектуального пункта пропуска» на принципах сквозного контроля. Рассмотрены правовые и технологические решения задачи создания «интеллектуального пункта пропуска» и связанные с их реализацией проблемы правового, организационного, инфраструктурного, технического и информационно-технологического характера и определена совокупность факторов, влияющих на эффективное функционирование пункта пропуска. С учетом представленных факторов обоснован комплексный подход к практической реализации модели «интеллектуального пункта пропуска».

© Снапкова О. В., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.