Научная статья на тему 'Оптимизация модели «Школы здорового питания для детей» и ее адаптация к современным условиям жизни'

Оптимизация модели «Школы здорового питания для детей» и ее адаптация к современным условиям жизни Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
103
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Порутчикова Ю. А.

Рациональное питание – один из ключевых моментов формирования здорового образа жизни. Оптимизация модели «Школы здорового питания для детей» приведет к повышению качества питания, снижению заболеваемости детского населения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Порутчикова Ю. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Оптимизация модели «Школы здорового питания для детей» и ее адаптация к современным условиям жизни»

ОПТИМИЗАЦИЯ МОДЕЛИ «ШКОЛЫ ЗДОРОВОГО ПИТАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ» И ЕЕ АДАПТАЦИЯ К СОВРЕМЕННЫМ УСЛОВИЯМ ЖИЗНИ

© Порутчикова Ю.А.*

Детская городская поликлиника № 17, г. Ростова-на-Дону

Рациональное питание - один из ключевых моментов формирования здорового образа жизни. Оптимизация модели «Школы здорового питания для детей» приведет к повышению качества питания, снижению заболеваемости детского населения.

Состояние здоровья детей и подростков - важнейший показатель благополучия общества и государства. Неслучайно в последние годы проблеме здоровья детей уделяется особое внимание. В нашей стране успешно реализуется Национальный проект «Здоровье», программа «Родовой сертификат», диспансеризация детей-сирот в рамках региональных программ «Модернизация здравоохранения» - диспансеризация 14-летних подростков. Цель этих программ - укрепление здоровья детского населения, снижение уровня заболеваемости, инвалидности, смертности, повышение доступности и качества медицинской помощи.

Общеизвестно, что приоритетом существующей системы первичной медико-санитарной помощи детям является ее профилактическое направление, которое подразумевает не только раннее выявление заболеваний и предупреждение их обострений, но и создание фундамента здоровья ребенка на основе формирования здорового образа жизни родителей. К сожалению, большинство людей не рассматривают здоровье как некую ценность и начинают проявлять внимание к своему самочувствию только тогда, когда уже наступает болезнь. Поэтому создание культуры здорового образа жизни - вопрос многоплановый, одним из ключевых моментов которого является здоровое питание. И если раньше человечество жило, чтобы питаться, то сейчас - мы едим, чтобы жить.

По данным Всемирной организации здравоохранения сегодня в мире 177 млн. человек моложе 18 лет имеют проблемы с лишним весом, причем среди них 22 млн. - дети в возрасте до 5 лет. У каждой пятой женщины в нашей стране нарушены функции щитовидной железы, причем именно из-за неправильного питания. Едва ли не у половины детей и подростков имеется выраженный дефицит необходимых человеку витаминов, животных белков, практически у всех - дефицит полиненасыщенных жирных кислот на фоне избыточного поступления животных жиров. Растет число детей, неспособных

* Главный врач.

справиться со школьной нагрузкой. Нельзя исключить экологические и социальные аспекты этой проблемы. Но существуют и те факторы, которые зависят непосредственно от самого человека. И это, прежде всего, питание.

По словам академика РАМН, директора Института питания РАМН Виктора Тутельяна «Применительно к продуктам питания «вредный» и «здоровый» - понятие относительное, речь идет о наших привычках и неумеренном употреблении». Следовательно, для сохранения и укрепления здоровья нужно, начиная с детства, учить людей правильному питанию. В связи с чем, в нашей стране был разработан и принят ряд документов: Федеральный Закон «О качестве и безопасности пищевых продуктов», «Концепция государственной политики в области здорового питания населения Российской Федерации», «Основы государственной политики Российской Федерации в области здорового питания на период до 2020 года», в которых содержится комплекс мероприятий, направленных на улучшение структуры питания населения, и, в первую очередь, детского.

Медицинское обслуживание детей в нашей стране осуществляется по участково-территориальному принципу, который обеспечивает тесную взаимосвязь медицинских работников с семьей ребенка. Профилактическая работа участковой службы начинается задолго до рождения ребенка: во время двух обязательных дородовых патронажей медицинская сестра и врач дают рекомендации будущей маме по режиму дня, питанию, пропагандируя, грудное вскармливание, являющееся программой для дальнейшей жизни ребенка, обучают правилам ухода за малышом. После рождения ребенка профилактическая работа заключается в динамическом наблюдении за развитием здоровых детей, организацией рационального вскармливания, проведением диспансерных осмотров детей врачами-специалистами, профилактических прививок, в подготовке детей к поступлению в детские дошкольные учреждения, школу, санитарном просвещении населения.

Благодаря созданию на базе медицинских учреждений «Центров Здоровья», стала возможна ранняя диагностика и профилактика заболеваний. Такой «Центр здоровья для детей» функционирует в нашей поликлинике с 2010 года. Обследованию в «Центре здоровья для детей» подлежат, в первую очередь, здоровые дети (1-2 группы здоровья), оно занимает, в среднем, 40-60 мин. За это время проводятся: антропометрия, определение холестерина, глюкозы крови, определение остроты зрения, слуха, силы мышц, быстроты реакции на внешний раздражитель, содержание углекислого газа и кислорода в выдыхаемом воздухе, электрокардиография, определение в процентном отношении воды, мышечной и жировой ткани в организме (биоэм-педансметрия). Биоэмпедансметрия является уникальным неинвазивным безболезненным методом обследования, позволяющим в процентном соотношении определить количество жировой, мышечной ткани и воды, что способствует раннему выявлению нарушения питания у ребенка.

Все полученные в результате обследования данные анализируются врачами «Центра здоровья для детей», при необходимости пациентов направляют для уточнения диагноза и назначения лечения к другим врачам - специалистам. Врачи «Центра здоровья для детей» дают индивидуальные рекомендации по режиму дня, гигиене полости рта, двигательной активности, рациональному питанию.

Очевидно, что в своей профилактической работе, в том числе по формированию навыков здорового образа жизни и рационального питания, в целях сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения, врачи тесно сотрудничают с педагогами, воспитателями и родителями. Задача медицинских работников по вопросам культуры здорового питания на современном этапе - координировать и систематизировать профилактическую работу с населением. Одним из путей такого взаимодействия, на мой взгляд, является создание на базе детской поликлиники «Школы здорового питания для детей». Реализация данной цели приведет к повышению качества питания детей, и, как следствие, снижение заболеваемости детского населения. Местом реализации модели проекта «Школа здорового питания детей» выбраны ам-булаторно-поликлинические учреждения в связи с тем, что первичное звено непосредственно взаимодействует с населением, организациями здравоохранения, предприятиями, дошкольными и школьными учреждениями, ВУЗами.

С целью реализации проекта «Школы здорового питания детей» создается рабочая группа, в которую входят врачи «Центра здоровья для детей», (при наличии такового в структуре поликлиники; при отсутствии - заключается договор о безвозмездном сотрудничестве с «Центром здоровья для детей» по территориальной принадлежности); врач-диетолог, если в поликлинике нет своего врача-диетолога, приглашается врач-диетолог «Центра здоровья для детей»; врачи-педиатры поликлиники, возглавляет работу заместитель главного врача по лечебной работе или врач-диетолог.

Алгоритм работы «Школы здорового питания детей»:

1. Рабочая группа разрабатывает план работы на полугодие.

2. Рабочая группа для организации работы разрабатывает методические рекомендации с учетом возрастной, половой, социальной, профессиональной принадлежности членов учебной группы, на основании проведенного первичного анкетирования беременных, родителей, детей.

2.1. Врач-диетолог ежеквартально проводит обучающие семинары для врачей-специалистов медицинского учреждения в области здорового питания детей.

2.2. Для работы школы здорового питания мы используем ресурсы «Центра здоровья для детей», специалисты которого с целью раннего выявления заболеваний проводят комплекс диагностических мероприятий с применением современного оборудования.

2.3. Рабочая группа разрабатывает модель и курирует взаимодействие лечебно-профилактического учреждения с женскими кон-

сультациями, образовательными учреждениями по пропаганде «здорового питания» детей.

2.4. Рабочая группа информирует беременных и родителей о роли «здорового питания» как основы профилактики заболеваний детей.

2.5. Организационно-методический отдел совместно с рабочей группой ежемесячно анализируют эффективность работы участковых врачей-педиатров, выявляет процент детей до 6 мес., находящихся на грудном вскармливании; первичный уровень заболеваний ЖКТ, анемий, иммунной и эндокринной систем у детей и подростков.

Информация на. сайт

Наглядные пособия

Лекции на р однт ель сенх собраниях

Рис. 1. Модель взаимодействия

Следует отметить, предлагаемая модель является замкнутой, системной и цикличной, срок реализации - 12 месяцев, бюджет для обслуживаемой территории в 32 тыс. населения - 178460, 00 руб. Проект является социально и экономически эффективным, малозатратным, доступным для каждого пациента.

Контроль школы здорового питания и оценка ее эффективности осуществляется на основе мониторинга анкетирования. Изменение питания детей, а тем более снижение заболеваемости, которая вызвана неправильным питанием, требует достаточно долгого времени. Поэтому в короткие сроки оцениваются лишь заинтересованность беременных, родителей, сотрудников образовательных учреждений работой школы здорового питания.

Ожидаемые результаты:

- создание фундамента для рождения здорового ребенка посредством повышения уровня знаний беременных и родителей в области «здорового питания»;

- увеличение доли детей в возрасте 6 месяцев находящихся на грудном вскармливании до 50 % от общего количества детей в возрасте 6 месяцев;

- снижение уровня заболеваний ЖКТ, анемий, иммунной и эндокринной систем у детей и подростков;

- повышение числа детей, отнесенных к 1 группе здоровья, на 1 процент, отнесенных к 2 группе здоровья на - 2 процента, из числа обучающихся в общеобразовательных учреждениях и посещающих дошкольные детские учреждения.

Данная модель Школы здорового питания для детей применима для любого региона, городских и сельских медицинских учреждений нашей страны, как имеющих центры здоровья для детей, так и без них.

Рассмотренный проект может служить основой для внедрения современной системы рационального питания в жизнь детей и подростков, а также их родителей. Он позволит повысить уровень медицинской активности и грамотности населения в формировании здорового образа жизни и рационального питания.

Список литературы:

1. Евланова В. Жизненно важные первые 1000 дней // Медицинская газета. - 18 января. - 2013.

2. Жданова Л.А., Рунова О.С., Шишова А.В., Салова М.Н., Бобошко И.Е. Актуальные аспекты совершенствования профилактической работы детской поликлиники: организационные формы, методическое обеспечение // Заместитель главного врача. - 2011. - № 7 (62). - С. 18-26.

3. Кучма В.Р., Сухарева М.Л. Состояние здоровья школьников и роль школ, содействующих его укреплению // Школа здоровья. РОО «Образование и здоровье». - 2008. - № 3. - С. 4-13.

4. Орлова Н.В., Чукаева И.И. Организация и функционирование центров здоровья: учебное пособие. - М.: ГОУ ВПО РГМУ Росздрава, 2010. -С. 11-25.

5. Решетников И.С. Центр здоровья: функции, структура, организация работы кабинетов инструментальных исследований // Функциональная диагностика. - 2010. - № 3. - С. 30-42.

6. Руководство по школьной медицине. Клинические основы / Под ред. проф. Д.Д. Панкова, чл.-корр. РАМН, проф. А.Г. Румянцева. - М.: Гэотар-Медиа, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.