Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА"'

ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА" Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1308
274
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННЫЕ ОРГАНЫ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ / ПУНКТ ПРОПУСКА / "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫЙ ПУНКТ ПРОПУСКА" / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ / СКВОЗНОЙ КОНТРОЛЬ / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / АВТОМАТИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Снапкова Олеся Владимировна

В статье изучены проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска». Исследованы основные элементы модели «интеллектуального пункта пропуска», предложенной Федеральной таможенной службой. Это позволило установить ориентацию указанной модели на создание технологии сквозного (непрерывного) процесса государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. При анализе существующей технологии осуществления отдельных видов государственного контроля в автомобильном пункте пропуска выявлены различия в подходах к проведению контроля между различными государственными органами, препятствующие реализации модели «интеллектуального пункта пропуска» на принципах сквозного контроля. Рассмотрены правовые и технологические решения задачи создания «интеллектуального пункта пропуска» и связанные с их реализацией проблемы правового, организационного, инфраструктурного, технического и информационно-технологического характера и определена совокупность факторов, влияющих на эффективное функционирование пункта пропуска. С учетом представленных факторов обоснован комплексный подход к практической реализации модели «интеллектуального пункта пропуска».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF CREATING AN “INTELLIGENT CHECKPOINT”

He article studies the problems of creating an “intelligent checkpoint”. The main elements of the “intelligent checkpoint” model proposed by the Federal Customs Service are investigated. This made it possible to establish the orientation of the indicated model towards the creation of a technology for the end-to-end (continuous) process of state control over the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. When analyzing the existing technology for the implementation of certain types of state control at a car checkpoint, differences were revealed in approaches to control between various state bodies that prevent the implementation of the “smart checkpoint” model on the principles of end-to-end control. The legal and technological solutions to the problem of creating an “intelligent checkpoint” and the problems of a legal, organizational, infrastructural, technical and information technology nature related to their implementation are considered, and a set of factors affecting the effective functioning of the checkpoint is determined. Taking into account the presented factors, an integrated approach to the practical implementation of the “smart checkpoint” model is substantiated.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМЫ СОЗДАНИЯ "ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО ПУНКТА ПРОПУСКА"»

14. Бондарев А. В. Цифровые технологии в административной юрисдикции таможенных органов России // Вестник Российской таможенной академии. 2020. № 2. С. 150-156.

15. Приказ ФТС России от 29.12.2020 № 1163 «Об утверждении Порядка действий должностных лиц таможенных органов при рассмотрении жалоб на решение, действие (бездействие) таможенных органов и их должностных лиц» [Электронный ресурс] // Официальный интернет-портал правовой информации. URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202103310039 (дата обращения: 20.04.2022).

информация об авторе

Бондарев Андрей Вячеславович - аспирант кафедры таможенного права, Российская таможенная академия, Российская Федерация, Московская область, 140015, Люберцы, Комсомольский проспект, 4, e-mail: andres.kormilec@gmail.com, тел.: +7 (968) 760-32-32.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. для цитирования

Бондарев А. В. Оптимизация правовой регламентации деятельности таможенных органов в условиях цифровизации // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 123-130.

УДК 338.465.4

DOI 10.54048/20727240_2022_03_130

проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска»

о. в. снапкова1, 2

1 Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена, Санкт-Петербург, Российская Федерация

2 Северо-Западное таможенное управление, Санкт-Петербург, Российская Федерация

Аннотация. В статье изучены проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска». Исследованы основные элементы модели «интеллектуального пункта пропуска», предложенной Федеральной таможенной службой. Это позволило установить ориентацию указанной модели на создание технологии сквозного (непрерывного) процесса государственного контроля за перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза. При анализе существующей технологии осуществления отдельных видов государственного контроля в автомобильном пункте пропуска выявлены различия в подходах к проведению контроля между различными государственными органами, препятствующие реализации модели «интеллектуального пункта пропуска» на принципах сквозного контроля. Рассмотрены правовые и технологические решения задачи создания «интеллектуального пункта пропуска» и связанные с их реализацией проблемы правового, организационного, инфраструктурного, технического и информационно-технологического характера и определена совокупность факторов, влияющих на эффективное функционирование пункта пропуска. С учетом представленных факторов обоснован комплексный подход к практической реализации модели «интеллектуального пункта пропуска».

© Снапкова О. В., 2022

Ключевые слова: таможенные органы, государственные контрольные органы, пункт пропуска, «интеллектуальный пункт пропуска», государственный контроль, сквозной контроль, цифровизация, автоматизация.

PROBLEMS OF CREATING AN "INTELLIGENT CHECKPOINT" O. V. Snapkova1' 2

1 Russian State Pedagogical University named after A. I. Herzen, Saint-Petersburg, Russian Federation

2 The North-West Customs Administration, Saint-Petersburg, Russian Federation

Abstract. The article studies the problems of creating an "intelligent checkpoint". The main elements of the "intelligent checkpoint" model proposed by the Federal Customs Service are investigated. This made it possible to establish the orientation of the indicated model towards the creation of a technology for the end-to-end (continuous) process of state control over the movement of goods across the customs border of the Eurasian Economic Union. When analyzing the existing technology for the implementation of certain types of state control at a car checkpoint, differences were revealed in approaches to control between various state bodies that prevent the implementation of the "smart checkpoint" model on the principles of end-to-end control. The legal and technological solutions to the problem of creating an "intelligent checkpoint" and the problems of a legal, organizational, infra-structural, technical and information technology nature related to their implementation are considered, and a set of factors affecting the effective functioning of the checkpoint is determined. Taking into account the presented factors, an integrated approach to the practical implementation of the "smart checkpoint" model is substantiated.

Keyword: customs authorities, state control authorities, checkpoint, "intelligent checkpoint", state control, end-to-end control, digitalization, automation.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования определена происходящими процессами цифро-визации, интеллектуализации, автоматизации деятельности таможенных органов, направленными на совершенствование таможенного администрирования и создание комфортных условий для участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Рассматриваемые процессы должны найти свое отражение в модели «интеллектуального пункта пропуска», разрабатываемой в соответствии со «Стратегией развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [1].

Основные проблемы разработки указанной модели связаны с недостаточным участием в ней иных государственных органов, которые осуществляют отдельные виды государственного контроля в пункте пропуска при перемещении товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза (ЕАЭС). На сегодняшний день у каждого ведомства предусмотрен свой порядок взаимодействия с участниками ВЭД, установлены отличные от таможенных органов сроки контроля, разрабатываются и совершенствуются свои программные средства, несмотря на передачу таможенным органам ряда полномочий документального санитарно-карантинного, карантинного фитосанитарного и ветеринарного контроля.

Целями исследования являются:

1) сопоставление существующей технологии осуществления отдельных видов государственного контроля в пункте пропуска с технологиями, предусмотренными в модели «интеллектуального пункта пропуска»;

2) выявление проблем, которые предстоит решить для реализации сквозного контроля за перемещением товаров в пункте пропуска, предусмотренного моделью «интеллектуального пункта пропуска»;

3) обоснование подхода к созданию «интеллектуального пункта пропуска».

основные проблемы осуществления государственного контроля в пункте пропуска

Сервисно ориентированное таможенное администрирование немыслимо без использования информационно-коммуникационных технологий [2]. Совершенствование процессов контроля, осуществляемого в пункте пропуска государственными контрольными органами, является неотъемлемым условием создания «цифровой, интеллектуальной, сервисной таможни», нацеленной на повышение качества государственного администрирования, услуг, предоставляемых таможенными органами, и минимизацию издержек участников ВЭД при перемещении товаров через таможенную границу ЕАЭС.

Модель «интеллектуального пункта пропуска» предполагает непрерывный сквозной процесс контроля за перемещением товаров и транспортных средств через пункт пропуска. Для реализации этого процесса технологические элементы «интеллектуального пункта пропуска» должны позволять проводить операции и осуществлять все виды государственного контроля в короткие сроки и с высокой эффективностью. Предполагается, что основным элементом интеллектуального пункта пропуска будет являться его единая информационная система, которая позволит проводить анализ большого объема информации. «Ведомственная» подсистема указанной системы позволит обеспечить доступ к ней должностных лиц таможенных органов и ее интеграцию с программными средствами Единой автоматизированной информационной системы таможенных органов. «Внешняя» подсистема единой информационной системы «интеллектуального пункта пропуска», построенная на принципах «единого окна», будет размещена в сети «Интернет» и обеспечит клиентский доступ для государственных контрольных органов, перевозчиков, участников ВЭД, администраций морских портов, операторов морских терминалов, стивидорных компаний и других субъектов [3].

В целях обеспечения прослеживаемости перемещаемых товаров от пунктов пропуска до места нахождения получателя в качестве элемента модели «интеллектуального пункта пропуска» будет создана специальная информационная система, позволяющая осуществлять обработку и анализ больших объемов данных с использованием элементов искусственного интеллекта, а также однократное представление документов для всех государственных органов посредством технологии «единого окна» [4].

По мнению Федеральной таможенной службы (ФТС России), для реализации модели на практике требуется определение ее правового статуса в форме акта Правительства Российской Федерации (РФ). После определения правового статуса модели Минтранс России как федеральный орган исполнительной власти, в компетенцию которого входит создание условий для пересечения границы как для участников ВЭД, так и государственных органов, будет обязан руководствоваться моделью при строительстве новых пунктов пропуска и реконструкции существующих.

Вместе с тем определение правового статуса закрепит только «концепцию модели». Для ее применения потребуется комплексно подойти к решению ряда практических вопросов. В частности, последует пересмотр существующей технологии осуществления отдельных видов государственного контроля в автомобильном пункте пропуска (рис.). Участниками процесса контроля являются: пограничные органы ФСБ России, Россельхознадзор, Роспотребнадзор, таможенные органы. Для прохождения соответствующего вида контроля (ветеринарного, са-нитарно-карантинного), как правило, участник ВЭД должен быть зарегистрирован в соответствующем программном средстве Россельхознадзора, Роспотребнад-зора и предоставить информацию о предполагаемых к перемещению товарах в это программное средство до их прибытия на территорию России. При этом большая часть сведений, предоставляемых иным органам, отличается от информации, которая поступает таможенным органам в рамках предварительного информирования.

На объем информации, предоставляемой участником ВЭД, влияет не только вид государственного контроля, но и установленная законодательством возможность подачи данной информации разными лицами: перевозчиком, экспедитором, таможенным представителем. На практике складывается ситуация, когда на этапе прибытия и регистрации транзитной декларации информация предоставляется перевозчиком, экспедитором либо таможенным представителем, декларантом, а на этапе выпуска для внутреннего потребления - таможенным представителем либо декларантом.

Так, при перемещении товаров происходит взаимодействие участника ВЭД фактически с каждым государственным органом. Основная причина закрепления неэффективной технологии осуществления государственного контроля в пункте пропуска - отсутствие единого межведомственного подхода к работе с информацией и документами, разная последовательность ее предоставления, что не позволяет:

1) обеспечивать одновременную проверку и сопоставление информации и документов, представленных заинтересованным лицом различным органам;

2) интегрировать ведомственные программные продукты в единое информационное пространство и обеспечить их взаимодействие;

3) минимизировать использование бумажных носителей;

4) автоматизировать процессы контроля в пункте пропуска, что приводит к дублированию информации посредством ручного ввода;

5) интегрировать системы управления рисками таможенных и иных органов для минимизации досмотровых операций в пункте пропуска.

Источник: составлено автором.

Рис. Технология осуществления отдельных видов государственного контроля в автомобильном пункте пропуска

обоснование подхода к созданию «интеллектуального пункта пропуска»

Для внедрения технологии сквозного (непрерывного) процесса государственного контроля в пункте пропуска требуется пересмотр технологии контроля со стороны каждого органа, создание единых общих правил и сроков контроля с учетом наделения таможенных органов новыми полномочиями. Это повлечет за собой необходимость внесения изменений не только в законодательство РФ о таможенном регулировании, но и в правовые акты ЕАЭС в части, касающейся формирования единого пакета обязательной предварительной информации для всех государственных органов и возможности ее использования на всех этапах государственного контроля (транзит, выпуск для внутреннего потребления, иные этапы проведения государственного контроля).

Как было отмечено В. Ивиным [5], основой модели «интеллектуального пункта пропуска» должна стать «единая информационная система, которая будет интегрирована не только с системами контролирующих органов, но и с программным обеспечением технических средств, таких как инспекционно-досмотровые комплексы (ИДК), весогабаритные комплексы, системы радиационного контроля». В модель «интеллектуального пункта пропуска» таможенной службой заложено применение элементов, основанных на современных технологиях. К таким элементам относятся: современные системы связи, интегрированные системы считывания и распознавания номеров контейнеров и других транспортных средств, интегрированные системы видеонаблюдения, автоматизированные системы определения весогабаритных параметров, стационарные портальные ИДК высокой производительности, системы диспетчеризации, технические средства для обеспечения проведения контроля товаров различных категорий [3].

Действительно, в целях сокращения времени проведения контроля в пункте пропуска важную роль играют автоматизация деятельности государственных органов, техническая оснащенность и обустроенность пунктов пропуска. Однако, как было отмечено ранее, в процессе контроля участвуют несколько ведомств и для целей контроля каждый орган обеспечивается рядом технических средств как Минтрансом России, так и самостоятельно. В результате возникают трудности с процессами интеграции и обслуживания технических средств, имеющих разных собственников.

В качестве примера можно привести автоматические весогабаритные комплексы, используемые таможенными органами для проведения транспортного контроля. Для использования таможенными органами весогабаритных комплексов в автоматическом режиме без ручного ввода данных требуется создание отдельного информационного пространства, из которого таможенные органы по номеру транспортного средства смогут получать информацию о весогабаритных характеристиках транспортного средства в автоматическом режиме. При этом требуется решить вопросы о разработчике данного информационного ресурса и о субъекте, обеспечивающем его эксплуатацию и работу системы межведомственного взаимодействия.

Кроме того, препятствием к внедрению новых технологических элементов может стать не только необходимость проведения работ по модернизации и замене технической составляющей пункта пропуска, но и многие другие факторы (размеры пункта пропуска, невозможность изменения его конфигурации, пропускная способность пункта пропуска, необходимость выполнения требования санитарно-эпидемиологических норм для водителя и окружающих, интеграция с иными техническими средствами, обслуживание).

Таким образом, определение нормативно-правового статуса модели «интеллектуального пункта пропуска» является только первым шагом. Необходимо будет осуществить подготовку вариантов его архитектурно-планировочных решений в зависимости от классификации пункта пропуска, месторасположения, площади, пропускной способности, номенклатуры товаров, предполагаемых к перемещению через пункт пропуска.

На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что для реализации модели «интеллектуального пункта пропуска» требуется комплексный подход к решению вопросов законодательного, инфраструктурного, информационно-технологического характера. Для применения указанного подхода целесообразно учитывать следующие факторы, влияющие на эффективность функционирования пункта пропуска:

1) расположение пункта пропуска;

2) состояние прилегающей к пункту пропуска инфраструктуры (дороги, подъездные пути, отсутствие накопителей грузового автотранспорта, сервисных зон, объектов социально-бытовой инфраструктуры и др.);

3) номенклатура перемещаемых товаров;

4) координация политики и адаптация законодательства для работы в современных условиях;

5) приоритет результативности контрольной функции над сервисной;

6) существующая инфраструктура пункта пропуска (количество полос, штатная численность подразделений, размеры площадок-накопителей, количество одновременно функционирующих рабочих мест должностных лиц государственных органов, уровень содержания и обслуживания инфраструктуры пунктов пропуска и т. д.);

7) информационно-техническое оснащение пунктов пропуска;

8) степень автоматизации процессов пункта пропуска;

9) степень автоматизации взаимодействия между государственными органами;

10) степень автоматизации взаимодействия между участниками ВЭД и таможенными органами;

11) функции, выполняемые государственными органами;

12) синхронизация работы государственных органов;

13) синхронизация работы пункта пропуска с работой центра электронного декларирования [6].

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Отсутствие единого подхода к использованию пункта пропуска в процессе осуществления различных видов государственного контроля препятствует реализации сквозного, непрерывного процесса государственного контроля, предусмотренного моделью «интеллектуального пункта пропуска», приводит к увеличению времени обработки информации и сроков проведения контрольных мероприятий, необходимости ручного ввода информации и повышению вероятности совершения технических ошибок.

Для целей реализации модели на практике требуется оптимизировать работу всех государственных органов в пункте пропуска, в том числе:

1) изменить существующую технологию контроля в соответствии с современными требованиями;

2) обеспечить эффективное информационное взаимодействие участников ВЭД и государственных органов в едином информационном пространстве;

3) обеспечить интеграцию технических средств в единое информационное пространство, которое позволит анализировать большой объем информации, необходимой для работы каждого государственного органа;

4) оснастить пункты пропуска техническими средствами вычислительной техники и контроля, соответствующими современными технологиями.

Реализация сквозного процесса контроля, заложенного в модели «интеллектуального пункта пропуска», требует пересмотра подходов к организации работы пункта пропуска, всех государственных органов и комплексного подхода к решению вопросов законодательного, инфраструктурного, информационно-технологического характера. Следует отметить, что для решения вышеуказанных вопросов возникает необходимость определения на законодательном уровне единого оператора, ответственного за организацию деятельности пунктов пропуска и взаимодействия всех участников процесса перемещения товаров через таможенную границу.

Искать пути решения проблем, влияющих на функционирование пунктов пропуска, необходимо в ходе совместной работы и диалога всех заинтересованных сторон. При этом не следует забывать и о взаимодействии с участниками ВЭД. Примером такого взаимодействия является работа Комиссии по вопросам развития таможенного администрирования в морских пунктах пропуска в рамках Экс-пертно-консультативного совета по реализации таможенной политики при ФТС России [7]. В рамках работы Комиссии были сформулированы предложения по совершенствованию операций в морских портах с учетом специфики работы морского пункта пропуска Большой порт Санкт-Петербург и опыта функционирования портов в Европейском союзе.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р «Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года» [Электронный ресурс]. URL: https:// pravo.gov.ru (дата обращения: 06.05.2022).

2. Батракова В. О., Панченко Д. С. Концепция развития сервисной таможни [Электронный ресурс]. URL: https://cyberleninka.rU/article/n/kontseptsiya-razvitiya-servisnoy-tamozhni (дата обращения: 18.05.2022).

3. Давыдов Р. В. ФТС России создает будущий облик государственной границы. Интеллектуальный пункт пропуска // Интеллектуальный пункт пропуска в России и мире: компетент-ностный подход к созданию: сборник докладов Всероссийской практической конференции. СПб.: Санкт-Петербургский государственный электротехнический университет «ЛЭТИ» им. В. И. Ульянова (Ленина), 2022 [Электронный ресурс]. URL: https://www.elibrary.ru/ item.asp?id=48078610 (дата обращения: 18.05.2022).

4. Давыдов Р. В. Модель совершенствования таможенных операций от пунктов пропуска до места нахождения получателя товара // Вестник Российской таможенной академии. 2019. № 3. С. 32-38.

5. Интеллектуальная граница - 30-летие ФТС России / коммент. В. Ивина [Электронный ресурс] // Официальный сайт ФТС России. URL: https://customs.gov.ru/press/aktual-no/ document/315701 (дата обращения: 06.05.2022).

6. Кузнецова В. П., Снапкова О. В. Сравнительный анализ условий организации работы таможенных органов в пунктах пропуска России и зарубежных стран: факторы, проблемы, пути решения // Экономика, предпринимательство и право. 2021. Т. 11. № 3. С. 743-754.

7. Официальный сайт Северо-Западного таможенного управления. URL: https://sztu.customs. gov.ru/news/document/175268 (дата обращения: 06.05.2022).

Информация об авторе

Снапкова Олеся Владимировна - аспирант, Российский государственный педагогический университет имени А. И. Герцена; заместитель начальника отдела организации функционирования пунктов пропуска и взаимодействия с контрольными органами службы организации таможенного контроля, Северо-Западное таможенное управление, Российская Федерация, 191187, Санкт-Петербург, Набережная Кутузова, 20, лит. А, e-mail:pavlovskya-a@yandex.ru.

Конфликт интересов

Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов. Для цитирования

Снапкова О. В. Проблемы создания «интеллектуального пункта пропуска» // Вестник Российской таможенной академии. 2022. № 3. С. 130-138.

УДК 339.544

DOI 10.54048/20727240_2022_03_138

ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ ВЗЫСКАНИЯ ЗАДОЛЖЕННОСТИ ПО УПЛАТЕ ТАМОЖЕННЫХ И ИНЫХ ПЛАТЕЖЕЙ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

А. Э. Петросян1

1 Российская таможенная академия, Люберцы, Московская область, Российская Федерация

Аннотация. В статье проанализирован зарубежный опыт взыскания задолженности по уплате таможенных и иных платежей с иностранных физических лиц при помещении товаров и транспортных средств для личного пользования под таможенную процедуру временного ввоза и нереэкспортированных. Изучен опыт стран Европейского союза и Швейцарии в данной сфере. Выявлены особенности, характерные для используемых за рубежом мер обеспечения уплаты таможенных платежей и взыскания задолженности (представление обеспечения уплаты таможенных платежей в виде поручительства, денежного депозита или иных форм; нанесение таможенным органом знаков, меток (пломб) на товары и транспортные средства в момент их ввоза и др.). Проведен сравнительный анализ мер, используемых таможенными органами зарубежных стран и Российской Федерации для обеспечения уплаты таможенных платежей и взыскания задолженности.

Ключевые слова: временный ввоз, физические лица, товары и транспортные средства для личного пользования, взыскание задолженности, обеспечение уплаты таможенных и иных платежей, зарубежный опыт.

© Петросян А. Э., 2022

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.