Научная статья на тему 'ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ'

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
57
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Образование и право
ВАК
Область наук
Ключевые слова
патриот / патриотизм / патриотическая работа / патриотическое воспитание / студенты / молодежь / ВУЗы / Российская Федерация / оптимизация.

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Орлова Анна Владимировна, Шагбанова Хабиба Садыровна

В современных социально-политических условиях формирование патриотического сознания подрастающего поколения является задачей государственной важности. От ее успешного решения зависит будущее России, ее способность противостоять внешним вызовам и угрозам. Статья посвящена анализу особенностей патриотической работы со студентами в российских гражданских ВУЗах на современном этапе. Авторы анализируют такие понятия, как «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», выявляют проблемы на пути формирования патриотического сознания студентов, а также наиболее значимые аспекты оптимизации системы патриотической работы в современных российских ВУЗах. Предложены рекомендации направленные на усиление роли патриотического работы с учащимися высшей школы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ РОССИИ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

DOI: 10.24412/2076-1503-2023-5-53-58 NIION: 2018-0076-5/23-302 MOSURED: 77/27-023-2023-5-302

ОРЛОВА Анна Владимировна,

кандидат философских наук, заместитель заведующего кафедрой права по научной работе Институт социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», e-mail: av.orlova@mpgu.su

ШАГБАНОВА Хабиба Садыровна,

доктор филологических наук, доцент, профессор кафедры философии, иностранных языков и гуманитарной подготовки сотрудников органов внутренних дел ФГКУДПО «Тюменский институт повышения квалификации сотрудников Министерства внутренних дел Российской Федерации»,

e-mail: khabiba@yandex.ru

ОПТИМИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ В ВУЗАХ РОССИИ НА

СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ

Аннотация. В современных социально-политических условиях формирование патриотического сознания подрастающего поколения является задачей государственной важности. От ее успешного решения зависит будущее России, ее способность противостоять внешним вызовам и угрозам. Статья посвящена анализу особенностей патриотической работы со студентами в российских гражданских ВУЗах на современном этапе. Авторы анализируют такие понятия, как «патриот», «патриотизм», «патриотическое воспитание», выявляют проблемы на пути формирования патриотического сознания студентов, а также наиболее значимые аспекты оптимизации системы патриотической работы в современных российских ВУЗах. Предложены рекомендации направленные на усиление роли патриотического работы с учащимися высшей школы.

Ключевые слова: патриот, патриотизм, патриотическая работа, патриотическое воспитание, студенты, молодежь, ВУЗы, Российская Федерация, оптимизация.

ORLOVA Anna Vladimirovna,

Candidate of Philosophical Sciences, Deputy Head of the Department of Law for Research, Associate Professor,

Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University

SHAGBANOVA Khabiba Sadyrovna,

Doctor of Philology, Associate Professor, Professor of the Department of Philosophy, Foreign Languages and Humanitarian Training of Employees of the Internal Affairs Bodies of the Tyumen Institute for Advanced Training of Employees of the Ministry of Internal Affairs of the Russian Federation

OPTIMIZATION OF PATRIOTIC WORK IN RUSSIAN UNIVERSITIES

AT THE PRESENT STAGE

Annotation. In modern socio-political conditions, the formation of the patriotic consciousness of the younger generation is a task of national importance. The future of Russia, its ability to withstand external challenges and threats depends on its successful solution. The article is devoted to the analysis of the features of patriotic work with students in Russian civilian universities at the present stage. The authors analyze such concepts as "patriot", "patriotism", "patriotic education", identify problems in the formation of patriotic consciousness of students, as well as the most significant as-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

pects of optimizing the system of patriotic work in modern Russian universities. Recommendations are proposed aimed at strengthening the role of patriotic work with students of higher education.

Key words: patriot, patriotism, patriotic work, patriotic education, students, youth, universities, Russian Federation, optimization.

В современных социально-политических условиях воспитание подрастающего поколения в духе патриотизма является одной из ведущих государственных задач. Результативность патриотической работы в образовательных учреждениях определяется, несомненно, ее преемственностью. Основы патриотического воспитания должны первоначально закладываться в семье, затем - педагогами дошкольных учреждений, далее - в школе, учебных заведениях системы профессионального образования. Естественно, процесс усвоения патриотических ценностей молодежью осуществляется легче в том случае, если он реализуется последовательно, с детского возраста и затем на разных этапах взросления, когда сознание является уже более подготовленным к восприятию патриотических идей. В свою очередь, в случае наличия пробелов в патриотическом воспитании, например, игнорировании родителями данной темы при взаимодействии с детьми, они сложнее восполняются в дальнейшем, например, в рамках школьного обучения. При этом каждый возрастной этап развития предъявляет различные требования к выстраиванию педагогами патриотической работы. Следует отметить, что если дети дошкольного и школьного возраста в большей степени восприимчивы к занятиям по патриотическому воспитанию, то студенты являются той социальной группой, которая наиболее проблемно усваивает патриотические идеи. В этой связи, вопрос о построении занятий по патриотическому воспитанию является актуальным в рамках деятельности отечественных ВУЗов на современном этапе.

Значимость патриотической работы в высшей школе определяется, в первую очередь, государственными задачами [6, с. 29]. В этой связи, в законодательстве Российской Федерации на современном этапе четко прописана необходимость патриотического воспитания не только подрастающего поколения, но и в целом российских граждан. В частности, в ст. 14 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-Ф3 «О воинской обязанности и военной службе» отмечается, что военно-патриотическое воспитание должно осуществляться усилиями властей федерального и местного уровней систематически, на средства федерального бюджета. В свою очередь, в случае необходимости дополнительного финансирования, оно может производиться также из средств бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и внебюджетных средств с согласия их собственников [1]. Иными словами, государство, являясь

крайне заинтересованным в формировании патриотического сознания граждан, берет на себя основные расходы по финансированию данного воспитательного направления. Значимость феномена патриотизма применительно к государству определяется тем, что вектор и динамика стабильного развития общества во многом зависит от отношения каждого гражданина к своей стране, от осознания ответственности за ее будущее [14, с. 56].

Также в русле усиления тенденций патриотического воспитания Президентом Российской Федерации В.В. Путиным 9 ноября 2022 г. был подписан Указ «Об утверждении основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [2]. В соответствии с данным документом, к традиционным ценностям, оказывающим большое влияние на формирование мировоззрения российских граждан, наряду с достоинством, правами и свободами человека, относятся также патриотизм, гражданственность, служение Отечеству и ответственность за его судьбу [2]. Таким образом, важность сформированности патриотизма в сознании российских граждан определяется его связью с духовно-нравственными идеалами, непреходящими ценностями, к числу которых относятся крепкие семейные отношения, уважение к исторической памяти, преемственность поколений [8, с. 322].

Нельзя не отметить и тот факт, что на сегодняшний день в отдельных регионах России отмечается все больше проявлений негативных тенденций в молодежной среде (в частности, экстремизм). На наш взгляд, одним из инструментов противодействия такого рода отрицательной динамике может служить слаженная система патриотического воспитания молодежи [7, с. 419].

В силу подчеркнутой значимости формирования патриотизма на государственном уровне, для педагогических коллективов учебных заведений различных направлений подготовки остро стоит задача планирования, организации и проведения патриотической работы. Более сложной она представляется в высшей школе в силу возрастных и психофизиологических особенностей учащихся, склонности к нигилизму, стремлению следовать модным тенденциям, часто идущим вразрез с традиционными ценностями. Задача формирования истинных патриотов, любящих свою страну и ее граждан осложняется также отсутствием педагогических кадров, компетентных в данном направлении деятельности. Тради-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ционно мероприятия, посвященные патриотическому воспитанию, не являются основными, а лишь дополняющими учебный процесс. В результате, они могут реализовываться педагогами, ответственными за их выполнение, нерегулярно, при отсутствии творческой искры. Как следствие, подобная организация патриотического воспитания в высшей школе, как правило, не является продуктивной, оказывая влияние лишь на отдельных учащихся.

Существенными препятствиями к реализации и результативности патриотической работы является утрата современной молодежью понятия о значимости труда, а также уход в прошлое системы трудового воспитания, действовавшей в СССР В частности, В.Е. Семенов подчеркивает, что ценностные ориентации молодежи претерпели существенные трансформации за период последних 30-40 лет, в особенности - в плане осознания общественной значимости труда. Если в советскую эпоху, например, в 1960-е гг. - первой половине 1970-х гг., для молодежи главной целью в жизни являлось получение интересной, увлекательной работы, в постсоветское время, что подтверждается результатами социологических опросов, эта цель занимала лишь четвертое место [11]. По мнению исследователя, сложившаяся ситуация объяснялась тем, что после развала Советского Союза де-факто была ликвидирована идеология высокой социальной значимости труда, трудового воспитания. Усилению негативных тенденций в молодежной среде, отсутствию стремления к добросовестному труду в немалой степени способствовало расширение губительного влияния современных средств массовой информации. С телеэкранов был вытеснен образ честного работящего человека, в настоящее время вовсе забытый в результате стремительного распространения компьютерных технологий. В частности, в пространстве сети Интернет современным школьникам и студентам не встретить популяризируемый образ простого, работящего человека, передовика производства, утративший престижность в силу расширения глобализационных процессов, внедрения в массовое сознание западноевропейских идеалов, забвения традиционно русских ценностей. В.Е. Семенов отмечает по этому поводу, что произошла замена «героев труда» «идолами потребления», т.е. поп-звездами, юмористами и т.д. [11]. В свою очередь, на современном этапе проблематичной является реализация работы по патриотическому воспитанию в среде школьников и студентов, сознание которых является неподготовленным к восприятию идей о значимости труда на благо своей страны и ее народа.

Наконец, большое значение с точки зрения эффективности патриотической работы имеет профиль ВУЗа. В частности, высшие школы, осу-

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

ществляющие подготовку учащихся по военным специальностям, будущих сотрудников полиции и т.д., в большей степени уделяют внимание формированию патриотического сознания, что определяется основной направленностью образования в этих ВУЗах. В свою очередь, в высших школах, реализующих подготовку по направлениям, не связанным с защитой безопасности и прав российских граждан, система патриотического воспитания является в меньшей степени разработанной, что определяет необходимость ее дальнейшего совершенствования.

Между тем, в стенах высших учебных заведений осуществляется не только профессиональная подготовка молодежи, но также усвоение знаний, позволяющих во взрослой жизни делать осознанный выбор, отстаивать правильные ценности, ставить высокие личностные цели и успешно достигать их.

Прежде чем перейти к подробному рассмотрению особенностей патриотической работы в отечественных ВУЗах необходимо первоначально определить ее сущность.

В наиболее общем виде под патриотической работой в высшей школе следует понимать комплекс способов, методов и средств, позволяющих сформировать патриотическое сознание у учащихся. Это актуализирует вопрос об определении понятия патриотического сознания. Учитывая, что носителем его является патриот, необходимо первоначально дать дефиницию этому термину.

Согласно трактовке слова «патриот», содержащейся в толковом словаре живого великорусского языка В. И. Даля, под ним следует понимать «любителя отечества, ревнителя о благе его, отчизнолюба, отечественника или отчизника [4, с. 24]. Иными словами, патриотизм как качество патриота - есть любовь в своему Отечеству. Формирование патриотизма, в свою очередь, является главной целью патриотического воспитания. Результатом его является изменение сознания граждан, основу которого составляет искренняя преданность своей стране, готовность к ее преобразованию на общегосударственном, а также местном уровне в русле традиций и духовных ценностей своего народа, равно как и общечеловеческих нравственных идеалов [12, с. 12].

Необходимость усиления патриотической работы в высшей школе актуализирует рассмотрение вопроса о современном состоянии действующей в ней системы патриотического воспитания.

Следует отметить, что патриотическое воспитание в российских ВУЗах производится на основе массива законодательной базы Российской Федерации, сформированной в целях укрепления традиционных духовно-нравственных ценностей российской молодежи. Патриотическое

воспитание включает в себя следующие основные элементы:

1) достижение преемственности воспитательного процесса учащихся общеобразовательных школ, средне-специальных учреждений с ВУЗами РФ;

2) повышение воспитательного потенциала профессорско-преподавательского состава высшей школы;

3) конструирование среды, способствующей развитию патриотических чувств и качеств учащихся ВУЗов, а именно:

а) обеспечение беспрепятственного доступа к информации, раскрывающей содержание и смысл патриотического воспитания (ресурсам, размещенным в сети Интернет, печатным изданиям, культурным ценностям и т.д.);

б) повышение грамотности российской молодежи в различных правовых отраслях;

в) внедрение современных технологий, новейших программ, направленных на формирование патриотических чувств и качеств студентов;

г) стимулирование активной гражданской позиции учащихся, расширение их познаний в области не только российской культуры, но также культур других стран и народов [3, с. 222-223];

4) формирование положительного отношения в студенческой среде к военной и государственной службе, символам государственной власти, стремления защищать свою страну;

5) конструирование системы самовоспитания студентов в среде высшей школы;

6) создание условий для раскрытия научного потенциала педагогов, а также талантливых студентов, которые занимаются разработкой теории и практики патриотической работы: организация и проведение научно-практических конференций с дальнейшей публикацией материалов, выделение грантов и т.д.;

7) разработка эффективной системы поощрений за активную деятельность педагогического состава в области организации и проведения мероприятий, имеющих патриотическую направленность;

8) реализация контроля сформированности патриотической позиции студентов посредством разработки тестовых материалов, позволяющих определить ее уровень.

Несмотря на то, что многие российские ВУЗы воплощают на практике вышеперечисленные элементы патриотического воспитания, в силу ряда причин, обозначенных в начале настоящей статьи, патриотическая работа далеко не всегда дает ожидаемые результаты.

Представляется необходимым выделить ряд условий, которые позволят оптимизировать патриотическую работу в студенческой среде.

В первую очередь, необходимо повышать профессиональные компетенции профессорско-преподавательского состава, значимые в рамках проведения со студентами занятий по патриотическому воспитанию. Это определяется тем, что педагог, осуществляющий работу с учащимися в данном направлении, сам должен являться истинным патриотом, ревнителем о будущем своей Родины. Ведь в случае несформированности его собственной позиции процесс усвоения учащимися основ патриотического воспитания будет весьма затруднительным.

Кроме того, педагог, ведущий патриотическую работу, должен постоянно профессионально совершенствоваться, уметь внедрять новейшие технологии в воспитательный процесс. Необходимость введения инноваций в педагогическую деятельность определяется слабым влиянием традиционных технологий патриотического воспитания на молодежь.

Также педагог, ведущий работу со студентами с целью формирования их патриотической позиции, должен быть достаточно коммуникабельным, что определяется не только необходимостью выстраивания взаимоотношений с учащимися, но и с разного рода культурно-просветительскими и досуговыми учреждениями, посещение которых оказывает положительное воздействие на формирование патриотических настроений в студенческой среде (например, музеев, театров, выставок соответствующей направленности и т.д.). Положительным образом сказывается также умение педагога воздействовать на студентов средствами художественной литературы, приобщать их посредством прочтения произведений к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества [13, с. 171].

Наконец, педагоги, решающие в своей деятельности задачи патриотического воспитания молодежи, должны способствовать развитию их самостоятельности, самовоспитания, росту потребности в познаниях исторического прошлого не только своей страны, но и малой Родины -например, города, деревни, поселка и т.д., где жили они сами, либо их предки. В немалой степени это достигается посредством обучения студентов различным способам самостоятельной работы с источниками, раскрывающими героическое прошлое жителей конкретной местности или края, хранящих в себе память поколений. В данном случае, речь идет отнюдь не о специфических навыках работы с Интернет-ресурсами, но с архивными материалами, участии в музейных занятиях и т.д.

Вторым значимым условием в рамках оптимизации патриотической работы со студентами в ВУЗах РФ является активизация способов и приемов спортивно-патриотического воспитания, на

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

что в настоящее время исследователи обращают все больше внимания. Это определяется тесной связью патриотических чувств и спортивных достижений, особенно - в рамках участия студентов в масштабных мероприятиях по физической культуре, спортивных праздниках и т.д.

Как отмечают Л.Г. Пащенко и Н.З. Менглиев, несмотря на то, что в настоящее время декларируется положительный результат реализации патриотической работы в образовательной среде ВУЗов, в рамках осуществления последней недостаточное внимание уделяется формированию спортивно-патриотических ценностей студентов [10, с. 193]. Мнение исследователей соотносится с данными, приводимыми В.Г. Паутовым, отмечавшим, что в случае, если преподавательский состав не ставят целью формирование ценностных ориентации подростков в процессе патриотического воспитания, то их сформированность происходит стихийно, а уровень оставляет желать лучшего [9, с. 85]. При этом в немалой степени способствует выработке указанных качеств участие студентов в спортивных мероприятиях.

Спортивный вектор патриотического воспитания имеет большое значение при работе с учащимися высшей школы. Ведь уровень проявления морально-волевых личностных качеств является индикатором наличия, либо отсутствия патриотизма. Динамика этого уровня напрямую зависит от того, какое внимание уделяется в высшей школе вопросам разработки и внедрения в практику спортивно-патриотических мероприятий [5, с. 40]. Усилить эффект от вовлечения в них студентов позволит объединение присущих им средств со средствами военно-патриотического воспитания, которые также следует признать результативными с точки зрения формирования патриотических ценностей молодежи. В свою очередь, состязательный характер деятельности в рамках организованных, к примеру, спортивных игр, также способствует выработке патриотических чувств учащихся: стремление совершить спортивную победу для своей команды впоследствии может стать основой для героических поступков во имя Родины.

Третьим условием, соблюдение которого позволит усовершенствовать патриотическую работу в ВУЗах страны, следует признать ее проведение с ориентацией на многонациональность российского государства. Принимая во внимание, что Россия является страной, объединяющей в себе различные нации и народности, неверным является акцентирование внимания в рамках патриотического воспитания на достижениях исключительно русских людей. Подвиги огромного числа граждан страны, в ряде случаев - отдавших жизнь за российское государство, по своему происхождению являющихся татарами, башкирами,

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

чеченцами, чувашами, на сегодняшний день незаслуженно забыты. В этой связи, студентам, в особенности - представителям народов, входящих в состав России помимо русских, полезным в рамках формирования патриотических ценностей будет обращение к своему историческому прошлому, изучение свидетельств о подвигах выходцев из того или иного народа на благо общей Родины - России.

Наконец, важным в рамках оптимизации системы патриотической работы в современных российских ВУЗах следует признать развитие самостоятельной патриотической активности студентов. Несмотря на то, что усвоение патриотических ценностей предполагает деятельное участие и руководство опытного педагога, без активной и инициативной позиции самих учащихся усилия по формированию их патриотического сознания не будут иметь результата. Это определяется самой структурой патриотической работы, предусматривающей особую позицию объекта (т.е. учащихся), на который направлена формирующая деятельность субъекта (педагога). Позиция первого характеризуется не только воспроизводящим, но и творческим характером деятельности, тем более, что в распоряжении современных студентов имеется большое количество инструментов для вовлечения в патриотические мероприятия, организации патриотических праздников и т.д.

Таким образом, подводя итоги, следует отметить, что на современном этапе в гражданских ВУЗах система патриотической работы является в известной степени сформированной и дающей определенные практические результаты. Вместе с тем, патриотическое воспитание современных студентов сопряжено с большим количеством трудностей как объективного, так и субъективного характера.

Соблюдение педагогическим составом высших школ тех условий патриотической работы, которые были выделены в качестве наиболее значимых в рамках настоящей статьи, позволит существенно оптимизировать систему патриотического воспитания в современных российских ВУЗах.

Список литературы:

[1] Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» от 28.03.1998 № 53-Ф3 (посл. ред.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: URL: https://www.consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_18260/ (дата обращения: 07.04.2023).

[2] Указ Президента Российской Федерации от 09.11.2022 № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» [Электронный ресурс] -Режим доступа: URL: http://publication.pravo.gov.ru/

Document/View/0001202211090019?index=0&rang eSize=1 (дата обращения: 07.04.2023).

[3] Васильева Н.Б. Патриотическое воспитание студентов в ВУЗах России // Проблемы современной науки и образования. 2016. № 5 (47). - С. 221-226.

[4] Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В 4-х т. Т. III. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1956. - 555 с.

[5] Елизаров М.И. Совершенствование патриотического воспитания молодежи через организацию спортивно-массового движения в вузе // Культура физическая и здоровье. 2010. № 1. - С. 38-41.

[6] Любимов А.П. Государство и молодёжь: взаимные социальные обязательства // Вестник МГУКИ. 2014. № 1 (57). - С. 28-33.

[7] Орлова А.В., Шагбанова Х.С. Молодежная политика как важнейший ресурс формирования гражданского общества в современной России // Образование и право. 2022. № 6. - С. 418424.

[8] Орлова А.В., Шагбанова Х.С. Формирование патриотических чувств молодежи в условиях глобализации // Образование и право. 2022. № 7. - С. 319-325.

[9] Паутов В.Г. Формирование ценностных ориентации патриотической направленности в процессе физкультурно-спортивной деятельности подростков // Ученые записки университета Лесгафта. 2010. № 4 (62). - С. 82-85.

[10] Пащенко Л.Г., Менглиев Н.З. Решение задач спортивно-патриотического воспитания современной молодежи в условиях вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2020. Т. 9. № 4 (33). - С. 191-194.

[11] Семенов В.Е. Ценностные ориентации современной молодежи // Социологические исследования. 2007. № 4. - С. 37-43.

[12] Целовальникова А.С. Патриотическое воспитание учащихся старшего школьного возраста в туристско-краеведческой деятельности: на примере городского центра детско-юношеского туризма и краеведения г. Читы: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Чита, 2006. - 22 с.

[13] Шагбанова Х.С. Гуманизация образования в вузах МВД России: современное состояние и перспективы развития // Педагогический журнал. 2020. Т. 10. № 2А. - С. 168- 176.

[14] Шагбанова Х.С. Патриотизм как социокультурная доминанта // Общество и государство. 2023. № 1 (41). - С. 56-60.

Spisok literatury:

[1] Federal'nyj zakon «O voinskoj obyazannosti i voennoj sluzhbe» ot 28.03.1998 № 53-FZ (posl. red.) [Elektronnyj resurs]. - Rezhim dostupa: URL:

https://www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_18260/ (data obrashcheniya: 07.04.2023).

[2] Ukaz Prezidenta Rossijskoj Federacii ot 09.11.2022 № 809 «Ob utverzhdenii Osnov gosu-darstvennoj politiki po sohraneniyu i ukrepleniyu tradicionnyh rossijskih duhovno-nravstvennyh cen-nostej» [Elektronnyj resurs] - Rezhim dostupa: URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/ View/0001202211090019?index=0&rangeSize=1 (data obrashcheniya: 07.04.2023).

[3] Vasil'eva N.B. Patrioticheskoe vospitanie studentov v VUZah Rossii // Problemy sovremennoj nauki i obrazovaniya. 2016. № 5 (47). - S. 221-226.

[4] Dal' V.I. Tolkovyj slovar' zhivogo velikoruss-kogo yazyka / V 4-h t. T. III. - M.: Gosudarstvennoe izdatel'stvo inostrannyh i nacional'nyh slovarej, 1956. - 555 s.

[5] Elizarov M.I. Sovershenstvovanie patriotich-eskogo vospitaniya molodezhi cherez organizaciyu sportivno-massovogo dvizheniya v vuze // Kul'tura fizicheskaya i zdorov'e. 2010. № 1. - S. 38-41.

[6] Lyubimov A.P. Gosudarstvo i molodyozh': vzaimnye social'nye obyazatel'stva // Vestnik MGUKI. 2014. № 1 (57). - S. 28-33.

[7] Orlova A.V., Shagbanova H.S. Molo-dezhnaya politika kak vazhnejshij resurs formirovaniya grazhdanskogo obshchestva v sovremennoj Rossii // Obrazovanie i pravo. 2022. № 6. - S. 418-424.

[8] Orlova A.V., Shagbanova H.S. Formirovanie patrioticheskih chuvstv molodezhi v usloviyah glo-balizacii // Obrazovanie i pravo. 2022. № 7. - S. 319325.

[9] Pautov V.G. Formirovanie cennostnyh ori-entacii patrioticheskoj napravlennosti v processe fiz-kul'turno-sportivnoj deyatel'nosti podrostkov // Uche-nye zapiski universiteta Lesgafta. 2010. № 4 (62). -S. 82-85.

[10] Pashchenko L.G., Mengliev N.Z. Reshenie zadach sportivno-patrioticheskogo vospitaniya sovremennoj molodezhi v usloviyah vuza // Azimut nauch-nyh issledovanij: pedagogika i psihologiya. 2020. T. 9. № 4 (33). - S. 191-194.

[11] Semenov V.E. Cennostnye orientacii sovremennoj molodezhi // Sociologicheskie issledovaniya. 2007. № 4. - S. 37-43.

[12] Celoval'nikova A.S. Patrioticheskoe vospitanie uchashchihsya starshego shkol'nogo vozrasta v turistsko-kraevedcheskoj deyatel'nosti: na primere gorodskogo centra detsko-yunosheskogo turizma i kraevedeniya g. Chity: avtoref. dis. ... kand. ped. nauk. - Chita, 2006. - 22 s.

[13] Shagbanova H.S. Gumanizaciya obrazovaniya v vuzah MVD Rossii: sovremennoe sostoy-anie i perspektivy razvitiya // Pedagogicheskij zhur-nal. 2020. T. 10. № 2A. - S. 168- 176.

[14] Shagbanova H.S. Patriotizm kak sociokul'turnaya dominanta // Obshchestvo i gosudarstvo. 2023. № 1 (41). - S. 56-60.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ОБРАЗОВАНИЕ И ПРАВО № 5 • 2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.