Научная статья на тему 'Решение функциональных задач органами Северо-Западного таможенного управления в рамках нормативно-правового регулирования деятельности'

Решение функциональных задач органами Северо-Западного таможенного управления в рамках нормативно-правового регулирования деятельности Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
225
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАМОЖЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ТАМОЖЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРИНЦИПЫ / ФУНКЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ / ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА / НОРМАТИВНО-ПРАВОВЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ / ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА / КАТЕГОРИИ СПОРОВ / CUSTOMS MANAGEMENT / CUSTOMS REGULATION / PRINCIPLES / FUNCTIONS OF ACTIVITIES / INSTITUTIONAL NORMS AND RULES / NORMATIVE-LEGAL PROVISIONS / FOREIGN ECONOMIC ACTIVITY / JUDICIAL PRACTICE / CATEGORIES OF DISPUTES

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смирнова В.С.

В статье излагается решение задач, поставленных перед органами Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), посредством соблюдения таможенных принципов, институциональных норм и правил, выполнения нормативно-правовых регламентаций. Раскрываются направления по созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Анализируются виды функциональной и судебной деятельности органов СЗТУ. Обобщаются категории споров, их численность и качество в судебной практике СЗТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOLUTION OF FUNCTIONAL TASKS BY THE BODIES OF THE NORTH-WEST CUSTOMS ADMINISTRATION WITHIN THE FRAMEWORK OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES

In the article describes the solution of the tasks assigned to the bodies of the North-West customs administration (NWTY), through the observance of customs principles, institutional norms and rules, the implementation of legal regulations. Directions on creation of favorable conditions for foreign economic activity are disclosed. Types of functional and judicial activities of NWTU bodies are analyzed. The categories of disputes, their number and quality in the judicial practice of the NWTU are generalized.

Текст научной работы на тему «Решение функциональных задач органами Северо-Западного таможенного управления в рамках нормативно-правового регулирования деятельности»

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12) УДК 34.037

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕШЕНИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНЫХ ЗАДАЧ ОРГАНАМИ СЕВЕРОЗАПАДНОГО ТАМОЖЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В РАМКАХ НОРМАТИВНО-ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Смирнова В.С.

Санкт-Петербургский филиал Российской таможенной академии

SOLUTION OF FUNCTIONAL TASKS BY THE BODIES OF THE NORTH-WEST CUSTOMS ADMINISTRATION WITHIN THE FRAMEWORK OF LEGAL REGULATION OF ACTIVITIES

Smirnova V.S.

St. Petersburg Branch of the Russian Customs Academy

Аннотация

В статье излагается решение задач, поставленных перед органами Северо-Западного таможенного управления (СЗТУ), посредством соблюдения таможенных принципов, институциональных норм и правил, выполнения нормативно-правовых регламентаций. Раскрываются направления по созданию благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. Анализируются виды функциональной и судебной деятельности органов СЗТУ. Обобщаются категории споров, их численность и качество в судебной практике СЗТУ.

Ключевые слова: таможенное управление; таможенное регулирование; принципы, функции деятельности; институциональные нормы и правила; нормативно-правовые положения; внешнеэкономическая деятельность; судебная практика, категории споров.

Являясь территориальной составляющей федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по контролю и надзору в области таможенного регулирования, Северо-Западное таможенное управление (далее по тексту - СЗТУ) входит в единую федеральную централизованную систему таможенных органов Российской Федерации и обеспечивает реализацию в своей деятельности таких задач, как:

- защита национальной безопасности государства, жизни и здоровья человека, животного и растительного мира, окружающей среды;

- создание условий для ускорения и упрощения перемещения товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

Abstract

In the article describes the solution of the tasks assigned to the bodies of the North-West customs administration (NWTY), through the observance of customs principles, institutional norms and rules, the implementation of legal regulations. Directions on creation of favorable conditions for foreign economic activity are disclosed. Types of functional and judicial activities of NWTU bodies are analyzed. The categories of disputes, their number and quality in the judicial practice of the NWTU are generalized.

Keywords: customs management; customs regulation; principles, functions of activities; institutional norms and rules; normative-legal provisions; foreign economic activity; judicial practice, categories of disputes.

- обеспечение исполнения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, иных международных договоров и актов [2, 6], законодательства о таможенном регулировании.

Решение поставленных перед СЗТУ задач обеспечивается действующими нормативно-правовыми положениями и принципами деятельности таможенных органов, в основе соблюдения которых положены: законность; равенство лиц перед законом, уважение и соблюдение их прав, свобод; единство системы таможенных органов и централизованного руководства; профессионализм и компетентность должностных лиц таможенных органов; ясность, предсказуемость, гласность действий должностных лиц таможенных органов, понятность требования таможенных органов при проведении таможенного контроля и совершении

таможенных операций, доступность информации о правилах осуществления внешнеэкономической деятельности; единообразие правоприменительной практики при проведении таможенного контроля и совершении таможенных операций; недопущение возложения на участников внешнеэкономической деятельности, лиц, осуществляющих деятельность в сфере таможенного дела, перевозчиков и других лиц чрезмерных и неоправданных издержек при осуществлении полномочий в области таможенного дела [1, 3].

Успешное и качественное решение поставленных перед СЗТУ задач и соблюдение принципов деятельности его органов, на наш взгляд, возможно не только в рамках компетенций и функций, присущих таможенным органам, но и нормативно-правового, организационного механизма, который реализацией своих методов, комплексных мер и действий обеспечивает выполнение функций, их рационализацию, согласованное и целенаправленное взаимодействие как своих составляющих, так и системы управления деятельностью СЗТУ.

Такого рода согласование взаимодействия основных составляющих механизма и системы управления развитием СЗТУ в настоящее время обеспечивается статьями 351 и 254 Федерального закона от 03.08.2018 № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].

Выступая внутренним институциональным регламентатором норм и правил деятельности своих таможенных органов, СЗТУ в своей управленческой деятельности руководствуется обеспечением выполнения нормативно-правовых положений федерального закона № 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». При этом таможенные органы, в соответствии с нормами и правилами СЗТУ и статьями федерального закона № 289-ФЗ, в своей функциональной деятельности:

- обеспечивают выполнение международных обязательств РФ в части, касающейся таможенного регулирования, осуществляют сотрудничество с таможенными и иными компетентными органами иностранных государств, международными организациями;

- оказывают содействие в борьбе с коррупцией, международным терроризмом и экстремизмом, осуществляют противодействие незаконному обороту товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, наркотических средств, психотропных веществ, оружия, боеприпасов, культурных ценностей и иных предметов;

- проверяют маркировку товаров при проведении таможенного контроля в отношении товаров, обязательная маркировка которых предусмотрена международными договорами ЕАЭС или законодательством РФ;

- контролируют валютные операции, связанные с перемещением товаров через таможенную границу, с ввозом товаров в ЕАЭС и вывозом товаров из ЕАЭС;

- выявляют, предупреждают, пресекают преступления и административные правонарушения, отнесенные законодательством РФ к компетенции таможенных органов;

- проводят оперативно-розыскную работу в целях выявления, предупреждения, пресечения и раскрытия преступлений, противодействия коррупции и обеспечения собственной безопасности;

- проводят таможенный контроль, создают условия, способствующие упрощению проведения таможенных операций в отношении товаров и транспортных средств, применяют современные информационные технологии, внедряют прогрессивные методы таможенного администрирования, в том числе на основе общепризнанных международных стандартов в области таможенного дела, опыта управления таможенным делом в иностранных государствах - торговых партнерах РФ;

- совмещают информационные ресурсы таможенных и налоговых органов для противодействия уклонению от уплаты таможенных пошлин, налогов, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин [4].

Вместе с этим, таможенные органы СЗТУ осуществляют планомерную работу, направленную на создание благоприятных условий для внешнеэкономической деятельности. При этом электронное декларирование стало основой для реализации таких перспективных таможенных технологий, как удаленный выпуск товаров и автоматическая регистрация декларации на товары.

Следует также отметить то, что таможенные органы производят дознание и

БИТ 2019 Том 3 № 4 (12)

следствие по делам о преступлениях, уголовных правонарушениях, а также производство по которым отнесено к ведению таможенных органов. Они ведут также административный процесс по делам об административных правонарушениях и привлекают лиц к административной ответственности в соответствии с законодательством.

Разнообразие функциональной деятельности СЗТУ непосредственно связано и с географическим положением Северо-Западного федерального округа, являющегося единственным округом, который граничит со странами Европейского союза [7]. Поэтому деятельность СЗТУ характеризуется большими объемами внешнеторгового оборота, широкой номенклатурой экспортно-импортных товаров, перемещаемых всеми видами транспорта. Кроме того, СЗТУ вносит значимый вклад в результаты деятельности ФТС России, традиционно выступая экспериментальной площадкой для реализации федеральных пилотных проектов.

Успешное осуществление функций, институциональных норм и правил, соблюдение основных принципов, обеспечение эффективной деятельности СЗТУ, законности в области таможенного регулирования, на наш взгляд, возможно в рамках проведения правовой оценки: действий и управленческих решений таможенных органов, их должностных лиц; выявляемых нарушений законности, прав и экономических интересов участников внешнеэкономической деятельности, условий и причин их порождающих; принятия мер по восстановлению нарушенных прав и интересов; привлечения виновных лиц к ответственности [6, 8].

В настоящее время правовой службой СЗТУ проанализированы ежемесячные отчеты таможен о судебной практике за январь-апрель 2019 года. Результаты проведенного анализа свидетельствуют, что продолжает наблюдаться общая тенденция по снижению количества поданных к таможенным органам Северо-Западного региона заявлений [5].

Исключение составляют Карельская таможня (рост с 8 до 10 заявлений), Мурманская таможня (рост с 10 до 15 заявлений), Псковская таможня (рост с 29 до 499 заявлений).

В Выборгской и в Санкт-Петербургской таможнях доля отрицательных судебных дел возросла незначительно в общем количестве рассмотренных (на 6,9 % и 6,3% соответственно). При этом в Санкт-Петербург-

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

ской таможне количество дел, рассмотренных не в пользу возросло (за счет споров, обжалований постановлений по делам об административных правонарушениях) [5].

В анализируемом периоде времени наблюдается увеличение доли судебных дел, рассмотренных не в пользу таможенных органов общем количестве рассмотренных споров по категориям: связанных с классификацией товаров; возвратом излишне уплаченных таможенных платежей; обжалованием постановлений об административных правонарушениях; с завершением таможенных операций и осуществлением таможенного контроля.

В то же время в судебной практике по искам (заявлениям) таможенных органов СЗТУ сложилась положительная тенденция по снижению количества отрицательных судебных актов. Так, например, в первом квартале 2019 года судами рассмотрено 357 дел, из них 102 - с участим Балтийской таможни, 74 с участием Санкт-Петербургской таможни, 19 - с участием Кингисеппской таможни. Не в пользу таможенных органов рассмотрено 112 дел, из них - 47 не в пользу Балтийской таможни, 31 не в пользу Санкт-Петербургской таможни, 7 не в пользу Кингисеппской таможни.

На основании письма Северо-Западного таможенного управления от 15.04.2019 № 15-01-20/08710 «О направлении обзора судебной практики» [5] автором в таблице 1 представлены итоги судебной практики СЗТУ по основным категориям споров за 1 квартал 2019 года СЗТУ, численно характеризующие рассмотрение дел (споров), их виды.

Следует отметить, что соблюдение законности таможенными органами и должностными лицами выступает интегрирующим фактором деятельности СЗТУ в процессе реализации поставленных для решения задач, функций и соблюдения институциональных норм, правил, принципов в области таможенного регулирования.

Соблюдение нормативно-правовых ре-гламентаций, институциональных норм и правил в деятельности СЗТУ свидетельствует о необходимости внесения регулирующих положений в действующие правоотношения, изменений и дополнений, направленных на приведение основных статей законодательства в соответствие с Конституцией РФ. Совершенствование нормативно-правового таможенного регулирования в своей основе должно быть ориентировано на повышение качества соблюдаемых

Таблица 1.

Обобщенная характеристика судебной практики СЗТУ по основным категориям споров

за 1 квартал 2019 года

Категории споров Всего рассмотрено (дел) Не в пользу таможенных органов

Споры об обжаловании решений, действий (бездействия) таможенных органов и должностных лиц при определении, заявлении и контроле таможенной стоимости 26 14

Споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и процентов в связи с корректировкой таможенной стоимости 20 10

Споры, связанные с обжалованием решений таможенных органов о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС (в том числе предварительные решения о классификации товаров в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС) 45 20

Споры, связанные с обжалованием решений, связанных с совершением таможенным операций, проведением таможенного контроля 14 4

Споры об обжаловании требований таможенных органов об уплате таможенных платежей и решений таможенных органов о бесспорном взыскании таможенных платежей 17 9

Споры о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) таможенных платежей и процентов 12 10

Споры,связанные с предоставлением (непредставлением) льгот по уплате таможенных платежей 5 1

Примечание. Таблица составлена автором на основе [5].

принципов деятельности таможенных органов, институциональных норм и правил, нормативно-правовых регламентаций,

Список литературы

1. Федеральный закон от 03.08.2018 № 289-ФЗ (ред. от 01.05.2019) «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http:// www.pravo.gov.ru.

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2013 № 809 (ред. от 03.06.2019) «О Федеральной таможенной службе» [Электронный ресурс]: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru.

3. Публичная декларация целей и задач Федеральной таможенной службы на 2019 год [Электронный ресурс]: Официальный сайт Федеральной таможенной службы http://www.customs.ru.

обеспечивающих эффективность функционирования СЗТУ, его судов, защиту прав участников таможенной сферы.

4. Письмо Северо-Западного таможенного управления от 15.04.2019 № 15-01-20/08710 «О направлении обзора судебной практики».

5. Смирнова В.С. Северо-Западный регион как объект регулирования эффективной таможенной политики России. // Вестник ИНЖЕКОНА. Серия: экономика, выпуск № 3(54). СПб., 2012. С. 400-403.

6. Бейсенбаев А.А., Кроливецкий Э.Н. Концепция регулирования инновационных процессов межрегиональных рынков. // Вестник Чувашского университета. № 1. 2012. С. 355-359.

7. Евменова Н.И., Кроливецкий Э.Н. Информационное и методическое обеспечение прогнозирования экономического развития предпринимательских структур. // Петербургский экономический журнал. № 1. 2019. С. 97-102.

Поступила в редакцию 10.10.2019

Сведения об авторе:

Смирнова Виктория Сергеевна - заместитель начальника правового отдела Балтийской таможни, старший преподаватель кафедры технических средств таможенного контроля и криминалистики Санкт-Петербургского имени В.Б. Бобкова филиала Российской таможенной академии, e-mail: mis_svs@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.