Научная статья на тему 'Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А. Корто'

Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А. Корто Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
232
140
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ / МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ НАСЛЕДИЕ А.КОРТО / МЕТОДОЛОГИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ / CORTO’S PEDAGOGICAL TRADITIONS / UNIVERSALITY / MUSICAL EDUCATION / METHODOLOGY OF MUSICAL EDUCATION

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Ткачева Анна Николаевна

В статье освещаются некоторые проблемы современного музыкального образования, такие как фрагментарность и разрозненность в преподавании дисциплин музыкально эстетического цикла. Обращение к педагогическому наследию одного из выдающихся музыкальных педагогов XX века Альфреда Корто, имеет все основания выступать в качестве методологического импульса, способного оптимизировать подготовку специалистов в сфере культуры и искусств.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Optimization training music teachers on the basis of pedagogical heritage A.Corto

Some problems of contemporary musical education such as fragmentation and disunity in teaching the disciplines of musical aesthetic cycle are observed in this article. Appealing to the pedagogical heritage of one of the outstanding musical teachers of the 20 th century, Alfred Corto, can be accepted as a methodological impulse with no doubt, that is able to optimize the specialists' preparation in the field of art and culture.

Текст научной работы на тему «Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А. Корто»

УДК 78.071.4:005

ББК 85.31р

Ткачева Анна Николаевна

ассистент кафедра музыкального образования Белгородский государственный институт искусств и культуры

г. Белгород Tkacheva Anna Nikolaevna Assistant

The Department of musical educational Belgorod State Institute of Arts and Culture Belgorod Anna-tkachyova@yandex.ru

Оптимизация подготовки педагогов-музыкантов на основе педагогического наследия А.Корто Optimization training music teachers on the basis of pedagogical heritage

A.Corto

В статье освещаются некоторые проблемы современного музыкального образования, такие как фрагментарность и разрозненность в преподавании дисциплин музыкально - эстетического цикла. Обращение к педагогическому наследию одного из выдающихся музыкальных педагогов XX века Альфреда Корто, имеет все основания выступать в качестве методологического импульса, способного оптимизировать подготовку специалистов в сфере культуры и искусств.

Some problems of contemporary musical education such as fragmentation and disunity in teaching the disciplines of musical - aesthetic cycle are observed in this article. Appealing to the pedagogical heritage of one of the outstanding musical teachers of the 20 th century, Alfred Corto, can be accepted as a methodological impulse with no doubt, that is able to optimize the specialists' preparation in the field of art and culture.

Ключевые слова: Универсальность, музыкальное образование, педагогическое наследие А.Корто, методология музыкального обучения.

Key words: Universality, musical education, Corto’s pedagogical traditions, methodology of musical education.

В настоящее время в музыкальной педагогике существует немало проблем,

от решения которых зависит успешность образовательного процесса в целом. В данной статье нам хотелось бы остановиться на некоторых из них, на наш взгляд, принципиально важных. К числу таких проблем можно отнести некую разрозненность в преподавании дисциплин художественно-творческого цикла. Преодоление фрагментарности, присущей этому преподаванию, признаётся се-

годня актуальным целым рядом ведущих специалистов. Образование, по их мнению, должно стать фундаментом, на котором в дальнейшем смогут возникать различные модели профессиональной деятельности. «Эффективность образовательных процессов в первую очередь зависит от осознания их участниками и организаторами сущности и роли интегративного характера связей внутри системы, целенаправленного их развития...» [5, 35]. Речь идёт, таким образом, о необходимости преодоления противоречия между окружающей действительностью с её требованиями к подготовке кадров в области культуры и искусства - и ограниченным диапазоном профессиональных ориентиров и задач в работе учебных заведений художественно-творческого профиля (колледжи и ВУЗы культуры и искусства, музыкальные факультеты педвузов и др.). «Особо следует выделить противоречие между необходимостью формирования из студента ВУЗа специалиста высокой профессиональной квалификации, являющего собой некую целостность, и раздробленностью отдельных составляющих процесса его подготовки на отдельные дисциплины» [2, 75].

Ряд проблем современного образования связан с уровнем готовности молодых специалистов к предстоящей им профессиональной деятельности. Последняя порой требует от выпускников музыкальных вузов более широкого набора знаний, умений и навыков, нежели они могут получить в рамках какой-либо одной музыкальной специальности. Необходима комплексная подготовка, которая позволила бы им заниматься различными видами профессиональной деятельности. Современный рынок труда требует от его участников некоей мобильности и универсальности. Понятие «универсальность» в отношении подготовки педагогов-музыкантов появилось в научной литературе относительно недавно. Стоит отметить, что в данном случае оно связано с освоением разных видов музыкально-творческой деятельности: пения, игры на инструменте, руководства хоровым коллективом и так далее. Всё большее число исследователей отмечают настоятельную необходимость в разноплановой и многофункциональной профессиональной подготовке музыкантов. Среди них Плеханова

О.Е., Куроленко Е.М., Луданова Т.В., Грибкова О.В., Хорошилова Ю.А. и многие другие.

Одним из важных моментов для совершенствования и модернизации музыкального образования в России является разработка и внедрение инновационных технологий. Однако, стремление обогатить и углубить знания в музыкальной педагогике, не всегда связано с некими прозрениями в будущее. История также преподносит немало ценных и поучительных уроков, и иногда обращение к прошлому может дать неоценимую пользу будущим поколениям. Так, в поиске путей преодоления некоторых проблем современного музыкального образования, мы обратились к творчеству одного из выдающихся музыкантов-педагогов конца XIX - начала XX века - Альфреда Корто.

Педагогическое наследие Корто на данный момент в отечественной научно-исследовательской литературе освещено недостаточно. За исключением книги К. Х. Аджемова «Альфред Корто о фортепианном искусстве» [1] и отдельных немногочисленных и разрозненных высказываний музыковедов, упоминавших в том или ином контексте имя Корто, материалов, относящихся к деятельности выдающегося французского музыканта, нет. Практика показала, что уровень осведомлённости о его профессиональной деятельности среди пе-дагогов-пианистов, работающих в сфере культуры и искусств, невелик. Это обстоятельство представляется нам несправедливым по отношению к наследию выдающегося пианиста и педагога, каким был Альфред Корто, учитывая его значительный вклад в мировое педагогическое и исполнительское искусство.

Основной период деятельности французского музыканта, педагога, дирижера и фортепианного исполнителя А.Корто относится к концу XIX - началу XX века, но, несмотря на временную удалённость, его пример имеет все основания быть образцом для настоящего, для музыкантов наших дней. Широта интересов и всесторонняя одарённость французского пианиста позволили ему работать во многих сферах музыкальной деятельности. С равным успехом он выступал как исполнитель-инструменталист и как дирижёр, ему принадлежат од-

ни из наиболее масштабных публицистических работ своего времени в области музыкознания. К числу последних можно отнести труды «Французская фортепианная музыка» (в трёх томах), «Аспекты Шопена» и «Рациональные принципы фортепианной техники», до настоящего времени пользующиеся большой популярностью среди педагогов-пианистов. Во всех перечисленных амплуа -дирижёра, исполнителя-инструменталиста, педагога и методиста - Корто достиг успеха. Это обстоятельство позволяет трактовать его деятельность некую модель универсальной подготовки музыканта. Таким образом, фигура Корто может служить неким эталоном для современных учащихся-музыкантов.

В 1918 году А.Корто создал собственную школу - «Есо1е погша1е ёе musique» («Высшая музыкальная школа»), ставшую одним из первых музыкально-педагогическим заведений, сумевшим создать достойную конкуренцию Парижской консерватории с её академизмом и консервативностью. Школа Корто отличалась большой свободой творческих исканий в области музыкальной педагогики. В этой связи нельзя не сказать о вкладе А. Корто в создание традиций интерпретации музыкальных произведений. Он одним из первых стал говорить о роли исполнителя для музыкального произведения и о достоверности авторского текста. Во всех отношениях школа А.Корто была не просто частным учебным заведением, а это была именно школа в том понимании, в каком мы говорим о школе Е.Ф.Гнесиной или Г.Г.Нейгауза.

Педагогика Корто, опосредованно отражала его исполнительские установки и принципы. А.Б.Гольденвейзер в своем дневнике писал: «Если серьёзные художники серьёзно подходят к вопросам, они неминуемо совпадают в выводах» [3, 200]. Так, по ключевым вопросам музыкальной педагогики, таким как стилистическая достоверность в исполнении, подчинение средств выразительности художественной образности и преобладание её над техническими задачами, педагогические позиции Корто совпадают с установками большинства известных педагогов, не только тех, чей жизненный и творческий путь находится на исторической дистанции, но и современных. В то же время педагоги-

ческие воззрения Корто отражали его личностные качества, такие как склонность к аналитическому мышлению и одновременно способность непосредственного эмоционального переживания. Все это определяло профиль его педагогики.

В педагогической работе Корто опирался на ряд принципов, представляющих определенную ценность для современной музыкальной педагогики. Наиболее важным из них является принцип опоры на художественную идею, воплощающую смысл и сущность музыкального произведения. К понятию Художественной Идеи Корто относил всё то, что связано с образным и интонационным строем произведения. Таким образом, он стремился в занятиях с учащимися подчинить технологический аспект духовному, сделав последний главным компонентом в интерпретации музыкального произведения.

Такой подход позволяет утверждать, что педагогическая концепция Корто сохранила свою актуальность, а его традиции доказали свою значимость для современного музыкального образования.

Другой важной позицией в педагогических воззрениях Корто является утверждение о том, что хорошая интерпретация невозможна без фундаментальных знаний. Так, в занятиях с учащимися он уделял пристальное внимание музыковедческому анализу изучаемых в классе произведений, разбирая совместно с учениками особенности формы, музыкального языка и выразительных средств. Прибегая, таким образом, к аналитическим операциям, Корто воспитывал в своих студентах умение подходить к изучению произведения критически, т.е. находить ответы на вопросы о смысле и назначении средств выразительности в музыкальном тексте, о строении формы и интонационных особенностях музыкальных построений. Хочется отметить, что деятельность такого рода достаточно редко встречалась во времена Корто в музыкально - исполнительских классах; нечасто можно встретиться с ней и сегодня. Однако преимущества такого вида работы, на наш взгляд, очевидны. Вместе с тем, французский педагог делал акцент на стимулировании процессов художественного во-

ображения и духовно-творческих поисков учащихся в процессе обсуждения музыки и прослушивания её в различных исполнениях. Таким образом, исходя из сказанного выше, можно сделать вывод о том, что педагогические установки Корто могут выступать в качестве методологического импульса, способного создать позитивный эффект в ходе образовательного процесса.

Одной из особенностей занятий Корто с учащимися был метод, согласно которому в образовательное пространство урока игры на музыкальном инструменте привлекались способы деятельности из смежных областей музыкального искусства - из дирижирования, из уроков сольфеджио и вокала, из теории и истории музыки, а также из некоторых других дисциплин. Такие формы работы обогащали общий и профессиональный тезариус студентов школы, их знание-вый потенциал. Дирижирование пьесы целиком или её отдельных отрывков способствовало целостному восприятию музыкального произведения, постижению его метроритмической опоры и архитектонической уравновешенности формы. Сольфеджирование при разучивании некоторых видов фактуры, в особенности полифонических, как отдельно от игры на инструменте, так и в сочетании с проигрыванием какого-либо голоса, в состоянии помочь в развитии внутренних слуховых представлений учащихся, в развитии умения реально слышать динамическое звучание нескольких голосов одновременно.

Обращение к педагогическим традициям, на наш взгляд, должно быть реализовано и конкретизировано в определённых методологических подходах, в технологиях учебно-воспитательной работы, среди которых можно выделить следующие:

-Технологии, ориентированные на универсальное, системноинтегративное развитие учащихся. Данные технологии подразумевают максимальное использование межпредметных связей для достижения всестороннего полноценного образования учащихся.

- Технологии, ставящие во главу угла приобщение учащихся к приёмам и способам профессиональной деятельности, апробированной в практике масте-

ров исполнительского искусства. Указанные приёмы и способы, будучи умело использованными (не сводящиеся к элементарному копированию), могут дать позитивные результаты в учебно-образовательной практике. Сам Корто многое почерпнул от своего общения с Л.Дьемером и некоторыми другими современниками, включая и тех, кто не входил непосредственно в число его учителей.

- Технологии, включающие в себя в качестве базового компонента умственные действия учащегося, в частности, внутреннеслуховые и «умозрительные» операции. Работа в «уме» существенно интеллектуализирует процессы освоения музыкального материала, наполняет их смыслом, существенно повышает коэффициент полезного действия. Надо уметь, любить работать мысленно, наставлял молодёжь Корто; аналогичные советы давались многими выдающимися мастерами музыкальной педагогики и исполнительства.

- Технологии, основанные на творчески-эвристических действиях. Практика Корто, педагога и музыканта-исполнителя, служила показательным примером действий такого рода. Определиться с основными, наиболее важными и сложными проблемами, возникающими в ходе занятий, учил он, опробовать различные пути и способы решения этих проблем, отходя при этом от готовых, стереотипных, привычных вариантов решений; опираться как на «подсказки» интуиции, так и на дискурсивные процессы, не допуская ощутимого крена в ту или иную сторону.

На наш взгляд, указанные выше методы, адаптированные к современному образовательному процессу, имеют все основания оказать реальную помощь в воспитании музыканта универсальной подготовки, способного использовать обширный спектр умений и навыков в различных областях профессиональной деятельности.

Библиографический список

1. Аджемов К.Х. Незабываемое. Воспоминания: Очерки и статьи. -М.: Музыка, 1972. - 152с.

2. Галиченко А.Ю. Проблемы реализации междисциплинарной интеграции в образовательном процессе вузов культуры и искусств // Интеграция образования.- Саранск, 2009. - №2. - с. 75-79.

3. Гольденвейзер А.Б. Статьи, материалы, воспоминания. / Сост. Благой Д.Д. - М.: Сов. комп. - 1969. - 265с.

4. Грибкова О.В. Теория и практика формирования профессиональной культуры педагога-музыканта: дисс. доктора пед. наук - М., 2010. - 366с.

5. Медведева М.С. Интегрированная образовательная среда -необходимое условие смешанного обучения // Современные исследования социальных проблем. - М., 2012. - №10 (18). - с. 54.

6. Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика - XXI, 2005. -252с.

Bibliography

1. Agemov K.H. Unforgettabl. Memoirs: Essays and articles. - Moscow: Music, 1972. - 152p.

2. Galichenko A.Yu. Implementation problems of interdisciplinary integration in the educational process Universities of Culture and Arts. - Saransk, 2009. -№2. - p. 75-79.

3. Goldenveizer A.B. Articles, materials, memories. / Comp. Blagoy D.D. -Moscow: Soviet composer. - 1969. - 265p.

4. Gribkova O.V. Theory and practice of formation the professional culture of teacher-musician: dissertation of the doctor of pedagogical sciences - Moscow, 2010. - 366p

5. Medvedeva M.S. The Integrated Learning Environment is a necessary condition for blended learning // Modern studies of social problems. - Moscow, 2012.

- №10 (18). -54 p.

6. Korto A. About the art of piano. - Moscow: Classic - XXI, 2005. -

252p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.