Научная статья на тему 'Значение педагогической школы А. Корто в решении актуальных проблем современного музыкального образования'

Значение педагогической школы А. Корто в решении актуальных проблем современного музыкального образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
236
38
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИМИТАЦИОННОЕ МОДЕЛИРОВАНИЕ / КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ / УНИВЕРСАЛЬНОСТЬ ПЕДАГОГА-МУЗЫКАНТА / СИСТЕМНО-ИНТЕГРАТИВНОЕ ОБУЧЕНИЕ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Ткачева Анна Николаевна

В статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современного музыкального образования. Проанализированы основные педагогические принципы одного из выдающихся французских пианистов Альфреда Корто, выделены ведущие направления его профессиональной деятельности. Автором предложена педагогическая технология, направленная на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. Её можно трактовать как достаточно актуальную и перспективную, что делает целесообразным её использование в современной практике обучения музыке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Значение педагогической школы А. Корто в решении актуальных проблем современного музыкального образования»

УДК 78.071.4:005

Ткачева Анна Николаевна

ассистент.

Белгородский государственный институт искусств и культуры anna-tkachyova@yandex.ru Anna N. Tkacheva Assistant of The Belgorod State Institute of Arts and Culture anna-tkachyova@yandex.ru

Значение педагогической школы А. Корто в решении актуальных проблем современного музыкального образования

Meaning of A. Corto's pedagogical school in solving urgent problems of contemporary music education

Аннотация. В статье рассмотрены наиболее актуальные проблемы современного музыкального образования. Проанализированы основные педагогические принципы одного из выдающихся французских пианистов Альфреда Корто, выделены ведущие направления его профессиональной деятельности. Автором предложена педагогическая технология, направленная на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. Её можно трактовать как достаточно актуальную и перспективную, что делает целесообразным её использование в современной практике обучения музыке.

Ключевые слова: музыкальное образование, педагогические технологии, имитационное моделирование, контекстное обучение, универсальность педагога-музыканта, системно-интегративное обучение.

Annotation. The article deals with the most pressing problems of modern music education. Analyzed the main pedagogical principles one of the greatest pianists of the French pianists Alfred Corto, highlighted the leading directions his professional activities. The author offers a educational technologies, aimed at universal, system-integrative development of pupils. It can be regarded as sufficient relevant and promising, which makes it appropriate to use it in the modern practice of teaching music.

Key words: musical education, pedagogical methodologies, simulation modeling, contextual learning, universality of the music teacher, system-integrative learning.

Музыкальное образование на современном этапе переживает процесс интенсивных изменений и преобразований. В настоящее время быть востребованным музыкантом непросто. Выпускник высшего музыкального

заведения зачастую не знает, каким именно видом музыкальной деятельности ему придется заниматься. Условия современного рынка труда требуют от музыканта быть компетентным в целом ряде дисциплин, владеть широким спектром умений и навыков. В настоящее время наблюдаются некоторые разночтения между кругом целей и задач, стоящих перед современным музыкальным образованием и разрозненностью в преподавании предметов художественно-эстетического цикла в современных ВУЗах искусств и культуры. Преодоление фрагментарности, присущей преподаванию дисциплин художественно-творческого цикла, признается сегодня актуальным большинством ведущих специалистов.

Одной из принципиально важных задач в системе вузов культуры и искусств является формирование направленности личности обучающегося, трактуемой как комплекс интересов, склонностей, влечений, установок и др., ориентированных на будущую профессиональную деятельность. Поскольку последняя предполагает чаще всего универсализм, многосторонность форм и видов труда, то картина предстоящей деятельности, формируемая в ходе занятий у будущего деятеля в области культуры и искусств, должна быть не одномерной, а разносторонней, многоплановой.

В педагогической практике традиции и инновации находятся в тесной взаимосвязи. Их взаимообусловленность объясняется логикой исторического развития педагогической науки. Так, обращение к творческому и педагогическому наследию выдающихся музыкантов прошлого способно оказать помощь в решении некоторых проблем современного музыкального образования. В этом отношении опыт одного из крупнейших музыкантов конца XIX - начала XX века Альфреда Корто может служить примером. Профессиональная деятельность Корто была отмечена успехом во многих областях музыкального искусства - в инструментальном исполнительстве, в дирижировании, в публицистической деятельности, а также во многих других направлениях. Этот факт даёт нам право трактовать фигуру Корто как образец музыканта универсальной подготовки.

Наиболее важным педагогическим принципом в работе А. Корто был принцип опоры на художественную идею, которая лежит в основе музыкального произведения. Наряду с этим важной позицией в педагогике французского пианиста являлось отождествление связи интерпретации произведения и фундаментальных знаний о нём. Известно, что немаловажное значение в педагогической практике А. Корто имел музыковедческий анализ изучаемых произведений. Используя разработанную им анкету как инструмент активизации творческих и интеллектуальных способностей учащихся, французский педагог акцентировал внимание на выработке индивидуального отношения к произведению. Считая развитие самостоятельности ученика одним из приоритетных направлений педагогической деятельности, Корто побуждал учащихся к поиску собственной трактовки произведения. Эрудиция и постоянные искания художника должны приводить его к выявлению эмоциональной сущности

произведения во всей яркости. «У исполнителя должны быть не только полны руки, но и полно сердце»,- говорил он [3, с. 166].

Анализ педагогического наследия Корто дал основания полагать, что экстраполяция его методологических подходов в состоянии оказать реальную помощь в решении насущных проблем современного музыкального образования. С учетом существующей в настоящее врем потребности в специалистах широкого профиля, в рамках проведенного нами исследования был разработан комплекс методов, ориентированных на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся. К ним можно отнести:

1.Методы, ставящие во главу угла приобщение учащихся к приемам и способам профессиональной деятельности, апробированной в практике опытных музыкантов, мастеров исполнительского искусства.

2.Методы, включающие в себя в качестве базового компонента умственные действия учащегося, в частности, внутреннеслуховые и «умозрительные» операции.

3.Методы, основанные на творчески-эвристических действиях.

Остановимся на данных методах более подробно. Методы,

ориентированные на универсальное, системно-интегративное развитие учащихся близки технологиям модульного обучения. Они подразумевают применение средств и приемов обучения, направленных на расширение профессионально значимых знаний, умений и навыков в различных областях музыкального искусства, на привлечение интегративных межпредметных связей. Они имеют направленность на всестороннюю подготовку будущего музыканта, на универсальное обучение.

Одним из методов является заполнение анкеты. На сегодняшний день анкета продолжает оставаться актуальной формой взаимодействия педагога и учащегося в образовательном процессе. Для учащегося анкета является хорошим стимулом к восполнению недостающих знаний и к самостоятельным поискам, а для педагога - прекрасным средством тестирования теоретической основы исполнительской работы учащегося. Анкета учит пианиста самостоятельно анализировать музыкальный текст, что крайне необходимо в его будущей педагогической и исполнительской деятельности. Современная анкета, которую педагог может предложить учащимся, должна отражать не только теоретические аспекты: жанр произведения, форму, количество частей, гармонический, фактурный склад и т.д., но и комплекс определяющих выразительных средств: динамику, кульминационные моменты, темп и агогику. Учащемуся в процессе заполнения анкеты необходимо найти точные определения характера пьесы, её образного строя, не ограничиваясь простыми определениями, а стараясь найти как можно больше всевозможных градаций, оттенков и нюансов в музыкальном материале пьесы.

Необходимость учащихся в самостоятельном обращении к исторической и теоретической информации стимулирует развитие их исследовательских способностей, учит работать с первоисточниками. Тем самым, создаются условия для преодоления отрывочности и фрагментарности сведений,

получаемых на уроках теории и истории музыки, на занятиях по изучению музыкальной формы и музыкальной литературы. Заполнение анкеты создает своего рода теоретической базу, являющую неплохие предпосылки для создания на её основе интерпретации музыкального произведения.

Методы, основанные на приобщении учащихся к приемам и способам, апробированным в практике мастеров музыкального искусства, будучи умело использованными, могут дать позитивные результаты в учебно-образовательном процессе. Данный метод лежит в русле так называемого контекстного обучения (Вербицкий А.А.), то есть насыщения учебного процесса фрагментами профессиональной деятельности. Приведем определение понятия контекстного обучения:

Контекстным является такое обучение, в котором на языке наук и с помощью всей системы форм, методов и средств обучения (традиционных и новых) последовательно моделируется предметное и социальное содержание будущей профессиональной деятельности студентов [2, с. 53].

В музыкальном педагогическом образовании концепция контекстного обучения претерпевает некоторые коррективы. Здесь контекстным следует называть такое обучение, которое моделирует деятельность профессионала. Контекстное обучение основывается на примере деятельности большого мастера, специалиста, в данном случае - выдающегося французского педагога и фортепианного исполнителя Альфреда Корто, который на протяжении всей жизни совершенствовался и достигал выдающихся результатов во многих областях музыкального искусства. Его пример может служить хорошим образцом для творческого подражания.

Моделирование в музыкальном искусстве близко понятию абстрактной модели, то есть идеальной модели, построенной средствами мышления, сознания. Абстрактные модели являются языковыми конструкциями и могут передаваться другим людям средствами разных языков, естественных, профессиональных или искусственных [1]. Так, модель музыкального произведения исполнитель воссоздает при помощи мыслительных операций и внутренних звуковых представлений. Модель того, как должно звучать произведение он строит согласно нотной записи, которая в данном случае выступает как язык передачи данных.

Пример Корто подтверждает, что моделирование как метод деятельности - при условии творческой ассимиляции - может приносить реальную пользу, быть вполне оправданным в образовательной практике, в процессах самообучения.

Методы, включающие в себя в качестве базового компонента умственные действия учащегося, в частности, внутреннеслуховые и умозрительные операции почерпнуты нами из педагогической практики А.Корто. Суть метода заключается в приоритетном значении умственных операций на всех этапах работы над музыкальным произведением, особенно на этапе предварительного ознакомления.

Работа «в уме» интеллектуализирует процессы освоения музыкального материала, наполняет их смыслом и существенно повышает коэффициент их полезного действия. Она способствует развитию внутреннего слуха учащихся, обогащает внутренние музыкальные представления, от которых зависит успешность обучения в целом.

Важность работы внутреннего слуха, слуховых представлений трудно переоценить. Музыкальное мышление исполнителя направлено на воссоздание художественного образа, который должен максимально ясно предстать в его сознании и затем получить адекватное звуковое воплощение. «Если же мысленный идеал отсутствует или исчезает, работа пианиста превращается в рисование вслепую, с закрытыми глазами. Увидеть, что должно получиться, - основа работы и писателя, и художника, и композитора, и актера, и пианиста», - пишет известный русский пианист, автор методических трудов, посвященных развитию фортепианной техники, Е. Либерман [4, с.9].

Методы, основанные на творчески-эвристических действиях. Практика Корто, педагога и музыканта-исполнителя, служила показательным примером действий такого рода. Необходимо определиться с основными, наиболее важными и сложными проблемами, возникающими в ходе занятий, учил он, и опробовать различные пути и способы решения этих проблем. При этом важно суметь отойти от готовых, стереотипных, привычных вариантов решений, и в этом опираться как на «подсказки» интуиции, так и на дискурсивные процессы (в зависимости от ситуации, сложившейся на данном этапе работы), не допуская ощутимого крена в ту или иную сторону. Такова была позиция Корто.

Методы, основанные на творчески-эвристических действиях, ставят перед учащимися ряд задач, направленных на самостоятельный поэтапный поиск соответствующего решения. Целостная задача требует таких умений, как анализ; умение ставить на пути решения основной проблемы ряд частных, подчинённых; умение составить план решения, подразделив его на этапы; умение объединять несколько единонаправленных задач и т.д.

Использование на уроках принципов проблемного обучения создаёт благоприятные условия для рационального применения приобретенных учащимися знаний, умений и навыков практически по всем музыкальным дисциплинам. Создание на уроке ситуации «находки», ситуации поиска, требующей от учащихся самостоятельных поисков путей по её разрешению способствует развитию их творческих и мыслительных способностей. Шаг за шагом выполняя задания педагога по определению первоочередных и отдаленных задач, решая проблемы творческого выбора в каждой конкретной ситуации, учащийся приобретает ряд профессионально значимых качеств: аттенционных, имажитивных, мыслительных и волевых.

Таким образом, идеи Корто имеют универсальное значение, имеют все основания быть экстраполированными в практику преподавания музыкально-исполнительских дисциплин. Предложенный комплекс методов, разумеется,

не исчерпывают багажа методологических подходов и принципов, имеющих отношение к педагогике Корто. В то же время, они позволяют трактовать их как достаточно актуальные и перспективные, имеющие вневременной статус, что и делает целесообразным их использование в современной практике обучения музыке.

Литература:

1. Богатырев А.И. Теоретические основы педагогического моделирования (сущность и эффективность) [электронный ресурс] / А.И. Богатырев // Изд. дом «Образование и наука». - Режим доступа http://www. rusnauka. com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.

2. Вербицкий А. А. Компетентностный подход и теория контекстного обучения. - М.: ИЦ ПКПС. - 2004.- 84 с.

3. Корто А. О фортепианном искусстве. - М.: Классика-XXI, 2005. -

252с.

4. Либерман Е.Я. Работа над фортепианной техникой.- М.: Классика-XXI, 2010. - 148с.

Literature:

1. Bogaturev A.I. Theoretical bases of pedagogical modeling (the nature and effectiveness) [electronic resource] / A.I. Bogaturev // Publishing House «Education and Science». - available at: http://www. rusnauka. com/SND/Pedagogica/2_bogatyrev%20a.i..doc.htm.

2. Verbitskiy A.A. Competence-based approach and the theory of contextual learning. - Moscow, Publishing Center PCPS. - 2004.- 84p.

3. Korto A. About the art of piano. - Moscow: Classic - XXI, 2005. - 252

p.

4. Liberman E. Ya. Work on piano technique. - Moscow: Classic - XXI, 2010. -148 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.